МИХАЙЛОВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры публичного администрирования, Чебоксарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Чебоксары ([email protected]) .
MiKhAILOVA MARINA VASILYEVNA - candidate of pedagogical sciences, associate professor of Public Administration Chair, Cheboksary Branch of Russian Presidential Academy for National Economy and Public Administration, Russia, Cheboksary.
УДК 351 ББК66 Ф
М.В. МИХАЙЛОВА, В .А. ПАВЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Ключевые слова: государственная образовательная политика, реформа высшей школы, образование в Германии, инновационное развитие.
Дан обзор реформ высшего образования в Германии с 1960-х гг. по сегодняшний день, проанализирована современная государственная образовательная политика Германии в контексте инновационного развития страны. Рассмотрен ряд государственных программ и стратегических инициатив в области высшего образования, реализованных в Германии в последние годы. Авторы приходят к выводу, что Федеральное правительство Германии считает инвестиции в образование и науку основой инноваций, устойчивого экономического развития и международного авторитета и конкурентоспособности страны.
M.V. MIKHAILOVA, V.A. PAVLOV GERMAN HIGHER EDUCATION REFORMS IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT
Key words: State education policy, reform of higher education, education in Germany, innovative development.
The article contains the review of higher education reforms in Germany since the 1960's to the present day and analysis of the current state education policy in the context of innovative development of the country. The authors analyze a number of national programs and strategic initiatives in the field of higher education, having been implemented in Germany in recent years, and come to the conclusion, that the federal government considers investments in education and research as the basis of innovation, sustainable economic development and international prestige and competitiveness.
В настоящее время конкурентоспособность страны напрямую зависит от ее способности к развитию инновационного потенциала. Однако, как показывает международный опыт, формирование и интенсивное развитие национальной инновационной системы невозможны без грамотно выстроенной образовательной политики и государственной поддержки сферы образования. Извечная проблема образования - не успевать за развитием потребностей общества и постоянно находиться в положении «догоняющего» - в принципе разрешима, однако государственная образовательная политика, оперативно реагирующая на социальные и экономические изменения и отчасти работающая «на опережение» -большая редкость даже среди высокоразвитых стран. Одним из примеров целенаправленного и планомерного развития сферы образования является Германия. Ограничение рамками статьи вынуждает нас сосредоточить свое внимание на реформах высшей школы Германии как наиболее значимого для инновационного развития страны сегмента сферы образования.
После нацистского периода политика Западной Германии в области высшего образования фокусировалась на восстановлении традиционной университетской системы: университеты в тот период все еще воспринимали государственное вмешательство как угрозу интеллектуальной свободе и боролись за максимальную автономию. Автономия университетов была очень широкой, корпоративное самоуправление университетов расширилось, оставляя все меньше сфер,
подконтрольных государству. Профессора вели те лекционные курсы, какие они считали нужными, а студенты имели право слушать те курсы, какие представляли для них интерес, и могли учиться столь долго, как считали нужным. Таким образом, вплоть до начала 1960-х гг. речь о реформах не шла [17. Р. 300].
Однако накопившиеся проблемы поставили вопрос о необходимости реформ и более широкого участия государства. С 1955 г. по 1965 г. количество студентов в вузах удвоилось, прогнозы аналитиков сходились на нехватке педагогических кадров (100 000 к концу 1960-х гг.). Возник вопрос о качестве немецкой научно-исследовательской сферы на фоне ярко выраженной утечки мозгов в США и недостаточности междисциплинарного подхода в преподавании. В 1962 г. был опубликован аналитический доклад британского агентства Роббинс, статистические данные показали, насколько сильно ФРГ отстает от других европейских стран по расходам на высшее образование и его доступности. Недостаток квалифицированных кадров для высшей школы и её выпускников рассматривался как угроза будущему экономики и социальному благосостоянию Германии [22. Б. 17]. Идеологическая основа для реформы высшей школы была подготовлена.
В университетах были осуществлены важные внутренние реформы, в том числе и как ответ на подъем студенческого движения конца 1960-х гг.: студенты и служащие получили право голоса в решении университетских дел, появились кафедры, объединившие профессоров и преподавателей, которые ранее читали курсы по индивидуальной системе, каждая кафедра стала разрабатывать свой учебный план. Для многих специальностей были сняты ограничения на количество обучающихся студентов. Как и предсказывали аналитики, контингент студентов удвоился в период с начала 1960-х до начала 1970-х гг. из-за выросшего спроса на дипломированных специалистов с высшим образованием; университетская сеть была расширена, к 1972 г. в Западной Германии имелись 61 университет (включая теологические семинарии) и 225 высших технических школ; все они финансировались государством.
В 1977 г. существовавшие тогда 11 земель и федеральное правительство приняли решение обеспечить максимально широкий доступ к высшему образованию, ожидая к концу 1980-х гг. увеличения количества студентов в связи с демографическим взрывом, а также расширения их возрастного состава. В то же время общая пропускная способность университетов, достигнутая к середине 1970-х гг., должна была остаться на прежнем уровне. Такая политика не учитывала роста спроса на высшее образование: в 1975 г. доля студентов среди граждан в возрасте от 19 до 26 лет составляла 14,1%, в конце 1980-х гг. - более 20% (к 2000 г. их доля достигла 27,1%). Демографический взрыв, в сочетании с увеличением спроса на высшее образование, привел к значительной перегрузке вузов. Краткосрочные меры оказались неэффективными [7].
В 1970-х гг. были инициированы реформы в сфере высшего образования, за образец была взята «рыночная» модель, принципы централизованного прямого государственного управления и финансирования высшего образования были заменены на непрямые, «квазирыночные» механизмы управления, а также значительно расширена доля частного сектора вузовского образования.
С 1975 г. по 2000 г. численность студентов возросла более чем вдвое и достигла 1,8 млн, при этом общее число мест в вузах составляло всего 950 тыс. Более того, поскольку за последние двадцать лет численность профессуры возросла всего на 16%, соответственно число студентов, приходящееся на одного преподавателя, выросло с 13 до 24 в университетах и с 16 до 41 в высших профессиональных школах. В конце 1990-х гг. по всей стране проходили демонстрации протеста против невыносимых условий работы в вузах и сокращения финансовой поддержки высшего образования. Эти протесты способствовали
оживлению споров о путях реформирования системы высшего образования. Федеральное правительство утверждало, что по закону за высшее образование несут ответственность земли; земли же требовали повышения ассигнований из федерального бюджета.
Однако недостаточность мест для всех желающих и перегрузка вузов превратились в хроническую болезнь системы образования, оказывающую нежелательные побочные эффекты на общий ход развития общества. Поэтому в 1997 г. Конференция ректоров и президентов высшей школы (НосИзсИШгеМо-гепкопТегепг - НРК) потребовала инициировать программу расширения финансирования в масштабе всей страны.
В ноябре 1997 г. президент Федерации Роман Херцог инициировал широкое общественное обсуждение будущего высшего образования. Среди прочего он обратился к вузам с призывами улучшить подготовку студентов к практической трудовой деятельности, интернационализировать систему в целом, усовершенствовать консультативное обслуживание студентов, учредить систему непрерывного обучения и ликвидировать дискриминацию в оплате выпускников высших профессиональных школ по сравнению с выпускниками университетов. Более того, он ратовал за оживление конкуренции и учреждение рейтинговых систем для вузов, которые позволят лучше информировать абитуриентов о качестве образования в выбираемых ими вузах.
Таким образом, возникла необходимость в пересмотре и дополнении Рамочного закона об образовании, в том числе из-за многочисленных недостатков системы: чрезмерной длительности периода обучения, высокого уровня отсева (30% и выше), недостаточного руководства студентами на первых этапах обучения и в процессе подготовки дипломных тезисов и диссертаций, а также падения международной конкурентоспособности немецких вузов. Развернулась широкая дискуссия о способах ликвидации отставания и чрезмерного регулирования в области высшего образования. В процессе обсуждения были затронуты такие вопросы, как институциональная автономия, формирование профилей, выработка эталонов и методика рейтингов, аккредитация и оценка, ответственность и показатели качества и результативности и т.д.
Приложением 1998 г. к федеральному Рамочному закону о высшем образовании была утверждена реформа немецкой системы высшего образования, направленная на внедрение конкуренции и дифференциации за счёт ослабления централизованного регулирования, переориентацию на качество и создание стимулов повышения качества. В системы принятия решений и управления вузами на разных уровнях внедрялись элементы рыночных механизмов. Меры, предпринятые в ходе реформы, давали основания надеяться, что в XXI в. они обеспечат немецкому высшему образованию международную конкурентоспособность.
Дополнительные сложности реформы вузовской системы заключались в том, что с 1999/2000 учебного года в Германии началось постепенное введение новых образовательных программ в рамках Болонского процесса. По ограниченному числу специальностей вводились квалификации бакалавра и магистра, было предусмотрено постепенное расширение номенклатуры «новых» программ, причем вузы получили право самостоятельно решать вопрос о масштабах и сроках их введения. Введение двухступенчатой системы натолкнулось на неоднозначное отношение со стороны академической общественности. Как подчеркивает Ю.И. Семенова, «руководители немецких университетов и представители деловых кругов проявляют сдержанность в данном вопросе, выражая озабоченность по поводу возможных негативных последствий для качества университетского образования» [4]. Тем не менее необходимость идти в ногу со временем и быть флагманом европейской интеграции заставляла Гер-
манию продолжать реформы в духе формирования единого европейского образовательного пространства.
С 2000 г. Германия резко увеличила государственные расходы на образование. Появляются новые крупные федеральные программы, частично со-финансируемые Европейским Союзом, направленные на совершенствование образовательной системы. Несколько ранее действовавших крупных программ, нацеленных на развитие образования и профессиональной подготовки, были модифицированы и расширены.
Одним из самых важных направлений развития системы образования (в соответствии с общеевропейским трендом) правительство Германии считает развитие обучения на протяжении всей жизни - «life-long learning». Масштабная правительственная инициатива «Обучение на протяжении всей жизни для всех» («Lebensbegleitendes Lernen fur alle») направлена на поддержку этой концепции по отношению ко всем группам населения и ориентирована на будущую реформу структуры образования. В свете стремительного научно-технического прогресса и постоянно меняющихся условий труда компетенции каждого гражданина должны постоянно обновляться и расширяться.
Ядро реализации концепции «life-long learning» составила принятая в 2000 г. программа «Обучающиеся регионы - развитие сетевого взаимодействия» («Ler-nende Regionen - Forderung von Netzwerken»), общий объем финансирования превысил 118 млн евро. Программа осуществлялась Министерством образования и науки Германии при финансовом содействии Европейского социального фонда (51 млн евро) и была призвана поддержать развитие региональной сети образовательных инновационных институтов, которые проводили бы обучение и профессиональную подготовку в соответствии с идеей «life-long learning» [19].
Программа «Обучающиеся регионы» способствовала формированию и развитию сетевого взаимодействия субъектов образовательных систем, работодателей и других заинтересованных региональных акторов. Действие программы не только полностью охватывало образовательные системы регионов, но и было направлено на создание потенциала длительной совместной работы сферы образования с другими сферами общественной жизни. Ожидались изменение задач и структур субъектов образовательных систем и появление новой культуры обучения, новой идеологии постоянно обучающегося общества («lernende Gesellschaft»).
Научные исследования, сопровождавшие реализацию программы, определили пять факторов для оценки процесса реализации: кооперация и сетевое взаимодействие организаций-участников; профильное образование и развитие регионального образовательного ландшафта через сетевые проекты; адресаты и целевые группы сетевого взаимодействия; состояние регионального рынка труда; потенциальные возможности трансфера наработок. Научное сопровождение программы осуществлялось исследовательским консорциумом под руководством Немецкого института образования взрослых (Deutsche Institut fur Erwach-senenbildung), а в 2005 г. эта функция была передана университету г.Мюнхен и компании Ramboll Management. Университет осуществляет наблюдение за реализацией образовательных целей, а компания - за дееспособностью созданных сетей, повышением занятости и взаимодействием с предприятиями.
После двух туров рассмотрения заявок в 2000 и 2001 гг. была выбрана концепция для первой фазы программы - фазы планирования. На этом этапе были созданы сети участников и планы мероприятий. Всего было создано 76 площадок сетевого взаимодействия. В последующие четыре года (фаза реализации) активная работа сетей и реализация намеченных мероприятий проходила в условиях постепенного снижения объемов государственного финансирования и увеличения объемов самостоятельно заработанных или привлеченных средств.
Самые многообещающие проекты по пяти инновационным приоритетным направлениям поддерживались вплоть до конца 2008 г. Первая фаза углубления началась в 2006 г. на 41 площадке по направлениям «Образовательные консалтинговые агентства», «Центры обучения» и «Переходный менеджмент». Вторая фаза углубления стартовала на 56 площадках в 2007 г. по направлениям «Высшее и дополнительное образование на малых и средних предприятиях» и «Коммунальное сотрудничество с обучающимися регионами».
В целом программа способствовала ликвидации барьеров между различными уровнями и различными типами образования и уменьшению дисбалансов на региональных рынках труда, расширяя возможности каждого отдельного гражданина ФРГ в построении индивидуальной образовательной траектории. Это происходило благодаря совместной работе всех партнеров из сферы образования, экономики и структур государственного и регионального управления и местного самоуправления. Более подробную информацию о конкретных проектах, успешных моделях и достижениях в рамках программы можно найти на инновационном портале «Образовательного сервера» Министерства образования и науки ФРГ (http://www.bildungsserver.de/innovationsportal).
Дальнейшее развитие идеологии и практики непрерывного образования в Германии проходило в рамках программы Европейского Союза 2007 - 2013 гг. по развитию «life long learning».
Рубеж веков был обозначен рядом других правительственных инициатив и программ, направленных на модернизацию системы образования и повышение её конкурентоспособности. Согласно федеральной программе «Инвестиции в будущее» 10 млн евро выделены на создание новых курсов профессиональной подготовки и инновации в этой области.
В 2000 г. начали реализовываться две федеральные программы с целью увеличить использование новых средств информации в образовании и профессиональной подготовке. Программа Министерства образования и науки «Новые средства информации в образовательном процессе» была призвана оптимизировать применение образовательных компьютерных программ с тем, чтобы к 2005 г. страна стала мировым лидером в их использовании. Она является частью правительственной инициативы «Инновации и рабочие места в информационном обществе XXI века». В декабре 2000 г. на тендере для финансирования было отобрано около 100 проектов из предложенных 460, общая сумма, выделенная на проведение программы с 2001 г. по 2003 г., составила 200 млн евро.
Программа «Исследование в высших профессиональных школах во взаимосвязи с экономикой», разработанная Министерством образования и научных исследований Германии, начала реализовываться с 2005 г. и была призвана создать мосты между высшим профессиональным образованием и экономикой с целью ускорения процессов переноса и внедрения нового знания на предприятиях.
В целом реформирование системы профессионального образования предполагало решение следующих задач:
- преобразование экономической структуры на рынке высшего образования;
- внедрение европейской модели двухуровневого высшего образования;
- усиление связи между учебными заведениями и предприятиями.
Ключевым государственным документом, определившим дальнейшее развитие сферы образования в ФРГ, стал «Доклад о технологической эффективности Германии 2006» [15], подготовленный Федеральным министерством образования и науки. Доклад содержал обстоятельный анализ факторов, потенциально препятствующих инновационному развитию Германии. В частности, в докладе отмечался неуклонный рост спроса на выпускников высших учебных заведений
на рынке труда в технологически продвинутых и инновационных сферах производства. В то же время наблюдался неуклонный рост числа абитуриентов, настроенных на получение высшего образования по окончании школы. Однако вузы Германии на момент подготовки доклада были не в состоянии предоставить достаточное количество учебных мест для удовлетворения этого двустороннего спроса. Выводы аналитиков о необходимости создания дополнительных учебных мест для обучения специалистов (главным образом в области естественнонаучного и технического знания) были положены в основу ряда последовавших стратегических государственных инициатив (подробнее см. [6]).
В частности, 14 июня 2007 г. был подписан так называемый «Пакт о высшей школе 2020» (НосИэсИШрак 2020). По сути, это правительственное соглашение между федеральным центром и землями является программой образовательных действий по обеспечению возможностей получения образования будущим поколением и повышению эффективности в области научных исследований. Пакт о высшей школе был разработан и подписан ввиду прогнозируемого удвоения численности студентов, и его реализация делится на две фазы - с 2007 г. по 2010 г. (566 млн евро) и с 2011 г. по 2015 г. (3,2 млрд евро). Пакт о высшей школе II, описывающий меры по реализации второй фазы, был подписан главами земель 4 июня 2009 г. [15]. Соглашение прописывает механизмы взаимодействия и координации действий на уровне федерации и отдельных земель и предусматривает усиление исследовательской и учебной составляющей, а именно:
- меры по обеспечению достаточного количества учебных мест в вузах, прежде всего для растущего числа абитуриентов в ближайшие 15 лет;
- меры, которые должны быть предприняты землями для реализации Болонской реформы;
- меры, направленные на усиление поддержки приоритетных научных направлений и нового поколения преподавателей вузов; последнее, в частности, предусматривается программой «Молодые профессора», целью которой является содействие молодым научным исследователям в возрасте от 30 лет в проведении самостоятельных исследований;
- меры по усилению взаимодействия между высшими профессиональными школами и производственными предприятиями, а также дальнейшее развитие высших профессиональных школ в направлении их превращения в региональные центры инноваций в рамках федеральной поддержки прикладных исследований в высших профессиональных училищах [13].
Наряду с необходимостью обеспечить дополнительные учебные места в системе высшего образования, что было реализовано в рамках Пакта о высшей школе, Министерство образования и науки ФРГ уделило особое внимание совершенствованию системы профессионального образования. 2006 год стал годом подготовки реформы профессионального образования. В 2006 г. министром образования и науки Аннет Шаван был инициирован так называемый «Инновационный круг “Профессиональное образование”» (1ппоуайопэк^э ВегиАюИе ВМипд) [16]. Круг привлеченных экспертов в ходе восьми совещаний и сопутствующей работы в рабочих группах выработал рекомендации, которые были представлены общественности и правительству под названием «10 направляющих линий модернизации профессионального образования» (10 ЬеШ1п1еп гиг Modernisierung der ЬегиАюИеп ВМипд) в июле 2007 г. [18]. Подготовленный документ лег в основу реформирования системы профессионального образования. На сегодняшний день главными направлениями инновационной деятельности в области профессионального образования в Германии являются:
1. Модернизация (новые квалификационные требования ввиду изменения экономической структуры от промышленной экономики к сфере обслуживания и с учетом демографических изменений; создание новой образовательной культу-
ры в инновационных сферах, развивающихся специальностях и областях, непосредственно связанных с исследованием; структурное совершенствование системы профессионального образования).
2. Менеджмент в области перехода от одного уровня образования к другому (совершенствование системы координации между профессиональными школами и образованием на предприятии; учет полученной ранее квалификации при получении высшего образования; совершенствование структуры поддержки лиц, имеющих социальные проблемы; повышение числа мигрантов, получающих высшее образование в Германии; последующая квалификация взрослых без законченного школьного или высшего образования).
3. Последипломное образование (увязывание профессионального высшего образования с последипломным; проницаемость профессионального образования для высших учебных заведений; ступенчатость высшего образования и способность обеспечить профессиональную занятость).
4. Открытость Европе: национальные образовательные реформы с учетом процессов европейского развития (сюда относятся как национальный, так и европейский уровни квалификации, система уровней профессионализма в профессиональном образовании и понятий профессии).
По словам федерального министра образования и исследования Германии А. Шаван, линия, соединяющая общее образование, профессиональное образование и профессиональную занятость, не должна содержать разрывов в профессиональной биографии [6]. Фактически, как мы видим, реформа профессионального образования направлена на устранение шероховатостей и бюрократических барьеров в обучении на протяжении всей жизни для каждого гражданина страны.
Одним из важнейших государственных документов, определяющих стратегическое развитие Германии, является на сегодняшний день ЫдИ-ТесИ-Стра-тегия, принятая первоначально в 2006 г. и рассчитанная на период до 2010 г., преобразованная затем в ЫдИ-ТесИ-Стратегию 2020. Инициатива направлена на оказание финансовой поддержки перспективным научно-исследовательским проектам с целью мобилизации инновационного потенциала, усиления взаимодействия экономики и исследовательской сферы и стимулирования внутреннего и внешнего рынка страны [14]. Общий объем финансирования составит более 6 млрд евро. Ключевая роль в осуществлении данной программы отводится федеральному министерству экономики и министерству образования и исследований Германии [6].
На сегодняшний день правительство Германии отдает себе ясный отчет в том, что цели образовательной, исследовательской и инновационной политики должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Стратегические цели инновационного развития страны были сформулированы как 3% и 10% цели. «Цель 3%» - достижение показателя расходов на исследования и развитие 3% от ВВП - вытекает из Лиссабонской стратегии Европейского Союза и является очень прозрачным показателем инновационного развития. На данный момент Германия уже очень близка к достижению этой цели и, по всем прогнозам, выйдет на 3%-ный показатель в 2015 г. С осени 2008 г. в Германии существует также «цель 10%» - достижение совокупного показателя расходов на исследования и развитие и расходов на образование 10% от ВВП. Достижение этого показателя было запланировано к 2020 г., однако он, скорее всего, также будет достигнут с опережением намеченного срока.
Для достижения стратегических целей правительство выделяет средства в рамках трех «великих пактов», заключенных между правительством и землями -уже упоминавшегося выше «Пакта о высшей школе» (НосИэсЫраМ 2020), «Пак-
та об исследованиях и инновациях» (Pakt fur Forschung und Innovation), «Инициативы высших достижений» (Exzellenzinitiative). Новая модель финансирования, направленная на поддержку науки и образования Германии, была принята летом 2009 г. Тогда главы правительства страны и федеральных земель подписали соглашение о продолжении трех основных совместных программ. Эти меры были приняты для усиления международной конкурентоспособности германского научного сообщества и расширения возможностей обучения в наиболее востребованных сферах. Увеличиваясь из года в год, объем финансирования данных направлений составит около 18 млрд евро до 2019 г.
Так, в 2012 г. бюджет Федерального министерства образования и исследований Германии, рассчитанный на реализацию трех «больших пактов», вырос на 11% по отношению к предыдущему году. Существенно повысилось финансирование по «Пакту о высшем образовании» ввиду удвоенного выпуска учащихся с аттестатами зрелости, а также из-за приостановки военной и гражданской службы. Федеральные земли получили 1,1 млрд евро в 2012 г. и 5 млрд евро до 2015 г. на создание 335 тыс. дополнительных мест обучения в вузах. Для дальнейшего улучшения условий обучения был принят «Пакт качества обучения», в рамках которого немецкие вузы получат до 2020 г. 2 млрд евро. Кроме того, существенно увеличиваются средства на реализацию Федерального закона о содействии образованию, на развитие способностей одарённых лиц и на стипендии. На пополнение числа квалифицированных специалистов и на лучшую интеграцию иностранных граждан в Германии направлен недавно принятый закон о признании полученных за рубежом дипломов о специальном образовании. Модернизируется и усиливается проектное профессиональное образование, включая прогнозирование, профориентацию и повышение квалификации. На поддержку проектов в области профессионального образования в 2012 г. выделяется 185 млн евро.
Научные исследования в вузах будут поддерживаться из средств «Инициативы высших достижений» (308 млн евро) и из 2-го блока «Пакта о высшем образовании» (319 млн евро). Институциональные ассигнования в большие вне-университетские научные организации и Немецкое научно-исследовательское общество повысились в 2012 г. на 5% и составили примерно 4,3 млрд евро. Благодаря такой поддержке проектов в рамках вышеупомянутой «High-Tech-Стратегии 2020» Германия становится одним из лидеров при решении задач, связанных с глобальными вызовами в таких областях, как климат/энергия, здоровье/питание, мобильность, безопасность и коммуникации.
«Пакт об исследованиях и инновациях» (Pakt fur Forschung und Innovation), заключенный между федеральным правительством и землями в 2005 г. на период с 2006 г. по 2010 г., был по решению в 2008 г. пролонгирован до 2015 г. Пакт направлен на повышение конкурентоспособности немецкой науки и гарантирует исследовательским центрам ежегодный рост бюджета минимум до 5% (в денежном выражении ежегодно порядка 150 млн евро). Средства направляются в научные центры через крупнейшие научные объединения и сообщества Германии - Общество им. Макса Планка, Общество им. Гельмгольца, Общество им. Лейбница, Общество им. Фрауенхофера и немецкий исследовательский Союз (Deutsche Forschungsgemeinschaft). Взамен гарантированной финансовой стабильности общества обязуются проводить мероприятия и исследования, направленные на достижение стратегических задач [12].
«Инициатива высших достижений», направленная на создание элитных университетов (Excellenzinitiative 2007 - 2017) [13], была объявлена правительством Германии и федеральными землями в 2005 г. и нацелена на стимуляцию научных исследований в германских вузах. Инициатива по созданию элитных университетов, на реализацию которой 75% средств выделяет правительство
Германии, а 25% - федеральные земли, была разделена на две фазы. В рамках первой (2006 - 2011 гг.) было проведено два конкурса проектов, авторы которых состязались за финансирование общим объемом 1,9 млрд евро сроком на пять лет. Благодаря этому 85 структур, организованных в 37 различных немецких университетах, получили возможность открыть более четырех тысяч новых рабочих мест для научных сотрудников (в основном это немецкие профессора и другие научные сотрудники, уехавшие в свое время строить научную карьеру в США). Победителями первой фазы стали 37 междисциплинарных исследовательских центров - кластеров, 39 аспирантских школ и девять университетов, не только обладающих собственной сильной аспирантской школой и создавших вокруг себя инновационный кластер по востребованному направлению науки, но и представивших на конкурс наиболее яркие варианты стратегий развития науки в собственных стенах. Они выиграли первую фазу конкурса и получили финансирование, чтобы подняться в международном рейтинге вузов, занять там передовые позиции и стать элитными.
Результаты второй фазы Excellenzinitiative были объявлены в июне 2011 г. После предварительного тура в марте 2011 г. до участия в конкурсе были допущены 63 заявки на поддержку научно-исследовательских программ аспирантских школ и 64 заявки на создание инновационных кластеров. Они были сгруппированы по 37 научным направлениям и в марте-мае 2012 г. оценены экспертными советами с участием ведущих ученых (из 457 экспертов 87% составляли зарубежные специалисты). В итоге после процедуры рассмотрения заявок по всем направлениям конкурса финансирование на общую сумму в 2,4 млрд евро получили 45 школ аспирантов, 43 кластера и 11 университетов, представивших наиболее удачные концепции развития. Аспирантские школы - победители конкурса - учреждены по широкому спектру научных областей, их цель - развитие инноваций и подготовка перспективных аспирантов. Ими будут руководить признанные ученые. Каждая такая школа будет получать по 1,5 млн евро в год в течение пяти лет. Кластеры призваны поддержать передовые научные исследования и объединить промышленность с научным потенциалом немецких университетов по региональному принципу. Их финансирование составит 6-7 млн евро в год. А для развития концепций элитных университетов будут выделяться 142 млн евро в год. Финансирование всех победителей второй фазы началось с 1 января 2013 г.
Таким образом, реформирование и развитие системы высшего образования Германии идут ускоренными темпами и в рамках общей стратегии инновационного развития страны. Выработана практика соглашений между федеральным центром и землями по реализации стратегических инициатив в области образования, исследований и инноваций, существует практика активного привлечения институтов гражданского общества к разработке и реализации образовательных инициатив. Объемы финансирования высшей школы и научных исследований растут в среднем на 10% в год, и Германия имеет все шансы достигнуть стратегической цели - показателя расходов на образование и науку величиной в 10% ВВП в 2015 г. Федеральное правительство Германии убеждено, что инвестиции в образование и науку являются основой инноваций, устойчивого экономического развития и международного авторитета и конкурентоспособности страны.
Литература
1. Германская система образования [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2002. № 2. URL: http://old.strana-oz.ru/?numid=3&article=182 (дата обращения: 03.10.2013).
2. Государственные расходы на образование в странах Европейского Союза // Общество и экономика. 2010. № 2, февр. С. 160-171.
3. Писарева Л.И. Управление образованием в Германии: традиции и инновации [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2Q12. № 3. URL: http://www.pmedu.ru/res/ 2Q12_3_7.pdf (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
4. Семенова Ю.И. Государственная инновационная политика Германии в сфере высшего образования в условиях формирования единого европейского образовательного пространства [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный науч. журнал Курского гос. ун-та. 2Q11. Т. 1, № 3(19). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/020-020.pdf (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
5. Система образования Германии [Электронный ресурс] // Обучение за рубежом. 2QQ2. № Ю. URL: http://www.germaniaclub.ru/show/article.php?id=4324 (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
6. Тягунова Т.В. Интеграция высшего образования Германии в национальную инновационную систему // Образовательная политика в области интеграции высшего образования в национальную инновационную систему. Аналитический обзор № 13 (январь - июнь 2QQ6 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://charko.narod.ru/tekst/an13/II.htm (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
7. Хюфнер К. Управление и финансирование высшего образования в Германии [Электронный ресурс] // Высшее образование в Европе. 2QQ3. Т. XXVIII, № 2. URL: http://technical.bmstu.ru/ istoch/germ/upr.doc (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
8. Шаталова А. Особенности национальной поддержки. Как поощряют лучшие вузы в Германии [Электронный ресурс] // Научная политика. 2Q12. № 4S. URL: http://www.poisk-news.ru/theme/science-poIitic/4735/ (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
9. Шаяхимова Р.К. Государственная политика по совершенствованию профессионально-
педагогического образования Германии на основе создания общеевропейского образовательного пространства [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/1Q_NPE_2Q11/Peda-
gogica/4_82542.doc.htm (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
Ю. Ausbildungsoffensive [Электронный ресурс]. URL: www.bmbf.de/de/ausbildungsoffen-sive.php (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
11. Bericht zur technologischen Leistungsfahigkeit Deutschlands 2QQ6 [Электронный ресурс]. URL: www.bmbf.de/pub/tIf_2QQ6_aussagen_breg.pdf (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
12. Dynamik und Planungssicherheit - der Pakt fur Forschung und Innovation [Электронный ресурс]. URL: http://www.bmbf.de/de/3215.php (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
13. Exzellenz in Bildung und Forschung - mehr Wachstum durch Innovation. Leitlinien der Bildungs-und Forschungspolitik [Электронный ресурс]. URL: www.bmbf.de/pub/bildungs_und_forschungspolitik.pdf (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
14. Hightech-strategie 2Q2Q [Электронный ресурс]. URL: http://www.hightech-strategie.de/ de/39Q.php (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
15. Hochschulpakt 2Q2Q [Электронный ресурс]. URL: www.bmbf.de/de/6142.php (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
16. Innovationskreis Berufliche Bildung [Электронный ресурс]. URL: www.bmbf.de/de/619Q.php (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
17. Katzenstein P.Y. Policy and Politics in West Germany. The Growth of a Semisovereign State. Philadelphia, 19S7.
1S. Leitlinien zur Modernisierung der beruflichen Bildung. Ergebnisse des Innovationskreisses berufliche Bildung. Bundesministerium fur Bildung und Forschung. Berlin; Bonn, 2QQ7.
19. Lernende Regionen - Forderung von Netzwerken [Электронный ресурс]. URL:
http://www.esf.de/portaI/generator/S94/programm____lernende___regionen___foerderung___netzwerke.html
(дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
2Q. Neue Impulse fur Innovation und Wachstum. 6 Milliarden Euro-Programm fur Forschung und Entwicklung [Электронный ресурс]. URL: www.bmbf.de/pub/6mrd-programm.pdf (дата обращения: Q3.1Q.2Q13).
21. The Education System in the Federal Republic of Germany in 2Q1Q/2Q11. A description of the responsibilities, structures and developments in education policy for the exchange of information in Europe. Bonn, 2Q11.
22. Turner G. Hochschule zwischen Vorstellung und Wirklichkeit. Zur Geschichte der Hochschul-reform im letzten Drittel des 2Q. Berlin: Duncker & Humblot, 2QQ1.
МИХАЙЛОВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА. См. с. 156.
ПАВЛОВ ВЯЧЕСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат исторический наук, доцент кафедры публичного администрирования, Чебоксарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Чебоксары ([email protected]) .
PAVLOV VYACHESLAV ANATOLYEVICH - candidate of historical sciences, associate professor in the Chair of Public Administration, Cheboksary branch of Russian Presidential Academy for National Economy and Public Administration, Russia, Cheboksary.