7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утв. Верховным Советом РФ 9 окт. 1992 г. № 3612-1 (в ред. от 28 нояб. 2015 г. № 357-Ф3) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ 17 дек. 2007 г. № 1300: в ред. от 10 янв. 2000 г. № 24 (утратила силу) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ 12 мая 2009 г. № 537 (в ред. от 1 июля 2014 г.) № 483 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. СолдаткинА.А. Этнокультурная идентичность в системе базовых ценностей россиян // International Journal of Experimental Education. 2015. № 11.
11. СЗ. РФ. 2014. № 52 (ч. I). Ст. 7753.
12. Остапец О.Г. Пути повышения правовой культуры населения муниципальных образований // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8.
13. Осипов А.И. Зачем человек живет? М., 2014.
14. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ 31 дек. 2015 г. № 683. URL: http:// wwwpravo.gov.ru
15. Миролюбова Л.Р. Вещь как социокультурный феномен. Саратов, 2011.
16. Ремизов В.А., Ирхен И.И. Культурная политика современной России: концептуально-средовой анализ // Вопросы культурологии. 2015. № 2.
E.V. Chekmarev, D.S. Nortsev State Support of Youth Initiatives: the Experience of Regional Application
The experience of implementation of complex measures on state support of youth initiatives in the territory of the Saratov Region is analyzed. The patterns affecting the formation of youth activities and political participation at the regional level are identified. Provisions of legal acts, both at the regional and federal levels are considered.
Key words and word-combinations: youth, political participation of youth, state support of youth initiatives.
Анализируется опыт реализации комплекса мероприятий по государственной поддержке молодежных инициатив на территории Саратовской области. Выявляются закономерности, влияющие на формирование активности молодежи и ее политического участия на региональном уровне. Рассматриваются положения нормативно-правовых актов как регионального, так и федерального уровня.
Ключевые слова и словосочетания: молодежь, политическое участие молодежи, государственная поддержка молодежных инициатив.
УДК 323:316.34/.35 ББК 66.3+60.54
Э.В. Чекмарев, А.С. Норцев
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОДДЕРЖКА
МОЛОДЕЖНЫХ
ИНИЦИАТИВ:
ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО
ПРИМЕНЕНИЯ
G
эвременная практика политическом модернизации России убедительно доказывает, что наиболее мощным и перспективным ресурсом становится молодежь. Это внушительный пласт современного гражданского общества, обладающий научным и творческим потенциалом. Однако энергия молодых пока еще не используется в полной мере. Не преодолены мобилизацион-
94
2016 • № 2 (53)
ные отношения к данному политическому актору как со стороны государства, так и политических партий. Определенные издержки имеются и в оценке молодежи как самостоятельной политической силы, способной к политическим инициативам. Исторический опыт свидетельствует о том, что молодежь нуждается в определении государством вектора политического действия, за которым как раз и следуют инициативы. Задача государства и политических партий состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить их поддержку. На наш взгляд, тенденция отхода от мобилизационного влияния на молодежь сменилась на обеспечение поддержки молодежных инициатив. Это особенно заметно в практике регионального уровня управления.
Региональное молодежное сообщество как целостный субъект проявляет себя в разных сферах. Наиболее активно молодежь регионов в последние двадцать лет проявилась в политико-правовой, социальной, этнической, духовной сферах. Заметно снизилось участие молодежи в экономике. Возрастание роли молодежного регионального потенциала обусловлено и передачей полномочий федерального центра регионам, и необходимостью ситуационного решения целого ряда проблем местного характера. От содержания региональной поддержки молодежных инициатив во многом зависит развитие политической активности, формирование института лидерства, организация молодежных объединений. Именно на этом уровне проявляется и может быть эффективно использован личностный фактор.
Исследование накопленного опыта государственной поддержки молодежных инициатив в региональном измерении является актуальным в силу ряда причин. Во-первых, в современных условиях упрочилась сама модель демократического суверенного государства. Во-вторых, значительно упрочились позиции гражданского общества, в котором молодежь занимает достаточное место. В-третьих, выросло новое, раскрепощенное поколение, способное на инициативы. Изучение траектории развития взаимосвязи государства и такого важного актора гражданского общества, как молодежь, открывает перспективы ее использования как стратегического ресурса политической стабилизации и модернизации современной России.
Целью данной статьи является анализ институтов, законодательства и форм государственной поддержки молодежных инициатив на региональном уровне, преимущественно на примере Саратовской области. На региональном уровне поддержка молодежи обеспечивается отраслевыми министерствами: труда, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма. В муниципалитетах поддержку молодежи осуществляют соответствующие комитеты и управления. Стабильность в управлении делами молодежи дает свои положительные результаты, однако, на наш взгляд нынешняя институционализация мало способствует поддержке молодежных инициатив, работает в основном в русле общественно-политической мобилизации молодежи.
В Саратовской области найден оригинальный выход из создавшейся ситуации. Наиболее активная молодежь в муниципалитетах сплачивается вокруг исполнительной власти в группы, чаще всего именуемые советами. Ответом на данную инициативу молодежи стало постановление губернатора Саратовской области от 11 ноября 2005 г. № 265 «О создании молодежного совета Саратовской области». Примечательно, что состав совета охватывал все ка-
2016 • № 2 (53) 95
тегории молодежи, включая детские общественные объединения. На уровне муниципальных образований были созданы молодежные советы при главах муниципальных районов области. Значимость такого опыта несомненна, поскольку в отличие от государственных институтов советы объединили не только учащуюся молодежь, но и занятую. Фактически молодежные советы можно рассматривать как структуру гражданского общества, формирующую инициативы молодежного социума и обеспечивающую их реализацию с помощью государственных институтов.
Наряду с институтами поддержки молодежных инициатив особую роль играет формирование законодательной базы в отношении молодежи. Первым нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы реализации государственной молодежной политики, стал Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», где отмечается, что одним из основных приоритетов в социально-экономической политике государства является молодежная политика.
В середине 1990-х годов получил распространение термин «государственная поддержка». В июне 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений», что способствовало принятию закона о молодежи и молодежной политике в ряде субъектов России [1]. В 2006 г. группой специалистов Министерства образования и науки Российской Федерации и ряда представителей общественных организаций разработана первая Стратегия государственной молодежной политики на 2006—2016 гг., где впервые четко сформулированы приоритеты молодежной поддержки государством. В связи с этим целесообразно считать 2006-й год знаковым в определении курса воспитания нового поколения России. Стратегия подразумевает совершенно новый подход в реализации молодежной политики, в которой предусмотрено взаимодействие государства со структурами гражданского общества и обеспечение финансовой поддержки со стороны государства с привлечением грантовых процедур [2]. Поскольку за поддержку молодежных инициатив в регионах стали отвечать отделы в министерствах образования, в числе законодательных актов, регулирующих молодежную политику, важное значение имеет Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. [3].
Определение гарантий, обеспечивающих реализацию прав и свобод молодых людей в сфере образования, позволило уже в школьной сфере развивать творческие инициативы подрастающего поколения. Существенную роль сыграло также разграничение полномочий в сфере образования между федеральными и региональными органами власти. Статья 12 Закона ориентирует образовательный процесс на формирование инициативной личности. Закон обязывает «учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирования и развития его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социально-культурными ценностями» [3].
Примечательно, что впервые в Законе обозначена правовая основа создания «локальных нормативных актов». Демократичность такого подхода состо-
96 2016 • № 2 (53)
ит прежде всего в том, что он не только раскрепощает инициативу образовательных учреждений, но и вовлекает учащихся в принятие решений. Пункт 3 ст. 30 обязывает при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права учащихся, учитывать мнение советов учащихся [3]. В подготовке инициативности важны меры социальной поддержки и самоуправления: полное государственное обеспечение материальной базы учебного процесса; обеспечение питанием; право на участие в общественных организациях. Особое значение имеет право учащихся на создание общественных объединений в установленном Федеральном законом порядке [3].
Таким образом, Закон об образовании во многом раскрепощает инициативу учащихся, создает определенную атмосферу для проявления творчества молодежи. Вместе с тем уместно подчеркнуть, что Закон мало ориентирует учащихся на проявление инициативы в политической сфере, а в некотором роде даже сдерживает ее, поскольку п. 3 ст. 48 гласит: «Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации...». Следует отметить, что на практике встречаются мероприятия, которые можно отнести к агитационным на территории учебных заведений, и лучше было бы это узаконить. Дело в том, что на уроках обще-ствознания учитель обязан рассказывать об избирательной кампании, о сути выборов. Более того, в школах, как правило, работают избирательные участки, где сосредоточена информация и о выборах, и о кандидатах.
В условиях демократических преобразований новой формой проявления молодежных инициатив стало этническое самоопределение, пропаганда этнических ценностей. В этом плане заслуживает внимания Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [4], важнейшей особенностью которой стала возможность перехода от хаотичного проявления молодежных инициатив к целенаправленному процессу укрепления единства и дружбы народов. Если в 1990-е годы шел «поиск корней», ценностей этнического характера, то теперь в качестве стратегических обозначены задачи развития межнациональных, межэтнических и межрегиональных связей, в том числе путем принятия и реализации существующих региональных программ, распространения традиционных и современных произведений литературы и искусства народов России и бывшего СССР, с привлечением государственных теле- и радиоканалов, организации художеественных выставок, гастролей творческих коллективов [4, с. 13—14].
Наряду с ценностями народов России обозначены общенациональные ценности, при этом особое внимание уделено формированию у молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за свою страну, воспитание культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан [4, с. 14]. Отрадно отметить, что в Саратовской области как в полиэтническом регионе молодежная политика в основном развивалась в данном ракурсе.
В ноябре 2008 г. утверждена Стратегия — 2020, в которой также предусмотрено предоставление субсидии из федерального бюджета на поддержку
2016 • № 2 (53) 97
мероприятий по реализации молодежной политики, а 2009 г. был объявлен Годом молодежи. Так конкретизирована финансовая сторона государственной поддержки молодежных инициатив, заявлена важность решения этой проблемы, определена правовая основа совершенствования работы с молодежью. Немаловажно и то обстоятельство, что проблема работы с молодежью в ходе проведения Года молодежи получила широкий общественный резонанс.
В региональном варианте законодательная база формировалась неравномерно. В Саратовской области она развивалась достаточно интенсивно. Об этом свидетельствуют следующие нормативные акты:
Закон Саратовской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», принятый Саратовской областной Думой 7 июля 1998 г., который определяет общие принципы, содержание, меры и механизмы осуществления государственной поддержки региональных молодежных и детских объединений;
Закон Саратовской области «О молодежной политике в Саратовской области», принятый Саратовской областной Думой 27 сентября 2006 г., который определяет правовые, социально-экономические и организационные механизмы осуществления молодежной политики в Саратовской области;
«Молодежная политика» — программа Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики» на 2014—2020 гг., основными задачами которой являются создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи в области;
подпрограмма «Патриотическое воспитание детей и молодежи Саратовской области» в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года» направлена на создание системы патриотического воспитания детей и молодежи Саратовской области [5].
В ходе разработки областной целевой программы «Развитие культуры на 2006—2010 годы» особое внимание уделялось сохранению и развитию традиционной культуры народов, проживающих на территории области. Региональный Закон «О культуре» закрепил единство культур во всем их многообразии. Своеобразной поддержкой инициатив по созданию добровольных объединений этнического характера стало законодательное определение национально-культурной автономии: это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, для самостоятельного решения вопросов самобытности, развития языка, образования, национальной культуры [6]. Государственная поддержка национально-этнических инициатив в Саратовской области способствовала созданию национально-культурных автономий в целом ряде муниципалитетов. Мероприятия, проводимые для молодежи, во многом способствовали созданию в Саратовской области благоприятного межнационального климата.
Развитие регионального и федерального законодательства по поддержке молодежных инициатив обеспечило разнообразие форм и методов работы с молодыми людьми. В политическом ракурсе особую значимость приобрела поддержка инициативы молодежи по созданию молодежных парламентов в регионах. Значимость такой поддержки состоит прежде всего в том, что в
98 2016 • № 2 (53)
молодежных парламентах стала формироваться региональная элита, молодые люди в условиях самоорганизации получили опыт управленческой и политической деятельности. Поддержка молодежного парламента и других молодежных объединений со стороны государства также способствовала повышению конкурентоспособности на выборах кандидатов от исполнительных органов и партии «Единая Россия». Если в 2006 г. явка на избирательных участках выборов в Саратовскую областную Думу составила 33,7% зарегистрированных избирателей, то в 2011 г. — 38,8% [7]. Получив абсолютное большинство, «Единая Россия» улучшила свой электоральный потенциал на 17,9% [8].
На территории Саратовской области молодежная политика реализуется по четырем основным направлениям: привлечение молодого поколения к социально-полезной деятельности; создание условий для развития научного и творческого потенциала; подготовка молодых людей к участию в общественной жизни, управлению, участию в государственной деятельности, а также профессиональная ориентация молодежи; развитие информационной системы работы с молодежью [9, с. 36].
В 2014 г. на эти цели привлечено 185 57,631 тыс. рублей внебюджетных средств, что на 10 млн больше, чем в 2013 г. Данная статистика показывает, что тенденция финансирования молодежных проектов увеличивается. Министерством молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области в 2014 г. проведено более 9 тыс. мероприятий всероссийского, регионального и муниципального уровней различной направленности, в которых был задействован каждый второй молодой житель области [5].
В целом анализ регионального законодательства в отношении молодежи показывает, что в большинстве регионов России не только приняты, но и доказали свою эффективность законы, способствующие поддержке инициатив молодых людей в области образования, труда и спорта. При этом весьма важно, что в некоторых регионах, среди которых и Саратовская область, законы пересматривались с целью их улучшения. Благодаря такому подходу законодательное обеспечение поддержки молодежных инициатив приобрело комплексный и в то же время адресный характер.
Итак, государственная поддержка молодежных инициатив становится одним из важнейших факторов активизации молодежного социума, его вовлечения в общественно-политическую жизнь России. На протяжении последних двадцати лет созданы институты, обеспечивающие качество проводимой работы с молодежью в центре и регионах. Существенную роль в развитии молодежнных инициатив сыграли федеральные и региональные законы. Наметилась тенденция выстраивания партнерских отношений региональной власти и молодежных объединений. Развитие и преумножение накопленного опыта поддержки молодежных инициатив — важнейшая задача всех ветвей власти.
Библиографический список
1. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федер. закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/103544/
2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 18 дек. 2006 г. № 1760-р. URL: http://
2016 • № 2 (53) 99
www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-gosudarstvo/m1w.htm
3. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
4. Стратегия государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666-р. URL: http://base. garant.ru/70284810/
5. Доклад министра Н.Б. Бриленок на депутатских слушаниях в Саратовской областной Думе «О реализации Закона Саратовской области "О молодежной политике в Саратовской области"» 31 марта 2015 г. URL: http://www.sport.saratov.gov.ru/upload...Бриленок 250315.doc
6. О культуре: Закон Саратовской области от 28 июля 2010 г. № 118-ЗСО. URL: http://base. consultant.ru/regbase/cgi/onlinexgi?req=doc;base=RLAW358;n=41263
7. Свешников А. Все депутаты известны // Официальный сайт газеты «Богатей». URL: http://www.bogatej.print/php?fr=340
8. Пресс-релиз избирательной комиссии Саратовской области по выборам Саратовской городской Думы четвертого созыва и депутатов органов местного самоуправления Саратовской области // Официальный сайт избирательной комиссии Саратовской области. URL: http://www. saratov.izbercom.ru/way/3080EDFF-922F402C8832
9. Беловицкая А.А., Соловьева Л.А., ЗозуляА.В. [и др.] Информация об основных результатах реализации молодежной политики в Саратовской области / под ред. С.Г. Ивченкова. Саратов, 2014.
Yu.E. Andronova
Charity in Assessments of Entrepreneurs: Variability of Meanings
In the frameworks of the authorial study of small and medium-sized enterprises in Saratov, semantic variants of the concept "charity" are defined. The main recipients of charitable activity are identified, and the motives of participation or non-participation in the charity are considered. The attitude of informants to the Russian charity funds is analyzed.
Key words and word-combinations: social entrepreneurship, charity, charity funds.
В рамках авторского исследования деятельности малых и средних предприятий в Саратове определяются смысловые варианты понятия «благотворительность». Выявлены основные адресаты благотворительной деятельности, рассмотрены мотивы их участия / неучастия. Анализируется отношение информантов к созданным в России благотворительным фондам.
Ключевые слова и словосочетания: социальное предпринимательство, благотворительность, благотворительные фонды.
УДК 316.334.2 ББК 60.561.7
Ю.Э. Андронова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ОЦЕНКАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: ВАРИАТИВНОСТЬ СМЫСЛОВ
П редпринимательская деятельность является центральным элементом любой рыночной экономики, так как обеспечивает упрочение рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. В современных условиях, когда экономический кризис в России ограничивает возможности государства в проведении активных общественных преобразований, актуальной становится задача поиска финансовых средств, включая дополнительные
100 2016 • № 2 (53)