Медиасреда. 2022. № 1. С. 111-116. ISSN2070-0717 (print).
Mediasreda. 2022; 1:111-116. ISSN2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2022-10121
РАБОТА НАД ШКОЛЬНЫМ ИЗДАНИЕМ КАК КОМПЛЕКСОМ МЕДИАПРОЕКТОВ
Наталья Юрьевна Высоцкая
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, [email protected]
Аннотация. В работе исследуются школьные издания как специфические СМИ. Автор рассматривает их в виде комплекса медиапроектов, объединенных общим авторским составом, целями и задачами.
Ключевые слова: школьный пресс-центр, медиапроект, детские СМИ.
Для цитирования: Высоцкая Н. Ю. Работа над школьным изданием как комплексом медиапроектов // Медиасреда. 2022. № 1. С. 111-116. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10121.
For citation: Vysotskaya N. Yu. Work on a school publication as a complex of media projects. Mediasreda. 2022; 1: 111-116. (In Russ.). https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10121.
Собственное издание сегодня есть во многих образовательных учреждениях. Школьные СМИ не только выступают в роли института социализации детей и распространения культурных ценностей, но и являются инструментом повышения уровня медиаграмотности, что на данный момент особенно актуально.
Сегодня мы постоянно сталкиваемся с большими объемами различной информации, и способность ее грамотно воспринимать и обрабатывать - один из ключевых навыков. Особенно остро проблема переизбытка информации и неумение с ней взаимодействовать характерна для школьников.
Развивать компетенции в этом направлении помогает создание школьного пресс-центра. В процессе журналистского творчества дети учатся критически подходить к обработке больших объемов информации.
Вместе с созданием школьного издания, возникает вопрос о его отнесении к какой-либо существующей группе СМИ - это необходимо для понимания специфики аудитории, создания контента, привлечение ресурсов, использования различных средств и технологий.
Традиционно школьные газеты относят к корпоративным изданиям, что отчасти справедливо -они интересны только тем, кто непосредственно имеет отношение к авторам или описываемым событиям.
Назвать школьную газету корпоративной можно еще и потому, что она содержит много информации об организации, в которой издается, транслирует ее ценности и принципы [9].
А. А. Данилина, относит школьное издание к корпоративным СМИ. Она приходит к выводу, что «сходство форматов типичного корпоративного издания и школьного печатного издания очевидно, что дает основания отнести прессу средних учебных заведений к категории корпоративных СМИ» [5]. В качестве «образца» используется образ корпоративного издания, предложенный А. Ю. Горчевой [4].
Среди основных признаков указываются следующие: «газета формата А4, выходящая раз в месяц тиражом, который не предполагает официальной регистрации, и адресованная внутренней аудитории компании без дифференциации сотрудников по рангу. Основная цель такого издания -проинформировать сотрудников о событиях, происходящих в компании, сплотить коллектив и довести до сведения сотрудников решения руководства» [5].
Издания, выбранные для анализа автором статьи, по этим признакам также можно причислить к корпоративной прессе. Газеты «#Правда 18» и «Большая перемена» - выходят ежемесячно в течение учебного года на протяжении четырех лет. Обе они выходят в формате А4 и имеют небольшой тираж, который не требует регистрации издания.
Автор работы считает, что, издания объединяют в себе черты корпоративного и детского СМИ. В тоже время у них есть особенности, которые выделяют их из существующей классификации прессы.
Во-первых, это специфика аудитории - у школьного издания она довольно обширна и различается по возрасту, интересам и целям. В ее состав входит педагогический коллектив, административный корпус учебного заведения, ученики среднего и старшего (реже - младшего) звеньев, авторский состав, а также родители учеников. Во-вторых, школьное издание - это не просто транслятор достижений учащихся и педагогов. Это уникальное средство коммуникации между детьми и взрослыми, площадка для детской самореализации и начало профориентационного пути.
Для школьного издания это одна из основных задач. Ребята нарабатывают базовые журналистские навыки, развивают коммуникативные способности, писательский талант. При этом учитывается кадровая подвижность, разный уровень медиакомпетенций у авторов, отсутствие четкого графика выхода номеров.
Отмеченная выше специфика, на наш взгляд, позволяет рассматривать школьные издания как комплекс медиапроектов, которые объединяются общими целями, задачами, аудиторией, частично - авторским составом.
В качестве эмпирической базы были использованы школьные издания «#Правда 18» и «Большая перемена», которые выпускаются в школах города Новосибирска. Автор исследования является педагогом дополнительного образования Центра внешкольной работы «Галактика» и одним из руководителей данных пресс-центров. Методами исследования стали анализ и включенное наблюдение. Помимо этого, был проведен анализ ряда работ Т. А. Садковой, Е. Л. Вартановой, Н. А. Симбирцевой и др., посвященных вопросам функционирования школьных СМИ и влиянию юнкоровской деятельности на личность ребенка [10, 2, 11].
Создание газеты - это особая деятельность школьников, которая относится к медиаактивности. По мнению Н. А. Симбирцевой, она предполагает оперативное получение и систематизацию информации, а также ее восприятие из разных каналов, оценка и последующая репрезентация [11].
Для того, чтобы понять в чем специфика такого медиапроекта как школьное издание, обратимся к понятию «медиапроект». Мы вслед за А. А. Данилиной под медиапроектом будем подразумевать «самостоятельно разработанный и изготовленный медиапродукт от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем преподавателя с использованием современных медиатехнологий» [5]. Исследователи выделяют еще одну характерную для медиапроектов социальной направленности особенность -это широкая аудитория, так как цель этих проектов - «освещение и продвижение актуальных социальных аспектов жизни и акцентирование внимания на создаваемых и трактуемых ими социальных образах» [5].
Такой подход к определению школьного издания помогает понять специфику работы в детском пресс-центре, а также увидеть отличия школьной газеты от корпоративных СМИ. Это понимание важно для успешной реализации программ дополнительного образования в области журналистики. Также описываемый подход помогает выстроить работу в школьном пресс-центре таким образом, чтобы учитывались интересы и запросы как педагогов, так и детей, и родителей. Это предположение проверялось автором данной работы эмпирически - в процессе написания собственной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также создания творческого объединения «Юнкор» и школьных пресс-центров.
Как отмечает Е. Л. Вартанова, «школьные издания призваны формировать идентичность сообщества учителей и школьников» [2]. Исследователь рассматривает эти СМИ не только в качестве средства взаимодействия с общественностью, а как административный инструмент, который управляет общественным мнением. Идеальным вариантом становится издание, объединяющее в себе эти две позиции.
Автор работы разделяет этот взгляд: при создании школьных газет учитываются многие факторы и запросы - как аудитории, «заказчика», так и авторского состава. В газетах «#Правда 18» и «Большая перемена» с течением времени сформировались свои системы рубрик, выявились жанровые особенности, определились запросы авторов и администрации учебных заведений. На страницах газет освещаются не только события, которые проходят в стенах школы, но и обсуждаются различные процессы, происходящие в обществе.
Т. А. Садкова говорит о том, что «если рассматривать школьную прессу как часть проектной медиаобразовательной технологии, то можно отметить приобретение нового опыта у юных издателей, коммуникативных умений, умений работать в команде, правильно воспринимать и обрабатывать информацию создавать медиатексты и фотоиллюстрации, пытаются анализировать и интерпретировать факты, явления окружающей действительности и публично выражать мнение об этом» [10].
Автор статьи, исходя из своей практической деятельности, отмечает, что каждый новый номер газеты можно рассматривать как самостоятельный медиапроект, но при этом у всех этих проектов есть общие цели, задачи и частично пересекающийся авторский состав. Несмотря на постоянство детского коллектива в подготовке каждого номера есть свои нюансы и активность авторов меняется от номера к номеру. Каждый выпуск газеты, несмотря на общую рубрикацию и планирование - это вполне самостоятельный медиапроект, над которым работают дети с разным уровнем подготовки и знаний. С каждым участником редакции идет индивидуальная работа с учетом личных интересов и возможностей. Планирование школьного издания довольно гибкое. Каждый номер зависит от текущих условий - школьных мероприятий и количества новостей, готовности героев публикаций идти на контакт. Приходится оперативно решать текущие вопросы - подстраиваться под обстоятельства и запросы администрации. В этом заключается одна из самых важных функций школьного издания, о которой писал еще Я. Корчак: «Газета учит честно выполнять добровольно взятые на себя обязанности, учит работать по плану, опираясь на объединенные усилия самых разных учеников, учит смело высказывать свои убеждения, учит спорить, доказывая, а не ссорясь, вносит гласность туда, где без газеты кружила бы сплетня и клевета направляет общественное мнение - является совестью общины» [7].
В монографии «Медиаобразование молодежи» И. В. Жилавская дает такое определение школьным изданиям: «самодеятельные средства коммуникации и информации (СДСКИ)». Она также отмечает, что «школьные медиа позволяют раскрыть медиа-информационный потенциал личности» [6].
Школьный медиапроект - это особая форма журналистского творчества. Основной упор в темах делается, конечно, на то, что происходит внутри школы. Но, в случае нехватки информационных поводов, новости и события создаются самими журналистами в виде редакционных акций и кампаний. Примером может служить проведение силами редакции в школе «дня объятий», по итогам которого был создан репортаж с места событий. Это помогает не только заполнить текущий выпуск, но вместе с тем тренирует способность мыслить нестандартно и креативно подходить к выполнению задания.
В рамках подготовки медиапроектов был так же разработан и проведен конкурс от редакции, который прошел через три выпуска и поддерживался в социальной сети «ВКонтакте» - в группе школы. Это обеспечило тематическую связь между выпусками, авторы смогли наблюдать результаты своей деятельности. Помимо этого, такая редакционная кампания направлена на популяризацию школьного издания, привлечения новых авторов и героев, так как охватывает больше участников - как тех, кто следил за конкурсом в социальной сети, так и тех, кто в нем непосредственно участвовал или читал школьную газету. Создание медиапроекта предполагает разнонаправленную работу, результатом которой становится развитие креативности, гибкости мышления, а также совершенствование навыков работы с мультимедийными инструментами.
В рамках работы школьной газеты «#Правда 18», помимо ежемесячных выпусков, также создаются тематические спецвыпуски и приложения. Так, событийные выпуски были посвящены неделе безопасного интернета, участию редакции в конкурсе и выпускному. У этих выпусков было несколько авторов - участников редакции. Как правило, созданием спецвыпусков занимаются те юнкоры, которые интересуются выбранными темами, непосредственно участвуют в событии или знакомы с героями публикаций.
Спецвыпуски, рассказывающие о человеке, создавал один автор. Специфика этих номеров состоит в том, что нужно взять довольно подробное и объемное интервью, поэтому главный герой и автор общаются в реальной жизни. Помимо этого, автор приложения - это «опытный юнкор», занимающийся в творческом объединении не первый год. Это связано с тем, что в его задачи в этом случае входит подготовка к интервью, подбор иллюстративного материала, расшифровка записи и обработка большого объема информации. В подготовке спецвыпусков самым сложным становится придумать оригинальный способ подачи материалов, но учитывая, что авторский состав изначально заинтересован в теме, то этот вопрос решается довольно быстро. В ежемесячных выпусках школьной газеты две основные сложности - это обеспечение жанрового разнообразия и выбор тем в рамках заданных рубрик.
Школьный медиапроект помимо образовательной и информационной, выполняет еще одну важную функцию. Он выступает в роли безопасной и понятной площадки для высказывания своей позиции. Как отмечает Н. Л. Кулакова, «публикация личного мнения или коллективной позиции даже в стенной газете позволяет противостоять авторитету взрослых, которые при устном выступлении всегда могут перебить, подавить волю ребенка грубым окриком, насмешкой, наконец, могут просто отказаться слушать. Уже в XIX веке в России собственные издания детей в гимназиях и церковно-приходских школах позволяли учащимся и влиять на собственных педагогов, и высказывать свое отношение к политической обстановке» [8].
В процессе создания своих текстов школьники учатся корректно, понятно и аргументированно высказывать свою точку зрения, а также уважительно относится к мнениям других участников диалога. На страницах школьных изданий происходят обсуждения учителями, детьми, родителями и психологами разных тем. Примером может служить публикация «Красивой быть не запретишь», вышедшая в газете «Большая перемена» (№4 (9) от 30.11.2020), в которой поднималась тема уместности макияжа в школе. Свое мнение высказал автор публикации с использованием различных источников информации, включая устав школы, интервью педагогов и мнений самих школьниц. В этой же газете был опубликован материал «Скажи буллингу: "Стоп!"» (№ 2 (7) от 28.04.2020) в рамках подготовки к которому был проведен флэшмоб среди педагогов и учеников школы, найдены герои, согласившиеся рассказать свои истории.
Ученическая газета - это не только транслятор школьных новостей. Так, в газете «#Правда 18» есть такие рубрики как «Актуальное», где поднимаются темы, которые волнуют авторов, но на которые сложно говорить. В газете обсуждался вопрос родительского контроля (№2 (14) 01.04.2019). В качестве экспертов выступали педагоги, родители, а также сами дети. Также на страницах школьного издания можно высказать свое мнение относительно событий, происходящий сейчас в стране или мире. К примеру, поднимался вопрос о безопасности школьников, о правах и рисках участия в политических акциях и много других тем.
Но вместе с этим в рамках реализации школьных медиапроектов встает вопрос помощи юным авторам со стороны педагога. В редакции есть свое распределение ролей. Автор статьи, как педагог дополнительного образования, выполняет роль выпускающего редактора. Роль главного редактора принадлежит педагогу школы, а выпускающий редактор номера - школьник, участник пресс-центра. Дети примеряют на себя различные роли и находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
Можно сказать, что занятия построены в виде большой «игры в редакцию». В таком формате быстрее проходит процесс погружения в новую деятельность, элементы игры помогают раскрыть творческий потенциал школьников - «в игре создается новое отношение между смысловым полем, т.е. ситуацией мысли и реальной ситуацией» [3].
Учитывая, что речь идет о дополнительном образовании, поддерживать постоянство состава юнкоров невозможно. Каждый год в редакции обновляется коллектив - есть 2-3 человека, которые занимаются журналистикой не первый год и есть те, кто впервые знакомится с изданием газеты. Выпускающий редактор следит за соблюдением дедлайнов, помогает корреспондентам решать текущие задачи, проводит самостоятельно планерки и летучки. Опытные корреспонденты могут помочь новичкам подобрать героя для публикации, составить вопросы для интервью.
Вместе с тем, особенно выделяется в этом процессе роль педагога и его включение в общую деятельность. Современные исследователи приходят к мнению, что «главным ориентиром в работе педагогов с детьми должны стать такие отношения, при которых
каждый ученик, равно как и учитель, может реализовать свои внутренние цели и потребности» [1].
Школьный медиапроект - это, прежде всего, площадка для творческого развития и самовыражения. Здесь у детей есть свобода в выборе формы и содержания для выбранной темы. Они учатся оформлять понятно и грамотно свои мысли как письменно, так и устно, во время участия в пресс-турах и пресс-конференциях, ориентироваться в информационном пространстве. Участники редакции проходят настоящий путь профориентации, знакомятся не только с журналистскими профессиями, но и узнают много нового о других сферах деятельности.
Определенная свобода выбора тем, а также своеобразие авторского коллектива - главное отличие медиапроектов от СМИ в традиционном понимании. На взгляд автора, такой подход к определению школьного издания делает процесс создания каждого номера более структурированным, ясно очерчивает цели и функции каждого отдельного номера, как для авторского состава, так и для педагога.
Список источников
1. Басюк, В. Вопросы наставничества в современном образовании / В. Басюк. - Текст : непосредственный // Развитие личности. - Москва : МГУ, 2019. - С. 67-93.
2. Вартанова, Е. Л. Стратегия, цели, задачи и методы информационного образования детей и подростков / Е. Л. Вартанова, Л. В. Матвеева, В. С. Собкин, Г. У. Солдатова, А. В. Шариков [Концепция информационной безопасности детей. Раздел 20]. - Москва : Роскомнадзор, 2013. -124 с. - Текст : непосредственный.
3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. -Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - C. 62-76.
4. Горчева, А. Ю. Корпоративные издания / А. Ю. Горчева. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2008. - № 2. - С. 72-86.
5. Данилина, А. А. Функциональная и жанрово-тематическая специфика школьных СМИ / А. А. Данилина. - Текст : непосредственный // Вопросы образования. - 2013. - № 3. - С. 126-140.
6. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежи : монография / И. В. Жилавская. - Москва : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - 243 с. - Текст : непосредственный.
7. Корчак, Я. Избранные педагогические произведения/ Я. Корчак ; пер. с пол. К. Э. Сенкевич. - Москва : Педагогика, 1979. - 473 с.
8. Кулакова, Н. Л. Медиаобъединения в самодеятельной школьной прессе / Н. Л. Кулакова. -Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. -2007. - № 3. - С. 100-106.
9. Никишин, И. В. Медиапроект: понятие, типы, жизненный цикл / И. В. Никишин. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 24 (262). - С. 478-481.
10. Садкова, Т. А. Феномен школьных СМИ в современной культуре / Т. А. Садкова. - Текст : непосредственный // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. -2017. - №2/3 (21). - С. 257-261.
11. Симбирцева,Н.А.Медиаактивностькакличностноекачествочеловекапостиндустриальной культуры: на пути решения проблемы / Н. А. Симбирцева. - Текст : электронный // Человек и культура. - 2016. - № 4. - С. 1-8. DOI: 10.7256/2409-8744.2016.4.19826 URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=19826 (дата обращения: 20.05.2022).
Информация об авторе
Н. Ю. Высоцкая - студентка Института филологии, массовой информации и психологии.
Научный руководитель: Кислая Лилия Николаевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета.
Статья поступила в редакцию 12.05.2022; одобрена после рецензирования 09.06.2022;
принята к публикации 09.06.2022.
The article was submitted 12.05.2022; approved after reviewing 09.06.2022; accepted for publication 09.06.2022.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.