Научная статья на тему 'МЕДИАКРИТИКА - НАВИГАТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЫ'

МЕДИАКРИТИКА - НАВИГАТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
303
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКРИТИКА / МЕДИАЭКСПЕРТИЗА / КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ / МАСС-МЕДИА / ПРЕССА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / КАЧЕСТВО ПРЕССЫ / РАЗВИТИЕ СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гордиенко Н. Н.

Актуальность заявленной в статье темы обусловлена тем, что проблема перспективы современной прессы является спорной в теории и практике журналистики. От ее решения зависит развитие отрасли, повышение уровня качества региональных изданий. Цель статьи заключается в выявлении критериев, которыми руководствуются эксперты профессиональных журналистских конкурсов для характеристики опыта современной прессы и определения лидеров отрасли. Научная гипотеза состоит в том, что результаты медиаэкспертизы могут быть ориентиром для региональных издателей. Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы, - метод анализа публикаций медиакритиков журнала «Журналистика и медиарынок». Он позволяет сделать вывод о совокупности признаков качества издания, о достоинствах лучших газет и недостатках, препятствующих дальнейшему росту. В статье рассматриваются два направления медиакритики - академическое и профессиональное. Утверждается, что просветительский характер журналистской критики реализуется в возможностях повышения качества российской прессы в целом. Следовательно, потенциал медиакритики раскрывается в определении маркеров качества, значимых для повышения уровня региональной прессы. Полный список актуальных сегодня показателей качества содержится в положениях конкурсов профессионального мастерства. Автор статьи анализирует совокупность критериев конкурса «10 лучших газет России», дает сравнительную характеристику работ экспертов этого конкурса, опубликованных в журнале «Журналистика и медиарынок», выявляет наиболее значимые аспекты экспертной оценки. Результаты исследования позволяют оценить роль академической и профессиональной медиакритики в дальнейшем совершенствования прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CRITICISM AS A NAVIGATOR OF THE DEVELOPMENT OF MODERN PRESS

The topicality of the article stems from the fact that the problem of prospects of the modern press is controversial in the theory and practice of journalism. Its solution will ensure industry development and improvement in the quality of regional print editions. The purpose of the article is the identification of the criteria used by press competition experts to characterize the practice of the contemporary press and to single out industry leaders. The scientific hypothesis is that the results of media expert examination can serve as guidance for regional publishers. The leading method providing the problem solution is the method of analysis of media-critic articles in the journal “Journalism and Media Market”. It allows making a conclusion on the set of indications of the publication quality, on the merits of the best newspapers and the drawbacks hampering further growth. The article considers two areas of media criticism - the academic one and the professional one. It states that the educational nature of media criticism provides an opportunity for improving the quality of Russian press as a whole. Consequently, the potential of media criticism is realized in identifying the quality markers relevant for raising the level of regional press. The complete list of quality indicators valid today can be found in the provisions for professional competitions. The author analyzes the set of criteria of the contest “The 10 best Russian newspapers”, conducts a comparative characterization of the articles by the experts of this contest published in the journal “Journalism and Media Market”, reveals the most significant aspects of expert assessment. The results of the study allow to evaluate the role of academic and professional media criticism in further development of the press.

Текст научной работы на тему «МЕДИАКРИТИКА - НАВИГАТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЫ»

УДК: 82; 070

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_2_164

Гордиенко Н.Н.

МЕДИАКРИТИКА - НАВИГАТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЫ

Gordienko N.N.

MEDIA CRITICISM AS A NAVIGATOR OF THE DEVELOPMENT OF MODERN PRESS

Ключевые слова: медиакритика, медиаэкспертиза, критерии экспертной оценки, масс-медиа, пресса, региональная пресса, качество прессы, развитие СМИ.

Keywords: media criticism, media expert examination, expert assessment criteria, mass media, press, regional press, the quality of press, the development of media, project activities.

Аннотация: актуальность заявленной в статье темы обусловлена тем, что проблема перспективы современной прессы является спорной в теории и практике журналистики. От ее решения зависит развитие отрасли, повышение уровня качества региональных изданий.

Цель статьи заключается в выявлении критериев, которыми руководствуются эксперты профессиональных журналистских конкурсов для характеристики опыта современной прессы и определения лидеров отрасли. Научная гипотеза состоит в том, что результаты медиаэкспертизы могут быть ориентиром для региональных издателей.

Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы, - метод анализа публикаций медиакритиков журнала «Журналистика и медиарынок». Он позволяет сделать вывод о совокупности признаков качества издания, о достоинствах лучших газет и недостатках, препятствующих дальнейшему росту.

В статье рассматриваются два направления медиакритики - академическое и профессиональное. Утверждается, что просветительский характер журналистской критики реализуется в возможностях повышения качества российской прессы в целом. Следовательно, потенциал медиакритики раскрывается в определении маркеров качества, значимых для повышения уровня региональной прессы. Полный список актуальных сегодня показателей качества содержится в положениях конкурсов профессионального мастерства. Автор статьи анализирует совокупность критериев конкурса «10 лучших газет России», дает сравнительную характеристику работ экспертов этого конкурса, опубликованных в журнале «Журналистика и медиарынок», выявляет наиболее значимые аспекты экспертной оценки.

Результаты исследования позволяют оценить роль академической и профессиональной медиакритики в дальнейшем совершенствования прессы.

Abstract: The topicality of the article stems from the fact that the problem of prospects of the modern press is controversial in the theory and practice of journalism. Its solution will ensure industry development and improvement in the quality of regional print editions.

The purpose of the article is the identification of the criteria used by press competition experts to characterize the practice of the contemporary press and to single out industry leaders. The scientific hypothesis is that the results of media expert examination can serve as guidance for regional publishers.

The leading method providing the problem solution is the method of analysis of media-critic articles in the journal "Journalism and Media Market". It allows making a conclusion on the set of indications of the publication quality, on the merits of the best newspapers and the drawbacks hampering further growth.

The article considers two areas of media criticism - the academic one and the professional one. It states that the educational nature of media criticism provides an opportunity for improving the quality of Russian press as a whole. Consequently, the potential of media criticism is realized in

identifying the quality markers relevant for raising the level of regional press. The complete list of quality indicators valid today can be found in the provisions for professional competitions. The author analyzes the set of criteria of the contest "The 10 best Russian newspapers", conducts a comparative characterization of the articles by the experts of this contest published in the journal "Journalism and Media Market", reveals the most significant aspects of expert assessment. The results of the study allow to evaluate the role of academic and professional media criticism in further development of the press.

Введение

Современная журналистская критика носит просветительский характер в силу возможности предоставления информации о медиапродукции, выявляющей её достоинства и недостатки, и способствующей качественному росту и развитию масс-медиа. Под медиакритикой мы вслед за А.П. Короченским понимаем область журналистики, которая стремительно развивается в XXI веке и осуществляет критическое познание, а также «оценку социально значимых, актуальных культурно-творческих, профессионально-этических, правовых, экономических и технологических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону создания медийного содержа-ния»1. Она направлена на совершенствование качества результатов журналистской деятельности. В зависимости от субъекта ме-диаэкспертизы различают академическую и профессиональную журналистскую критику. Первая представлена работами ученых-исследователей и адресована как теоретикам, так и практикам журналистики. Вторая - «внутрицеховая» или внутрикорпоративная медиакритика - связана с авторами -представителями медиаиндустрии, сотрудниками и медиаэкспертами профессиональных изданий.

Академическая медиакритика в числе важных вопросов познает способы совершенствования медиапрактики. Большинство научных статей о СМИ и масс-медийной коммуникации посвящены динамическому анализу медиаявлений и исследованию ме-диапроцессов, основанному на характери-

1 Короченский А.П. Регулятивная роль медиакри-тики // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. - М.: Галерия, 2004. - 400 с. - URL: http://evartist.narod.ru/text19/035.htm#_ftn2 (дата обращения: 25.02.2022).

стике сложившихся тенденций их развития. Особый интерес для медиаисследователей представляют «Отраслевые отчеты» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. В них медиакритика академическая успешно сочетается с медиа-критикой профессиональной. Эти обширные аналитические документы отражают состояние, тенденции и перспективы развития ме-диаотрасли, однако выпускаются лишь спустя полгода-год по завершении периода, взятого для изучения, когда рисунок массме-дийной коммуникации может измениться под влиянием множества факторов. Перспективы развития периодической печати в отчетах разных лет обозначены в общих чертах, растворены в тексте. Эксперты и аналитики ставят цели, но не предлагают путей их достижения, проработанного плана поэтапного роста. К примеру, со ссылкой на индустриальных медиаэкспертов отмечается востребованность в медиаотрасли журналистов, «которые постоянно совершенствуют свои компетенции в big-date, новых технологиях, грамотно используют преимущества новых платформ и могут предложить аудитории уникальные продукты»2. Это условие в большей степени, на наш взгляд, соответствует потребностям федеральных изданий, давно и успешно реализующих стратегию цифровой трансформации. Уровень развития региональных и местных изданий существенно разнится от региона к региону. Между тем переход издания на качественно более высокую ступень развития, адаптация его для различных медийных носителей зачастую требует не столько финансовых усилий, сколько осознания четких критериев соответствия современным требованиям развития масс-медиа и понимания формата

2 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. - М., 2021. С. 11.

запросов аудитории. Мы предполагаем, что для разработки «дорожной карты» меди-атрансформации отправной точкой могут быть критерии экспертной оценки профессиональной и академической медиакритики, сформулированные в критических публикациях в профессиональных журналах и положениях о проведении конкурсов журналистского мастерства. Подобные конкурсы служат целям обобщения и популяризации эффективного передового опыта отечественной прессы по созданию и распространению актуального, востребованного и общественно значимого контента. Экспертный совет составляют как журналисты-практики, достигшие высокой квалификации и уровня профессионального мастерства, так и аналитики, способные выявлять тенденции развития современных СМИ и выявлятьформули-ровать критериальные признаки, влияющие на эффективное функционирование масс-медиа в современных условиях.

Принципы академической и профессиональной медиакритики в работах экспертов конкурса журналистского мастерства

Рассмотрим совокупность качественных показателей изданий - участников ежегодного профессионального конкурса «10 лучших газет России», инициаторами и соорганизаторами которого выступают общероссийская общественная организация «Союз журналистов России», ассоциация «Альянс независимых региональных издателей», а также редакция журнала «Журналистика и медиарынок». Примечательно, что победители выбираются из числа представителей региональной и местной прессы, что особенно важно для улучшения показателей качества именно в этом сегменте СМИ. Так, амбассадорами медиаиндустрии в региональном сегменте в 2021 году стали следующие газеты: «Амурская правда» (г. Благовещенск, Амурская область), «Бе-резниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край), «Власть советов» (ст. Выселки, Краснодарский край»), «Воронежский курьер» (г. Воронеж, Воронежская область), «Голос правды» (ст. Полтавская, Краснодарский край), «Змеиногорский вестник» (г. Змеиногорск, Алтайский край), «Липецкая газета» (г. Липецк, Липецкая область),

«Марийская правда» (г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл), «Моё!» (г. Воронеж, Воронежская область), «Пензенская правда» (г. Пенза, Пензенская область) и «Ревдин-ский рабочий» (г. Ревда, Свердловская область). В список вошло 11 газет, поскольку после проведения экспертной оценки сразу несколько изданий оказалось с одинаковым количеством итоговых баллов. Экспертизу медиаконтента, представленного на конкурс, осуществляли секретари СЖР В. Касютин и Р. Серебряный, заместитель главного редактора журнала «Журналистика и медиары-нок» М. Вяткин, доцент факультета журналистики МГУ А. Колесниченко, доцент РГГУ В. Скоробогатько, заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ О. Бакулин, директор ООО «Медиа-группа "Феномен"» С. Машавкин, председатель Саратовского отделения СЖР Л. Златогорская и другие квалифицированные специалисты.

Современные качественные региональные и местные газеты, по мнению организаторов конкурса, должны соответствовать совокупности критериальных признаков. В этой совокупности выделяется восемь групп качественных показателей. Во-первых, это качество контента, характеристиками которого являются языковые, стилистические и жанровые особенности публикаций; общий тематический охват, ориентированность на местную проблематику; темы первой полосы; количество и состав ньюсмейкеров и экспертов; наличие критических материалов. По-прежнему актуальным показателем остается организация работы редакции с аудиторией. При этом внимание уделяется как привычным формам обратной связи - публикации писем и сообщений читателей, а также наличию ответов должностных лиц на жалобы граждан, так и разнообразию форм и методов обратной связи в целом; проведению конкурсов среди читателей; использованию социальных сетей как коммуникативной площадки; поддержке граждан, попавших в проблемную или затруднительную жизненную ситуацию.

В академической и профессиональной медиакритике подчеркивается значение проектной деятельности СМИ. Некоторые ме-диаисследователи, например, Л.П. Шес-теркина и А.Р. Марфицына, рассматривают

медиапроекты как «доминирующую составляющую современной журналистики, обеспечивающую процесс перехода от тексто-центричной журналистики к проектной»1. Конкурс профессионального мастерства стимулирует к развитию социально значимых акций и проектов некоммерческого и коммерческого характера. К области социальной ответственности журналистов относится работа по развитию территорий, связанная с информационной, проектной и организационной деятельностью изданий и направленная на решение местных проблем и развитие поселений, муниципальных образований, региона в целом. Учитывается работа, связанная с налаживанием конструктивного взаимодействия между обществом, властью и бизнесом.

Вклад в разработку визуальной модели изданий выражается в таких составляющих дизайна, как композиционно-графическая модель, стиль оформления, макеты и шаблоны полос, иллюстративный ряд, цветовая палитра, дизайн первой полосы и логотип издания, заголовочный комплекс и цветовая палитра.

Изменение модели дистрибуции контента стимулируется маркерами качества веб-сайта издания. Важную роль играет умение распределить новостные, аналитические и другие журналистские материалы между бумажным носителем и цифровой платформой. В качестве дополнительной возможности сайта рассматривается встроенный справочно-библиотечный ресурс, содержащий карты, справочную информацию, местную информацию энциклопедического типа и многое другое. Обращает на себя внимание экспертов наличие на сайте публикации материалов читателей в виде текстов, фото и видео, а также наличие реклам-но-сервисной службы в формате доски объявлений, вопросов и ответов и т.п. Базовыми характеристиками этого цифрового ресурса по-прежнему остаются элементы структуры, качество оформления и удобство использования сайта - удобство навигации.

1 Шестеркина Л.П., Марфицына А.Р. Проектная журналистика и современные тенденции журналистского образования // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Том.14. № 1. С. 40-48, С. 40.

В условиях рыночной экономики развитие периодического печатного издания обусловлено его показателями экономической эффективности. Это выражается в наличии альтернативных каналов дистрибуции, дополнительной бизнес-деятельности, в использовании традиционных и новых подходов в рекламной деятельности, в способах монетизации онлайн-ресурсов.

Сверхзадачей амбассадоров газетного рынка обозначено участие в развитии отрасли. Она реализуется в распространении успешного опыта редакции на мероприятиях регионального, федерального и международного уровней, а также в публикациях в профессиональных изданиях.

Наличие совокупности перечисленных критериев экспертной оценки не исключает расстановку приоритетов отдельными экспертами. Изучение работ медиакритиков профессионального конкурса журналистского мастерства «10 лучших изданий России -2021» позволяет выявить приоритетные для них критерии - показатели направления успешного развития современной прессы. Экспертной оценке материалов газет, представленных на конкурс (заявлено боле 110 изданий - прим. Н.Г.) посвящен специальный летний выпуск журнала «Журналистика и медиарынок» 2021 года.

Анализируя содержание конкурсных работ, медиакритик В. Касютин уделяет особое внимание тематической модели номеров, дает оценки следующего типа: «любопытная тема - уходящие профессии», «трудоустройство - чудесная тема». Автор работы составляет рейтинг востребованных аудиторией тем, который в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки возглавляет тема здоровья и преодоления болезней2. Отмечает общемировой тренд -приоритет личного над общественным. Советует рифмовать только заголовки, не избегать игры со словом, что делает газету ближе к читателю. Он поощряет размещение крупных фотоиллюстраций, критикует избыточность однотипных планов в местной прессе. Не ускользает от внимания эксперта разнообразие форм обратной связи, умение журналистов оформить спецпроект, акции и

2 Касютин В. Модель номера // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 14-47, С. 14.

конкурсы, решать на страницах газеты проблемы местных жителей и способствовать развитию территории.

Объектом медиаэкспертизы Е. Жиля-ковой в статье «Полдюжины постулатов теории журналистики и пара не вполне научных гипотез» стало 38 газет. Особое внимание уделяется использованию альтер-нативых каналов дистрибуции - освоению социальных сетей, а также развитию различных форм проектной деятельности. Главной функцией современных медиа эксперт считает не информационную, а коммуникативную, объединяющую1.

Критический анализ А. Колесниченко затрагивает проблему тематического однообразия региональной прессы, магистральным направлением которой стали факты прошлого и воспоминания в ущерб остроте и злободневности актуальной новостной повестки. Автор поощряет свежие идеи в работе с аудиторией - организацию конкурсов, стимулирующих создание пользовательского контента. Он ратует за расширение тематического и жанрового спектров газет, за обилие респондентов, за небанальные вопросы интервью. Критикует издания за изобилие лозунговых заголовков и приверженность некогда «определенной прессе Лениным роли агитатора, пропагандиста, орга-низатора»2.

М. Базунова главную роль в сохранении и развитии традиционных СМИ отводит соцмедиа. Четко, по пунктам эксперт выявляет достоинства каждой социальной сети, соотносит с представленными на конкурс материалами, делает разбор типичных ошибок, отмечает достоинства, дает советы и рекомендации. В качестве примера можно привести следующий фрагмент: «Переработайте информацию о группе, вынесите туда все нужные контакты (ориентируемся на "МОё!")»3. В использовании разных ин-

1 Жилякова Е. Полдюжины постулатов теории журналистики и пара не вполне научных гипотез // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 64-71. С. 71.

2 Колесниченко А. Искусство возможного // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 72-77, С. 77.

3 Базунова М. Как быть живой газетой, с качественной аудиторией, приличным охватом... и столетней историей // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 78-88, С. 81.

струментов и тем, а также нововведений ме-диакритик рекомендует региональным редакциям следовать за федеральными СМИ, формирующим эти тренды.

Экспертиза альтернативных цифровых каналов дистрибуции представленных на конкурс профессионального мастерства материалов О. Бердецкая проводит, используя целый ряд критериев. Среди наиболее важных - удобство использования сайта, нестандартный подход к рубрикации, многообразие интерактивных форматов. Как и у предыдущего эксперта, показателем верного направления развития издания для автора становится присутствие в соцсетях и мессе-джерах, а также характер этого присутствия. Проанализировав «базу кейсов»4, эксперт формирует список ошибок, над которыми представителям современной прессы следует работать в первую очередь: понять, кто целевая аудитория проекта; продумать его дистрибуцию; преодолеть две крайности -скучную или «слишком навороченную» подачу.

С. Логинов важными показателями уровня развития прессы считает разнообразие форм работы с аудиторией, активное привлечение местных экспертов для комментариев, разработку социально значимых проектов и акций, а также работу в соцсе-тях5. В своем профессиональном медиаис-следовании обстоятельному анализу он подвергает 45 изданий, делает особый акцент на двух ведущих позитивных тенденциях года - «обновлении дизайн-макета газет и усилении работы в социальных сетях»6.

В публикации О. Шевцова сравнивается опыт онлайн-коммуникации представленных на конкурс изданий. В ней упоминается 23 издания. Сильной стороной его работы является анализ типичных ошибок в работе редакций над сайтом издания, среди которых он выделяет следующие: редакция воспринимает наполнение сайта как разновидность верстки газеты; доменное имя оформ-

4 Бердецкая О. На какие сайты, соцсети и подходы в работе с интернет-ресурсами можно равняться // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 89-95, С. 95.

5 Логинов С. 10 из 110: выбирают читатели // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 96-104,. С. 96.

6 Там же. С. 104.

лено на постороннее физическое или юридическое лицо; новостной контент размещают с опозданием; главная страница похожа на католог; существет переизбыток рубрик; за сетевое издание никто не отвечает1. Автор формулирует чек-лист для редакции газеты в виде десяти вопросов, ответив на которые, сотрудники СМИ могут оценить верность выбранного направления в развитии сайта своего издания.

Р. Серебряный в своем экспертном исследовании формулирует аргументы в пользу развития онлайн-коммуникации, называет сайт и соцсети - «наиболее связываемыми инструментами для работы с аудиторией»2. Эксперт выражает уверенность в том, что «детальный разбор каждого издания в присутствии членов редакции позволит выявить сильные и слабые стороны в организации работы и распределении ресурсов, найти новые подходы и расставить приоритеты»3.

Обстоятельный анализ проблемно-тематической канвы региональной и местной прессы представлен в критическом исследовании Н. Скворцовой. Автор оценивает и упоминает в нем порядка шестидесяти наименований изданий. Особое внимание уделяет точности формулировки проблемы, особенностям ее трактовки, выбираемым жанровым форматам. Основное правило работы над проблемным материалом сформулировано так: «Если проблема — это задача, которую нужно решить, то у каждой такой задачи должен быть ОТВЕТ»4. Эксперт приходит к выводу о том, что «выбор оптимального решения проблемы должен осуществляться при активном участии самой широкой аудитории»5. Современной газете Н. Скворцова отводит роль социального лидера, модератора и организатора.

1 Шевцов О. Что в WWW тебе моем... Чем сайт газеты отличается от сетевого издания // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 105-111,. С. 110111.

2 Серебряный Р. Почему у 10 лучших газет должны быть лучшие сайты, ил Хорошей газете - хороший сайт // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 112-115, С. 114.

3 Там же. С. 115.

4 Скворцова Н. Год тревоги нашей // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 116-129. С. 129.

5 Там же.

Победитель конкурса 2019 года, главный редактор газеты «Беловский Вестник» (Кемеровская область) В. Голубничий провел детальный анализ первых полос региональных и местных изданий, выявил их достоинства и недостатки. Он делает акцент на умении выбрать и раскрыть тему для первой полосы, привлекательно ее оформить, на умении работать с цветом и иллюстративным материалом. Важным маркером для автора становится «аристократичная умерен-ность»6, способность «красиво анонсировать» материалы газеты, точно подбирать заголовки, анонсы, подписи к фотографиям, умело выразив свое отношение к описываемым явлениям.

Особенностям иллюстрирования современных российских региональных и местных изданий посвящена публикация медиаисследователя О. Бакулина. При проведении экспертизы им была поставлена задача «рассмотреть наиболее интересные примеры использования редакциями фотографий, рисунков, инфографики, карикатур и др.»7. Автор обозначил несколько проблем иллюстрирования российской прессы, поставил вопрос о сочетаемости на первой полосе фотоиллюстрации и разноцветных рекламных блоков. Он обратил внимание на техническое качество фотоиллюстраций, художественные достоинства изображений. Одним из способов привлечения в газету хороших фотоиллюстраций называется проведение редакцией фотоконкурсов. Удобной визуальной формой повествования ученый считает диптихи, фотосерии, фоторепортажи.

В. Скоробогатько характеризует

оформление представленных на профессиональный конкурс изданий, отмечает, что «задача визуализации контента для большинства изданий - пройденный этап»8. Однако предостерегает от опасности увлекаться визуализицией полос в ущерб графиче-

6 Голубничий В. Самовары российской прессы // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 130141. С. 133.

7 Бакулин О. К вопросу об иллюстрировании российских периодических изданий // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 142-149. С. 142.

8 Скоробогатько В. Синдром защитной маски // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 150161, С. 150.

скому дизайну, важным компонентом которого является функциональность оформления. Это проявляется в таких показателях, как читабельность и эргономичность. Успешная реализация норм современного графического дизайна и налаживание системы соответствующих публикаций, по мнению автора, являются основой стабильного оформления изданий. Важную роль он отводит использованию иллюстрации в прессе. Это обусловлено тем, что по характеру подбора и подачи визуального материала, куда он относит фотогарафии, рисунки, различную инфографику, а также рекламу, можно с предельной точностью судить о типологической принадлежности издания1.

Эксперт С. Мешавкин уделяет внимание информативности подачи материала журналистами местных изданий. Ключевыми точками входа, в которых однозначно надо избегать загадок, ребусов и пустословия, он называет заголовки, подзаголовки, лиды, подписи к иллюстрациям. Избегать канцеляризмов, превращать информационные поводы в полноценные проблемные материалы, социализировать новостную повестку - такие установки дает автор публикации. При изучении спецпроектов изданий акцентирует внимание на тех из них, которые реализуются без формализма, посвящены судьбам земляков, что, по мнению автора, особенно важно для местной прессы, а также умело справляются с работой по подаче «мелкотемья». С. Мешавкин тщательно рассмотрел издания по критерию оформления, обозначив для себя два ключевых критерия. Его интересовали «основа графической модели (работа модульной сетки, чёткая система текстово-заголовочных стилей и их постоянство), а также соответствие стандартам визуальной журналистики (доказательность иллюстраций)»2. Уровень информативности иллюстраций он определяет с привлечением удачной разноаспектной подборки сканов и скринов изданий.

Л. Златогорская при проведении экспертизы конкурсных работ оценивала проектную деятельность. Обзор включает обзор

1 Там же. С. 155.

2 Мешавкин С. Какая редакция работает на газету, а какая - на читателя, видно сразу // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 162-167, С. 165.

успешных кейсов проектной деятельности 28 изданий. Выделяя лучшее, автор не призывает слепо тиражировать это в других изданиях, но рекомендует подмечать особенное, «копить свой "изюм"»3.

Эксперт считает важным при планировании проектной деятельности редакциями СМИ активно обращаться к местному сообществу и вместе творчески и неформально раскрывать такие актуальные темы, как экология водоёмов, сохранение исторического облика городов и сёл, развитие трезвеннического движения, взаимодействие с общественными организациями на пользу гражданского общества.

Выводы

Как видим, в многочисленных критических публикациях специального выпуска журнала «Журналистика и медиарынок» отражена специфика профессиональных знаний и исследовательских интересов медиа-экспертов. На страницах этого издания обобщается опыт конкретных творческих решений региональной и местной прессы, систематически публикуются советы и рекомендации, направленные на совершенствование российской прессы.

Согласимся с мнением доцента РГГУ В. Скоробогатько, что конкурс (точнее - совокупность критериев экспертной оценки) «даёт хороший повод задуматься над дальнейшим совершенствованием наших печатных СМИ»4. В осознании типичных ошибок сотрудниками редакций лежит точка их профессионального роста. Детальный экспертный разбор многочисленных кейсов, дефинитивный подход к описываемым явлениям, тезисное изложение в сочетании с иллюстрирующими их примерами не только повышают степень осведомленности профессионального сообщества, но и стимулируют к совершенствованию журналистской деятельности в соответствии с актуальными тенденциями развития медиаотрасли.

Академическая и профессиональная медиакритика, на наш взгляд, призвана рас-

3 Златогорская Л. «Сообщаю, что нахожусь жив-здоров, того и вам желаю» // Журналистика и медиа-рынок. 2021. № 7-8. С. 168-172, С. 172.

4 Скоробогатько В. Синдром защитной маски // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8. С. 150161, С. 150.

ставить акценты медиасодержанию, быть навигатором в медиапространстве. Формулирование качественных показателей экспертами профессиональных конкурсов журналистского мастерства - действие, направленное на развитие масс-медиа и повышение

их уровня. Маркеры качества - показатели состояния масс-медиа, либо его потенциала. Они особенно важны как ориентиры для развития региональной и местной российской прессы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Базунова, М. Как быть живой газетой, с качественной аудиторией, приличным охватом... и столетней историей // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8.

2. Бакулин, О. К вопросу об иллюстрировании российских периодических изданий // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8.

3. Бердецкая, О. На какие сайты, соцсети и подходы в работе с интернет-ресурсами можно равняться // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8.

4. Голубничий, В. Самовары российской прессы // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8.

5. Жилякова, Е. Полдюжины постулатов теории журналистики и пара не вполне научных гипотез // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8.

6. Златогорская, Л. «Сообщаю, что нахожусь жив-здоров, того и вам желаю» // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8.

7. Касютин, В. Модель номера // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8.

8. Колесниченко, А. Искусство возможного // Журналистика и медиарынок. 2021. № 78.

9. Короченский, А.П. Регулятивная роль медиакритики // Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. - М.: Галерия, 2004. - 400 с. URL: http://evartist.narod.ru/text19/035.htm#_ftn2 (дата обращения 25.02.2022).

10. Логинов, С. 10 из 110: выбирают читатели // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8.

11. Мешавкин, С. Какая редакция работает на газету, а какая - на читателя, видно сразу // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8.

12. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. - М., 2021.

13. Серебряный, Р. Почему у 10 лучших газет должны быть лучшие сайты, ил Хорошей газете - хороший сайт // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8.

14. Скворцова, Н. Год тревоги нашей // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8.

15. Скоробогатько, В. Синдром защитной маски // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8.

16. Шестеркина, Л.П., Марфицына А.Р. Проектная журналистика и современные тенденции журналистского образования // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Том.14. № 1.

17. Шевцов, О. Что в WWW тебе моем. Чем сайт газеты отличается от сетевого издания // Журналистика и медиарынок. 2021. № 7-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления: 11.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.