УДК 378
УРОВНИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
М. К. Ахмедова
Дагестанский государственный педагогический университет, г.Махачкала
e-mail:
В статье раскрываются уровни, критерии и показатели сформированности интеллектуальной культуры младших школьников, дается анализ структуры, объединяющей в себе несколько компонентов интеллектуальной культуры, рассматривается связь индивидуально-дифференцированного обучения с уровнями интеллектуальной культуры.
Ключевые слова: интеллектуальная культура, уровни, критерии и показатели интеллектуальной культуры, индивидуально-дифференцированный подход, младший школьник.
В учебно-поисковой и исследовательской деятельности происходит интенсивное формирование интеллектуальной культуры учащихся, способных реализовать свои интеллектуальные возможности в различных видах творческого поиска, учебно-воспитательную деятельность учащихся необходимо специальным образом организовать. Поскольку интеллектуальная культура младшего школьника не может ограничиваться рамками только умственной деятельности, а подразумевает активизацию рефлексивно-творческих механизмов развития личности и стимулирует ее коммуникативно-этическую составляющую, то и критерии интеллектуальной культуры, соответствующие личностно развивающей ситуации, не исчерпываются такими привычными учебными целями, как усвоение теоретических знаний и способов практической деятельности.
В качестве критерия сформированности интеллектуальной культуры младшего школьника мы выделили способность школьника использовать в разнообразных видах своей деятельности способы и методы интеллектуальной деятельности.
Результаты и успешность этой интеллектуальной деятельности часто зависят от сформированности основ интеллектуальной культуры личности, уровень которой определяется способностью человека использовать в этой деятельности доступные ему способы, методы, приемы и технологии. Для обозначения каждого уровня интеллектуальной культуры недостаточно выявить определенные способности как критерии. Необходимо также выявить показатели этих критериев [6, с. 59].
Отметим, что показателем определенных способностей как критериев сформированности того или иного уровня интеллектуальной культуры является определенный набор знаний, умений и навыков, а также качеств личности младшего школьника, необходимых для оперирования и применения способов в решении той или иной поставленной задачи. Выделение уровней связано с проблемой выбора критериев сформированности того или иного личностного образования.
Таким образом, разделяя взгляд на тесную связь между интеллектуальной культурой и творческой деятельностью, и опираясь на теорию формирования творческих умений в процессе, мы выявили три уровня интеллектуальной культуры младшего школьника:
- для опорного (низкого) уровня интеллектуальной культуры личности характерна способность переключения внимания, использование знаний, умений, навыков, главной особенностью которых будет их межпредметность, возможность их применения практически без изменений в различных видах деятельности; запоминание материала; рассуждение и планирование;
- для базового (среднего) уровня интеллектуальной культуры личности школьника характерна способность выделять главное, «видеть» неочевидное, быстро переключать внимание, находчивость, использовать знания, умения, навыки, характеризующиеся специфичностью, большей сложностью, в своей деятельности для решения задач и проблемных ситуаций, прочно запоминать материал, рассуждать и планировать;
- для логического (высокого) уровня интеллектуальной культуры младшего школьника характерна способность к мыслительной деятельности, комбинирование усвоенных знаний и умений, носящих межпредметный характер, принятие решения в нестандартных ситуациях, ведение альтернативного поиска средств и способов решения задач, осуществление оптимального выбора средств решения задач, прочное запоминание материала, способность анализировать, комбинировать, рассуждать и планировать.
Следует отметить, что в жизни человека много времени и сил отводится профессиональному становлению и совершенствованию, и именно высокий (логический) уровень интеллектуальной культуры становится одним из условий будущей профессиональной успешности личности.
При этом уровень интеллектуальной культуры мы напрямую связываем с индивидуально-дифференцированным обучением, поскольку за определенный уровень интеллектуальной культуры «отвечает» не только запас знаний, умений и навыков, но и их сочетание с некоторыми индивидуально-личностными чертами, которые в свою очередь, непосредственно отражаются на умственном развитии ребенка, включающего в себя стремление самостоятельного поиска новых знаний, гуманистическая ценностная ориентация, находчивость, сообразительность, интуиция, воображение, способность к синтезу, способность «видеть» неочевидное, выделять главное.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что уровень умственного развития нередко отождествляется со способностями к обучению, на основании которых школьника относят либо в группу одаренных, либо в группу малоразвитых детей, опираясь при этом на такие критерии, как скорость и легкость усвоения знаний, умение оперативно и адекватно отвечать на поставленные вопросы [1].
Таким образом, если способности наиболее слабого ученика класса принять за единицу, то способности наиболее сильного составят 15 единиц, т.е. будут в 15 раз выше. При этом показатели способностей могут быть дифференцированы: количество повторных восприятий короткого текста, потребовавшееся для запоминания его содержания, количество времени, потребовавшегося для самостоятельного решения математической задачи и т. д.
Одной из причин столь широкой дифференциации является диапазон возрастных различий детей, поступающих в школу. Во многих случаях даже за 2 - 3 месяца познавательные возможности ребенка значительно возрастают. Необходимо отметить, что многие дети 6-летнего возраста отличаются от сверстников прежде всего тем, что не принимают учебную деятельность за необходимую. И только спустя какое-то время (2,5 - 3 месяца) ребенок осознает, что он в школе не только для того, чтобы играть.
Следует отметить неправомерность отождествления умственного развития со способностями к обучению. Уровень умственного развития, а также связанные с ним личностные черты характера школьника не отличаются стабильностью.
Анализ научной литературы показывает, как сильно могут изменяться дети с возрастом в этом отношении, поэтому учитель, разделив класс на группы, руководствуясь умственным развитием детей и давая каждой группе задания соответствующей трудности, не всегда прав. Следует отметить, что очень многие дети, начав учение вполне благополучно, к концу обучения в школе становятся троечниками. Более того, встречаются явные предпочтения тех или иных предметов, и тогда трудно сделать вывод об умственном развитии ученика - так как неодинаковы его успехи в разных областях знаний. Например, некоторые сильно отстающие младшие школьники в развитии по правописанию, с программой по математике справляются на «отлично». Они
не только выполняют задания, но и находят оригинальные способы их выполнения. Отметим одну из причин затруднения обучения по русскому языку: логопедическая (учащиеся не выговаривают некоторые согласные). Все это создает трудности для дальнейшего восприятия материала по предмету [7, с. 16].
Более того, огромное значение для успехов ученика имеет и настрой учителя, его ожидания. Хорошо известен психологам эффект Розенталя-Якобсона. Исследователи, по имени которых названо описанное ими явление, показали, что некоторые учителя давали заведомо неправильную информацию о показателях умственного развития детей. Как выяснилось, последующие достижения учеников зависели от этой информации, то есть от первоначального или предварительно сложившегося мнения учителя о возможностях ученика. Те дети, которые воспринимались учителем как более одаренные (хотя таковыми не являлись), показали большие сдвиги в школьных достижениях по сравнению с детьми, которых учитель считал менее одаренными [2, с. 26].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что уровень интеллектуальной культуры младшего школьника весьма ненадежный и чересчур изменчивый критерий, за ним скрывается много различных факторов, влияющих на успешность учебной деятельности. Поэтому при осуществлении дифференциации всякую попытку производить деление учеников на группы на основании только показателей умственного развития можно предпринимать с большими оговорками. Более того, не менее изменчивы и черты характера ученика, влияющие на его учебную деятельность. Качества характера, входящие в компоненты интеллектуальной культуры младшего школьника: настойчивость, трудолюбие, усердие ребенка, берут начало с семьи и детского сада. Следует отметить, что в школе продолжается формирование волевых качеств, и от учителя во многом зависит дальнейшее развитие этих качеств и в целом уровень основ интеллектуальной культуры ученика. При этом, если учитель обращает на это особое внимание, старается стимулировать учебную активность детей, пытается пробудить их познавательные интересы, то успех в обучении гарантирован. Такое обучение будет не изнурительным скучным напряжением сил, а радостью для ученика, так как нормальное учение не может утомлять, оно должно искаться учеником [4, с. 51].
Таким образом, определение основ интеллектуальной культуры младшего школьника как системного целого образования сопряжено с представлением ее в виде взаимозависимости полифункциональной структуры, объединяющей в себе следующие компоненты и показатели:
- аксиологический, предполагающий способности к простому анализу и синтезу (мотивационно-ценностный показатель, включающий в себя позитивную ориентацию на интеллектуальную и умственную деятельность; стремление самостоятельного поиска новых знаний; познание, осознание, усвоение определенных ценностей);
- коммуникативно-этический компонент, предполагающий наличие социально значимых мотивов учения, проявление ответственного отношения к контактам и межличностному общению, личностно осознанная ответственность за совершаемые действия и поступки (оценочно-поведенческий показатель, включающий в себя демонстрацию и проявление этических норм, усвоение простых норм нравственности; личные нравственные убеждения; умение оценивать как свои, так чужие поступки и действия; стремление к познанию мира, справедливость);
- интеллектуально-содержательный компонент, предполагающий овладение элементарными знаниями на уровне свободной ориентировки, развитость интеллектуальных процессов и мыслительной деятельности, механизмов понимания и рефлексии, гибкость и адаптивность мышления, владение необходимыми теоретическими представлениями (познавательно-исследовательский показатель, включающий в себя системное владение знаниями, умениями, навыками и технологиями сформированно-сти определенного уровня логических действий, аналитического стиля мышления;
интерес школьников к новым открытиям и знаниям на уровне собственной мировоззренческой позиции);
- функционально-деятельностный компонент, предполагающий отражение развития умений, знаний и их воплощение в учебном процессе (операционно-технологический показатель, включающий в себя сформированный инструментарий, отвечающий за практическую подготовленность к самостоятельному применению и решению разновариантных задач; освоение конструктивно-творческих задач, лично-стно-репрезентирующие ситуации и т. д.; практическое решение творческих задач, соответствующих системному характеру современной интеллектуальной деятельности младшего школьника, анализировать ее, соотносить с собственной позицией).
Таким образом, учитель, ориентируясь на умственное развитие, выявляя природные задатки и способности младшего школьника, должен помнить о личностных качествах ученика, иметь ввиду, что эти индивидуальные особенности характеризуются непостоянством, колебаниями, изменчивостью. Поэтому педагог должен учитывать их с вполне определенной целью - стимулировать их развитие. При изучении одного предмета начального цикла может происходить формирование элементов как опорного, так и базового, и мыслительного уровней интеллектуальной культуры.
Это связано с тем, что формирование интеллектуальной культуры происходит непрерывно, и комплекс знаний, умений и навыков каждого уровня приобретается при изучении различных тем на протяжении всего обучения.
Необходимо отметить, что в процессе перехода младших школьников от опорного уровня к среднему и высшему активно используется индивидуально ориентированная учебная ситуация, которая подразумевает качественные изменения, как в индивидуальном плане личностных новообразований, так и в плане межличностных учебных взаимодействий и практической деятельности на занятиях. То есть, именно эта дидактическая единица адекватно определяет сущность интеллектуальной культуры младшего школьника, трактующаяся как определенный способ жизнедеятельности субъекта в образовательном пространстве; динамическое проявление влияния на личность внешних условий, а также связанная с этим «субъективация» (наделение личностным смыслом) предмета деятельности, с одной стороны, и активная экстериориза-ция внутренних диспозиций личности, проявляющихся в индивидуальном способе самовыражения и поведения; в учебной ситуации на занятиях «встречаются» и взаимодействуют личности учителя и ученика, «сходятся» целевые, содержательные и процессуальные аспекты обучения и, таким образом, создаются условия для организации полноценного дидактического процесса. Индивидуально-личностный подход существенно меняет представления об основных параметрах учебной ситуации, в частности, о постановке педагогических целей урока.
Таким образом, установленные нами критерии, уровни и показатели сформи-рованности интеллектуальной культуры младшего школьника базируются на педагогических традициях в сочетании с поиском новых созидательных элементов в учебно-познавательной деятельности.
Список литературы
1. Богданова Е. В., Болотова Е. А., Исаев И. Ф., Исаева Н. И. Опыт исследования психологических условий развития научного потенциала личности в контексте культуротворческого подхода. // Научные ведомости БелГУ. Гуманитарные науки. - № 12 (107) 2011 Выпуск 10.
2. Каткова Э. Н. Дифференцированные задания при работе над ошибками в решении задач. //Начальная школа. - № 6.2005.
3. Макоев А. З. Первое приближение к индивидуализации процесса обучения.- Оржо-никидзе, 2004.
4. Мартынович А. А. Дифференциация обучения младших подростков в процессе самостоятельной работы: Автореф.канд.дисс. - Л., 2000.
5. Окунев А. А. Спасибо за урок детям! - М., 2008.
6. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 2004.
7. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. - М., 2003.
LEVEL AND FACTORS SHAPING THE INTELLECTUAL CULTURE OF YOUNGER PUPILS
M. K. Ahmedova
The Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala
e-mail:
The paper regards the levels and factors of the the younger pupils intellectual culture formation. It observes the several interconnected components of the intellectual culture and factors of its determination.
Key words: intellectual culture, level, criteria and factors of the intellectual culture, individually differentiated approach, younger pupils.