Научная статья на тему 'Государственная поддержка АПК Вологодской области в условиях функционирования в ВТО'

Государственная поддержка АПК Вологодской области в условиях функционирования в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ВТО / СУБСИДИРОВАНИЕ / МОЛОЧНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GOVERNMENT PROGRAM / WTO / SUBSIDIZING / DAIRY ANIMAL INDUSTRIES / THE INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козина Алена Анатольевна

В статье рассмотрены меры государственной поддержки АПК Вологодской области. Автором проведен анализ соответствия данных мер Соглашению ВТО по сельскому хозяйству. Определены основные направления в разработке программ по дальнейшей поддержки сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State support of the Vologda region agriculture in the context of the WTO

The article considers measures of the state support of agrarian and industrial complex of the Vologda region. The author has performed the analysis of the conformity of the given measures to the WTO Agreement on the agriculture. The basic directions in the development of programs on the further supports of the agriculture are determined.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка АПК Вологодской области в условиях функционирования в ВТО»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.52:338.43(470.12)

Государственная поддержка АПК Вологодской области в условиях функционирования в ВТО

Козина Алена Анатольевна, аспирант экономического факультета

e-mail: [email protected]

ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Аннотация: в статье рассмотрены меры государственной поддержки АПК Вологодской области. Автором проведен анализ соответствия данных мер Соглашению ВТО по сельскому хозяйству. Определены основные направления в разработке программ по дальнейшей поддержки сельского хозяйства.

Ключевые слова: государственная программа, ВТО, субсидирование, молочное животноводство, инновационная деятельность.

После длительных переговоров Россия официально присоединилась к ВТО 22 августа 2012 года, в связи с чем она приняла на себя обязательства относительно доступа на рынок, внутренней поддержки сельского хозяйства и субсидирования экспорта.

Минэкономразвития определил следующие положительные моменты при вступлении России в ВТО:

- возможность улучшения доступа сельскохозяйственной продукции на мировой рынок;

- получение недискриминационных условий для доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для инвестиций в результате приведения законодательства в соответствие с нормами международного права;

- расширение возможностей для российских инвестиций в странах-участницах ВТО, в частности, за счет улучшения положения в банковской сфере;

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок;

- участие в разработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире как надежного и полноправного участника международной торговли;

- приток иностранного капитала в аграрный сектор;

- повышение качества жизни граждан страны;

- повышение конкурентоспособности отечественного АПК;

- обеспечение устойчивого развития сельских и депрессивных территорий, рационального размещения производительных сил;

- рост соотношения доходов граждан и непрерывно растущего потребительского минимума, повышение уровня социального, жилищно-бытового обеспечения, повышение уровня охраны здоровья, личной и экологической безопасности;

- предотвращение опустынивания сельских территорий - как в Европейской части России, так и в Сибири и на Дальнем Востоке;

- обеспечения импортозамещения продовольствия [4].

Для Вологодской области вступление в ВТО имеет аналогичные преимущества.

Для России в условиях ВТО определен следующий размер внутренней государственной поддержки (из федерального и регионального бюджетов), представленный в таблице.

Таблица 1. Размер внутренней государственной поддержки сельского хозяйства в России

Годы 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Млрд. долл. США 9,0 9,0 8,1 7,2 6,3 5,4 4,4

(СПРАВОЧНО: на 2012 и 2013 годы определен максимальный уровень государственной поддержки сельского хозяйства. На 2018 год определен минимальный уровень государственной поддержки в размере 4,4 млрд. долл. США. Данный размер поддержки определен по результатам проведенного Минсельхозом России мо-

ниторинга о предельной (достаточной) потребности в государственной поддержке субъектов РФ).

В Вологодской области сумма государственной поддержки с 2013 до 2020 года составит около 19 млрд. рублей.

Однако кроме перечисленных преимуществ имеются и отрицательные моменты от вступления России в ВТО.

Нестабильность цен на сельхозпродукцию, особо остро ощущаемая в последние годы (крупа гречневая, молоко, яйца), закредитованность предприятий и высокие процентные ставки по кредитам, рост затрат на ГСМ, энергоресурсы, минеральные удобрения, технику, увеличивающие себестоимость производимой сельскохозяйственной продукции, приводит к убыточному производству.[1]

В связи с этим многие предприятия и отрасли не могут выдержать конкуренцию с иностранными товарами и услугами, зачастую более дешевыми и качественными. Так же соглашения ВТО запрещают странам-участницам предоставлять правительственные субсидии: в основном эти запреты касаются экспортных субсидий в промышленности (которые в России практически не применяются) и субсидий на импортозамещение. Согласно некоторым экспертным оценкам, после сокращения таможенных пошлин только 25 % отечественных предприятий смогут конкурировать с иностранными производителями на внутреннем рынке.

Согласно соглашению по сельскому хозяйству все меры государственной поддержки условно разложены по трем разноцветным корзинам: «зеленой», «желтой» и «голубой».

Данные меры внутренней государственной поддержки сельского хозяйства классифицируются ВТО согласно главному критерию — влияют ли они на объемы производства и цену таким образом, что это приводит к неэффективному использованию ресурсов.

Мероприятия «зеленой» корзины ВТО — это мероприятия государственной поддержки сельского хозяйства, которые не служат причиной неэффективного распределения ресурсов в аграрной сфере. Эти мероприятия не направлены на поддержку цен производителей.

Государственные затраты в пределах «зеленой» корзины могут осуществляться в следующих направлениях:

• научные исследования, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание;

• ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, контроль безопасности продуктов питания;

• совершенствование инфраструктуры (строительство путей, электросетей, мелиоративных сооружений), за исключением операционных затрат на ее содержание;

• поддержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;

• поддержка доходов производителей, не связанная с видом и объемом производства (например, выплаты на основе статуса землевладельца или производителя);

• содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства (например, выплаты по программам перевода производства из аграрного сектора в неаграрный);

• охрана окружающей среды;

• программы регионального развития (например, выплаты по программам региональной помощи в депрессивных регионах) и т.д.

Государство имеет право финансировать мероприятия «зеленой» корзины в любом необходимом объеме в зависимости от возможностей своего бюджета.

Мероприятия «голубой» корзины направлены на ограничение перепроизводства (что актуально для развитых стран), и в отношении них также нет ограничений финансирования из бюджета.

Мероприятия «желтой» корзины ВТО:

•дотации на продукцию животноводства и растениеводства;

•дотации на племенное животноводство;

•дотации на элитное семеноводство;

•дотации на комбикорма;

•компенсация части затрат на минудобрения и средств защиты растений;

•компенсации части затрат на энергоресурсы;

•ценовая поддержка: компенсация разницы между закупочной и рыночной ценой на сельхозпродукцию;

•закупка у производителя товаров и услуг по ценам, превышающим рыночные;

•льготное кредитование сельхозпроизводителей за счет бюджета, списание долгов;

•затраты лизингового фонда и т.п.

В отношении мероприятий «желтой» корзины государство берет на себя обязательство по сокращению бюджетного финансирования.

Совокупное измерение поддержки (СИП) — ежегодная сумма всех видов государственной поддержки, на которые распространяются обязательства по сокращению. На протяжении 6-летнего переходного периода СИП необходимо сократить на 20 % (для развитых стран). Страна-участница ВТО имеет право не сокращать расход «желтой» корзины, если обязуется обеспечить поддержку в размере не более 5 % от стоимости валовой продукции сельского хозяйства (для развитых стран) и 10 % - для развивающихся [5].

В связи с вышеуказанными критериями в рамках Соглашения ВТО предусмотрено сокращение мер государственной поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарной (желтой) корзины» и увеличение мер «зеленой корзины».

В настоящее время в целях поддержки АПК на территории Вологодской области реализуется государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы». Данная программа направлена на развитие всех приоритетных отраслей АПК области.

Исходя из стратегических приоритетов целями Государственной программы являются:

- развитие на территории области эффективного, устойчиво функционирующего, высокотехнологичного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- обеспечение повышения уровня и качества жизни сельского населения [6].

Однако, в рамках Госпрограммы как на федеральном, так и на областном

уровнях, преобладают меры государственной поддержки, направленные на стимулирование увеличения производства сельскохозяйственной продукции, что соответствует «желтой корзине» и будут подлежать сокращению.

В Вологодской области, например, нацелены на увеличение производства

сельскохозяйственной продукции и относятся к «желтой корзине» субсидии, предусмотренные в следующих подпрограммах Государственной программы развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на период 2013-2020 годов»:

1. «Экономически значимая программа «Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2013-2020 годы» (субсидии на возмещение части затрат на производство льнопродукции в зависимости от качества льносырья);

2. «Экономически значимая программа «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечение качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в Вологодской области на 2013-2020 годы»;

3. «Развитие подотрасли животноводства и рыбоводства Вологодской области на 2013-2020 годы» (субсидии на приобретение племенного молодняка КРС, на приобретение посадочного материала форели для развития садковых форелевых хозяйств, субсидий на 1 литр реализованного товарного молока за счет средств областного и федерального бюджетов и т.д.);

4. «Экономически значимая программа «Развитие мясного животноводства Вологодской области на 2013-2020 годы» (приобретение молодняка КРС мясных пород, на производство мяса, полученного от мясного, помесного и молочного молодняка КРС, приобретение племенного молодняка свиней, суточных цыплят родительских форм (бройлеров));

5. Ряд направлений господдержки в рамках «Развития подотрасли растениеводства Вологодской области на 2013-2020 годы» (субсидии на возмещение части затрат на проведение мелиоративных мероприятий, на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур, на поддержку первичного семеноводства).

Таким образом, размер субсидий, предусмотренных в вышеуказанных подпрограммах, будет подлежать сокращению, поскольку данные формы государственной поддержки искажают условия внешней торговли и будут противоречить условиям Соглашения.

К «зеленой корзине» относятся меры государственной поддержки, предусмотренные в следующих подпрограммах Государственной программы области:

1. «Социальное развитие села до 2013 года» (с 2014 года - «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»);

2. «Развитие семейных ферм в Вологодской области на 2013-2020 годы» (субсидируются мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм на базе КФХ, создание и укомплектование современной техникой машино-технологических станций, оформление земельных участков в собственность КФХ);

3. «Поддержка начинающих фермеров в Вологодской области на 2013-2020 годы» (гранты на создание и развитие КФХ);

4. Ряд направлений господдержки в рамках «Развитие подотрасли растениеводства Вологодской области на 2013-2020 годы» (оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства);

5. И что немаловажно - научные работы.

Размер вышеперечисленных субсидий не подлежит сокращению, т.к. данные формы государственной поддержки не искажают условия внешней торговли. Это положительное явление в части развития сельского хозяйства.

Но в складывающейся на сегодняшний день ситуации в отрасли АПК данных мер недостаточно, а сокращение субсидирования в рамках мер «желтой корзины» лишь усугубит ситуацию.

При анализе отрасли животноводства видно, что с 2000 года по 2012 год поголовье крупного рогатого скота в области сократилось на 37,5 %, до 158 тыс. голов, в том числе сократилось и поголовье коров к 2012 году до 74 тыс. голов или на 32,7 %. На конец третьего квартала 2013 года поголовье КРС составило 151,4 тыс. голов, в том числе коров - 73,4 тыс. голов, что также свидетельствует об общей тенденции уменьшения поголовья скота в области. Данная ситуация является катастрофической, несмотря на то, что объемы производства молока в области растут (к 2012 году производство молока с 2000 года возросло на 23,7 %). Данный факт связан с тем, что темпы роста продуктивности коров опережают темпы снижения поголовья продуктивного скота. Надой молока на 1 корову к 2012 году достиг уровня 5525 кг, что на 85,7 % выше показателя 2000 года. Однако за 6 месяцев текущего года производство молока составило 220,2 тыс. тонн (92,6 % к уровню соответствующего периода 2012 года). Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях уменьшился на 49 кг к уровню соответствующего периода 2012 года и составил 3 031 кг.

При этом основной вклад в наращивание объемов производства молока в области принадлежит сельскохозяйственным организациям. Их доля в производстве за последние семь лет возросла на 9,4 %, составив 90,7 % от общего объема произведенного молока. В хозяйствах населения наблюдается значительное сокращение как поголовья КРС, так и производства молока [3].

АПК области, и отрасль молочного животноводства в частности, требует серьезного анализа и тщательной комплексной работы над научно-обоснованной системой ведения хозяйственной деятельности в условиях ВТО, необходимо осуществлять построение прогнозных сценариев развития отрасли с учетом естественно-природных адаптивных систем кормопроизводства, кормления и разведения скота, прежде всего с учетом условий европейского севера, а также с учетом новинок и разработок высокопроизводительной техники и прогрессивных технологий, планировать внедрение новшеств в будущем.

В связи с этим необходимо постоянно принимать меры, связанные с поддержкой самих сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, разрабатывать программы, не противоречащие условиям ВТО и строящиеся на инновационной основе. Поскольку в современных условиях развития конкурентной среды одним из основных способов решения экономических, социальных и экологических проблем является использование новейших достижений науки и техники. Каждое предприятие стремится к тому, чтобы экономический рост был интенсивным, т.е. был следствием применения более совершенных факторов производства и технологий. При этом следует учитывать тот факт, что сама инновация или инновационная технология не появится, над ней нужно работать, то есть заниматься инновационной деятельностью.

Инновационная деятельность понимается как вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологические инновации - новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Основой инновации является научная составляющая.[2]

Поскольку одной из мер «желтой» корзины является развитие научных работ и внедрение научных достижений в производственные процессы, то именно на это

необходимо делать основной упор при формировании программ по поддержке отраслей АПК, приспосабливающихся к условиям ВТО.

В Вологодской области в Департаменте сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области в целях вовлечения в агропродовольственное производство области завершенных научно-технических разработок функционирует научно-технический Совет. Основные функции данного совета следующие:

- формирование тематики научно-технических работ;

- разработка предложений по координации научно-технических исследований, выполняемых в отраслях агропродовольственного комплекса;

- согласование технических заданий на выполнение научно-технических работ в области сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Проводит научную экспертизу результатов работ;

- анализ внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

НТС также вносит предложения о прекращении не перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и предложения о целесообразности публикации результатов научно-технических работ, содействует установлению научных контактов и принимает участие в научно-техническом сотрудничестве с субъектами Российской Федерации в области производства, переработки и реализации продукции агропродовольственного комплекса.

Кроме того, в области продвижения инновационных научных достижений в отрасли сельского хозяйства реализуется подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы на 2013-2020 годы», предусматривающая мероприятия по научно-методическому обеспечению агропромышленного комплекса области (выполнение научно-исследовательских работ). В рамках данной подпрограммы планируется выполнение 5 научно-исследовательских работ ежегодно по направлениям, предложенным научно-техническим советом.

Что касается системы показателей, учитывающих инновационную составляющую, то определенных показателей в программах не предусмотрено. Поэтому сложно спланировать, оценить и проконтролировать мероприятия, касающиеся инноваций и инновационной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имеющиеся на сегодняшний день в области программы, направленные на поддержку научной деятельности в АПК, на внедрение инновационных технологий и техники являются недостаточными. Вопросы инновационного развития в рамках АПК, в том числе молочной отрасли, мало проработаны в мероприятиях предлагаемых подпрограмм. Проделываемая работа недостаточна для сохранения занимаемых областью позиций в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции. Поэтому необходимо формирование целевых регионально-отраслевых программ государственной поддержки приоритетных направлений в развитии инновационной деятельности и построение системы показателей - индикаторов для инновационного мониторинга, прогнозирования и планирования. При этом необходимо делать очень серьезный упор на молочное животноводство, чтобы не допустить развития складывающейся ситуации в части губительного снижения поголовья скота. Область не должна потерять столь важное и приоритетное направление АПК, как молочное животноводство.

список литературных источников:

1. Бильков, В. А. Устойчивое производство молока как фактор продовольственной безопасности региона / В. А. Бильков, Н. А. Медведева // АПК: экономика, управление. - 2012. - №3. - С. 69-72.

2. Бильков, В. А. Инновационные технологии - основа интенсификации молочного скотоводства / В. А. Бильков, М. В. Шаверина, Н. А. Медведева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - №5(23) - С. 114-124.

3. Государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы»: Постановление Правительства области от 22.10.2012 года №1222.

4. Осташко Т. Сельское хозяйство в условиях ВТО / Институт Сельского Развития [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.agrocart.com/.

5. Официальный сайт Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vologda-agro.ru/.

6. Соглашение ВТО по сельскому хозяйству [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.selhoz.ru/.

State support of the Vologda region agriculture in the context of the WTO

Kozina Alena Anatolevna, the post-graduate student of the economical faculty

e-mail: [email protected]

The N.V.Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy

Abstract: the article considers measures of the state support of agrarian and industrial complex of the Vologda region. The author has performed the analysis of the conformity of the given measures to the WTO Agreement on the agriculture. The basic directions in the development of programs on the further supports of the agriculture are determined.

Keywords: government program, WTO, subsidizing, dairy animal industries, the innovations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.