Научная статья на тему 'Государственная поддержка социального туризма: новые аспекты и решения'

Государственная поддержка социального туризма: новые аспекты и решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
319
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / SOCIAL TOURISM / ДОСТУПНЫЙ ТУРИЗМ / ACCESSIBLE TOURISM / МАССОВЫЙ ТУРИЗМ / MASS TOURISM / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА / STATE SUPPORT OF SOCIAL TOURISM / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX PRIVILEGES / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / INTERNAL TOURISM / ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ / PROFESSIONAL TOURIST TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трофимов Евгений Николаевич

Как сделать туризм доступным для представителей всех слоев общества, как возродить социальный туризм в России? Предлагается конкретный механизм создания правовой системы социального туризма в России, который будет способствовать повышению уровня жизни слабозащищенных слоев населения.How to make tourism accessible to representatives of all social classes, how to revive social tourism in Russia? The concrete mechanism to create the legal system of social tourism in Russia which will promote the increase of the living standards of less protected strata of population is suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка социального туризма: новые аспекты и решения»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 338.48-2-05

Е.Н. Трофимов,

Российская международная академия туризма

Государственная поддержка социального туризма: новые аспекты и решения

Российская международная академия туризма

Социальный туризм - новое и одновременно вполне традиционное явление в жизни нашей страны, пустившее глубокие корни в ХХ веке. Под ним принято понимать любые виды туризма во всех разновидностях, субсидируемые из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам, а также представителям работающего населения.

Сейчас в России более 13 млн инвалидов, примерно половина населения - это молодежь и пожилые люди, которые относятся к социально незащищенным катего-

© Трофимов Е.Н., 2015

риям граждан, и их возможности путешествовать крайне ограничены. Доля туризма в ВВП составляет 4%, тогда как в других европейских странах этот показатель в три раза выше.

В современной России социальный туризм имеет свои исторические корни. В Советском Союзе действовала хорошо отлаженная система государственной поддержки отдыха трудящихся. Законодательное право на труд и отдых граждан осуществлялось через сеть профсоюзов, молодежные организации и Всесоюзное общество «Интурист». Таким образом, большинство трудящихся и пенсионеров отдыхали и пу-

тешествовали на льготных условиях или бесплатно, за счет профсоюзов, средств государственного социального страхования или фондов предприятий.

Учредитель Российской международной академии туризма -«Центральный совет по туризму и отдыху» - предоставлял тогда услуги более 50 млн человек [1]. Это была крупнейшая в мировом туризме структура, ориентированная на социальный туризм, но функционирующая по принципам полного самообеспечения и развития.

Сегодняшняя ситуация в России в корне изменилась в силу возникновения рыночных отношений, которые не способствуют созданию налаженной на государственном уровне целостной системы развития социального туризма.

Основным направлением социальной защиты граждан сейчас является обеспечение прожиточного минимума населения путем повышения пенсий и различных социальных выплат. Однако это не решает проблемы доступности богатейших туристских ресурсов России всем социальным категориям граждан.

Будучи в течение нескольких лет членом правления Международной организации социального туризма, автор статьи невольно пришел к заключению, что в развитых государствах Европы отношение к отдыху работающего населения выстраивается не менее серьез-

ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ТРОФИМОВ

доктор политических наук, ректор Российской международной академии туризма, член Экспертного совета по туризму Комитета социальной политики Совета Федерации Российской Федерации, член правления Международной организации социального туризма. Сфера научных интересов: социальный туризм, этнографический туризм, национальная политика России, профессиональное туристское образование. Автор более 50 научных работ

Как сделать туризм доступным для представителей всех слоев общества, как возродить социальный туризм в России? Предлагается конкретный механизм создания правовой системы социального туризма в России, который будет способствовать повышению уровня жизни слабозащищенных слоев населения.

Ключевые слова: социальный туризм, доступный туризм, массовый туризм, государственная поддержка социального туризма, налоговые льготы, внутренний туризм, подготовка туристских кадров.

How to make tourism accessible to representatives of all social classes, how to revive social tourism in Russia? The concrete mechanism to create the legal system of social tourism in Russia which will promote the increase of the living standards of less protected strata of population is suggested.

Key words: social tourism, accessible tourism, mass tourism, state support of social tourism, tax privileges, internal tourism, professional tourist training.

но, нежели к производственной деятельности. У европейцев существует понимание того, что хороший и качественный отдых - залог более эффективной и продуктивной работы. Помимо этого еще и забота о сохранении здоровья людей. Работодатели, заботясь об отдыхе нанятых работников, выступают отнюдь не с позиций благотворительности, в этом присутствует значительная доля практицизма: нездоровые и унылые люди их не устраивают в качестве производителей материальных ценностей. В заботе об отдыхе работников проявляется также и материальный фактор: законодательно все отработано так, что работодатель не остается в убытке. А в целом в полной мере реализуется право людей на отдых [2, 7].

В России право на отдых гарантировано Конституцией. Но в реальности большинство людей так и не может воспользоваться этим правом. Из 146 млн россиян в прошлом году, например, по данным Ростуризма, лишь 28% совершили путешествия по России, а за ее пределы выезжало 12% от общей численности населения. От себя добавлю, что хитросплетения статистики таковы, что учитывается условно человеко-выезд, а не число поездок одного конкретного человека. Вследствие этого выходит

так, что кто-то совершил за год несколько турпоездок, кто-то всего одну, а большинство - ни одной. Следовательно, число путешествующих россиян еще меньше. Но вот другая цифра рисует более точную картину: 60% граждан страны вообще не путешествуют - ни раз в год, ни раз в пять лет.

Помимо традиционного фактора (неспособности или нежелания перемещаться) главным сдерживающим мотивом становится нехватка средств у населения, усугубляющаяся глобальным финансово-экономическим кризисом, падением цен на нефть и углеводороды, а также западными санкциями. В сложившихся социально-экономических и политических условиях государственная поддержка развития внутреннего и социального туризма приобретает особую актуальность [4].

Мы уже давно ведем речь о возрождении в стране социального туризма. Вначале это были некоторые научно-теоретические обоснования, публикации в периодической печати, обсуждение его роли и значения в общественном развитии, обобщение накопленного международного опыта [1-3, 6, 7]. Но затем стали предприниматься практические шаги. Примечательно проведение в декабре 2013 года в Совете Федерации Между-

народного форума по социальному туризму с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, иностранных коллег, одним из инициаторов которого стала Российская международная академия туризма [2]. Тогда с трибуны представители верхней палаты нашего парламента, Мин-культуры и Ростуризма однозначно высказались в пользу поддержки и развития социального туризма, обеспечивающего доступ к отдыху широких слоев населения. Однако уже на том этапе стало понятно, что для реальных изменений необходимо внесение серьезных поправок в действующее законодательство, в частности в Налоговый кодекс. Политика в области социального туризма должна поощрять работодателей заботиться об отдыхе своих работников. Финансовые выкладки показали, что в случае внедрения в масштабах страны такого рода программ бюджет России не только не пострадает, но даже получит весомую прибавку. Хотя бы потому, что люди на отдыхе обязательно что-то покупают у местных производителей. Еще один важный вывод сводился к тому, что особую значимость социальный туризм имеет для российских регионов. И третье направление обсуждения - необходимость подготовки специалистов самой сферы социального туризма. РМАТ одной из первых откликнулась на эту инициативу: курсы по проблемам социального туризма вошли в ее учебные программы [5].

Мы понимали, что налоговые льготы для работодателей и туристов - важный импульс в развитии социального туризма. И в результате кропотливой работы Комитета Совета Федерации по социальной политике, Минкультуры, Ростуризма, ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг) в Госдуму внесен законопроект, который, несомненно, является важным шагом с точки зрения развития гуманитарных отношений, демократии. Законопроект предусматривает для работодате-

Туристы

лей, отправляющих своих работников на отдых в Россию, снижение налогооблагаемой прибыли. При этом будут учитываться фактически понесенные траты.

Сегодня почти двум третям россиян не хватает средств ни на какой отдых, многие из них не имеют возможности путешествовать. Вовлечение их в туризм приведет к загрузке гостиниц и санаториев в несезон. Пока же из 41 млн путешествующих по России организованных туристов только 2 млн.

В законопроекте предусматривается дополнить ст. 255 Налогового кодекса пунктом о расходах на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работнику, его супруге (супругу), родителям, детям, которые будут относиться на себестоимость продукции. Под услугами по организации туризма и отдыха понимаются транспортные услуги, проживание туриста в гостинице и иных средствах размещения, включая услуги питания, экскурсионные услуги.

Указанные расходы учитываются в размере фактически произведенных расходов по организации туризма и отдыха, но не более 50 тыс. рублей на каждого гражданина.

Предполагается наделять работодателей правом учитывать затраты, понесенные на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории России по договору, заключенному работодателем с туроператором в пользу работников, для целей налогообложения на прибыль. Тем самым работодатели смогут учитывать в составе расходов на оплату труда затраты, понесенные на организацию туризма и отдыха, т.е. с этой суммы не будет удерживаться 20% налога на прибыль.

При таком подходе заинтересованным лицом становится и налогоплательщик. В связи с этим прорабатывается вопрос о внесении изменений в ст. 219 Налогового кодекса. Ее предлагается дополнить подпунктом следующего содержания: в сумме, уплаченной налогоплательщиком за счет собственных средств за услуги по организации туризма и отдыха на

территории России, оказанные налогоплательщику, его супруге (супругу), родителям, детям, и предусматривается социальный налоговый вычет.

Цель этого предложения - создание налоговых условий, стимулирующих развитие внутреннего туризма, и государственная поддержка организованного семейного отдыха, повышение доступности граждан к культурному и историческому потенциалу России.

В дополнение системы действующих налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц предлагается предоставлять социальный налоговый вычет налогоплательщикам, потратившим средства на отдых на территории России. Такой вычет планируется предоставить в сумме, уплаченной налогоплательщиком за счет собственных средств за услуги по организации туризма и отдыха, оказанные налогоплательщику, его супруге (супругу), родителям, детям в возрасте до 18 лет, а обучающимся по очной форме обучения - в возрасте до 24 лет.

Такой вычет можно будет получить в размере фактически произведенных расходов на услуги по организации туризма и отдыха на территории России, но не более 50 тыс. рублей в налоговом периоде (календарный год), на каждого из перечисленных граждан, т.е. с этой суммы должны вернуть 13%, или 6,5 тыс. рублей каждому.

Законодатели подчеркивают, что расходы работодателей на отдых работников являются для них экономически обоснованными, направленными (в косвенной форме) на получение дохода, поскольку повышают престиж работодателя, что позволяет как привлекать и удерживать высококвалифицированные кадры, так и оказывать помощь социально незащищенным работникам. Необходимо учитывать, что принятие проекта повлияет на поступления в бюджеты различного уровня

налога на прибыль организаций, участвующих в формировании и реализации турпродукта.

Эффект от принятого закона положительно скажется на различных сферах жизнедеятельности общества, исходя из следующего: введение налоговой льготы по налогу на прибыль организаций приведет к увеличению поступлений в бюджет и внебюджетные фонды других налогов и взносов, пошлин, сборов и других обязательных платежей за счет роста доходов в сфере внутреннего туризма и смежных отраслей; законопроект предоставляет работникам возможность провести отпуск в Российской Федерации, приобщиться к культуре собственной страны, лучше узнать ее традиции, историю, природно-рекреаци-онный потенциал; работодатели получают дополнительный механизм равномерного распределения отпусков работников в течение календарного года. В целом же такое распределение отдыхающих окажет поддержку туристской отрасли и позволит не закрывать предприятия в сфере туризма в период традиционного спада посещаемости, сохранить рабочие места и, соответственно, сохранить уровень налого-

вых поступлений в бюджеты всех уровней; многодетные и малообеспеченные семьи смогут воспользоваться отдыхом.

Законодатели говорят, что реализация положений законопроекта повлечет выпадающие доходы. В соответствии с проведенными ими расчетами, объем налоговых льгот (без учета роста отрасли вследствие реализации льготы) составит менее одного миллиарда рублей. Но эти выпадения из доходов бюджета будут компенсированы за счет дополнительных поступлений в виде НДС, налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов организаций туристской отрасли и смежных с ней отраслей, возникающих при реализации рассматриваемой льготы, а также за счет расширения спроса на внутренний туризм.

Понятно, что льготное налогообложение не может быть беспредельным. В этой связи представляется необходимым ограничить расходы, понесенные на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории России по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (тур-агентом) в пользу работников (и членов их семей). Они не должны, в соответствии с п. 16 ст. 255 На-

логового кодекса РФ, в совокупности с расходами по договорам добровольного личного страхования и договорам на оказание медицинских услуг превышать 6% от расходов на оплату труда.

На мой взгляд, этот очень важный законопроект нацелен на внедрение социальной составляющей в туристскую, санаторно-курортную деятельность, развитие туризма в стране в целом, и его нельзя расценивать иначе как шаг в правильном направлении. Сейчас нужна политическая воля, чтобы эти изменения в Налоговый кодекс были приняты. Важно при этом повышать качественные показатели труда в туризме, доводить их до европейских. Пока изменений мало, растут только цены.

И, конечно, нужны современные кадры, подготовку которых должен оплачивать в основном бизнес, а готовить - туристские вузы.

В России нет ни одной государственной туристской фирмы, в то же время немалая часть бюджетных денег расходуется на подготовку для них туристских кадров. Отсюда и кадры такие. Все это поправимо, и надо реально смотреть в будущее российского туризма. Это позволит оздоровить российскую нацию и стать туризму конкурентоспособным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пугиев В.Г. Дорогой созидания: профсоюзы, социальный туризм, подготовка туристских кадров. М.: Логос, 2013. 216 с.

2. Социально-оздоровительный туризм в России в контексте современного европейского туризма: материалы Международного форума (Москва, 12 дек. 2013 г.). М.: Логос, 2013. 176 с.

3. Социально-оздоровительный туризм как основа реализации социальной политики государства в целях устойчивого социально-экономического развития города Москвы: материалы круглого стола. (Москва, 20 марта

4. 2014 г). М.: Логос, 2014. 128 с.

5. Трофимов Е.Н. Доступность туризма как национально-экономическая категория // Высшее образование сегодня. 2015. № 5. С. 40-46.

6. Трофимов Е.Н. Международное сотрудничество в профессиональной туристской подготовке студентов // Вестник РМАТ. 2012. № 1 (4). С. 3-5.

7. Трофимов Е.Н. Социальный туризм - оздоровление российской нации. М.: Логос, 2013. 92 с.

8. Трофимов Е.Н. Социальный туризм в России и в Европе // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 3-10.

LITERATURA

1. PugievV.G. Dorogoy sozidaniya: profsoyuzy, socialnyj turizm, podgotovka turistskih kadrov. M.: Logos, 2013. 216 s.

2. Socialno-ozdorovitelnyj turizm v Rossii v kontekste sovremennogo evropeyskogo turizma: Mezhdunar. foruma (Moskva, 12 dek. 2013 g.). M.: Logos, 2013. 176 s.

3. Socialno-ozdorovitelnyj turizm kak osnova realizacii socialnoy politiki gosudarstva v celyah ustoychivogo socialno-ekonomicheskogo razvitiya goroda Moskvy: materialy Kruglogo stola. (Moskva, 2o marta 2014 g.). M.: Logos, 2014. 128 s.

4. Trofimov E.N. Dostupnost' turizma kak nacionalno-ekonomicheskaya kategoriya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2015. № 5. S. 40-46.

5. Trofimov E.N. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v professionalnoy turistskoy podgotovke studentov // Vestnik RMAT. 2012. № 1 (4). S. 3-5.

6. Trofimov E.N. Socialnyj turizm - ozdorovlenie rossiyskoy natsii. M.: Logos, 2013. 92 s.

7. Trofimov E.N. Socialnyj turizm v Rossii i v Evrope // Vestnik RMAT. 2014. № 3. S. 3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.