70 |2Ио!31РШШиим
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА
Госпитальный сектор
Госпитальный сектор российского фармацевтического рынка, согласно данным IMS Health, в 2013 г. впервые за последние годы показал отрицательную динамику. Особенно выраженный характер она носила в натуральных показателях. Закупки в упаковках сократились на 4,2%, в то время как годом ранее они выросли на 12,7% (рис. 1). Небольшое снижение коснулось также и стоимостных показателей. В национальной валюте закупки сократились на 1% (в долларовом эквиваленте — на 3,6%) и составили 127,27 млрд руб. (3,98 млрд долл.).
Высокие показатели темпов роста по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года были характерны для I и IV кварталов (рис. 2). Во II и III кварталах наблюдалась отрицательная динамика. Распределение объемов закупок в течение года в стоимостных показателях в целом соответствовало сложившейся ранее картине, когда минимум приходится на I квартал, а максимум — на IV. Отрицательная динамика всего госпитального сегмента в стоимостном выражении определялась сокращением продаж препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП (рис. 3). В рублевом эквиваленте это сокращение составило 4,8%. Оно сопровождалось уменьшением натуральных объемов закупок (-3,4%), а также сдвигом в структуре продаж в сторону более дешевой про-
дукции. Характерно, что для целого ряда госпитальных препаратов отечественного производства из перечня ЖНВЛП в 2013 г. был характерен рост цен.
Препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, показали еще более значительную отрицательную динамику в упаковках (-8,2%) (рис. 3). В то же время в стоимостном выражении этот сегмент заметно вырос (+9,6%). Позитивная динамика была обусловлена и ростом цен (более чем на 10%), и сдвигами в структуре продаж в пользу более дорогостоящей продукции. В результате в структуре аптечного сегмента по сравнению с прошлым годом доля ЖНВЛП выросла в натуральных показателях (с 84,8 до 85,5%) и заметно сократилась в стоимостных (с 73,5 до 70,7%) (рис. 4).
В 2013 г. произошло значительное (на 10,4%) сокращение закупок зарубежной продукции в упаковках (рис. 5). Однако в стоимостном выражении объем продаж соответствовал уровню предыдущего года, что сопровождалось умеренным ростом цен на данную группу препаратов и сдвигами в структуре продаж в сторону более дорогостоящей продукции.
Без учета локализованной продукции закупки отечественных лекарств в упаковках сократились на 1,3%, а в стоимостном выражении — на 4,8% (рис. 5). Свой вклад в отрицательную динамику стоимостных показателей внесли выраженные структурные сдвиги в пользу более дешевых лекарств. По итогам 2010 г. доля отечественной продукции (без учета локализации производства) в общей структуре продаж в натуральном выражении выросла по сравнению с предыдущим годом на 2 п. п. до 70,4%, а в стоимостном сократилась на 0,9 п. п. до 22,6% (рис. 6).
В 2013 г. при особенно высокой отрицательной динамике продаж в стоимостном выражении в сегментах отечественных препаратов и ЖНВЛП наблю-
ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕКТОР
ремшшмЬТЗ! 71
рисунок Динамика госпитальных закупок ЖНВЛП и прочих препаратов, 2013/2012
3,0 2,5
s 2,0
st
ä 1,5
С '
S
<и
£ i,o
0,5 0
Оптовые цены, долл.
И — ЖНВЛП
Упаковки
□ — не-ЖНВЛП
рисунокДинамика доли ЖНВЛП в структуре госпитальных закупок, 2012- -2013 гг.
100 —
80 -
К 5 60 о п - ,8 4, 8 ,5 5, 8 ,5 3, 0,
о; л о ^ 40 -
20 - У ,3
0 II ,5 4, 1 26,5 2 _1
2012 2013 Упаковки □ — ЖНВЛП ■ 2012 2013 Оптовые цены — не-ЖНВЛП
таблица Топ-10 корпораций по объему госпитальных закупок, 2013 г.
Место в рейтинге Производитель Показатели продаж, руб., опт.
2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. Прирост к 2012 г.
1 2 Sanofi 5,4% 5,3% 1,8%
2 3 Roche 4,8% 4,9% -4,8%
3 4 Merck Sharp & Dohme 4,4% 4,3% 2,0%
4 1 GlaxoSmithKline 4,3% 5,5% -23,3%
5 5 AbbVie 3,9% 3,3% 15,2%
б б Johnson & Johnson 3,4% 3,1% 9,б%
7 10 Novartis (incl. Sandoz) 1,9% 2,2% -14,1%
8 12 «Микроген» 2,4% 2,0% 22,1%
9 7 Nycomed/Takeda 2,4% 2,7% -10,1%
10 8 AstraZeneca 2,4% 2,б% -11,3%
Итого 35,3% 34,0%
Примечание. Нераспознанные по производителям позиции составили 3,3% всех закупок. В расчетах долей производителей эти данные не учитываются.
далось снижение средневзвешенных цен (в рублях соответственно на 3,6 и 1,4%) (рис. 7). В сегментах зарубежных и не-ЖНВЛП, напротив, наблюдался заметный рост (на 11,8 и 19,4%). В абсолютном выражение средневзвешенная цена за упаковку на не-ЖНВЛП оказалась в 2,4 раза выше, чем на ЖНВЛП (408,4 против 167,6 руб.), а на зарубежные — в 8,1 раза выше, чем на отечественные (соответственно 530,6 и 64,8 руб.). В целом по всему госпитальному рынку средневзвешенная цена за упаковку выросла на 3,3% и составила 202,6 руб.
Рейтинг компаний-производителей в госпитальном сегменте в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом претерпел определенные изменения (табл. 1). Компания GSK показала выраженную отрицательную динамику (-23,3%) и оказалась на 4-м месте в рейтинге. В результате три следующие за GSK компании улучшили свои позиции. При низких показателях позитивной динамики на 1-е место вышла компания Sanofi (+1,8%), на 3-е — MSD (+2%). Несмотря на сокращение закупок (на 4,8%), с 3-го на 2-е место переместилась компания Roche.
При достаточно высоких темпах роста продаж остались на ранее занимаемых ими 5-м и 6-м местах AbbVie (+15,2%) и
J&J (+9,6%). Помимо GSK, из числа представителей топ-10 ухудшили свой рейтинг также Novartis (вкл. Sadoz), Nycomed/Takeda и AstraZeneca, т. к. закупки их препаратов также значительно сократились (соответственно 14,1, 10,1, 11,3%). Выбыл из числа первой десятки Bayer HealthCare (-3,1%). Наиболее высокие темпы роста закупок среди представителей топ-10 показал российский иммунобиологический холдинг «Микроген» (+22,1%), который по сравнению с прошлым годом переместился с 12-го на 8-е место в рейтинге.
В топ-25, помимо «Микрогена», из числа сугубо отечественных компаний входят также «Фарм-Центр», находящийся на 18-й позиции, а также «Фарм-стандарт», «БИОТЭК» и «Верофарм», занимающие места с 20-го по 22-е. Первое место в рейтинге торговых наименований традиционно занимает Натрия хлорид (табл. 2). Однако в 2013 г. впервые за последние годы наблюдалось снижение закупок этого раствора (на 11,5%), вызванное конкурентным снижением цен (в упаковках продажи выросли на 2%), что привело к сокра-
72 I Ио°131 P£M£DUUM
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА
*сун°кф^ Динамика госпитальных закупок отечественных/импортных препаратов, 2013/2012
рисунок Динамика доли отечественных/ импортных препаратов в структуре госпитальных закупок, 2012—2013 гг.
100 г
80
60
40
20
2012 2013 Упаковки
I I — зарубежные
2012 2013 Оптовые цены
отечественные
0
таблицаТоп-10 торговых наименований по объему госпитальных закупок, 2013 г.
Место в рейтинге ТН Показатели продаж, долл., опт.
2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. Прирост к 2012 г.
1 1 Натрия хлорид 3,0% 3,3% -11,5%
2 2 Калетра 2,7% 2,5% б,5%
3 4 Презиста 1,5% 1,3% 10,б%
4 5 Клексан 1,4% 1,3% 8,4%
5 7 Реатаз 1,0% 0,9% 11,5%
б б Герцептин 1,0% 0,9% б,1%
7 11 Куросурф 1,0% 0,8% 24,5%
8 1б Исентресс 0,9% 0,7% 21,5%
9 10 Пегасис 0,9% 0,8% 8,8%
10 18 Авастин 0,8% 0,7% 19,б%
Итого 14,2% 14,4%
щению доли раствора в структуре госпитального сегмента с 3,3 до 3,0%. С 2013 г. закупки препаратов для лечения ВИЧ/СПИДа и гепатита были переведены на региональный уровень и включены в данные госпитального аудита IMS Health (ретроспективно была также откорректирована база сравнения 2012 г.)1. В результате в топ-10 госпитальных закупок вошли четыре зарубежных противовирусных препарата
для лечения ВИЧ-инфекции. Из них препарат Калетра (Lopinavir + Ritonavir) компании AbbVie занял 2-е место в рейтинге, Презиста (Darunavir) J&J — 3-е место, Реатаз (Atazanavir) BMS — 5-е, Исентресс (Raltegravir) MSD — 8-е. По сравнению с 2012 г. стоимостные закупки этих препаратов увеличились, при этом особенно высокая динамика была характерна для Исентресса (+21,5%).
1 В настоящее время аудит госпитального сегмента IMS Health включает закупки больниц, ведомственных ЛПУ, закупки в рамках НПЦ «Здоровье», федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», закупки для поликлиник, санаториев и т. д.
Помимо препаратов для лечения ВИЧ-инфекции в топ-10 вошли также низкомолекулярный гепарин Клексан (Eno-xaparin sodium) Sanofi, занявший 4-е место, два противоопухолевых препарата на основе моноклональных антител Герцептин (Trastuzumab) и Авастин (Bevacizumab) компании Roche, находящихся соответственно на 6-м и 8-м местах, а также Куросурф (Poractant alfa) Chiesi Pharm и Пегасис (Peginter-feron alfa-2a) Roche — на 7-м и 9-м местах. Для всех этих препаратов также был характерен рост закупок, причем наиболее высокие показатели динамики были характерны для Куросурфа (+24,5%) и Авастина (+19,6%%). Помимо Натрия хлорида, все остальные представители топ-10 являются препаратами зарубежных компаний, в основном находятся под патентной защитой и не имеют на российском рынке воспроизведенных средств (в рамках одного МНН в 2013 г. конкуренты были только у Клексана). Однако у многих из них срок окончания патентной защиты уже не за горами, и разработкой их аналогов активно занимаются российские компании. В связи с этим важно отметить, что у 6 из 9 препаратов завершающие стадии производства локализованы на производственных площадках российских компаний, имеющих силь-
ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕКТОР
РЕМШиимЬТЗ! 73
рисунокф^ Динамика средневзвешенных оптовых цен, 2013/2012
19,4%
600
500
400
300
200
100
3,3%
-3,6
п
11,8
□
20 15
10 %
5
Все ЛС Отечест- Импорт- ЖНВЛП не-ЖНВЛП венные ные
20
15
д 10
■6,2% □
-4,0
16,2% □
J_
20
15
10
-5
-10
Все ЛС Отечест- Импорт- ЖНВЛП венные ные
не-ЖНВЛП
□ — 2012 □ — 2013
| | — динамика цен
%
5
0
5
0
0
0
ные позиции в системе госзакупок (Ка-летра, Реатаз, Герцептин, Пегасис, Авас-тин — «Ортат»/«Р-Фарм», Презиста — «Фармстандарт-УфаВита»). Топ-10 МНН/группировочных наименований госпитального рынка в значительной степени определяется тем, какие патентованные препараты относятся к числу ведущих торговых наименований. Так, в десятку лидеров входят три группы МНН противовирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфекции, а именно: Lopinavir + Ritonavir, Darunavir и Atazanavir, занимающие соответственно 2, 4 и 8-е места (табл. 3). На 5-м месте в рейтинге находится Enoxaparine Sodium, на 96% представленный продажами оригинального препарата Клексан, 10-е место занимает Trastuzumab — МНН патентованного препарата Герцептин. Помимо этого, в топ-10 представлены также группы МНН, в сегментах которых конкуренция носит достаточно выраженный характер. Показатели динамики этих групп в целом ряде случаев имеют отрицательные значения. В частности, это касается группы Immunoglobulin base (-3,9%), где представлено примерно два десятка отдельных препаратов (лидирующие бренды — Пентаглобин немецкой компании Biotest Pharma и Октагам швей-
таблицаТоп-10 МНН/группировочных наименований по объему госпитальных закупок, 2013 г.
Место в рейтинге МНН Показатели продаж, руб., опт.
2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. Прирост к 2012 г.
1 1 Sodium 3,0% 3,3% -11,3%
2 2 Lopinavir + ritonavir 2,7% 2,5% 6,5%
3 3 Ceftriaxone 2,0% 1,9% 1,6%
4 7 Darunavir 1,5% 1,3% 10,6%
5 6 Enoxaparin sodium 1,5% 1,4% 7,5%
6 5 Immunoglobulin base 1,4% 1,5% -3,9%
7 8 Meropenem 1,2% 1,3% -5,2%
8 11 Atazanavir 1,0% 0,9% 11,5%
9 12 Docetaxel 1,0% 0,9% 13,6%
10 10 Trastuzumab 1,0% 0,9% 6,1%
Итого 16,3% 17,0%
царской Octapharma), а также МНН Мегорепет (-5,2%), на рынке которого идет процесс замещения оригинального препарата Меронем AstraZeneca дже-нериковыми версиями полутора десятков производителей. Если в 2012 г. дже-нерики составляли только 1/4 всех продаж МНН Мегорепет, то по итогам 2013 г. они обогнали Меронем по объему продаж и заняли более половины этого сегмента.
Конкуренция дженериковых версий с оригинальным препаратом характерна также для сегмента онкологичес-
кого средства Docetaxel, который в 2013 г. увеличился на 13,6%. В этой группе вытеснение бренда Таксотер Sanofi идет не столь высокими темпами (по сравнению с 2012 г. доля в структуре продаж сократилась с 72 до 66%), поскольку достаточно активно растут продажи не только основного конкурента — российского дженерика Таутакс («ЛЭНС-фарм»/«Верофарм»), но и самого бренда Таксотер. Объясняется это тем, что вторичная упаковка препарата перенесена на российскую площадку «Санофи-Авентис Восток».
74 12ИТо°1Г3|РШШииМ
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА
таблица Топ-10 АТС2-групп по объему госпитальных закупок, 2013 г.
Место Показатели продаж, руб., опт. (доли
в рейтинге ATC2 ТН АТС-групп от всего рынка, доли тор-
говых наименований от АТС-группы)
2013 г. 2012 г.
2013 г. 2012 г. Прирост 2013 г. к 2012 г.
1 2 J05 [AntiviraLs for systemic use] 12,4% 12,5% -2,2%
1 1 Калетра 21,9% 20,1% 6,5%
2 2 Презиста 12,2% 10,8% 10,6%
3 3 Реатаз 8,5% 7,4% 11,5%
4 4 Исентресс 7,5% 6,0% 21,5%
5 5 Кивекса 5,7% 4,6% 21,1%
2 1 J01 [AntibacteriaLs for syst use] 11,9% 12,6% -6,2%
1 5 Меропенем 5,1% 1,9% 147,6%
2 1 Меронем 4,4% 7,1% -41,9%
3 3 Цефтриабол 4,2% 2,4% 62,8%
4 2 Тиенам 3,8% 3,8% -6,5%
5 4 Цефтриаксон 3,6% 2,3% 48,9%
3 3 L01 [Antineoplastic agents] 9,9% 9,9% -0,7%
1 1 Герцептин 10,2% 9,5% 6,1%
2 2 Авастин 8,4% 7,0% 19,6%
3 3 Таксотер 6,8% 5,3% 27,1%
4 4 Мабтера 4,4% 4,4% 1,3%
5 5 Паклитаксел 3,8% 3,7% 1,7%
4 4 B05 [BLood substitute & perf soLs] 8,6% 8,5% -0,1%
1 1 Натрия хлорид 34,1% 38,5% -11,5%
2 2 Глюкоза 8,5% 9,4% -9,8%
3 3 Альбумин 6,6% 5,4% 22,5%
4 4 Кустодиол 3,0% 2,0% 54,9%
5 5 Дианил ПД4 с глюкозой 2,6% 0,6% 378,4%
5 5 B01 [Antithrombotic agents] 5,5% 5,5% -2,0%
1 1 Клексан 26,0% 23,5% 8,4%
2 4 Фраксипарин 12,3% 12,2% -0,7%
3 3 Гепарин 11,4% 13,1% -14,3%
4 2 Актилизе 11,0% 13,7% -21,4%
5 5 Метализе 9,6% 6,3% 49,8%
6 6 J07 [Vaccines] 3,8% 4,4% -13,5%
1 3 Вакцина против гепатита В 19,9% 3,4% 413,4%
2 4 Пентаксим 9,8% 2,2% 277,1%
Вакцина клещевого
3 1 энцефалита культуральная очищенная концентрированная инактивированная сухая 8,4% 6,5% 11,6%
Вакцина паротитно-
4 2 коревая культуральная живая сухая 5,6% 5,3% -7,8%
5 5 АКТ-ХИБ 5,3% 0,3% 1 700,0%
7 8 V08 [Contrast media] 2,7% 2,9% -7,2%
1 1 Ультравист 28,2% 27,3% -3,9%
2 2 Омнипак 18,6% 27,0% -36,1%
3 3 Оптирей 13,8% 12,2% 4,7%
4 4 Визипак 5,7% 5,4% -0,8%
ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕКТОР
РЕМШШМЬТ?! 75
таблица(окончание) Топ-10 АТС2-групп по объему госпитальных закупок, 2013 г. Место
в рейтинге
АТС2
ТН
2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. Прирост 2013 г. к 2012 г.
5 5 Йопамиро 4,9% 4,0% 12,2%
8 12 N01 [Anesthetics] 2,6% 2,0% 31,0%
1 1 Севоран 28,9% 26,3% 44,0%
2 2 Наропин 13,6% 17,8% 0,3%
3 4 Пропофол Каби 11,4% 6,1% 142,7%
4 5 Диприван 4,9% 5,3% 22,6%
5 3 Новокаин 4,5% 7,5% -20,9%
9 9 L03 [Immunostimulants] 2,5% 2,7% -7,3%
1 1 Пегасис 34,8% 29,6% 8,8%
2 2 ПегИнтрон 20,7% 20,1% -4,6%
3 3 Граноцит 7,3% 7,2% -6,5%
4 4 Лейкостим 5,7% 5,6% -4,4%
5 5 Виферон 4,1% 2,9% 34,8%
10 11 J06 [Immune sera & immunoglobulin] 2,3% 2,1% 7,3%
1 1 Пентаглобин 22,2% 28,9% -17,7%
2 5 Синагис 9,2% 4,8% 103,8%
3 4 Октагам 10% 9,0% 6,6% 46,0%
4 2 Иммуноглобулин против клещевого энцефалита 8,8% 9,7% -2,0%
5 3 Октагам 8,8% 8,9% 6,1%
Показатели продаж, руб., опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
Помимо названных групп в топ-10 госпитального рынка входят также МНН, представленные сугубо воспроизведенными препаратами. Прежде всего это группа Sodium (-11%), занимающая 1-е место в рейтинге, и МНН Ceftriaxone, находящийся на 3-м месте. В структуре продаж Ceftriaxone фигурирует порядка четырех десятков отдельных препаратов, среди которых, помимо препаратов под дженериковым наименованием, выделяются лидеры этого рынка — Цефтриабол российской компании «Аболмед», Цефо-грам индийской Orchid Healthcare, Цеф-сон турецкой Mustafa Nevzat. Совершенно логично, что 1-е место в составе топ-10 АТС-групп второго уровня классификации занимает группа J05 [Противовирусные средства для системного применения], куда входят препараты для лечения ВИЧ-инфекции. Доля J05 в составе всех госпитальных закупок по итогам 2013 г. составила 12,4% (табл. 4). Второе место в рейтинге занимает группа J01 [Антибактери-
альные средства для системного применения] — 11,9%. По сравнению с рейтингом предыдущего года эти группы поменялись местами, поскольку для J01 по сравнению с J05 было характерно более заметное сокращение продаж (-6,2 против 2,2%).
Следующие четыре позиции рейтинга не поменялись, при этом для групп L01 [Антинеопластические средства], B05 [Кровезаменители и перфузионные растворы], B01 [Антитромботические средства], занимающих места с 3-го по 5-е, это было сопряжено с минимальными изменениями объема закупок, в то время как продажи препаратов группы J07 [Вакцины] (6-е место) сократились довольно существенно — на 13,5%. Основная часть представителей топ-10 показала отрицательную динамику разной степени выраженности. Рост закупок был характерен только для двух групп, обновивших топ-10 по сравнению с предыдущим годом. Это группы N01 [Анестетики] и J06 [Лечебные сыво-
ротки и иммуноглобулины], темпы роста закупок которых составили соответственно +31 и +7,3% и которые заняли 8-е и 10-е места.
Таким образом, развитие госпитального сегмента российского фармацевтического рынка в 2013 г. ознаменовалось прекращением его роста в стоимостном выражении, что определялось ограничением роста финансирования этой сферы. Ситуация сопровождалась снижением стоимостных показателей закупок лекарств, относящихся к ЖНВЛП, и значительным ростом продаж препаратов, не входящих в этот перечень. И в том и в другом случае натуральные объемы закупок сократились, причем особенно значительно в случае не-ЖНВЛП. Все это противоречит тому, что наблюдалось в 2011—2012 гг., когда госпитальные закупки росли высокими темпами как в стоимостном, так и в натуральном выражении (в среднем соответственно +13 и +15% в год).
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА
76 ¡^¡кмЕОиим
Для сегмента ЖНВЛП было характерно переключение спроса в пользу более дешевых отечественных лекарств, однако цены на целый ряд этих препаратов, несмотря на регуляторные ограничения, заметно выросли. В принципе, вместе с сокращением закупок в натуральных показателях это противоречит ранее наблюдаемым процессам, когда продажи ЖНВЛП в упаковках увеличивались и рост цен в этом сегменте был незначительным. В сегменте препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП, как и в прошлые годы, наблюдался одновременно и рост цен, и сдвиги в структуре
продаж в сторону более дорогостоящей продукции.
В целом структура стоимостных закупок в госпитальном сегменте по сравнению с предыдущим годом перераспределилась в пользу препаратов, не относящихся к ЖНВЛП, что соответствует тенденции, характерной для всех последних лет (после введения ценового регулирования). Увеличилась также доля зарубежных лекарств. Это противоречит тому, что происходило в 2011—2012 гг., однако вполне согласуется с активизацией процессов локализации завершающих стадий производства продукции иностранных произво-
дителей на территории России (поскольку в данных аудита такая продукция относится к зарубежной). Несмотря на сокращение позиций в стоимостных показателях, в структуре госпитального рынка в натуральном выражении доля российских лекарств выросла. Особенно это заметно в сегменте ЖНВЛП, где доля отечественной продукции в 2013 г. по сравнению с прошлым годом увеличилась с 78 до 80%. Следствием этих процессов явилось то, что средневзвешенная цена за упаковку на препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, по итогам года сократилась на 1,4%. »
@
АНАЛИЗ РЫНКОВ