ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Васильева Е. В., Парникова Г. М. Герменевтический подход в обучении аудированию студентов экономического профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171003. htm.
ART 171003 УДК 372.881.111.1
Васильева Елена Валентиновна,
магистрант Института зарубежной филологии и регионоведения ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск vaslen14@mail.ru
Парникова Галина Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведения ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск allerigor@yandex.ru
Герменевтический подход в обучении аудированию студентов экономического профиля
Аннотация. Статья посвящена вопросам применения герменевтического подхода в образовании. Представлен анализ роли и значения герменевтики в философских и педагогических исследованиях. Рассматривается возможность использования герменевтического подхода в обучении аудированию студентов экономического профиля для развития способности обучающихся к пониманию смысла иноязычного текста и устной речи.
Ключевые слова: герменевтический подход, понимание, иноязычное образование,
студенты экономического профиля.
Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Актуальность темы нашей работы определяется стремительным развитием международных отношений в области политики, экономики, образования, науки и культуры, что указывает на необходимость подготовки специалистов со знанием иностранного языка. Эффективная коммуникация является основным результатом в освоении иностранного языка, поэтому большое внимание следует уделять формированию умений слушать и понимать иноязычную речь.
Усвоение изучаемого языка постигается через понимание смысла того или иного иноязычного текста. В рамках нашего исследования целесообразным считаем применение герменевтического подхода в обучении аудированию студентов экономического профиля на основе профессионально-ориентированных текстов. Практическое применение данного подхода объясняем необходимостью развития:
- мотивации студентов к изучению иностранного языка в неязыковом вузе;
- активности обучающихся в учебной деятельности по иностранному языку;
- самостоятельности суждений и высказываний студентов экономического профиля.
В настоящее время указанный подход признан ведущим к обучению, пониманию и истолкованию действительности и знаний о ней, выраженных в текстах. Он активно реализуется в философии, педагогике, филологии и психологии, а также в в теории и практике перевода, литературной и художественной критике, литературоведении, искусствоведении и юриспруденции [1].
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Васильева Е. В., Парникова Г. М. Герменевтический подход в обучении аудированию студентов экономического профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171003. htm.
Проблема понимания привлекает к себе пристальное внимание исследователей, а герменевтика представляет собой осмысление человеческого духовного опыта, порождение и понимание гуманитарных смыслов и ценностей [2]. Далее мы обратимся к истории вопроса. Герменевтика (1пегтепеий^ - разъясняющий, истолковывающий) появилась в Древней Греции как учение об истолковании. Слово произошло от имени древнегреческого бога Гермеса, который передавал идеи и вести богов людям, препровождал души умерших в мир смерти. Он был прислужником богов, владел искусством толкования, объяснения непонятных и искаженных смыслов и знаков [3].
В философской герменевтике величайшие философы выделяют различные подходы. Известны психологический подход Ф. Шлейермахера, виталистский подход В. Дильтея, экзистенциально-онтологический подход М. Хайдеггера, онтологический подход Х.-Г. Гадамера [4]. Ф. Шлейермахер (1768-1834) заложил методологические основы герменевтики как общие теории интерпретации. Философ считал, что грамматическая (анализ текста) и психологическая герменевтика (анализ жизни человека) должны быть соединены в единое целое [5]. Он писал, что герменевтика представляет собой «искусство правильного изложения своих мыслей, пересказа чужой речи третьему лицу и понимание другой речи» [6].
В. Дильтей (1833-1911) рассматривал герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания и считал, что она ориентирована на истолкование литературных памятников, понимание зафиксированных проявлений жизни [7]. Философ писал, что общество понимается только на основе восприятия его внутренних состояний и внутреннего опыта. В. А. Ашимова в своей работе «Герменевтика как попытка релевантного описания двойственности мира» приводит аргумент В. Дильтея, где отмечается, что существует два вида понимания: понимание своего внутреннего мира с помощью самонаблюдения и понимание чужого мира, достигаемого путем вживания, вчувствования и сопереживания [8].
«Философия жизни» В. Дильтея нашла продолжение в работах М. Хайдеггера. Исследователь положил начало онтологической герменевтике, выяснил, что существование реализуется в языковой традиции. Философ (1889-1976) считал, что само бытие носит герменевтический и истолковывающий характер [9]. По его словам, чтобы понять целое, нужно понять отдельные его части, но, чтобы понять отдельные части, необходимо понять целое. Интересным является его аргумент о том, что «бытие не является предметом познания, преобразования и предметом власти, а является священным даром, которого можно только воспринять и бережно сохранять» [10].
Х.-Г. Гадамер (1900-2002) развивает главные идеи В. Шлейермахера, В. Дильтея и М. Хайдеггера о языке и понимании, расширяет сферу применения герменевтического подхода. Он доказал практическую значимость герменевтики. По мнению философа, герменевтика представляет собой интерпретацию текстов, познание и самопознание человека и человечества. Философ считает, что соавтором текста может становиться тот человек, который истолковывает исторические события. Язык - главная сфера герменевтики, в которой происходит понимание смыслов, а интерпретация является способом осуществления понимания [11].
Изучив труды величайших философов, можно с уверенностью утверждать, что герменевтика - это теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений. При этом следует подчеркнуть, что этот подход необходим не только в интерпретации текстов, но и в истолковании истории человечества, познании жизни общества.
Далее обратимся к вопросам рассмотрения герменевтического подхода в отечественных педагогических исследованиях. В педагогике указанный подход достаточно
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Васильева Е. В., Парникова Г. М. Герменевтический подход в обучении аудированию студентов экономического профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171003. htm.
новый, он разрабатывается в исследованиях А. Ф. Закировой [12], И. И. Сулимы [13], В. И. Загвязинского [14], В. П. Зинченко [15] и др.
Так, А. Ф. Закирова ввела в оборот новый термин «педагогическая герменевтика». Педагогическая герменевтика является теорией и практикой истолкования, интерпретации педагогических знаний, заложенных в разных письменных текстах, подразумевает полное и глубокое понимание социально-культурных традиций и эмоционально-духовного опыта личности и человечества. Мы согласны с автором, что в настоящее время герменевтика считается методологией гуманитарного освоения культуры, которая основывается на влиянии чтения и интерпретации культурных текстов на сознание человека, его миропонимание и мышление, а также на такие виды деятельности, как прогнозирование, проектирование, диагностику, моделирование и педагогическое общение. А. Ф. Закирова указывает, что объект герменевтики как методологии наук - человек, а предмет - текст [16].
В педагогических исследованиях академик В. И. Загвязинский является одним из основателей герменевтического подхода. Он определяет герменевтику как «совокупность методов познания и объяснения процессов и явлений, в основе которых лежит не рационально-логическое истолкование, а понимание, вчувствование, личностно-субъективное истолкование, обращение к средствам искусства языка, религии, здравого смысла» [17]. По мнению ученого, ценности человека, вера, идеалы, добро, красота, духовность и истина играют значительную роль в личностно-индивидуальном развитии человека, его становлении как гармоничной, творческой и свободной личности. Поэтому он считает, что герменевтический подход является одним из необходимых подходов в формировании творческих и активных личностей.
И. И. Сулима пишет, что «развитие философии, философии образования в частности, ещё более конкретно - герменевтической философии образования -помогает обеспечить природосообразность образования. Это связано с тем, что философски обдуманное, построенное, наполненное образование является той средой бытия человека, которая насыщена смыслом. Наполненность отвечает природе человека» [18]. Автор подчеркивает, что в системе образования герменевтика играет большую роль в преодолении неясных, сложных семиотических систем и поиске единых смыслов, сохранении национальной культуры, традиции и языка.
По словам Ю. В. Сенько, понимание действительности представляет собой образ, деятельность, способ, процесс, результат и итог. Понятие «понимание» проявляется при создании чувственного образа, осмыслении новой идеи, объяснении и умении выразить знания на естественном языке, нахождении общего замысла, обнаружении и преодолении парадокса, ответе на вопросы, анализе ситуации, толковании и интерпретации, постижении поступка или суждения другого человека. Как утверждает автор, педагогическим пониманием считается стиль нового педагогического мышления, «перевод образовательной ситуации на язык внутренней речи, обнаружение смысла во взаимодействии» [19]. Педагогическое понимание осуществляется в трех взаимосвязанных полях:
1) в предметном поле, где наблюдаются отношения между предметами;
2) в логическом поле, где выявляются отношения между понятиями и фактами;
3) в поле взаимоотношений главных участников педагогического процесса, где центральное место занимают отношения между людьми (учитель - учитель, ученик -учитель, ученик - ученик) [13].
Герменевтический подход разрабатывается также в исследованиях В. П. Зинченко. Автор указывает наиболее значимые значения категории «понимание»:
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Васильева Е. В., Парникова Г. М. Герменевтический подход в обучении аудированию студентов экономического профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171003. htm.
Способность осмысления, постижения содержания, значения, смысла чего-
Способность того или иного толкования чего-нибудь (текста, сновидений, поведения и т. д.).
3. Когнитивный процесс постижения смысла, содержания [20]. Концепция современного образования в целом и иноязычного образования в частности нацеливает процесс обучения на формирование коммуникативной компетенции студентов для профессионального общения в условиях международной интеграции. Для достижения этой цели необходимо обратиться к герменевтическим средствам и методам обучения, поскольку этот подход к преподаванию иностранного языка основан на принципах понимания и рефлексии [21].
Нам представляется целесообразным применить герменевтический подход к обучению аудированию, так как восприятие устной иноязычной речи на слух зависит от понимания смысла речи говорящего, а цель любого герменевтического исследования обусловливается поиском смысла на основе понимания, которое реализуется путем размышления. Успех акта устной иноязычной коммуникации зависит от того, насколько ясно и полно воспринято сообщение, поэтому возникает необходимость обучать студентов, в нашем случае экономического профиля, эффективным способам восприятия иноязычной речи на слух.
Применение указанного подхода объясняем его направленностью на развитие у студентов способности к выявлению понятий, смыслов и на активизацию мыслительной, рефлексивной и познавательной деятельности у обучающихся. Работа с тематической информацией и анализ необходимых фактов, связанных с экономикой, стимулируют у студентов мотивацию к иноязычному общению, интерес к освоению иностранного языка. При восприятии устного иноязычного текста появляется необходимость активизировать у студентов мыслительную деятельность. Здесь уместно обратить внимание на сознание обучающегося, поскольку при переводе и понимании иноязычного текста в сознании происходит осмысление высказывания прежде всего на родном языке. Поэтому важным для исследования является положение о том, что педагог должен направить студентов к самостоятельной образовательной деятельности для познания отличительных особенностей языков и культур.
Вышесказанное убеждает нас в том, что при восприятии иноязычной речи на слух целесообразно применить герменевтический метод на занятиях иностранного языка для эффективности понимания смыслов и ценностей изучаемого языка и культуры, освоения тех или иных языковых явлений, расширения лингвистического кругозора обучающихся. Следует также отметить, что данный подход развивает у студентов творческое мышление, коммуникативную компетенцию обучающихся, способствует формированию умения работать с информацией, интерпретировать и пересказывать речь говорящего, излагать свои мысли и суждения.
Ссылки на источники
1. Закирова А. Ф. Основы педагогической герменевтики: авторский курс лекций: учеб. пособие. -Тюмень: Тюменский государственный университет, 2011. - 321 с.
2. Племенюк М. Г. Проблема понимания в педагогической // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 17-28.
3. Воскобойников А. Э. Герменевтика // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С. 182-183.
4. Там же.
5. Там же.
Васильева Е. В., Парникова Г. М. Герменевтический подход в обучении аудированию студентов экономического профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171003. htm.
" 1 научно-методический электронный журнал
6. Левицкая И. А. Герменевтические основания профессионального образования: философско-педагогический аспект // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 3. - С. 53.
7. Там же.
8. Ашимова В. А. Герменевтика как попытка релевантного описания двойственности мира // Социум и власть. - 2014. - № 4(48). - С. 109-113.
9. Щепановская Е. М. Методологические проблемы герменевтического изучения культуры. - URL: http://www.astrolingua.ru/PHILOS/germenevtika.htm.
10. Закирова А. Ф. Основы педагогической герменевтики. - С. 19.
11. Озеки-Депре И. О соотношении между герменевтикой и переводом // Философско-литературный журнал Логос. - 2011. - № 5-6(84). - С. 50-60.
12. Закирова А. Ф. Концептуальные основания педагогической герменевтики // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2008. - № 5. - С. 8-19.
13. Племенюк М. Г. Указ. соч.
14. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. -208 с.
15. Зинченко В. П. Работа понимания. - URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1028.
16. Закирова А. Ф. Педагогическая герменевтика: концептуальные основания, социокультурное значение, область применения // Специфика педагогического образования в регионах России. -2011. - № 1. - С. 15.
17. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Указ. соч. - С. 197.
18. Племенюк М. Г. Указ. соч. - С. 26.
19. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000. - С. 13.
20. Зинченко В. П. Указ. соч.
21. Лупиногина Ю. А. Особенности обучения аудированию студентов неязыковых вузов // Символ науки. - 2016. - № 1-2(13). - С. 176-179.
к« ниегп
Elena Vasileva,
Graduate Student, Institute of Foreign Languages and Regional Studies, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk vaslen14@mail.ru Galina Parnikova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of Foreign Languages Chair in Technical and Natural Sciences, Institute of Foreign Languages and Regional Studies, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk allerigor@yandex.ru
Hermeneutical approach in listening comprehension teaching of the economic specialty students Abstract. The article is devoted to the use of hermeneutic approach in education. The analysis of hermeneutics role and significance in philosophical and pedagogical studies is presented. The possibility of using hermeneutic approach in listening comprehension teaching of the economic specialty students is studied, as it develops the ability of students to understand foreign texts and speech.
Key words: hermeneutic approach, understanding, foreign language education, economic specialty students. References
1. Zakirova, A. F. (2011). Osnovy pedagogicheskoj germenevtiki: avtorskij kurs lekcij: ucheb. posobie, Tjumenskij gosudarstvennyj universitet, Tjumen', 321 p. (in Russian).
2. Plemenjuk, M. G. (2009). "Problema ponimanija v pedagogicheskoj", Izvestija Rossijskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, № 83, pp. 17-28 (in Russian).
3. Voskobojnikov, A. Je. (2006). "Germenevtika", Znanie. Ponimanie. Umenie, № 1, pp. 182-183 (in Russian).
4. Ibid.
5. Ibid.
6. Levickaja, I. A. (2012). "Germenevticheskie osnovanija professional'nogo obrazovanija: filosofsko-pedagogicheskij aspekt", Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii ipraktiki. Serija: Gumanitarnye nauki, № 3, p. 53 (in Russian).
7. Ibid.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Васильева Е. В., Парникова Г. М. Герменевтический подход в обучении аудированию студентов экономического профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171003. htm.
8.
9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21.
Ashimova, V. A. (2014). "Germenevtika kak popytka relevantnogo opisanija dvojstvennosti mira", Socium i vlast', № 4(48), pp. 109-113 (in Russian).
Shhepanovskaja, E. M. Metodologicheskie problemy germenevticheskogo izuchenija kul'tury. Available at: http://www.astrolingua.ru/PHILOS/germenevtika.htm (in Russian). Zakirova, A. F. (2011). Op. cit., p. 19.
Ozeki-Depre, I. (2011). "O sootnoshenii mezhdu germenevtikoj i perevodom", Filosofsko-literaturnyj zhur-nal Logos, № 5-6(84), pp. 50-60 (in Russian).
Zakirova, A. F. (2008). "Konceptual'nye osnovanija pedagogicheskoj germenevtiki", Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovanija. Humanitates, № 5, pp. 8-19 (in Russian). Plemenjuk, M. G. (2009). Op. cit.
Zagvjazinskij, V. I. & Atahanov, R. (2005). Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovanija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved., 2-e izd., ster., Izd. centr "Akademija", Moscow, 208 p. (in Russian).
Zinchenko, V. P. Rabota ponimanija. Available at: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/arti-cle_full.php?aid=1028 (in Russian).
Zakirova, A. F. (2011). "Pedagogicheskaja germenevtika: konceptual'nye osnovanija, sociokul'turnoe znachenie, oblast' primenenija", Specifika pedagogicheskogo obrazovanija v regionah Rossii, № 1, p. 15 (in Russian).
Zagvjazinskij, V. I. & Atahanov, R. (2005). Op. cit., p. 197. Plemenjuk, M. G. (2009). Op. cit., p. 26.
Sen'ko, Ju. V. (2000). Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovanija: kurs lekcij: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved, Akademija, Moscow, p. 13 (in Russian). Zinchenko, V. P. Op. cit.
Lupinogina, Ju. A. (2016). "Osobennosti obuchenija audirovaniju studentov nejazykovyh vuzov", Simvol nauki, № 1-2(13), pp. 176-179 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 15.06.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.06.17
Принята к публикации Accepted for publication 30.06.17 Опубликована Published 06.08.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Васильева Е. В., Парникова Г. М., 2017
5772343120183