Научная статья на тему 'Гностический компонент как системообразующий фактор интеллектуальной культуры учащихся'

Гностический компонент как системообразующий фактор интеллектуальной культуры учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ / КРИТЕРИИ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / УБЕЖДЕНИЕ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ИДЕИ / INTELLECTUAL CULTURE / INTEGRAL CATEGORY / CRITERIA AND DIAGNOSTIC SIGNS OF INTELLECTUAL CULTURE / GNOSTIC COMPONENT OF INTELLECTUAL CULTURE / CONCEPTION OF THE WORLD / CONVICTION / GENERATED IDEAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трапезникова Елена Вячеславовна

В статье рассматривается вопрос о сущности интеллектуальной культуры как интегративной категории, о ее критериях и диагностических признаках. В качестве системообразующего фактора интеллектуальной культуры рассматривается гностический компонент ее структуры; определяются системообразующие идеи, лежащие в основе гностического компонента интеллектуальной культуры и способствующие фундаментализации знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gnostic Component as a Generated Factor of Students' Intellectual Culture

The problems of nature of intellectual culture as an integral category, its criteria and diagnostic signs are discussed in the article by E.V.Trapeznikova Gnostic Component as a Generated Factor of Students' Intellectual Culture. The gnostic component of the structure as a generated factor of intellectual culture is investigated in the article. The generated ideas that form the basis of gnostic component of intellectual culture and promote the foundation of knowledge are determined, too.

Текст научной работы на тему «Гностический компонент как системообразующий фактор интеллектуальной культуры учащихся»

УДК 37.032 ББК 74.В

Трапезникова Елена Вячеславовна

соискатель кафедра педагогики Челябинский Г осударственный педагогический университет Trapeznikova Elena Vyacheslavovna Applicant for a Degree Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Г ностический компонент как системообразующий фактор интеллектуальной культуры учащихся Gnostic Component as a Generated Factor of StudentsGIntellectual Culture

В статье рассматривается вопрос о сущности интеллектуальной культуры как интегративной категории, о ее критериях и диагностических признаках. В качестве системообразующего фактора интеллектуальной культуры рассматривается гностический компонент ее структуры; определяются системообразующие идеи, лежащие в основе гностического компонента интеллектуальной культуры и способствующие фундаментализации знаний.

The problems of nature of intellectual culture as an integral category, its criteria and diagnostic signs are discussed in the article by E.V.Trapeznikova "Gnostic Component as a Generated Factor of Students □ Intellectual Culture □ The gnostic component of the structure as a generated factor of intellectual culture is investigated in the article. The generated ideas that form the basis of gnostic component of intellectual culture and promote the foundation of knowledge are determined, too.

Ключевые слова: интеллектуальная культура, интегративная категория, критерии и диагностические признаки интеллектуальной культуры, гностический компонент интеллектуальной культуры, мировоззрение, убеждение, системообразующие идеи.

Key words: intellectual culture, integral category, criteria and diagnostic signs of intellectual culture, gnostic component of intellectual culture, conception of the world, conviction, generated ideas.

В настоящее время в нашей стране уделяется много внимания вопросам культуры. Проблема культурной революции до сих пор не снята с повестки дня. Провозглашённый Президентом РФ курс на модернизацию страны требует подготовки специалистов, способных разрабатывать и реализовывать передовые технологии. Таким образом, перед системой образования со всей остротой встала проблема формирования интеллектуальной культуры. А поскольку мы в качестве цели ставим интеллектуальное развитие учащихся и

формирование их интеллектуальной культуры, то интеллектуальная культура является не только социальной, но и педагогической категорией.

Общего содержательного определения интеллектуальной культуры нет. Это интегративная категория, являющая собой систему, составные компоненты которой недостаточно исследованы педагогической наукой. Проблема ее формирования нашла отражение в исследованиях формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, в русле развивающего обучения и личностно-ориентированного подхода в исследованиях В.В. Давыдова, И.С. Якиманской. Применительно к школьному возрасту авторы рассматривали культуру интеллекта в плане развития теоретического мышления учащихся (В.В. Давыдов), развития индивидуальных познавательных возможностей и возможностей саморазвития (И.С. Якиманская). Способы познавательной деятельности в аспекте развития обучаемости как сочетания интеллектуальных свойств изучались Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленским, З.И. Калмыковой.

Интеллектуальная культура, в нашем понимании, - интегративнокомплексная категория, являющая собой систему, характеризующуюся высоким уровнем целостности и включающую в себя в качестве важнейших следующие компоненты: гностический (знания, умения, навыки, компетенции как синтез знаний, умений и навыков, характеризующихся праксиологической направленностью), этико-аксиологический (убеждения как сплав знаний и эмоций, мировоззрение как обобщенный взгляд на окружающий мир), праксиологический (действия, адекватные знаниям и убеждениям).

Личности, обладающей интеллектуальной культурой, присущи следующие свойства: глубокое владение основами наук; понимание характера развития реальной действительности, умение видеть в хаосе явлений действие закономерностей; существование системы мировоззрения и идеологических принципов; наличие средств поиска, распространения, фиксации новой информации; владение способами коммуникативного обмена информацией и интеллектуальными ресурсами; творческий характер мышления, умение применять имеющиеся знания в новых нестандартных ситуациях. Эти свойства выступают одновременно и критериями интеллектуальной культуры как

интегративной педагогической категории. К их числу можно добавить еще и философскую грамотность человека, способность подходить к оценке предметов и явлений реального мира рационально, с позиций научной методологии, знание различных теорий, наличие своего мнения, умение выявить противоречия в явлениях, наметить пути их решения, толерантность, т.е. терпимость к чужому мнению, умение слушать и в то же время слышать другого человека.

Таким образом, интеллектуальная культура предстает как целостное сложноструктурированное образование, характеризующееся согласованностью, стабильностью, свидетельствующей о психологическом единстве и целостности личности, позволяющей ей жить в гармонии с обществом.

В качестве диагностических признаков интеллектуальной культуры учащихся мы определяем следующие: широта, глубина, объём, структура научных и философских знаний; наличие научного лексикона, свободное владение научными понятиями; владение общемировоззренческой, частнонаучной, общенаучной методологией в доступной для возраста ученика форме; сформированность мировоззрения; политическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственно-этическая, экологическая воспитанность; социально-нравственная линия поведения в процессе общения; готовность к общественной деятельности (овладение системой знаний, умений, навыков, необходимых в общественной деятельности). Как видим, многие из этих диагностических признаков имеют воспитательную направленность, так как именно через них идёт подготовка к реализации праксиологического аспекта интеллектуальной культуры.

Своеобразным стержнем интеллектуальной культуры является гностический (познавательный) ее компонент. Он выражается в системе знаний и интеллектуальных умений учащегося, составляющих основу его деятельности. Формирование содержательной стороны интеллектуальной культуры требует от личности учащегося хороших знаний основ наук, изучаемых в школе, а также определённых знаний в области философии, макроэкономики, политологии, права, этики, эстетики, экологии и т.д. Знания,

составляющие основу интеллекта, неоднородны: здесь и научное знание, и обыденное. Наличие в интеллекте обыденного знания не противоречит его сущности, однако необходимо помнить, что оно не вскрывает сущности явлений, а ограничивается лить внешними связями. Только в научном знании содержится фундамент, формирующий интеллектуальную культуру личности.

Гностические умения личности - это умения извлекать новые знания из различных источников, выделять существенное при отборе и структурировании полученной информации, формулировать жизненные задачи, сопоставлять искомый результат и реальный, логически рассуждать, осуществлять поисковую, эвристическую деятельность.

Г ностический компонент интеллектуальной культуры учащихся выражается не только в умении глубоко и всесторонне познавать окружающий мир и себя, но и в сформированности определенной системы ценностей, взглядов на существующую действительность, то есть убеждений и мировоззрения, которые являются ее «внутренней опорной частью □ [5;422] Вообще говоря, человек без мировоззрения □ это не личность. Источником научного мировоззрения является социальный опыт, представленный в содержании усвоенных научных знаний обобщающего характера. Мировоззрение является одновременно и целью, и результатом обучения и воспитания. Без него не могут быть решены проблемы активизации процесса познания, невозможно развивать творческие способности, прививать старшеклассникам интерес к научной деятельности.

Наиболее чётким нам кажется определение научного мировоззрения как системы предельно обобщённых взглядов, а также обусловленных этими взглядами основных жизненных позиций людей, их убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций. [6;811 ] В структуре мировоззрения как системы выделяются следующие элементы: взгляды (совокупность представлений и мнений субъекта об окружающей действительности и процессе её познания), идеи (форма отражения действительности, основывающаяся на обобщении и синтезе знания в систему с высоким уровнем целостности), принципы (осознанные идеи, базирующиеся

на выявленных закономерностях в развитии рассматриваемых явлений), убеждения (сплав знаний и эмоций). Убеждения являются доминирующим компонентом в системе мировоззрения, а через него □ в системе интеллектуальной культуры. Убеждения личности и мировоззрение человека должны быть устойчивыми. Но это не значит, что они должны носить догматический характер. Человек, обладающий интеллектуальной культурой, должен уметь оптимально сочетать научные традиции и новации и суметь противостоять широко распространённым лженаучным теориям, особенно на философско-мировоззренческом уровне.

В основе гностического компонента интеллектуальной культуры лежат системообразующие идеи, раскрываемые на межпредметном уровне и способствующие фундаментализации знаний. Идеи чаще всего проявляются в виде научных понятий. В своей практической деятельности мы акцентируем внимание учителей и учащихся на работе с понятиями высокого уровня обобщённости, обладающими свойствами широкого переноса на вновь изучаемые предметы и явления. Овладение такими понятиями □ это необходимое условие развития творческого мышления старшеклассников. Творчество в учебной деятельности мы рассматриваем как умение применять имеющиеся знания и, прежде всего, понятия высокого уровня обобщённости в новых ситуациях. А творческое мышление является необходимым компонентом интеллектуальной культуры. Между понятиями разного уровня обобщённости устанавливаются определённые логические связи, которые необходимо учитывать при интеллектуальном развитии учащихся. В основу и мировоззрения, и интеллектуальной культуры в целом должны быть положены интегративные идеи, доведённые до общенаучного и философско-мировоззренческого уровня и носящие системообразующий характер. Эти идеи и тесно связанные с ними мировоззренческие проблемы находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и даже подвержены взаимопереходам.

Идея онтологического подхода предполагает признание объективности бытия, независимости его от нашего сознания. Идея диалектического подхода и тесно с ней связанная идея историзма обеспечивают рассмотрение всех

явлений в непрерывном изменении и развитии, этапности и уровневости процесса. Идея относительности истины обеспечивает постоянный научный поиск. Идея единства содержания и формыг, явления и сущности, единичного, особенного и всеобщего помогает преодолеть абстрактный подход, и на основе категории «особенное □ прийти к конкретности истины. Эта системообразующая идея реализуется на всех уроках. Идея детерминизма, причинной обусловленности явлений требует рассмотреть каждое явление в ряду других явлений, устанавливать причинно-следственные связи. Идея рефлексивного осмысления научных знаний, их прикладных возможностей, связанных с ними аксиологических моментов, нравственных принципов способствует достижению важнейшей педагогической задачи □ самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию личности. Идея необходимости постоянного обобщения знаний, интеграции научных теорий и направлений позволяет формировать в сознании учащихся всесторонний взгляд на изучаемые явления. Идея ценности человека как меры всех вещей утверждает человека высшей ценностью. Тесно с ней связана идея гуманизма и общечеловеческих ценностей, она доминирует сейчас в общественной жизни из-за глобальных угроз, существующих в мире. Учащимся необходимо раскрыть содержательно-смысловое наполнение этой идеи, особенно её нравственно-этический аспект.

Ряд системообразующих идей имеет важное значение для формирования интеллектуальной культуры применительно к гуманитарному и социальноэкономическому знанию. Идея определяющей роли экономического базиса в развитии общественных отношений в нашем эксперименте проходит через все темы исторического и обществоведческого курсов и способствует научному анализу современных экономических, социальных и политических проблем. К экономическому и правовому блокам системообразующих идей, способствующих формированию интеллектуальной культуры, относится идея рыгночныгх отношений. Идея непрерыгвности научно-технического прогресса должна осознаваться учащимися и при этом обязательно увязываться с праксиологической направленностью новых достижений в области

фундаментальных наук. Идея демократии находит своё выражение в плюрализме, толерантности, альтернативности. С позиций социокультурного аспекта интеллектуальной культуры очень важно рассматривать вопрос о демократии в широком контексте межнациональных отношений в многонациональном государстве. Поэтому к числу систематизирующих идей интеллектуальной культуры мы относим и идею интернационализма. Признаки наций, этнических групп, их особенности, проблемы межнациональных отношений, соотношения тенденций обособления и сближения наций в условиях демократического развития □ вот проблемы, которые активно обсуждаются, вызывая повышенный познавательный интерес и тем самым способствуя формированию интеллектуальной культуры. Идея плюрализма, свободомыслия, альтернативного рассмотрения научных и социальных проблем является важнейшим принципом, на котором базируется содержательная сторона нашей экспериментальной работы. Интеллект не терпит над собой грубого диктата. При изучении всех предметов, наряду с общепризнанными, даются альтернативные научные теории. Идея общественной обусловленности интересов личности особенно важна при изучении гуманитарных курсов.

Все перечисленные системообразующие идеи интеллектуальной культуры мы рассматриваем в комплексе. Мы постарались взять такие идеи, которые приближаются к универсальным. Комплексный подход позволяет рассматривать их как единство противоположностей и избежать эклектического их восприятия. Между этими идеями трудно установить отношения субординации, хотя они взаимосвязаны между собой, им более свойственны отношения координации, так как они находят адекватную форму своего выражения в проблемном принципе преподавания. Наша опытноэкспериментальная работа подтвердила, что данные идеи, систематизируя изучаемый материал, активно способствуют формированию интеллектуальной культуры учащихся.

Историк культуры В.С.Библер, отмечая, что «все формы культуры сосредотачиваются в определениях познающего ума» [1; 216], подчеркивает

глубокую взаимосвязь феноменов познания и культуры. Таким образом, интеллектуальная культура как результат интенсивного культурологического синтеза важнейшим своим системообразующим фактором имеет гностический компонент.

Библиографический список

1. Библер, B.C. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в XXI век [Текст]/ В.С.Библер. - М.: Издательство политической литературы, 1991. □ 413 с.

2. Брунер, Дж. Психология познания [Текст]/ Дж.Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 197с.

3. Валеев, Р.Г. Оптимизация мышления в процессе обучения [Текст]/Р.Г. Валеев. -Педагогические технологии. - 2009. - №3. □ с.3-9.

4. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей [Текст]/А.В.Кирьякова. - Оренбург. - 1996.- 188 с.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 10-е изд., стереотип. [Текст] / Под ред. докт. филол. наук проф. Н.Ю. Шведовой. - М.: Сов. Энциклопедия. - 1973. □ 846 с.

6. Советский энциклопедический словарь [Текст]/Под ред. А.М. Прохорова. □ 4-е изд. // М.: Сов.Энциклопедия. - 1987. - 1600 с.

Bibliography

1 . Bibler, V.S. From a Scientific Theory to the Logic of Culture: The Two Philosophical Introductions to the XXI Century [Text] / V.S. Bibler. -M.: Political Literature Publishers, 1991. □ 413 p.

2. Bruner, J.S. The Psychology of Cognition [Text]/ J.S. Bruner. - M.: Progress, 1977.- 197 p.

3. Kiryakova, A.V. The Theory of the Orientation of the Personality in the World of Values [Text] / A.V. Kiryakova. - Orenburg. - 1996. П188 p.

4. Ozhegov, S.I. The Dictionary of the Russian Language: 10th Ed., Stereotyped [Text] / Under the Editorship of Dr. of Philology, Professor N. Yu. Shvedova. - M.: The Soviet Encyclopaedia. - 1973. □ 846 p.

5. The Soviet Encyclopaedic Dictionary [Text] / Under the Editorship of A.M. Prokhorov. -4th Ed. - M.: The Soviet Encyclopaedia. - 1987. П1600 p.

6. Valeev, R.G. The Optimization of Thinking in the Teaching Process [Text] / R.G. Valeev. - Pedagogical Technologies. - 2009. - № 3. - P.3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.