УДК 378
Е.Н. Трофимов,
Российская международная академия туризма
Развитие детско-юношеского туризма в Подмосковье как важная задача региональной политики
Рассмотрено состояние дел, связанных с детско-юношеским туризмом в Московской области. Освещены результаты обсуждения этих вопросов в Правительстве Московской области на заседании Координационного совета по развитию детского туризма. Проводятся исторические параллели, созвучные данной проблеме. Показано, что Российская международная академия туризма, принимая активное участие в теоретических изысканиях и практических разработках программ развития в России социального туризма, может предложить программы подготовки и повышения квалификации специалистов, которые будут заниматься детско-юношеским туризмом.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, организация детского отдыха, социальный туризм, краеведение, экскурсионное дело, Московская область, региональные органы культуры и образования, туристское образование, патриотическое воспитание.
The author considers the state of affairs, connected with children's and youth tourism in the Moscow area. These questions were actively discussed in the Government of the Moscow area at the session of the Coordination Council on the development of children's tourism. Historical parallels conformable to this problem are given. Russian International Academy for Tourism as an active participant in theoretical researches and practical designs of the social tourism development in Russia can offer programs of education and advanced training of experts which will be engaged in children's and youth tourism.
Key words: children's and youth tourism, organisation of children's rest, social tourism, study of local history, geography and culture, excursions, Moscow area, regional bodies of culture and education, tourist education, patriotic education.
В последнее время руководство Московской области стало уделять больше внимания развитию детско-юношеского туризма как эффективного средства воспитания здорового, культурного и нравственно устойчивого подрастающего поколения.
В марте 2015 года на базе Российской международной академии туризма Комитет по туризму Московской областной думы провел заседание круглого стола, на котором были рассмотрены вопросы состояния и координации работы по развитию детско-юношеского туризма в Подмосковье. На обсуждение проблемы были
© Трофимов Е.Н., 2015
приглашены представители органов местного самоуправления муниципальных образований, а главное, руководители центров детского туризма, которые, несмотря на все реорганизации, продолжают свое благородное дело - привлечение школьников к краеведению, путешествиям, к посещению памятных мест, связанных с героическим прошлым нашего народа. Состоялся откровенный заинтересованный разговор.
В итоге заседания были приняты рекомендации, ориентирующие органы исполнительной власти областного и муниципального уровня, соответствующие ведом-
ства, научные и образовательные учреждения на разработку и осуществление эффективных мер по развитию детско-юношеского туризма.
В июне 2015 года в Правительстве Московской области состоялось заседание Координационного совета по развитию детского туризма. Рассматривались практические вопросы, связанные с реализацией программы детского внутреннего туризма «Моя Россия - мое детство». Эта всероссийская акция проводится Министерством культуры Российской Федерации во взаимодействии с региональными органами культуры и образования. Проект стал ответом на слова Президента Российской Федерации, сказанные им после открытия новой сцены Мариинского театра. Он тогда обратил внимание на то, что посещение Санкт-Петербурга детьми из других городов благоприятно повлияло бы на их культурное развитие. Многие субъекты Федерации активно включились в организацию таких поездок. При этом прием школьников-экскурсантов финансирует Министерство культуры Российской Федерации, а транспортные расходы принимают на себя региональные структуры, которые и осуществляют отбор претендентов на поездку. В качестве примера можно назвать поездку группы одаренных детей из Башкирии в Санкт-Петербург.
Одновременно в качестве принимающей стороны Министер-
ство культуры Российской Федерации заявило еще город Москву и города Золотого кольца. Таким образом, в России возрождается система продвижения познавательного внутреннего туризма в детскую среду. Московская область, как известно, обладает огромным потенциалом для развития познавательного туризма. В этой связи можно было бы, на наш взгляд, Министерству культуры совместно с Министерством образования Московской области разработать и утвердить список историко-культурных памятников и природных заповедников, обязательных для школьников к посещению за период их обучения в школе. И это может стать частью губернаторской программы «Наше Подмосковье».
Касаясь некоторых реформ в системе российского школьного образования, к сожалению, приходится отмечать, что сокращение расходов на содержание учреждений дополнительного образования, находящихся в ведении Минобрнауки России, заметно отразилось на организации детского туризма. Если в 2009 году в России было 293 детских туристско-краеведческих центра, то в 2012 году их осталось 232; в это же время из 122 военно-патриотических и спортивно-технических школ осталось 90. Таким образом, десятки тысяч ребят перестали заниматься любимым делом.
Более благоприятная ситуация сложилась в Московской области. В настоящее время в регионе сохранились и работают станции юных туристов в Дубне, Истре, Коломне, Луховицах, Наро-Фоминске, Химках, Ногинске, Балашихе. По праву можно назвать лидерами-координаторами работы с юными туристами станции Луховицкого и Истринского районов. Их деятельность осуществляется в тесном контакте с Министерством экологии и природопользования Московской области, Московской областной думой.
К сожалению, более 15 лет назад в Подмосковье был «оптимизирован», т.е. ликвидирован, областной центр детско-юношеского туризма. В настоящее время на региональном уровне нет соответствующей структуры, развивающей туристско-краеведче-скую деятельность и координирующей работу сохранившихся центров и станций юных туристов в муниципальных образованиях. Действительность требует рассмотреть возможность воссоздания областного центра, призванного проводить единую политику в организации культурно-познавательного и школьного туризма среди детей и подростков.
Как мне известно, в прошлом году в Московской области в летний период было организовано около 1000 учреждений детского отдыха, из них только немногим более 20 - это палаточные лагеря. Остальные были открыты на базе школ с пребыванием детей в дневное время, т.е. опять же с ежедневным посещением школы. Ребенок в летний период, таким образом, не отдыхает от школы, не меняет привычную обстановку. Кстати, к этому вынуждают и высокие требования к перевозкам туристских групп, питанию, безопасности. Вся ответственность ложится на учителей, поэтому они не стремятся выходить за пределы школьного двора.
И здесь целесообразно провести некоторые исторические параллели, созвучные рассматриваемой проблеме. Еще в начале XVIII века в школах Англии, Франции, Германии, Австрии и других стран при изучении отдельных предметов учителя стали проводить с учащимися пешеходные прогулки и поездки по окрестностям.
Педагогическую целесообразность детского, школьного туризма и краеведения впервые в России теоретически обосновал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский, который во время многолетнего изуче-
ния опыта постановки образования в Европе обратил внимание, что там в учебных заведениях давно вошло в систему проведение с учениками регулярных ближних и дальних экскурсий на природу. Фактор воспитательного влияния природы Ушинский ставил очень высоко. Он писал: «Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется с тою полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая...» [4]. Как актуально это звучит в наш век компьютеризации, виртуальных игр и путешествий!
Интерес к развитию детско-юношеского туризма как важного элемента воспитания подрастающего поколения проявлялся и в царское, и в советское время. Государство привлекало значительные средства для создания льготных условий юным путешественникам.
Например, определяющую роль в развитии ученических экскурсий сыграло введение царским правительством в 1902 году специального тарифа № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся на образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездке на расстояние до 50 километров предоставлялся бесплатный проезд. Вовлечение российского учительства в туристско-экскурсионную работу положительно сказалось на организации школьных экскурсий и расширении кругозора самих учителей.
После 1910 года на развитие экскурсионного дела среди учащихся обратили внимание уездные и губернские земства, начавшие выделять средства для экскурсий. В их сметах даже появилась особая статья «Ученические экскурсии».
В России наиболее значительной в развитии экскурсионного дела в сельских школах была роль Московского уездного земства. Например, в 1913 году оно способствовало проведению экскурсий для детей из 152 школ Московского уезда (75% всех школ), в которые отправились в общей сложности 6708 человек, т.е. 40% учеников [1].
Обратите внимание, что это было 100 лет назад! Нет надобности напоминать о советском периоде, когда детско-юношеский туризм был льготным, доступным, массовым. И вновь среди лучших организаторов этого дела была Московская область.
В настоящее время возникает проблема подготовки кадров, в том числе обучения и школьных учителей, способных организовать и квалифицированно проводить краеведческую и экскурсионную работу. Российская международная академия туризма может стать базой для решения этой важной задачи.
Академия, отметившая в прошлом году свое 45-л етие и берущая начало от Центральных туристских курсов ВЦСПС на Сходне, располагает возможностями для курсового обучения не только школьных учителей, но и местных организаторов детско-юношеского туризма средствами дистанционного обучения или путем проведения краткосрочных сертификационных семинаров [3]. В Академии на базе ООО «Спорткомплекс» создается учебный центр активного туризма, цель которого - развитие сетевой формы дополнительного профессионального туристского образования. Среди участников проекта Международная общественная организация «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова».
В наших филиалах Московской области - Западно-Подмосковном институте туризма (Большие Вяземы, Одинцовский район), Во-
локоламском институте гостеприимства - накоплен многолетний опыт привлечения студентов к организации детско-юношеского туризма. Например, с 2005 года установились тесные связи Западно-Подмосковного филиала РМАТ со станцией детского и юношеского туризма Истринского муниципального района, где наши студенты являются постоянными участниками мероприятий и судейских бригад.
Наш вуз, осуществляющий подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным туристским образованием, мог бы, опираясь на поддержку областных органов, осуществлять обучение, повышение квалификации тех, кто будет заниматься детско-юношеским туризмом на местах, в школах, в общественных объединениях.
Конкретный опыт практического обучения специалистов со средним профессиональным образованием, сложившийся на факультете среднего профессионального образования на Сходне, наглядно раскрывает нашу методику и систему подготовки кадров. В учебных программах обязательно присутствуют учебно-выездные занятия, которые повышают качество изучения учебных и профессиональных дисциплин, развивают практическое освоение профессии, связанной с туризмом, воспитывают чувство патриотизма, высокой нравственности и культуры поведения.
В начале учебного года студены, изучая на занятиях по русской литературе, например, творчество А. Блока, выезжают в музей-усадьбу Шахматово, где в форме урока-экскурсии проходит изучение этой темы. В октябре 2014 года студенты этого факультета участвовали в учебно-выездном занятии «Ярославль - Ростов Великий». С большим интересом они посетили музей истории Ярославля, Спасо-Преображенский монастырь - архитектурную ре-
ликвию XII века, стали участниками театрализованного представления в музее-театре «Алешино подворье». Свои профессиональные знания студенты закрепили в отеле «Ярославль», где им был представлен экскурс в работу сотрудников гостиничного сервиса. В Ростове Великом студенты ознакомились с Ростовским кремлем, посетили Музей финифти, Музей ростовского купечества, а также Богоявленский Авраамиев монастырь.
В ноябре прошлого года состоялось учебно-выездное занятие в г. Клин, где ребята посетили Дом-музей П.И. Чайковского и Музей елочной игрушки «Клинское подворье». Студенты узнали о зарождении стекольного промысла на клинской земле. В мемориальном музее П.И. Чайковского они соприкоснулись с музыкальным и литературным наследим великого композитора.
В начале декабря истекшего года студенты посетили подмосковные усадьбы «Захаро-во» и «Вяземы», где расположен Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина. Они ознакомились с великолепными памятниками архитектуры, которые объединили дворцово-парковый ансамбль, побывали в «Захарове», увидели восстановленный в 1999 году усадебный дом бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, где расположен музей детства великого поэта.
В том же месяце проходило учебно-экскурсионное занятие «Рязань - Константиново». Данная поездка позволила ознакомиться с богатой историей Рязанской земли, незабываемыми достопримечательностями, связанными с именем русского поэта С.А. Есенина. Традиционными стали путешествия в Кострому с посещением Музея льна, единственной в стране лосиной фермы, встречей с главной Снегурочкой России, изучением истории образования города Кострома.
С особым интересом студенты участвовали в учебно-выездных занятиях, посвященных 70-летию Победы. Под эгидой великого юбилея с 9 по 12 мая 2015 года наши учащиеся совершили учебно-выездное занятие «Помним и чтим» в Санкт-Петербург, где посетили все памятные места города-героя, связанные с блокадой Ленинграда.
Такие учебно-выездные занятия помогают ребятам соприкоснуться со своей будущей профессией. Поэтому, говоря о проблемах подготовки организаторов детско-юношеского туризма, хочется предложить подмосковным школам ориентировать своих выпускников на обучение в нашей Академии.
В последние годы Российская международная академия туризма принимает активное участие в теоретических изысканиях и практических разработках программ развития в России социального туризма [2]. Работа, осуществляемая при активной координации Министерства культуры Российской Федерации, Ростуризма,постепенно продвигается.
Недавно состоялись парламентские слушания по развитию в России внутреннего и въездного туризма. Министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский в своем выступлении предложил ряд мер по предоставле-
нию льгот, например, при покупке тура по России. В частности, он предложил ввести налоговый вычет в размере 13%, но не более 50 тыс. руб. в год. По словам министра, эта льгота будет востребована прежде всего людьми со средними доходами - молодежью, многодетными семьями.
Еще одна инициатива Министерства культуры заключается в том, чтобы работодатели могли включать в себестоимость продукции затраты на приобретение путевок для своих сотрудников и членов их семей, но опять же не более 50 тыс. руб. в год на человека.
Одновременно ведомство разработало законопроект о внесении изменений в Гражданский и Жилищный кодексы, которые дают право малым гостиницам осуществлять деятельность без перевода их в статус нежилого помещения. Если такой закон не будет принят, пояснил министр, то только в Санкт-Петербурге до тысячи малых отелей и хостелов, на которых базируется туристский бизнес, так и останутся вне закона. Полагаю, что эта проблема существует и в Московской области.
Министерство культуры поддержало идею о наделении субъектов Федерации полномочиями по регулированию туристской деятельности, предоставлении му-
ниципальным образованиям возможности создать условия для развития туризма на их территориях.
Эти вопросы активно обсуждались на заседании Координационного совета по детскому туризму в Правительстве Московской области. По предложению ректора Российской международной академии туризма было принято решение проработать вопрос подготовки изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие льготное налогообложение при организации детского отдыха, транспортного обслуживания организованных групп детей, а также законодательства в сфере туризма.
Несмотря на кризис, нужно принимать эффективные меры по созданию условий для развития детско-юношеского туризма -важнейшего средства культурно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. Последние события наглядно показывают, что если мы сами не примем конкретных мер, то найдутся внешние силы, способные повести за собой представителей нашего молодого поколения, сформировать их негативное отношение к культуре, нравам и обычаям, к многовековому межнациональному единству нашего народа. Этого просто нельзя допустить.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Константинов Ю.С., Зорина Г.И. Организационно-педа- Москвы: материалы круглого стола. Москва, 20 марта гогические условия туристско-краеведческой деятель- 2014 г М.: Логос, 2014. 128 с.
ности в образовательных учреждениях. М.: Логос, 2011. 3. Трофимов Е.Н. Итоги учебного года и задачи на будущее
192 с. // Вестник РМАТ. 2014. № 2. С. 3-14.
2. Социально-оздоровительный туризм как основа реали- 4. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 3. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, зации социальной политики государства в целях устой- 1948. С. 140.
чивого социально-экономического развития города
LITERATURA
1. Konstantinov Yu.S., Zorina G.I. Organizatsionno- materialyi wuglogo stola. Moskva, 20 marta 2014 g. M.: pedagogicheskie usloviya turistsko-kraevedcheskoy Logos, 2014. 128 s.
deyatelnosti v obrazovatelnyih uchrezhdeniyah. M.: Logos, 3. TrofimovE.N. Itogi uchebnogo goda i zadachi na buduschee //
2011. 192 s. Vestnik RMAT. 2014. № 2. S. 3-14.
2. Sotsialno-ozdorovitelnyiy turizm kak osnova realizatsii 4. Ushinskiy K.D. Sobr. soch. T. 3. M.; L.: Izd-vo APN RSFSR, sotsialnoy politiki gosudarstva v tselyah ustoychivogo 1948. S. 140.
sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya goroda Moskvyi: