Научная статья на тему 'Государственная инвестиционная поддержка субъектов малого предпринимательства в Омской области'

Государственная инвестиционная поддержка субъектов малого предпринимательства в Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИРОВАНИЕ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГРАНТОВ / REGIONAL ECONOMY / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / STATE REGULATION / INVESTMENT SUPPORT / SUBSIDIZING / GRANTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маковецкий Михаил Юрьевич

Рассматривая устройство ведущих экономических систем мира, можно заметить одну особенность значительный удельный вес малого и среднего бизнеса в структуре национальной экономики. Современная российская практика отлична от мирового опыта, но при этом развитие качественного малого бизнеса и повышение уровня его интеграции в экономическую систему страны позволит повысить эффективность функционирования экономики в целом. В представленной статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты функционирования малого бизнеса в Российской Федерации. Особая значимость этого определяется тем, что малый бизнес выполняет широкий набор социальных и экономических функций. Прежде всего это обеспечение занятости, образование и поддержка конкурентной рыночной среды, нивелирование социального неравенства и другие. В силу этих обстоятельств развитие малого бизнеса должно поддерживаться со стороны государства. В Российской Федерации на сегодня в целом сформированы необходимые правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Соответствующие программы реализуются как на федеральном, так и на региональном уровне управления. В Омской области для этих целей предоставляется финансовая поддержка в форме субсидий и грантов, создана соответствующая инфраструктура поддержки предпринимательства. В представленной статье проведен анализ субсидирования и предоставления грантов по видам и отраслевой принадлежности субъектов малого предпринимательства. Вместе с тем в статье выявляется ряд факторов, препятствующих эффективному развитию малого предпринимательства, в том числе относящихся к внешней среде и внутреннему состоянию субъектов малого бизнеса. Для их решения предлагается ряд направлений по совершенствованию государственного регулирования и поддержки малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маковецкий Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considering the structure of the world's leading economic systems, one can notice one feature a significant proportion of small and medium businesses in the structure of the national economy. Modern Russian practice is different from the world experience, but at the same time, the development of a quality small business and an increase in its level of integration into the country's economic system will improve the efficiency of the economy as a whole. In the presented article theoretical and applied aspects of functioning of small business in the Russian Federation are considered. The special significance of this is determined by the fact that small business performs a wide range of social and economic functions. First of all, it is to ensure employment, education and support of a competitive market environment, leveling social inequality and others. Due to these circumstances, the development of small business should be supported by the state. In the Russian Federation today, on the whole, the necessary legal and organizational bases for state support for small and medium-sized businesses have been formed. The corresponding programs are implemented both at the federal and regional levels of government. In Omsk region, for these purposes, financial support is provided in the form of grants and grants, an appropriate infrastructure for supporting entrepreneurship has been created. In the presented article the analysis of subsidizing and granting of grants by kinds and branch affiliation of subjects of small business is carried out. At the same time, the article reveals a number of factors hampering the effective development of small business, including those related to the external environment and the internal state of small business entities. To solve them, a number of directions are proposed for improving state regulation and supporting small businesses.

Текст научной работы на тему «Государственная инвестиционная поддержка субъектов малого предпринимательства в Омской области»

УДК 65.011.4, ББК 65.12 © М.Ю. Маковецкий

М.Ю. Маковецкий

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматривая устройство ведущих экономических систем мира, можно заметить одну особенность — значительный удельный вес малого и среднего бизнеса в структуре национальной экономики. Современная российская практика отлична от мирового опыта, но при этом развитие качественного малого бизнеса и повышение уровня его интеграции в экономическую систему страны позволит повысить эффективность функционирования экономики в целом.

В представленной статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты функционирования малого бизнеса в Российской Федерации. Особая значимость этого определяется тем, что малый бизнес выполняет широкий набор социальных и экономических функций. Прежде всего это обеспечение занятости, образование и поддержка конкурентной рыночной среды, нивелирование социального неравенства и другие. В силу этих обстоятельств развитие малого бизнеса должно поддерживаться со стороны государства.

В Российской Федерации на сегодня в целом сформированы необходимые правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Соответствующие программы реализуются как на федеральном, так и на региональном уровне управления. В Омской области для этих целей предоставляется финансовая поддержка в форме субсидий и грантов, создана соответствующая инфраструктура поддержки предпринимательства. В представленной статье проведен анализ субсидирования и предоставления грантов по видам и отраслевой принадлежности субъектов малого предпринимательства.

Вместе с тем в статье выявляется ряд факторов, препятствующих эффективному развитию малого предпринимательства, в том числе относящихся к внешней среде и внутреннему состоянию субъектов малого бизнеса. Для их решения предлагается ряд направлений по совершенствованию государственного регулирования и поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: региональная экономика, предпринимательство, малый бизнес, государственное регулирование, инвестиционная поддержка, субсидирование, предоставление грантов.

Неотъемлемой частью экономических систем большинства индустриально развитых стран стало малое и среднее предпринимательство (далее - МСП). Оно выполняет ряд значимых социальных и экономических функций, среди них: обеспечение занятости; образование и поддержка конкурентной среды рынка; стимулирование инновационного развития; сокращение социального неравенства; вовлечение ресурсной базы, неиспользуемой крупным бизнесом; освоение незанятых рыночных ниш и рынков.

Малый и средний бизнес, ставшийся для нашей страны новым экономическим явлением немногим более 25 лет тому назад, на данный момент времени может оцениваться как состоявшийся, причем с каждым годом он становится все более распространенным способом ведения

предпринимательской деятельности. Малое и среднее предпринимательство в современной России - это свыше 5,6 миллионов хозяйствующих субъектов, рабочие места для более 18 миллионов граждан. Около 20 % валового внутреннего продукта Российской Федерации, а в некоторых регионах -более 30 % регионального валового продукта, создается такими организациями [9].

В Российской Федерации созданы правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Основным нормативно-правовым документом, осуществляющим регулирование и определяющим основы функционирования малого и среднего предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. В указанном документе определяются ключевые параметры, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства, устанавливаются положения его поддержки. Согласно Федеральному закону в целях поддержки предпринимательства формируется специальная инфраструктура, которая позволит своевременно и качественно оказывать все виды государственной поддержки: финансовая (инвестиционная), имущественная, информационная, консультационная.

В целях реализации программ развития предпринимательства в регионе Правительством Омской области и Министерством экономики Омской области создана инфраструктура его поддержки (рис. 1), выступающая в качестве платформы взаимодействия Министерства экономики области и субъектов малого и среднего бизнеса [2].

III

Омский региональный фонд поддержки и

развития предпринимательства п|

Омский региональный фонд поддержки и развития малого |редпринимзтельс1ва

А

Омский региональный бизнес-инкубатор

Ж

Общественная организа ция • Центр инноваций социальной сферы»

Омский региональный парк информационных технологий

Центр

поддержки экспорта Омской области

Рис. 1. Организации, образующие инфраструктуру

Благодаря функционированию каждой инфраструктурной организации предприниматели региона могут получить все виды помощи, предусмотренные федеральным законодательством. Из всего многообразия форм поддержки предпринимателей наиболее востребованной является финансовая поддержка, поскольку позволяет получить дополнительные ресурсы на развитие собственного дела предпринимателя.

В настоящее время на территории Омской области инвестиционная (финансовая) поддержка предпринимателей осуществляется с помощью двух инструментов: субсидии и гранты. Основанием для этого выступают программа областного значения -Развитие экономического потенциала Омской области [4] и программа местного уровня -Социально-экономическое развитие г. Омска на 2014-2018 годы [8].

Поддержка, предоставляемая в форме субсидий, подразделяется на шесть основных видов

[7]:

1. Возмещение части лизинговых платежей по договорам оборудования (далее - технические средства).

2. Финансовое обеспечение (возмещение) части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП).

3. Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально

поддержки предпринимательства Омской области

ответственную деятельность, направленную на решение социальных проблем, в том числе путем создания частных детских садов.

4. Предоставление субсидии в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).

5. Предоставление субсидии субъектам малого и среднего бизнеса на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми.

6. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства - индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми.

Наиболее востребованным видом субсидии, по данным Министерства экономики Омской области, является возмещение затрат по лизинговым платежам. Его удельный вес в структуре видов субсидиарной поддержки в 2013-2016 годах составил более 50 %, относительно меньшее значение имеют субсидии на поддержку инновационных отраслей малого бизнеса и участие предпринимателей в выставочной деятельности - 14 % и 16 % соответственно (рис. 2).

Рис. 2. Удельный вес каждого вида субсидий в общей структуре инвестиционной поддержки СМСП

в 2013-2016 годах

Можно сделать вывод, что государственная инвестиционная поддержка предпринимательства в Омской области ориентирована на две сферы экономической деятельности: промышленная и социальная среда. Это соответствует зарубежному опыту, в частности, опыту ведущих экономик мира. Ключевые инвестиционные потоки направлены на развитие промышленного и высокотехнологичного потенциала экономики, но при этом наличие социальных проблем и неравновесие рынка создают предпосылки для создания и государственной поддержки социальных проектов

предпринимательства [6, с. 139].

Дополнительным механизмом инвестиционной поддержки предпринимателей в Омской области выступают гранты. Распределение государственной поддержки осуществляется посредством конкурса среди заявок предпринимателей. Сумма грантовой

поддержки не может превышать 85 % от общей суммы целевых расходов (не более 400 тыс. рублей) на одного получателя.

Основными получателями грантов являются предприятия малого и среднего бизнеса, занимающиеся оказанием бытовых услуг населению и ведением сельского хозяйства - на их долю приходится 28,75 %. Соответственно, 23,75 % приходится на предприятия обрабатывающего производства; 8,75 % - направлено на поддержку проектов в сфере общественного питания. Предприятия туристической деятельности предоставлено 5,00%, организациям, оказывающим транспортные услуги, -2,50 %, и на долю организаций, функционирующих в сферах образования и строительства, пришлось соответственно по 1,25 % (рис. 3).

Рис. 3. Структура отраслевой принадлежности СМСП - получателей грантовой поддержки

в 2013-2015 годах

Отраслевая принадлежность получателей грантов отличается от получателей субсидий. Поддержка в форме субсидий оказывается прежде всего предприятиям промышленности и высокотехнологичным производствам, а также социальному предпринимательству, в то время как грантами в большей степени поддерживают сельское хозяйство, бытовое производство и услуги. В результате формируется баланс между видами поддержки, что позволяет осуществлять более равномерное развитие региональной экономики.

В настоящей - кризисной - экономической ситуации главное сохранить достигнутые результаты развития, что может быть обеспечено благодаря существующим сегодня инструментам поддержки [10, с. 1203]. При анализе деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства принято полагать, что факторы, препятствующие или, наоборот, способствующие его развитию, преимущественно сосредоточены во внешней среде. По нашему мнению, следует также обращать внимание и на внутреннее состояние субъекта малого и среднего предпринимательства, его миссию, философию и позиционирование им своей деятельности, а также на восприятие рынка и экономики в целом.

Преодоление проблем и барьеров развития -это двусторонний процесс, где достижение максимального эффекта возможно только благодаря комплексному подходу, учитывающему факторы макро- и микросреды, а также уровень и эффективность государственной инвестиционной поддержки [3].

К числу основных проблем макросреды, на наш взгляд, следует отнести: высокие ставки на кредитном рынке; неопределенность экономической ситуации; высокие налоги; нестабильность налогового законодательства; нарушение прав предпринимателей регулирующими органами; высокие затраты на оплату труда персонала; недостаток квалифицированных трудовых ресурсов; высокие цены на энергоресурсы; непрозрачность государственных и муниципальных закупок; несовершенство судебной системы.

Пожалуй, наиболее актуальную для предпринимателей проблему сложности

налогообложения, нестабильности налогового законодательства стоит охарактеризовать как вынужденную, обусловленную процессами развития законодательства и необходимостью детального учета хозяйствующих субъектов в целях прогнозирования, но при этом имеющую решение посредством следующих возможных действий:

- сведение документации, регламентирующей деятельность СМСП, в том числе вопросы налогообложения, в единый документ (кодекс) с установленными сроками совокупного внесения поправок;

- формирование более жестких требований к внесению поправок в документацию и формы отчетности со стороны регулирующих органов;

- сохранение для СМСП двух основных идентификаторов деятельности - ИНН и ОГРН, это позволит учитывать экономические, социальные параметры работы предпринимателя, а также его отраслевую принадлежность.

Другая серьезная проблема - уплата взносов во внебюджетные фонды. Сегодня многим малым предпринимателям в силу ограниченности оборотов и других проблем становится просто невыгодным отчисление специальных платежей, уменьшающих конечную заработную плату работников и формирующих проблему удержания его на рабочем месте. Решением проблемы видится снижение ставок на взносы для малого бизнеса. Это позволит увеличить объемы «белой» заработной платы и высвободит средства для развития бизнеса. Требуют решения и трудности в экспортных операциях для малого и среднего бизнеса. Ключевая проблема сложности вывоза небольших партий товаров от предпринимателей малого и среднего звена заключается в сложностях документационного оборота, который является одинаковым для всех объемов экспорта.

Совершенствования требует вопрос партнерских взаимоотношений субъектов малого и среднего предпринимательства с организациями кредитного рынка. Решение данной проблемы стоит рассматривать во взаимодействии с крупными российскими банками в целях создания кредитных продуктов, доступных для СМСП.

Проблемы, связанные с бюрократизмом при реализации государственной поддержки

предпринимателей, по нашему мнению, лучше решать в ключе времени, переводя максимальное количество процедур, связанных с

функционированием бизнеса, в электронный формат и систему Государственных услуг. Вопросы государственной поддержки предпринимательства могли бы также перейти в ведомство общественных организаций, с участием в процедурах отбора представителей государственной власти. Принимая во внимание опыт Омской области и функционирование Министерства экономики Омской области, в частности Управления поддержки предпринимательства как основного регулятора процедур поддержки, функции сбора документов и других необходимых материалов могут осуществляться общественной организацией предпринимателей региона, тогда как роль указанного подразделения может сводиться к разработке программ и прогнозированию объемов государственной поддержки предпринимателей, а также к последующему анализу и контролю.

Одна из обозначенных общих проблем для субъектов малого и среднего предпринимательства -

контроль со стороны надзорных органов. Основой данной проблемы является устаревание многих требований, которыми пользуются в ходе проверок, в результате чего предпринимателям выписываются штрафы и взыскания. Малый бизнес по своей природе имеет особое организационное устройство, и ключевые финансовые потоки направляются на развитие и расширение собственного присутствия на рынке. Однако многие стандарты, согласно которым проводятся проверки, в большей степени рассчитаны на более крупных и устоявшихся предпринимателей. Решением проблемы может стать определение ряда основных минимальных требований и их законодательное закрепление в вопросах организации функционирования субъектов малого

предпринимательства.

В качестве проблем микросреды для развития предпринимательства можно назвать внутренние его балласты, а именно: низкий уровень компетентности в экономических и юридических вопросах и отсутствие навыков планирования развития рынка и роли собственного бизнеса на этом рынке. Повышение уровня экономической и финансовой грамотности населения в долгосрочной перспективе найдет свое выражение в усилении роли в инвестиционных процессах домашних хозяйств, сокращении конфликтных ситуаций между домашними хозяйствами и финансово-экономическими институтами, реанимации пенсионной и других социальных систем, развитии предпринимательской активности и формировании среднего класса как ключевого социального слоя рыночной экономики [5, с. 325-326].

Решением совокупности данных проблем может стать организация масштабной просветительской работы с населением по вопросам организации и ведения собственного дела, популяризация экономической и финансовой грамотности. При этом важно сформировать полноаспектную платформу развития

предпринимательских навыков населения, начиная со школьного возраста и заканчивая более старшим поколением.

Ряд проблем непосредственно связан с особенностями разработки и реализации государственной инвестиционной поддержки. К ним мы можем отнести: отраслевую ограниченность инвестиционной поддержки; несбалансированность налоговых преференций; высокий уровень бюрократизма при оформлении документов для получения государственной инвестиционной поддержки.

В зарубежном опыте, например в США, популярностью пользуется специализированный департамент развития малого предпринимательства, работа которого сфокусирована на полной или частичной поддержке предпринимателей в плане выбора вида предпринимательской деятельности и его перспективности в настоящих рыночных условиях, освоении рынка и т.д. На территории

Омской области (как и во многих других областях Российской Федерации) функционирует Центр развития предпринимательства, природа

деятельности которого схожа с зарубежными организациями. Но при этом важным отличием является низкий уровень его популярности среди потенциальных и функционирующих

предпринимателей по причине недостаточной рекламной и информационной активности.

В качестве дополнительного инструмента развития предпринимательских навыков стоит отметить программы менторства. Формирование на территории Российской Федерации программ партнерства и поддержки СМСП крупными компаниями - это один из способов современного взаимодействия крупного и малого бизнеса. Подобная практика широко распространена во многих развитых экономиках мира (США, страны Евросоюза, Япония). Платформами для взаимодействия крупных российских и зарубежных компаний с субъектами малого предпринимательства могут выступать организации, образующие среду поддержки бизнеса, в Омской области - Бизнес-инкубатор, Центр поддержки экспорта, Агентство стратегических инициатив, Министерство экономики Омской области и др.

Таким образом, анализ функционирования государственной инвестиционной поддержки, обобщение проблем предпринимательства и способов совершенствования функциональных процессов в малом бизнесе позволяют сделать следующие выводы.

Актуальность государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса неоспорима. Учитывая международную практику и высокий уровень вовлеченности малого бизнеса в процессы функционального развития современной экономики, вектор развития отечественного

предпринимательства должен быть направлен на сохранение достигнутых показателей и их дальнейший рост.

Сформированная в Омской области инфраструктура в целом способна обеспечить всестороннюю поддержку малого и среднего бизнеса, однако эффективность ее функционирования существенным образом зависит от общего состояния экономики и предрасположенности (готовности) предпринимателей к конструктивному

сотрудничеству и развитию.

Решение существующих проблем и устранение препятствий в развитии МСП возможны в ходе эволюционного развития российского бизнеса, но при этом важным является формирование правильного понимания этого термина и его функциональных процессов. Временной период продолжительностью в одно поколение полностью может изменить отечественное предпринимательство и сделать его полноправным и эффективным инструментом функционирования и развития экономической системы Российской Федерации.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Гарант».

2. Положение о Министерстве экономики Омской области. Омская Губерния. Министерство экономики Омской области. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://mec.omskportal.ru/ru/ RegionalPublicAuthoities/executivelist/MEC/ polozhenie.html (дата обращения 01.06.2017).

3. Информационно-аналитическое агентство РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/ (дата обращения 16.06.2017).

4. Информационный портал Министерства экономики Омской области. Омская Губерния. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://mec.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/ MEC.html (дата обращения 03.06.2017).

5. Маковецкая Е.Н., Череповецкий П.С. Значимость и пути повышения финансовой грамотности в Российской Федерации : монография / Е.Н. Маковецкая, П.С. Череповецкий; Под ред. Р.Х. Хасанова. - Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. Изд-во: Anchor Academic Publishing. - Hamburg,

2016. - С. 325-345.

6. Омск : концептуальные подходы к формированию факторов и условий роста и развития региональной экономики : монография / [Д.И. Чернявский и др.] ; под общ. ред. Д.И. Чернявского - Омск : Изд-во ОмГТУ,

2017. - 240 с.

7. Основные инструменты поддержки предпринимательства. Портал Министерства экономики Омской области. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://mec.omskportal.ru/ru/ RegionalPublicAuthorities/executivelist/MEC/Business/BusinessEncourage.html (дата обращения 13.07.2017).

8. Официальный портал Администрации города Омска. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://www.admomsk.ru/web/guest/progress/targetprograms/ municipal (дата обращения 13.06.2017).

9. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства РФ. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/ jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf (дата обращения 15.07.2017).

10. Череповецкий П.С., Маковецкий М.Ю. Развитие экономики России в условиях санкций со стороны западных государств // Развитие современной России: проблемы воспроизводства и созидания : II Междунар. научная конференция, сборник научных трудов / Под ред. Р.М. Нуреева, М.Л. Альпидовской, Д.Е. Сорокина. -М., 2015. - С. 1201-1208.

References

1. Federalnii zakon ot 24.07.2017 № 209-FZ «О razvitii malogo I srednego predprinimatelstva» [Federal law of 24 July 2007 № 209-FZ «About development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation»], 2017, Spravochno-pravovaya sistema «Garant».

2. Polozhenie o Ministerstve ekonomiki Omskoi oblasti. Omskaja gubernija. Ministerstvo ekonomiki Omskoi oblasti. http://mec.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthoities/executivelist/MEC/polozhenie.html (data obrashenija 01.06.2017).

3. Informazionno-analiticheskoe agentstvo RBK. http://www.rbc.ru/ (data obrashhenija: 16.06.2017).

4. Informazionnii portal Ministerstva ekonomiki Omskoi oblasti. Omskaja gubernija. http://mec.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/ MEC.html (data obrashhenija: 03.06.2017).

5. Makovetskaja E.N., Cherepovetskij P.S. Znachimost i puti povyshenija finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii [The importance and ways to improve financial literacy in the Russian Federation]: monografija / Pod red. R.H. Hasanova. Anchor Academic Publishing. - Hamburg, 2016. - pp. 325-345.

6. Omsk : konceptualnye podhody k formirovaniju factorov i uslovij rosta i razvitija regionalnoj rkonomiki [Omsk : conceptual approaches to formation of factors and conditions for the growth and development of the regional economy] : monografija / Pod red. D.I. Cherhjavskogo. Omsk, Izdatelstvo Omskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017. 240 p.

7. Osnovnye instrumenty podderzhki predprinimatelstva. Portal Ministerstva ekonomiki Omskoi oblasti. http://mec.omskportal.ru/ru/ RegionalPublicAuthorities/executivelist/MEC/Business/BusinessEncourage.html (data obrashhenij a:13.07.2017).

8. Ofizialnyj portal Administrazii goroda Omska. http://www.admomsk.ru/web/guest/progress/ targetprograms/ municipal (data obrashhenija: 13.06.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Strategija razvitija malogo i srednego predprinimatelstva do 2030 goda. Ofizialnyj sait Pravitelstva Rossijskoj Federazii. http://government.ru/media/files/ jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf (data obrashhenija: 15.07.2017).

10. Cherepovetskij P.S., Makovetskij M.U. Razvitie ekonomiki Rossii v uslovijah sankzij so storony zapadnyh gosudarstv [The development of the economy of Russia in conditions of sanctions by Western countries] // Razvitie sovremennoj Rossii: problemy vosproizvodstva i sozidanija. / Pod red. R.M. Nureeva, M.L. Alpidovskoj, D.E. Sorokina. Moscow, 2015. - pp. 1201-1208.

STATE INVESTMENT SUPPORT OF SMALL ENTERPRISE SUBJECTS IN OMSK REGION

Michael U. Makovetsky,

Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk branch Associate Professor, graduate student of the Faculty of elite Education and Magistracy, Omsk State University

Abstract. Considering the structure of the world's leading economic systems, one can notice one feature - a significant proportion of small and medium businesses in the structure of the national economy. Modern Russian practice is different from the world experience, but at the same time, the development of a quality small business and an increase in its level of integration into the country's economic system will improve the efficiency of the economy as a whole.

In the presented article theoretical and applied aspects of functioning of small business in the Russian Federation are considered. The special significance of this is determined by the fact that small business performs a wide range of social and economic functions. First of all, it is to ensure employment, education and support of a competitive market environment, leveling social inequality and others. Due to these circumstances, the development of small business should be supported by the state.

In the Russian Federation today, on the whole, the necessary legal and organizational bases for state support for small and medium-sized businesses have been formed. The corresponding programs are implemented both at the federal and regional levels of government. In Omsk region, for these purposes, financial support is provided in the form of grants and grants, an appropriate infrastructure for supporting entrepreneurship has been created. In the presented article the analysis of subsidizing and granting of grants by kinds and branch affiliation of subjects of small business is carried out.

At the same time, the article reveals a number of factors hampering the effective development of small business, including those related to the external environment and the internal state of small business entities. To solve them, a number of directions are proposed for improving state regulation and supporting small businesses.

Keywords: regional economy, entrepreneurship, small business, state regulation, investment support, subsidizing, grants.

Сведения об авторе:

Маковецкий Михаил Юрьевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент», магистрант факультета элитного образования и магистратуры ФГОБУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, Омская обл., г. Омск, пр. Мира, д. 11); доцент кафедры «Финансы и кредит» Омского филиала ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (644099, Российская Федерация, Омская обл., г. Омск, ул. Партизанская, д. 6), Статья поступила в редакцию 08.11.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.