УДК 378. 338. 48
Е.Н. Трофимов,
Российская международная академия туризма
Доступность туризма
как национально-экономическая категория
Российская международная академия туризма
ОБ ОЗДОРОВЛЕНИИ НАЦИИ
На сегодняшнем этапе развития экономики России, столкнувшейся не только с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, но и с волной санкций США и их союзников, улучшение макроэкономических показателей, влияющих на качество жизни и поддержание доходности широких слоев населения, очевидно, представляет собой серьезную национальную проблему. Одним из срезов этой проблемы является оздоровление нации, поддержание физического здоровья людей, рекреация.
Однако, как показывают и статистика, и практика, далеко не все
© Трофимов Е.Н., 2015
граждане нашей страны могут получить доступный и качественный отдых, профилактическую и лечебную подготовку. Ибо хороший отдых - хорошая предпосылка к работе, а любое заболевание лучше предупредить или пролечить на ранних стадиях. Особенно сложное положение складывается с мужчинами, которые по средней продолжительности жизни более чем на 10 лет отстают от женщин. Мужчины России - это база обороны государства, производства, строительства, конструирования, науки и др. В этой связи неизбежно всплывает такое понятие, как доступность отдыха, доступность туризма.
Доступность - главный элемент ответственной и жизнеспособной политики в сфере туризма. Это - проявление прав человека, включая его непреложное право путешествовать и познавать окружающий мир. Доступный туризм приносит пользу всем. Конечно, на доступность туризма, в первую очередь, влияет общее благосостояние населения того или иного государства, наличие среднего класса, рост экономики. Но, думаю, в этом вопросе не следует уповать только на небеса, разумная политика в сфере туризма может вполне повысить доступность и в рамках существующей экономической ситуации.
ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ТРОФИМОВ
доктор политических наук, ректор Российской международной академии туризма, член Экспертного совета по туризму Комитета социальной политики Совета Федерации Российской Федерации, член правления Международной организации социального туризма. Сфера научных интересов: профессиональное туристское образование, социальный туризм, этнографический туризм, национальная политика России. Автор более 50 публикаций
Рассматривается термин «доступный туризм» как экономическая категория, его взаимосвязь с оздоровлением нации. Показано, что туризм в России станет массовым только тогда, когда он будет доступным.
Ключевые слова: доступный туризм, массовый туризм, социальный туризм, оздоровление нации, экономика.
The article is devoted the term «accessible tourism» as an economic category, its relationship with the health of the nation. It is shown that tourism in Russia will become popular only when it will be available.
Key words: accessible tourism, mass tourism, social tourism, a healthier nation, economy.
Более того, дать определенный и при этом немалый импульс экономике государства в целом.
Сегодня, если мы в масштабе государства намерены превратить туризм в доходную отрасль экономики, необходимо придать внутреннему и въездному туризму массовый характер. При том понимании, что внутренний массовый туризм увеличит въездной туризм, в то время как выездной туризм лежит вне крупных интересов российского государства, поскольку он уводит накопления россиян за пределы государства и из его экономики.
По информации Ростуриз-ма, в 2014 году в России путешествия совершили 41,5 млн человек, что на 30% больше, чем в предыдущем году [12]. Напомню, что, в соответствии с Федеральной целевой программой по развитию туризма, уровня в 40 млн путешествий планировалось достичь лишь в 2018 году. Вместе с тем не ясно, какой процент россиян охвачен этим явлением, поскольку за год один человек мог совершить 5 поездок, а другой -всего одну.
Массовый туризм может быть обеспечен только на основе такой категории, как доступность. Иными словами, массовым туризм может быть только в том случае, если он будет доступным
для подавляющей массы населения страны. Еще одним принципиальным моментом является то, что доступный туризм предназначается не только для людей с ограниченными физическими или финансовыми возможностями, он, безусловно, касается всех категорий населения, которые по тем или иным причинам предпочитают не выезжать из мест проживания.
Следует оговорить, что массовость туризма обеспечивают и другие факторы - социальная поддержка туризма (социальный туризм), устранение барьеров (безбарьерный туризм), местный и региональный туризм, но именно такое понятие, как «доступность туризма», является основополагающим, более широким по смыслу, вбирающим в себя все вышеупомянутые понятия, включая социальный и безбарьерный туризм.
Безбарьерный туризм - это термин, еще не окончательно устоявшийся в нашей научно-методической литературе, и в основном эксперты его связывают с организацией туризма для лиц с ограниченными физическими возможностями, для инвалидов или в плане поддержки людей, перенесших разного рода тяжелые заболевания [2]. Социальный туризм - это, естественно, туризм,
дотируемый государством, организациями или по иным схемам поддержки социально слабоза-щищенных групп населения. Эти понятия более-менее выработаны, а за основу в них взяты соответствующие европейские дефиниции, доступный туризм объединяет их в себе.
Специалисты считают, что наиболее близок к понятию «доступный туризм» тот вид туризма, который на Западе называют инклюзивным, или «включающим в себя». Одним из наиболее распространенных определений является: «Доступный туризм - это такой тип развития туризма, который подразумевает доступность туризма для всех, в плане приспособления инфраструктуры туристских центров и объектов туристского показа к различным нуждам людей, в том числе инвалидов, пожилых, их опекунов и членов семей, людей с временными ограниченными возможностями, семей с маленькими детьми» [9].
В документах Еврокомиссии есть и такое определение: «Доступный туризм - это услуги, предназначенные для тех, у кого ограничена подвижность или имеются проблемы со зрением или слухом, для лиц с отклонениями умственного или психического развития, а также для тех, кто путешествует с маленькими детьми, нуждающимися в детской коляске, для пожилых людей и тех, кто по причине проблем со здоровьем хуже переносит путешествия (лица, страдающие диабетом, аллергиями и др.)» [6].
Следовательно, долгосрочной целью развития туризма, доступного для всех, является создание туристской среды, в которой могут принять активное участие все туристы, независимо от их индивидуальных потребностей, возраста, ограничения физических возможностей. Но это - лишь отдаленная цель, к которой нужно стремиться.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Доступный туризм стремится обеспечить простоту и доступность туристских направлений, продуктов и услуг для любых категорий людей, вне зависимости от их физического достатка, ограничений, возраста. В этой связи естественным для нас является обращение к европейскому опыту развития доступного туризма, но при этом необходимо принимать во внимание и чисто российскую специфику в силу ряда факторов, одним из основных, конечно, является огромная территория нашей страны, в три раза превосходящая территорию остальной Европы.
В соответствии с общепринятыми документами, европейская сеть доступного туризма включает безбарьерное направление: инфраструктура и объекты, воздушный, сухопутный и морской транспорт, высокое качество обслуживания, должный уровень подготовки сотрудников, выставки, достопримечательности, маркетинг, системы бронирования, веб-сайты и услуги.
При этом отмечаются конкретные недостатки, обнаруживаемые путешественниками и туристами с ограниченными возможностями:
- недоступны или лишь частично доступны веб-сайты;
- отсутствие хорошо оборудованных номеров отеля;
- недостаток доступных ресторанов, баров и других объектов;
- отсутствие адаптированных туалетов в ресторанах и общественных местах;
- неудобные улицы и тротуары;
- отсутствие технических средств и оборудования для инвалидов, например инвалидных колясок, ванн и туалетов.
Но если сегодня в России обращают все большее внимание на доступность туризма, то в европейских, даже откровенно капиталистических странах в этой сфере ведется немалая работа, резуль-
татами и практикой которой мы могли бы воспользоваться с учетом российских условий и специфики.
А КАК У НАС?
В России доступный туризм более всего ассоциируют с туризмом для лиц с ограниченными физическими и материальными возможностями. Это верно, но не полностью, поскольку при всем этом присутствует еще и чисто психологическая составляющая. Люди попросту не привыкли путешествовать - и это, наверное, один из главных тормозов в деле развития туризма в нашей стране. При этом в российском обиходе существуют и более простые определения доступного туризма, как, например, возможность приобретать те турпродукты, на которые хватает денег. Однако в такой формулировке содержится и определенный изъян, поскольку она, во-первых, нацеливает на позицию, которую в народе называют: «Дай нам, Боже, что вам негоже», а во-вторых, не позволяет людям в полной мере реализовы-вать свои желания в области путешествий.
Что сегодня имеется в России в виде доступного туризма? Петербургский клуб доступного туризма «Флэйм трэвэл» предлагает путевки по пониженным расценкам на мировые курорты, но эти предложения на 95% касаются лишь выезда за границу. Другой питерский сайт «Золотой ключик» предлагает путевки на российские турбазы и в дома отдыха на основе дисконтной карты, которую можно приобрести после первой поездки. При этом в рамках проекта «Доступный туризм» издательский дом «Ярославна» и проект «Золотой мост» осуществляют для детей-сирот и детей из многодетных семей экскурсию по рекам и каналам «Мифы и легенды ночного Петербурга» на комфортабельном теплоходе «Грация».
Другие отечественные проекты, например «Карта доступности», изучают возможности путешествий туристов с ограниченными физическими возможностями и предлагают им соответствующие варианты поездок. «Горящие туры» предлагают организации типа «Солнцетур». Существуют проекты развития доступного туризма на местном уровне, как, например, проект «Социально-доступный туризм» Подольского муниципального образования Московской области, который нацелен на посещение достопримечательностей района. Причем в последнем случае речь идет о новом термине - социально доступном туризме.
Если же проанализировать эти и иные варианты доступного туризма или его вариации разного рода на федеральном, региональном и местном уровнях, то станет понятным, что это явление, развиваясь островками, тем не менее ширится, обретая организационные формы. Более того, за ним -будущее туризма.
Иными словами, на фоне развития этого явления в стране идет выработка понятия доступного туризма. Для развития доступного туризма следует, прежде всего, выделить факторы, ограничивающие или влияющие на доступность.
ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ДОСТУПНОСТЬ
Перечислим их.
1. Физическое состояние индивидуумов (инвалидность, ограниченная дееспособность).
2. Их материальное положение (недостаточность денежных средств для осуществления путешествия). К этому фактору можно отнести и низкую приоритетность путешествий в личных планах человека, семьи, необходимость расходования денежных средств на другие, с его точки зрения, более значимые дела.
3. Высокие транспортные составляющие туристской поездки, съедающие львиную долю расходов на отдых.
4. Высокие цены на гостиничные номера и средства размещения.
5. Разного рода бюрократические препоны (сложности доступа к туроператору, в системе оплаты). Сюда же можно отнести и трудности в плане оформления виз для зарубежных поездок.
6. Отсутствие и слабое развитие мер по социальной поддержке туризма и отдыха.
7. Проблема слабой информированности относительно получения требуемого или желаемого турпродукта, ненадлежащее развитие маркетинга.
8. Ограниченность предлагаемых туруслуг и выбора дестина-ций.
9. Отсутствие необходимой мотивации у людей к совершению путешествий (привыкли отдыхать на даче, никуда не ездить и др.).
Отсюда следует, что, воздействуя на эти причины, устраняя их или решая связанные с ними проблемы, мы могли бы дать существенный толчок развитию доступного туризма в нашей стране.
Нужно сразу же сказать, что доступность турпродукта является избирательной, поскольку у каждого путешественника, туриста есть свои преференции, пожелания в плане выбора отдыха, места проведения отпуска. То, что ему предлагается, может быть для него доступным, но совершенно неприоритетным или нежелаемым. Или, например, предлагаемый турпродукт становится недоступным или нежелаемым вследствие массы навязываемых потребителю дополнительных услуг. Отсюда встает проблема гибкости в предложении турпродуктов и широты выбора.
Каковы пути решения этих проблем?
Студенты Российской международной академии туризма
1. Создание транспортной и гостевой структуры безбарьерного туризма, включающей оборудование аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, вагонов и автобусов, специальные стоянки, подъемники, травелаторы, снабжение специальными средствами гостиничных номеров. Сюда можно отнести и развитие медицинского туризма, сети лечебно-оздоровительных учреждений, благодаря которым люди с ограниченными физическими возможностями смогут укреплять свое здоровье и, как следствие, повышать свои возможности путешествовать.
2. Развитие социального туризма, поддержка туристской активности населения с невысоким уровнем доходов, поощрение семейного туризма. Развитие внесезонного туризма.
3. Строительство и совершенствование дорог, транспортных средств, совершенствование системы продажи билетов. Развитие системы конкурирующих между собой видов транспорта - железнодорожного, воздушного, водного, транспортных компаний, организация чартерных перевозок пассажиров.
4. Расширение сети гостиниц, поощрение их строительства через налоговые послабления владеющих ими физических и юридических лиц, например освобождение гостиницы от налога сроком на пять лет после ее ввода в строй.
5. Упрощение процедуры выбора турпродукта, его оплаты, билетов, бронирования мест в гостиницах.
6. Принятие государственной программы по развитию социального туризма, создание системы отпускных чеков, взаимодействие в этом плане федеральных региональных и местных органов власти, туроператоров, хотельеров и перевозчиков.
7. Развитие системы информационного обеспечения, средств связи, информирования населения, расширение числа научно-познавательных, историко-культурных, спортивно-прикладных и развлекательных теле- и радиопередач о путешествиях, туризме и отдыхе. Выступления известных путешественников, экспертов, пропагандирующих туризм, путешествия и здоровый образ жизни.
8. Расширение турфирмами и туроператорами диапазона ус-
луг, формирование дестинаций в соответствии с потребностями отдыхающих, проведение социологических опросов среди населения в целях выяснения приоритетов и пожеланий населения.
9. Проведение разного рода конкурсов, розыгрышей турпутевок, предложения семейного отдыха с детьми, организация тайм-шеров на территории России. Согласно информации Центробанка, на сегодняшний день на руках у населения России скопилось более 30 млрд долларов [7]. Вполне возможно, что часть этих денег перестала бы лежать мертвым грузом, а начала бы работать в интересах экономики, развития инфраструктуры туризма, а с нею -транспорта и связи.
При этом нужно подчеркнуть, что доступность туризма неразрывно связана с его безопасностью. Доступный туризм может быть только безопасным, в противном случае он лишается этого качества. Доступность туризма не может быть беспредельной или безграничной, она обусловлена географией, климатическими и погодными условиями, наконец, навыками и возможностями самих туристов. Например, неподготовленный турист не может плыть на яхте в открытом море, подниматься на горную вершину, идти в тайгу, пустыню, пещеры, заниматься рафтингом, планеризмом. Но таких, скажем, экзотических пожеланий, если разобраться, у населения немало. Иными словами, не должно быть видов туризма, особенно активного, недоступного для всех желающих.
Доступность туризма лимитируется:
- емкостью туристских дести-наций;
- ограниченностью транспортных потоков;
- пропускной способностью туристских объектов;
80 75
70 65
60 55
о^исо^юш^оза) 0)0)0)0)0)0)0)0)0)0] 0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)
- мерами по регулированию турпотоков;
- узостью объектов инфраструктуры;
- недостаточностью рынка ту-руслуг.
Сейчас в связи с выравниванием цен на размещение в гостиницах граждан России и иностранцев для субъектов Федерации становится непринципиальным, кто к ним приезжает в гости. Для государства это имеет смысл, поскольку въездной туризм является дополнительным источником дохода в казну. Поэтому въездной туризм должен быть доступен для широкого круга иностранных граждан - это является важнейшей государственной задачей. Иными словами, мы также должны работать над повышением доступности въездного туризма. При этом на пути межгосударственного туризма существуют свои ограничения или запретительные меры в виде виз, спецпропусков.
ДОСТУПНОСТЬ ТУРИЗМА И ЭКОНОМИКА ГОСУДАРСТВА
Очевидно следует сказать, что между доступностью туризма и экономическим ростом существуют прямые связи: лучше экономика - выше доступность, выше доступность - стимулирование экономики.
Доступность туризма принципиально важна для тех его сфер, которые относятся к оздоров-
т-СМСО-^иОСОГ— СОСОО-'-ООООООООО-'--'-00000000000 смсмсмсмсмсмсмсмсмсмс^
лению нации, особенно в плане борьбы с хроническими заболеваниями. Сегодня 80% смертей в России приходится на неинфекционные хронические заболевания, при этом значительно труднее посчитать тот ущерб, который они приносят сфере труда, экономике страны в целом. Согласно официальной статистике, от гипертонии страдает свыше 20% трудоспособного населения страны, однако некоторые независимые эксперты называют цифру в 2 раза большую [8]. Минтруд дает пессимистический прогноз на перспективу, согласно которому трудоспособное население России к 2020 году по сравнению с 2014 годом сократится на 5-6 млн человек [3]. И напротив, снижение доли хронических заболеваний на 2% может принести экономике России дополнительно 20 млрд долл. дохода [13]. Поэтому оздоровительный доступный туризм -это поистине задача огромной государственной важности.
Россия по средней продолжительности жизни населения (как мужчин, так и женщин) в прошлом году заняла малопочетное 129-е место среди стран мира. Рядом с Россией такие страны, как Папуа -Новая Гвинея, Боливия, Узбекистан и Азербайджан [5]. И это при том, что с начала 1990-х годов она начала расти, что нельзя не расценивать как обнадеживающее явление.
Рис. Средняя продолжительность жизни в России (источник: http://ruxpert.ru)
Конечно, на этом фоне не радует не сокращающийся разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин. Если учесть тот факт, что наша страна потеряла в Афганистане порядка 14 тыс. человек убитыми, а США в результате войны во Вьетнаме порядка 60 тыс. человек, но тем не менее у них демографического провала не произошло, а у нас он случился. И дело даже не столько в смене экономических формаций, сколько в упадке духовности, потере морально-нравственных ориентиров и др.
Сегодня алкоголизм и массовое пьянство называется масштабной социальной проблемой, серьезно подрывающей социально-экономические и духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и угрожающей национальной безопасности Российской Федерации. В стране насчитывается несколько миллионов алкоголиков, если сюда еще добавить 4,5 млн наркоманов, то ситуация будет еще более удручающей. Решать эту государственную задачу, поднимать рождаемость, лечить людей от вредных привычек, увеличивать продолжительность жизни мужского населения страны - защитников нашей Родины нужно комплексно. И что, как не туризм, активный отдых, может отвлечь людей от этих пагубных привычек (рис.)
Хотя признается, что лечебно-оздоровительный туризм растет у нас более высокими темпами, нежели туристская отрасль в целом, можно говорить, что многие проблемы здесь требуют своего решения. Сейчас в России насчитывается более 2 тыс. санаториев, рассчитанных на 450 тыс. мест [4, с. 41-42]. Много это или мало? Если исходить из расчета двухнедельного отдыха, то в течение года лечением в санаториях может быть охвачено 11,8 млн человек. Но это при 100-процентной их наполняемости. В реальности же такой ситуации не наблю-
дается, учитывая неполную загруженность в несезон. Напомню, что трудоспособное население России от 17 до 70 лет составляет порядка 75 млн человек [11], и, следовательно, в лучшем случае лишь 10% трудоспособного населения России охвачены санаторно-курортным лечением, что не позволяет трудящемуся населению восстановиться.
В условиях кризиса сокращаются программы санаторно-курортного обслуживания социально незащищенных категорий российских граждан, уменьшается число санаторно-курортных организаций. Решение вопроса может лежать в области принятия соответствующих государственных программ по поощрению отдыха в несезон, снижения на этот период стоимости номеров, цен на перевозки и трансферы. Затраченные из госбюджета средства вернутся через иные источники доходов.
Важно привести и еще некоторые цифры, говорящие об огромной значимости санаторно-курортного обслуживания населения. По данным Центрального совета по туризму и отдыху (ЦСТЭ-холдинг), в результате пребывания в здравницах в 2,2 раза сокращается число больных, пользующихся освобождением на работе, и в 2,6 раза - число дней временной нетрудоспособности у тех же лиц. В 3 раза сокращаются потребности в их госпитализации, в 2,8 раза - затраты на их медицинское обслуживание и лечение [4, с. 9]. И это еще один повод задуматься всем относительно того, что доступность должна стать краеугольным камнем развития туристской и рекреационной деятельности в государстве.
ПЕРСПЕКТИВА
У туризма в нашей стране огромные перспективы при условии, что он станет доступным. Достаточно сказать, что сегодня в России проживает более 13 млн
инвалидов, более 2 млн детей-инвалидов, более 3 млн больных сахарным диабетом [9]. При этом половина инвалидов - это люди в возрасте до 40 лет, способные трудиться стационарно, но не часто имеющие возможность путешествовать. Выдвижение на первый план проблем инвалидности как неотъемлемой части стратегии развития устойчивого туризма гарантирует заботу об инвалидах, дает начало равноправному и доступному туризму для всех. Ту-риндустрии важно признать, что у инвалидов есть равное право на доступ к услугам туризма и его возможностям. Более того, сдвиги в сфере безбарьерного туризма произведут должный эффект и в других его сферах, например в путешествиях ветеранов. Чем большее число населения обретет возможность путешествовать, тем больше клиентов обретет российская туриндустрия, а это значит, что более длительными будут туристские сезоны и более высокими доходы у турфирм.
Если говорить о развитии внутреннего туризма, то здесь возможности еще шире. Россияне сравнительно мало ездят за рубеж. Ростуризм давал такие цифры: лишь только 5% россиян регулярно (один раз и более в году) выезжает за рубеж, более чем у 80% населения страны вообще нет заграничных паспортов, от 60 до 70% россиян вообще никогда не покидали пределы страны [1]. Но это ни к тому, что эти показатели нужно исправить или улучшить. Эти цифры просто говорят о потенциале внутреннего туризма.
В целом по России ездит еще мало людей. Подавляющее большинство составляют деловые и личные поездки. В 2014 году ОАО Российские железные дороги» отчиталось о 90 млн пассажирах на междугородних маршрутах. Как определить, какое число из них ездило в качестве туристов? Если взять за основу такой пока-
затель, как групповые билеты (а туристы обычно ездят группами), то окажется, что вероятные туристы выкупили всего лишь немногим более 2 млн билетов [1].
Или еще две массовые категории граждан. Сегодня в России 35 млн человек - это молодые люди от 15 до 30 лет. Их возможности путешествовать ограничены в основном материальными средствами.
Следует учитывать и тот факт, что в России, как и во многих развитых странах, интенсивно идет процесс старения населения. Сейчас в мире около 10% населения старше 60 лет. К 2050 году этот показатель приблизится к 20%, причем 1/5 часть этой группы будет иметь возраст свы-
ше 80 лет [10]. Поскольку многие пожилые люди, как и инвалиды, в основном не заняты на производстве, им предоставляется возможность путешествовать в течение всего года, что помогает уменьшить сезонность спроса. В России более 21 млн человек в возрасте от 55 до 70 лет, которые по этим или схожим соображениям также редко выезжают из дома, но они могли бы путешествовать, если бы имели на это соответствующие возможности или мотивацию.
С 2011 года в России реализуется программа «Доступная среда для инвалидов». Сейчас только в Москве около 80% объектов городской инфраструктуры стали для них доступными. Это в ос-
новном столичные музеи,театры. В соответствии со стандартами доступности в 2014 году в Сочи работали все введенные олимпийские объекты, которые только в январе текущего года посетили более 200 тыс. человек.
Иными словами, подводя итог и при этом не претендуя на исключительность, можно было бы дать такое определение доступному туризму: это туризм, дающий дополнительные возможности путешествовать всем лицам с ограниченной по естественным, объективным, техническим или психологическим причинам мобильностью в соответствии с их физическим и материальным состоянием в пределах их интересов и потребностей.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Аргументы недели. 2014. 11 дек. № 47 (439). С . 6.
2. Бавельский А., Зорина Г., Ручин А. Безбарьерный туризм в Москве. М: Логос, 2011. С. 4-5.
3. Башкатова А. Демография загоняет Россию в экономический тупик // Независимая газета. 2013. 1 марта.
4. Социально-оздоровительный туризм в России в контексте современного европейского опыта. М: Логос, 2013.
5. URL: http://bs-life.ru/makroekonomika/prodolzitelnost-zizni2013.html.
6. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/newsroom/cf/ itemdetail.cfm?item_type=251& lang=en&item_id=6243.
7. URL: http://izvestia.ru/news/387612, http://yug.svpressa. ru/society/article/109718/.
8. URL: http://medicinarf.ru/public/1301/.
9. URL: http://sankurtur.ru/press/item/3000/.
10. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0531/ barom02.php.
11. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ croc/perepis_itogi1612.htm.
12. URL: http://www.infox.sg/travels/news/rosturizm-41-5-mln-grazhdan-puteshestvovali-po-Rossii-v-2014/.
13. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2714455.
LITERATURA
1. Argumentyi nedeli. 2014. 11 dek. № 47 (439). S. 6.
2. Bavelskiy A., Zorina G., Ruchin A. Bezbarernyiy turizm v Moskve. M.: Logos, 2011. S. 4-5.
3. Bashkatova A. Demografiya zagonyaet Rossiyu v ekonomicheskiy tupik // Nezavisimaya gazeta. 2013. 1 marta.
4. Sotsialno-ozdorovitelnyiy turizm v Rossii v kontekste sovremennogo evropeyskogo opyita. M.: Logos, 2013.
5. URL: http://bs-life.ru/makroekonomika/prodolzitelnost-zizni2013.html.
6. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/newsroom/cf/ itemdetail.cfm?item_type=251& lang=en&item_id=6243.
7. URL: http://izvestia.ru/news/387612, http://yug.svpressa. ru/society/article/109718/.
8. URL: http://medicinarf.ru/public/1301/.
9. URL: http://sankurtur.ru/press/item/3000/.
10. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0531/ barom02.php.
11. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ croc/perepis_itogi1612.htm.
12. URL: http://www.infox.sg/travels/news/rosturizm-41-5-mln-grazhdan-puteshestvovali-po-Rossii-v-2014/.
13. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2714455.