Продукцией системы управления охраной труда является удовлетворенность заинтересованных сторон в безопасных условиях труда и безопасного использования опасных производственных объектов. На воспроизводство именно этой продукции и тратятся ресурсы, необходимые для выполнения каждого из процессов. А заинтересованными сторонами являются коллектив и все, кто связан с деятельностью предприятия. Можно также говорить — как это обычно делается в процессных моделях систем менеджмента качества на основе требований ISO 9001 — о разделении процессов на процессы жизненного цикла, управления ресурсами, мониторинга, измерений и улучшения, а также процессах деятельности высшего руководства. Если на предприятии действует система менеджмента качества — опыт управления процессами этой системы может явиться тем фундаментом, на котором будут успешно строиться и улучшаться процессы системы управления охраны труда.
Вся нормативно-правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20-30 лет назад и не совсем адаптированых к специфике малых предприятий. Устарела и сервисная инфраструктура работ по охране труда.
Все вышесказанное требует новых подходов и решений в сфере безопасности труда и охраны здоровья работников различных организаций.
Сегодня для оценки состояния условий и охраны труда на предприятии рекомендуется применять стандарты ГОСТ Р 12.0.0082009 «Системы управления охраной труда в организациях проверка (аудит) и ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Определение опасностей и оценка рисков». Именно эти стандарты при
дают особое значение аудитам как методу менеджмента для обеспечения мониторинга и определения эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов. Для малых предприятий важным является стандарт ГОСТ Р 12.0.0092009 «Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению». Целью стандарта является методическое обеспечение возможности функционирования вновь создаваемого малого предприятия, а также профилактической работы на действующем малом предприятии путем непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда для предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний с помощью применения современных принципов и методов.
В результате проведенных исследований показано, что с помощью процессного подхода может быть усовершенствована система управления охраной труда. Разработана методика оценки состояния охраны труда организации и путей ее совершенствования. Это позволит постоянно улучшать условия труда работников, увеличивать производительность труда каждого работника и, как следствие, повысить производственные и финансовые показатели организации.
Библиографический список
1. http:/ / trud22.ru/ Официальный сайт Управления по труду и занятости населения Алтайского края.
2. Овчаренко А.Г., Алешина И.В. Совершенствование управления охраной труда организации на основе процессного подхода // Бизнес: социальное измерение (современные аспекты корпоративной социальной ответственности): сб. ст. II межреги-он. науч.-практ. конф. — Барнаул: АКЦОТ, 2012. — С. 58-62.
3. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. — 408 с.
+ + +
УДК 338.431:321.01:334.75 И.Н. Сычева,
Ю.А. Тихомирова
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЕХАНИЗМА ГОСПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧЛЕНСТВА В ВТО
Ключевые слова: ВТО, сельское хозяй- корзина», «желтая корзина», агрегиро-
ство, внутренняя поддержка, «зеленая ванные меры поддержки, Госпрограмма.
Введение
Благосостояние нашей страны, темпы и качество ее экономического роста сегодня во многом зависят от того, насколько эффективно страна в целом, ее компании и властные структуры смогут функционировать по правилам, принятым в наиболее развитой части мирового сообщества. Значительная доля этих правил формируется в настоящее время в рамках Всемирной торговой организации (далее ВТО). Именно поэтому вступление России в ВТО стало одним из главных событий прошедшего 2012 г.
Присоединение к ВТО порождает множество проблем, связанных не только с осознанием социально-экономических последствий данного события, но и с разработкой механизмов адаптации российской экономики к новым условиям. Одним из основных вопросов, обсуждаемых в рамках общей проблемы членства России в ВТО, является вопрос о неизбежной в этой связи трансформации механизма поддержки сельского хозяйства.
Целью исследования является оценка эффективности различных инструментов государственной поддержки сельского хозяйства и обоснование необходимости трансформации механизма господдержки аграрного сектора в целях его адаптации к условиям членства России в ВТО.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные параметры обязательств, принятых на себя Россией в области сельского хозяйства в связи с присоединением к ВТО;
- проанализировать эффективность мер поддержки сельского хозяйства в рамках «желтой» и «зеленой корзин»;
- выявить наиболее оптимальные инструменты внутренней поддержки аграрного сектора России в условиях членства в ВТО.
Основная часть
Предоставление мер, направленных на поддержку сельского хозяйства, регулируется в рамках ВТО Соглашением по сельскому хозяйству. Что касается самих мер такой поддержки, то в соответствии с классификацией Соглашения их можно подразделить на три основных блока: первый — внутренняя поддержка, второй — доступ на рынок, третий — экспортные субсидии. Остановимся подробнее на характеристике первого блока.
Внутренняя поддержка в рамках ВТО, в свою очередь, подразделяется на три типа, традиционно называемых корзинами, с присвоением им разных цветов — зеленого, желтого (янтарного) и голубого. Основной принцип распределения мер по корзинам —
это то, оказывают ли меры искажающее воздействие на торговлю или не оказывают.
«Зеленая корзина» — это те меры поддержки, которые не оказывают искажающего влияния на торговлю и могут применяться без ограничений. Это так называемая разрешенная поддержка. Страна-участница ВТО заявляет и доказывает суть государственного финансирования «зеленой корзины», но тратит столько, сколько считает нужным. Двумя основными критериями отнесения мер поддержки к «зеленой корзине» являются следующие: во-первых, финансирование должно осуществляться из государственного бюджета в рамках правительственной программы, а не за счет потребителей, а, во-вторых, поддержка не должна иметь своим последствием поддержку цен производителей.
К «зеленой корзине» можно отнести меры, направленные на поддержание и создание инфраструктуры села, на компенсацию потерь в случае каких-то стихийных бедствий, на страхование доходов сельхозпроизводителей, на поддержку сельскохозяйственной науки и образования и т.д.
Отметим, что в России «зеленая корзина» существовала, хотя и в ограниченном масштабе, еще до вступления России в ВТО. Так, некоторые из входящих в нее мер являлись частью Государственной программы социального развития села, реализуемой с 2004 г.
Меры «желтой (янтарной) корзины» оказывают искажающее воздействие на торговлю. К ним, в частности, относятся ценовая поддержка; субсидирование процентных ставок по кредитам; компенсация затрат на горюче-смазочные материалы, электричество и т.д. Такие меры по правилам ВТО ограничены в объемах и должны сокращаться. Обязательства по объемам «желтой корзины» фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее — АМП). Кроме того, в тех же перечнях могут быть указаны и параметры по дальнейшему сокращению уровня «желтой корзины».
Третья корзина, которая выделяется в рамках Соглашения по сельскому хозяйству, — это «голубая корзина». К этой корзине отнесены выплаты, направленные на ограничение размеров используемых сельскохозяйственных угодий и поголовья скота, а также компенсации при добровольном сокращении фермерами объемов производства. Такие меры в основном используются в Европейском союзе. Что же касается России, то у нас они не нашли своего применения.
Действующая в нашей стране система регулирования и поддержки агропромыш-
ленного комплекса демонстрирует четко выраженное преобладание тех форм и методов, использование которых ограничивается или запрещается правилами ВТО («желтая корзина»).
В результате переговоров Россия в рамках ВТО приняла обязательства по максимальному размеру господдержки сельского хозяйства на уровне 9 млрд долл. США на период до 2013 г. с дальнейшим поэтапным его снижением до фиксированного (связанного) уровня в 4,4 млрд долл. США к началу 2018 г. (табл.).
Заметим, что уровень внутренней поддержки, предусмотренный обязательствами на 2018 г., соответствует среднему уровню субсидирования российского сельского хозяйства в базовом периоде 2006-2008 гг. Однако сразу после вступления России в ВТО разрешенный уровень поддержки составит 9 млрд долл. США. Следовательно, в первые годы переходного периода уровень поддержки, соответствующий базовому периоду, фактически не сокращается, а увеличивается.
Что касается требования жесткой фиксации для каждой страны-члена ВТО объемов «янтарной корзины», то реализация этого условия, как нам представляется, должна сыграть отнюдь не отрицательную, а положительную роль в дальнейшей судьбе российского сельского хозяйства. Речь в данном случае идет о необходимости смены приоритетов в инструментах господдержки отрасли, а точнее, о переходе к максимальному задействованию мер «зеленой корзины», объемы которой, как было отмечено ранее, не ограничиваются. Известно, что фермеры Евросоюза и США в настоящее время получают в рамках данной корзины до 90% от общего объема внутренней поддержки отрасли. И этому есть свои объяснения.
Во-первых, традиционная для нас рыночная и ценовая поддержка в виде надбавок к ценам, компенсаций затрат на приобретение средств производства является в действительности крайне неэффективным способом поддержки. Опыт России свидетельствует о том, что значительные размеры субсидирования аграрного сектора не обязательно приводят к повышению производительности и эффективности. Прямые же выплаты производителям, не связанные с
объемами производства (меры «зеленой корзины»), намного эффективнее — более 90% средств, взятых у потребителей и налогоплательщиков, попадает к производителям.
Во-вторых, поддержка в рамках «зеленой корзины» больше других способов поддержки способствует устойчивому развитию сельского хозяйства, т.к. направляется на создание сельской инфраструктуры, проведение научных исследований, решение экологических проблем, борьбу с вредителями и болезнями сельскохозяйственных животных и растений, а также адресные выплаты сельхозпроизводителям при получении ими убытков. Агрегированные же меры поддержки обычно направлены на повышение доходов производителей сельхозпродукции, но не гарантируют конкурентоспособности сектора в долгосрочной перспективе. В связи с этим весьма показателен опыт Евросоюза: расточительная рыночная и ценовая поддержка европейских фермерских хозяйств не только не сделала их эффективными, но и сформировала устойчивую зависимость аграрного сектора от финансовых инъекций государства.
Наконец, в-третьих, важно помнить о том, что меры поддержки в рамках «янтарной корзины» ущемляют интересы зарубежных партнеров и создают почву для конфликтов, которые часто оказывают негативное влияние и на другие секторы экономики.
С учетом сказанного в современных условиях огромное значение приобретает способность правительства выделить наиболее эффективные меры поддержки, которые позволят АПК лучше реагировать на сигналы рынка, максимизируют темпы роста сельхозпроизводства и минимизируют искажения рыночных индикаторов. Для решения указанных задач, на наш взгляд, более всего подходят меры «зеленой корзины». На их максимальное задействование нацелена, в частности, утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (далее — Госпро-грамма).
Таблица
Российские обязательства в области внутренней поддержки (общая величина АМП в млрд долл. США)*
Годы 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 и далее
9,0 9,0 8,1 7,2 6,3 5,4 4,4
* Источник: Перечень Члена ВТО — Российская Федерация обязательства по ограничению субсидирования).
Часть IV — Сельскохозяйственные товары:
Согласно Госпрограмме в период с 2013 по 2020 гг. из федерального бюджета РФ на нужды агропрома поступит более 1,5 трлн руб., т.е. по 190 млрд в год, что эквивалентно 6,3 млрд долл. Плюс к этой сумме еще 770 млрд руб. должны выделить регионы в порядке софинансирования. Итого получается 9,6 млрд долл. в год, т.е. сумма, превышающая даже нынешний максимум АМП, который правилами ВТО установлен для России. Представленная статистика является подтверждением того, что значительная часть средств на поддержку аграрного сектора планируется направлять Министерством сельского хозяйства через «зеленую корзину» и региональное софи-нансирование.
В Госпрограмме все более отчетливо прослеживается инновационный вектор развития российского аграрного сектора. Так, одной из ее задач является стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса. Принципиально новым разделом программы служит подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», в соответствии с которой предполагается энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве; модернизация машиноиспытательных станций; развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях; создание и развитие деятельности инновационных центров.
Отметим еще ряд новаций, содержащихся в Госпрограмме. Так, в соответствии с ней часть действующих прямых мер по поддержке растениеводства трансформируется в субсидии на поддержку доходности на 1 га пашни. Свои правила выдачи субсидий приняты и для производителей молока: поддержка по молоку будет производиться в расчете на 1 л произведенного молока соответствующего качества. По усредненным расчетам Минсельхозпрома, субсидия на 1 л молока составит 1,2 руб. для молока высшего сорта и 40 коп. для молока первого сорта. Начиная с 2016 г., обязательным условием получения субсидий станет выполнение требований по выходу телят [1]. Все это потребует от крестьян больше внимания уделять вопросам качества сельхозпродукции продукции и доходности отрасли.
Наряду с отмеченной Госпрограммой в целях адаптации сельского хозяйства к условиям членства России в ВТО Министерством сельского хозяйства РФ подготовлен законопроект, предусматривающий еще одно новое направление господдержки производства сельскохозяйственной продукции
и устойчивого развития сельских территорий. Речь идет о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах. В настоящее время Алтайским краем в адрес Минсельхоза РФ направлены предложения по совершенствованию механизмов и методологии данного направления господдержки, в частности по порядку и критериям отнесения территорий к неблагоприятным. В связи с этим отметим, что выплаты по программам региональной помощи неблагоприятным регионам в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству также относятся к «зеленой корзине» и потому не подлежат сокращению.
Понятно, что анализировать отраслевые проблемы и эффект от вступления в ВТО пока слишком рано. Вместе с тем в мясной отрасли уже есть примеры негативных последствий присоединения России в ВТО. К их числу можно отнести приостановку реализации проекта «Алтайский бекон» компанией «Приосколье». Проект стоимостью 5,5 млрд руб. предусматривает строительство в Косихинском районе Алтайского края крупного свиноводческого комплекса с проектной мощностью 32,5 тыс. т мяса (свинины) в живом весе в год. Решение инвестора о приостановке строительства обусловлено его желанием дать полную оценку состояния свиноводческой отрасли в связи с вступлением России в ВТО. Однако, как отмечает начальник главного управления сельского хозяйства Алтайского края А. Чеботарев, «в адрес администрации Алтайского края поступило несколько обращений о возможности реализации проектов на этих территориях, в том числе с перспективой перепрофилирования проекта под другие подотрасли животноводства» [2].
В целях адаптации механизмов социально-экономического развития региона в условиях вступления во Всемирную торговую организацию в декабре 2012 года был утвержден план мероприятий по подготовке секторов Алтайского края к работе в условиях действия норм и правил ВТО (далее План).
В рамках Плана предусмотрено осуществление мероприятий по обеспечению участия сельскохозяйственных товаропроизводителей края в реализации Госпрограммы и других экономически значимых федеральных и региональных целевых программ в сфере развития сельского хозяйства и его приоритетных направлений, предусматривающих стимулирование малых форм агробизнеса путем предоставления грантовой поддержки, строительство социальной и инженерной инфраструктуры сельских тер-
риторий. Кроме того, в Плане представлены меры, направленные на повышение информированности сельскохозяйственных товаропроизводителей о нормах и правилах ВТО, адаптации нормативно-правовой базы к новым условиям, стимулирование инновационной и инвестиционной активности в АПК, организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников АПК по вопросам функционирования предприятий в условиях АПК [3]. Эти мероприятия призваны максимально смягчить негативные последствия вступления в ВТО и активно использовать инструменты поддержки «зеленой корзины».
Выводы
1. При всех полярных взглядах на вступление России в ВТО — это без сомнения масштабный шаг вперед со стороны нашего государства. Вместе с тем это и своего рода проверка российской экономики на прочность.
2. С точки зрения всего сельского хозяйства присоединение России к ВТО выгодно в первую очередь потому, что оно обязывает государство сформулировать аграрную политику, ориентированную на долгосрочную защиту интересов отечественного производителя и способную поднять конкурентоспособность нашего АПК до уровня лучших мировых образцов.
3. Жесткие рамки агрегированных мер поддержки обусловливают необходимость смены приоритетов в инструментах господдержки сельского хозяйства.
4. В наибольшей степени решению задач по адаптации сельского хозяйства к нормам и правилам ВТО соответствуют инструменты поддержки отрасли в рамках «зеленой корзины». На их максимальное задействование нацелена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Библиографический список
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://mcx.ru/ na-vigation/docfeeder/show/342.htm.
2. АПК предписали мировые стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://www. dairynews.ru/dairyfarm/apk-predpisali-mirovye-standarty.html.
3. «О мерах по развитию агропромышленного комплекса в связи со вступлением Российской Федерации в ВТО и участием в Таможенном союзе» // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2013.
— № 7. (491) [Электронный ресурс]. URL: http://www.budgetrf.'ш/Publica.../vSF_NE W201303141242_p_006.htm.
+ + +
УДК 332.1
В.И. Беляев,
В.В. Беляев,
Д.В. Игнатьева, Н.М. Сурай,
Е.В. Чернышева
ЛОКАЛЬНЫЕ РЫНКИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ДИАЛЕКТИКА ГЛОБАЛЬНОГО И ЛОКАЛЬНОГО В РЕГИОНАЛЬНОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ
Ключевые слова: глобализация, глобальная экономика, региональная экономика, локальный рынок, производительные силы, экономические отношения.
Введение
В последние два-три десятилетия тема глобализации все больше и больше завладевает умами людей: она не сходит со