38 ршшццм
анализ российского фармрынка
Аптечный сегмент
В 2012 г. на российском фармацевтическом рынке по сравнению с предыдущим годом наблюдалось сокращение темпов роста аптечных продаж (рис. 1). В национальной валюте в оптовых ценах рынок увеличился на 10,7% (до 399,39 млрд руб.), в розничных — на 11,5% (до 521,38 млрд руб.) (в 2011 г. — примерно 14%). В долларах в силу ослабления рубля темпы роста оказались ниже (соответственно 5,2 и 5,9%). В натуральном выражении в отличие от двух предыдущих лет наблюдалось сокращение, составившее 3,2%.
Особенно выраженное снижение продаж в упаковках было отмечено в I квартале, в то время как в IV — изменения по сравнению с предыдущим годом были минимальными (рис. 2). Динамика роста продаж в стоимостном выражении в течение года постепенно увеличивалась (с 8% в I квартале до 13% в IV), что согласуется с ускорением темпов роста реальных денежных доходов населения, которые в I квартале выросли только на 1,6%, а в IV квартале уже на 5,6%. В распределении продаж в течение года наблюдались сезонные закономерности, когда максимум приходится на VI квартал. Доли II и III кварталов сохранились на уровне предыдущего года, доля IV квартала увеличилась на 1 п. п., а I квартала сократилась. В 2012 г. цены на лекарства в аптечном секторе и в оптовых, и в розничных це-
нах выросли на 7% (индекс цен1 1,070), что несколько выше динамики цен в предыдущем году (индексы цен соответственно 1,062 и 1,064) (рис. 3,4). Результаты расчетов, проведенные на основании данных IMS Health, немного превосходят показатели официальной статистики: по версии Росстата, потребительские цены на медикаменты в 2012 г. выросли на 6,3% (т. е. аналогично уровню динамики 2011 г.). Основной вклад в рост цен, как и годом ранее, был сделан препаратами, не включенными в перечень ЖНВЛП, розничные цены на которые выросли на 10,1% (в 2011 г. на 10,9%) (рис. 4). В сегменте ЖНВЛП, находящемся под действием ценового регулирования, цены увеличились только на 1,8% (в 2011 г. на 1,6%,
1 Индекс цен рассчитывался по индексу Пааше.
I ПЧ С I [N rELLCGENC 1э арме;,
КОМПАНИЯ IMS HEALTH осуществляет свою деятельность более чем в 100 странах. В компании трудится более 7 500 сотрудников по всему миру. IMS Health предлагает своим клиентам продукты и услуги на основе новейших интеллектуальных разработок, обладая более чем 50-летним опытом работы на мировом фармацевтическом рынке. В основе всего — значительные массивы данных: компания аккумулирует и обрабатывает информацию более чем от 29 000 поставщиков и 225 000 их подразделений по всему миру, работая с аптеками, больницами, врачами. В общей сложности ежедневно компания IMS Health пересылает своим клиентам более 100 Тб информации о фармацевтическом рынке. Информационная система IMS Health постоянно обновляется и объединяет данные по продажам более миллиона торговых наименований и анонимные данные более чем по 260 млн пациентов по всему миру. Высокоточные измерительные системы и постоянный контроль экспертных групп обеспечивают IMS Health статус золотого стандарта в предоставлении данных о предпочтениях в выборе лекарственной терапии специалистов здравоохранения и фактическом потреблении ЛС.
■кунокф^ Динамика коммерческих аптечных продаж ЛС, 2010—2012
20
15
10
Оптовые цены, долл.
Розничные цены, долл.
Динамика к предыдущему году
Упаковки
□ — 2010
□ — 2011
□ — 2012
5
рисунок Квартальная динамика коммерческих аптечных продаж, 2012
а в 2010 г. на фоне введения нового порядка регулирования цен наблюдалось их сокращение).
Наравне с ростом цен вклад в общую динамику рынка в стоимостном выражении в 2012 г. был внесен структурными факторами (индекс структурных сдвигов составил 1,068) (рис. 3). Сдвиги в структуре продаж в пользу более дорогостоящей продукции выступали в качестве ведущего фактора роста рынка в предкризисные годы, в 2009 г. они себя не проявили, а с 2010 г. вновь стали оказывать влияние на рынок, усилившееся в 2011—2012 гг. Сокращение продаж в упаковках на всем аптечном рынке было получено за счет сегмента препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП (-5,3%), в то время как натуральные объемы потребления препаратов, входящих в перечень, не изменились (рис. 5). В то же время в стоимостном выражении, как и ранее, продажи неЖНВЛП росли более высокими темпами (+12,9% против +9,1% в розничных ценах), что определялось высокой ценовой динамикой в этом сегменте. При разнице в темпах роста натуральных объемов и цен влияние позитивных структурных сдвигов в этих сегментах было примерно одинаковым (рис. 3). Продолжилась тенденция увеличения доли ЖНВЛП в структуре рынка в нату-
рисунок Вклад различных факторов в динамику коммерческих аптечных продаж в оптовых ценах (руб.), 2012/2011
таблица Топ-10 корпораций по объему коммерческих аптечных продаж, 2012
Место в рейтинге Производитель Показатели продаж, руб., опт.
2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011
1 1 Novartis (incL. Sandoz) б,5% б,4% 12,7%
2 2 Sanofi 5,5% 5,б% 9,1%
3 3 Pharmstandart 4,3% 4,8% -1,0%
4 4 Bayer Healthcare 4,0% 3,8% 1б,8%
5 5 Servier 3,9% 3,8% 14,0%
б 7 Nycomed/Takeda 3,5% 3,5% 10,4%
7 б Menarini 3,4% 3,б% 3,8%
8 8 Gedeon Richter 3,0% 3,3% 1,7%
9 10 Teva 2,9% 2,8% 1б,7%
10 9 Abbott 2,9% 2,8% 14,2%
Итого 40,0% 40,4%
1сунок Динамика розничных цен на аптечном рынке (руб.), 2012/2011
рисунок Динамика коммерческих аптечных продаж ЖНВЛП и прочих препаратов, 2012/2011
12
10
ад" ™ + +
Оптовые цены, Розничные долл. цены,долл.
Динамика к предыдущему году
Упаковки
Д — ЖНВЛП
□ — неЖНВЛП
8
6
4
2
0
рисунок Динамика доли ЖНВЛП в структуре коммерческих аптечных продаж, 2010-2012
1сунок ф^ Динамика коммерческих аптечных продаж Rx и ОТС, 2012/2011
10
Оптовые цены, долл.
Розничные цены,долл.
Упаковки
□ - Я*
□ - ОТС
таблица ф^ Топ-10 торговых наименований по объему коммерческих аптечных продаж, 2012
Место в рейтинге ТН Показатели продаж, руб., опт.
2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011
1 2 Essentiale N 1,1% 1,0% 20,0%
2 1 АгЫ^о1 1,0% 1,3% -20,2%
3 3 АСотедш 0,9% 0,9% 8,6%
4 4 Viagra 0,7% 0,9% -7,4%
5 5 Linex 0,7% 0,7% 13,5%
6 б АШиЬр 0,7% 0,6% 22,0%
7 7 Сопсог 0,6% 0,6% 9,2%
8 11 Detralex 0,6% 0,5% 17,2%
9 12 0,5% 0,5% 14,8%
10 8 Lasolvan 0,5% 0,5% 6,1%
Итого 7,3% 7,6%
8
6
4
2
0
ральных показателях и сокращение в стоимостных (рис. 6). Доля ЖНВЛП в 2012 г. составила в результате соответственно 41,3 и 36,8%. В отличие от предыдущего года, когда внутри сегмента ЖНВЛП произошло расширение доли Rх и сокращение ОТС, в 2012 г. доля Rх немного уменьшилась, составив в структуре рынка в упаковках 45,5%, в стоимостных показателях — 67,0%. Вопреки тенденции прошлого года на всем аптечном рынке стоимостные продажи Rx продемонстрировали заметно более низкие темпы роста по сравнению с ОТС (+9,3 против +13,9% в розничных ценах). Отрицательная динамика продаж Rx в упаковках была несколько более выраженной (-3,6 против -3%) (рис. 7). Соответственно, в структуре рынка в стоимостном выражении доля Rx сократилась примерно на 1 п. п. и составила 47,8%. В упаковках заметных изменений не наблюдалось (около 70%) (рис. 8). Доля ЖНВЛП в сегменте Rx заметно выросла в натуральных единицах исчисления (примерно на 2 п. п.), составив 61,8%, в стоимостном выражении она немного сократилась (до 47,2%).
Рост ОТС-сегмента в стоимостном выражении был обусловлен прежде всего значительным ростом цен (на 9,5%), в меньшей степени — позитивными структур-
ными сдвигами (индекс 1,061) (рис. 3). Сегмент Их, напротив, вырос в основном за счет структурных сдвигов (индекс 1,079), в то время как влияние роста цен (на 4,8%) было менее выраженным. Отечественные препараты показали значительное сокращение продаж в упаковках (на 6,1%), притом что натуральные объемы продаж импортной продукции даже немного выросли (на 0,9%)2 (рис.9). Позитивная стоимостная динамика сегмента российских ле-
2 Локализованное производство учтено не полностью.
карств, которая в итоге была достигнута (+9,9% в розничных ценах), определялась в первую очередь заметным ростом цен (на 10%), во вторую — структурными сдвигами (индекс 1,050). Вклад этих факторов в динамику сегмента импортных препаратов был менее существенным (индекс цен 1,062, индекс структурных сдвигов 1,031), однако позитивная динамика натуральных объемов обеспечила ему лидерство по темпам роста стоимостных продаж
(+12,0%). Этот результат противоречит тому, что наблюдалось в 2011 г., когда
рисунок ф^ Динамика доли Rx/ОТС в структуре коммерческих аптечных продаж, 2010—2012
рисунок ф^ Динамика коммерческих аптечных продаж отечественных/импортных препаратов, 2012/2011
15
12
Оптовые цены, долл.
Розничные цены, долл.
Динамика к предыдущему году
Упаковки
| | — отечественные Q — зарубежные
таблицаф^ Топ-10 МНН/группировочных наименований по объему коммерческих аптечных продаж, 2012
Место в рейтинге МНН/группировочное Показатели продаж, руб., опт.
2012 2011 наименование 2012 2011 Прирост к 2011
1 2 Xylometazoline 1,4% 1,2% 25,5%
2 3 Phospholipids 1,2% 1,1% 19,3%
3 4 Pancreatin 1,1% 1,1% 5,3%
4 б Bisoprolol 1,0% 1,0% 14,0%
5 1 Umifenovir 1,0% 1,3% -20,2%
б 5 Blood 0,9% 1,0% 8,9%
7 7 Ambroxol 0,9% 0,9% 7,8%
8 9 Nimesulide 0,8% 0,8% 12,5%
9 11 Ibuprofen 0,8% 0,8% 18,5%
10 10 Paracetamol + ascorbic acid + pheniramine 0,8% 0,8% 9,1%
Итого 9,9% 10,1%
9
6
3
0
российские препараты опередили импортные по темпам роста. По итогам 2012 г. доля отечественных препаратов в структуре рынка сократилась: в значительной степени — в упаковках (с 57,8 до 56,1%) и только немного в стоимостных показателях (с 22,8 до 22,5%) (рис. 10). По темпам роста средневзвешенной цены за упаковку (зависят одновременно от роста цен и структурных сдвигов) отечественные лекарства, как и ранее, опередили импортные (+14,9% по сравнению с +11,0% в рублевых розничных
ценах) (рис. 11). В абсолютном выражении цены на эти препараты составили соответственно 48,1 и 208,1 руб. Наиболее высокие показатели динамики средневзвешенных цен традиционно были достигнуты в сегменте неЖНВЛП (+19,2%), а самые низкие — ЖНВЛП (+9,1%). Разрыв в ценах этих двух групп в абсолютном выражении увеличился по сравнению с прошлым годом на 12,2 руб. (составили соответственно 129,2 и 102,9 руб.). Сегмент ОТС по темпам роста средней цены опередил Rx (+17,4 против +13,4%), средневзвешен-
ные цены за упаковку составили соответственно 82,7 и 199,9 руб. За исключением Rx и OTC, где в предыдущем году темпы роста средневзвешенных цен были примерно одинаковыми, во всех остальных «парных» сегментах лидерство в динамике одной из групп сохранилось. В целом по всему аптечному рынку средневзвешенная цена в 2012 г. выросла на 15,1% (в 2011 г. на 12,8%) — до 118,3 руб. за упаковку. В рейтинге корпораций в 2012 г. первые пять лидеров сохранили свои позиции (табл. 1). Корпорация Novartis (вкл. Sandoz), занимающая 1-е место в рейтинге, продемонстрировала динамику, превосходящую темпы роста всего рынка (+12,7% против 10,7% в оптовых ценах), что позволило ей еще больше закрепиться на своих позициях. Нарастили свои доли также Bayer Healthcare (+16,8%) и Servier (+14,0%), занявшие, как и в предыдущем году, соответственно 4-е и 5-е места. Второе место сохранила за собой Sanofi, хотя рост продаж у нее (+9,1%) был менее выраженным. Также остался на прежнем, 3-м месте «Фармстандарт», чьи продажи сократились на 1%. Улучшили свои позиции в рейтинге Nycomed/Takeda (+10,4%) и Teva (+16,7%), переместившись на одну ступень вверх и заняв соответственно 7-е
рисунок фо^ Динамика доли отечественных/импортных препаратов в структуре коммерческих аптечных продаж, 2010—2012
100 80 г - - LO 2, 2 ,8 2, 2 LO 2, 2 □ — зарубежные 1 1— отечест-
зля продаж, % 6 о - ,0 8, LO ,8 un Ю LO ,2 LO
tä 40 20 - ,0 2, ,2 2, СП со венные
0 1 1
2010 2011 Упаковки 2012 2010 2011 Долл., опт. 2012
и 9-е места. Поменялись с ними местами, ухудшив рейтинг, Menarini (+3,8%) и Abbott (+14.2%). Продажи Gedeon Richter мало изменились (+1,7%), однако компания сохранила за собой 8-е место. В целом рейтинг корпораций в 2012 г. оставался стабильным, новых представителей в составе топ-10 не появилось.
В рейтинге торговых наименований в 2012 г. наблюдались более значительные перестройки, хотя и здесь в половине случаев представители рейтинга остались на прежних местах (табл. 2). К числу наиболее значительных изменений относится то, что Арбидол («Фарм-стандарт»), в течение многих лет сохранявший лидерство в аптечном сегменте, занял только 2-е место. Препарат уже третий год подряд демонстрирует ухудшение своих позиций, однако в 2012 г. его продажи снизились на 20,2%, что окончательно решило его судьбу. Продажи другого лидера российского рынка — Эссенциале Н Sanofi, традиционно занимавшего 2-е место, напротив, выросли на 20%, и в 2012 г. он возглавил рейтинг.
Отрицательная динамика продаж среди представителей топ-10, помимо Арби-дола, была продемонстрирована также препаратом Виагра Pfizer (-7,4%). Темпы роста продаж ниже общих для аптечного рынка показали также Актовегин (+8,6%) и Конкор (+9,2%) компании Nycomed/Takeda. Однако все эти три средства сохранили свои позиции в рейтинге наряду с препаратами, пока-
завшими более значительный рост: Линекс Sandoz (+13,5%) и Алфлутоп Biotechnos (+22%).
Состав топ-10 по сравнению с предыдущим годом обновился за счет препаратов Детралекс Servier (+17,2%) и Найз Dr. Reddy's Lab (+17,2%), поднявшихся соответственно с 11-го и 12-го мест на 8-е и 9-е. Препарат Лазолван Boehringer Ingelheim (+6,1%), напротив, ухудшил свой рейтинг и спустился с 8-го на 10-е место. Покинули первую десятку Ана-ферон («Материа Медика») и Оцилло-кокцинум (Boiron) (соответственно +4,8% и -5,1%). Продажи этих средств, как и Арбидола, зависели от заболеваемости гриппом, которая в 2010—2012 гг. была относительно невысокой. За редким исключением и вне зависимости от Rx/OTC-статуса, в состав топ-10
аптечного рынка по-прежнему в основном входят препараты, активно использующиеся в самолечении. Рейтинг ведущих МНН/группировоч-ных наименований претерпел в 2012 г. достаточно заметные изменения (табл. 3). Наиболее значительные темпы роста продаж (+25,5%), как в предыдущем году, продемонстрировал Xylometazoline, представленный широким перечнем торговых наименований (Тизин Ксило Nyramed, Отривин Novartis и др.). В результате этот МНН, ранее находившийся на 2-й позиции, занял 1-е место. На ступень вверх, заняв соответственно 2-е и 3-е места, поднялись также Phospholipids (Эссенциале Н и аналоги) и Pancreatin (Мезим форте и др.), притом что первый из них показал высокие темпы
таблицаТоп-10 АТС2-групп по объему коммерческих аптечных продаж, 2012
Место в рейтинге АТС2 Торговое Показатели продаж, руб., опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых
2012 2011 наименование наименований от АТС-группы)
2012 2011 Прирост 2012/2011
M01 [Antiinflam & antirheum prod] /
1 2 M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 4,6% 4,4% 14,8%
1 1 Movalis 10,4% 11,7% 1,7%
2 2 Nise 10,0% 10,1% 13,6%
3 3 Theraflex 7,6% 7,4% 18,6%
4 4 Nimesil 5,1% 5,4% 8,6%
5 5 Nurofen for childr 5,0% 5,0% 13,8%
2 1 N02 [Analgesics] / N02 [Анальгетики] 4,5% 5,1% -4,0%
1 5 Pentalgin 9,9% 2,1% 357,5%
2 1 Theraflu 8,2% 9,2% -14,7%
3 3 Spasmalgon 4,4% 3,1% 34,8%
4 4 Theraflu extra 3,9% 2,5% 51,4%
5 2 Fervex + sugar 3,8% 3,5% 3,0%
3 3 J01 [Antibacterials for syst use] /
J01 [Антибактериальные препараты 4,3% 4,4% 7,7%
для системного использования]
1 1 Sumamed 9,6% 9,2% 11,7%
2 2 Amoksiklav 8,0% 7,6% 13,4%
3 3 Flemoxin solutab 7,0% 7,0% 8,0%
4 4 Augmentin 4,0% 3,8% 11,2%
5 5 Suprax 3,5% 3,5% 7,9%
4 4 R05 [Cough and cold preparations] /
R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 4,0% 4,3% 2,7%
1 1 Lasolvan 13,1% 12,7% 6,1%
2 2 ACC 10,8% 10,1% 9,4%
3 5 Antigrippin 5,8% 4,3% 39,2%
4 3 Ambrobene 5,5% 4,7% 20,3%
5 4 Ascoril Expectoran 5,1% 4,6% 13,3%
5 5 C09 [Ag act renin-angiotens syst] /
C09 [Препараты, влияющие 3,7% 3,5% 16,2%
на систему ренин-ангиотензин]
1 2 Prestarium A 9,3% 9,5% 13,8%
2 1 Diroton 8,7% 10,8% -6,3%
3 4 Lozap plus 7,0% 6,4% 26,9%
4 3 Enap 5,8% 6,4% 4,2%
5 5 Lozap 5,7% 4,7% 39,9%
6 6 R01 [Nasal preparations] /
R01 [Назальные препараты] 3,5% 3,4% 14,9%
1 1 Tyzine Xylo 8,7% 8,5% 17,2%
2 2 Aqua Maris 7,6% 8,1% 8,2%
3 4 Otrivin 7,6% 6,0% 44,3%
4 3 Nasivin 6,2% 7,5% -6,3%
5 5 Vibrocil 5,0% 5,3% 7,3%
7 8 A11 [Vitamins] / A11 [Витамины] 3,3% 3,3% 10,4%
1 1 Magne B6 9,1% 9,3% 8,4%
2 2 Milgamma 8,0% 7,5% 16,9%
3 4 Supradyn 6,3% 5,2% 33,4%
4 3 Complivit 5,1% 5,3% 6,8%
5 5 Elevit Pronatal 4,4% 4,4% 12,0%
►
таблицапродолжение Топ-10 АТС2-групп по объему коммерческих аптечных продаж, 2012
Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, руб., опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
2012 2011
2012 2011 Прирост 2012/2011
8 7 G03 [Sex horm&modulat genital sys] / G03 [Гормоны половых желез и препараты, применяемые при патологии половой сферы] 3,3% 3,3% 9,3%
1 1 Duphaston 13,2% 13,0% 11,1%
2 2 Yarina 11,3% 12,0% 3,3%
3 4 Yaz 8,0% 5,9% 48,7%
4 3 Jeanine 6,0% 6,3% 3,7%
5 5 Regulon 4,5% 5,1% -4,0%
9 10 A07 [Intestinal antiinfectives] / A07 [Противодиарейные препараты] 3,0% 2,9% 16,7%
1 1 Linex 23,4% 24,1% 13,5%
2 2 Bifiform 8,3% 7,6% 26,8%
3 3 Hylak forte 7,6% 6,8% 30,1%
4 4 Enterosgel 6,6% 5,9% 31,5%
5 5 Smecta 5,7% 5,6% 18,9%
10 9 L03 [Immunostimulants] / L03 [Иммуностимуляторы] 3,0% 3,1% 8,2%
1 1 Anaferon 17,1% 17,7% 4,8%
2 2 Viferon 12,8% 13,5% 2,5%
3 4 Amixin 7,8% 6,8% 23,7%
4 3 Grippferon 6,7% 7,1% 2,1%
5 5 Cycloferon 5,6% 5,8% 4,5%
роста продаж (+19,3%), а второй — низкие (+5,3%). Продвинуться вперед и в том, и в другом случае стало возможным в связи с тем, что Umifenovir — МНН Арбидола при выраженной отрицательной динамике (-20,2%) значительно снизил свой рейтинг, спустившись с 1-го на 5-е место. Темпы роста ниже, чем весь аптечный сегмент, показали также группы Blood (Актовегин и др.) (+8,9%), Ambroxol (Лазолван и др.) (+7,8%) и комбинация Paracetamol + Ascorbic Acid + Phenira-mine (ТераФлю, Фервекс) (+9,1%). Однако только для первого из МНН это сопровождалось снижением рейтинга (с 5-го до 6-го), остальные сохранили свои позиции (соответственно 7-е и 10-е места). Новым представителем топ-10 по сравнению с предыдущим годом стал Ibuprofen (Нурофен и др.), показавший высокие темпы роста продаж (+18,5%) и поднявшийся с 9-го на 11-е место. Превышающая среднюю динамика была характерна также для МНН Nimesulide (Найз и др.), улучшившего
свой рейтинг (с 9-го до 8-го). Выбыл из состава топ-10 в 2012 г. Sildenafil (Виаг-ра), чьи продажи сократились на 1,8%. Ранее это был единственный МНН в составе первой десятки, находящийся под патентной защитой. По итогам 2012 г. лидирующие группы МНН имели по два или более представителей. Как и в случае предыдущих двух рейтингов, доля первой десятки МНН по сравнению с прошлым годом продемонстрировала тенденцию к сокращению. Состав топ-10 АТС-групп второго уровня классификации по сравнению с прошлым годом оставался прежним, хотя перестройки в рейтинге наблюдались (табл. 4). Продолжила свое движение вверх, заняв 1-е место, группа М01 [Противовоспалительные и противоревматические], уже третий год демонстрирующая темпы роста продаж выше, чем в среднем по аптечному сегменту (+14,8%). Группа N02 [Анальгетики], напротив, показала отрицательную динамику (-4,0%) и переместилась на 2-е место. Следующие четыре позиции в рей-
тинге остались без изменения, хотя темпы роста фигурирующих там групп были самыми разными. Поменялись местами, заняв 7-е и 8-е места, группы А11 [Витамины] и G03 [Гормоны половых желез и препараты, применяемые при патологии половой сферы], хотя темпы роста у них были очень близки (+10,4 и 9,3%). На 9-ю позицию, вытеснив L03 [Иммуностимуляторы] (+8,2%), переместилась группа А07 [Антидиарейные препараты, средства для лечения инфекци-онно-воспалительных заболеваний кишечника] (+16,7%). Эта группа, наряду с С09 [Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему] (+16,2%) в составе топ-10, показала в 2012 г. наиболее высокие темпы роста продаж.
Таким образом, 2012 г. ознаменовался снижением темпов роста аптечного сектора российского фармацевтического рынка при сохранении умеренно позитивной динамики стоимостных показателей. Позитивная динамика была достигнута в результате высокого
роста цен на препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП и не находящиеся под действием ценового регулирования, а также за счет переключения спроса на более дорогостоящую продукцию, причем в обоих сегментах — ЖНВЛП и неЖНВЛП. В 2011 г. наблюдались аналогичные процессы. Отличие состоит в том, что в 2012 г. было получено сокращение продаж в натуральном выражении. Введение ценового регулирования в принципе стимулировало потребление лекарств, включенных в перечень ЖНВЛП, о чем можно было судить по достаточно высоким темпам роста продаж этой группы в упаковках, которое было зафиксировано по итогам 2010 и 2011 гг. В 2012 г. роста продаж ЖНВЛП в упаковках не наблюдалось, и на фоне уменьшения продаж неЖНВЛП аптечный сектор в целом продемонстриро-
вал сокращение натуральных объемов. Вывод о том, что на фоне введения ценового регулирования на ЖНВЛП с рынка исчезает дешевая продукция, производство и дистрибьюция которой становятся невыгодными для субъектов рынка, можно было сделать уже по результатам 2011 г. в связи с зафиксированными сдвигами в структуре продаж в пользу более дорогих препаратов. Полученное по результатам 2012 г. сокращение натуральных объемов является лишним доказательством продолжения этого процесса. В наиболее уязвимом положении при этом оказывается продукция отечественного производства, о чем свидетельствует заметное снижение ее продаж в натуральном выражении.
Аптечный сектор пытается восполнить снижение рентабельности своей деятельности за счет увеличения рознич-
ных наценок на препараты, не входящие в перечень, формирования ассортимента за счет более дорогих средств, расширения продаж ОТС и нелекарственного ассортимента. Если в предыдущем году наблюдалась позитивная тенденция увеличения доли Rx в структуре аптечных продаж, то в 2012 г. ОТС опять стали демонстрировать опережающую динамику стоимостных продаж.
Положение отечественной продукции в структуре рынка в стоимостном выражении по итогам 2012 г. не только не улучшилось, но на фоне сокращения натуральных объемов даже немного ухудшилось (несмотря на значительный рост цен). Стабильным оставался состав лидирующих компаний и фар-макотерапевтических категорий.
Ф
@
АНАЛИЗ РЫНКОВ