МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» (ОПЫТ ГЕРМАНИИ)
Н.Н. Большова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Статья посвящена анализу государственной политики ФРГ в области высшего образования и науки как важнейших политических инструментов в обеспечении конкурентоспособности и влияния государства на международной арене. В современной глобальной борьбе за лидерство Германия делает ставку на «мягкую» и «умную» силу («soft and smart power»). Важнейшим политическим инструментом в обеспечении конкурентоспособности и влияния государства на международной арене является триада - высшее образование, научные исследования и человеческий капитал.
В статье исследуются наиболее значимые за последнее пять лет инициативы федерального правительства и германских земель, направленные на укрепление позиций Германии в качестве мирового центра высшего образования и проведения передовых научных исследований. Под влиянием Болонского процесса в ЕС ФРГ существенно активизировала политику в области высшего образования и научных исследований с целью укрепления позиций Германии как «центра притяжения» и подготовки высококвалифицированных специалистов, учёных и студентов. В последние годы Германия проводит активную политику поощрения иммиграции «с целью обучения» из третьих стран.
Германия входит в топ-10 стран, наиболее привлекательных для иностранных студентов, наряду с такими признанными странами-лидерами по количеству принимаемых иностранных студентов, как США, Австралия, Великобритания, Франция и Япония. В 2012 г. международные студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях Германии, стали третьей по численности группой мигрантов после семейных и трудовых мигрантов. Основной страной-поставщиком иностранных студентов в Германию является Китай. В топ-10 стран-поставщиков иностранных студентов также входят четыре государства ЕС -Польша, Болгария, Австрия и Франция.
Ключевые слова: "мягкая сила", "умная сила", высшее образование, НИОКР, интернационализация высшего образования, университет, высококвалифицированные мигранты.
Германия сегодня - это четвёртая по величине экономика в мире (после США, Японии и Китая) и первая экономика в Европе (на её долю приходится 20% ВВП, 16% населения Европейского союза). Данное лидерство достигается прежде всего благодаря специализации в тех сегментах мировой экономики, в которых государство располагает наибольшими конкурентными преимуществами - в финансовой сфере, сфере услуг, производственных отраслях промышленности (особенно машиностроении, автомобилестроении и химической промышленности) и ИКТ. Об эффективности экономической политики государства убедительно говорят высокие позиции страны в международных рейтингах. Однако, несмотря на высокий промышленный и инновационный потенциал Германии, поддержание статуса мирового лидера является значительным вызовом для федерального правительства. Ограниченность Германии в природных ресурсах, особенно сырье, и другие внутренние и внешние риски, обусловленные процессами глобализации, побуждают правительство увеличивать инвестиции в развитие человеческого капитала и разработку инноваций, основанных на передовых научных исследованиях.
Роль «мягкой» силы Германии в обеспечении конкурентоспособности государства на международном рынке
В глобальной борьбе за лидерство в век информационных технологий Германия делает основную ставку на политику «мягкой силы» и «умной силы», которые обеспечивают ей стабильный экономический рост без расходования ценных ресурсов на наращивание «жёсткой силы». Репутацию Германии как самой влиятельной страны в мире (с точки зрения формирования международного общественного мнения) подтверждают результаты двух авторитетных международных исследований в области национальных брендов - «Всемирного опроса британской службы BBC» [17] и «Индекс национальных брендов» [5]. Германия входит в топ-5 стран рейтинга NBI по такому параметру, как «индекс иммиграции/инвестиций» (итоговая оценка рассчитывается как средняя сумма баллов по 6 оцениваемым параметрам: экспорт, правительство, культура, люди, туризм и иммиграция/инвестиции). Последний показатель интересен тем, что он измеряет уровень привлекательности страны для высококвалифицированных иммигрантов и иностранного капитала. В опросе участвуют граждане 20 крупнейших развитых и развивающихся стран мира, которые оценивают качество образования и жизни, равные возможности, инвестиционный климат в 50 странах и определяют для себя, хотели бы они жить и работать в этой стране (см. табл. 1).
Германия является лидером по объёму расходов на НИОКР в Европейском союзе. Внутренние затраты на НИОКР в Германии продолжали расти даже в период кризиса (в 2009 г. - 67 млрд
евро, в 2010 г. - 69,9 млрд евро и в 2011 г. - 73,7 млрд евро (22). Наука стала рассматриваться как важнейший инструмент инновационного развития страны и источник благосостояния общества. Зависимость общественного благополучия и конкурентоспособности государства от уровня развития этой сферы во многом обусловлена переходом к постиндустриальному обществу и усилением процессов глобализации. Задачей политиков является обеспечение необходимых условий для адаптации системы образования и науки к потребностям формирующегося общества знаний, ориентированного на инновационные бизнес-модели и цепочки создания добавленной стоимости, для реализации которых потребуются инновационные кадры. Данное обстоятельство постоянно стимулирует политические дискуссии о способах и путях совершенствования национальной системы образования и науки.
Таблица 1
Ранжирование стран мира (топ-10 из 50 + Россия) по показателю «Иммиграция/инвестиции» NBI в 2008 и 2013 гг.
Ранг 2008 г. 2013 г.
1. Канада США
2. Великобритания Канада
3. США Германия
4. Швейцария Великобритания
5. Германия Швейцария
6. Франция Франция
7. Австралия Австралия
8. Швеция Швеция
9. Италия Япония
10. Япония Италия
25. Россия Россия
Таблица составлена автором на основании источника: (Anholt-GfK Roper Nation Brands IndexSM 2008. Global Report for Media Reference, 2008), (Nation Brand Index 2013: Latest Findings, 2013).
В коалиционном соглашении на 17-й леги-слатурный период правящие немецкие партии договорились о выделении 12 млрд евро на развитие образования и научных исследований на период 2010 - 2013 гг. - по 6 млрд евро на каждое направление. Данное обещание было более чем выполнено, несмотря на необходимость консолидации бюджета: в период 2010 - 2012 гг. было выделено более 13 млрд евро на образование и науку в федеральных бюджетах [10]. Как ожидается, дополнительное финансирование из федерального бюджета будет значительно способствовать достижению целей увеличения расходов на НИОКР в размере не менее 3% ВВП и не менее 10% ВВП - на образование и науку. Цель 3% ВВП на НИОКР была изначально
сформулирована в Лиссабонской стратегии ЕС в начале миллениума и ещё раз подтверждена государствами ЕС в 2012 г. в «Стратегии Европы 2020». К 2020 г. Федеральное правительство ФРГ обязалось выполнить этот показатель при активном участии федеральных земель и частного сектора. В 2008 г. на Саммите по образованию в Дрездене федеральное правительство и федеральные земли наметили ещё одну цель - 10% ВВП на образование и исследования к 2015 г.
Государство активно способствует процессу интеграции науки и бизнеса [20]. В 2006 г. федеральное правительство приняло программу «Хай-тек стратегия 2020», целью которой является развитие высокотехнологичных кластеров. Стратегия определяет пять приоритетных направлений, которые направлены на решение проблем глобального масштаба: климат/энергетика, здоровье/питание, мобильность, безопасность, коммуникации. Программа реализуется с 2008 г. под руководством Федерального министерства образования и науки - главного государственного института, отвечающего за научно-техническую политику в стране. Каждые два года комиссия из представителей науки и бизнеса отбирает 5 наиболее перспективных кластеров. В 2012 г. по итогам проведенных трёх конкурсов было отобрано 15 кластеров (в области биотехнологий, химии, фармацевтики, электромобилей и информационных технологий и т.д.), на каждый было выделено финансирование в размере 40 млн евро [18].
В предвыборные 2012 и 2013 гг. на первый план в политических дебатах и общественной дискуссии в Германии вышли вопросы развития образования. Усиление внимания к национальной системе образования было обусловлено прежде всего недовольством общества ситуацией, которая сложилась в этой отрасли под влиянием проблем как общеевропейского, так национального масштаба. Общество активно выражало опасения по поводу негативных последствий перехода Германии на Болонскую систему, государственного недофинансирования образовательных учреждений, значительного социального неравенства в доступе к образованию, в частности малоимущих слоев населения и детей мигрантов. Серьёзное беспокойство правительства вызывали протесты студентов и преподавателей в 2012 г. против реформы в рамках перехода на Болонскую систему, проблемы старения и нехватки преподавательского состава в школах и вузах [3].
Значительное влияние на общественное мнение и политиков оказал доклад ОЭСР об образовании 2012 г., подтвердивший негативные тенденции в немецкой образовательной системе и отметивший отставание Германии по ряду важных показателей от других развитых государств. Так, доля лиц трудоспособного возраста с высшим образованием в Германии в 2010 г. составляла 27 % населения в возрастной группе от 25 до 64 лет (на 4% ниже среднего
значения по странам ОЭСР) и 26% среди возрастной группы от 25 до 34 лет (на 12 % ниже среднего показателя по ОЭСР. В 2011 г. данный разрыв в показателях практически не сократился: доля лиц трудоспособного возраста с высшим образованием в обеих возрастных категориях в Германии равнялась 28 %, что также было ниже среднего значения ОЭСР - на 4% для возрастной группе от 25 до 64 лет и на 11 % для возрастной группы от 25 - 34 лет) [12].
В настоящее время в центре внимания политиков на федеральном и земельном уровне по-прежнему остаются вопросы:
- совершенствования системы трансфера научного знания в промышленное производство;
- укрепления позиций немецких университетов на международном рынке;
- реформы системы высшего образования (в том числе в рамках Болонского процесса);
- финансирования и управления университетов (в том числе платы за обучение, наделения университетов большей автономией, предоставления полной свободы деятельности и развития), интеграции или возвращения научных кадров в немецкую систему науки;
- привлечения талантливых учёных и студентов из-за рубежа.
На государственном уровне активно обсуждаются проблемы оценки качества обучения и исследований в университетах и исследовательских институтах и нехватки квалифицированных специалистов на фоне демографических вызовов. В процессе обсуждения этих вопросов часто поднимаются и взаимосвязанные с ними проблемные темы, в частности повышение эффективности иммиграционной политики, обеспечение доступа детей иммигрантов к школьному и высшему образованию, гендерные вопросы и т.д.
Как известно, система управления высшей школой и наукой в Германии имеет два уровня (федеральный и земельный), что обусловлено федеративным устройством страны. В соответствии с Основным законом ФРГ, Федеральным законом «О высшем образовании» полномочия по управлению высшей школой и наукой распределены между федерацией и федеральными землями. Научная политика находится в основном в компетенции федерального уровня. Парламент утверждает бюджет на научные исследования. Основную ответственность за научно-техническую политику несёт Федеральное министерство образования и науки. Некоторые направления исследований (в области энергетики, транспорта, аэрокосмической отрасли, создания благоприятной инновационной среды) курирует Федеральное министерство экономики и технологий, отвечающее за инновационную и технологическую политику. Кроме того, ряд отраслевых министерств имеют свои собственные научно-исследовательские институты.
Политика в области образования лежит практически в исключительной ответственно-
сти земель. Основное участие земельных правительств в научной политике заключается в финансировании научных исследований в университетах и в софинансировании четырёх крупнейших внеуниверситетских исследовательских организаций - Общества Макса Планка, Общества Фраунгофера, Ассоциации Гельмгольца и Ассоциации Лейбница. Координация научных исследований между федеральным и земельным правительствами осуществляется на Совестной научной конференции [1].
Строгое разделение сфер компетенций между двумя уровнями существенно ограничивало возможности их финансовой кооперации в решении проблемы недофинансирования высшего образования. В 2012 г. федеральное и земельные правительства договорились о межуровневом взаимодействии в реализации проектов межрегионального значения в сфере высшего образования и научных исследований [21] .
Федеральное и земельные правительства разработали целый пакет проектов и инициатив в области образования, науки и инноваций, на которые в приоритетном порядке будет направлено дополнительное финансирование: создание «союзов образования» вне школы для детей с ограниченными возможностями, профориентация и наставничество на раннем этапе карьеры для студентов с низкой успеваемостью или с миграционным фоном, проекты в рамках «Пакта качества обучения» и «Пакта высшего образования 2020», дальнейшая интеграция в Болонский процесс, финансовая поддержка студентов (пособия обучающимся), стипендии для высокоодарённых студентов, стипендиальная программа Германии, кредиты на образование, проекты в рамках «Пакта в области научных исследований и разработок», «Инициативы превосходства», «Стратегии развития высоких технологий 2020» [18;10].
«Инициатива мастерства»
Важными инструментом политики немецкого правительства по укреплению позиций Германии в качестве мирового лидера в области образования и научных исследований является федеральная программа «Инициатива мастерства», которая была инициирована федеральным правительством и правительствами федеральных земель Германии в 2005 г. Главными задачами программы были провозглашены продвижение передовых исследований в Германии и повышение конкурентоспособности и привлекательности университетов на международном рынке через усиление их научного и академического потенциала.
На практике данная инициатива реализуется Немецким исследовательским обществом (DFG) и Немецким советом по науке (WR) и представляет собой конкурс лучших проектов по трём направлениям: «школа докторантов», «кластеры мастерства» и «концепции будущего». Проект «школа докторантов» ориентирован
на стимулирование молодых исследователей. В качестве научных руководителей «школ докторантов», создаваемых на базе университетских кампусов, привлекаются признанные учёные-исследователи.
Проект «кластеры мастерства» направлен на создание на базе университетов центров формирования научных сетей и коллабораций в различных областях исследований совместно со специализироваными вузами, неуниверситетскими исследовательскими институтами и промышленными предприятиями. «Кластеры мастерства» должны внести важный вклад в стратегическое планирование научных исследований и определение приоритетных направлений исследований университетов.
Конкурс проектов на разработку перспективных «концепций будущего» направлен на повышение международной конкурентоспособности университетов в качестве центров проведения передовых исследований. По условиям конкурса, для подачи заявки на это направление финансирования университеты должны выполнить два дополнительных условия: создать хотя бы одну «школу докторантов» и один «кластер мастерства».
По итогам конкурсного отбора в рамках программы «Инициатива мастерства» было поддержано всего 39 проектов по созданию «школ для докторантов» (каждый с ежегодным финансированием в среднем 1 млн евро в течение пяти лет), 37 проектов по созданию «кластеров мастерства» (каждый с ежегодным финансированием в среднем 6,5 млн евро в течение пяти лет) и 9 концепций развития университетов (каждая с ежегодным финансированием в среднем 13,5 млн евро в течение пяти лет) (19).
Главным результатом первого этапа реализации «Инициативы мастерства» стало создание сети «элитных» университетов, которые должны стать «маяками в международном научном пространстве», конкурировать на равных с мировыми научными центрами. Для финального конкурса были отобраны те вузы, которые имели минимум по одному проекту-победителю в каждой категории. Решение о победителях принималось на основании голосования членами конкурсной комиссии. В состав комиссии входили 16 политиков федерального центра и 16 политиков земель (всего 32 голоса) и представители академического сообщества (всего 39 голосов).
В результате голосования статус «элитных вузов» был присвоен девяти университетам, представляющим только 5 из 16 федеральных земель Германии. Примечательно, что на первом этапе ни один вуз из Восточной части Германии не вошёл в этот «элитный клуб». В общей сложности на поддержку и развитие «элитных вузов» в Германии до 2011 г. из бюджетов федерального и земельных правительств было выделено 1,9 млрд евро. Однако уже в 2009 г. федеральным и земельными правительствами было принято решение о продлении программы еще на пять
лет, то есть на период с 2012 по 2017 г. В 2010 г. с объявлением нового конкурса стартовала вторая фаза реализации программы. Ее характерной особенностью было то, что на этот раз борьба происходила между университетами-победителями первого конкурса и университетами-новичками. Причём первые находились в более сложном положении, так как им приходилось подтверждать своё право на продолжение финансирования на новый срок, показывая реальные результаты по итогам первой пятилетки и доказывая эффективность выделенных на них средств.
По результатам нового конкурса в 2012 г. было поддержано 45 проектов по созданию «школ для докторантов» с ежегодным финансированием 1,2 - 3 млн евро - каждый (33 из них - продолжающиеся проекты 2005 и 2006 гг. и 12 новых проектов), 43 проекта по созданию «кластеров мастерства с ежегодным финансированием 3,6 - 9,6 млн евро каждый (31 из них -продолжающиеся проекты с 2005 и 2006 гг. и 12 новых проектов) и 11 концепций развития университетов с общим финансированием на всех 142 млн евро ежегодно (6 из них - продолжающиеся проекты с 2005 и 2006 гг. и 5 новых проектов) (9).
Был пересмотрен прежний состав «высшей лиги» университетов и утверждён обновлённый перечень из 11 вузов, которые получили финансирование на развитие научных исследований и право носить титул «элитных» на протяжении пяти лет, то есть до 2017 г. Новыми членами «элитного клуба» стали ещё пять университетов, представляющие пять федеральных земель. Два из них уже представляли Восточную Германию. В то же время элитного статуса лишились три вуза Западной Германии.
По оценке экспертной комиссии, состоявшей из практиков и учёных, именно эти 11 вузов имели больше всех перспективу представлять науку Германии на международном уровне и конкурировать с ведущими мировыми университетами. В этом смысле в смене перечня «элитных вузов» обращает на себя внимает тот факт, что все три вуза, потерявших статус элитных, входят в топ-200 и топ-100 по версии THE, QS, в то время как «новички» - Дрезденский технический университет, Университет Кёльна, Университет Бремена - находились далеко позади «выбывших», только в третьей и четвёртой сотнях.
Кроме того, по данным мировых рейтингов университетов QS и THE, последние три года только три вуза из списка победителей 2006 и 2012 г. стабильно входили в топ-100 лучших университетов - это Университет Хайдельберга, Технический институт Мюнхена, Университет им. Людвига-Максимилиана в Мюнхене. Тройка лидеров находится далеко не в начале первой сотни, однако остальные вузы занимали ещё более слабые позиции - со второй по четвёртую сотню (см. табл. 2). Два университета из тройки
лидеров представляли собой классические университеты (Университет Хайдельберга, Университет им. Людвига-Максимилиана в Мюнхене) и только один, Технический институт Мюнхена, являлся техническими вузом. Учитывая общий тренд лидерства технических вузов в мировых рейтингах университетов, классический характер большинства вузов «немецкой лиги» (9 классических вузов из 11) может стать серьёзным препятствием в их продвижении в топ-30 и топ-20 мировых рейтингов.
В рамках реализации «инициативы мастерства» на развитие научных проектов университетов из бюджета государства было выделено в общей сложности 4,6 млрд евро (75% общего финансирования предоставило федеральное правительство, остальные 25% выплат взяли на себя федеральные земли): 38 институтов получили 1,9 млрд евро на реализацию своих проектов во время первой фазы программы (2006-2011) и 39 университетов - 2,7 млрд евро во время второй фазы программы (2012 - 2017).
Несмотря на позитивное влияние «инициативы» на развитие университетов (она послужила важным импульсом для профилирования университетов в научных исследованиях и стимулировала повышение квалификации научно-педагогических кадров), концепция и цели программы подверглись критике со стороны академического сообщества. Так, ректор Дуйсбург-Эссенского университета профессор У. Радтке [2] отмечает, что данная инициативы вызвала серьёзные структурные изменения в системе высшей школы Германии, которые могут привести к проблемам в её функционировании:
- во-первых, в результате такой дифференциации университетов система высшего образования может существенно сузить широту охвата, фокусируясь в основном на узкой «элитной прослойке» университетов, получающих от государства ощутимую финансовую поддержку, и теряя из виду основную массу вузов;
- во-вторых, ещё большая опасность постоянного соревнования за титул кроется в утрате многообразия университетов, которые решают важные экономические и социальные задачи развития регионов, помимо проведения научных исследований, и формирования списка университетов второго сорта («неудачников»), так как далеко не все университеты имеют возможности и ресурсы для проведения передовых исследований на международном уровне;
- в-третьих, возникшая в результате инициативы ситуация конкуренции и неравенство могут порождать конфликты между вузами. Данная политика может привести вместо развития межвузовского сотрудничества и здоровой конкурентной среды к конфронтациям между вузами за финансирование или к созданию картелей «псевдоэлитных» университетов.
Возможность выхода из опасной ситуации Радке видит не в вертикальной, а в функцио-
Таблица 2
Позиции 14 университетов - победителей конкурсов на титул «элитных вузов»
№ Победители конкурсов на титул «элитного вуза» в Германии Победители 2006-2011 Победители 2012-2017 QS Ранг 2013 QS Ранг 2012 QS Ранг 2011 THE Ранг 2013-2014 THE Ранг 2012-2013 THE Ранг 2011-2012
1. Университет Хайдельберга + + 50 55 53 68 78 73
2. Технический институт Мюнхена + + 53 53 54 87 105 88
3. Университет им. Людвига-Максимилиана в Мюнхене + + 65 60 62 55 48 45
4. Свободный университет Берлина + + 109 87 66 86 128 151
5. Берлинский университет им. Гумбольдта + 126 н/д 132 94 99 109
6. Университет Тюбингена + 134 144 152 201-225 201-225 187
7. Технический университет Аахена + + 147 150 140 129 154 168
8. Университет Кёльна + 243 247 247 251-275 н/д н/д
9. Дрезденский технический университет + 262 288 340 251-275 276-300 251-275
10. Университет Констанца + + 273 279 297 226-250 201-225 194
11. Университет Бремена + 370 367 367 н/д н/д н/д
12. Университет Фрайбурга + 102 106 105 152 144 189
13. Университет Гёттингена + 128 119 149 63 70 69
14. Технический университет Карлсруэ + 141 116 147 154 151 196
Таблица составлена автором на основании данных источников: QS World University Rankings 2011, 2012, 2013. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/; World University Rankings 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/.
нальной дифференциации университетов, в создании стимулирующих инструментов для развития различных профилей, которые могут обеспечить университету передовые позиции в других областях, помимо научных, например в качестве учебного процесса, экономическом развитии региона, интеграции в общество ино-культурных групп и т.п. (2).
Стратегия интернационализации высшего образования Германии
В последние годы Германия проводит активную политику поощрения иммиграции «с целью обучения» из третьих стран. Германия входит в топ-10 стран, наиболее привлекательных для иностранных студентов, наряду с такими при-
знанными странами-лидерами по количеству принимаемых иностранных студентов, как США, Австралия, Великобритания, Франция и Япония. В 2012 г. международные студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях Германии, стали третьей по численности группой мигрантов, после семейных и трудовых мигрантов.
В Германии разработана двухуровневая «система рекрутирования» международных студентов. Первый уровень охватывает сферу научно-образовательной политики, второй уровень относится к сфере иммиграционной политики. На уровне научно-образовательной политики основными целями государственной политики являются продвижение международной деятельности высших учебных заведений, усиле-
ние процессов интернационализации высшего образования и укрепление имиджа Германии как ведущего образовательного и научного центра.
В феврале 2008 г. Федеральное правительство Германии приняло «Национальную стратегию интернационализации академического и исследовательского сообществ» (11). Цель данной стратегии заключается в развитии процессов интернационализации в образовательной и научно-исследовательской сферах в Германии.
Государство поощряет наиболее способных иностранных студентов, предоставляя им стипендии. С 2011 г. наиболее талантливые иностранные студенты имеют право наравне с немецкими студентами претендовать на получение «Германской стипендии», которая финансируется на половину частными организациями (фондами, компаниями и т.п.), на половину федеральным правительством. При этом университеты самостоятельно занимаются поиском спонсоров и распределяют стипендии.
На уровне иммиграционной политики создаются наиболее благоприятные условия для интеграции иностранных студентов на рынок труда после окончания обучения. Иностранные студенты рассматриваются немецкими властями и работодателями как перспективные высококвалифицированные кадры. 1 августа 2012 г. в Германии вступил в силу Закон о реализации директивы ЕС о высококвалифицированных кадрах («Голубая карта ЕС»), который внёс соответствующие поправки в Закон о пребывании в Германии. В соответствии с этим законом срок пребывания иностранных студентов в Германии после окончания немецкого вуза продлевается до 18 месяцев для поиска работы по специальности. Закон даёт больше возможностей иностранным студентам для дальнейшего трудоустройства в стране по специальности.
Основной страной-поставщиком иностранных студентов в Германию является Китай. В топ-10 стран-поставщиков иностранных студентов также входят четыре государства ЕС (Польша, Болгария, Австрия и Франция), среди третьих стран выделяются Россия и Турция (см. табл. 3).
Количество китайских студентов в немецких вузах постоянно увеличивалось на протяжении последних десяти лет, и к 2011 г. они сформировали самую многочисленную группу иностранных студентов. Каждый год в вузы Германии поступает от 5000 до 7000 китайских граждан. В 2011 г. их доля составила 10,0%, 7312 чел. Второй по численности группой иностранных студентов, поступивших в вузы Германии в 2011 г., стали граждане США. Однако они составили всего 5,7%, 4128 чел. от общего числа. Среди других стран происхождения иностранных студентов в 2011 г. можно выделить Испанию (5,5%, 4016 чел.), Францию (5,3%, 3896 чел.), Россию (3,9%, 2839 чел.) и Турцию (3,5%, 2511 чел.).
Таблица 3 Иностранные студенты в Германии, получившие аттестат зрелости (И7Б ) за рубежом. Топ-10 стран происхождения (2010 - 2011)
Страна происхождения 2010
Чел. % от общего
Китай 22 779 12.6
Россия 9 764 5.4
Польша 8 464 4.7
Болгария 8 266 4.6
Турция 6 635 3.7
Украина 6 326 3.5
Австрия 6 209 3.4
Марокко 5 533 3.1
Камерун 5 383 3.0
Франция 5 324 2.9
Все страны 181 249 100
Страна происхождения 2011
Чел. % от общего
Китай 22 828 12.3
Россия 10 077 5.4
Болгария 7 537 4.1
Польша 7 463 4.0
Австрия 7 072 3.8
Турция 6 575 3.6
Украина 6 204 3.4
Франция 5 530 3.0
Камерун 5 412 2.9
Марокко 5 163 2.8
Все страны 184 960 100
Источник: Mayer M., Yamamura S., Schneider J., Mueller A. (2012): Immigration of International Students from Third Countries, Working paper 47 of the Research Section of the Federal Office. S.48.
В современной глобальной борьбе за лидерство Германия делает ставку на «мягкую» и «умную» силу. Важнейшим политическим инструментом в обеспечении конкурентоспособности и влияния государства на международной арене является триада - высшее образование, научные исследования и человеческий капитал. В последние десять лет под влиянием Болонского процесса в ЕС Германия существенно активизировала политику в области высшего образования и научных исследований, целью которой является укрепление позиций Германии в качестве мирового центра высшего образования и проведения передовых научных исследований, а также «центра притяжения» для высококвалифицированных
специалистов, учёных и студентов. Политика в области интернационализации высшего образования, в свою очередь, способствовала
значительному росту потоков высококвалифицированной миграции в Германию из третьих стран.
Список литературы
1. Бережная Г.С. Организация научных исследований в Германии / Балтийский регион. 2012. №3. С. 150 - 151. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/organizatsiya-nauchnyh-issledovaniy-v-germanii (дата обращения: 08.01.2014).
2. Радтке У., Бруне-Вавер С. Дифференциация вузовского ландшафта в Германии после введения «инициативы по выделению элитных вузов»: итоги и перспективы. URL: http://www.conruhr.ru/pd1V1/ vortrag_radtke_rus_web.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
3. Романова Е.А. Образование в Германии - «Эффект домино» / под ред. В.Б. Белова. Германия. 2012. Ч.1. Доклады Института Европы № 294. М.: Ин-т Европы РАН: Рус. сувенир, 2013. С. 128, 130.
4. Фёдоров В.П. Германия в Европе: преобладание без гегемонии / под ред. В.Б. Белова. Германия. 2012. Ч.1. Доклады Института Европы № 294. М.: Ин-т Европы РАН: Рус. сувенир, 2013. С. 13.
5. Anholt-GfK Roper Nation Brands IndexSM 2008. Global Report for Media Reference. (2008). New York: GfK Roper Public Affairs & Media.
6. Anholt-GfK Roper Nation Brands IndexSM Report Highlights 2008. (2010). Germany Trade & Invest. URL: http://www.gtai.de/GTAI/Content/CN/Invest/_SharedDocs/Downloads/Studies/diw-wochenbericht-9-2010. pdf (дата обращения: 08.01.2014).
7. Back to Business: Optimism Amid Uncertainty. The 2013 A.T. Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index. (2013). A.T. Kearney. URL: http://www.atkearney.com/research-studies/foreign-direct-investment-confidence-index/full-report/-/asset_publisher/PHesJ9DLURrR/content/back-to-business-optimism-amid-un certainty/10192#sthash.9vz54uS0.dpuf (дата обращения: 08.01.2014).
8. Bericht der Bundesregierung. Auswärtige Kultur- und Bildungspolitik 2010/2011. URL: http://www. auswaertiges-amt.de/cae/servlet/contentblob/560176/publicationFile/163493/12011 1-AKBP-Bericht-2010-2011.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
9. Decisions on the Second Programme Phase of the Excellence Initiative. (2012). DFG.URL: http://www.dfg. de/en/service/press/press_releases/2012/press_release_no_26/index.html (дата обращения: 08.01.2014).
10. Deutschland investiert mehr in die Zukunft als je zuvor. (2013). Bundesministerium für Bildung und Forschung. URL: http://www.bmbf.de/archiv/newsletter/de/6075.php (дата обращения: 08.01.2014).
11. Deutschlands Rolle in der globalen Wissensgesellschaft stärken Strategie der Bundesregierung zur Internationalisierung von Wissenschaft und Forschung. (2008). URL: Bundesministerium für Bildung und Forshung: http://www.bmbf.de/pub/Internationalisierungsstrategie.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
12. Education at a Glance 2012 OECD Indicators. (2012). OECD. URL: http://www.oecd.org/edu/EAG%20 2012_e-book_EN_200912.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
13. Education at a Glance 2013 OECD Indicators. (2013). OECD. URL: http://www.oecd.org/edu/eag2013%20 (eng)--post-B%C3%A0T%2013%2009%202013%20(eBook)-XIX.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
14. Innovation Union Scoreboard 2013. (2013). European Commission. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/ policies/innovation/files/ius-2013_en.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
15. Nation Brand Index 2013: Latest Findings. (2013) . GfK. URL: http://www.gfk.com/news-and-events/press-room/press-releases/pages/nation-brand-index-2013-latest-findings.aspx (дата обращения: 08.01.2014).
16. Schwab, K. (2013). The Global Competitiveness Report 2013-2014. World Economic Forum. URL: http:// www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2013-14.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
17. The 2013 Country Ratings Poll. BBC World Service. (2013). WorldPublicOpinion.org. URL: http://www. worldpublicopinion.org/pipa/2013%20Country%20Rating%20Poll.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
18. The High-Tech Strategy for Germany. Research in Germany. URL: http://www.research-in-germany.de/ dachportal/en/Research-Landscape/R-and-D-Policy-Framework/High-Tech-Strategy.html (дата обращения: 08.01.2014).
19. The Second Round of the Excellence Initiative. (2007, 1 12). DFG. URL: http://www.dfg.de/en/service/press/ press_releases/2007/pressemitteilung_nr_01/index.html (дата обращения: 08.01.2014).
20. Total R&D personel by sectors of performance, occupation and sex. (n.d.). Eurostat. URL: http://appsso. eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=rd_p_persocc&lang=en (дата обращения: 08.01.2014).
21. Verwaltungsvereinbarung zwischen Bund und Ländern gemäß Artikel 91 b Abs. 1 Nr. 2 des Grundgesetzes über den Hochschulpakt 2020 (zweite Programmphase). (2009, 6 4). Bundesministerium für Bildung und Forschung. URL: http://www.bmbf.de/pubRD/verwaltungsvereinbarung_hochschulpakt_zweite_ programmphase.pd (дата обращения: 08.01.2014).
22. Voigt, P. (2012). Erawatch Country Reports 2012: Germany. European Commission URL: http://erawatch. jrc.ec.europa.eu/erawatch/opencms/information/reports/countries/de/report_0010?country=de (дата обращения: 08.01.2014).
Об авторе
Большова Наталья Николаевна - к.полит.н., старший научный сотрудник Центра региональных политических исследований Института международных исследований МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
EDUCATION AND RESEARCH POLICY AS AN INSTRUMENT OF SOFT
POWER IN GERMANY
Bolshova N.N.
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia
Abstract: Paper analyzes higher education and resarch policy in Germany as an important instrumet in ensuring the competitiveness and influence of the state in the international arena. In today's global struggle for leadership Germany relies on "soft" and "smart" power («soft and smart power»): education, research, innovation and human capital. This article discusses the most important initiatives the federal government and lands in the past five years, aiming at strengthening the position of Germany as a world center of higher education and advanced research and the most attractive location for highly qualified specialists from around the world .
Key words: "soft power", "smart power", higher education, research and development, internationalization of higher education, elite university, high-skilled migrants .
References
1. Berezhnaja G.S. Organizacija nauchnyh issledovanij v Germanii / Baltijskij region. 2012. №3. S. 150 - 151. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchnyh-issledovaniy-v-germanii (data obrashhenija: 08.01.2014).
2. Radtke U., Brune-Vaver S. Differenciacija vuzovskogo landshafta v Germanii posle vvedenija «iniciativy po vydeleniju jelitnyh vuzov»: itogi i perspektivy. URL: http://www.conruhr.ru/pdf/1/vortrag_radtke_ rus_web.pdf (data obrashhenija: 08.01.2014).
3. Romanova E.A. Obrazovanie v Germanii - «Jeffekt domino» / pod red. V.B. Belova. Germanija. 2012. Ch.1. Doklady Instituta Evropy № 294 M.: In-t Evropy RAN: Rus. suvenir, 2013. s. 128, 130.
4. Fjodorov V.P. Germanija v Evrope: preobladanie bez gegemonii / pod red. V.B. Belova. Germanija. 2012. Ch.1. Doklady Instituta Evropy № 294. M.: In-t Evropy RAN: Rus. suvenir, 2013. s. 13.
5. Anholt-GfK Roper Nation Brands IndexSM 2008. Global Report for Media Reference. (2008). New York: GfK Roper Public Affairs & Media.
6. Anholt-GfK Roper Nation Brands IndexSM Report Highlights 2008. (2010). Germany Trade & Invest. URL: http://www.gtai.de/GTAI/Content/CN/Invest/_SharedDocs/Downloads/Studies/diw-wochenbericht-9-2010.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
7. Back to Business: Optimism Amid Uncertainty. The 2013 A.T. Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index. (2013). A.T. Kearney. URL: http://www.atkearney.com/research-studies/foreign-direct-investment-confidence-index/full-report/-/asset_publisher/PHesJ9DLURrR/content/back-to-business-optimism-amid-uncertainty/10192#sthash.9vz54uS0.dpuf (дата обращения: 08.01.2014).
8. Bericht der Bundesregierung. Auswärtige Kultur- und Bildungspolitik 2010/2011. URL: http://www. auswaertiges-amt.de/cae/servlet/contentblob/560176/publicationFile/163493/12011 1-AKBP-Bericht-2010-2011.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
9. Decisions on the Second Programme Phase of the Excellence Initiative. (2012). DFG.URL: http://www. dfg.de/en/service/press/press_releases/2012/press_release_no_26/index.html (дата обращения: 08.01.2014).
10. Deutschland investiert mehr in die Zukunft als je zuvor. (2013). Bundesministerium für Bildung und Forschung. URL: http://www.bmbf.de/archiv/newsletter/de/6075.php (дата обращения 08.01.2014).
11. Deutschlands Rolle in der globalen Wissensgesellschaft stärken Strategie der Bundesregierung zur Internationalisierung von Wissenschaft und Forschung. (2008). URL: Bundesministerium für Bildung und Forshung: http://www.bmbf.de/pub/Internationalisierungsstrategie.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
12. Education at a Glance 2012 OECD Indicators. (2012). OECD. URL: http://www.oecd.org/edu/EAG%20 2012_e-book_EN_200912.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
13. Education at a Glance 2013 OECD Indicators. (2013). OECD. URL: http://www.oecd.org/edu/eag2013%20 (eng)--post-B%C3%A0T%2013%2009%202013%20(eBook)-XIX.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
14. Innovation Union Scoreboard 2013. (2013). European Commission. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/ policies/innovation/files/ius-2013_en.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
15. Nation Brand Index 2013: Latest Findings. (2013) . GfK. URL: http://www.gfk.com/news-and-events/press-room/press-releases/pages/nation-brand-index-2013-latest-findings.aspx (дата обращения: 08.01.2014).
16. Schwab, K. (2013). The Global Competitiveness Report 2013-2014. World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2013-14.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
17. The 2013 Country Ratings Poll. BBC World Service. (2013). WorldPublicOpinion.org. URL: http://www. worldpublicopinion.org/pipa/2013%20Country%20Rating%20Poll.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
18. The High-Tech Strategy for Germany. Research in Germany. URL: http://www.research-in-germany.de/ dachportal/en/Research-Landscape/R-and-D-Policy-Framework/High-Tech-Strategy.html (дата обращения 08.01.2014).
19. The Second Round of the Excellence Initiative. (2007, 1 12). DFG. URL: http://www.dfg.de/en/service/ press/press_releases/2007/pressemitteilung_nr_01/index.html (дата обращения: 08.01.2014).
20. Total R&D personel by sectors of performance, occupation and sex. (n.d.). Eurostat. URL: http://appsso. eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=rd_p_persocc&lang=en (дата обращения: 08.01.2014).
21. Verwaltungsvereinbarung zwischen Bund und Ländern gemäß Artikel 91 b Abs. 1 Nr. 2 des Grundgesetzes über den Hochschulpakt 2020 (zweite Programmphase). (2009, 6 4). Bundesministerium für Bildung und Forschung. URL: http://www.bmbf.de/pubRD/verwaltungsvereinbarung_hochschulpakt_zweite_ programmphase.pd (дата обращения 08.01.2014).
22. Voigt P. (2012). Erawatch Country Reports 2012: Germany. European Commission URL: http://erawatch. jrc.ec.europa.eu/erawatch/opencms/information/reports/countries/de/report_0010?country=de (дата обращения: 08.01.2014).
About the author
Natalia Bolshova - PhD in Political Science (MGIMO-University), Senior Researcher of Center of Regional
Political Studies, Institute of International Studies at Moscow State Institute of International Relations (University)
of the MFA of Russia. E-mail: [email protected]