Научная статья на тему 'Госпитальный сектор'

Госпитальный сектор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IMS HEALTH / ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕКТОР / ЖНВЛП / МНН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Госпитальный сектор российского фармацевтического рынка, согласно данным IMS Health, в 2012 г. продолжил демонстрировать высокие темпы роста в упаковках (+12,7%), которые, однако, несколько снизились по сравнению с предыдущим годом (рис. 1). Рост в стоимостном выражении, напротив, ускорился. В национальной валюте закупки увеличились на 13,9% (в долларовом эквиваленте на 7,7%) и составили 69,61 млрд руб. Высокая динамика 2011-2012 гг. наблюдалась после стагнации госпитального рынка в предыдущие два года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Госпитальный сектор»

46 20ТГ ршшиим

анализ российского фармрынка

Госпитальный сектор

Госпитальный сектор российского фармацевтического рынка, согласно данным IMS Health, в 2012 г. продолжил демонстрировать высокие темпы роста в упаковках (+12,7%), которые, однако, несколько снизились по сравнению с предыдущим годом (рис. 1). Рост в стоимостном выражении, напротив, ускорился. В национальной валюте закупки увеличились на 13,9% (в долларовом эквиваленте — на 7,7%) и составили 69,61 млрд руб. Высокая динамика 2011—2012 гг. наблюдалась после стагнации госпитального рынка в предыдущие два года.

Наиболее высокие показатели динамики по сравнению с предыдущим годом были характерны для III квартала, наиболее низкие — для II, что определялось во многом относительно низкой и относительно высокой базой соответствующих периодов предыдущего года (рис. 2). Распределение объемов закупок в течение года в целом соответствовало сложившейся ранее картине, когда минимум приходится на I квартал, а максимум — на IV. В 2012 г. цены в госпитальном сегменте в целом выросли на 4,8% (индекс цен составил 1,048)1 (рис. 3). Ценовая динамика в этом сегменте оказалась более чем в два раза выше, чем в предыдущем году. Как и ранее, рост цен был обеспе-

1 Индекс цен рассчитывался по индексу Пааше.

чен прежде всего препаратами, не включенными в перечень ЖНВЛП. Цены на них по итогам года увеличились на 9,3%, в то время как препараты, включенные в перечень, продемонстрировали умеренный рост в размере 2,9% (в 2011 г. роста цен на ЖНВЛП не наблюдалось). Продолжилась тенденция, выразившаяся в структурных изменениях в пользу более дешевых препаратов (индекс структурных сдвигов составил 0,965). Однако это касалось госпитального рынка в целом и сегмента ЖНВЛП, в то время как в сегменте неЖНВЛП наблюдался выраженный сдвиг в закупках в пользу более дорогих препаратов (индекс 1,092). Высокие темпы роста закупок в натуральных показателях были характерны только для ЖНВЛП (рис. 4), хотя годом ранее наблюдался также активный рост

в упаковках препаратов неЖНВЛП. В стоимостном выражении наблюдалась противоположная картина, когда особенно высокие темпы роста продаж были характерны именно для сегмента неЖНВЛП (+22,1 против +11,1% в руб. оптовых ценах).

В целом аналогично 2011 г. рост объемов госпитального рынка в стоимостном выражении был обеспечен в основном за счет увеличения продаж в упаковках, вклад роста цен был менее значим, а структурные сдвиги оказали негативное влияние (рис. 3). Аналогичным образом ситуация может быть описана для ЖНВЛП. В то же время в сегменте неЖНВЛП рост цен и позитивные структурные сдвиги сыграли определяющую роль в увеличении стоимостных продаж, в то время как вклад роста в упаковках был незначительный (+2,3%) (рис. 4). В структуре всего госпитального рынка продолжилась тенденция постепенного увеличения доли ЖНВЛП в натуральных показателях и сокращения — в стоимостных (рис. 5). В результате по итогам 2012 г. ЖНВЛП составляли 87,4% всех закупок в упаковках и 72,6% в стоимостных показателях.

<1СУНОкф^ Динамика госпитальных закупок ЛС, 2010—2012

2,5 |-

ч 2,0

.3.3

Оптовые цены, долл.

Динамика к предыдущему году

□ — 2010 □— 2011

Упаковки □ — 2012

рисунок Квартальная динамика госпитальных закупок, 2012

»СУНОкф^ Вклад различных факторов в динамику госпитальных закупок в оптовых ценах (руб.), 2012/2011

1,2

0,9

0,6

0,3

о с^!^. 1, 29

^ О

Все ЛС Отечест- Зару- ЖНВЛП НеЖНВЛП венные бежные

I I— индекс цен I I — индекс структурных сдвигов

I I — индекс натурального объема

рисунок Динамика госпитальных закупок ЖНВЛП и прочих препаратов, 2012/2011

2,0

1,5

1,0

0,5

Оптовые цены, долл.

И—ЖНВЛП

Упаковки

□ — неЖНВЛП

таблица ф^Топ-10 корпораций по объему госпитальных закупок, 2012

Место в рейтинге Корпорации Показатели продаж, руб., опт.

2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011

1 1 Sanofi 5,8% б,8% -3,2%

2 4 Nycomed/Takeda 3,5% 3,4% 1б,9%

3 3 Novartis (incl. Sandoz) 3,2% 3,б% 1,4%

4 2 AstraZeneca 3,1% 3,7% -4,9%

5 5 Merck Sharp Dohme 3,0% 3,1% 7,9%

б 7 Roche 2,7% 2,3% 31,4%

7 б Pf'zer 2,б% 2,7% 8,5%

8 12 Bayer Healthcare 2,5% 1,8% 5б,0%

9 8 Pharm-center 2,5% 2,3% 27,0%

10 14 Veropharm 2,1% 1,8% 34,4%

Итого 31,0% 32,4%

Примечание. Нераспознанные по производителям позиции составили 8,2% всех закупок. В расчетах долей производителей эти данные не учитываются.

0

0

В отличие от 2011 г., когда закупки в упаковках импортных препаратов выросли значительно больше, чем отечественных2, в 2012 г. наблюдалась противоположная картина (рис. 6). Закупки российской продукции выросли на 30,1%, а импортной — сократились на 2,4%. В стоимостном выражении разница в динамике в пользу отечественных препаратов также была весьма внушительной (+24,6 против +10,7%). В результате доля российских лекарств в структуре госпитального сектора заметно увеличилась: в упаковках — на 7,2 п. п. — до 53,6%, в рублях — на 2,2 п. п. до 25,5% (рис. 7). Наблюдаемые тенденции соответствуют государственной политике, направленной на развитие локального производства и увеличение доли отечественной продукции в структуре госзакупок. В 2012 г. на фоне высоких темпов роста продаж в натуральном выражении в сегментах отечественных препаратов и ЖНВЛП наблюдалось снижение средневзвешенных цен (на 4,3 и 2,9% соответственно) (рис. 8). В сегментах импортных и неЖНВЛП, напротив, наблюдался заметный рост (на 13,4 и 19,4%). В абсолютном выражение средневзвешенная цена за упаковку на неЖНВЛП оказа-

2 Локализованное производство учтено не полностью.

лась в 2,6 раза выше, чем на ЖНВЛП (223,5 против 85,0 руб.), а на импортные — в 3,2 раза, чем на отечественные (164,4 и 48,7 руб. соответственно). В целом по всему госпитальному рынку средневзвешенная цена за упаковку почти не изменилась и составила 102,4 руб. Среди компаний-производителей лидерство со значительным отрывом от других компаний сохраняет Sanofi (+7,8%) (табл. 1). Однако по итогам 2012 г. продажи этой корпорации снизились на 3,2%, а доля в составе госпитального сегмента сократилась на 1 п. п. с 6,8 до 5,8%.

Второе место в рейтинге, поднявшись на две ступени вверх, заняла корпорация Nycomed/Takeda, чьи продажи выросли больше (+16,9%), чем сегмент в целом. AstraZeneca на фоне отрицательной динамики (-4,9%), напротив, спустилась вниз со 2-го на 4-е место. Корпорации Novartis (вкл. Sadoz) и MSD при низких темпах роста сохранили за собой 3-е и 5-е места соответственно. Roche, благодаря высокой динамике (+31,4%), переместилась с 7-й на 6-ю позицию, обменявшись местами с Pfizer (+8,5%). Наиболее высокие темпы роста

48 20ТГ ИМЙПШМ

анализ российского фармрынка

рисунок Динамика доли ЖНВЛП и прочих препаратов в структуре госпитальных закупок, 2010—2012

исунок^Ф Динамика госпитальных закупок отечественных/импортных препаратов, 2012/2011

2 000

1 500

1 000

500

1 668

Динамика к предыдущему году

315

Оптовые Цены, Упаковки

долл.

| | — отечественные Q — зарубежные

364

0

таблицаФ^Топ-10 торговых наименований по объему госпитальных закупок, 2012

Место в рейтинге ТН Показатели продаж, долл., опт.

2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011

1 1 Natrium chloridum 4,5% 4,7% 8,3%

2 2 Clexan 1,9% 1,7% 22,9%

3 5 Actovegin 1,5% 1,3% 35,0%

4 11 Zyvox 1,2% 0,8% 71,9%

5 6 Glucose 1,1% 1,3% -0,7%

6 3 Meronem 1,1% 1,7% -27,1%

7 12 Curosurf 1,0% 0,8% 47,2%

8 15 Ceftriaxone 1,0% 0,7% 55,7%

9 8 Cefotaxim 0,9% 1,0% 6,7%

10 4 Heparin 0,9% 1,3% -24,1%

Итого 15,0% 15,8%

продаж среди представителей топ-10 показала компания Bayer Healthcare (+56%), которая поднялась с 12-го на 8-е место. Обновление топ-10 произошло также за счет «Верофарма», продажи которого увеличились более чем на треть (10-е место). На ступень вниз (с 8-го на 9-е место) спустилась российская компания «Фарм-Центр», темпы роста продаж которой также были высокими (+27%). Выбыли из состава топ-10 GSK (+2,8%) и российский «Биотэк» (+5,4%). В целом в рейтинге компаний-производителей в госпитальном секторе наблюдались заметные пере-

стройки, доля топ-10 по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 1,4 п. п. Первое место в рейтинге торговых наименований с большим отрывом от других препаратов традиционно занимает натрия хлорид (табл. 2). Однако в отличие от предыдущего года темпы роста его закупок были ниже (+8,3%), чем всех госпитальных, в результате его доля несколько уменьшилась — с 4,7 до 4,5%. Сокращение позиций было характерно также для глюкозы, продажи которой мало изменились, что, однако, не помешало ей улучшить свой рейтинг — с 6-го до

5-го. Высокая динамика закупок натрия хлорида и глюкозы, представленных в виде инфузий, в 2011 г. определялась сокращением внутрибольничной заготовки (в связи с вступлением в силу ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и запретом аптечного изготовления препаратов, зарегистрированных и производимых промышленными предприятиями). В 2012 г. этот процесс явно приостановился, что связано, по-видимому, в т. ч. с постепенным насыщением этого сегмента в связи с уже достигнутым значительным замещением внутриболь-ничной заготовки растворами промышленного производства. Половина представителей топ-10 торговых наименований показала в разной степени высокие темпы роста и, соответственно, улучшение позиций в рейтинге. Особенно активный рост был характерен для препаратов, впервые попавших в первую десятку. Это Зивокс Pfizer (+71,9%), переместившийся с 11-го места сразу на 4-е, а также Куросурф Nycomed/Takeda (+47,2%) и Цефтриак-сон (+55,7%), занявшие 7-е и 8-е места соответственно. Почти на четверть увеличились закупки Клексана Sanofi (занимает 2-е место) и более чем на треть — Актовегина Nycomed/Takeda, поднявшегося на две ступени на 3-е место. Значительное сокращение продаж

РИСУНОкф^ Динамика доли отечественных/ импортных препаратов в структуре госпитальных закупок, 2010—2012

2010 2011 2012 Упаковки

| | — зарубежные

2010 2011 2012 Оптовые цены

отечественные

таблицаТоп-10 МНН/группировочных наименований по объему госпитальных закупок, 2012

Место в рейтинге МНН Показатели продаж, руб., опт.

2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011

1 1 Sodium 4,5% 4,7% 8,4%

2 2 Ceftriaxone 2,4% 2,6% 5,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 4 Enoxaparin sodium 2,1% 1,9% 26,9%

4 3 Meropenem 1,7% 2,2% -11,9%

5 8 Blood 1,6% 1,4% 27,7%

6 6 Glucose 1,5% 1,7% 6,1%

7 7 Cefotaxime 1,5% 1,5% 16,4%

8 9 Immunoglobulin base 1,4% 1,3% 18,3%

9 5 Heparin 1,3% 1,7% -13,0%

10 19 Linezolid 1,2% 0,8% 73,5%

Итого 19,3% 20,2%

коснулось Меронема AstraZeneca (-27,1%) и Гепарина (-24,1%), спустившихся соответственно с 3-й на 6-ю и с 4-й на 10-ю позицию. Выпали из состава топ-10 Тиенам MSD (-2,1%), Таксотер Sanofi (-1,3%) и, несмотря на высокие темпы роста продаж, Фраксипарин (+17,5%). В целом рейтинг торговых наименований претерпел довольно значительные изменения, а доля первой десятки в госпи-

тальных закупках немного уменьшилась (на 0,8 п. п.).

В отличие от двух ранее рассмотренных перечней, топ-10 МНН госпитального рынка изменился наименьшим образом, но больше, чем в предыдущем году (табл. 3). Наиболее заметные изменения связаны с обновлением состава первой десятки за счет МНН Linezolid (Зивокс), занявшего 10-ю позицию. Вытесненной

при этом оказалась группа Cilastatin + Imipenem (+10,1%) в связи с идущими там процессами вытеснения дженерика-ми оригинального препарата Тиенам. Перемещение с 4-го на 3-е место МНН Enoxaparin sodium объясняется ростом продаж бренда Клексан. Успехи низкомолекулярных гепаринов сопровождались сокращением продаж (на 13%) и перемещением с 5-го на 9-е место

50 20ТГ ршшццм

анализ российского фармрынка

таблица Топ-10 АТС2-групп по объему госпитальных закупок, 2012

Место Показатели продаж, руб., опт. (доли

в рейтинге АТС2 Торговое АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

2012 2011 наименование

2012 2011 Приросты 2012 к 2011

J01 [AntibacteriaLs for syst use] /

1 1 J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 19,2% 19,5% 12,3%

1 3 Zyvox 6,3% 4,1% 71,9%

2 1 Meronem 5,6% 8,6% -27,1%

3 4 Ceftriaxone 5,0% 3,6% 55,7%

4 2 Cefotaxim 4,8% 5,0% 6,7%

5 5 Avelox 4,5% 2,8% 79,2%

B05 [BLood substitute & perf soLs] /

2 2 B05 [Плазмозамещающие и перфузионные растворы] 11,5% 12,1% 8,2%

1 1 Natrium chloridum 38,9% 38,8% 8,3%

2 2 Glucose 9,6% 10,4% -0,7%

3 3 Albumin 4,8% 4,3% 22,7%

4 4 Rheopolyglukin 3,8% 3,6% 12,2%

5 5 Glucose-e 3,3% 2,7% 28,2%

3 3 L01 [Antineoplastic agents] / L01 [Противоопухолевые препараты] 7,4% 7,9% 7,7%

1 1 Taxotere 10,9% 11,9% -1,3%

2 3 Herceptin 9,1% 6,1% 59,0%

3 4 Avastin 7,3% 4,5% 73,9%

4 2 Eloxatin 4,3% 8,7% -47,5%

5 5 Vectibix 3,8% 1,9% 115,6%

4 4 B01 [Antithrombotic agents] / 6,8% 7,0% 9,3%

B01 [Антикоагулянты]

1 1 Clexan 27,8% 24,7% 22,9%

2 2 Heparin 13,0% 18,8% -24,4%

3 3 Fraxiparine 13,0% 12,1% 17,5%

4 4 Actilyse 8,7% 10,4% -8,6%

5 5 Heparin Ferein 6,5% 5,7% 23,5%

5 5 N01 [Anesthetics] / N01 [Анестетики] 3,5% 3,4% 18,2%

1 1 Sevoran 22,0% 21,2% 22,1%

2 2 Naropin 17,3% 13,6% 50,4%

3 4 Propofol Kabi 9,4% 7,3% 52,2%

4 3 Novocain 8,4% 7,6% 31,4%

5 5 Fentanyl 5,6% 5,7% 16,4%

6 8 V08 [Contrast media] / 3,0% 2,5% 34,0%

V08 [Контрастные вещества]

1 2 Ultravist 29,5% 16,9% 134,3%

2 1 Omnipaque 20,2% 25,8% 5,0%

3 3 Optiray 13,7% 11,9% 54,8%

4 4 Urografin 10,2% 10,5% 30,2%

5 5 Omniscan 5,3% 7,2% -0,9%

7 7 B02 [Antihemorrhagics] /

B02 [Гемостатики] 2,6% 2,5% 17,2%

1 3 Tranexam 13,5% 9,8% 62,5%

2 4 Aprotex 13,0% 9,2% 65,2%

3 2 Gordox 12,6% 15,4% -3,9%

4 5 Tachocomb 9,1% 7,8% 36,6%

госпитальный сектор

Р£МШ1Л1М 20О1ГИ 51

>

таблица (про длолжение) Топ-10 АТС2 групп по об ъему госпитальных за купок, 2012

Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, руб., опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

2012 2011

2012 2011 Приросты 2012 к 2011

5 1 Feiba 8,3% 18,0% -45,6%

8 10 N06 [PsychoanaLeptics] / N06 [Психоаналептики] 2,6% 2,0% 44,2%

1 1 CerebroLysin 21,3% 30,1% 2,3%

2 2 Cortexin 12,8% 9,3% 99,5%

3 3 Piracetam 8,7% 9,1% 36,6%

4 5 Ceraxon 8,3% 5,1% 136,0%

5 4 Cavinton 6,3% 6,5% 38,2%

9 6 N05 [PsychoLeptics] / N05 [Психотропные препараты] 2,5% 2,6% 11,1%

1 2 Aminazin 6,2% 6,0% 15,7%

2 1 SeroqueL proLong 4,3% 6,7% -27,9%

3 4 CLopixoL depot 3,9% 2,6% 66,8%

4 5 EgLonyL 3,9% 2,3% 85,1%

5 3 CLopixoL acuphase 3,8% 2,6% 59,6%

10 9 J06 [Immune sera & immunogLobuLin] / J06 [Иммунные сыворотки и иммуноглобулины] 2,1% 2,0% 19,2%

1 2 PentagLobin 18,0% 14,9% 43,4%

2 5 Kamrho 11,0% 4,6% 185,4%

3 3 ImmunogLob.humanum 10,4% 12,5% -0,5%

4 1 Octagam 9,6% 17,5% -34,4%

5 4 Intratect 7,9% 5,5% 71,8%

МНН Heparin. Замещение дженериками оригинального препарата Меронем привело к ухудшению рейтинга Meropenem (c 3-го до 4-го). Доля первой десятки сократилась на 0,9 п. п. Состав топ-10 АТС-групп второго уровня классификации не изменился, причем первые пять позиций остались без изменений (табл. 4). На две ступени вверх, заняв 6-е и 8-е места, поднялись группы V08 [Контрастные средства] и N06 [Психо-аналептики], чьи продажи выросли на 34 и 44% соответственно (наиболее высокие показатели динамики в составе топ-10). Темпы роста закупок, которые выше средних по всему сегменту, показали также N01 [Анестетики] (+18,2%) и B02 [Антигеморрагические средства] (+17,2%), сохранившие за собой 5-е и 7-е места соответственно, а также группа J06 [Иммунная сыворотка и иммуноглобулины] (+19,2%), вытесненная на 10-е место.

Таким образом, развитие госпитального сегмента российского фармацевтичес-

кого рынка в 2012 г. ознаменовалось сохранением высоких темпов роста его натуральных объемов. Этот рост в подавляющей своей части был обеспечен ЖНВЛП, в то время как в предыдущем году заметный вклад в общую динамику был сделан также препаратами, не входящими в перечень.

Как и в предыдущем году, рост госпитального сектора стал возможен в связи с увеличением финансирования сферы лекарственных закупок. Основной акцент в госзакупках сделан на ЖНВЛП, поэтому неудивительно, что на фоне ограничения роста цен закупки ЖНВЛП в натуральном выражении продолжали расти. В то же время увеличение финансирования и сдерживание роста расходов на ЖНВЛП способствовали включению в закупки более дорогостоящей продукции, что в 2012 г. проявилось в отношении препаратов, не входящих в перечень. Вместе со структурными сдвигами для этих средств был характерен также заметный рост цен, и их доля в структуре рынка в

стоимостном выражении по итогам года выросла (в ущерб ЖНВЛП). Все более значительную роль в госпитальных закупках играют препараты отечественного производства. 2012 г. был ознаменован значительным ростом закупок именно отечественных средств, чьи позиции в госпитальном секторе заметно расширись (даже без учета целого ряда локализованных производств). 2012 г. характеризовался достаточно заметными перестройками основных рейтингов, в которых верхние позиции продолжают занимать в основном зарубежные компании и препараты. Характерной особенностью 2012 г. является проявившая себя тенденция к снижению концентрации в структуре продаж, связанная с наступлением воспроизведенной продукции, в первую очередь российского производства. Структура потребления в разрезе фармакотерапевти-ческих групп оставалась в целом традиционной.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.