УДК 37
Е. Ю. Кузнецова
Курский государственныйуниверситет, Курск
ГЕОИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Инфографика является медийной технологией, что делает ее доступной для многих сфер человеческой жизни. Необходимо рассмотреть ее применение в предметных областях школьного образования, т. к. она обладает рядом необходимых качеств для современной школы (ви-зуальность, сдержанность, креативность, информативность и другое). В статье изучается применение геоинфографики на уроках географии с разных позиций: как самостоятельное средство обучения и как визуализация (иллюстрация) слов учителя. Наиболее удачно использовать геоинфографику в курсах региональной географии, т. к. на это отводится малое количество учебных часов, а материала и информации к изучению много. Геоинфографика является усовершенствованным, инновационным средством школьной географии. Основным психологическим процессом, на котором основан принцип инфографики, является восприятие. Восприятие - это психологический процесс, который характеризуется целостным отражением предметов и явлений посредством органов чувств. Также геоинфографика отвечает такому важному принципу дидактики, как наглядность.
Ключевые слова: инфографика, мультимедийные технологии, визуальность, наглядность, креативность, обучение географии.
Одной из главных проблем современного общества является информационная перегруженность. Человек находится в бесконечном потоке различной информации, ему необходима четкая ориентация в ее выборе. В такой же ситуации находится и современный школьник. Необходим поиск нового способа наглядности, новой визуализации информации и в географическом образовании. Эту проблему может решить геоинфографика.
Геоинфографика - это графический визуализированный способ представления информации, данных и знаний географического содержания.
Геоинфографика - это производное понятие от инфографики. Инфографика - это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний. Основным назначением инфографики является информирование о каких-либо проблемах, явлениях, фактах. Родоначальницей инфографики является журналистика, где она первоначально выполнялароль иллюстрации [3].
Инфографику определяют как попытку упорядочить информационный массив и хаос. Существует несколько определений инфографики. Эдвард Тафти дал следующее определение термину инфографика: «это графический способ подачи информации, данных и знаний». Более точное определение дает В. Лаптев: «Инфографика - это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний». Бельгийский учёный Поль Луи считает, что инфографика может быть определена как «перевод чисел в форму рисунка, эскиза или поясняющего плана или иллюстрации» [4. С. 7-10]. В. Тулупов не выделяет инфографику как явление, но обращает внимание на значимость визуальной коммуникации в современной журналистике. Инфографику он определяет как карты, таблицы, схемы и прочее, при этом уточняя, что ее цель - наглядно иллюстрировать публикацию [5].
Инфографика представляет собой «синтетическую форму организации информационного материала, это сообщение, включающее в себя, во-первых, визуальные элементы, а во-вторых, тексты, которые поясняют эти визуальные элементы. Таким образом, инфографика или информационный дизайн используется для быстрой и чёткой передачи вербальной информации с формированием связанных с ней визуальных образов [7].
Можно сказать, что история инфографики начинается с первобытного человека. Он рисовал абстрактные рисунки, но они могли стать инфографикой, если на рисунке была описана кон-
кретная инструкция: сколько человек должны охотиться, с каких сторон к зверю подходить, как необходимо вооружаться.
Коммуникация между людьми древних цивилизаций происходила путём пиктографического письма. Пиктограммы - стилизованное и схематизированное изображение. Пиктограммы встречаются в письменности Египта, Месопотамии, Китая.
Со временем письменность развивалась именно из-за желания проще доносить смысл - в каждом значке формулируется то или иное действие. Это и есть основополагающий принцип инфографики. Таким образом, происходила визуализация накопленных знаний [1; 6].
Использование табличных представлений данных в виде строк и столбцов началось примерно две тысячи лет назад, но почти до середины XIV-го века не возникала мысль о возможности представления таких данных в графической форме. Впервые связать таблицы с графикой предложил ученый монах Николай Орезмский, нарисовавший некое подобие географических карт, где представлена широта и долгота. Рене Декарт в 1637-м году формализовал графический подход к визуализации таблиц. Далее визуализация данных шла путем графиков: кривые смертности Христиана Гюйгенса (1669), график сезонных изменений температуры почвы Иоганна Ламберта (1779), график изменения атмосферного давления в зависимости от высоты над уровнем моря Эдмунда Галлея (1686).
Первые работы инфографики (точнее, праинфографики) представляли собой иллюстрацию полученных результатов ученых. Настоящую революцию в области представления данных совершил Уильям Плейфер, дело которого продолжил Эдвард Тафти. Плейфер предложил все основные типы используемых сегодня статистических диаграмм: диаграммы-линии (графики), диаграммы-области, столбчатые и линейные диаграммы (гистограммы), круговые (секторные) диаграммы, радиальные (сетчатые) диаграммы и картодиаграммы. Их он представил в 1786-м году в книге «Коммерческий и политический атлас» (The Commercial and Political Atlas) [7].
Далее диаграммами, а точнее их модификацией в сторону аналитики, а не только статистики, занимались Флоренс Найтингейл и Шарль Минард.
Примерно с тридцатых годов ХХ-го века началось развитие иллюстративной информационной графики, родоначальником которой является британец Гарри Бек, а Жак Бертен произвел классификацию визуальных элементов для отображения данных, показал возможности графического изображения числовых и картографических данных. Система Бертена состоит из семи элементов визуализаций: расположение, форма, ориентация, цвет, текстура, значение и размер.
Изначально инфографику как успешный инструмент стали использовать масс-медиа. Как новый жанр в прессе инфографика появилась в 1982 году в газете USA Today. Информационные рисунки в 1990-х стали особенностью таких изданий, как New York Times и Guardian [7].
Под инфографикой необходимо понимать умение лаконично сочетать большой объем информации, чисел и визуальных образов. Для этого работа производится не только с текстом, но и с его шрифтом, не просто сбор данных, но их анализ и обработка, и конечно же, работа с графическими изображениями.
Основная цель инфографики - совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации в простых образах, а также передача данных в компактном и интересном сообщении, которое выглядит более привлекательно [7].
Сегодня используются два противоположных подхода к дизайну инфографики. Первый, исследовательский, берет начало в вековых традициях оформления научных работ, его основатель Эдвард Тафти. Принципы этого подхода заключаются в минимализме, при котором все несущественное для передачи информации должно быть опущено, а сама информация должна быть передана максимально точно. Такой подход приемлем в научной работе, анализе данных, бизнес аналитике, т. к. рассчитан на целевую аудиторию.
Второй подход, сюжетный, или повествовательный, начавшийся с Найгела Холмса, который создавал иллюстрации к редакционным колонкам в Time с 1978-го по 1994-й годы. Такой подход более привлекательных, т. к. создает образ у читателя [1].
Можно выделить три основных типа инфографики: статичная, интерактивная, видеоинфогра-фика[4. С. 8].
Хотелось бы внести уточнение, что геоинфографика - это не иллюстрация слов или пред-
метов, это визуализация данных и явлений, т. е. она может выступать как дополнение к основному источнику знаний (например, слов учителя), так и как самостоятельный источник добычи знаний. Это характерная особенность, способная помочь современному школьнику в быстром и качественном поиске информации.
На современном этапе развития гуманитарных наук ученые пытаются разделить понятия «наглядный» и «визуальный». Понятие «наглядный» означает демонстративный, что означает, что в процессе обучения учитель показывает (демонстрирует) готовый материал: предмет, явление. А «визуальный» предполагает образное представление, т. е. в процессе обучения предполагается осмыслить информацию и представить ее в виде фигуры, объекта, картинки. Необходимо уточнить, что процесс визуализации - это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; воспринятый образ может быть развернут и послужить опорой для мыслительных и прак-тическихдействий [2].
По мнению учителей-новаторов, инфографика обладает рядом достоинств, т. к. совмещает сразу несколько видов работы. Она направлена на формирование визуального мышления. В психологии визуальное мышление - это синтез понятийного мышления и образного. Его компонентами являются следующие процессы: восприятие визуальных образов, их анализ,
Рис. 2. Геоинфографика «Проблемы подземных вод Курской области»
Рис. 1. Геоинфографика «Нарушения почвенного покрова Курской области»
Нлр НЕГШ1Ч ЭЛТЬГЛШИ 1Г ШРКрПВД К\]Ч.КОН иГшгп
1
11 '■-Т'""1 * ■■ ОВД гтрг"'>',--и.'
сравнение, оценивание, интерпретация, преобразование, создание индивидуального образа предмета, объекта или явления [3].
Таким образом, инфографика, а, следовательно, и геоинфографика являются результатом визуализации данных. В упрощенном варианте геоинфографика представляет собой любое сочетание текста и графических символов, целью которых является организация данных, демонстрация фактов, динамики и зависимостей [6].
Технология создания инфографики происходит в три основных этапа:
1) определение целей и задач, которые необходимо достичь с ее помощью. Необходимо помнить, что «в графике очень легко отображать существующее в реальности, значительно труднее перенести в визуальную плоскость отвлеченные понятия и почти невозможно - мнения и комментария»;
2) распределение информации на смысловые блоки (разделы, части, пункты);
3) создание основной визуальной истории, которая и будет основой для инфографики [2].
К подпункту технологии геоинфографики можно отнести предоставление уже готового материала аудитории, для того чтобы проследить их восприятие, сможет ли аудитория понять ее цель и расшифровать визуальные символы.
Геоинфографика способна представлять большие объемы информации, но это не самое главное ее достоинство. Замечательная черта графики в том, что она позволяет увидеть суть данных. Качественная инфографика призвана привлекать внимание пользователя к данным, а не к посторонним элементам [6].
Для успешного использования геоинфографики на уроке, учителю необходимо пользоваться некоторыми правилами при ее выборе или создании:
1) информативность;
2) оригинальность;
3) наглядность, а точнее ее визуальные характеристики.
С учетом психологических процессов, в частности восприятия, и педагогических принципов обучения, геоинфографика выступает актуальным средством наглядности и визуализации на уроках географии. Она может представить большие объемы информации в краткой и доступной форме, а также сочетать в себе графики, диаграммы, карты и многие другие источники географической информации.
С продолжающейся компьютеризацией образования разработка или поиск готовой геоинфографики не вызовет затруднений. На наш взгляд, в современном мире давно пора перейти на новые средства наглядности в географии и таким средством может стать геоинфографика, являющаяся не просто иллюстрацией слов, а визуализацией данных.
Список литературы
1. Воробьёв, В. В. Инфографика, как средство геометрической информации [Электронный ресурс] / В. В. Воробьёв // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия молодая». Кузсбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева. - Кемерово, 2015. - URL: http://science.kuzstu. ru/wpcontent/Events/Conference/RM/2015/RM15/pages/Articles/FFP/6/l.pdf (дата обращения: 13.05.2016).
2. Ермолаева, Ж. Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации [Электронный ресурс] / Ж. Е. Ермолаева // Концепт. - 2014. - № 11. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ infografika-kak-sposob-vizualizatsii-uchebnoy-informatsii (дата обращения: 06.05.2016).
3. Кондратенко, О. А. Развитие визуального мышления студента средствами инфографики [Электронный ресурс] / О. А. Кондратенко II Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 8 (75). - С. 93-96. - URL: www.gramota.net/materials/l/2013/8/31.html (датаобращения: 31.04.2016).
4. Лаптев, В. Изобразительная статистика [Текст] / В. Лаптев. - М. : Эйдос, 2012. - 180 с.
5. Тулупов, В. В. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет [Текст] / В. В. Тулупов [и др.]. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 320 с.
6. Федорова, Е. И. Инфографика как метод визуализации данных [Электронный ресурс] / Е. И. Федорова II Организационная коммуникация: материалы междунар.науч.-практ. конф., 2324 апр. 2014г., Минск. - Минск : Изд. центр БГУ, 2014. - С. 145-149. - URL: http://elib.bsu.by/ handle/123456789/110801 (датаобращения: 04.05.2016).
7. Швед, О. В. Инфографика как средство визуальной коммуникации [Электронный ресурс] / О. В. Швед II Society for Cultural and Scientific Progress in Central and Eastern Europe. - URL: http:// scaspee.eom/6/post/2013/10/ infographics-as-means-of-visual-communication-shved-o-v.html (дата обращения: 10.05.2016).
GEOINFORMATICA AS A MEANS OF TEACHING GEOGRAPHY
KuznetsovaE. Yu., KurskState University, Kursk, [email protected]
Infographics is a media technology that makes it accessible to many spheres of human life. It is necessary to consider its application in specificfields of school education, because it has a number of desirable qualities for the modern school (visuality, restraint, creativity, information, etc.). I study the use ofgeoinformatiki geography lessons with different positions: as an independent learning tool and as
a visualization (illustration) of the master's words. In my opinion, most successfully use geoinformatica courses in regional geography, since there is a small amount of teaching hours, and material and information to study a lot. Geoinformatica is an advanced, innovative tool school of geography. A major psychological process, 'which is based on the principle of the infographie is perception. Perception is a psychological process that is characterized by a holistic reflection of objects and phenomena through the senses. Also geoinformatica meets importantprinciple ofdidactics -presentation.
Keywords: infographie, media technology, visuality, visibility, creativity, and learning of geography.
References
1. Vorob'ev, V. V. (2015) Infografika, как sredstvo geometricheskoy informatsii [=Infographics as a means of geometrical information], in: Materialyi VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodyih uchenyih s mezhdunarodnyim uchastiem «Rossiya molodaya» [=Materials of the VII all-Russian scientific-practical conference of young scientists with international participation «young Russia»], Kuzbassky state technical University, Kemerovo, available at: http://science.kuzstu. ru/wpcontent/Events/Conference/RM/2015/RM15/pages/Articles/FFP/6/l.pdf, accessed 13.05.2016. (In Russ.).
2. Ermolaeva, E. Z. (2014) Infografika как sposob vizualizatsii uchebnoy informatsii [=Infographics as a way of visualization of the educational information is considered], no. 11, available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/infografika-kak-sposob-vizualizatsii-uchebnoy-informatsii, accessed 06.05.2016. (InRuss.).
3. Kondratenko, O. A. (2013) Razvitie vizualnogo myishleniya studenta sredstvami infografiki [=Development of visual thinking of a student by means of infographies], in: Almanah sovremennoy nauki i obrazovaniya [=Almanac of modern science and education], Tambov, Gramota, no. 8 (75), pp. 93-96, available at: www.gramota.net/materials/l/2013/8/31.html, accessed 31.04.2016. (In Russ.).
4. Laptev, V. (2012) Izobrazitelnaya statistika [=Fine statistics], Moscow, Eidos, 180 p. (In Russ.).
5. Tulupov, V. V. (2006) Tehnika i tehnologiya SMI: pechat, televidenie, radio, Internet [=Technique and technology of mass media: print, TV, radio, Internet], SPb., Publishing house of V. A. Mikhailov, 320 p. (In Russ.).
6. Fedorova, E. I. (2014) Infografika как metod vizualizatsii dannyih [=Infographics as a method of data visualization], in: Organizatsionnaya kommunikatsiya: materialyi mezhdunar.nauch.-prakt. konf. [=Organizational communication: proceedings of the international.scientific.- pract. Confi], Minsk, Izd. center of BSU, pp. 145-149, available at: http://elib.bsu.by/handle/123456789/110801, accessed 04.05.2016. (InRuss.).
7. Shved, О. V. Infografika как sredstvo vizualnoy kommunikatsii [=Infographics as means of visual communication], in: Society for Cultural and Scientific Progress in Central and Eastern Europe. (In Russ.).
Кузнецова Екатерина Юрьевна - студентка 4 курса естественно-географического факультета, Курский государственный университет, Курск.