ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК РЕГИОНА В.Я. Красников
Аннотация. Исследовано состояние сельскохозяйственного производства Курской области, обозначена необходимость государственной поддержки АПК, на-
мечены пути повышения эффективности развития и функционирования предприятий АПК региона.
Ключевые слова: АПК. отрасли, государственная поддержка, сельское хозяйство, сельскохозяйственное сырье, заготовка, переработка, хранение, стратегия, развитие, эффективность.
Агропромышленный комплекс (АПК) страны объединяет множество отраслей народного хозяйства, связанных и участвующих в процессе производства продуктов питания и доведения конечной продукции до потребителей. К числу основных экономических целей развития АПК относятся: устойчивый рост сельскохозяйственного производства; решение продовольственной проблемы и приближение уровня потребления продуктов питания к научно обоснованным нормам; развитие агропромышленного производства преимущественно интенсивным путем, обеспечение опережающих темпов роста производства конечной продукции: эффективного использования ресурсного потенциала.
Агропромышленный комплекс региона, по нашему мнению, должен включать следующие сферы [1]:
1. Отрасли и предприятия, обеспечивающие АПК средствами производства, их ремонтом и техническим обслуживанием;
2. Отрасли и предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственного сырья;
3. Отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку. переработку сельскохозяйственной продукции и доведения ее до потребителя. Здесь должны быть сосредоточены пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная. комбикормовая промышленность.
Отрасли третьей сферы АПК обеспечивают первичную промышленную доработку сельскохозяйственного сырья, его заготовку и хранение, а также вторич-нлто переработку и доведение его до готовности к реализации населению, осуществляют доставку готовой продукции к местам хранения и реализации. Уровень жизни населения страны зависит от состояния и темпов развития АПК. и особенно его третьей сферы - пищевой и перерабатывающей промышленности [2].
В продовольственном комплексе страны выделяют следующие подкомплексы: зерновой, свеклосахарный, картофелепродуктовый, плодоовощной, мясной, молочный. мясожировой. рыбный и др. Мясной и молочный подкомплексы, например, связаны в мясомолочный. Совершенствование структуры АПК должно быть направлено на обеспечение сбалансированного развития его сфер и отраслей для увеличения объемов производства конечной продукции, что и предусматривает программа формирования стратегических приоритетов Курской области на основе сценариев развития в долгосрочной перспективе.
Тенденция развития отечественного сельского хозяйства предусматривает наращивание темпов сельскохозяйственной продукции, преодоление кризисных явлений в условиях рыночных отношений, укрепление производственного потенциала предприятий АПК за счет организации инновационной деятельности. Эффективное использование сырьевых ресурсов является крайне важной и актуальной проблемой, как в Курской области, так и в России в целом.
Одной из главных проблем сельскохозяйственного производства является изношенность и недостаточность основных производственных фондов. Техническое оснащение сельскохозяйственного производства остается еще на низком уровне. За последние годы сократилось наличие сельскохозяйственной техники, и вместе с тем возросли нагрузки на нее в 2-3 раза. Как в целом по России, так и по Курской области наличие основных видов техники в сельскохозяйственных предприятиях сокращается (ежегодно по основным видам на 7%), что связано с:
-кризисным состоянием машиностроительной отрасли. загруженность мощностей которой составляет 5-10%;
-неплатежеспособностью сельскохозяйственных товаропроизводителей (основных потребителей техники), вызванной диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и ьшершшьно-технические средства:
-отсутствием финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств, в результате чего 80% амортизационного фонда, предназначенного для реновации машин, хозяйства вынуждены были расходовать на ремонт техники. приобретение оборотных средств;
-непродуманностью амортизационной политики, не обеспечивающей не только расширенное воспроизводство. но и простое.
В сельскохозяйственных производственных процессах важнейшую роль играют машины, оборудование и транспортные средства, которые представляют активную часть фондов сельскохозяйственного назначения. Чем больший удельный вес она составляет в общем объеме фондов, тем выше производительная способность, эффективность использования их и производственные показатели в хозяйствах.
Анализ структу ры основных фондов показал, что в хозяйствах Курской области очень велик удельный вес их пассивной части, который в динамике составляют от 63,0 до 75,1% к общему объему фондов. Суммарный удельный вес всех других видов фондов — 24,9 - 37%.
Для современного состояния сельскохозяйственных производственных зданий и сооружений характерны высокий износ, выбытие и крайне низкий коэффициент обновления. Степень износа основных фондов сельскохозяйственных предприятий Курской области сегодня составляет 51 %, Ежегодное выбытие почти в 5 раз превышает обновление. Кажущаяся достаточность помещений обусловлена резким сокращением поголовья скота и свиней в хозяйствах, спадом производства при одновременном снижении ввода в эксплуатацию новых объектов. Практика показывает, что если нет обновления устаревшего оборудования, то разрушаются ранее освоенные достаточно эффективные в наших условиях, хотя и не самые современные технологии. В технологических схемах производства не находит должного отражения безотходная переработка скота на перерабатывающих предприятиях. Перспективна переработка и использование эндокринно-ферментного и специального сырья. Использование полуфабрикатов выработанных на основе пищевых и биологически активных добавок позволит использовать их в производстве продуктов питания профилактического и лечебного действия на предприятиях различных отраслей пищевой промышленности Курской области На инновационные продукты питания целенаправленного лечебного и профилактического действия, ожидаемых покупателяхш. сегмент рынка не заполнен, и пока еще нет конкурентов.
Наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности АПК требует от специалистов широкого применения экономических методов. Важное место среди них занимает математическое программирование и моделирование, отражающее объективные процессы развития, оптимизации перспективных планов развития народного хозяйства. определенных отраслей и предприятий, развития автоматического управления производством на основе ЭВМ 131.
Ускорение темпов развития сельского хозяйства в современных условиях во многом зависит от эффективного управления издержками производства и использования всех факторов производства, укрепления материально - технической базы предприятий, внедрения научно-технического процесса, инновационной и инвестиционной деятельности отрасли.
Для организации создания новых образцов, моделей необходимы элитные кадры - изобретатели, оплата труда которых должна соответствовать их профессиональному и интеллектуальному уровню. Привлечение к работе таких специалистов позволит предприятиям обладать своими собственными патентами на изобретения, иметь возможность на продажу лицензий. Для производства инновационных продуктов необходимы хорошо подготовленные специалисты, постоянно повышающие свою квалификацию. Сегодня имеются противоречивые мнения об оплате труда работников сферы АПК и других сфер, одни настаивают на том. чтобы оплата труда в АПК была повышена в масштабе страны. другие полагают, что сближение уровней средней заработной платы рабочих и управленцев вполне закономерное явление, мотивируя это явление тем, что в век НТР труд рабочего «дорожает», а труд управленца «дешевеет», при этом ссылаются на опыт других стран, утверждая, что в условиях НТР все меньше остается желающих заниматься тяжелым физическим трудом. Таким образом, современные экономические условия предопределяют мониторинг развития агропромышленного комплекса на перспективу, который отражен в областной программе развития [3].
Бюджетная поддержка сельхозпроизводителей включает финансирование программ, направленных на решение отдельных задач в агропродовольствснном секторе. Сюда относятся субсидии из бюджета на поддержку растениеводства и животноводства, льготное кредитование сельхозпроизводителей и другие программы. Государственная поддержка программ и мероприятий по развитию растениеводства включает субсидии на поддержку элитного семеноводства, субсидии на поддержку производства льна и конопли, субсидии на уплату части страхового взноса при страховании урожая сельскохозяйственных культур, субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями и другие субсидии на поддержку растениеводства. К государственной поддержке программ и мероприятий по развитию животноводства относятся: субсидии на поддержку племенного животноводства, то есть на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на содержание племенных быков-производителей и на реализуемое сельхозтоваропроизводителями семя племенных производителей, субсидии на приобретение племенных животных, прочие субсидии по развитию селекции и племенного дела в животноводстве [4J.
Государство - важнейший институт, оказывающий влияние на аграрные преобразования. Задачами государственного регу лирования являются: стабилизация и повышение эффективности агропромышленного производства. обеспечение продовольственной безопасности, улучшение продовольственного обеспечения населения. поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями, защита отечественных товаропроизводителей |5]. Основной проблемой финансового реструктурирования в аграрной сфере России является поиск наиболее эффективных способов доведения отпускаемых государством средств на развитие агросферы до непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции, поскольку в настоящее время они оседают в банках, сфере переработки и посреднических фирмах. Это доказывает проведенными отечественными учеными исследования показателя PSE (producer subsidy equivalent), имеющего отрицательное значение для всех основных сельскохозяйственных продуктов в России:
PSE = \ (Pi + S - Т) - Pwl / Pw.
где Pi - внутренняя цена конкретного вида сельскохозяйственной продукции;
5 - субсидии на единицу этой продукции;
Т- налоги (включая акцизы):
Р\у — цена данной продукции на мировом рынке.
С одной стороны, это является свидетельством общей неразвитости рыночной инфраструктуры, закрытости аграрной экономики России, а с другой - показывает, чш аграрных! сектор является одним го наиболее поддерживаемых в национальной экономике. В этой связи представляется рациональным от компенсации удорожания средств производства. используемых в агросфсрс. перейти к так называемым косвенным способам поддержки сельского хозяйства. В качестве одного из них. например, в странах ЕС. широко используется налоговое льготирование приобретения сельско-хозяйственныш! товаропроговодителяш! горюче-смазочных материалов через снятие для них акции - государственной доли цены Большое внимание заслуживает вопрос о поддержке корпоративного строительства в виде создания финансово-промышленных групп и холдингов. О какой конкурентоспособности можно говорить, если наши даже самые крупные предприятия и объединения в обрабатывающей промышленности в десятки раз уступают по масштабам производства и затратам на НИОКР крупнейшим транснациональным корпорациям, контролирующим основные международные товарные рынки Наше антимонопольное законодательство не способствует возникновению у нас подобных гигантов с масштабными инвестиционными и инновационными ресурсами. Необходимо в крхггчайшис сроки перейти на заявительный порядок созддния крупных промышленных холдингов, предоставив им право выступать консолидированным налогоплательщиком: разработать программу государственной поддержки формирования и функционирования отечественных суперходдингов. способных в перспективе успешно конкурировать с крупнейшими промышленными транснациональными корпорациями.
С нашей точки зрения, следует принять во внимание возможности повышения эффективности управления государственной собственностью. Оно должно приносить в бюджет значительно больше доходов по сравнению с достигнутым уровнем последних лет. Это касается и размера дивидендов, начисляемых на государственные пакеты акций крупнейшими предприятиями страны, и обоснования цен продажи объектов госу дарственной собственности при ее приватизации, и возвращения России права собственности на целый ряд объектов в промышленно развитых странах. В случае исключения такого рода потерь и повышения эффективности управления государственной собственностью весомая часть прироста соответствующих доходов может стать ресурсом для бюджета. В русло инновационной реконструкции органично вписывается осуществление на зревших мер по расширению государстве иного сектора экономики путем национализации (деприватизации) естественных монополий, крупных предприятий. виновных в систематической неуплате налогов, задержке выплат заработной платы, а также не сумевших обеспечить эффективное использование приватизированных средств производства.
Особо сложной, подлежащей исчерпывающему решению проблемой является создание, по сути дела с нуля, инновационной системы в экономике Росс™. Речь идет о специализированных финансовых структурах (банках, инновационных (венчурных) фондах), исследовательских и просктно-конструкторских организациях. внедренческих фирмах, наукоградах.
В большинстве отраслей выпуск конкурентоспособной проду кции на внутреннем рынке достиг своего насыщения. Дальнейший рыночный спрос возможен на основе существенного обновления производства и повышения его конкурентоспособности с учетом мировых параметров. А это предполагает заменл7 мощностей, не отвечающих требованиям конкурентоспособности.
Крайне велики потребность в сдельных капиталовложениях, создающих ба'зу для внедрения новых технологий и способов производства и затем их тиражирования в рамках обычного инвестирования. Сроки окупаемости таких вложений продолжительны, относительно невысок их уровень финансовой рентабельности. Но традиционных инноваций, опосредующих исходную стадию внедрения новых технологий или изделий, недостаточно для модернизации промышленности.
Областная целевая программа «Государственна! под-держга животноводства и мясоперерабатывающих предприятии Курской области в 2Ш6-2010 годах» разработана по заказу Администрации Курской области комитетом агропромышленного комплекса Курской области; комитетом пищевой и перерабатывающей промышленности и продовольствия Курской области: Основной целью программы является обеспечение продовольственной безопасности населения на основе ускоренного развития и повышения эффективности производства и переработки продукции животноводства, внедрения новых технологий и оборудования. Основная задача программы: государственная поддержка производителей продукции животноводства всех форм собственности и мясоперерабатывающих предприятий области на период 2006-2010 годов. Определены объемы финансирования программы ю областного бюджета. Сумма расходов на реализацию программы из областного бюджета составит прогнозно 694,8 млн. руб., в том числе: в 2006 году - 156.3 млн. р\б.: в 2(К)7 году - 123.6 млн. руб.; в 2(Ю8 году - 164.0 млн. руб.: в 2(Х)9 году 121.1 млн. руб.; в 2010 году - 129.8 млн. руб. О&ьсмы расходов на выполнение программы устанавливаются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год. При реализации программы ожидаются следующие ре^льтаты:
Увеличение производства продукции на душу населения в год:
- молока - с 342 кг до 397 кг;
- мяса - (в у бойном весе) с 61 кг до 72 кг.
Реализация мероприятий программы позволит
обеспечить население области животноводческой продукцией высокого качества, повысить налоговые платежи предприятий, создать дополнительные рабочие места.
Потребности в финансировании отраслей АПК Курской области разграничены по годам. Однако, следует учитывать, что большинство российских банков
пока не могут осуществлять долгосрочные кредитования инновационных проектов. В отличие от развитых стран в России долгосрочные кредиты относятся к наиболее рискованным. Именно поэтому государство должно взять инициативу на себя и реализовывать программу создания инновационной системы причем параллельно с программой инновационной реконструкции промышленности:
Таким образом, одним из основных источников финансирования государственных инвестиций яыялся так называемый бюджет развития, который в соответствии с федеральным законом от 1998 г. представляет собой составную часть (|)сдсрального бюджета и предназначается для поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты, путем либо представления им государственных гарантий, либо выделения бюджетных средств на во:шратной. платной и срочной основе.
Список исполъзоватпгых источников
1 Упгачев, И.Г. Проблемы устойчивого развития АПК России / И.Г. Утттачев // Экономика селт.стсого хозяйства и перерабатывающей промышленности. -2003. -№ 9.
2 Коцалиапи, Н.Р. Экономические взаимоотношении между отраслями АПК / Н.Р. Коналиаци, Н.В. Хвадагиани и др. // Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья. -2007. - № 3. - С. 4-12.
3 Аверюшкин. Л. Л. Применение ЭВМ как одно из условий эффективного управления издержками производства: материалы копф./ A.A. Авертоттшш, l .l I. Поздрачева. -Курск: Изд-во Kl СХА, 2006. - С. 1 97-200 с.
4 Волобуева, A.A. Динамика изменений государственной нолчцржки сельского хозяйства Курской области из федерального бюджета: материалы копф./ A.A. Волобуева. -Курск: Изд-во КГСХД. 2006. - С. 116-118.
5 Обоянцев. С.13. Актуальность использования ресурсосберегающих технологий в сельскохозяйственном производстве: материалы копф./ C.Ii. Обоягщев. - Курск: Изд-во КГСХА, 2008. -С. 185-191.
Информация об а/тюре
Красников Виктор Яковлевич, кандидат экономических паук, доцент кафедры стандартизации и оборудования перерабатывающих производств ФГОУ 131Ю «Курская ГСХА», тел. 8-908-127-77-57, e-iiiail: Viklor - Krasiiikov (d liiail. ш.