СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 2. С. 143-14S.
УДК 36S.06S
ВОПРОСЫ ПРУДЕНЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА НА РОССИЙСКОМ СТРАХОВОМ РЫНКЕ
QUESTIONS OF PRUDENTIAL REGULATION AND SUPERVISION АT THE RUSSIAN INSURANCE MARKET
Н.В. Огорелкова N.V. Ogorelkova
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Изучены проблемы внедрения в российскую практику страхового регулирования норм пруденциального регулирования и надзора. На основе изучения построения системы пруденциальных страховых нормативов в Республике Казахстан проанализированы возможности использования различных экономических нормативов в качестве пруденциальных норм.
This article is devoted to the problems of implementing the standards of prudential regulation and supervision in Russian practice of insurance regulatory. Based on a study of building a system of prudential insurance standards in the Republic of Kazakhstan, author analyzes the possibilities of using different economic standards as prudential norms.
Ключевые слова: страховой рынок, пруденциальный страховой надзор, пруденциальное страховое регулирование, пруденциальные нормативы.
Key words: insurance market, the insurance prudential supervision, prudential insurance regulation, prudential standards.
В российской практике термин «страховое регулирование» используется редко, чаще употребляется термин, закрепленный законодательно, - «страховой надзор». Под страховым регулированием понимают создание соответствующей нормативно-правовой базы и системы специфических мер, направленных на обеспечение устойчивого развития страхового рынка. К ним относится разработка и принятие законов, регламентирующих деятельность страховых организаций, а также принятие соответствующими учреждениями, уполномоченными государством, нормативных актов, регламентирующих функционирование субъектов страхового дела. Основным содержанием страхового надзора является контроль за соблюдением страхового законодательства. Фактически страховой надзор является направлением страхового регулирования.
В законе РФ от 26 ноября 1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» отсутствует определение как страхового регулирования, так и страхового надзора. Можно привести
следующее определение страхового надзора из учебной литературы: «Система нормативных требований, предъявляемых к деятельности субъектов страхового дела, контроля за их соблюдением и применения санкций [1, с. 29].
Осуществление функций страхового регулирования и страхового надзора в нашей стране разделено на установление правовых норм и их применение. Функция по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере страховой деятельности возложена на орган страхового регулирования - Министерство финансов РФ. Функция контроля и надзора в сфере страховой детальности реализуется с апреля 2011 г. Федеральной службой по финансовым рынкам (см. таблицу).
Министерство финансов РФ, согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов РФ», принимает следующие нормативные акты в части регулирования страхового рынка: требования к финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщи-
© Н.В. Огорелкова, 2013
Органы страхового регулирования и надзора рынка в РФ
Направление Орган Цель
Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере страховой деятельности Орган страхового регулирования -Министерство финансов РФ Формирование нормативно-правовой базы регулирования страхового рынка
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела Орган страхового надзора - ФСФР Соблюдение страхового законодательства Предупреждение и пресечение нарушений участниками страхового рынка страхового законодательства Обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей,иных заинтересованных лиц и государства Эффективное развитие страхового дела
ков; правила формирования страховых резервов, порядок принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации; порядок продажи страхового портфеля иной страховой организации при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; порядок передачи страхового портфеля другой страховой организации либо страховым организациям при применении мер по предупреждению банкротства и т. д. [2].
К основным функциям Федеральной службы по финансовым рынкам в части страхового надзора, согласно постановлению Правительства РФ от 26 апреля 2011 г. № 326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков», относятся: контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий субъектам страхового дела; проведение аттестации страховых актуариев; ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела; обращение в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица; обобщение практики страхового надзора, разработка и представление предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора; осуществление расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями; принятие решения о назначении
временной администрации страховой организации и т. д. [3].
Однако традиционные методы страхового надзора, перечисленные выше, не всегда дают удовлетворительный результат, поскольку фиксируют уже произошедшие события. Так, в 2011-2012 гг. российский страховой рынок покинули, не выполнив свои обязательства, такие крупные компании, как «Ростра» (19-е место по взносам в 2010 г.), «Инногарант» (36-е место), «Росстрах» (40-е место), «Русские страховые традиции» (48-е место по взносам в 2011 г.). Основные «проблемные точки» в надежности российских страховых компаний - недорезер-вирование и недостаток реальных активов [4].
Для ранней диагностики проблемности важна регистрация потенциальной возможности осложнений через систему соответствующих показателей, или нормативов. Разработка таких показателей и их мониторинг составляют основу пруденциального регулирования и надзора на страховом рынке.
В литературе по страхованию практически нет определения пруденциального регулирования или надзора. Само название происходит от английского слова prudential - благоразумный, рассудительно-разумный, осторожный, отказывающийся от риска.
Так, например, с точки зрения Н.Ю. Каменской, «пруденциальное регулирование страхового рынка Российской Федерации можно охарактеризовать как систему норм государственно-властного характера, имеющую целью обеспечение стабильного и надежного функционирования страхового рынка в целом, а также защиту интересов страхователей (застрахованных лиц) с помощью государственной регистрации и лицензирования страховой деятельности, установления экономических нормативов функционирования страховых организаций и осуществления страхового надзора, главным инструментом которого выступает
применение мер воздействия (санкций) от имени государства» [5, с. 13].
По аналогии с понятием пруденциального регулирования в банковской сфере можно дать следующее определение пруденциального регулирования страхового рынка - это комплекс мер, обеспечивающих регулирующее воздействие на субъекты страхового дела в условиях рыночной экономики без вмешательства в их оперативную деятельность с целью ограничения риска их деятельности. Соответственно, пруденциальный страховой надзор - это контроль деятельности страховых и перестраховочных организаций на основании определенных показателей (индикаторов) в процессе их учреждения, осуществления страховой деятельности, реорганизации и ликвидации.
Цель пруденциального страхового регулирования - в обеспечении стабильности и надежности страхового рынка для осуществления страховой защиты государства, физических и юридических лиц, а также защите интересов потребителей страховых услуг.
В связи с этим можно выделить основные задачи пруденциального страхового регулирования:
- обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства;
- защита страхового рынка в целом;
- создание конкурентной среды на страховом рынке для снижения стоимости страховой защиты, внедрения новейших технологий и услуг и др.;
- обеспечение прозрачности деятельности страхового рынка в целом и каждого субъекта страхового дела в отдельности.
Пруденциальное регулирование не ставит задачей предотвратить банкротство каждого конкретно взятого страховщика, оно нацелено на защиту системного интереса и в этом смысле носит макроэкономический характер.
Учитывая вышеизложенное, можно выделить следующие функции пруденциального регулирования страховой деятельности:
1) превентивную, предназначенную для минимизации рисковой деятельности субъектов страхового дела;
2) защитную, призванную гарантировать интересы страхователей и других заинтересованных лиц в случае неисполнения страховщиками своих обязательств.
Достаточно полно содержание превентивной функции пруденциального регулирования раскрывается через следующие аспекты:
1)введение ограничений для субъектов экономической деятельности, желающих заняться страховым бизнесом, в форме их обязательной регистрации и лицензирования;
2) формулирование минимальных экономических стандартов страховой деятельности, касающихся достаточности капитала, ликвидности и платежеспособности страховых организаций, определяющих основные параметры их функционирования и тем самым сдерживающих их излишне рисковую активность (демпинг и пр.);
3) осуществление надзора за соответствием деятельности страховых организаций предписанным экономическим стандартам с целью контроля за стабильностью и надежностью функционирования страховой системы в целом [5, с. 14].
В настоящий момент в РФ пруденциальный надзор в страховании представлен на этапе предварительного надзора, а именно в процессе выдачи лицензии, при котором страховой надзор осуществляет предварительную проверку всех соискателей лицензии и всей представленной ими документации.
Экономические нормативы, направленные на ограничение рисков страховой организации, представлены: нормативом соотношения фактической и нормативной маржи платежеспособности страховщика, ограничениями на состав и структуры активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщика. Однако данные нормативы нельзя назвать пруденциальными нормами, так как они фиксируются редко (только ежеквартально в процессе сдачи отчетности страховщиками по истечении месяца и более после отчетной даты) и, соответственно, не дают возможности регулятору оперативно реагировать на их изменение.
Пруденциальное регулирование страхового рынка должно осуществляться посредством установления к субъектам страхового дела:
- норм, ограничивающих доступ к занятию страховой деятельностью, предусматривающих обязательную государственную регистрацию и лицензирование страховщиков;
- нормативов, направленных на ограничение рисков страховщиков (достаточности собственных средств; ликвидности; ограничения на структуру активов, принимаемых в покрытие собственных средств, и т. д.).
- норм, закрепляющих порядок и сроки представления отчетности страховыми организациями;
- норм контроля на этапах банкротства, финансового оздоровления, ликвидации;
- ответственности страховщиков за нарушение пруденциальных нормативов и нерас-крытие информации;
и соблюдения:
- требований к системе управления рисками страховщика;
- требований к системе внутреннего контроля страховщика;
- требований к раскрытию информации страховщиком;
- правил (стандартов) предоставления страховых услуг.
Интересно обратиться к опыту установления пруденциальных нормативов в Республике Казахстан, где они внедрены еще в 2006 г. Законом «О страховой деятельности» (ст. 46) для надзора за платежеспособностью и финансовой устойчивостью страховой (перестраховочной) организации предусмотрено соблюдение следующих пруденциальных норм и лимитов [6]:
1) минимального размера уставного капитала;
2) минимального размера гарантийного фонда;
3) минимального размера маржи платежеспособности;
4) норматива достаточности маржи платежеспособности и гарантийного фонда;
5) норматива достаточности высоколиквидных активов;
6) нормативов диверсификации активов.
Страховщики в Казахстане с 1 января
2011 г. производят расчет данных нормативов ежедневно (отслеживается соблюдение нормативов), предоставляют отчетность ежедекадно и ежемесячно.
Первые два показателя (минимальный размер уставного капитала и минимальный размер гарантийного фонда) устанавливаются законодательно в зависимости от отрасли страхования. Минимальный размер маржи платежеспособности - показатель, рассчитываемый отдельно для страховщиков, осуществляющих общее страхование, или в процентах от полученных страховых премий, или от произведенных страховых выплат.
Норматив достаточности фактической маржи платежеспособности рассчитывается как отношение фактической маржи платежеспособности к минимальному размеру маржи платежеспособности и должен быть не менее единицы. Если минимальный размер маржи платежеспособности меньше минимального гаран-
тийного фонда, то минимальный размер маржи платежеспособности составляет величина, равная минимальному гарантийному фонду. Минимальный размер маржи платежеспособности или гарантийного фонда страховой (перестраховочной) организации увеличивается на сумму передаваемых (переданных) в перестрахование страховых премий по действующим договорам перестрахования в зависимости от рейтинговой оценки перестраховщика.
Норматив достаточности высоколиквидных активов рассчитывается как отношение стоимости высоколиквидных активов к сумме страховых резервов за минусом доли перестраховщика и должен быть не менее единицы.
Нормативы диверсификации активов (всего девять) устанавливаются в процентах от суммы активов страховых (перестраховочных) организаций за вычетом активов перестрахования (в РФ ограничения по активам, принимаемым в покрытие страховых резервов, устанавливаются в процентах от размеров страховых резервов). В Республике Казахстан в отличие от РФ нет отдельных требований к активами, принимаемым в покрытие страховых резервов, и к активам, принимаемым для покрытия собственных средств страховщика.
Нормативы диверсификации устанавливаются на следующие виды активов [7]:
- суммарное размещение в ценные бумаги (с учетом операций РЕПО), вклады и деньги в одном банке второго уровня и аффилированных лиц данного банка;
- суммарное размещение в ценные бумаги (с учетом операций РЕПО) и деньги в одном юридическом лице, не являющемся банком второго уровня, и аффилированных лицах данного юридического лица;
- суммарное размещение в ценные бумаги (с учетом операций РЕПО), имеющие статус государственных, выпущенные центральным правительством иностранного государства;
- суммарное размещение в ценные бумаги (с учетом операций РЕПО) международной финансовой организации установленного статуса;
- сделки «Обратного РЕПО», совершаемые с участием активов страховых (перестраховочных) организаций;
- аффинированные драгоценные металлы и металлические счета;
- суммарный размер займов страхователям страховой организации, осуществляющей деятельность в отрасли «страхование жизни»;
- суммарный размер инвестиций в паи одного инвестиционного фонда;
- суммарный размер инвестиций в долговые ценные бумаги, выпущенные местными исполнительными органами Республики Казахстан.
Для хеджирования разрешено использовать производные финансовые инструменты: фьючерсы, опционы, свопы, но установлены его пределы - не более 50 % от размера инвестиций в объект хеджирования (базовый актив).
Дополнительные пруденциальные нормативы и ограничения:
- максимальный размер собственного удержания страховой (перестраховочной) организации по отдельному договору страхования или перестрахования не может превышать фактический размер маржи платежеспособности;
- дополнительные требования к минимальному уровню маржи платежеспособности предъявляются для страховых организаций, осуществляющих деятельность по ипотечному страхованию и обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, а также к порядку расчета страховых резервов для страховой организации, осуществляющей деятельность по ипотечному страхованию [7].
Бесспорно, накопленный опыт установления пруденциальных нормативов в Республике Казахстан должен быть использован при разработке соответствующих нормативов в РФ. При этом, по нашему мнению, первые два норматива - минимальный размер уставного капитала и минимальный размер гарантийного фонда - вводить нецелесообразно, так как они не рассчитываются, а устанавливаются на законодательном уровне.
В российской практике оценки платёжеспособности страховых организаций, основанной на требованиях Solvency I, используются показатели фактической и нормативной маржи платежеспособности, и уже существующее требование к превышению фактической маржи над нормативной может стать соответствующим нормативом, рассчитываемым в порядке пруденциального надзора. С внедрением в практику страховщиков отчетности по МСФО и перспективами перехода к Solvency II данный норматив будет соответственно трансформироваться.
Российский аналог нормативов достаточности высоколиквидных активов и норматива диверсификации активов - показатели формы № 7 - страховщик «Отчет о размещении страховых резервов» и формы № 14 - страховщик «Отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховой ор-
ганизации». Другое дело, что, возможно, необходимо укрупнить группы активов, тем самым сократить количество нормативов и представлять их в отчетности в относительном виде.
Помимо вышеуказанных показателей, считаем целесообразным ввести в практику российского пруденциального страхового надзора следующие экономические нормативы:
- норматив на долю активов, размещённых у аффилированных лиц или контролирующего лица;
- норматив собственного удержания страховой организации по отдельному договору страхования или перестрахования, устанавливаемый как фиксированная доля от фактической маржи платежеспособности;
- норматив обязательств страховщика (перестраховщика) по нескольким (5-10) наиболее крупным договорам страхования (перестрахования);
- норматив (ограничение) на величину забалансовых обязательств;
- предельный размер неденежных вкладов в уставный капитал страховой организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;
- нормативы расходов на ведение дела в страховой премии, дифференцированные по видам страхования;
- норматив ликвидности страховой организации, рассчитываемый как отношение высоколиквидных активов (перечень установить) к страховым резервам. Таким образом, будут установлены не только требования к покрытию страховых резервов качественными активами, но и требования ликвидности части данных активов.
В рамках пруденциального регулирования возможно также установление следующих требований:
- наличие системы управления рисками страховщиком, внутренних документов, содержащих стратегии, процессы и порядок предоставления отчетности, необходимые для постоянного выявления, оценки, мониторинга, управления и информирования по возникающим или возможным рискам, а также наличие подразделения, отвечающего за данные вопросы;
- наличие системы внутреннего контроля страховщика (существование внутренних документов, регламентирующих административные и бухгалтерские процедуры внутреннего контроля, обязательность подразделения (должности) по внутреннему контролю и т. д.);
- наличие в штате актуария;
- выполнение требований по прозрачности страховщиков (ежемесячная публикация на сайте информации по выполнению пруден-циалных нормативов, а также всех форм финансовой отчетности и отчетности, предоставляемой в порядке надзора);
- соблюдение правил предоставления страховых услуг и выплат страховых возмещений (например, количество заявленных страховых событий, процент жалоб и пр.)
Таким образом, переход к пруденциальным принципам регулирования российского страхового рынка - вопрос уже решенный. Необходимо дальнейшее изучение уже сложившейся практики пруденциального страхового надзора за рубежом, его анализ и переосмысление, а также адаптация такой практики к российским условиям.
1. Орланюк-Малицкая Л. А. и др. Страховое дело : учебник. - М. : Академия, 2003. -204 с.
2. О Министерстве финансов РФ : постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (с изменениями и дополнениями). Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Версия Проф.
3. О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков : постановление Пра-
вительства РФ от 26 апреля 2011 г. № 326 (с изменениями и дополнениями). Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Версия Проф.
4. К вопросу о стратегии развития страхового рынка, подготовленной Oliver Wyman под эгидой ВСС. - URL: http://www.raexpert.ru/ project/insur_future/2012-1/resume (дата обращения: 28.02.2013).
5. Каменская Н. Ю. Инновационный подход к развитию регулирования и контроля страхового рынка Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2012. - 26 с.
6. О страховой деятельности : закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 г. № 126-II (с изменениями и дополнениями). - URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00430 - Казахстан (дата обращения: 28.02.2013).
7. Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации, норматива достаточности маржи платежеспособности страховой группы, формах и сроках представления отчетов о выполнении пруденциальных нормативов : постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 22 августа 2008 г. № 131 (с изменениями и дополнениями). - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ V080005331_ (дата обращения: 28.02.2013).