46 20ТГ ршшиим
анализ российского фармрынка
Госпитальный сектор
Госпитальный сектор российского фармацевтического рынка, согласно данным IMS Health, в 2012 г. продолжил демонстрировать высокие темпы роста в упаковках (+12,7%), которые, однако, несколько снизились по сравнению с предыдущим годом (рис. 1). Рост в стоимостном выражении, напротив, ускорился. В национальной валюте закупки увеличились на 13,9% (в долларовом эквиваленте — на 7,7%) и составили 69,61 млрд руб. Высокая динамика 2011—2012 гг. наблюдалась после стагнации госпитального рынка в предыдущие два года.
Наиболее высокие показатели динамики по сравнению с предыдущим годом были характерны для III квартала, наиболее низкие — для II, что определялось во многом относительно низкой и относительно высокой базой соответствующих периодов предыдущего года (рис. 2). Распределение объемов закупок в течение года в целом соответствовало сложившейся ранее картине, когда минимум приходится на I квартал, а максимум — на IV. В 2012 г. цены в госпитальном сегменте в целом выросли на 4,8% (индекс цен составил 1,048)1 (рис. 3). Ценовая динамика в этом сегменте оказалась более чем в два раза выше, чем в предыдущем году. Как и ранее, рост цен был обеспе-
1 Индекс цен рассчитывался по индексу Пааше.
чен прежде всего препаратами, не включенными в перечень ЖНВЛП. Цены на них по итогам года увеличились на 9,3%, в то время как препараты, включенные в перечень, продемонстрировали умеренный рост в размере 2,9% (в 2011 г. роста цен на ЖНВЛП не наблюдалось). Продолжилась тенденция, выразившаяся в структурных изменениях в пользу более дешевых препаратов (индекс структурных сдвигов составил 0,965). Однако это касалось госпитального рынка в целом и сегмента ЖНВЛП, в то время как в сегменте неЖНВЛП наблюдался выраженный сдвиг в закупках в пользу более дорогих препаратов (индекс 1,092). Высокие темпы роста закупок в натуральных показателях были характерны только для ЖНВЛП (рис. 4), хотя годом ранее наблюдался также активный рост
в упаковках препаратов неЖНВЛП. В стоимостном выражении наблюдалась противоположная картина, когда особенно высокие темпы роста продаж были характерны именно для сегмента неЖНВЛП (+22,1 против +11,1% в руб. оптовых ценах).
В целом аналогично 2011 г. рост объемов госпитального рынка в стоимостном выражении был обеспечен в основном за счет увеличения продаж в упаковках, вклад роста цен был менее значим, а структурные сдвиги оказали негативное влияние (рис. 3). Аналогичным образом ситуация может быть описана для ЖНВЛП. В то же время в сегменте неЖНВЛП рост цен и позитивные структурные сдвиги сыграли определяющую роль в увеличении стоимостных продаж, в то время как вклад роста в упаковках был незначительный (+2,3%) (рис. 4). В структуре всего госпитального рынка продолжилась тенденция постепенного увеличения доли ЖНВЛП в натуральных показателях и сокращения — в стоимостных (рис. 5). В результате по итогам 2012 г. ЖНВЛП составляли 87,4% всех закупок в упаковках и 72,6% в стоимостных показателях.
<1СУНОкф^ Динамика госпитальных закупок ЛС, 2010—2012
2,5 |-
ч 2,0
.3.3
Оптовые цены, долл.
Динамика к предыдущему году
□ — 2010 □— 2011
Упаковки □ — 2012
рисунок Квартальная динамика госпитальных закупок, 2012
»СУНОкф^ Вклад различных факторов в динамику госпитальных закупок в оптовых ценах (руб.), 2012/2011
1,2
0,9
0,6
0,3
о с^!^. 1, 29
^ О
Все ЛС Отечест- Зару- ЖНВЛП НеЖНВЛП венные бежные
I I— индекс цен I I — индекс структурных сдвигов
I I — индекс натурального объема
рисунок Динамика госпитальных закупок ЖНВЛП и прочих препаратов, 2012/2011
2,0
1,5
1,0
0,5
Оптовые цены, долл.
И—ЖНВЛП
Упаковки
□ — неЖНВЛП
таблица ф^Топ-10 корпораций по объему госпитальных закупок, 2012
Место в рейтинге Корпорации Показатели продаж, руб., опт.
2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011
1 1 Sanofi 5,8% б,8% -3,2%
2 4 Nycomed/Takeda 3,5% 3,4% 1б,9%
3 3 Novartis (incl. Sandoz) 3,2% 3,б% 1,4%
4 2 AstraZeneca 3,1% 3,7% -4,9%
5 5 Merck Sharp Dohme 3,0% 3,1% 7,9%
б 7 Roche 2,7% 2,3% 31,4%
7 б Pf'zer 2,б% 2,7% 8,5%
8 12 Bayer Healthcare 2,5% 1,8% 5б,0%
9 8 Pharm-center 2,5% 2,3% 27,0%
10 14 Veropharm 2,1% 1,8% 34,4%
Итого 31,0% 32,4%
Примечание. Нераспознанные по производителям позиции составили 8,2% всех закупок. В расчетах долей производителей эти данные не учитываются.
0
0
В отличие от 2011 г., когда закупки в упаковках импортных препаратов выросли значительно больше, чем отечественных2, в 2012 г. наблюдалась противоположная картина (рис. 6). Закупки российской продукции выросли на 30,1%, а импортной — сократились на 2,4%. В стоимостном выражении разница в динамике в пользу отечественных препаратов также была весьма внушительной (+24,6 против +10,7%). В результате доля российских лекарств в структуре госпитального сектора заметно увеличилась: в упаковках — на 7,2 п. п. — до 53,6%, в рублях — на 2,2 п. п. до 25,5% (рис. 7). Наблюдаемые тенденции соответствуют государственной политике, направленной на развитие локального производства и увеличение доли отечественной продукции в структуре госзакупок. В 2012 г. на фоне высоких темпов роста продаж в натуральном выражении в сегментах отечественных препаратов и ЖНВЛП наблюдалось снижение средневзвешенных цен (на 4,3 и 2,9% соответственно) (рис. 8). В сегментах импортных и неЖНВЛП, напротив, наблюдался заметный рост (на 13,4 и 19,4%). В абсолютном выражение средневзвешенная цена за упаковку на неЖНВЛП оказа-
2 Локализованное производство учтено не полностью.
лась в 2,6 раза выше, чем на ЖНВЛП (223,5 против 85,0 руб.), а на импортные — в 3,2 раза, чем на отечественные (164,4 и 48,7 руб. соответственно). В целом по всему госпитальному рынку средневзвешенная цена за упаковку почти не изменилась и составила 102,4 руб. Среди компаний-производителей лидерство со значительным отрывом от других компаний сохраняет Sanofi (+7,8%) (табл. 1). Однако по итогам 2012 г. продажи этой корпорации снизились на 3,2%, а доля в составе госпитального сегмента сократилась на 1 п. п. с 6,8 до 5,8%.
Второе место в рейтинге, поднявшись на две ступени вверх, заняла корпорация Nycomed/Takeda, чьи продажи выросли больше (+16,9%), чем сегмент в целом. AstraZeneca на фоне отрицательной динамики (-4,9%), напротив, спустилась вниз со 2-го на 4-е место. Корпорации Novartis (вкл. Sadoz) и MSD при низких темпах роста сохранили за собой 3-е и 5-е места соответственно. Roche, благодаря высокой динамике (+31,4%), переместилась с 7-й на 6-ю позицию, обменявшись местами с Pfizer (+8,5%). Наиболее высокие темпы роста
48 20ТГ ИМЙПШМ
анализ российского фармрынка
рисунок Динамика доли ЖНВЛП и прочих препаратов в структуре госпитальных закупок, 2010—2012
исунок^Ф Динамика госпитальных закупок отечественных/импортных препаратов, 2012/2011
2 000
1 500
1 000
500
1 668
Динамика к предыдущему году
315
Оптовые Цены, Упаковки
долл.
| | — отечественные Q — зарубежные
364
0
таблицаФ^Топ-10 торговых наименований по объему госпитальных закупок, 2012
Место в рейтинге ТН Показатели продаж, долл., опт.
2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011
1 1 Natrium chloridum 4,5% 4,7% 8,3%
2 2 Clexan 1,9% 1,7% 22,9%
3 5 Actovegin 1,5% 1,3% 35,0%
4 11 Zyvox 1,2% 0,8% 71,9%
5 6 Glucose 1,1% 1,3% -0,7%
6 3 Meronem 1,1% 1,7% -27,1%
7 12 Curosurf 1,0% 0,8% 47,2%
8 15 Ceftriaxone 1,0% 0,7% 55,7%
9 8 Cefotaxim 0,9% 1,0% 6,7%
10 4 Heparin 0,9% 1,3% -24,1%
Итого 15,0% 15,8%
продаж среди представителей топ-10 показала компания Bayer Healthcare (+56%), которая поднялась с 12-го на 8-е место. Обновление топ-10 произошло также за счет «Верофарма», продажи которого увеличились более чем на треть (10-е место). На ступень вниз (с 8-го на 9-е место) спустилась российская компания «Фарм-Центр», темпы роста продаж которой также были высокими (+27%). Выбыли из состава топ-10 GSK (+2,8%) и российский «Биотэк» (+5,4%). В целом в рейтинге компаний-производителей в госпитальном секторе наблюдались заметные пере-
стройки, доля топ-10 по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 1,4 п. п. Первое место в рейтинге торговых наименований с большим отрывом от других препаратов традиционно занимает натрия хлорид (табл. 2). Однако в отличие от предыдущего года темпы роста его закупок были ниже (+8,3%), чем всех госпитальных, в результате его доля несколько уменьшилась — с 4,7 до 4,5%. Сокращение позиций было характерно также для глюкозы, продажи которой мало изменились, что, однако, не помешало ей улучшить свой рейтинг — с 6-го до
5-го. Высокая динамика закупок натрия хлорида и глюкозы, представленных в виде инфузий, в 2011 г. определялась сокращением внутрибольничной заготовки (в связи с вступлением в силу ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и запретом аптечного изготовления препаратов, зарегистрированных и производимых промышленными предприятиями). В 2012 г. этот процесс явно приостановился, что связано, по-видимому, в т. ч. с постепенным насыщением этого сегмента в связи с уже достигнутым значительным замещением внутриболь-ничной заготовки растворами промышленного производства. Половина представителей топ-10 торговых наименований показала в разной степени высокие темпы роста и, соответственно, улучшение позиций в рейтинге. Особенно активный рост был характерен для препаратов, впервые попавших в первую десятку. Это Зивокс Pfizer (+71,9%), переместившийся с 11-го места сразу на 4-е, а также Куросурф Nycomed/Takeda (+47,2%) и Цефтриак-сон (+55,7%), занявшие 7-е и 8-е места соответственно. Почти на четверть увеличились закупки Клексана Sanofi (занимает 2-е место) и более чем на треть — Актовегина Nycomed/Takeda, поднявшегося на две ступени на 3-е место. Значительное сокращение продаж
РИСУНОкф^ Динамика доли отечественных/ импортных препаратов в структуре госпитальных закупок, 2010—2012
2010 2011 2012 Упаковки
| | — зарубежные
2010 2011 2012 Оптовые цены
отечественные
таблицаТоп-10 МНН/группировочных наименований по объему госпитальных закупок, 2012
Место в рейтинге МНН Показатели продаж, руб., опт.
2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011
1 1 Sodium 4,5% 4,7% 8,4%
2 2 Ceftriaxone 2,4% 2,6% 5,0%
3 4 Enoxaparin sodium 2,1% 1,9% 26,9%
4 3 Meropenem 1,7% 2,2% -11,9%
5 8 Blood 1,6% 1,4% 27,7%
6 6 Glucose 1,5% 1,7% 6,1%
7 7 Cefotaxime 1,5% 1,5% 16,4%
8 9 Immunoglobulin base 1,4% 1,3% 18,3%
9 5 Heparin 1,3% 1,7% -13,0%
10 19 Linezolid 1,2% 0,8% 73,5%
Итого 19,3% 20,2%
коснулось Меронема AstraZeneca (-27,1%) и Гепарина (-24,1%), спустившихся соответственно с 3-й на 6-ю и с 4-й на 10-ю позицию. Выпали из состава топ-10 Тиенам MSD (-2,1%), Таксотер Sanofi (-1,3%) и, несмотря на высокие темпы роста продаж, Фраксипарин (+17,5%). В целом рейтинг торговых наименований претерпел довольно значительные изменения, а доля первой десятки в госпи-
тальных закупках немного уменьшилась (на 0,8 п. п.).
В отличие от двух ранее рассмотренных перечней, топ-10 МНН госпитального рынка изменился наименьшим образом, но больше, чем в предыдущем году (табл. 3). Наиболее заметные изменения связаны с обновлением состава первой десятки за счет МНН Linezolid (Зивокс), занявшего 10-ю позицию. Вытесненной
при этом оказалась группа Cilastatin + Imipenem (+10,1%) в связи с идущими там процессами вытеснения дженерика-ми оригинального препарата Тиенам. Перемещение с 4-го на 3-е место МНН Enoxaparin sodium объясняется ростом продаж бренда Клексан. Успехи низкомолекулярных гепаринов сопровождались сокращением продаж (на 13%) и перемещением с 5-го на 9-е место
50 20ТГ ршшццм
анализ российского фармрынка
таблица Топ-10 АТС2-групп по объему госпитальных закупок, 2012
Место Показатели продаж, руб., опт. (доли
в рейтинге АТС2 Торговое АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
2012 2011 наименование
2012 2011 Приросты 2012 к 2011
J01 [AntibacteriaLs for syst use] /
1 1 J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 19,2% 19,5% 12,3%
1 3 Zyvox 6,3% 4,1% 71,9%
2 1 Meronem 5,6% 8,6% -27,1%
3 4 Ceftriaxone 5,0% 3,6% 55,7%
4 2 Cefotaxim 4,8% 5,0% 6,7%
5 5 Avelox 4,5% 2,8% 79,2%
B05 [BLood substitute & perf soLs] /
2 2 B05 [Плазмозамещающие и перфузионные растворы] 11,5% 12,1% 8,2%
1 1 Natrium chloridum 38,9% 38,8% 8,3%
2 2 Glucose 9,6% 10,4% -0,7%
3 3 Albumin 4,8% 4,3% 22,7%
4 4 Rheopolyglukin 3,8% 3,6% 12,2%
5 5 Glucose-e 3,3% 2,7% 28,2%
3 3 L01 [Antineoplastic agents] / L01 [Противоопухолевые препараты] 7,4% 7,9% 7,7%
1 1 Taxotere 10,9% 11,9% -1,3%
2 3 Herceptin 9,1% 6,1% 59,0%
3 4 Avastin 7,3% 4,5% 73,9%
4 2 Eloxatin 4,3% 8,7% -47,5%
5 5 Vectibix 3,8% 1,9% 115,6%
4 4 B01 [Antithrombotic agents] / 6,8% 7,0% 9,3%
B01 [Антикоагулянты]
1 1 Clexan 27,8% 24,7% 22,9%
2 2 Heparin 13,0% 18,8% -24,4%
3 3 Fraxiparine 13,0% 12,1% 17,5%
4 4 Actilyse 8,7% 10,4% -8,6%
5 5 Heparin Ferein 6,5% 5,7% 23,5%
5 5 N01 [Anesthetics] / N01 [Анестетики] 3,5% 3,4% 18,2%
1 1 Sevoran 22,0% 21,2% 22,1%
2 2 Naropin 17,3% 13,6% 50,4%
3 4 Propofol Kabi 9,4% 7,3% 52,2%
4 3 Novocain 8,4% 7,6% 31,4%
5 5 Fentanyl 5,6% 5,7% 16,4%
6 8 V08 [Contrast media] / 3,0% 2,5% 34,0%
V08 [Контрастные вещества]
1 2 Ultravist 29,5% 16,9% 134,3%
2 1 Omnipaque 20,2% 25,8% 5,0%
3 3 Optiray 13,7% 11,9% 54,8%
4 4 Urografin 10,2% 10,5% 30,2%
5 5 Omniscan 5,3% 7,2% -0,9%
7 7 B02 [Antihemorrhagics] /
B02 [Гемостатики] 2,6% 2,5% 17,2%
1 3 Tranexam 13,5% 9,8% 62,5%
2 4 Aprotex 13,0% 9,2% 65,2%
3 2 Gordox 12,6% 15,4% -3,9%
4 5 Tachocomb 9,1% 7,8% 36,6%
госпитальный сектор
Р£МШ1Л1М 20О1ГИ 51
>
таблица (про длолжение) Топ-10 АТС2 групп по об ъему госпитальных за купок, 2012
Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, руб., опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
2012 2011
2012 2011 Приросты 2012 к 2011
5 1 Feiba 8,3% 18,0% -45,6%
8 10 N06 [PsychoanaLeptics] / N06 [Психоаналептики] 2,6% 2,0% 44,2%
1 1 CerebroLysin 21,3% 30,1% 2,3%
2 2 Cortexin 12,8% 9,3% 99,5%
3 3 Piracetam 8,7% 9,1% 36,6%
4 5 Ceraxon 8,3% 5,1% 136,0%
5 4 Cavinton 6,3% 6,5% 38,2%
9 6 N05 [PsychoLeptics] / N05 [Психотропные препараты] 2,5% 2,6% 11,1%
1 2 Aminazin 6,2% 6,0% 15,7%
2 1 SeroqueL proLong 4,3% 6,7% -27,9%
3 4 CLopixoL depot 3,9% 2,6% 66,8%
4 5 EgLonyL 3,9% 2,3% 85,1%
5 3 CLopixoL acuphase 3,8% 2,6% 59,6%
10 9 J06 [Immune sera & immunogLobuLin] / J06 [Иммунные сыворотки и иммуноглобулины] 2,1% 2,0% 19,2%
1 2 PentagLobin 18,0% 14,9% 43,4%
2 5 Kamrho 11,0% 4,6% 185,4%
3 3 ImmunogLob.humanum 10,4% 12,5% -0,5%
4 1 Octagam 9,6% 17,5% -34,4%
5 4 Intratect 7,9% 5,5% 71,8%
МНН Heparin. Замещение дженериками оригинального препарата Меронем привело к ухудшению рейтинга Meropenem (c 3-го до 4-го). Доля первой десятки сократилась на 0,9 п. п. Состав топ-10 АТС-групп второго уровня классификации не изменился, причем первые пять позиций остались без изменений (табл. 4). На две ступени вверх, заняв 6-е и 8-е места, поднялись группы V08 [Контрастные средства] и N06 [Психо-аналептики], чьи продажи выросли на 34 и 44% соответственно (наиболее высокие показатели динамики в составе топ-10). Темпы роста закупок, которые выше средних по всему сегменту, показали также N01 [Анестетики] (+18,2%) и B02 [Антигеморрагические средства] (+17,2%), сохранившие за собой 5-е и 7-е места соответственно, а также группа J06 [Иммунная сыворотка и иммуноглобулины] (+19,2%), вытесненная на 10-е место.
Таким образом, развитие госпитального сегмента российского фармацевтичес-
кого рынка в 2012 г. ознаменовалось сохранением высоких темпов роста его натуральных объемов. Этот рост в подавляющей своей части был обеспечен ЖНВЛП, в то время как в предыдущем году заметный вклад в общую динамику был сделан также препаратами, не входящими в перечень.
Как и в предыдущем году, рост госпитального сектора стал возможен в связи с увеличением финансирования сферы лекарственных закупок. Основной акцент в госзакупках сделан на ЖНВЛП, поэтому неудивительно, что на фоне ограничения роста цен закупки ЖНВЛП в натуральном выражении продолжали расти. В то же время увеличение финансирования и сдерживание роста расходов на ЖНВЛП способствовали включению в закупки более дорогостоящей продукции, что в 2012 г. проявилось в отношении препаратов, не входящих в перечень. Вместе со структурными сдвигами для этих средств был характерен также заметный рост цен, и их доля в структуре рынка в
стоимостном выражении по итогам года выросла (в ущерб ЖНВЛП). Все более значительную роль в госпитальных закупках играют препараты отечественного производства. 2012 г. был ознаменован значительным ростом закупок именно отечественных средств, чьи позиции в госпитальном секторе заметно расширись (даже без учета целого ряда локализованных производств). 2012 г. характеризовался достаточно заметными перестройками основных рейтингов, в которых верхние позиции продолжают занимать в основном зарубежные компании и препараты. Характерной особенностью 2012 г. является проявившая себя тенденция к снижению концентрации в структуре продаж, связанная с наступлением воспроизведенной продукции, в первую очередь российского производства. Структура потребления в разрезе фармакотерапевти-ческих групп оставалась в целом традиционной.
Ф