ПЕДАГОГИКА
УДК 378.18.071430)
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ВУЗОВСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (НА МАТЕРИАЛАХ НЕМЕЦКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГЕРМАНИИ)
В статье рассматривается деятельность студенческого самоуправления в Германии как элемента вузовской образовательной политики, которая связана с повышением качества профессионального образования. Показано, какую роль играет студенческое самоуправление в этом процессе.
Ключевы1е слова: студенческое самоуправление, вузовская образовательная политика, Болонский процесс, деятельность студенческого самоуправления.
И. Б.Дкиншина
Белгородский
государственный
университет
e-mail:
Актуальность деятельности студенческого самоуправления как элемента вузовской образовательной политики в немецких вузах и университетах обусловлена потребностью студенческой молодежи в получении качественного выгсшего профессионального образования, соответствующего запросам общества. Это подчеркивается в официальном сообщении федерального министерства образования и исследований Германии «Доклад о технологической эффективности Германии 2006», «что производственная эффективность исследований и высокая квалификация работников -ключевой фактор общественного и экономического развития страны»[1].
Целью статьи является определение сферы компетентности и деятельности немецкого студенческого самоуправления в этом направлении.
При этом под политикой следует понимать закон, закрепляющий основные принципы, на основе которых принимаются решения [2, с. 365]. Политика в области образования в ФРГ основывается на Основном законе, Федеральном рамочном законе о высшем образовании, документах европейской политики в области образования.
Образовательная политика есть конституированные принципы и законы, регламентирующие и упорядочивающие образовательную деятельность и отношение государства к образованию [2, с. 365]. Кроме того, вуз является посредником высшего образования, а также связующим звеном между государством и обществом и остается всегда местом особых политических дискуссий.
В результате анализа документов Европейской комиссии по образованию [3], Федерального министерства образования и исследований Германии [4] нами были определены основные приоритеты политики в области образования Германии: улучшение качества образования; переход на трехуровневую систему обучения (бакалавр, магистр, докторант); сокращение продолжительности обучения; общедоступность образования; сотрудничество вузов и промышленности; стимулирование и субсидирование образования, международное сотрудничество.
По мнению немецких исследователей, студенческое самоуправление должно создавать и поддерживать основу академической, в частности студенческой общественной жизни, развития личности будущего ученого и профессионала [5, с. 6].
Функционирование студенческого самоуправления в вузах и университетах Германии возлагается на студенческие органы управления: студенческие парламенты (студенческие конвенты), комитеты (советы), рефераты (отделы), советы объединения специалистов (профессиональные объединения студентов на факультетах), которые в своей самоуправленческой деятельности руководствуются конституцией, государственными законами, уставами, другими нормативными документами и предписаниями вузов, проектами, программами. Вышеназванные элементы функционируют в неразрывной связи в соответствии с целями и задачами студенческого самоуправления [7].
Чтобы не быть «игрушкой» в чужих интересах, многочисленные органы студенческого самоуправления, студенческие объединения и союзы оказывают влияние на решения органов образования в федеральных землях и федерального правительства. Эту работу в вузах и университетах Германии обычно выполняют студенческие рефераты по вузовской образовательной политике, созданные при всеобщих студенческих комитетах. На современном этапе важными задачами данного реферата являются:
- включение студентов в вузовскую образовательную политику;
- координация политической активности студентов в области образования;
- информирование студенчества об актуальном и инновационном развитии в образовании;
- поддержка работы совета объединения специалистов и представителей студентов в сенате вуза или университета и в совете факультета;
- обсуждение актуального вопроса «плата за обучение» (формы деятельности: внесение поправок, бойкотирование, демонстрации);
- дискуссии по вопросу перехода учебных заведений на программы обучения бакалавриата и магистратуры;
- разработка документов и внесение поправок в вузовские законы;
- коммуникация и взаимодействие с органами студенческого самоуправления других вузов и университетов по вопросам вузовской образовательной политики;
- установление контактов с политическими деятелями федерации, сотрудничество с политическими органами, министерством культуры, руководством вуза и обсуждение с ними вопросов, касающихся образования.
Введение учебных программ бакалавриата и магистратуры явилось главным событием в жизни университетов и вузов Германии. Болонская система внедряется в Германии с 2002 г., поэтому в стране уже накоплен большой опыт. Все вузовские программы модернизированы. Продвижением Болонского процесса в Германии занимаются не вузы, компетентная рабочая группа, в которую входят представители Федерального министерства образования и науки, различных научных фондов, финансируемых государством, представители Германской службы академического обмена, конференции ректоров вузов, конференции министров образования субъектов Федерации, Свободного союза студенчества, Федерального союза работодателей, профсоюза работников науки и образования, Федерального аттестационного совета. Особое значение имеет вхождение в эту группу представителей Свободного союза студентов Германии как требование Болонского процесса, целью которого является участие студентов с самого начала в данном процессе [8].
Кроме того, студенческие рефераты по вузовской образовательной политике обсуждают все связанные с этим процессом вопросы. В целом студенты поддерживают целевую установку Болонского процесса, возлагают надежды на получение качественного образования, его мобильность и гибкость данной системы. Однако в некоторых вузах Германии в настоящее время позиция органов студенческого самоуправления по отношению к ней неоднозначна. Они не только критикуют ее, но и организуют акции протеста и демонстрации,
поскольку считают ее похожей на школьную систему, негибкой. По их мнению, программа бакалавриата не дает достаточно профессионального и качественного образования.
Напротив Федеральное министерство образования и научных исследований (Bundesministerium für Bildung und Forschung) констатирует факт, что стартовавший Болонский процесс в 1999 г. внес свой вклад в успешную модернизацию немецких вузов. В международной конкуренции за лучшие умы1 Германия наряду с европейскими государствами поставила задачу создать единое европейское вузовское образовательное пространство до 2010 г. Тем самым используя шансы реформы сформировать образовательное пространство в течение 10 лет, улучшить качество образования посредством многочисленных профессионально-образовательных программ, содействовать занятости молодежи и сократить продолжительность обучения, повысить мобильность вузовской образовательной сферы [9].
Глобализация ставит немецкий научный и вузовский ландшафт перед новыми вызовами. Благодаря ряду реформ в политике вузы также начали адаптировать систему высшего образования к новым международным требованиям. Нововведения призваны кардинально изменить академический ландшафт Германии. Будь то переход на поступенчатую систему получения свидетельств о высшем образовании, когда речь идет, например, о степени бакалавра и магистра (международного образца) или о введении платы за обучение в вузе и отборочных вступительных тестов, об увеличении частных академических предложений в сфере образования или об усилении стратегического партнерства между вузами и внеуниверситетскими учреждениями. В сфере образования Германии происходят в настоящее время большие изменения, связанные с проведением образовательной реформы [10].
На Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию (июль 2009 г.) было заявлено, что «хорошо продуманная модель, в соответствии с которой студент платит за высшее образование, является наилучшим способом обеспечения его эффективности и создания благоприятных условий учебы». При этом руководство «должно быть очень осторожным и предлагать финансовую поддержку в форме кредитов или грантов, оказывать поддержку и в обеспечении бытовых условий» [11, с. 45-46].
Эта политика и является главным объектом критики со стороны студенческих комитетов вузов и университетов - (der Allgemeine Studentenausschuss, в сокращенном варианте - AStA). Деньги на закупку книг и ремонт лабораторий вуз должен выделять из собственного бюджета, считают представители студенческого комитета (совета) университета Фрейбурга. Средства от студенческих взносов должны направляться исключительно на восполнение нехватки персонала.
Расходование средств Технического университета в Мюнхене согласовывается со студентами, где каждый факультет принимает решения самостоятельно, при этом представители студенческого комитета (AStA) и преподавательского состава имеют равное количество голосов.
Несмотря на позитивный опыт, мюнхенский студенческий комитет выступает против взимания платы за обучение: это не частная услуга, а право, которое государство должно предоставлять бесплатно. К примеру, в Высшей школе искусств Гамбурга плату за обучение пробойкотировали 60 % студентов. Ректор вуза официально принял сторону протестующих и вопрос разрешался в гамбургском сенате науки и образования [12].
Подобная политика в области образования рассматривается органами студенческого представительства отрицательно, что привело к образованию инициативных групп, выступающих против введения платы. По их мнению, это скажется на качестве образования. В некоторых землях студенческие инициативные группы, органы студенческого самоуправления совместно с другими компетентными органами уже добились отмены платы за обучение.
Федеральное правительство поддерживает немецкие вузы, чтобы утвердиться среди растущей международной конкуренции. Правильно организованный маркетинг в вузе должен заинтересовать учащихся, молодых ученых во всем мире учиться и за-
ниматься исследовательской деятельностью в немецких вузах. Растущая глобализация требует современного оснащения вузов в соответствии с международными стандартами на всемирном рынке образования, а также больше обменов учащихся и ученых. Международные обмены являются в большей мере условиями модернизации вузов, развития приоритетных исследований и инноваций.
Представленные две противоречивые позиции являются движущей силой развития и совершенствования образовательного пространства, а также развитием управления в вузе и студенческого самоуправления.
Деятельность студенческого самоуправления в рамках вузовской образовательной политики позволяет студентам самовыражаться, быть самостоятельными при подготовке докладов на актуальные темы, учиться свободно говорить, находить компромиссы со своими сверстниками и преподавателями, бороться за справедливое общество, выступать за демократизацию в вузе, за улучшение условий обучения, критически относиться к структурированию обучения в рамках создания европейского пространства, выступать за сохранение или ликвидацию тех или иных вузовских учебных курсов, осуществлять вузовскую политику студентов и для студентов, решать практико- и сервисноориентированные проблемы. Основными ценностями среди студентов считаются свобода, равенство, солидарность и справедливость. Исходя из этих ценностей, руководство университета и сами студенты заявляют об ответственном отношении к учебе и считают ее важнейшим делом, так как это делает выпускников конкурентоспособными на рынке труда. Чтобы получить хорошее образование, необходимо, по их мнению, иметь комфортные условия обучения. Неоднократно поднимаются ими темы, связанные с нарушением прав человека, с политикой развития образования, с отношениями и политикой безопасности, с совмещением культуры и политики и т. д.
Таким образом, деятельность студенческого самоуправления в системе научного и профессионального образования в вузах и университетах Германии - это реализация на нормативно-правой основе своих компетенций в пределах вуза и за его пределами на федеральном, региональном и местном уровнях. Кроме того, одним из направлений работы студенческого самоуправления в вузах Германии является создание условий для реализации самостоятельной, творческой деятельности в образовательной политике вуза, которая тесным образом связана с экономической, социальной, культурной сферой студенческой жизни.
Список литературы
1. Образовательная политика в области интеграции высшего образования в национальную инновационную систему. Аналитический обзор № 13 (январь - июнь 2006) / Т.В. Тягунова [электрон. ресурс]. Режим доступа: http://charko.narod.ru/tekst/an13/II.htm.
2.Газимагомедов Г. Г. Рынок и образовательная политика современного российского государства. Сборник статей. - Под редак. С. И. Дудкина. - Спб.: Санкт-Петербурское философское общество, 2004. - С. 365-383.
3. Hochschulbildung in Europa 2009: Entwicklungen im Rahmen des Bologna-Prozesses [электрон. ресурс]. Режим доступа: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/.../099DE.pdf
4.Bericht zur technologischen Leistungsfähigkeit Deutschlands 2006 [электрон. ресурс]. Режим доступа: www.bmbf.de/pub/tlf_2006.pdf
5. Bartsch H. Die Studentenschaften in der Bundesrepublik Deutschland. Organisation, Aufgaben und Rechtsform der studentischen Selbstverwaltung in der Bundesrepublik. 2 Aufl. BonnHolzlar 1971.
6.Krüger H. Studentische Selbstverwaltung. In: Flämig, Cristian u.a. (Hrsg.): Handbuch des Wissenschaftsrechts. Berlin/Heidelberg/New York 1982 - S. 636-657.
7. Das parlamentarische Modell studentischer Interessenvertretung URL: http://www. fzs.de/aktuelles/papiere/14065.html (дата обращения: 29.09.2009).
8.Что нам Болонь готовит? [электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.ug.ru/issues08/?... (дата обращения 3.01.2010).
9.Федеральное министерство по образованию и исследований Германии. [электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.bmbf.de дата обращения 19.01.10.
10. Германия. Факты 2008 [электрон, ресурс]. Режим доступа: http:www.tatsachen-ueber-deutschland.de/ru/ (дата обращения 1.01.2010).
11. Всемирная конференция по высшему образованию (5-8 июля 2009г. ЮНЕСКО, Париж) [Текст]: // Alma Mater. - 2009. - №7. - С. 45~4б.
12. Петренко Т., Лобко Д. Плата за обучение: немецкие вузы освоили первые миллионы / 24.09.2009 [электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.dw-world.de/dw/article/0,2144,2758306,00.html.
STUDENT SELF-GOVERNMENT AS AN ELEMENT OF THE HIGHER EDUCATIONAL POLICY (ON THE CASE OF GERMAN STUDENT SELF-GOVERNMENT)
Belgorod
State
University
I. B.Akinshina
The article considers German student self-government as an element of the higher educational policy which contributes to the high quality of the professional education. The role of the student self-government in this process is shown in the paper.
e-mail:
Key words: student self-government, higher educational policy, Bolo gna process, activity of the student self-government.