Научная статья на тему 'ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО СМИ КАК НАСТАВНИК ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ: ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ УСПЕШНОЙ РЕДАКЦИИ'

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО СМИ КАК НАСТАВНИК ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ: ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ УСПЕШНОЙ РЕДАКЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставник / главный редактор / журналистика / газета / редакция / медиапроекты / профессионализм / кадры / средства массовой информации

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анастасия Васильевна Беляева

В работе, посвященной теме наставничества в журналистике, автор рассматривает многолетний опыт деятельности руководителя областной газеты. Известно, что сегодня остро стоит проблема подготовки профессиональных кадров в сфере журналистики, особенно для печатных СМИ, а специалистов, готовых встать на руководящие посты, готовят в самих редакциях. Как это происходит в конкретном коллективе, исследует автор. Он отвечает и на вопросы: чему и как учит молодых старший из коллег, можно ли создать в редакции творческий коллектив, способный решать самые сложные разносторонние задачи. Также автор анализирует опыт своего наставника по руководству изданием. Детально рассматриваются принципы его работы по нескольким направлениям. Большое внимание уделено созданию качественного контента газеты и ее интернет-версии, подходам к оформлению издания, что является своевременным, поскольку сейчас меняются предпочтения читателя. Рассматривается и важный для многих изданий вопрос дизайна рекламных материалов. Отдельная часть исследования посвящена организации медиапроектов, которые подразделяются в рассматриваемом издании на группы с разными целями и задачами. Автор выбрал для своего исследования самые актуальные сегодня в работе СМИ вопросы и сделал попытку обобщить опыт своего наставника, что может быть полезным работающим профессионалам и тем, кто только готовиться прийти в профессию журналиста. Работа может иметь практическую значимость и для тех, кто работает в PR-группах, дизайнерских структурах редакций и медиахолдингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО СМИ КАК НАСТАВНИК ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ: ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ УСПЕШНОЙ РЕДАКЦИИ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ

Медиасреда. 2023. № 2. С. 5-10. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 2: 5-10. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0717-2023-0-2-5-10

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО СМИ

КАК НАСТАВНИК ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ: ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ

СОЗДАНИЯ УСПЕШНОЙ РЕДАКЦИИ

Анастасия Васильевна Беляева

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected]

Аннотация. В работе, посвященной теме наставничества в журналистике, автор рассматривает многолетний опыт деятельности руководителя областной газеты.

Известно, что сегодня остро стоит проблема подготовки профессиональных кадров в сфере журналистики, особенно для печатных СМИ, а специалистов, готовых встать на руководящие посты, готовят в самих редакциях. Как это происходит в конкретном коллективе, исследует автор. Он отвечает и на вопросы: чему и как учит молодых старший из коллег, можно ли создать в редакции творческий коллектив, способный решать самые сложные разносторонние задачи.

Также автор анализирует опыт своего наставника по руководству изданием. Детально рассматриваются принципы его работы по нескольким направлениям. Большое внимание уделено созданию качественного контента газеты и ее интернет-версии, подходам к оформлению издания, что является своевременным, поскольку сейчас меняются предпочтения читателя. Рассматривается и важный для многих изданий вопрос дизайна рекламных материалов.

Отдельная часть исследования посвящена организации медиапроектов, которые подразделяются в рассматриваемом издании на группы с разными целями и задачами.

Автор выбрал для своего исследования самые актуальные сегодня в работе СМИ вопросы и сделал попытку обобщить опыт своего наставника, что может быть полезным работающим профессионалам и тем, кто только готовиться прийти в профессию журналиста. Работа может иметь практическую значимость и для тех, кто работает в PR-группах, дизайнерских структурах редакций и медиахолдингов.

Ключевые слова: наставник, главный редактор, журналистика, газета, редакция, медиапроекты, профессионализм, кадры, средства массовой информации.

Для цитирования: Беляева А. В. Главный редактор регионального СМИ как наставник для журналистов: правила и принципы создания успешной редакции // Медиасреда. 2023. № 2. С. 5-10. doi: 10.47475/20700717-2023-0-2-5-10

For citation: Belyaeva A. V. Editor-in-chief of a regional media as a mentor for journalists: rules and principies for creating a successful editorial ofice. Mediasreda. 2023; 2: 5-10. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-02-5-10

Областной газетой «Земля нижегородская» (Нижний Новгород) руководит главный редактор Елена Беляева - заслуженный журналист России, обладатель Почетного знака Союза журналистов России «Честь. Достоинство. Профессионализм», дважды лауреат Премии Нижнего Новгорода, победитель международных и федеральных журналистских конкурсов, награждена почетными грамотами, дипломами, благодарственными письмами губернатора, правительства, Законодательного собрания региона, Благодарностью Президента РФ В. В. Путина. Главный редактор издания передает молодым сотрудникам свои правила как наставник и доказывает, что важно учитывать эту науку и культуру производства информации для выпуска качественного издания и создания сплоченного творческого коллектива (Олешко 2019).

Стоит отметить, что именно Елена Юрьевна Беляева является наставником для молодых журналистов, приходящих на протяжении последних двадцати лет работать в редакцию «Земли нижегородской». Возраст журналистов - 35, 40, 45 лет, и все, что они знают и умеют в профессии, по большей части получили от своего учителя - главного редактора. Автор данной статьи также является сотрудником редакции.

Также к главному редактору «Земли нижегородской» обращаются за консультациями сотрудники районных газет области, она ведет занятия со студентами Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, является куратором межрегионального Сообщества школьных изданий и проводит мастер-классы как для детей, так и для педагогов.

Важно подчеркнуть, что в редакции областного издания нет текучести кадров. Отмечается, высокий профессионализм сотрудников. Коллектив такого высокого уровня создала именно руководитель. На смену ветеранам приходят молодые журналисты. Не все из них становились профессионалами, были случаи, когда не только из редакции, но и из профессии уходили те, кто не принял законы «Земли нижегородской», принципов качественной журналистики, понимания того, как пишет М. С. Корнев, что «журналистика... -активная деятельность на благо общества, она поднимает значимые для людей темы, формирует запрос на них» (Корнев 2015). Но те, кто усвоил требования главного редактора, сегодня специалисты самого высокого уровня.

Далее в статье более подробно остановимся на правилах главного редактора, которыми она руководствуется в своей деятельности как наставник. Однако прежде важно рассмотреть особенности издания, о котором также идет речь в данной статье.

Газета «Земля нижегородская» - издание уникальное. Мы считаем, что в России таких больше нет. Она учреждена в 1990-м году Союзом аграрников Нижегородской области, как СМИ, защищающее права и интересы крестьянства, жителей сел, деревень, поселков и малых городов.

Надо пояснить, что в самом начале 1990-х годов новые издания появлялись активно и повсеместно. Вот что пишет об этом Р. П. Овсепян: «Осенью 1991 г. в общественно-политической жизни России возникла качественно новая ситуация. После запрета деятельности КПСС и ее печати, дезинтеграции Советского Союза. радикальным образом изменилась не только политическая карта огромной евро-азиатской страны, но и иной стала структура российской журналистики. Все эти процессы способствовали переосмыслению положения прессы в обществе, вызвали к жизни новые приемы и методы ее работы.» (Овсепян 1996: 128).

С введением российского Закона о средствах массовой информации открылись возможности для создания новой системы (Закон о печати 1990 года// РИА Новости. 26 ноября 2013, https://ria.ru/20131022/971783682. html). Закрылись и трансформировались сотни старых изданий, появились тысячи новых, были внесены коррективы в типологический характер структуры прессы. Газетный мир страны расширялся.

Так было и в Нижегородском регионе. В 1990-1991 годах родились десятки новых изданий. Но большинство просуществовали недолго. Но не только экономические трудности повлияли на исчезновение многих новых СМИ. Новоявленные редакции не смогли удержать интерес потребителя. Чтобы найти свою нишу, средствам массовой информации приходится активно заниматься форматизацией. Поиск своего формата - одна из главных забот редакционного менеджмента и журналистов. (Гатилин 2021).

У «Земли нижегородской» с самого начала, с первого номера, вышедшего 1 января 1991 года, тираж рос и в 1994 году составлял 85 тысяч экземпляров.

Первым главным редактором «Земли нижегородской» был журналист-аграрник нижегородского телевидения Владимир Соболев. Конечно, придя к руководству аграрной, какой она поначалу считалась, газеты он настоял на главном принципе издания - быть верным крестьянину, писать только для него, он -главный читатель и главный герой. Журналист не работает в безвоздушном пространстве, он нацелен на производство конкретного продукта для конкретного потребителя (Вырковский 2016). Руководитель внушал своим сотрудникам: надо постоянно бывать в районах области, в деревне, разговаривать с руководителями и специалистами сельхозпредприятий, рядовыми рабочими, теми людьми, кто строит продовольственную безопасность страны. А еще знать, о чем говорят и думают сельские учителя, медики, люди от власти, кто занимается сельскими территориями, ученые. От этого зависит, какие темы поднимать в газете.

Наш нынешний главный редактор считает себя ученицей Соболева. А «роль главного редактора в управлении современными СМИ является определяющей: редактор вырабатывает концепцию, принципы моделирования, образ издания» (Салтыкова 2022).

Стоит отметить, что журналисты редакции свободно владеют аграрными терминами, могут поговорить с героями - от рядовых тружеников села до рядовых до министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов. Знаем, чем живет сельская культура, сельские школы и колледжи, как благоустраивают сельские территории. Открыто говорим о проблемах, с которыми сталкивается сегодня деревня.

Уважать читателя - это и есть доскональное знание темы, о которой пишешь, разговор на одном языке с ним, уважительное отношение к сфере его деятельности и месту жительства, не замалчивание проблем, с которыми он сталкивается.

Сегодня у «Земли нижегородской» два соучредителя - правительство и Законодательное собрание Нижегородской области. Это качественное издание общего интереса, но остается работать в своей нише. Его главные герои и сейчас - люди, живущие за пределами больших городов. Мы пишем о них и для них. Это кредо нашего главного редактора и всего коллектива. Поэтому газета и ее интернет-ресурсы остаются интересны читателю. Главный редактор повторяет такое утверждение: журналисты ориентированы на общественное служение журналистике, удовлетворение широких информационных потребностей общества и интересов аудитории (Свитич, Смирнова, Шкондин 2019).

А. А. Грабельников пишет в своей работе «Жизнь и смерть бумажной прессы», что «закат печатной эпохи весьма близок», с ним можно поспорить (Грабельников 2021). Несмотря на распространение интернет-изданий, действие соцсетей, газеты и сегодня продолжают оставаться источником более подробной и более глубокой информации.

Содержание или, как сейчас говорят, контент - основная составляющая издания. И если хотим, чтобы читатель оставался верен ему, то должны постоянно думать об этой составляющей. Д. Э. Коноплев в работе «Современные медиасистемы: кризис традиционных СМИ» пишет: «Решение проблем традиционных СМИ должно быть направлено на изменение внутреннего формата: адаптации для активной молодой аудитории, системном улучшении качества контента». (Коноплев 2020). Главный редактор «Земли нижегородской» всегда говорит, чтобы быть интересным читателю, надо думать о том, о чем думает он, «дышать воздухом, что дышит он, жить теми заботами, какими живет он, решать проблемы, которые решает он». Тематика «Земли нижегородской» как газеты общего интереса складывается так же как у многих изданий - политика, экономика, социальная сфера, образование, культура, спорт. Мы даем людям информацию о том, что происходит в разных сферах, если это касается нашего читателя, -новые законы и распоряжения законодательной и исполнительной власти региона, интересный опыт муниципальной власти, который другие могут применить у себя в округах, обновление транспортной системы области, решения по благоустройству территорий, культурные события областного центра, а не только муниципальных образований, ситуация на рынке труда и т.д. Людей интересует многое, и если не на все запросы газета может ответить, то на самые важные - должна. Это тоже правило главного редактора.

В нашей газете только на информационной полосе возможна встреча заметок из разных сфер. В основном, газета четко структурирует материалы по темам. Читателю не приходится долго искать нужную информации, он знает, что где находится на страницах газеты.

Газета развивается. В последние годы в издании открыты новые рубрики. Автор - главный редактор. И родились эти рубрики не искусственно. Появился в обществе запрос или новое течение - появилась рубрика. Например, «Народная инициатива» стала возможной потому, что многие граждане начали объединять вокруг себя активных, позитивных земляков для организации добрых дел - расчистки русла реки, обустройства туристической тропы, открытия центра досуга детей-инвалидов, строительства детских площадок. Журналисты не могут обойти такие события и не рассказывать о таких людях. Новшества заключаются и в том, что у редакции активно работает официальная страница в соцсетях и сайт. Конвергентность - создание цифрового медиапродукта с помощью мультимедийных и социальных элементов - помогает нам в работе (Вьфковский 2016). Как пишет Н. Н. Скрипникова в работе «Мультимедиатизация региональной журналистики: формирование современного контента»: «Сегмент электронных СМИ... качественно улучшает региональную журналистику». Это же можно сказать и о электронных версиях печатных СМИ (Скрипникова 2020).

Есть в газете раздел «Диалоги «ЗН». Появляется он нечасто, потому что требует большой подготовки, поиска героя. Это серьезный разговор журналиста с экспертом по определенной теме. Среди экспертов -ученые, деятели искусства, писатели, преподаватели вузов. Мы готовим не интервью, а именно диалоги, журналист выступает не в роли задающего вопросы, он так же рассуждает, дает оценки, может спорить. Для этого журналист должен владеть определенной технологией. Как пишет А. В. Вырковский в работе «Трансформация редакционного менеджмента под влиянием дигитализации», термин «технологии» можно отнести и к способам получения информации (Вырковский 2016). Журналисту приходится прочитать много специальной литературы, предварительно встретиться с героем, обсудить тему. Но и материалы получаются исключительными. Недавно опубликован диалог директора музея Арсенал -филиала государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Анны Гор и нашего журналиста о картинах и гуманизме эпохе Возрождения (Кукина С. Анна Гор: искусство нужно для того, чтобы легче понимать жизнь// Земля нижегородская, 2 июня 2023, № 21, с. 17) Казалось бы, зачем читателю - доярке, пенсионеру, сотруднику сельской администрации разговор об эпохе Возрождения?

Главный редактор считает, что такие материалы дают человеку подняться над обыденностью, задуматься о вечных ценностях, узнать что-то совершенно новое и неожиданное. Такие материалы долго остаются в памяти, а значит, они притягивают к газете. Мы всегда помним о «Диалогах», и если появляются кандидаты для разговора, предлагаем редактору, или она нам.

Главный редактор считает, что в издании должны обязательно присутствовать материалы под грифом «только у нас». Это одно из основных правил. Без этого не могут существовать серьезные полноценные СМИ. А для этого журналистам надо ездить, встречаться с людьми, создавать свою информационную базу, базу контактов. Она требует, чтоб у нас были записи о том, какие события, достойные внимания областной газеты, произойдут на той или иной территории в предстоящем месяце, на предстоящей неделе. И это должна быть наша личная информация, а не взятая из открытых источников, доступная всем. Для создания перспективных планов на месяц или плана следующего номера такие базы данных являются неоценимым подспорьем.

Вопрос газетного дизайна принимает все большую актуальность, новые технологии представляют возможность качественного развития издания (Орлова 2017).

Качественный контент, как учит нас главный редактор, - это лишь составляющая успешной газеты, важен и родуманный дизайн издания. Считается, что 80 процентов читателей прежде всего воспринимают общий вид полосы, 75 процентов во вторую очередь рассматривают фото, потом заголовки - 56 процентов, подписи к фото и выносы - 29 процентов. При этом основное внимание к текстам - 25 процентов (Дубина Н. Составляющие хорошей газеты: дизайн, верстка, контент, https://compuart.ru/article/24444).

Неряшливый дизайн, некачественные фотографии, материалы без выносов, неброские заголовки, отсутствие подзаголовков убивают хорошие тексты.

Не во всех редакциях сегодня сохранилась должность ответственного секретаря. Работу над полосами доверяют верстальщикам. В редакции «Земли нижегородской» должность ответственного секретаря остается традиционной составляющей. Он определяет требования к выполнению плана номера и оформлению материалов. Если возникают сложные ситуации, то в обсуждение вмешиваются главный редактор или его заместитель.

На семинары и вебинары, посвященные газетному дизайну, главный редактор направляет не только ответственного секретаря, но и обозревателей, корреспондентов, чтобы были в курсе современных течений, умели правильно оформить свои тексты.

Три года назад по предложению главного редактора газета поменяла внешний вид. Но не кардинально. Руководство газеты считает, что резкая смена дизайна вредна изданию.

Несколько номеров газеты руководство попросило рассмотреть одного из столичных экспертов, выслушало предложения и замечания. После этого группой в составе редактората, ответственного секретаря и дизайнера-верстальщика был продуман новый дизайн в соответствиями с современными тенденциями. Потом новые подходы были обсуждены всем творческим коллективом, включая менеджера по распространению и рекламе.

Произошедшие изменения таковы. На первой полосе изменен титульный комплекс - уменьшен его размер и сделана выключка по левой стороне. Освободившееся место в крайней правой колонки решили оставить под анонс главного материала номера. Внизу правой колонки первой полосы, отвели место под куэр-код номера, что является требованием аудитории сегодняшнего дня. Традиционной осталась на первой странице главная фотография номера - яркая, броская, обязательно с лицами героев материала, расположенного внутри номера, и короткая подпись под ним, обычно расширяющая смысл материала, стремящаяся к обобщению явления. Главный редактор всегда говорит, что в частном случае надо стараться видеть общее для отрасли, сферы, региона, страны - тенденции, проблемы, устремления. Дизайн добавляет смысл тексту и наоборот.

На внутренних полосах убраны лишние линейки, утвержден заголовочный комплекс главного материала страницы: рубрика, заголовок, подзаголовок, врезка, цвет. Была усилена блочная верстка. Инфографику мы применяли и раньше. Используем и сейчас.

Газетные страницы стали легче. Материалы стали выглядеть более выпукло, ярче. И вот что надо подчеркнуть еще раз. Главный редактор настояла на том, чтобы изменения в дизайне не носили резкий характер. Они должны быть приятны читателю, органичны.

И вот еще важное, на мой взгляд, замечание. Как бы мы не дорожили рекламными материалами, главный редактор считает, что их оформление не может выходить за рамки разработанной дизайн-системы. Реклама должна подчиняться принятым законам. И это совершенно твердая позиция. Если рекламодатель не согласен и настаивает на своей форме оформления текстовых материалов или блочной рекламы, то редакция отказывает в публикации. А поскольку аудитория издания целевая, и рекламодатели ее ценят, то они идут на выполнение условий редакции. И внешне, и по содержанию газета должна быть структурирована.

В университете Елена Беляева читает курс «Управление медиапроектами». Приглашена она руководством ИФИЖ, наверное, потому, что редакция «ЗН» многие годы успешно ведет различные проекты.

Наш главный редактор считает, что проектная деятельность тоже дает внутреннюю логику действиям редакции. Проекты она делит на четыре вида: дающие качественный контент, приносящие деньги, работающие на продвижение издания, выполняющие социальную функцию. Конечно, как не бывает чистых жанров, так не бывает и чистых задач и целей проектов.

Источники дополнительных средств - журнал «АгроПартнер», справочник «АгроСвязь», разовые выпуски журналов, книг, газетные рубрики, например, «Абитуриент».

Справочник «АгроСвязь» востребован и рекламодателями, и специалистами аграрного комплекса не только нашей области. Его можно считать коммерческим проектом, но с другой стороны, он способствует и продвижению газеты. Или рубрика «Абитуриент». С одной стороны она приносит деньги, с другой -расширяет контент.

Александр Гатилин в работе «Функционально ролевые особенности деятельности журналистов в контексте реализации социальных проектов» приводит такое мнение: журналист не может оставаться лишь проповедником, просветителем, репортером., необходимо рассматривать роли организатора, медиатора, модератора». Наши сотрудники в этих ролях выступают давно. Многие годы в период подписных кампаний редакция проводит в округах области «Дни сельских женщин», осенью он приурочен к международному празднику. В определенный день в зале районного дома культуры собираются педагоги, работницы предприятий, почтальоны, сотрудницы администрации и другие. Перед ними выступают врачи, психологи, сотрудники управлений социальной политики. Редакция награждает давних подписчиков, главный редактор рассказывает о газете, коллективе редакции, планах. А потом - концерт.

Идея, разработка проекта принадлежит главному редактору. Этот проект направлен на продвижение издания, разнообразие контента, но носит и социальную направленность. Психологи говорят, что сельским женщинам не хватает поводов для общения, для того, чтобы нарядиться, почувствовать свою значимость. Эта акция направлена и на просвещение. Участницы слушают лекции о сохранении здоровья, профилактике заболеваний, воспитании детей, сохранении семейного очага, возможных льготах, у них есть возможность поговорить с докторами, психологом лично. Для этого выделяются отдельные помещения.

Редакция провела такие встречи в большинстве районов области и, даже спустя годы, люди помнят о них.

Главный редактор настаивает: проектная деятельность важна и на страницах издания, проекты дают ориентиры читателю, «привязывает» его к газете, он ожидает продолжения, следит за номерами, и редакция всегда получает обратную связь. Не надо путать проектные публикации с постоянными или временными рубриками. У них другие задачи и другое исполнение.

На протяжении пятнадцати лет газета ведет большой медиа проект «Возвращенные имена». Журналист и краевед Вячеслав Федоров еще в советские годы начал собирать материалы об участниках Великой Отечественной войны, выходцах из нашей области, погибших на фронтах, пропавших без вести, замученных в концлагерях, чьи военные судьбы не восстановлены, чьих имен нет в областной и районных Книгах памяти. В последнее время, когда оцифрованы многие материалы архивов, в том числе, министерства обороны, собирать данные и восстанавливать боевые дороги, узнавать места захоронений солдат и офицеров стало проще. И двое журналистов этим занимаются. Редакция работает и с поисковыми отрядами, волонтерами. С помощью активистов мы проводили поиски могил горьковчан на территории Германии, Австрии, Италии. За эти годы восстановлены десятки имен, судеб, героических поступков наших земляков. Десятки семей с помощью редакции узнали судьбы своих родных и нашли места захоронений.

Из газетной рубрики «Возвращенные имена» стали большим медиапроектом. По итогам газетных публикаций вышли пять книг. Редакция под руководством главного редактора провела десятки презентаций проекта в вузах, техникумах, школах. За организацию и проведение проекта «Возвращенные имена» главный редактор «Земли нижегородской» Елена Беляева и журналист Вячеслав Федоров получили премию Нижнего Новгорода.

Редакция работает и над другими проектами.

И еще об одном правиле главного редактора. Работать в редакции должно быть комфортно всем. Только дружному сплоченному коллективу удается решение задач. У нас именно такой коллектив. И это заслуга главного редактора.

Список источников

Вырковский А. В. Роль редакции в индустрии производства контента // Вестник СВФУ 2016. № 5 (55). С. 102-111.

Вырковский А. В. Трансформация редакционного менеджмента под влиянием дигитализации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2016. № 2. С. 203-210.

Гатилин А. С. Функционально-ролевые особенности деятельности журналистов в контексте реализации социальных проектов (на материале местных СМИ) // Меди@льманах. 2021. № 2 (103). С. 66-77.

Грабельников А. А. Жизнь и смерть бумажной прессы // Вестник УРАО, № 4. Москва : 2021. С. 112-115.

Дистерло Г. В. Соответствие современного журналистского образования запросам потенциальных работодателей // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2017. № 4 (27). С. 82-88.

Коноплев Д. Э. Современные медиасистемы: кризис традиционных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 158-162.

Корнев М. С. Понимание журналистики: что такое «Журналистика» в современной цифровой среде? // Вестник ЧелГУ 2015. № 5 (360). С. 229-235.

Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917-начало 90-х годов): Учебное пособие // под ред. Я. Н. Засурского. Москва : Изд-во Моск. Ун-та, 1996. 208 с.

Олешко В. Ф., Олешко, Е. В. Особенности профессиональной культуры журналиста цифровой эпохи // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 2 (32). С. 134-140.

Орлова Л. А. Влияние клипового мышления на газетный дизайн. Удобочитаемость - вершина газетного дизайна // Медиасреда. 2017. № 12. С. 213-218.

Салтыкова Д. А. Они пробили «стеклянный потолок»: женщины - главные редакторы российских СМИ // Женщины в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. Москва : МГУ им. Ломоносова, 2022. С. 62-70.

Свитич Л. Г., Смирнова О. В., Шкондин М. В. Авторская деятельность журналистов в контексте реализации миссии журналистики // Вестник Волж.ун-та, № 2. Том 2. 2019. С. 197-205.

Симкачёва М. В., Шакиров А. И. Профессиональное самоопределение журналистов эпохи медиаконвергенции // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. Науки. 2018. № 4. С. 917-924.

Скрипникова Н. Н. Мультимедиатизация региональной журналистики: формирование современного контента // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 135-139.

Шкондин М. В. Печать в условиях трансформации медиасистемы // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2013. № 6. С. 38-53.

Информация об авторе

А. В. Беляева - магистрант Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского.

Статья поступила в редакцию 10.10.2023; одобрена после рецензирования 11.10.2023;

принята к публикации 11.10.2023.

The article was submitted 10.10.2023; approved after reviewing 11.10.2023; accepted for publication 11.10.2023.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.