Научная статья на тему 'Глобальная экономика и образцы лучших мировых практик государственного регулирования страхового рынка'

Глобальная экономика и образцы лучших мировых практик государственного регулирования страхового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1080
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАДЗОР / СТРАХОВЩИК / РЕГУЛЯТОР / INSURANCE / STATE REGULATION / SUPERVISION / INSURER / REGULATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шокин Виктор Олегович

В рамках статьи проанализированы лучшие практики государственного регулирования национального рынка страховых услуг в развитых странах (США, Евросоюз и Япония), а также рассмотрены подходы к организации государственного регулирования страховой деятельности, рекомендуемые к внедрению Международной ассоциацией страховых надзоров в рамках совершенствования процедур государственного регулирования страховой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global economy and examples of the best world practices of state regulation of the insurance market

Within article the best practicians of state regulation of the national market of insurance services in developed countries (the USA, the European Union and Japan) are analysed, and also the approaches to the organization of state regulation of an insurance activity recommended for implementation of insurance supervisions by International association within enhancement of procedures of state regulation of insurance activity are considered.

Текст научной работы на тему «Глобальная экономика и образцы лучших мировых практик государственного регулирования страхового рынка»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 1 • январь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

Глобальная экономика и образцы лучших мировых практик государственного регулирования страхового рынка

Шокин В.О. 1

1 Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В рамках статьи проанализированы лучшие практики государственного регулирования национального рынка страховых услуг в развитых странах (США, Евросоюз и Япония), а также рассмотрены подходы к организации государственного регулирования страховой деятельности, рекомендуемые к внедрению Международной ассоциацией страховых надзоров в рамках совершенствования процедур государственного регулирования страховой деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: страхование, государственное регулирование, надзор, страховщик, регулятор.

Global economy and examples of the best world practices of state regulation of the insurance market

Shokin V.O.1

1 Limited liability company Sberbank Life Insurance insurance company, Moscow, Russia, Russia

введение.

Регулирование страховой деятельности со стороны государства в той или иной форме и степени реализовано во всех странах мира. Существующие модели универсальны в части ключевых параметров и одновременно различаются деталями, свойственными национальным системам регулирования. В целях эффективного развития страхового рынка РФ, целесообразно рассмотреть зарубежный опыт госрегулирования, проанализировать используемые для защиты и развития страхового рынка инструменты.

Государственное регулирование - система мер воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для функционирования рыночного механизма, обеспечивающего достижение поставленных целей развития государства (включая решения экономических и социальных проблем).

При этом в качестве методов государственного регулирования страховой деятельности определяют:

• правовые методы - установление государством правил ведения деятельности, определяющих условия заключения и исполнения страховых договоров, обеспечения прав и интересов участников страховых взаимоотношений;

• экономические методы - государственное стимулирование страховой деятельности путем норм налогообложения и бюджетной политики;

• административные методы - государственный контроль за соблюдением страхового законодательства, лицензирование, требования к устойчивости и платежеспособности.

Базу государственного регулирования страховой деятельности обеспечивает совокупность административных институтов, составляющих инфраструктуру системы. В экономической системе рыночного типа государственная власть и, соответственно, регулирование страховой области реализуется посредством органов страхового надзора (далее - Регулятор). В механизме регулирования национальной системы страхования Регулятору принадлежит определяющая роль. Национальным законодательством государств регламентируются правовой статус Регулятора, его основные задачи, функции и права, структура его центральных органов и территориальных подразделений.

Для различных государств характерны несколько специфических моделей организации деятельности Регулятора:

- либеральная модель регулирования - правовая система англо-саксонского типа (общее или прецедентное право), где внимание уделяется контролю финансового

ABSTRACT:_

Within article the best practicians of state regulation of the national market of insurance services in developed countries (the USA, the European Union and Japan) are analysed, and also the approaches to the organization of state regulation of an insurance activity recommended for implementation of insurance supervisions by International association within enhancement of procedures of state regulation of insurance activity are considered.

KEYWORDS: insurance, state regulation, supervision, insurer, regulator

Received: 01.01.2017 / Published: 16.01.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Shokin V.O. (voshokin0sberinsur.ru)

CITATION:_

Shokin V.O. (2017) Globalnaya ekonomika i obraztsy luchshikh mirovyh praktik gosudarstvennogo regulirovaniya strakhovogo rynka [Global economy and examples of the best world practices of state regulation of the insurance market]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (1). - 89-109. doi: 10.18334/rp.18.1.37164

состояния компаний на основе изучения их отчетности; отсутствует жесткая регламентация страховых операций, утверждение страховых тарифов и т. д.;

- континентальная модель регулирования - правовая система континентального типа («романо-германская» или «кодифицированная»); в ней действуют жесткие правила организации страхового дела, единство нормативного регулирования в стране, контроль и надзор централизован, возможно развитие институтов саморегулирования.

Так, в Российской Федерации, как и в ряде основных государств ЕС (таких как, Франция, Германия и др.), а также в Японии организация страхового надзора едина на всей территории государства. В силу чего в указанных государствах реализуется принцип приоритета федеральных органов власти и федерального законодательства, а регулирование осуществляется на федеральном уровне.

Существует также принцип комбинированного регулирования, когда ключевые аспекты страховой деятельности регулируются на федеральном уровне, при этом часть полномочий переданы властям регионов. Так, в Германии реализована подобная смешанная форма надзора.

Третий принцип заключается в децентрализации регуляторных функций (например, в США) и реализуется через полное отсутствие федерального страхового законодательства, при этом функции по регулированию области страхования реализованы на уровне каждого отдельного штата. Хотя необходимо отметить, что на основании уроков кризисов 90-х годов 20 века, а также нулевых годов 21 века США начали постепенное смещение от децентрализованной модели к комбинированному регулированию.

1. Ключевые принципы госрегулирования в США

Основной целью государственного регулирования страховой отрасли в США является защита американского потребителя. Государственные системы доступны и подотчетны общественному потребителю и чувствительны к локальным социально-экономическим условиям.

По состоянию на 31.12.2015 в США вели свою деятельность 5 926 страховых компаний [1], которые получили результаты, представленные на рисунке 1.

ОБ АВТОРЕ:_

Шокин Виктор Олегович, руководитель Управления внутреннего аудита (уозЬоктйзЬеппзигги)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Шокин В.О. Глобальная экономика и образцы лучших мировых практик государственного регулирования страхового рынка // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 1. - С. 89-109. с1о1: 10.18334/гр.18.1.37164

В соответствии с Конституцией США и с разрешения Конгресса, законодательным органам штатов предоставлено право разрабатывать и принимать законы штата, касающиеся страхования, и вносить поправки в действующую систему законодательства.

Примечательно, что данное право закреплено в Акте МакКарена - Фергюсона (An Act to express the intent of Congress with reference to the regulation of the business of insurance, 1945).

Для обеспечения координации регулирования компаний, осуществляющих свою деятельность в нескольких штатах, была учреждена Национальная Ассоциация страховых комиссаров (NAIC - National Association of Insurance Commissioners), состоящая из представителей Регуляторов всех 50 штатов, федерального округа Колумбия и всех зарубежных территорий. NAIC описывает себя как «...транспортное средство для отдельных государственных регулирующих органов для координации их деятельности и совместного использования ресурсов» [3].

Очередной попыткой внести изменения в систему регулирования страхования в США, стал закон Грэмма - Лича - Блайли (Gramm - Leach - Bliley Act, далее - GLBA) 1999 года, посредством которого значительным образом была перестроена система регулирования финансовой отрасли США.

Результатом GLBA стало создание новой конкурентоспособной рыночной парадигмы, в которой страховые компании оказались, в силу продуктового разнообразия, в прямой конкуренции с инвестиционными компаниями, взаимными фондами и коммерческими банками. Вследствие чего ожидалось усиление консолидации рынка посредством кросс-секторальных слияний, например, банка и страховщика, либо страховщика и инвестиционной компании, но этого не произошло,1 и консолидация рынка пошла моносекторальным путем: отдельно - банковская, и отдельно - страховая.

Создание на основании Закона Додда - Франка (Dodd - Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act of 2010)2 Федерального страхового бюро (FIO), обеспечило механизм определения национальных приоритетов реформирования и развития страхования, а также реализовало полномочия по контролю всех аспектов страховой деятельности, а также представлению США по пруденциальным аспектам международных вопросов страхования, в том числе в Международной ассоциации страховых надзоров. Кроме того, FIO выступает в качестве консультативного члена Совета по надзору за финансовой стабильностью США [4].

Таким образом, актуальная «архитектура» участия США в мировой системе регулирования страхования [5] (Baird Webel, 2015) представлена на рисунке 2.

1 Несостоявшееся объединение одного из крупнейших банков Citybank с одним из крупнейших страховщиков Travellers.

2 Закон Криса Додда и Барни Франка подписан Б. Обамой 21.07.2010 г. и вступил в силу 15.07.2011 года. Предусматривает самые серьезные, после Великой Депрессии 1929 г., изменения в регулировании финансовой отрасли - исключения ситуации «too big to fail».

Рисунок 1.Структура подписанной страховой премии, 2015 г. (млрд долл., %; всего -1 156 млрд долл.).

Источник: http://www.iii.org/fact-statistic/industry-overview.

Примечание: страховая отрасль РФ по итогам 2014 г. занимала по объему рынка в 26 млрд долл. 27-е место в мировом рейтинге1, при этом ее структура (в аналитике «жизнь» - «не жизнь») представляла 11% на 89%.

Для прямого выполнения задач регулирования страховой отрасли, в каждом штате создан и функционирует Страховой департамент.

Департамент страхования несет ответственность за выполнение следующих функций:

- регистрация и признание страховщиков в соответствии с их юридическим статусом:

внутренний - компания учреждена и ведет свою деятельность в границах одного штата;

федеральный - компания учреждена в одном штате, а ведет операционную деятельность в другом, либо в нескольких штатах;

внешний - компания учреждена за границами США, но ведет свою операционную деятельность в одном, либо нескольких штатах.

- установление требований к размеру капитала страховщиков и требований к их платежеспособности;

- установление требований к техническим резервам страховщика;

- установление требований к налогообложению страховщика;

- регистрация формы полиса/полисов страховщика;

- контроль за осуществлением страховщиком операционной деятельности;

- контроль за распределением прибыли и покрытием убытков страховщиком;

- регулирование и контроль иных норм, предусмотренных действующим законодательством.

В момент учреждения Страховщик получает от штата (по месту учреждения) устав/сертификат, подтверждающий легальность его учреждения. После этого необходимо получить лицензию штата на осуществление страховой деятельности.

1 http://www.swissre.com/media/news_releases/Stronger_advanced_markets_performance _boosts_insurance_ industry_growth_in_2014.html.

Мировая структура

Аналог в США

Национальные регуляторы

внедряют стандарты МАСН в

национальное законодательство и надзор

ФРС

Лидеры G-20 Совет по финансовой стабильности определяет повестку дня и управляет процессом выработки фи на нсовых ста ндартов

Президент США ФРС Казначейство Комиссия по ценным бумагам

МАСН вырабатывает и публикует стандарты и лучшую мировую практику

ФРС

Федеральная комиссия по страхованию NAIC

Регуляторы индивидуальных штатов

Локальные регуляторы

внедряют стандарты МАСН в

национальное законодательство и надзор

Регуляторы индивидуальных штатов

Рисунок 2. «Архитектура» участия США в мировой системе регулирования страхования. Источник: составлено автором.

Лицензия требуется для всех компаний вне зависимости от их юридического статуса (см. выше). Нормативные требования к страховщикам, как правило, в значительной мере едины по всем штатам, однако для федерального или внешнего страховщика будет необходимо назначить лицо-резидента лицензирующего штата на должность поверенного в делах. Это необходимо на случай вовлечения страховщика в судебные процессы на территории штата. Также страховщику необходимо разместить ценные бумаги, обеспечивающие гарантийный фонд для осуществления страховых выплат держателям полисов, проживающих в данном штате.

Помимо принципов лицензирования деятельности, к страховщикам предъявляются требования в части надежности и финансовой устойчивости. Кроме фундаментального критерия минимального размера уставного капитала, к страховщикам применяются следующие требования:

- достаточность разрешенных активов - активов, отраженных в бухгалтерском балансе и принимаемых в расчет покрытия технических резервов и собственных средств страховщика;

- полнота и корректность технических резервов - отраженные в балансе обязательства страховщика перед полисодержателями;

- инвестиционная политика и операции - ограничение страховщика в осуществлении операций с ненадлежащими активами и избыточным риском, которые могут поставить под угрозу финансовую устойчивость страховщика;

- лимитирование расходов - нормативное ограничение на объем административных расходов, необходимых для обеспечения деятельности страховщика (данное ограничение установлено не во всех штатах);

- финансовый результат деятельности - прибыль или убыток от деятельности страховщика за отчетный период;

- капитал, взвешенный с учетом риска (CAR) - капитал страховщика должен быть рассчитан с учетом рискованности проводимых им страховых и инвестиционных операций. Для этой цели выделяются четыре группы рисков:

• риск страховых операций;

• риск неблагоприятного изменения процентных ставок;

• риск дефолта эмитентов активов;

• общий деловой риск.

После чего фактический объем собственного капитала страховщика сравнивается с полученным расчетным значением, и для принятия решений Регулятором установлена следующая градация коэффициента CaR (табл. 1).

С целью защиты интересов потребителей страховых услуг, а также для предотвращения недобросовестной конкуренции, в США был разработан и принят закон Producer Licensing Model Act, который регулирует деятельность страховых посредников. Дополнительно к нему, в 1973 г. по инициативе NAIC был принят Закон о лицензировании посреднической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях реализации контроля за деятельностью страховых посредников, в 1996 г. было организовано некоммерческое частно-государственное партнерство National Insurance Producer Registry (NIPR)3, поддерживающее работу Департаментов страхования штатов и NAIC в процессе лицензирования страховых посредников, а также обеспечивающее повышение эффективности и рациональности процесса контроля за такими посредниками на пользу регулятору, страховой отрасли и потребителям страховых услуг4.

Посредническая деятельность на рынке страховых услуг США подлежит обязательному лицензированию.

3 http://www.nipr.com.

4 http://www.nipr.com/index_about.htm.

Таблица 1

Необходимость принятия мер Регулятором в зависимости от коэффициента достаточности капитала (СаШ

№ Значение коэффициента CaR,% Необходимые действия

1 Свыше 100 Страховщик в полной мере соответствует нормативным требованиям. Дополнительных действий со стороны Регулятора не требуется.

2 От 75 до 100 Необходимо предоставление страховщиком Регулятору плана увеличения объема собственного капитала до нормативного значения. Регулятор берет страховщика на специальный контроль.

3 От 50 до 75 Необходимо предоставление страховщиком Регулятору плана финансового оздоровления компании. Регулятор держит страхов-щика на специальном контроле, но сверх - могут потребоваться дополнительные действия Регулятора.

4 Менее 50 Регулятором вводится внешнее управление страховщиком. Может быть произведена передача страхового портфеля иному страховщику, либо инициирована процедура ликвидации страховщика.

Источник: составлено автором.

Действующими нормативными актами страховщикам предписывается письменно уведомлять Регулятор о каждом назначении страхового посредника и уплатить пошлину за каждый разрешенный такому посреднику вид страхования. При условии регулярной оплаты пошлины, «назначение» посредника продолжает действовать до момента отзыва, либо аннуляции его лицензии.

2. Ключевые принципы госрегулирования в ЕС

Страны Европейского союза разработали и внедрили собственные национальные системы регулирования страховой области, работающие на условиях взаимной координации, осуществляемой посредством директив ЕС. Цель принятия директив состоит в унификации и открытии страхового рынка в пределах ЕС, а также ликвидации барьеров в торговле страховыми услугами между странами ЕС, что, однако, не означает введения однородной регулирующей системы.

Ключевые цели единого европейского регулирования страхового рынка сформулированы как:

- защита потребителей услуг;

- конкуренция и инновации;

- единый рынок, включающий в себя гармонизированное законодательство, надзор и регулирование;

- финансовая стабильность участников рынка.

В рамках проекта Solvency II ЕС создал новый европейский регулятор страховой и пенсионной деятельности (EIOPA) [6] с ключевой функцией разработки норм и правил межгосударственного регулирования. Ожидаемое повышение эффективности

системы регулирования в ЕС сможет улучшить конкурентную позицию страховщиков ЕС по сравнению с главными торговыми партнерами и конкурентами - страховыми компаниями США.

Автор считает целесообразным рассмотреть вопрос регулирования страхового рынка на примере Германии, как наиболее крупного страхового рынка в Европе и третьего в мире. При этом в Германии действует достаточно большое количество зарубежных страховых компаний (в основном из Великобритании, Бельгии и Франции), что делает страховой рынок этой страны репрезентативным обобщающим примером принципов регулирования страхового рынка в странах ЕС.

В Германии деятельность в области страхования осуществляется в условиях достаточно жесткого государственного регулирования, в соответствии с которым все компании, действующие на страховом рынке Германии, подлежат надзору со стороны Федерального органа по надзору за рынком финансовых услуг (Bundesanstalt ft>r Finanzdienstleistung-saufsicht - BaFin., далее - Регулятор), который был образован 1 мая 2002 г. путем слияния трех организаций - Федеральной службы надзора за рынком кредитов, Федеральной службы надзора за рынком страхования и Федеральной службы надзора за рынком ценных бумаг, которые стали основой трех главных подразделений нового федерального Регулятора.

Главная цель Регулятора - обеспечение дееспособности, целостности и стабильности финансовой системы Германии.

Основным национальным законом, действующим в настоящее время в Германии, является Закон от 1983 г. «О государственном страховом надзоре» (нем. -Versicheringsaufsichtsgesetz, далее - VAG)5 с последующими внесенными изменениями и дополнениями.

Следует обратить внимание на высокую лояльность германского законодательства к компаниям, осуществляющим исключительно перестраховочную деятельность (к ним применяются лишь отдельные положения Закона VAG), заключающуюся в следующем:

- перестраховочные акционерные общества подлежат только ограниченному финансовому надзору (§ 1 абз. 2 VAG);

- не требуется разрешение Регулятора на осуществление деятельности - достаточно лишь уведомить Регулятор о начале соответствующей деятельности;

- не распространяются требования о минимальном уровне маржи платежеспособности и достаточности собственных средств перестраховщика.

Иностранные перестраховщики в Германии вообще не поднадзорны, т. е. могут действовать трансгранично (без каких-либо форм коммерческого присутствия на территории Германии), и к ним не применяется никаких ограничений.

5 Gesetz über die Beaufsichtigung der Versicherungsunternehmen (Versicherungsaufsichtsgesetz -VAG), 01.04.2015.

3. Ключевые принципы госрегулирования в Японии

Рынок страхования в Японии является одним из крупнейших мировых рынков, уступая по своему объему только рынкам США и Европейского союза. На долю японского рынка приходится около 80% всех страховых премий по страхованию жизни, собранных в Азиатском регионе, а также около 70% всех страховых премий по страхованию иному, чем страхование жизни, собранных в мире.

В связи с задекларированной либерализацией страховой отрасли, государство жестко регламентирует и контролирует ведение бизнеса страховщиками. Для этого Министерству финансов в лице Агентства Финансовых услуг6 (далее - «АФУ») предоставлены широкие права в части регулирования страховой отрасли.

В момент учреждения, участники вновь созданного страховщика должны не только произвести оплату уставного капитала, но и разместить на депозитном счете Министерства финансов установленную законом сумму денежных средств, либо эквивалент в обращаемых на бирже ценных бумагах.

Зарубежные страховщики не имеют права вести страховую деятельность на территории Японии без получения соответствующей лицензии Министерства финансов Японии. Во всем остальном требования, предъявляемые Регулятором к зарубежным страховщикам, полностью идентичны требованиям, предъявляемым к национальным страховщикам.

Особое внимание уделяется как Регулятором, так и собственно участниками рынка вопросу соответствия нормативному значению показателя уровня общей платежеспособности (табл. 2).

4. Ключевые принципы госрегулирования, предусмотренные МАСН

С целью реализации задач межгосударственной интеграции регулирования страхового рынка, в 1994 г. была создана Международная Ассоциация Органов Страхового Надзора (1А18)7, являющаяся добровольной членской организацией органов страхового надзора и регуляторов из более чем 200 юрисдикций почти в 140 странах.

МАСН является органом установления международных стандартов, отвечающим за разработку принципов, стандартов и других вспомогательных материалов

6 Financial Services Agency (FSA) - японская государственная организация, осуществляющая надзор за банковской деятельностью, торговлей ценными бумагами и валютообменными операциями, а также за страхованием, с целью обеспечения стабильности финансовой системы Японии. Возглавляет АФУ уполномоченный, подотчётный Министерству финансов Японии. АФУ является куратором Комиссии по надзору за ценными бумагами и биржевой торговле (англ. Securities and Exchange Surveillance Commission) и Совета по надзору за сертифицированными общественными бухгалтерами и аудиту (англ. Certified Public Accountants and Auditing Oversight Board).

7 Далее по тексту - «МАСН».

Таблица 2

Критерии платежеспособности страховщика и мер реагирования Регулятора

№ Уровень платежеспособности^ Оценка Необходимые действия Агентства финансового надзора

1 > 200 Платежеспособность обеспечена Дополнительные действия не требуются

2 100-200 Частичное нарушение платежеспособности У страховщика требуется бизнес-план восстановления платежеспособности

3 0-100 Стойкая утрата платежеспособности Применяются следующие меры воздействия: - запрет на выплату дивидендов и премий менеджменту страховщика или ограничение таких выплат; - запрет на выплату дивидендов собственникам или их снижение; - требование корректировки страхового тарифа; - ограничение расходов на ведение дела; - ограничение или запрет на отдельные виды активов, в которые могут быть размещены страховые резервы; - ограничение масштабов деятельности компании по отдельным страховым продуктам; - ликвидация/продажа филиалов и др.

4 < 0 Полная утрата платежеспособности Отзыв (временный, либо окончательный) лицензии на осуществление страховой деятельности по всем или части видов страхования.

Источник: составлено автором.

для надзора за страховой отраслью, оказание содействия в их применении, а также за обеспечение глобальной финансовой стабильности за счет улучшения надзора над сферой страхования и перестрахования, разработки стандартов и методов контроля, развития сотрудничества и обмена соответствующей информацией между странами для более эффективного развития национальных рынков. Свои задачи в области разработки международных стандартов МАСН выполняет посредством разработки Основных принципов страхования (далее по тексту - ОПС), предусматривающих контроль за областью страхования в общемировом масштабе [7].

Предписания ОПС - это наивысший уровень в иерархии нормативных документов МАСН, и они описывают основные элементы, которые должны присутствовать в режиме надзора для содействия развитию эффективного в финансовом отношении страхового сектора и обеспечения надлежащего уровня защиты страхователей. ОПС применяются к страховому надзору во всех юрисдикциях вне зависимости от уровня развития или сложности рынков страхования и типа страховых продуктов или услуг, находящихся под надзором.

Таблица 3

Сравнительные анализ соответствия принципов регуляторной базы в РФ мировым стандартам

# № ОПС Краткое содержание Реализовано в РФ

1 one 4 Лицензирование 4.1 .4. В некоторых регионах ряд юрисдикции согласовал систему паспортизации как способ признания лицензий друг друга. Это обеспечивает возможность для страховщиков, учрежденных в одной из юрисдикции открывать филиалы и предоставлять страховые услуги трансгранично на основании разрешения их национальной юрисдикции на ведение страховой деятельности, то есть паспорта. Нет

4.1.6. Методы лицензирования могут отличаться в различных юрисдикциях для того, чтобы принимать во внимание характер, масштабы и сложность организации, осуществляющей страховую деятельность. В некоторых юрисдикциях может быть разрешена регистрация, которая является менее официальным процессом, для незначительных организаций (например, ограниченный географический охват, ограниченный размер и ограниченное количество видов страхования) для целей лицензирования. В таких ситуациях законодательство должно четко устанавливать применимость, требования и процесс регистрации. Нет

4.3.4. Если страховщик желает получить лицензию на страхование жизни и виды страхования, не связанные со страхованием жизни, он должен продемонстрировать кудовлетворению надзорного органа, что его процессы управления рисками являются адекватными для управления рисками, отдельно для каждого направления бизнеса как на основе непрерывности деятельности, так и на основе ликвидации. Нет

2 ОПС 8 Управление рисками и внутренние контрольные процедуры 8.3.2 Функция управления рисками должна иметь доступ к Совету и отчитываться перед ним, кактого требует Совет, обычно по таким вопросам, как: - оценка позиций риска и подверженности риску и шагов, предпринятых для их управления; - оценка изменений в профиле рисков страховщика; - если необходимо, оценка предварительно определенных лимитов риска; - в соответствующих случаях, управление рисками имеет значение в связи со стратегическими вопросами, такими как корпоративная стратегия, слияния и приобретения и крупные проекты и инвестиции; - оценка событий риска и определение надлежащего устранения недостатков. 8.3.3 Глава функции управления рисками должен иметь полномочие и обязательство своевременно информировать Совет о любом обстоятельстве, которое может иметь существенное воздействие на систему управления рисками страховщика.

8.5.5 Актуарная функция должна выполнять такую деятельность, которая требуется для того, чтобы оценить и предоставить консультацию страховщику относительно технических резервов, премий и ценообразования и соответствия связанным установленным законом и нормативным требованиям. Актуарная функция оценивает и предоставляет консультации по таким вопросам, как: страховые и финансовые риски страховщика; инвестиционная политика страховщика и оценка активов; позиция платежеспособности страховщика, включая расчет минимального капитала, требуемого в регулирующих целях, резервов на выплаты по обязательствам и возможные потери; предполагаемая позиция платежеспособности страховщика; оценка риска и управленческих политик и контрольных процедур, относящихся к актуарным вопросам или финансовому состоянию страховщика; распределение дивидендов по полисам или других выплат; андеррайтерские политики; механизмы перестрахования; разработка и создание продукта, включая условия договоров страхования; достаточность и качество данных, используемых в расчете технических резервов; моделирование рисков в ORSA (Own Risk and Solvency Assessment - оценка собственных рисков и платёжеспособности) и использование внутренних моделей. Частично

3 ОПС 9 Обзор и отчетность по надзору 9.1. Надзорный орган применяет основанный на риске подход к надзору, используя как дистанционный мониторинг, так и выездные проверки для изучения деятельности каждого страховщика, оценки его положения, профиля рисков и поведение, качества и эффективности его корпоративного управления и его соблюдения соответствующего законодательства и надзорных требований. Надзорный орган получает необходимую информацию для ведения эффективного надзора за страховщиками и оценки рынка страхования. Частично

4 ОПС 14 Оценка 14.0.8 Оценка платежеспособности следует из применения надзорного решения к различным мерам и оценивает текущее финансовое положение и будущее финансовое положение страховщика, и служит для демонстрации способности страховщика выполнить его обязательства перед страхователями, когда наступает срок исполнения. Полезным в этом отношении является ряд финансовых отчетностей, которые могут отличаться от тех, которые используются для подготовки стандартной финансовой отчетности. Для их различия в настоящем ОПС финансовая отчетность, используемая для оценки платежеспособности, именуется как «нормативная финансовая отчетность». Такая отчетность включает нормативные требования к балансу и нормативные требования к капиталу. Для целей данного ОПС «оценка для целей платежеспособности» относится к оценке активов и пассивов в нормативной финансовой отчетности. Общая оценка платежеспособности может использовать информацию, являющуюся дополнительной к нормативной финансовой отчетности, например: - стресс- и сценарное тестирование; - собственный риск страховщика и оценка платежеспособности; - соответствующее раскрытие информации. 14.5 Экономическая оценка активов и пассивов отражает скорректированное на риск настоящее значение их денежных потоков. Частично

■О

о о о

о о

и m ti

■О

ь сг

о

—I

го

о

ISJ

о

аз х го ш

"О сг

# № ОПС Краткое содержание Реализовано в РФ

5 ОПС 15 Инвестиционная деятельность 1 5.3.12 Некоторые инвестиции, которые сами по себе не являются производными инструментами, могут лежать в основе производного инструмента, оказывая, таким образом, на страховщика влияние аналогичное влиянию самого производного инструмента. Операции по некоторым обязательствам могут проводиться через Компании специального назначения (КСН), которые в некоторых юрисдикциях могут быть «забалансовыми». Таким обязательствам, которые аналогичны производным инструментам, присущи те же проблемы в области безопасности, и нормативные требования к инвестиционной деятельности должны последовательно выполнять такие обязательства. Дополнительная методологическая основа по безопасности для страховых групп 1 5.3.14 Надзорный орган должен предусмотреть соответствующую возможность агрегирования рисков страховой группы с объединением вопросов безопасности, которые могут быть относительно менее важными при их рассмотрении на уровне отдельной организации. Соответственно, надзорный орган должен предотвращать осуществление группой вложений в активы, которые не являются безопасными и которые затем могут быть распределены в рамках группы во избежание инвестиционных ограничений, путем установления требования о раскрытии соответствующей консолидированной информации. Дополнительная методологическая основа по ликвидности для страховых групп Частично

6 ОПС 16 Управление рисками предприятия в целях обеспечения платежеспособности Надзорный орган устанавливает требования к управлению рисками предприятия в целях обеспечения платежеспособности, в соответствии с которыми страховщики должны рассматривать все релевантные и существенные риски. 16.0.9 MACH признает, что надзорные органы и страховые рынки во всем мире находятся на разных уровнях развития, и подтверждает, что в ближайшем будущем только некоторые страховщики и некоторые рынки могут оказаться в состоянии обеспечить полное выполнение настоящего ОПС. Тем не менее, по мнению MACH, необходимо внедрять добросовестную практику и процедуры управления рисками, чтобы обеспечить эффективность требований по платежеспособности. Ожидается, что УРП, построенное на основе настоящего ОПС, будет способствовать укреплению доверия к оценке финансовой устойчивости страховщика. Механизм управления рисками предприятия - идентификация и измерение рисков 16.1 Надзорный орган требует, чтобы механизмом управления рисками предприятия страховщика были предусмотрены идентификация и количественное определение риска в рамках достаточно широкого диапазона результатов, используя приемы, соответствующие характеру, масштабу и сложности рисков, возникающих у страховщика, и достаточные для управления рисками и капиталом и в целях обеспечения платежеспособности.

о го

та

сл сл

о <=

дз

Z >

I-

о

"П m Z —I

дз

m ■о дз

дз

сл

■о

4t

ISJ О

ш

=3

с ш

6 ОПС 16 Управление рисками предприятия в целях обеспечения платежеспособности Механизм управления рисками предприятия - политика управления рисками 16.3 Надзорный орган требует, чтобы страховщик разработал политику управления рисками с описанием порядка управления всеми релевантными и существенными категориями риска, как в деловой стратегии страховщика, так и в его повседневной деятельности. 16.4 Надзорный орган требует, чтобы страховщик разработал политику управления рисками с описанием взаимосвязи между допустимыми пределами страховщика, требованиями к достаточности нормативного капитала, экономическим капиталом и процессами и способами контроля риска. 16.5 Надзорный орган требует, чтобы страховщик разработал политику управления рисками, которая включает подробно разработанную политику управления активами и пассивами (УАП), которая, в свою очередь, четко определяет характер, роль и объем деятельности в области УАП и ее взаимосвязь с разработкой продуктов, функциями ценообразования и управлением инвестициями. Механизм управления рисками предприятия - положение о толерантности к риску 16.8 Надзорный орган требует, чтобы страховщик: - разработал и поддерживал положение о толерантности к риску, в котором излагаются его общие количественные и качественные уровни толерантности к риску, и определяются предельные значения толерантности к риску с учетом всех релевантных и существенных категорий риска и взаимосвязи между ними; - использовал свои уровни толерантности к риску в своей деловой стратегии; - внедрил определенные им предельные значения толерантности к риску в свою повседневную деятельность через свои политики и процедуры в области управления рисками. Собственная оценка рисков и платежеспособности (СОРП) 16.11 Надзорный орган требует, чтобы страховщик регулярно проводил свою СОРП в целях оценки достаточности его управления рисками и текущей и, возможно, будущей позиции в отношении платежеспособности. СОРП - экономический и нормативный капитал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 ОПС 16 Управление рисками предприятия в целях обеспечения платежеспособности 16.14 Надзорный орган требует, чтобы страховщик: - определил в рамках своей СОРП общий объем финансовых ресурсов, необходимый ему для управления своим бизнесом, с учетом своей собственной толерантности к риску и бизнес-планов, а также продемонстрировал соответствие надзорным требованиям; - разрабатывал свои действия по управлению рисками с учетом своего экономического капитала, требований к достаточности нормативного капитала и финансовых ресурсов, в том числе своей СОРП; - проводил оценку качества и достаточности своих капитальных ресурсов, чтобы обеспечить соответствие требованиям к достаточности нормативного капитала и дополнительным потребностям в капитале. Рекапитализация

■О

о о о

о о

и m ti

■О

ь сг

о

—I

го

о

ISJ

о

аз х го ш

"О сг

о

со

# № ОПС Краткое содержание Реализовано в РФ

7 ОПС 16 Управление рисками предприятия в целях обеспечения платежеспособности 16.14.6 Если страховщик терпит убытки, поглощаемые его доступными капитальными ресурсами, возможно, ему потребуется привлечь новый капитал, чтобы обеспечить непрерывное соответствие требованиям к достаточности нормативного капитала и поддержать свои деловые стратегии. Нельзя исходить из того, что капитал будет доступен без промедления в тот момент, когда требуется. Поэтому в рамках собственной оценки качества капитала страховщика, также необходимо рассмотреть вопрос о рекапитализации, особенно способность капитала поглощать убытки с учетом принципа действующего предприятия и степень, в которой инструменты и структуры капитала, используемые страховщиком, могут облегчить будущую рекапитализацию или помешать ей. Например, если страховщик заключает соглашение о финансировании, которое предусматривает немедленное получение будущих прибылей, снижение для страховщика возможности получения доходов в будущем может еще более затруднить задачу по привлечению капитальных ресурсов в будущем. СОРП-анализ непрерывности 16.15 Надзорный орган требует, чтобы: - страховщик в рамках своей СОРП проанализировал свою способность продолжать деятельность, а также ресурсы для управления рисками и финансовые ресурсы, необходимые для ее продолжения в течение более длительного временного горизонта, чем обычно используется для определения требований к достаточности нормативного капитала; - в рамках анализа непрерывности страховщика была рассмотрена комбинация количественных и качественных элементов среднесрочной и более долгосрочной деловой стратегии страховщика, и, чтобы такой анализ включал прогнозирование его в будущем финансовой позиции и анализ его способности выполнять требования к достаточности нормативного капитала в будущем. 16.15.3 При проведении своего анализа непрерывности, страховщик также должен применять обратное стресс-тестирование для выявления сценариев, которые могут стать причиной несостоятельности (например, нежизнеспособность бизнеса или потеря уверенности в нем на рынке), и действий, необходимых для управления этим риском. Роль надзора в управлении рисками 16.16 Надзорный орган осуществляет проверку процессов управления рисками страховщика и его финансового состояния, в том числе СОРП. При необходимости, надзорный орган требует укрепить управление рисками, оценку платежеспособности и процессы управления капиталом страховщика. Частично

8 ОПС 17 Достаточность капитала Надзорный орган устанавливает требования к достаточности капитала в целях обеспечения платежеспособности, чтобы страховщики могли поглощать существенные непредвиденные убытки, и в целях определения степени вмешательства со стороны надзорного органа. Частично

о

73

IЛ 1Л

О <=

73 >

I-О п гп

—I 73 ГП ■О

73

73

СЛ

■о

го о

ш

=3

с ш

8 ОПС 17 Достаточность капитала 17.3 Требования к достаточности нормативного капитала включают контрольные уровни платежеспособности, которые инициируют разные степени вмешательства со стороны надзорного органа с соответствующей степенью срочности, и требуют согласованности между установленными уровнями контроля платежеспособности и соответствующими корректирующими действиями, которые могут быть в распоряжении страховщика и (или) надзорного органа. Нестраховые организации в составе группы 17.8.24 В дополнение к страховым юридическим лицам, страховая группа может включать ряд нестраховых организаций разного типа, которые либо не повергаются финансовому регулированию (нерегулируемые организации), либо подвергаются регулированию с учетом требований, установленных для других финансовых секторов. Влияние таких организаций следует учитывать в общей оценке платежеспособности группы, но степень, в которой они будут включаться в групповой показатель достаточности капитала как таковой, будет отличаться в зависимости от типа нестраховой организации, степени контроля этой организации/влияния на нее и принятого подхода к надзору в масштабах всей группы. Частично

9 ОПС 18 Посредники 18.1.6 Надзорный орган может принять решение установить минимальные требования для финансовых ресурсов, например, чтобы предотвратить вход на рынок участников с недостаточными финансовыми ресурсами, не позволяющими адекватно реагировать на неблагоприятные изменения. Если это происходит, такие требования могут учитывать такие факторы риска, как характер деятельности, в отношении которой осуществляется посредничество, управляет ли посредник клиентскими счетами, уровень страхования профессиональной ответственности и уровень операционных расходов, чтобы гарантировать, что установлены надлежащие требования к финансовым ресурсам с учетом рисков. 18.2 Надзорный орган гарантирует, что деятельность страховых посредников, лицензированных в его юрисдикции, регулярно проверяется. 18.2.12 Надзорный орган требует от страховщиков вести бизнес только с теми посредниками, которые имеют лицензию, и проверять, что посредники в рамках таких соглашений имеют необходимые знания, умения и финансовые возможности, которые позволяют им осуществлять такую деятельность. 18.3 Надзорный орган требует, чтобы страховые посредники обладали соответствующим уровнем профессиональных знаний и опыта, принципиальности и компетентности. 18.4 Надзорный орган требует, чтобы страховые посредники использовали соответствующие принципы корпоративного управления. Условия делового сотрудничества 18.5.4 Удобным инструментом, с помощью которого страховой посредник может предоставить важную информацию для клиента и удовлетворить многие из требований к раскрытию информации, может оказаться соглашение об условиях делового сотрудничества. Данный документ может включать такую информацию, как: кто выдал лицензию и осуществляет надзор; действуют ли они в качестве агентов или брокеров; предоставляемые услуги, в том числе, предлагают ли они продукты всех страховщиков, ограниченного количества страховщиков или одного страховщика; механизмы оплаты; условия отме

и о о о

о о

и

гп &

■О

ь сг

о

—I

го

о

го о

аз х го ш

"О сг

о сл

# № ОПС Краткое содержание Реализовано в РФ

9 ОПС 18 Посредники ны; уведомления о жалобах; соглашение об использовании активов клиента, включая использование процентов; конфиденциальность предоставленной информации; соответствующее законодательство; информация о том, каким образом они получают вознаграждения. Соответствующие принципы и процедуры для защиты таких средств в интересах своих клиентов. Частично

18.6.3 Если средства хранятся с риском для клиента, их называют «клиентскими деньгами» или «деньгами клиента». Посредник должен иметь соответствующие принципы и процедуры для защиты таких средств в интересах своих клиентов. 18.6.4 Если страховой посредник выступает в качестве агента для страховщика, эти средства можно считать «деньгами, хранящимися с риском для страховщика». В этих условиях страховщик несет ответственность за такие средства, находящиеся у агентов от его имени. Устанавливая требования к страховым посредникам в отношении защиты денежных средств клиентов, надзорный орган может рассмотреть, среди прочего, возможность дать рекомендации о том, что следующие аспекты должны быть надлежащим образом отражены в принципах и процедурах, применимых к денежным средствам клиентов. Частично

10 ОПС 19 Ведение бизнеса Надзорный орган устанавливает требования к ведению страхового бизнеса в целях справедливого обслуживания клиентов, как до заключения контракта, так и в течение его срока действия, до тех пор, пока все обязательства по договору не будут выполнены. 19.4 Надзорный орган требует от страховщиков и посредников понятного и справедливого продвижения товаров и услуг, не вводящего в заблуждение. 19.5 Надзорный орган устанавливает требования к страховщикам и посредникам в отношении сроков, передачи и содержания информации, предоставляемой клиентами в местах продаж. 19.6 Надзорный орган требует от страховщиков и посредников обеспечить, чтобы, если клиенты получают консультации до заключения договора страхования, такие рекомендации были приемлемыми и учитывали раскрытую клиентом информацию. 19.9 Надзорный орган требует, чтобы страховщиками были внедрены принципы и процессы, позволяющие рассматривать требования своевременно и на справедливой основе. 19.10 Надзорный орган требует, чтобы страховщики и посредники внедрили принципы и процессы, позволяющие своевременно и справедливым образом рассматривать жалобы. 19.13 Надзорный орган публично раскрывает информацию, которая поддерживает справедливое обращение с клиентами. Частично

о о

73

IЛ 1Л

О <=

73 >

I-О -п гп

—I 73 ГП ■О

73

73

СЛ

■о

го о

ш

=3

с ш

11 ОПС 21 Меры противодействия мошенн-честву в страховании Надзорный орган требует, чтобы страховщики и посредники принимали эффективные меры по сдерживанию, предотвращению и обнаружению мошенничества в страховании, а также меры по информированию о нем и предоставлению правовой защиты. 21 Л Надзорные органы регулярно анализируют эффективность мер, используемых страховщиками и посредниками, а также самим надзорным органом для сдерживания, предотвращения и обнаружения мошенничества в страховании, а также мер по информированию о нем и предоставлению правовой защиты. Надзорный орган принимает все необходимые меры для повышения эффективности. Нет

12 ОПС 23 Надзор на уровне группы компаний Надзорный орган осуществляет надзор на уровне отдельного юридического лица и на уровне группы компаний. 23.2 Выявленная группа, в целях надзора на уровне группы, отнесенная надзорными органами к страховой группе, охватывает всех соответствующих лиц. При определении круга соответствующих лиц, необходимо учитывать, по меньшей мере, следующих лиц: - действующие и недействующие холдинговые компании (включая посреднические холдинговые компании); - страховщики (включая родственные и дочерние страховые компании); - прочие регулируемые организации, например, банки и (или) инвестиционные компании; - нерегулируемые организации (включая материнские компании, их дочерние компании и компании, в значительной степени контролируемые или управляемые лицами, входящими в группу); - компании специального назначения; принимая во внимание, по меньшей мере, следующие аспекты, относящиеся к страховой деятельности: - (прямое или косвенное) участие, влияние и (или) иные договорные обязательства; - взаимосвязанность; - подверженность риску; - концентрация рисков; - переход рисков; и (или) - сделки и риски внутри группы. 23.6 Надзорный орган формирует эффективные нормативные основы надзора на уровне группы. Частично

■О

о о о

о о

и m ti

■О

ь сг

о

—I

го

о

ISJ

о

аз х го ш

"О сг

о

Автором был проведен анализ Основных принципов страхования, стандартов, инструкций и методологий оценок (обновление от Октября 2013 г.) [8] с целью идентификации областей регулирования, в которых существующая в РФ регуляторная нормативная база отстает от мировых стандартов и содержит резервы для совершенствования. Полученные обобщенные результаты оформлены в таблице 3.

Заключение

На основании проанализированных выше положений, автор делает вывод о том, что в результате присоединения РФ к ВТО, 50% национального страхового рынка РФ будет сохранено исключительно за национальными страховыми компаниями, при этом на оставшейся половине рынка будет иметь место конкуренция между национальными страховщиками и как дочерними организациями иностранных страховщиков, так и их филиалами. Вышеуказанные договоренности влекут за собой возрастание риска утраты лидирующих позиций национальными страховщиками РФ.

Суммируя вышеизложенное, автор считает, что во время «переходного этапа» присоединения РФ к ВТО, ключевыми, стратегически важными для экономики РФ должны стать следующие направления развития:

- укрепление и развитие национальной системы страхования РФ;

- максимальное привлечение российских страховщиков во все области и формы страховой защиты субъектов экономической деятельности РФ, а полученные ими инвестиционные ресурсы - в развитие экономики РФ.

ИСТОЧНИКИ:

1. URL: http://www.iii.org/fact-statistic/industry-overview.

2. Brown E. Will the federal insurance office improve insurance regulation. [Электронный

ресурс]. URL: http://scholarship.law.uc.edu/.

3. "State insurance regulation", 2013

4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.treasury.gov/initiatives/fio/Pages/default.aspx.

5. Baird Webel Insurance Regulation // Background, Overview, and Legislation in the 114th

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Congress. 2015.

6. [Электронный ресурс]. URL: https://eiopa.europa.eu/publications/annual-reports.

7. Основные принципы страхования, стандарты, инструкции и методология оценок

Международной Ассоциации Страховых Надзоров: в ред. от 01.10.2011: с изм. от 12.10.2012 и 19.10.2013

8. МАСН Основные принципы страхования, стандартов, инструкций и методологий

оценок (обновление от Октября 2013 г.)

REFERENCES:

(in Russian). Retrieved from https://eiopa.europa.eu/publications/annual-reports (in Russian). Retrieved from https://www.treasury.gov/initiatives/fio/Pages/default. aspx

Baird Webel (2015). Insurance Regulation Background, Overview, and Legislation in the 114th Congress.

Brown E. Will the federal insurance office improve insurance regulation Retrieved from http://scholarship.law.uc.edu/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.