УДК 316.334.3 ББК 66.3(0),4
DOI 10.22394/1682-2358-2018-3-138-144
A.A Ponomarev, postgraduate student of the Political Science Department Povolzhsky Institute of Management named after PA. Stoly-pin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
YOUTH SOCIAL
ACTIVITY
REALIZATION
IN A RUSSIAN REGION
(By the Example
of the Saratov Region)
The mechanisms and technologies of young people social activity realization at the regional level are analyzed. Forms of social activity of the Saratov region youth community and the importance of youth participation in social and political life of the country are considered.
Key words and word-combinations: state youth policy, youth, social activity, social activity, regional policy.
А.А. Пономарев, аспирант кафедры политических наук Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: ponomarevrf@b1c.ru)
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОМ РЕГИОНЕ (на примере Саратовской области)
Аннотация. Анализируются механизмы и технологии реализации общественной активности молодежи на региональном уровне. Рассматриваются формы общественной активности молодежного сообщества Саратовской области и значимость участия молодежи в общественно-политической жизни страны.
Ключевые слова и словосочетания: государственная молодежная политика, молодежь, общественная активность, региональная политика.
ВВ современных условиях уделяется повышенное внимание проблемам молодежи, что обусловлено ее особой ролью в государстве и обществе. Молодежь представляет собой активную и динамичную социально-возрастную группу, реализующую себя во всех сферах жизнедеятельности — политической, общественной, культурной, финансовой и других. Рассматриваемая социально-демографическая группа нацелена в большей сте-
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 3
пени на повышение социального статуса и освоение новых социальных ролей. Ее можно рассматривать в качестве инициативной и инновационной части социума, составляющей 20—35% населения любой индустриальной страны, в том числе и России [1]. Вследствие этого молодежь можно представить как социально активную часть населения, являющую собой наиболее перспективную группу граждан, способных обеспечить реализацию ключевых направлений развития общества.
Стремление молодежи самостоятельно участвовать в жизни общества и государства приводит к возникновению различных форм ее общественной активности. Поскольку в обществе существуют различные сферы, можно выделить следующие формы общественной активности: общественно-политическую (включающую решение общественно-политических проблем, проявление гражданских качеств); культурную; творческую; трудовую; коммуникационную; деловую [2]. С помощью термина «общественно-политическая активность» можно определить степень интенсивности и вовлеченности населения страны в политический процесс.
Формирование эффективной государственной политики зависит в определенной степени и от общественной активности молодежного сообщества. В современных условиях общественно-политическая активность молодежи представляет собой важнейшее направление развития демократического правового государства и гражданского общества, способствующее обеспечению стабильности политической системы в целом. Происходящие в России общественно-политические и социально-экономические преобразования объективно диктуют необходимость непосредственного вовлечения молодых людей в эти процессы.
Общественно-политическая активность молодежного сообщества на практике часто рассматривается в контексте протестных настроений и социальной нестабильности. Существуют предположения, что излишняя активность взята под особый контроль [3], но именно молодежь выступает в качестве носителя социальных инноваций, вследствие чего повышение общественно-политической активности является одним из условий поиска новых форм общественного устройства.
Современный этап модернизации России создает потребность в новой, научно-исследовательской, парадигме общественно-политической активности молодого поколения, представлении о ней как о сложном, многогранном и противоречивом явлении. Для более глубокого анализа проблем и перспектив развития общественно-политической активности молодежи как фактора ее саморазвития и развития общества, в том числе на региональном уровне, был проведен опрос в виде анонимного анкетирования. По степени охвата анкетирование носило выборочный характер. В качестве объекта выбрана молодежь Саратовской области в возрастной категории 18—30 лет. Внимание было обращено на занятую молодежь, с неоконченным высшим или высшим образованием. В ходе анкетирования были опрошены 300 респондентов разных половозрастных групп, из них 57% молодых людей и 43% девушек.
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 3 134
В результате исследования было выявлено, что 70% респондентов регулярно следит за политическими и общественными событиями. Четвертая часть из опрошенных (25%) политикой интересуются факультативно, интерес к общественно-политической жизни страны и региона крайне низок. Отсутствует интерес к политике, в том числе и региональной, у 5% молодых людей. Основным препятствием активного участия молодежи в общественной и политической сфере в Саратовской области является индивидуализм, выражающийся в безразличии к общим делам, убеждении в том, что граждане не могут влиять на решения властей, а также чрезмерная занятость. Проблема абсентеизма прослеживается и в связи с отказом от участия в политической жизни страны.
Среди источников информации об общественно-политических событиях респонденты отдают предпочтение Интернету (71%) как самому популярному средству массовой коммуникации среди молодежного сообщества. Среди иных источников выделяются печатные СМИ (20%), а также неформальные источники (9%), к которым относят друзей, коллег и родителей.
Респонденты выделяют следующие виды позитивной роли молодежи в общественно-политической жизни страны и региона: служба в Вооруженных силах РФ (22%), активное участие в выборах на всех уровнях власти (19%), участие в молодежных объединениях и организациях (16%), влияние на власть через общественные объединения и политические партии (14%), служба в органах государственной власти и местного самоуправления (5%).
Выделяется также роль молодежи в радикализации и криминализации общества: участие в акциях протеста (13%), использование в качестве инструмента давления радикальными организациями на руководство страны и региона (4%), участие в столкновениях и беспорядках (2%). Несмотря на это, в регионе особенно распространены такие формы общественной активности, как благотворительные акции (31%), письма, сбор подписей под обращениями в органы власти, социальные организации (20%); митинги и другие публичные акции (19%).
Абсолютное большинство (91,4%), согласно ответам респондентов, были вовлечены в опыт добровольческой и благотворительной помощи, работы. Каждый второй помогает бездомным животным (57%), отдают свои вещи в детские дома и дома престарелых 42% и вносят пожертвования на лечение детей 43%. Делают пожертвования в религиозных организациях, а также занимаются донорством по 31% респондентов.
На территории Саратовской области представлен широкий спектр возможностей для реализации потенциала молодежи их общественно-политической активности. В современных условиях значительное место в процессе институ-ционализации общественно-политической активизации молодежи занимают партии и общественно-политические молодежные движения [4].
Политическими партиями используются различные способы деятельности в целях мобилизации и институционализации молодежи, а именно устная пропаганда и агитация, печать в СМИ, теле- и радиопередачи. Основная цель распространения информации о политических партиях — это мобилизация молодежного сообщества в целях политической поддержки партийной
140
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 3
программы или лидера. Консолидация гражданского общества для усиления диалога с властью, для участия в работе по формированию будущего России в настоящее время — это главная задача российских партий. Кроме того, основные партии России указывают на необходимость привлечение молодежи в политическую жизнь, с целью формирования партийных проектов с молодежным вектором. Для большего привлечения молодежи в политическую жизнь страны депутаты Госдумы от ЛДПР вносили законопроект о возможности вступать в политическую партию россиян с 16 лет, цель которого — большее вовлечение в политическую жизнь молодых людей, а также формирование у молодежи активной политической позиции» [5]. Данный законопроект был отклонен. В соответствии со ст. 1 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону он не достигает совершеннолетия ранее. При этом право граждан принимать участие в деятельности политических партий является одним из основных прав граждан, так как посредством его реализации они участвуют в управлении государством. В связи с этим важно, чтобы возможность реализации права ввиду его общественной значимости была связана не столько с физической, сколько с гражданской зрелостью человека в силу его ответственности за принимаемые решения.
Причина повышенного внимания со стороны политических партий к мобилизации и институционализации молодежи вызваны абсентеизмом. Отечественные политологи в общих чертах выделяют следующие факторы, ведущие к отстраненности молодых людей от политики и политического участия в современном российском обществе:
— интересы молодежи не связаны напрямую с политическим участием, а сконцентрированы в области саморазвития, личностного роста, построения карьеры вне политики;
— молодые люди не видят путей и возможностей, а иногда и необходимости для трансформации сложившегося уклада жизни в государстве;
— политика не воспринимается молодежью как социально значимая деятельность, способная принести положительные изменения;
— растет принципиальная несовместимость интересов, потребностей и ценностных ориентаций молодых людей с проводимой в данный момент политикой, а также наблюдаются тенденции все большего отчуждения молодежи от государственных институтов и общественных структур на всех уровнях власти [6].
Очевидно, что для борьбы с причинами, порождающими феномен абсентеизма, необходимо использовать политические технологии, применительно к каждому конкретному случаю. В активизации молодых людей значительная роль принадлежит молодежным общественно-политическим движениям. В настоящее время на территории Саратовской области насчитывается 27 молодежных общественных объединений и совещательных органов области [7], ориентированных на студенчество, работающую молодежь, которая стремится к самореализации, достижению блага для родного края и страны.
Молодежные общественные объединения являются важным и неотъемлемым элементом функционирования государства. Их работа направлена на
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 3 14" 1
проведение культурных и спортивных мероприятий, реализацию социальных проектов. В молодежную организацию собираются люди, способные выразить свои интересы в политических парламентах, всевозможных советах. Они, как правило, отличаются активной гражданской позицией и четким пониманием, как надо выстраивать работу.
На территории области осуществляется активное вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность, проводится популяризация идей добровольчества в обществе в целях создания механизмов продвижения лучших практик добровольчества в обществе, увеличения числа молодежи, принимающей участие в федеральных, региональных и местных добровольческих мероприятиях; создаются условия для трансляции на территории Саратовской области ключевых направлений волонтерства, практикуемых в Российской Федерации.
В Саратовской области успешно функционируют более десяти добровольческих организаций:
волонтерские центры, созданные на базе вузов города. Из них наиболее крупные — Волонтерский центр СГУ имени Н.Г. Чернышевского, Волонтерское движение СГАУ имени Н.И. Вавилова «Эпицентр», Волонтерская организация студентов СГЮА «Академия добра», Волонтерское объединение ПИУ имени П.А. Столыпина «БлагоДарю», Волонтерское студенческое объединение ССЭИ РЭУ имени Г.В. Плеханова;
молодежные общественные объединения и некоммерческие организации, реализующие программы в сфере развития добровольчества: Центр развития волонтерства Саратовской областной организации ООО «Российский Союз Молодежи», Саратовское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», Саратовская региональная молодежная общественная организация «Синегория», Саратовское региональное отделение АНО «Союз добровольцев России» и другие.
Задачами вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность являются реализация программ и проектов, направленных на вовлечение молодежи в добровольческую деятельность; организация информационной и методической поддержки добровольчества в регионе, оказание консультативной помощи добровольческим инициативам и социально значимым проектам; проведение конкурсных мероприятий по выявлению лучших волонтеров и добровольческих практик, реализуемых на территории региона; совершенствование региональной нормативно-правовой базы в области развития добровольческой деятельности. Ежегодно более 80 тысяч волонтеров Саратовской области принимают участие в организации масштабных молодежных, спортивных, культурно-массовых мероприятий различного уровня.
Немаловажным аспектом институализации молодежных политических практик является феномен молодежного парламентаризма. В Саратовской области действует Молодежный парламент при Саратовской областной Думе [8]. Парламент является общественным, коллегиальным, консультативным, совещательным органом при Саратовской областной Думе и состоит из представителей муниципальных районов, студентов высших учебных заведений города Саратова. Основной задачей парламента является анализ федерального, реги-
142
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 3
онального законодательства, разработка проектов нормативно-правовых актов, проведение просветительской деятельности в широкой молодежной среде, направленной на повышение правовой культуры и общественно-политической активности молодежи. Молодежный парламент при Саратовской областной Думе участвует в молодежных парламентских слушаниях, представляет важные законодательные инициативы в области наиболее актуальных проблем молодежи Саратовской области. Ключевой темой стал вопрос трудоустройства молодежи.
Молодежный парламент реализует также часть задач, отвечающих основным современным требованиям государства в вопросе политической активности молодежи: приобщение молодежи к общественно-политической, социально-экономической и парламентской деятельности, формирование в молодежной среде правовой и политической культуры, привлечение научного и творческого потенциала молодежи к формированию региональной молодежной политики и контролю над ее осуществлением, обеспечение взаимодействия депутатов с молодежью и молодежными общественными объединениями области, создание и развитие кадрового потенциала для государственных и муниципальных органов. При активном участии членов Молодежного парламента реализованы социальные проекты, проведены конференции на актуальные, востребованные молодежью темы.
На территории Саратовской области действует Молодежное правительство Саратовской области [9], которое в соответствии с постановлением является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом представителей молодежи области при Правительстве Саратовской области, образованным на основе общности интересов и действующим на общественных началах.
Патриотизм играет фундаментальную роль в развитии молодежной политики в регионе. Во исполнение поручения Президента РФ В.В. Путина и в целях систематизации патриотической работы на территории области министерством молодежной политики, спорта и туризма области разработан план мероприятий «Патриотическое воспитание граждан Саратовской области». План включает в себя перечень ключевых мероприятий патриотической направленности, реализуемых профильными министерствами и ведомствами Правительства области.
Таким образом, исследование механизмов и технологии реализации общественной активности саратовской молодежи выявило активную жизненную позицию молодежного сообщества региона. Молодые люди интересуются общественной и политической жизнью, имеют собственное мнение относительно происходящих событий в стране и регионе. Саратовская область обладает широким спектром возможностей для молодежи в рамках общественно-политической активности, включающих такие инструменты, как общественное участие в решении социальных вопросов. Руководство области особое внимание оказывает молодежному самоуправлению, то есть форме участия молодежи в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся ее жизнедеятельности, защите прав и интересов молодых людей.
Большая часть молодежи принимает участие в благотворительных акциях и митингах, имеет опыт добровольческой помощи, подписывается под обращениями и письмами в органы власти, в том числе посредством Интернета.
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 3 14*3
Результаты исследования позволяют сделать выводы о заинтересованности молодых людей в развитии добровольческого и волонтерского движения; необходимости развития инфраструктуры молодежных организаций, осуществляющих волонтерскую деятельность; обязательности получения студентами, участвующими в волонтерской деятельности, практического опыта, требуемого в последующем в профессиональной деятельности. В настоящее время организация добровольческой деятельности молодежи в Саратовской области носит системный, организованный характер. В процессе участия в добровольческой деятельности у молодых людей формируются личностные качества (мобильность, толерантность), определенные навыки.
Молодые люди, участвуя в политической жизни, ставят перед собой различные цели: от саморазвития до карьерного роста и работы на благо Родины. Активным звеном является российское студенчество, которое стремится объединить свои усилия и направить их на реализацию интересов молодежи. Сегодня в России проводится государственная поддержка молодежи практически во всех областях. Политические партии России уделяют большое внимание привлечению молодых людей в свои ряды, а одним из основных направлений молодежной политики является формирование у молодых людей гражданского самосознания, так как это один из ключевых моментов в развитии будущего любой страны. Появление у молодежи желания участвовать в политической жизни страны свидетельствует прежде всего о ее небезразличии к будущему России, строительство которого в их руках. Необходимо и в дальнейшем развивать интерес молодых людей к участию в деятельности общественных организаций, политических партий, в задачу которых входит развитие новых направлений и подходов к взаимодействию с молодежью.
Библиографический список
1. Численность молодых людей в России. URL: http://vawilon.ru/statistika-molodezhi/
2. Бабаян К.Р. Особенности социального лидерства в молодежной среде // Вестник ПАГС. 2008. № 2.
3. Иваненков С.Г., Кострикин А.В. Проблемы исследования социальной активности молодежи // Credo new. 2009. № 6. URL: http://credonew.ru/content/view/834/61
4. Курунов М.А. Политическое участие молодежи в российских регионах: современные тенденции и проблемы (на примере Республики Башкортостан) // Известич Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. 2007. № 2.
5. В политические партии могут разрешить вступать с 16 лет. URL: https://rg.ru/2017/01/24/ v-politicheskie-partii-mogut-razreshit-vstupat-s-16-let.html
6. Меркулов П.А., Проказина Н.В. Методологические подходы к анализу протестной деятельности молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12, № 1. С. 15-23.
7. Общественные организации Саратовской области. URL: http://sport.saratov.gov.ru/molo-dezhnaja-poHtika/molodezhnye-organizacii/obshhestvennye-organizacii
8. О Молодежном парламенте при Саратовской областной Думе: постановление Саратовской областной Думы от 22 февр. 2006 г. № 51-2022 (в ред. от 25 окт. 2017 г.). URL: http://www. consultant.ru
9. О создании Молодежного правительства Саратовской области: постановление Саратовской областной Думы от 28 февраля 2013 года № 93-П. URL: http://www.consultant.ru
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 3