Научная статья на тему 'Гордимся молодыми педагогами'

Гордимся молодыми педагогами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гордимся молодыми педагогами»

Дорогие коллеги, педагоги и мастера производственного обучения!

От всей души поздравляю вас с 70-летием официального признания системы начального профессионального образования!

Вы вносите неоценимый вклад в развитие системы профессионального образования Кемеровской области и экономики региона.

Ваш профессионализм, ответственный подход к обучению и воспитанию будущих профессионалов позволяют оперативно решать возникающие в образовательном процессе проблемы, реализовать инновационные образовательные проекты. Сегодня для этого дополнительно создаются условия благодаря открытию в Кузбассе на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования федеральной экспериментальной площадки по теме «Модели подготовки специалистов начального и среднего специального образования в учреждениях ДПО».

Примите слова признательности и глубокую благодарность за упорный труд, за многолетнее плодотворное сотрудничество в совершенствовании системы повышения квалификации.

Низкий поклон вам за преданность благородной профессии педагога, мастера производственного обучения, за самоотверженный труд и неравнодушие к судьбам воспитанников!

Желаю вам успеха во всех начинаниях, крепкого здоровья, благополучия, признательности коллег, обучающихся и их родителей!

Рытов Алексей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор АПК и ППРО

гордимся молодыми педагогами

В. И. Сахарова, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «КРИРПО»

Областной конкурс «Инновационный учебно-методический комплекс дисциплины специального цикла», посвященный Году учителя, проводился в рамках среднесрочной региональной целевой программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области на 2008-2010 годы» (подпрограмма «Развитие профессионального образования в Кемеровской области») с 20 апреля по 31 мая 2010 года по приказу департамента образования и науки Кемеровской области от 09.04.2010 № 679.

Не за победой шёл на конкурс ты. Хотел лишь поделиться тем, что знаешь, Но... тайные сбываются мечты. Твой рейтинг так высок! Ты побеждаешь!

Цель конкурса - стимулирование научного, методического и творческого потенциала преподавателей для создания условий, обеспечивающих инновационное развитие системы профессионального образования в Кемеровской области за счет совершенствования, обновления и пополнения учебных методических комплексов с учетом использования последних научных достижений и современных информационных технологий.

На конкурс поступило 65 заявок из 37 учреждений НПО, 6 учреждений СПО, реализующих программы начального профессионального образования. Из 65 зая-

вок материалы конкурса прислали 60 преподавателей. Конкурсная комиссия рассмотрела учебно-методические комплексы спецдисциплин и по результатам экспертизы составила рейтинг участников в соответствии с требованиями к конкурсным работам с 1-го по 60-й по убыванию среднего значения количества баллов. Возможное максимальное количество баллов составляет 30. Первый участник набрал 27,2 балла, последний - 2,9 баллов.

Красиков Дмитрий Сергеевич, преподаватель спецдисциплин ГОУ НПО ПУ № 77 - первый в рейтинге. Вот выдержка из интервью с победителем: «В своей работе я активно использую информационные технологии, компьютерные средства, применяю в практике интерактивные формы и методы обучения. Это позволяет мне активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать их способности к самостоятельному обучению, навыки работы в коллективе, коммуникативные навыки, повышать учебно-познавательную мотивацию. Весь учебно-программный материал (лекции, планы занятий, тесты, контрольные вопросы, теоретический материал, схемы, таблицы) представлены в электронном виде. Лекции выполнены в форме презентаций. Разработан дидактический материал к урокам, созданы тестовые задания для отслеживания результатов обучения».

Эффективность процесса обучения, его наглядность, формирование у обучающихся навыков применения современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к организации учебного процесса. В связи с этим представляется перспективным и целесообразным разработка и внедрение учебно-методического комплекса (УМК) специальной дисциплины.

В информационном обществе возникает устойчивая тенденция изменения организации учебной деятельности обучающихся, что в педагогической практике проявляется в:

• переносе центра тяжести в обучении с преподавания на учение, т. е. систематическую, управляемую

преподавателем самостоятельную деятельность обучающегося;

• необходимости обновления технологий обучения, дидактического и методического обеспечения с целью улучшения качества образования.

Инновационность УМК дисциплины «Устройство и техническое обслуживание автомобиля» заключается в том, что при разработке и создании УМК во главу угла была поставлена идея максимальной интерактивности обучения, достигаемая за счет непосредственного вовлечения обучающихся в процесс познания, с использованием передовых информационных технологий (применение электронных обучающих систем, электронных учебников, интерактивных досок, автоматизированной системы контроля знаний, проведение деловых игр, лекций-презентаций, применение продуктов деятельности обучающихся и т. п.).

Таким образом, УМК дисциплины в современных условиях модернизации профессионального образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса. Учебно-методический комплекс дисциплины «Устройство и техническое обслуживание автомобиля» является эффективным пособием, банком информации, методическим руководством по достижению учебных целей и формой самоконтроля знаний обучающегося.

Инновационные преобразования в преподавании дисциплины отразились на мотивации обучающихся: возрос их интерес к осваиваемой профессии. Применение УМК дисциплины «Устройство и техническое обслуживание автомобиля» в учебном процессе повысило эффективность освоения обучающимися отдельных тем дисциплины, качество успеваемости по данному предмету в целом.

Об эффективности использования УМК вышеназванной дисциплины подтверждает значительный рост (на 28 %) качественной успеваемости по предмету

Важным аспектом является повышение интереса обучающихся к предмету, о чем свидетельствуют результаты проведенного анкетирования. 95 % обучающихся отметили, что:

- предмет «Устройство и техническое обслуживание автомобиля» является интересным для изучения;

- нравится работать с интерактивной доской;

- интересно готовить презентации по предложенным темам к уроку;

- нравится осваивать современные электронные интерактивные средства обучения;

- получать современную дополнительную информацию по предмету

Участвуя в конкурсе, Заподовникова Наталья

Викторовна заняла 2-е место в рейтинге победителей, подтвердив высокий научно-методический потенциал педагогов ГОУ НПО ПЛ № 70, ведь кроме нее от лицея были еще шесть участников, из них пять стали победи-

телями. Талантливый и строгий руководитель по учебно-методической работе Лабунская Н. Л. поддержала инициативу преподавателей, оказав поддержку не только на этапе подготовки к конкурсу, но и в повседневной работе. Наталья Леонидовна отмечает способность Н. В. Заподовниковой подходить к работе творчески, ответственно, оперативно схватывать суть и при этом «обретать единомышленников».

Высокую оценку работы Н. В. Заподовниковой дают и коллеги, отмечая, что разработанный учебно-методический комплекс является эффективным средством обучения по профессии парикмахер, позволяет формировать мотивы интеллектуального побуждения к творческой самостоятельной деятельности и решать проблему недостающих средств обучения. Он удобен в использовании, все материалы, представленные в нем, доступны обновлению и корректировке, т. к. выполнены в программе Word, а для систематизации УМК использована программа для создания слайдов «PowerPoint», переход между слайдами осуществляется с помощью гиперссылок, включает краткую аннотацию и руководство пользователя.

Н. В. Заподовникова окончила ГОУ ВПО «КузГПА» в 2008 году по специальности «Учитель информатики» с дополнительной специальностью «Английский язык» и пришла работать в лицей в 2009 году. Она рассмотрела множество вакансий в разных образовательных учреждениях, но свой выбор остановила на профессиональном лицее № 70.

«Я как будто сразу влюбилась в эти стены и в тех людей, с которыми теперь работаю. Дух творчества наполняет каждый рабочий день, ведь в нашем лицее под руководством Наумовой В. И. работают очень одаренные люди, которые щедро делятся приобретенным ранее опытом», - говорит Наталья Викторовна.

Самым заманчивым было то, что для Натальи существовала возможность карьерного и профессионального роста, так как она работает не только преподавателем английского языка и информатики, но и методистом. Именно в этой деятельности проявился ее творческий и лидерский потенциал.

«Наталья помогала мне подготовить презентации выпускных квалификационных работ. Благодаря чему итоговая аттестация по профессии обогатитель полезных ископаемых, по отзывам работодателей, прошла на более высоком уровне. Наташа своей неиссякаемой энергией заполняет каждый рабочий день положительными моментами. Вдохновляет меня быть в постоянном творческом поиске. Всегда с хорошим настроением, с доброй открытой улыбкой, она является примером душевного спокойствия и уравновешенности», - говорит мастер производственного обучения Шевякова Л. Д.

«Как приятно осознавать, что бок о бок с тобой работает человек не равнодушный, способный всегда привнести струю свежей мысли в казалось бы такие установившиеся моменты как жизни профессиональной, так и жизни личной, всегда с радостью говорю, что Наташа не

только моя коллега, но и моя самая замечательная подруга!» - дополняет преподаватель экономических дисциплин Филимонова О. Б.

И действительно, ее открытость и радушие оценивают все коллеги. На вопрос о планах на будущее Наталья Викторовна, не колеблясь, отвечает: «Знаете, сейчас я увлеклась идеей создания электронных учебников и ЭУМК, не только по дисциплинам своего цикла, но и готова помочь своим коллегам-спецпредметникам».

Особо значимо, что насыщенный событиями учебный год, юбилейный Год учителя, завершился еще одним радостным событием, но уже не профессионального плана, а личного. В день Губернаторского приема после вручения гранта молодым специалистам-победителям конкурса, ее ждала еще одна новость: назначена дата помолвки. И теперь в профессиональном лицее № 70 образовалась еще одна семья педагогов, возможно будущая династия педагогов: Долгих Антон Владимирович и Долгих Наталья Викторовна. Счастья! Пусть в вашей жизни будет как можно больше счастья!!!

Третье место в областном конкурсе «Инновационный учебно-методический комплекс дисциплины специального цикла» заняла Тарасова Светлана Витальевна, мастер производственного обучения ГОУ НПО ПЛ № 49. Разработка и применению модульной технологии обучения в производственном обучении по профессиям повар, кондитер проводится в группах дополнительного профессионального обучения (переподготовка, повышение квалификации) даёт положительные результаты:

- качество обучения в группах дополнительного профессионального обучения значительно выше, чем в группах, работающих в общем режиме;

- более подготовленные учащиеся завершают изучение курса раньше, что позволяет освободить время для углубления знаний сверх учебной программы;

- возрос интерес к данной образовательной услуге у граждан, которые хотели бы приобрести узкую специализацию без получения квалификации повара;

- содержание обучения трансформируется, обеспечивая возможность его гибкого вариативного изменения;

- повышается уровень активности и самостоятельности учащихся;

- решается проблема методического обеспечения учебного процесса.

Учащиеся лицея, получившие дополнительные квалификации, востребованы на рынке труда города Кемерово и области. Они принимают активное участие в профессиональных выставках и конкурсах, занимают призовые места.

Таким образом, Светлана Витальевна Тарасова доказала, что модульная технология соответствует задачам индивидуализации дополнительного профессионального обучения. Разработанные обучающие модули программы подготовки узких специалистов являются инвариантными и имеют расширенный блок. Модульный подход в дополнительном профессиональном обучении позволяет более полно удовлетворить потребности творческой личности в образовательной деятельности, поскольку появляются осознание заинтересованности в получении профессиональных знаний, возможности изменять специализации или получать несколько: повар - декоратор, повар - соусник, повар национальной кухни.

Преподаватель предмета «Основы поведения на рынке труда» - Кузнецова Олеся Александровна стала четвертой из 60-ти в рейтинге участников областного конкурса. Ещё обучаясь в школе, Олеся Александровна была предприимчивой, целеустремлённой ученицей. И сейчас ей свойственна инициативность, ответственность, творческий подход к любому начинанию.

Стремление к постоянному профессиональному росту, несмотря на небольшой стаж работы, в полной мере ей присуще. Выдающийся немецкий педагог Ф. А. Дистервег говорил: «Образование никогда не составляет незаконченное и завершённое, оно вечнообразующе-еся и живое, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, приращения». Олеся Александровна участвует во всех внутриучилищных мероприятиях, про-

водит открытые уроки, разнообразные внутрипредмет-ные конкурсы; выступает с докладами на семинарах, методических комиссиях, имеет методические разработки по предмету. В этом году принимала участие в областном конкурсе профессионального мастерства «Преподаватель года - 2010».

При подготовке к конкурсу Олеся Александровна всё свободное время проводила в компьютерном классе, составляя презентации уроков и электронные тесты, подбирая материал для учебного пособия и рабочих тетрадей, продумывая задания к семинарам-тренингам. Всё это для того, чтобы обучающимся было интересно на уроке, чтобы полученные знания помогли осуществить первые и последующие шаги в выбранной профессии.

Во время разговора с Олесей Александровной неоднократно можно было услышать, что ей не столько важны результаты конкурса, сколько возможность занимательно проводить уроки, чтобы обучающиеся не потеряли интереса к предмету, ведь преподаватель предмета «Основы поведения на рынке труда» обладает особой миссией - научить ребят свободно адаптироваться к рынку труда, быть толерантными к мнению других, правильно вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Что для этого нужно? Конечно, безупречное знание своего предмета, кропотливая подготовка к каждому уроку плюс творческий подход к делу которым занимаешься, и, несомненно, любовь к ученикам. Всё это Олеся Александровна демонстрирует обучающимся на каждом уроке, где царит атмосфера увлеченности и сотрудничества.

Разработка инновационного учебно-методического комплекса помогла преподавателю систематизировать весь накопленный по предмету материал, воплотить в реальность идеи, которые давно были лишь в мыслях, например, составление рабочей тетради и учебного пособия.

Особенностью и инновационностью учебно-методического комплекса является то, что наряду с традиционными способами проведения уроков, преподаватель использует интерактивные методы как наиболее продуктивный ресурс личностного развития обучающих-

ся, а именно: тренинги, семинары-тренинги, групповые дискуссии, ролевые ситуации и др.; современные педагогические технологии, такие как коллективный способ обучения, игровые технологии. Уроки и средства контроля построены на основе информационно-коммуникативных технологий. На уроках предусмотрено использование электронных презентаций, внедрение интерактивных форм преподавания предмета - интерактивная доска, применение информационно-технических средств контроля - компьютерных тестов.

Олеся Александровна шаг за шагом внедряет в учебный процесс, разработанные ею учебно-методические материалы, средства обучения и контроля. Информационно-технические средства контроля и самоконтроля позволяют эффективно использовать учебное время, объективно оценить знания и умения обучающихся. Проведение на уроке деловых и ролевых игр, групповых дискуссий, семинаров-тренингов способствует активизации умственно-мыслительной деятельности, самопрезентации личных и профессиональных качеств, развитию умения показать навыки делового взаимодействия с тем, чтобы продемонстрировать свою способность ценить свое и чужое время, оптимальным образом организовывать деловую деятельность.

Разработанный учебно-методический комплекс предмета «Основы поведения на рынке труда» поможет в дальнейшем решению ряда профессиональных задач, а именно: научить обучающихся ориентироваться в информации о потребностях рынка труда, знать и использовать наиболее эффективные способы поведения при поиске работы и общении с работодателем, обучить эффективным способам самопрезентации и успешной адаптации на новом рабочем месте.

Завершает пятерку победителей Котова Татьяна Александровна, мастер производственного обучения ГОУ НПО ПУ № 67, где начала свою педагогическую деятельность в 2006 году. За этот сравнительно небольшой отрезок времени уже можно отметить результаты ее труда. Выпускники из-за небольшой разницы в возрасте увидели в ней не просто мастера производственного обучения, но и друга. Отрадно также наблюдать, как благодаря ее стараниям из года в год возрастает у воспитанников интерес к профессии, а мастер приобретает авторитет. Однако авторитет будет еще большим, если не останавливаться на достигнутом. Поэтому предложение об участии Татьяны Александровны в областном конкурсе «Инновационный учебно-методический комплекс дисциплины специального цикла» стало своеобразным испытанием на профессионализм.

Представленный учебно-методический комплекс по производственному обучению разработан с учетом требований Государственного образовательного стандарта НПО по профессии автомеханик ОСТ 9 ПО 02.30.202000, требований работодателей к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих кадров для ав-

тотранспортных предприятий, специфики региона и города.

Актуальность его создания не вызывает сомнения, поскольку на вопрос работодателям: «Что вы хотите от выпускника системы НПО?» получаем, как правило, ответ: «Нам нужны рабочие, которые могут быть профессионально мобильными, выбирать сферу деятельности, адаптироваться к изменяющимся условиям на рынке труда, учиться самостоятельности».

Выход из сложившейся ситуации - разработка учебно-методического обеспечения на основе использования современных педагогических технологий, последних достижений науки и техники.

Работа по обозначенному направлению ведется Ко-товой Т. А. комплексно, планомерно и предполагает путь от незнания к знанию, от неумения к умению через напряженный мыслительный труд.

Инновация по реализации данного направления заключается в создании активной образовательной среды, в которой организована подготовка обучающихся к будущей самостоятельной жизни. Среды, где воспитательно-образовательный процесс организован таким образом, чтобы каждый участник в совместной учебной и внеурочной деятельности имел бы возможность стать конкурентоспособным. Об этом свидетельствует таблица «Инновационная деятельность».

Создание активной образовательной среды

Интеграция учебной (производственной) и внеурочной деятельности

Рис. 1. Инновационная деятельность

Новизна разработанного учебно-методического комплекса, как считает Татьяна Александровна Котова, состоит в интегрированном подходе к производственному обучению, который реализуется в многоступенчатой системе работы за счет:

- обновления содержания обучения: активное внедрение информационно-коммуникационных, игровых технологий в урочную и внеурочную деятельность;

- разработки и внедрения нновационных учебно-методических материалов и средств обучения в условиях информационного общества;

- проведения интегрированных уроков;

- мониторинга качества знаний обучающихся.

Комплексное учебно-методическое обеспечение по

производственному обучению включает следующие разделы:

- нормативную и учебно-программную документацию;

- учебно-методические материалы и средства обучения;

- средства контроля.

Особо следует подчеркнуть, что в разработке образовательной программы и оценке качества подготовки выпускников участвуют работодатели автотранспортного предприятия ОАО «ЗСМК» и других предприятий города Новокузнецка. Это дает возможность достичь соответствия и требуемого уровня квалификации автомеханика третьего разряда.

Данный учебно-методический комплекс сопровождается паспортом КУМО, в котором обозначен подробный перечень изучаемых тем программы производственного обучения, имеющихся средств обучения и разработанных материалов.

Учебно-методические материалы комплекса представлены современными средствами наглядности: электронные инструктивные карты, электронные учебные пособия. Заслуживает интерес комплект контроля знаний обучающихся, который включает задачи с производственным содержанием, тестовые и контрольные задания по выполнению практических работ на современном диагностическом оборудовании, имеющемся в образовательном учреждении.

Автором комплекса предлагаются также методические рекомендации по выполнению лабораторно-прак-тических занятий, разработки конкурсов профессионального мастерства «Умелец слесарного дела», «Лучший по профессии». Должное внимание при проведении которых уделено созданию электронных презентаций.

Результат проделанной работы Котовой Т. А. по созданию УМК позволяет сделать вывод о том, что изменение содержания производственного обучения, использование информационно-коммуникационных, игровых технологий в образовательном процессе, сформированные знания, умения и навыки в области информационной культуры оказали должное влияние на качество обучения.

Кроме того, овладение электронными ресурсами позволило обучающимся более рационально осуществлять учебную деятельность и корректно оформлять результаты своего труда. Следствие этого - повысился интерес у обучающихся к работе над темами презентаций своих домашних заданий. Разработанные электронные презентации, содержащие информацию о современных технических новинках в устройстве и обслуживании автомобиля, могут использоваться как на уроках спецдисциплин, так и на уроках производственного обучения.

Совместная деятельность позволяет обучающимся и мастеру производственного обучения более рационально организовывать самостоятельную работу, сократить интеллектуальные и временные затраты на поиск и ана-литико-систематическую переработку учебной инфор-

мации, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными видами умственного труда.

Успех рождается из любви к делу, которое делаешь. Татьяна Александровна Котова утверждает, что она сделала правильный выбор в жизни, поэтому и достигла таких результатов.

Мы рассказали о первой пятерке победителей в областном конкурсе «Инновационный учебно-методический комплекс дисциплины специального цикла», еще 35 участников также были награждены грантом Губернатора Кемеровской области. Поздравляем с победой и желаем новых творческих удач и профессиональных свершений!

Этот конкурс способствовал проявлению повышенного интереса к профессионализму молодых преподавателей, которые обучают востребованных квалифицированных рабочих своим примером. Учебно-методические комплексы создавались преподавателями не только ради победы, но и для активного использования в образовательном процессе в свете реализации ФГОС нового поколения. Однако конкурсная комиссия отметила, что при создании УМК дисциплины специального цикла преподавателям необходимо использовать качественные дидактические и методические материалы, средства контроля и самоконтроля знаний обучающихся; выделять новые организационные формы и методы обучения, адаптировать их к инновационным образовательным технологиям; оформлять информационно-справочные материалы в соответствии с требованиями к библиографическому описанию. Подводя итоги, комиссия пришла к общему выводу, что разрабатывать учебно-методические материалы необходимо всем профессионально-педагогическим работникам, обеспечивающим образовательный процесс учреждений НПО, СПО.

ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» постоянно популяризирует передовой педагогический опыт работников учреждений профессионального образования и будет размещать УМК участников областного конкурса в интернет-журнале педагога на сайте института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.