УДК 378.03
ББК Ю717.7+Ч481.35
ЭТИКО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Е.В. Трапезникова
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Копейска Челябинской области
ETHIC AND AXIOLOGICAL COMPONENT OF STUDENTS’ INTELLECTUAL CULTURE
E. Trapeznikova Municipal educational institution “Secondary comprehensive school № 1”, the town of Kopeisk, Chelyabinsk region
Рассматриваются вопросы о сущности интеллектуальной культуры как интегративной категории и об этико-аксиологическом компоненте ее структуры, определяются важнейшие ценностные ориентации личности, составляющие этико-аксиологический компонент интеллектуальной культуры.
Ключевые слова: интеллектуальная культура, интегративная категория, этико-аксиологический компонент интеллектуальной культуры, ценность, ценностные ориентации.
The issue about the essence of intellectual culture as an integrative category and the issue about the ethic and axiological component of its structure are considered. The most important value orientations of the personality constituting ethic and axiological component of intellectual culture are defined.
Keywords: intellectual culture, integrative category, ethic and axiological component of intellectual culture, value, value orientations.
В нормативных документах, касающихся федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, в качестве теоретической основы фундаментального ядра общего образования объявляется культурологический подход к формированию содержания образования, разработанный М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, В.В. Краевским. Согласно концепции культурологического подхода источник формирования содержания общего среднего образования - культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта. Но культура объявляется не только источником, но и стратегической целью образования и развития личности: «...воспитание
успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответст-
вии с национальными и общечеловеческими ценностными установками» [7, с. 6]. Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача формирования интеллектуальной культуры учащихся.
Общего содержательного определения интеллектуальной культуры нет. Это интегративная категория, представляющая собой систему, составные компоненты которой недостаточно исследованы педагогической наукой. Проблема ее формирования нашла оёётраже-ние в исследованиях формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, в русле развивающего обучения и личностно-ориентированного подхода в
исследованиях В.В. Давыдова, И.С. Якиманской. Применительно к школьному возрасту авторы рассматривали культуру интеллекта в плане развития теоретического мышления
Вопросы общего образования
учащихся (В.В. Давыдов), развития индивидуальных познавательных возможностей и возможностей саморазвития (И.С. Якиманская). Способы познавательной деятельности в аспекте развития обучаемости как сочетания интеллектуальных свойств изучались Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленской, З.И. Калмыковой [5].
Интеллектуальная культура, в нашем понимании, - это интегративно-комплексная категория, представляющая собой систему, характеризующуюся высоким уровнем целостности и включающую в себя в качестве важнейших следующие компоненты: гностический (знания, умения, навыки, компетенции как синтез знаний, умений и навыков, характеризующихся праксиологической направленностью), этико-аксиологический (убеждения как сплав знаний и эмоций на основе ценностных ориентаций личности, мировоззрение как обобщенный взгляд на окружающий мир), праксиологический (действия, адекватные знаниям и убеждениям), коммуникативно-речевой (владение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения).
Личности, обладающей интеллектуальной культурой, присущи следующие свойства: глубокое владение основами наук; понимание характера развития реальной действительности, умение видеть в хаосе явлений действие закономерностей; существование системы мировоззрения и идеологических принципов; наличие средств поиска, распространения, фиксации новой информации; владение способами коммуникативного обмена информацией и интеллектуальными ресурсами; творческий характер мышления, умение применять имеющиеся знания в новых нестандартных ситуациях; владение действиями смыслообразования и нравственно-этического оценивания на основе ценностно-смысловой ориентации. Эти свойства выступают одновременно и критериями интеллектуальной культуры как интегративной педагогической категории. К их числу можно добавить еще и философскую грамотность человека, способность подходить к оценке предметов и явлений реального мира рационально, с позиций научной методологии, умение выявить противоречия в явлениях, наметить пути их решения, готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и собы-
тия с принятыми этическими принципами, толерантность. Таким образом, интеллектуальная культура предстает как целостное сложноструктурированное образование, характеризующееся согласованностью, стабильностью, свидетельствующей о психологическом единстве и целостности личности, позволяющей ей жить в гармонии с обществом.
Одним из важнейших компонентов интеллектуальной культуры является этикоаксиологический, который выражается в системе ценностей и ценностных ориентаций. В самом общем смысле ценность понимается как «отражение отношения субъекта деятельности к результату своей деятельности» [4, с. 441]. Все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений может выступать в качестве «предметных ценностей» или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения [6, с. 869]. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры.
Каждая исторически конкретная общественная форма характеризуется набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Усвоение их на уровне структуры личности (присвоение ценностей, формирование ценностных ориентаций) составляет необходимую основу интеллектуальной культуры личности и ее социализации.
Формирование нравственных ценностей, обучение ориентации в них - это достаточно сложный и длительный процесс. Его рассматривали еще античные мыслители Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур и др. Значительный вклад в развитие представлений о природе ценностей и аксиологических аспектах образования и воспитания личности внесли как зарубежные (Г. Мюнстербрег, Г. Олпорт, Ф. Вернон, Г. Линдзи, М. Рокич, В. Франкл и др.), так и отечественные исследователи (С.Ф. Анисимов, А.С. Арсеньева, Е.В. Бонда-ревская, Л.А. Вершинина, М.С. Каган, Н.Д. Ни-кандров, В.Н. Сагатовский, В.А. Сластенин, В. А. Сухомлинский и др.) [4].
Ценностные ориентации, составляющие этико-аксиологический компонент интеллектуальной культуры, представляют собой
сложное, устойчивое в психологической структуре личности качество, определяющее ее сознание, направленность, ценностное отношение к повседневным фактам окружающей жизни, выступающее побудителем и руководством деятельности и поведения в соответствии с имеющейся в обществе системой ценностей. Когда мы говорим о ценностных ориентациях личности, то понимаем систему ценностей в соотношении с духовным бытием человека как диалоговое взаимодействие его с окружающим миром, другими людьми и самим собой. Социально-нравственные взгляды, идеалы и убеждения занимают стержневое место в системе ценностных ориентаций как составляющей интеллектуальной культуры личности.
Формирование этико-аксиологического компонента интеллектуальной культуры учащегося предполагает процесс становления его ценностного сознания, основными категориями которого являются нравственный идеал («высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях...» [1, с. 11]), глубокие убеждения, основы мировоззрения, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка; идейно-эмоционального отношения к явлениям действительности; способности к самоопределению, саморегуляции, самоутверждению и рефлексии. В процессе формирования ценностных ориентаций личности происходит становление субъекта культуры.
Основы формирования базовой структуры ценностных ориентаций, на наш взгляд, закладываются в старшем подростковом возрасте, когда происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, возрастает потребность в общении со сверстниками, в самоутверждении и самовыражении (т. е. желание проявить себя в тех качествах личности, которые подросток считает ценными). Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, в сферах массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко интеллектуальное и духовнонравственное развитие личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Полный цикл формирования ценностных ориентаций включает в себя следующие этапы: предъявление ценностей воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью, принятие ценностных ориентаций, реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод их в статус качества личности; актуализация потенциальных ценностных ориентаций, заключающихся в качествах личности [3].
В типологии ценностных ориентаций выделяют варианты ценностных систем: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) (М. Рокич); духовные, социальные и материальные (С.С. Бубнова, В.Ю. Крылов, И.Я. Яковлев); общечеловеческие, национальные, классовые, локальногрупповые, семейные, индивидуальноличностные (Г.Н. Волков, В. А. Караковский,
Н.Д. Никандров, Г.К. Селевко, В.А. Сласте-нин) и т. д. [6]
Формирование ценностного сознания учащихся - это процесс их приобщения к наиболее значимым общечеловеческим ценностям: Земле, Отечеству, Семье, Труду, Знаниям, Культуре, Миру, Человеку (В.А. Караковский) [2]. Система этих ориентиров важна тем, что она содержит возможности для обращения к национальным ценностям, поскольку одним из ведущих в ней выступает понятие «Отечество», а ряд других ценностей позволяют осмыслить их с учетом национальных реалий. Национальное (все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа) неразрывно связано с общечеловеческим.
Чтобы формировать интеллектуальную культуру учащихся, необходимо целенаправленно организовывать процесс их приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, которые являются основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности ребенка и охватывают основные аспекты его жизнедеятельности. Важнейшими общечеловеческими ценностями являются: ценность человеческой жизни; уважение прав и свобод людей; ценности семьи, брака, любви и родительства; ценности жизни ребенка в глазах старших поколений; ценности природы, бережное отношение к ее богатству; ценности личных человеческих качеств, таких как мужество, смелость, решительность, благородство, рыцарское отношение к женщине.
Вопросы общего образования
Среди базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений), выделяются патриотизм, социальная солидарность (личная свобода, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, милосердие и др.), гражданственность (ценности Отечества, правового государства, гражданского общества, закона и правовпо-рядка, самобытность народа, которая отличает его от других, позволяет быстро осваивать все формы коммуникации и взаимодействия людей своего круга и языка), семья (любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших), труд и творчество (стремление к созиданию, целеустремленность, настойчивость), наука (понимание ценности знаний, стремление к истине, научная картина мира), природа (родная земля, заповедная природа, экологическое сознание).
Помимо общечеловеческих и национальных ценностей, выделяют сословно-
классовые ценности, связанные с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. До сегодняшнего дня проблема общечеловеческого и классового в культуре остается весьма актуальной, так как мы все еще живем в классовом мире, и не учитывать этого нельзя. Социально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии, которая может оказывать на культуру деформирующее влияние, если она, обслуживая и защищая интересы одной социальной группы, выдает их за интересы всего общества. Искусство, философия, мораль, просвещение, как правило, в той или иной степени несут на себе отпечаток различных классовых интересов; политическое сознание и политическая культура по природе своей связаны с существованием классов и борьбой между ними. Думается, что, формируя интеллектуальную культуру учащихся, необходимо брать во внимание прежде всего те классовые ценности, содержание которых в определенных условиях может приобрести общечеловеческую значимость, например, идеи просвещения и гуманизма, общие принципы демократии, политическое сознание, направленное на решение глобальных проблем современности, на выживание человечества, и т. п. Личность, обладающая интеллектуальной культурой, всегда будет стремиться к социальнопрогрессивной творческой деятельности. Такая личность - носитель прежде всего общечеловеческих ценностей, направленных на
выявление и развитие сущностных сил человека, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности: добропорядочность, трудолюбие, скромность, добро, милосердие, дружбу, любовь, справедливость, истину, красоту.
Следующие в иерархии локальногрупповые ценности объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту. Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные «братства», секты, касты или объединения типа «рокеров», «панков» и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях. Среди прочих групп и сообществ школьный класс и различные школьные объединения учащихся по интересам занимают особое место: в них специально организована активность учащихся в усвоении знаний, опыта жизнедеятельности в социуме. При правильно организованном процессе такие группы выступают для юношества первой и основной моделью социального мира, помогающей осваивать законы и ценности, способы существования в их границах, формирующей убеждения и интеллектуальную культуру личности.
Признаком зрелости мировоззрения личности можно считать наличие индивидуальноличностных ценностей, включающих в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку, но обязательно соотносящиеся с общечеловеческими ценностями. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.
Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения всегда являлось одной из актуальных задач воспитания. Различные преобразования во всех сферах жизни коренным образом меняют систему требований общества к личности, что придает особую остроту проблемам, связанным с формированием интеллектуальной культуры учащихся. На наш взгляд, уровень интеллектуальной культуры личности непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Таким образом, этико-аксиологический компонент является одним из важнейших в структуре интеллектуальной культуры учащихся.
Литература
1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 23 с.
2. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. - М. : Педагогика, 1992. - 129 с.
3. Михайлова, Т.В. Формирование ценностных ориентаций в системе воспитательной деятельности педагога / Т.В. Михайлова // Образование и саморазвитие. - 2007. - № 4.
- С. 139-143.
4. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 608 с.
5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Нар. образование, 1998.
- 256 с.
6. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.
7. Фундаментальное ядро содержания
общего образования: проект / под ред.
В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. - 48 с.
Поступила в редакцию 11 января 2012 г.