Научная статья на тему 'Взаимовыгодное сотрудничество малого и крупного бизнеса как фактор развития инновационного предпринимательства'

Взаимовыгодное сотрудничество малого и крупного бизнеса как фактор развития инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное предпринимательство / открытые инновации / формы партнерств малого и крупного бизнеса. / innovative business / open innovations / form of partnership of small and big businesses.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимовыгодное сотрудничество малого и крупного бизнеса как фактор развития инновационного предпринимательства»

Горденко Г.В.

с.н.с. ИЭ РАН

ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, открытые инновации, формы партнерств малого и крупного бизнеса.

Keywords: innovative business, open innovations, form of partnership of small and big businesses.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Одновременно этот вид предпринимательства выявляет инновационные возможности собственного бизнеса и выводит компании на новые решения, связанные со структурными изменениями, реинжинирингом, управлением знаниями и т.п. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

Как показывает мировая практика, решение проблем реализации полного инновационного цикла (от генерации новых идей до их воплощения в конкретном продукте или технологии) неразрывно связано с горизонтальными связями крупного и малого бизнеса.

При оценке роли малого бизнеса в экономике все аналитики единодушны во мнении - малый бизнес является основой развития экономики страны. Достаточно сказать, что во всех экономически развитых странах предприятия малого бизнеса производят более 60% ВВП и играют важную роль в формировании инновационной экономики страны. В России вклад малого бизнеса в ВВП составляет менее 20%, а доля малых предприятий, занятых в области науки и информационных технологий в 5 раз меньше показателей развитых стран1. Согласно статистическим данным, инновационный сектор в сфере малого предпринимательства составлял в 2012 г. от 1,4 до 1,5%2.

В 2013 г. Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства провел опрос 1214 предпринимателей из 16 регионов России. В опросе были затронуты многие аспекты, которые в определенной мере характеризуют ожидания малого бизнеса в плане его потенциальных изменений. В частности, предлагалось ответить на следующие вопросы: «Планы предпринимателей по внедрению инноваций в 2013 г. (табл. 1) и по внедрению новых технологий или продукции (табл. 2).

Таблица 1

Планы предпринимателей по внедрению инноваций в 2013 г. (процент от общего числа предприятий в выборке)

Ответы на вопрос 2012 г. 2013 г.

1.Планируют точно внедрять по меньшей мере один из видов инноваций 42,7 41

2. Планируют точно или вероятно внедрять по меньшей мере один из видов инноваций 66,5 66,1

3. Точно не планируют внедрять ни одного из видов 33,5 33,9

Таблица 2

Намерения предпринимателей о внедрении новшеств (в процентах от числа опрошенных)

Направления внедрения новшеств Точно не буду внедрять Вероятно, буду внедрять Точно буду внедрять

Новые виды продукции 51,6 25,1 23,4

Новые технологии маркетинга и сбыта 61,4 23,7 14,9

Новые технологии производства 65,5 18,2 16,3

Новые технологии управления 67,3 19,8 13

Источник: Доклад Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства «Финансовая составляющая и ожидания малого и среднего бизнеса в 2013 г.». - http://www.mspbank.ru./files/14_10MSP_broshura_block2_10

С одной стороны, распределение ответов можно объяснить совокупными условиями ведения бизнеса в России, а также отсутствием системы управления этим важнейшим ресурсом, недооценкой инновационных стратегий и механизмов интегрирования денежных потоков.

1 http:// iupr.ru/domains_data/files/ zumal_ osnovnoy _2_7_2013 _chast_3/Biktuganova...

2 http: //www.baltpp.ru/a/2013/12/11/Bolshie_problemi_malogo_i

С другой стороны, слабость инновационной составляющей малого бизнеса объясняется незаинтересованностью крупного бизнеса в инновациях, а также в партнерстве с инновационными малыми предприятиями1.

Вопросы кооперации крупного и малого бизнеса в инновационной сфере связаны с концепцией открытых инноваций. Суть этой концепции заключается в том, что при завоевании рынка фирмам разных размеров и форм необходимо активнее использовать не только внутренние, но и внешние идеи, а также самые различные организационные подходы. Существуют самые различные формы и практики использования открытых инноваций. Наиболее популярные из них - формирование партнерств для вывода на рынки новых продуктов и услуг.

Способы взаимодействия малого инновационного и крупного бизнеса весьма разнообразны. Они сотрудничают в сфере наукоемкого производства, включая субподрядные отношения; в области организации и ведения инновационного бизнеса с использованием франчайзинга; в сфере инвестирования через систему венчурного финансирования высокорисковых проектов, посредством развития лизинга и т.д.

Одной из распространенных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса является субконтрактация, где отношения основаны на производственной кооперации и разделении труда между контрактором (крупной фирмой) и субконтракторами (малыми предприятиями, в т.ч. инновационными)2.

Мировой рынок субконтрактации имеет несколько выраженных тенденций:

• увеличение доли субконтрактных поставок в конечной продукции;

• увеличение количества участников - малых и средних субконтрактных предприятий и совокупное увеличение занятых;

• создание многоуровневых сетевых структур и вовлечение субконтрактных производств в долговременные партнерские отношения с производителями конечной продукции;

• повышение роли стандартизации производств;

• глобализация субконтрактных рынков и вовлечение в субконтрактное производство производителей в странах с низкими издержками;

• тенденция рынка субконтрактации к олигопсонии: в каждой отрасли или регионе существует относительно небольшое количество контракторов, способных размещать достаточно большие объемы заказов на долгосрочной основе. Требования, предъявляемые такими предприятиями к субконтракторам, традиционно высоки. У всех крупных контракторов существуют свои критерии - в некоторых случаях разработанные методики отбора субконтракторов.

В настоящее время в области субконтрактинга появляются новые формы его организации - субконтрактинго-вые сети.

В России немногие крупные предприятия используют субконтрактные отношения в качестве стратегии своего инновационного развития. Во-первых, большинство крупных предприятий располагает полным циклом производства; во-вторых, руководители предприятий полагают, что гораздо легче организовать работы по реализации инновационного цикла внутри фирмы (несмотря на трудности с получением необходимых ресурсов: финансовых, кадровых, технологических, маркетинговых), нежели организовать взаимодействие с другими компаниями: смежниками, коллегами по сегменту рынка. По мнению специалистов, причины этого кроются как в характере ведения бизнеса в современной России, так и в проблемах взаимодействия между бизнесом и государством3.

Однако, по мнению А. Киселева (генерального директора ЗАО «Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства»), субконтрактинг в России развивается высокими темпами. Причем на рынок выходят малые и средние предприятия без серьезных производственных мощностей, но имеющие идею и продукцию. Так, большинство субконтрактинговых заказов по Москве поступает именно от таких предприятий, то есть малые фирмы выступают в роли головного контрактора. Это явление получило распространение в основном в силу неразвитости механизма защиты инноваций и невозможности получать полноценные роялти от продажи разработок. Коллективы разработчиков вынуждены создавать малые и средние предприятия для производства продукции, несущей ключевые инновации.

1 Правительственное постановление от 09.04. 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства», безусловно, будет способствовать усилению кооперации крупного и малого бизнеса. Постановлением предусмотрена возможность выделения субсидий производственным предприятиям сроком от 1 до 3-х лет, объёмом финансирования до 100 млн. рублей в год для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства, выполняемых совместно производственными предприятиями и высшими учебными заведениями. В 2010-2012 гг. объем государственных субсидий для 92 проектов составил около 16 млрд. руб. Объем софинансирования со стороны бизнеса - около 18 млрд. руб. В 2012 г. создано 2488 новых рабочих мест, в т.ч. 1484 рабочих места для молодежи. Подано 475 заявок на патенты. Недавно начался новый этап реализации Постановления. Причем теперь на господдержку могут рассчитывать не только вузы, но и научно-исследовательские организации. По итогам конкурса около 100 совместных проектов вузов и крупных корпораций в 2013-2015 гг. получат финансирование из федерального бюджета в размере 18 млрд. руб. Компании должны вложить в проекты собственные средства, как минимум равные господдержке. (http://www.strf.ru/material/aspx?/CatologId/=221...)

2 Система подрядчиков позволяет крупному бизнесу освободиться от экономически невыгодного производства, сократить производственный цикл, минимизировать затраты за счет отказа от организации собственного производства, проведения научных исследований и разработок, снизить трансакционные издержки, занимать свои рыночные ниши и расширять сферу своего влияния с помощью более быстрой реакции малого бизнеса на изменение рыночного спроса. Для малых предприятий преимущества субконтрактации состоят в диверсификации риска, обеспечении стабильности и гарантированности рынка сбыта, повышении технологического уровня производства, получении финансовой поддержки и гарантий платежей.

Специалистами был проведен опрос руководителей 103 промышленных предприятий России (Гурков И., Моргунов У. Субконтрактинг как тормоз инновационного развития // Управление персоналом. 2012. - № 2).

Однако специалисты выделяют ряд проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия - заказчики при размещении кооперационных заказов на крупных предприятиях1:

• Низкий уровень заинтересованности крупных предприятий в выполнении разовых небольших заказов МП, что обусловлено несовпадением производственных планов малых и крупных предприятий, необходимостью оперативной подготовки производства, низкой рентабельностью малых заказов.

• Низкая скорость оценки заказов, заключения и исполнения договоров крупными предприятиями, что обусловлено сложной процедурой согласований, в некоторых случаях - условиями секретности.

• Сравнительно высокий уровень цен на выполнение производственных операций, что обусловлено высокими накладными расходами крупных предприятий, высокой стоимостью факторов производства.

• Низкий уровень защищенности интеллектуальной собственности малых предприятий, что вынуждает МП дробить заказ на составные части с целью невозможности их воспроизведения одним поставщиком.

• Недостаточный уровень взаимного доверия контрагентов.

Очевидно, что часть проблем, возникающих у малых предприятий при размещении кооперационных заказов на крупных предприятиях, вызвана объективными причинами. Крупные предприятия имеют собственные производственные планы, выполнение периодически возникающих разовых заказов от малых предприятий занимает далеко не самое важное место. В то же время, на наш взгляд, часть проблем может быть решена за счет реализации совместных действий предприятий, органов исполнительной власти, государственной и инфраструктурной поддержки.

Развитию субконтрактинга в России способствуют региональные центры субконтрактации, оказывающие инфраструктурную поддержку развитию кооперационных связей малого, среднего и крупного производственного бизне-са2. Первые российские центры субконтрактации начали создаваться более 10 лет назад с целью развития межрегиональных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Сейчас, по данным ЗАО «Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства», действуют 42 региональных центра3. Такие центры создаются на базе региональных торгово-промышленных палат как самостоятельные организации или центры при крупных предприятиях по принципу «один субъект Федерации - один субконтрактинговый центр». Хотя большинство центров сосредоточены в европейской части страны, они связаны единой информационной системой, что позволяет быстро и эффективно находить поставщиков и заказчиков по всей территории РФ и за ее пределами. По оценкам участников, такой подход позволяет сэкономить не только время, но и 10-30% от базовой цены при размещении заказа в пределах одного региона.

Дальнейшее развитие субконтрактинговых отношений в России требует активизации участия государства, ассоциаций производителей и субконтрактинговых центров в выработке единых стандартов использования такого инструмента.

Все большую популярность в России приобретает система договорных отношений между субъектами малого, в т.ч. инновационного и крупного бизнеса, называемая франчайзингом4.

Важно, что франчайзинг в России доказал свою успешность не только в традиционных областях общественного питания и бытового обслуживания, но и в таких отраслях «новой экономики» как информационные технологии или медицинская диагностика.

Как показывает российская практика, организации малого бизнеса по франчайзингу: из всех, кто решил купить франшизу, через год будут работать 95% - т.е. разорится почти в 9,8 раз меньше, чем при самостоятельном старте. Через пять лет из всех новичков продолжат работу 75% франчайзи — т.е. в 3,75 раза больше, чем предпринимателей-одиночек. Впечатляющая разница, убедительно доказывающая безусловную минимизацию бизнес рисков при франчайзинге. Однако и франшизы между собой отличаются очень существенно. Стоит обратить внимание на очень большую разницу в пропорциях банкротств между двумя категориями малых предприятий в первый и за четыре последующих года. За первый год одиночек разоряется в 9,8 раз больше, чем франчайзи, а за четыре следующих года этот разрыв уменьшается до 1,45 раза. То есть, если говорить о динамике разорений разных категорий предпринимателей малого бизнеса, то по сравнению с первым годом, к концу пятилетия по риску разорения разрыв между ними уменьшается в 6,76 раза. И объясняется это очень просто: выжившие одиночки набираются опыта и обретают все большую устойчивость. В то время как некоторые франчайзеры сами разоряются и тянут за собой под воду своих франчайзи. Прежде всего, это относится к франшизам в повышенных зонах бизнес рисков разорения конкуренцией, кризисами, глобализацией, снижением спроса. Тут разоряются сами франчайзеры. И, если франшиза по своей сути является дилерской - т.е. такой, где франчайзи только продает товары или продвигает услуги своего франчайзера, это еще больше

1 http:// www.rae.ru/monographs/123-4092

2 В России с 1998 г. действует Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства (http://tools-expert.ru/articles/kultura-proizvodstva/263/).

3 http://www.stroypuls.ru/vipusk/detail.php?article_id=30705

4 Франчайзинг - способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которого одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау, готовой бизнес-модели. По статистике из 100 вновь открываемых предприятий, работающих в условиях франчайзинга, успешно работают около 90. В развитых странах мира более 40% всех продаж осуществляется через франчайзинговые сети. Франчайзинг успешно реализуется в 80 странах мира, где франчайзинговые компании создают около 13% ВНП. (Михайличенко Ю. Франчайзинг - инструмент продвижения инноваций и расширения рынка сбыта. Российская ассоциация франчайзинга. - М. 2012). РАФ имеет 17 летнюю историю развития и международное признание. Она объединяет более 60 компаний и более 100 брендов, работающих в системе франчайзинга. Является членом Международного совета по франчайзингу.

увеличивает опасность. Среди разоряющихся франчайзи также очень много тех, кто пострадал из-за недостаточной компетенции своих франчайзеров. Часто франшизы начинают продавать фирмы, совсем недавно появившиеся на свет1.

Начиная с 2009 г., ежегодный рост количества предприятий, открываемых по франшизе в России, оценивается примерно в 35%. Столь значительный рост обусловлен стремлением диверсифицировать риски, возникшие у предпринимателей в период кризиса. По темпам распространения франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По состоянию на сентябрь 2011 года в России насчитывается 603 франчайзера с 12 998 корпоративными и 22 014 фран-чайзинговыми предприятиями2. Оборот франчайзингового рынка в России пока занимает не столь большую долю в ВВП страны, как, например, в США (там его вклад составляет около 10%). Однако за 2013 г. его доля значительно выросла и превысила 3,5% от ВВП. Специалисты выделяют семь основных факторов, которые определили динамику развития франчайзинга в 2013 г. (табл. 3)3.

Таблица 3

Основные факторы, определившие развитие франчайзинга в России в 2013 г.

Факторы Характеристика факторов

1.Увеличение легальности во фран-чайзинговых взаимоотношениях Сокращение сроков регистрации договора о коммерческой концессии между франчайзером и франчайзи в Роспатенте с 10-12 месяцев до 2-4, также госпошлины за регистрацию договора с 25 тыс. руб. до 13,5 тыс. руб. (результат активной работы Российской ассоциации франчайзинга, Минэкономразвития и Роспатента). Анализ статистики Роспатента показывает стабильный рост числа зарегистрированных договоров 4 коммерческой концессии

2. Появление новых финансовых инструментов Массовое появление на рынке банковских продуктов, специально настроенных под нужды франчайзинга. Сбербанк, ВТБ, Росбанк и др. предлагают программы кредитования на открытие бизнеса по франшизе. Финансовая группа «Лайф» запустила программу софинансирования франчайзинговых проектов в рамках специально созданного фонда «Лайф Франчайзинг». Теперь при открытии новых предприятий фран-чайзи могут воспользоваться специально адаптированными по франчайзинг программами лизинговых компаний

3. Расширение доступа к аренде перспективных помещений Появление новых торговых площадей, особенно качественных торговых центров, способствует росту франчайзинга (всего в 2013 г. было построено 1,65 млн. кв. м торговых площадей). Франшиза раскрученной концепции для многих предпринимателей является доступом к аренде перспективных помещений (управляющие структуры торговых центров обычно даже не рассматривают в качестве арендаторов компании с концепцией «no name»)

4. Расширение рынка за счет франшиз из регионов Рост количества франчайзинговых концепций на рынке франшиз, которые зародились и были испытаны в регионах, претендующих на статус федеральных5

Расширение сферы применения фран- 6 чайзинга Значительно увеличилось количество франшиз в сфере услуг бизнесу и населению. Развиваются новые для России направления франчайзинга. В 2013 г. свою франшизу предложила компания ORRLA, оказывающая услуги в области проведения инвентаризации. На рынке появились франшизы хостелов. Явные перспективы имеет франчайзинг в образовании, развитии ИТ-услуг. Как показывает зарубежная практика, франчайзинг может являться стратегией расширения бизнеса; маркетингового продвижения; коммерциализации интеллектуальной собственности; увеличения стоимости компании; конкурентной стратегии

Ряд практикующих юристов критикует подмену в российском законодательстве понятия «франчайзинг» «коммерческой концессией» (ГК РФ, гл. 54), поскольку это приводят к конфликту между субъектами франшизных правоотношений, особенно в том случае, если один из участников - иностранная организация, так как адаптировать международные правовые акты к законам России достаточно трудно7.

1 Олейников С. Когда выгодно купить франшизу для России, а когда стоит просто воспользоваться идеей для бизнеса // Интернет-журнал «Франчайзинг». 2013.

2 http://www.m-economy.ru/art.php?/n.ArtId=3932

3 Результат исследования, впервые проведенный порталом Franshiza.ru путем анкетирования участников рынка. (http://www.klerk.ru.htm).

4 Согласно исследованию Franhsiza.ru, 55% российских франчайзеров заключают со своими франчайзи договор коммерческой концессии, около 25% работают по лицензионному договору, а остальные используют иные договорные конструкции.

5 Франчайзинг развивается ускоренными темпами в Москве, Московской, Тюменской, Челябинской областях, Краснодарском крае, Республике Татарстан. Часто это связано с активностью местных властей, которые рассматривают франчайзинг в качестве локомотива предпринимательства и инструмента развития малых городов и инфраструктурных сфер. Так, в 2013 г. правительство Татарстана первым из субъектов РФ приняло решение субсидировать создание франшиз местных предпринимателей. Бюджет программы составил 3,8 млн. руб. и первые проекты уже реализуются.

6 Структура российского франчайзинга в 2013 г.: продовольственная и непродовольственная розница - 47%; услуги населению - 23%; общепит - 14%, услуги бизнесу - 7%; производство - 3%; СМИ, интернет - 3%; прочие услуги - 3%.

7 Кроме договора коммерческой концессии, к договорам, с помощью которых можно оформить схожие с франчайзингом отношения, относятся лицензионный договор, агентский договор, договор на дистрибьюцию (если предполагается поставка товара), договор комиссии, и другие, причем отношения могут быть оформлены смешанным и комплексным договором. Говоря о международном регулировании франчайзинга, можно отметить, что Международная торговая палата разработала Типовой договор франчайзинга, Всемирная организация интеллектуальной собственности разработала ряд инструкций и методических рекомендаций в области защиты интеллектуальных прав и прав на ноу-хау, а Международная ассоциация франчайзинга разработала этический кодекс для участников франшизных правоотношений.

К правовым проблемам франчайзинга можно отнести сложность механизма контроля правообладателя за пользователем. Государственный контроль и надзор за деятельностью франчайзи не осуществляется по той причине, что отношения по поводу франчайзинга по своей правовой природе являются партнерскими и предполагают доверительные взаимоотношения между компаниями. Однако культура ведения бизнеса в форме франчайзинга в России еще не сложилась, и время от времени франчайзи пытаются внести определенные инновации, которые могут существенно навредить франчайзеру. Рост региональной сети франчайзера существенно ослабляет контроль.

В конце апреля 2014 г. в Госдуму был внесен законопроект о франчайзинге. Закон разъясняет профессиональные термины, которые на практике уже много лет и так используются - «франшиза», «франчайзер», «франчайзи», а также вводит новые правила и права сторон. До подписания договора владелец франшизы должен будет раскрыть условия продажи франшизы, данные о компании, материнских компаниях и компаниях-партнерах, составить профессиональное досье на первые лица компании. Франчайзи имеет право расторгнуть договор через 30 дней после уведомления франчайзера и потребовать от него возмещения убытков, если будет доказано, что франчайзер исказил или утаил часть информации. Франчайзер может расторгнуть договор только в том случае, если после предупреждения франчайзи не предпринял никаких действий. Однако франчайзер не обязан раскрывать статистику доходов и расходов предприятий, уже действующих на основе франчайзинга, а также сообщать о неудачном опыте работы с франшизой1.

Рассматриваемый законопроект вносит дополнительную определенность в правовое поле франчайзинговых отношений. Действительно, франчайзинг все чаще применяется в России, но вместе с этим растут и риски как покупки неработающего бизнеса, так и незаконного использования полученной информации о франшизе. Принимая во внимание мнение экспертов , можно выделить ряд значимых недостатков предлагаемой редакции закона:

1. Слабая концептуальная проработка проекта и противоречия с уже существующим законодательством, прежде всего с Гражданским кодексом РФ, регулирующим правоотношения во франчайзинге.

2. Предлагаемый понятийный аппарат противоречив, содержит формулировки, которые не могут рассматриваться в качестве правовых норм.

3. Нечеткость формулировок в отношении раскрытия определенной информации до заключения франшизного соглашения, что может повлечь за собой утечку конфиденциальной информации о фирме. Важно определить, когда и какая информация раскрывается; какую ответственность несет сторона, принимающая информацию.

По мнению специалистов, законопроект необходимо доработать с учетом мнений участников франчайзинговых отношений.

В инновационном бизнесе России франчайзинг ещё не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности для его внедрения достаточно велики. Основным фактором, сдерживающим развитие франчайзинга в нашей стране, является несоответствие между жёсткими едиными стандартами, критериями, устанавливаемыми франчайзером, и специфичными конкретными условиями работы франчайзи. Существен также разрыв между длительным сроком действия договора франчайзинга и непредсказуемостью динамики параметров хозяйственной деятельности малого предприятия в силу отсутствия стабильности в экономике страны. Негативным фактором является отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности, эффективных мер её защиты. К тому же, развитию франчайзинга препятствует нормативно-правовая база, не стимулирующая рост малых инновационных предприятий, которые работают по технологиям отечественных и зарубежных франчайзеров, распространяющих нововведения и поддерживающих высокий уровень инновационности национальной экономики.

Важной формой взаимодействия крупного бизнеса, среднего и малого бизнеса является лизинг, направленный на финансирование среднего и малого предпринимательства. Он осуществляется в форме передачи субъектам малого и среднего бизнеса соответствующего имущества в аренду чаще всего с правом последующего выкупа.

В современной России объективная потребность в лизинге достаточно велика: с одной стороны, для малого и среднего бизнеса - это инвестиционные средства на приобретение оборудования, с другой стороны, для крупных предприятий - это возможность избавиться от простаивающих оборудования и производственных площадей3. Рынок лизинга в России по итогам 2010 г. вырос в 2,3 раза, при этом объем нового бизнеса составил около 730 млрд. рублей (2010 г.) в сравнении с 325 млрд. руб. (2009 г.)4. В 2012 г. российский рынок лизинга вырос на 8,3 % на фоне сокращения общеевропейского рынка на 1%. Однако уже в первой половине 2013 г. отечественный рынок лизинга сократился. В табл. 4 приведены данные по структуре рынка лизинга в России за первую половину 2012 и 2013 гг.5

За 1 половину 2014г. новый бизнес (стоимость имущества) составил примерно 344 млрд. руб. (сокращение по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. - 2,5%). По оценкам экспертов, главными проблемами в 2014 г. станут: низкий уровень спроса на рынке лизинга, ухудшение платежной дисциплины и кредитного качества клиентов, рост стоимости фондирования и ограничение доступа к нему6.

1 http://smb.gov.ru/ Новости бизнеса /13911 html

2 http://ibusiness.ru/blog/biznyeskontur_/33277

В настоящее время правовое регулирование лизинговой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изм. и доп.). Основополагающая юридическая конструкция лизинга сформулирована в ст. 665 ГК РФ, согласно которой по договору финансовой аренды (договору лизинга), арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

4 http://www.m-economy.ru/art.php?/n/Art.Id=3932

5 http://raeexpert.ru/researces/lising/itogi.2013...

6 ГГ^

Там же.

Таблица 4

Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга Объем нового бизнеса в 1 полугодии 2012 г., млрд. руб. Доля, % Объем нового бизнеса в 1 полугодии 2013 г., млрд. руб. Доля, %

1.Оборудование 310 924 80,9 259 200 73,4

2. Транспорт 70 000 18,2 92 000 26,1

3.Недвижимость 3576 0,9 1800 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 384 500 100 353 000 100

Причем в России доля лизинговых операций в инвестициях незначительна (по разным оценкам она составляет от 1 до 6%). При этом определенные направления лизинговой деятельности находятся в начальной стадии развития: слабо используется лизинг при осуществлении инвестиций в недвижимость, почти не применяются оперативный, возвратный виды лизинга.

К числу основных проблем, тормозящих развитие лизинга можно отнести следующие1:

♦ высокий уровень процентных ставок; процентные ставки по кредитам намного превышают норму средней прибыли в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве;

♦ нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей и используются часто лишь как форма кредитования предприятий;

♦ недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями - потенциальными лизингополучателями;

♦ отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;

♦ отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая обеспечивала бы постоянной и доступной информацией о предложениях лизинговых услуг;

♦ недостаточная квалификация и нехватка опытных кадров для лизинговых компаний;

♦ высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;

♦ неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить лизинговое имущество обратно при расторжении сделки; это заставляет лизингодателей ужесточать требования по обеспечению сделки, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг;

♦ отсутствие вторичного рынка оборудования;

♦ необходимость залога и крупного аванса;

♦ проблемы с определением кредитоспособности партнеров.

1 http://www.msd.com.ua/sovmestnoe-predprinimatelstvo/problemy-i-perspektivy-razvitiya-lizinga-v-rossii

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.