Научная статья на тему 'Инфографика: прошлое, настоящее, будущее'

Инфографика: прошлое, настоящее, будущее Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4700
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / ИНФОДИЗАЙН / ДИЗАЙНЕР-ИНФОГРАФ / ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна, Федотовский Василий Васильевич

История развития инфографики включает не только её динамичное развитие, но и этапы застоя, так называемые кризисы инфографики. В работе проанализированы причины возникновения кризисов, рассмотрены пути их преодоления. Сформулировав цель исследования как рассмотрение и детальный анализ современного состояния инфографики, авторы проанализировали существующие определения инфографики и инфодизайна, при этом сделан акцент на различие этих понятий; выделили этапы в развитии инфографики; проанализировали предпосылки, причины и последствия второго кризиса инфографики; сделали прогноз относительно развития данного медиатренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфографика: прошлое, настоящее, будущее»

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Симакова С. И.

Федотовский В. В.

ИНФОГРАФИКА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

История развития инфографики включает не только её динамичное развитие, но и этапы застоя, так называемые кризисы инфографики. В работе проанализированы причины возникновения кризисов, рассмотрены пути их преодоления. Сформулировав цель исследования как рассмотрение и детальный анализ современного состояния инфографики, авторы проанализировали существующие определения инфографики и инфодизайна, при этом сделан акцент на различие этих понятий; выделили этапы в развитии инфографики; проанализировали предпосылки, причины и последствия второго кризиса инфографики; сделали прогноз относительно развития данного медиатренда.

Ключевые слова: инфографика, инфодизайн, дизайнер-инфограф, визуальный контент, визуализация.

Инфографика имеет долгую и насыщенную историю, в которой есть место взлётам и падениям, спорам и белым пятнам, и, несомненно - большому будущему.

В последнее время положение инфографики в медиасфере было неоднозначным - стоило ей начать полномасштабную экспансию и завоевать всеобщее признание, как произошёл резкий спад - как в качестве продукта, так и в восприятии его пользователями. Это был настоящий кризис инфографики - как мы выяснили впоследствии, не первый.

Этот спад был обусловлен открытием доступа к созданию инфографики, что повлекло за собой волну низкокачественных продуктов. Также различные компании посчитали необходимым для себя создавать как можно больше инфографики в рекламных целях, что также спровоцировало падение привлекательности визуализированной информации в глазах пользователей. Большое влияние также оказали завышенные ожидания - инфографика продвигалась как совершенный способ преподнесения данных, эффективный в любых обстоятельствах. Разумеется, это не так.

Кризис инфографики преодолевается совместными стараниями многих специалистов по инфодизайну, дизайнеров-инфографов и медиаэкспертов. Борьба ведётся как за повышение общего уровня производимых инфогра-фик, так и за изменение их восприятия пользователем. По мнению многих экспертов (среди них - сооснователь агентства Five Column Media Росс Крукс) инфографика, как и любой

продукт, может быть хорошей и плохой, к ней должны предъявляться те же требования, что и ко всем медийным продуктам: интересная и оригинальная тема, нестандартная реализация, авторский взгляд, качественная реализация.

В наше время инфографика выбирается из кризиса и уверенно движется к новым вершинам. На волне реабилитации в глазах пользователей и экспертов в среде инфографики начали возникать новые тренды и тенденции, которые и стали предметом анализа в данной работе. В связи с чем актуальность данной работы не вызывает сомнений. Среда инфографики никогда не славилась обилием теоретического материала - особенно научного. Если кризису инфографики и были посвящены некоторые материалы специализированных онлайн-изданий, то об её пост-кризисном состоянии и грядущих тенденциях - почти ничего. Поэтому для будущего развития направления будет очень важно детально разобраться в его нынешнем состоянии, с детальным анализом прошлых достижений и исторических тенденций. При этом мы отмечаем, что при относительной разработанности в научной литературе основ инфографи-ки и инфодизайна, работ касательно последнего кризиса и его последствий, а также будущих тенденций практически нет.

В своем исследовании мы обращались к трудам в области инфографики и инфодизайна: «The Visual Display of Quantitative Information» Эдварда Тафти [17]; «Information Design» Роберта Якобсона [26]; «Инфографика: визуализация цифрового контента» [13], «Журналисти-

ка данных как объективное требование времени и её влияние на формирование визуальной журналистики» [12] С. И. Симаковой; а также к интернет-публикациям специализированных изданий («Tabletop Whale», «Infogra») и работам и записям в блогах профессиональных ди-зайнеров-инфографов.

В данной статье мы рассмотрим инфогра-фику в её современном состоянии, современные тенденции в сфере инфографики и инфо-дизайна, а также грядущие и прогнозируемые тренды. Целью исследования является рассмотрение и детальный анализ современного состояния инфографики, современных и грядущих трендов внутри направления а также выявление исторических тенденций. Для реализации цели нами были использованы такие методы, как: исторический метод, сравнение, анализ, описательный метод.

Определения и взгляды на терминологию.

Что же такое инфографика? На сегодняшний день существует множество её определений. Приведём лишь некоторые из них.

Традиционное определение инфографики звучит следующим образом: это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию [23]. В одной из своих работ, посвященных инфографике, С. И. Симакова отмечает, что «под инфографи-кой понимается справочная или иллюстрированная статистическая информация, представленная различными методами визуализации: при помощи графиков, диаграмм, гистограмм, ментальных карт (mind map - карты памяти), временных шкал (один из основных принципов анимированной инфографики) и т. д.» [13. С. 220]. К вопросу определения понятия ин-фографики и её классификации С. И. Симакова достаточно подробно обращается в статье «Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов» [11]. Са-муэль Веласко определяет инфографику следующим образом: «это слово для меня всегда означало микс информации, дизайна и иллюстрации. Задача графики (дизайна и иллюстрации) в этом случае - выявлять и отображать то, для чего не достаточно слов» [28]. В соответствии с определением испанского профессора Валеро Санчо, инфографика - это «информационный элемент, выраженный при помощи изображения и типографических элементов, который позволяет понять или существенно облегчить понимание событий, действий или

каких-либо важных аспектов и сопровождает или заменяет текстовую информацию» [15. С. 97]. Принципиально важно, что целеполагание инфографики выходит за рамки иллюстрирования: «она представляет собой синтетическую форму организации журналистского материала, сообщение, включающее в себя, во-первых, визуальные элементы, а во-вторых, тексты, эти визуальные элементы поясняющие» [14. С. 93]. Следовательно, инфографика - это «специфичный выбор, обработка, анализ и презентация журналистом-инфографом дата-материала, что, как и в публицистике, выполняется в согласии с идеей и целями, направленными на формирование определенного мнения у аудитории» [7. С. 208].

Отметим, что несмотря на обилие определений инфографики, существует два основных подхода: исследовательский и сюжетный, повествовательный. За первым стоит профессор Принстона, автор многих основополагающих работ по инфодизайну и, как его некоторые называют, «отец инфографики» Эдвард Тафти. Согласно этому подходу, инфографика должна быть минималистичной, всё несущественное и препятствующее восприятию информации должно быть опущено, а сами данные должны быть переданы максимально точно. Такой подход особенно оправдан в научной работе, анализе данных, бизнес-аналитике [17]. Другой подход выделился благодаря работам Найдже-ла Холмса, иллюстрировавшего редакционные колонки The Times 1978 по 1994 гг. Такой стиль был назван им «поясняющие иллюстрации» (explaination graphics) [24]. Он, противоположно подходу, сформулированному выше, характеризуется выразительностью и иллюстративностью, созданием привлекательных для читателя образов и развлечением.

Для нашего исследования принципиально важно ввести разграничение понятий «инфо-графика» и «инфодизайн». Это не синонимы, как достаточно часто они используются в некоторых исследованиях, связанных с визуальным контентом. По нашему мнению, это связано с тем, что инфографика традиционно считается одной из форм информационного дизайна, однако некоторые работы эксперты относят как к инфографике, так и к инфодизайну. Кроме этого для этих направлений существуют одинаковые методы работы с данными и похожие дизайнерские решения. Отсюда и возникающая путаница в понятиях. Обратимся к определениям этих понятий. Роберт Хорн, профессор

стэндфордского университета информационный дизайн определяет следующим образом - искусство и наука подготовки информации таким образом, чтобы она могла быть эффективно использована людьми [26]. Рассуждая о различии понятий инфографика и инфодизайн, нам показалось интересным мнение Джули Стил из студии О'Рейлли. В нём инфографика отделяется от остальных направлений инфоди-зайна, автор выделяет три категории визуализации [6]: инфографика - использует небольшой набор данных и много ручной работы над дизайном; визуализация данных - использует большие наборы данных с меньшим количеством ручной работы над дизайном; базируется на алгоритмах; визуальное искусство - однонаправленное кодирование. Красивые, но трудно поддающееся расшифровке визуализации. Иными словами, за основу определения берется количество обрабатываемых данных и степень интенсивности их обработки. Во многом это пересекается с уже упомянутыми двумя подходами к инфографике. Также это схоже с распространённым мнением об «иллюстри-рованности» инфографики и её сближением с игровой формой подачи информации. В определении инфографики Самуэля Веласко также можно проследить эту тенденцию: «микс информации, дизайна и иллюстрации».

Подводя итог сравнительному анализу этих определений можно сказать, что информационный дизайн является куда более широким определением, чем инфографика, и включает её в себя. Говоря языком математики, «инфо-графика» - это подмножество множества «информационный дизайн». Инфографику от простой визуализации отличает небольшой объём обрабатываемых данных и много работы над дизайном. Плюс, в инфографику включается такой элемент, как сторителлинг [27], который навсегда отделяет её от «графиков из Ехе1» и обособляет в качестве самостоятельного направления в информационном дизайне.

О периодизации инфографики.

Мы привыкли считать инфографику модным современным течением, однако, по разным оценкам, её история насчитывает от 200 до 35000 тысяч лет. Исследователи в области инфографики отмечают: «хотя инфографика была признана, как отдельная дисциплина, не так давно, первые известные примеры визуализации данных появились почти 200 лет назад» [1. С. 71]. Многие ошибочно полагают, что уже упомянутый выше Эдвард Тафти и был авто-

ром первой инфографики, созданной в 1970-х годах. Вклад Тафти в современную инфографику и информационный дизайн огромен, однако «создателем» её он не является. Сам Э. Тафти «утверждает, что зарождение и формирование инфографики началось еще раньше» [1. C. 71]. И, в зависимости от конкретного определения инфографики и взглядов на её особенности, называется различная дата рождения - вплоть до каменного века. Таким образом, краеугольным камнем в вопросе периодизации инфографики является отправная точка - что же можно считать инфографикой, а что - нет. Некоторые эксперты причисляют к инфографике древние наскальные рисунки [31], кто-то ставит точку отсчёта в эпоху Возрождения, когда была создана система координат, кто-то (вроде Альбера Каиро [3]) - только конец двадцатого века и инфографику, публиковавшуюся в газетах. Итак, к некоему выводу касательно того, откуда же берет своё начало инфо-графика, можно прийти, определив, что считают инфографикой каждого периода упоминавшиеся выше разные исследователи. Для этого необходимо погрузиться в историю.

• Древность\Античность\Средние Века

Пожалуй, самый спорный период. Некоторые считают даже наскальную живопись прародителем инфографики. Сторонники этой теории указывают на визуальный сторителлинг (каждый рисунок является элементом истории или самостоятельной историей) [31], а также схожесть наскальных рисунков с современной пиктографикой. Сложно в полной мере согласиться с этой точкой зрения - наскальная живопись, безусловно, является одним из первых примеров визуализации, но на «инфо-графику» в привычном понимании она не походит. То же самое можно сказать о таблицах и списках, которые Дэниэл Розенберг в своей книге «Cartographies of Time: A History of the Timeline» [18] называет прародителем тайм-лайнов. Картография этого периода является сферой, наиболее приблизившейся к инфогра-фике [29]. По нашему мнению, всё это - фундамент для инфодизайна будущего.

• Эпоха Возрождения

Данный период многими экспертами даже не рассматривается - они присоединяют его к предыдущему и сразу переходят к новому времени. Мы считаем, что это несправедливо. Эпоха Возрождения стала показательной и во многом решающей для инфодизайна. В это время зарождаются аналитическая геометрия и разрабатывается система координат, ставшие

основой для графиков будущего. Также ведутся первые социологические исследования, проводится накопление знаний - появляются данные, которые нуждаются в визуализации.

• Новое Время

С изобретением печатной машины, развитием типографий и возникновением новых способов печати (которые, в частности, позволили экспериментировать с формой и цветом) происходит расцвет графиков. В это время создаются показательные работы Флоренс Найтингейл и Джона Сноу, которые до сих пор являются одними из самых выдающихся примеров инфографики. С середины XIX-го века наступает «Золотой Век Инфографики» [31]. В это время создаются наиболее выдающиеся примеры инфодизайна (например, «Карта движения войск Наполеона за авторством Жозефа Минара»), возникает большинство привычных нам видов графиков (пузырчатый, Санкей и многие другие), визуализация находится в своём расцвете. Многие считают данный период точкой отсчёта современного и привычного нам инфодизайна.

• Двадцатый Век

Первая его половина характеризуется наступлением первого кризиса инфографики - после резкого взлёта в предыдущий период, инфоди-зайн, а вместе с ним и инфографика, застыл и некоторое время переживал стагнацию [31]. Работы продолжали появляться, однако они уже не вызывали такой бурной реакции. В это же время происходит деление людей на «более визуальных» и «более табличных» - выясняется, что не все люди одинаково предрасположены к восприятию визуализированной информации, и некоторые предпочитают таблицы или необработанный текст. Также в этот период специалистами в пропаганде открывается ма-нипуляторный потенциал визуализации [22] -появляются первые графики, в которых данные намеренно искажены благодаря особенностям некоторых визуальных форм.

Реабилитация инфографики произошла во второй половине двадцатого века. В это время появляются первые научные работы по визуализации и информационному дизайну (в частности - «The Visual Display of Quantitative Information» Эдварда Тафти). В этот же период инфографика вступает в среду массовых медиа - газета «USA Today» стала одной из первых, кто публиковал на своих страницах инфографику (некоторые эксперты, вроде Аль-бера Каиро [3], наперекор предыдущим точкам

зрения считают именно эти работы первой привычной нам инфографикой). Тогда визуализированная информация воспринималась со значительной долей скепсиса: USA Today даже дали хлёсткое прозвище «McPaper» (по аналогии с McDonald's: информационный фастфуд). Однако вскоре газета вошла в пятёрку самых читаемых изданий Америки - инфографика доказала свою эффективность. Она была оценена не только читателями, но и другими изданиями - число газет, содержавших инфографику, выросло в несколько раз [3].

• Современное состояние

Итак, к двадцать первому веку инфогра-фика стала общепризнанным медиатрендом, который нашел своё применение не только в сфере массовых коммуникаций, но и в бизнесе. В связи с чем закономерен вопрос - есть ли у неё будущее? Или же она достигла пика своего развития? Соучредитель компании Column Five (http://www.columnfivemedia.com), Джей-сон Лэнкоу (http://www.columnfivemedia.com/ people/jason-lankow), считает правильным то, что люди озабочены судьбой инфографики в условиях возрастающего информационного насыщения сети контентом такого типа. Если верить его словам, сейчас мы наблюдаем смерть новизны инфографики, но не снижение ее значимости [16]. Инфографика нашего времени приобретает форму мультимедийности: графики можно дополнить текстом, фотографиями, медиа- и аудифайлами. Кроме этого расширяется и само понятие инфографики -сегодня это уже не только набор таблиц, графиков и диаграмм. К этому жанру графической визуализации многие исследователи относят и таймлинии, и карты [11. C. 166]. Инфографика двадцать первого века характеризуется постоянным возникновением новых трендов: видео-инфографика, анимированная, интерактивная, использующая в качестве основы большие данные. Также на этот период приходится второй кризис инфографики.

Рассмотрев этапы развития инфографики, мы делаем следующие выводы: сегодня пиктограммы, таблицы и списки уже не могут относиться к «инфографике» в привычном определении - им не хватает «дизайнерской» составляющей, в них присутствуют либо данные, либо сторителлинг; картография - отдельная сфера инфодизайна, и причислять её к инфографике не совсем корректно (тоже самое с анатомическими картами); работы, создававшиеся в самом начале нового времени, были

больше похоже на инфографику в привычном для нас понимании и определении, однако они были больше зациклены на данных, чем на дизайне (об иллюстрировании речь пока не шла) и были более близки к работам инфодизайна; в Золотую эпоху уже создавалась инфографика в полном значении этого слова, включавшая в себя и данные, и дизайн, и историю. В то время она следовала исследовательской концепции, однако, «поясняющие иллюстрации» также активно развиваются в это время. Таким образом, можно сделать следующий вывод - всё, создававшееся до Нового Времени (если быть точным - до 1850-х годов, Золотого века) является праинфографикой, либо первыми шагами в инфодизайне.

Второй кризис инфографики.

Как мы уже писали, первый кризис инфографики произошёл в начале двадцатого века. Он характеризовался стагнацией развития направления - работы продолжали появляться, однако они уже никого не удивляли. Открытие мастерами пропаганды манипулятивного потенциала визулизации и его разоблачение также не сыграли на руку направлению. Тот кризис был довольно тяжек для инфографики и информационного дизайна в целом, и был пре-одолён путём научного изучения визуализации и популяризации инфографики посредством массовых медиа. На данном этапе нас больше интересует второй кризис инфографики, который произошёл в последние годы и не преодо-лён окончательно до сих пор.

В конце 2000-х годов произошёл настоящий бум инфографики. Тогда она развивалась по большей части в области рекламы и в про-моушене. Информационно-аналитический потенциал инфографики был оттеснён на задний план [20]. Из-за этого произошло перенасыщение медиапространства инфографикой, часто очень низкокачественной, исчез индивидуальный подход к каждому проекту. Последствием стало нарастание скептических отношений к инфографике среди медиаэкспертов [9]. Те специалисты, которые сохранили веру в потенциал инфографики, предпринимали попытки переосмысления принципов подхода к ней. Одна из работ на эту тему - «Infographie: Separating the great from the mediocre» за авторством директора академии дистанционного образования «The Next Web Academy» Брэда Маккарти [5]. Главная мысль, которую он развивает в своей работе - это то, что инфографика бывает плохая и хорошая, как и любой другой вид контен-

та. И из-за преобладания плохой инфографики при возложении на неё завышенных ожиданий, а также установления её разработки «на поток» возникло её отторжение и экспертами, и рядовыми пользователями. Этой же точки зрения придерживается сооснователь агентства «Five Columns Media» Росс Крукс. По его мнению, критерии хорошего материала, которые применяются на другие типы контента, применимы и к инфографике - интересная и оригинальная идея, качественный сбор и обработка информации, привлекательный копирайтинг и дизайн [20].

Немаловажный фактор в исследовании данного вопроса - возникновение сервисов создания инфографики, таких как Infor.am и Piktochart. Мнения касательно таких сервисов разделились. Одни считают, что это очередной гвоздь в гроб инфографики - установление производства на поток привело к заполнению сети однообразными, скучными и низкокачественными графиками. Более того, к использованию инфографики, созданной посредством сервисов, прибегают не только любители в личных целях, но и профессиональные журналисты, и такая инфографика часто попадает на страницы интернет-изданий. По этому мнению, созданием инфографики должны заниматься специалисты, и подход к каждому проекту должен быть индивидуален. Согласно другому мнению, сервисы - мощный инструмент популяризации инфографики, расширяющий возможности конвергентной редакции и упрощающий деятельность кроссмедийного журналиста. Сервисы значительно упрощают процесс создания инфографики, однако они рассчитаны на новичков и непрофессионалов, а ввиду ограниченных возможностей по-настоящему интересную инфографику с их помощью создать невозможно. По части оформления, дизайна и вёрстки они не выдерживают никакой конкуренции с полноценными графическими редакторами, такими как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator [10]. Путь выхода из сложившейся ситуации и реабилитации инфографики лежит только через переосмысление принципов её создания и распространения, плотная работа с контентом, повышенное внимание к дизайну и сторителлингу [30].

Главный принцип сторителлинга - не информируй, рассказывай. Материал становится в разы привлекательней для пользователя, если сухое повествование о чем-либо превращается в простой, ёмкий и увлекательный рассказ.

Такой рассказ должен содержать в себе определённую проблему, нести чёткое сообщение и предлагать пути решения [30]. Сабрина Илдер в своей статье «Методы онлайн-сторителлин-га» [27] отмечает превосходство графического языка над вербальным, ссылаясь на то, что изображения наш мозг обрабатывает в 60 тысяч раз быстрее. Об инфографике как инструменте сторителлинга она говорит следующее: «Ин-фографика - замечательный способ рассказать историю. Люди любят рассматривать эти картинки и делиться ими в соцсетях. Также они очень ёмки и могут вмещать в себя много информации» [27].

Инфографика начала выбираться из кризиса в 2014 году. В это время создаются новые научные работы по визуализации, которые не появлялись уже около полувека, ведётся активная деятельность по повышению визуальной грамотности пользователей, отслеживаются актуальные для инфографики тренды в статистике и дизайне, бренды и компании работают над налаживаем визуальной коммуникации. Пионерами в борьбе за реабилитацию инфографи-ки стали Росс Крукс, сооснователь агентства Five Column Media, Брэд МакКарти, онлайн-ресурс Visual.ly и другие специализированные онлайн-издания. Стоит отметить, что при всём этом, инфографика продолжает быть одним из самых распространённых средств визуальной коммуникации в сфере социальных медиа, контент-маркетинга и SEO-оптимизации. Мы придерживаемся мнения, высказанного Sabrina Ilder, что выйти инфографике на новый уровень помогли следующие тенденции: общий сдвиг медиасферы в сторону визуальной коммуникации; мобильность устройств, начало эпохи адаптивного дизайна; интерактивность; упор на сторителлинг [27]. После выхода из кризиса инфографика продолжает уверенно двигаться в этом же направлении - интерактивность, адаптивность, сторителлинг. На волне подъёма направления начали обрисовываться новые тренды, которые не только развивали уже наработанный инфографикой опыт, но и переосмысляли его (даже фундаментальные основы), а также создавали новый. Среди наиболее показательных и важных трендов главным остаётся интерактивная инфографика - та, благодаря которой, во многом, инфографика и выбралась из кризиса. Новой тенденцией, балансирующей на грани настоящего и будущего, является сближение инфографики и больших данных. Остановимся на этих тенденциях бо-

лее подробно.

Интерактивная инфографика.

Интерактивность - это топовый тренд в сфере инфографики последних лет. Интерактивность стала одним из тех факторов, которые помогли инфографике начать выбираться из второго кризиса. Она выгодно выделяла продукт на фоне других работ более низкого качества, и помогала отделить выдающееся от заурядного. Вообще, интерактивностью называется способность медиа реагировать на действия пользователя, поэтому интерактивной инфо-графикой называется та инфографика, которая так или иначе взаимодействует с читающим её человеком, помогая ему и облегчая восприятие. В сфере инфографики интерактивность может варьироваться от просто «анимированности» до степеней, близких к кастомизации и отвечающих принципам индивидуального подхода и фильтрации данных.

Интерактивность первого вида отличается простым облегчением чтения инфографики путём, например, «подсвечивания» выделяемых пользователем фрагментов графиков, демонстрации ему окон с данными и т. п. Такая интерактивность стала уже привычной и давно не вызывает удивления, однако, это не умаляет её потенциала - возможность поместить данные во всплывающие облака или выделить интересуемые части значительно упрощают как процесс создания инфографики, так и процесс её чтения. Интерактивность второго вида встречается гораздо реже, и является сейчас наиболее трендовой. Здесь пользователь сам выбирает, что ему смотреть - инфографика не только существует вместе с ним, но и напрямую зависит от него. Несмотря на явное преимущество второго, оба вида интерактивности в значительной мере способствуют повышению читаемости, привлекательности и общего качества инфографики.

Как известно, основными «ингредиентами» хорошей инфографики являются данные, дизайн, вирусность и сторителлинг. Рассмотрим, как интерактивность влияет на эти факторы: 1). Данные. Интерактивные технологии позволят инфографике вместить гораздо больше данных: дизайнеры теперь не ограничены пространством изображения и могут размещать дополнительные данные, которые пользователь откроет самостоятельно (уже упоминавшиеся всплывающие окна). Таким образом, интерактивность позволяет создать маленький график, который можно изучать часами. 2). Дизайн.

Приятные переходы и красивая анимация сделают инфографику в разы приятнее и заметнее. 3). Вирусность. Интерактивная инфографика интереснее, поэтому людям сильнее захочется поделиться ею. К тому же, она может содержать социальные кнопки, что ускорит и упростит этот процесс. 4). История. Сторителлинг будет в разы эффективнее и зрелищнее, если пользователь будет вовлечён в историю [8].

Поговорим о некоторых принципах интерактивной инфографики, обеспечивающих её более высокую, по сравнению со статичной, ин-тересность и привлекательность для читателя.

Первый фактор, влияющий на повышение читаемости продукта, а если быть точным -вероятности того, что пользователь досмотрит инфографику до конца, является то, что интерактивность имеет возможность стимулировать читателя на скроллинг. Как известно, пользователи Интернета страдают гиподинамией, а инфографика зачастую имеет крайне длинную структуру, и данные два факта работают не в пользу читабельности продукта. Пользователю иногда просто лень поработать средним пальцем и долистать до конца. Интерактивность может быть в данном случае повышена анимацией, активируемой скроллингом - это будет служить отличным стимулом для читателя крутить колёсико мыши и дальше [4]. Ещё один отличный способ погрузить читателя в тему ин-фографики - это стимулировать его выбирать что-то, вводить данные о себе [4]. Это приближается к наиболее трендовому направлении интерактивной инфографики - кастомизиру-емой, но не является ей в полной мере. Здесь читатель может не только читать предоставляемый инфографикой материал, но и отслеживать собственный след в теме. В качестве примера можно привести проект Good Infographies и Levi's «Your Daily Dose ofWater» [19], который, помимо данных об общемировом потреблении воды, предоставляет читателю информацию о том, сколько примерно он сам тратит воды ежедневно. На каждом слайде пользователь может выбрать те действия, которые он совершает ежедневно в разное время - такие как чистка зубов, душ, вождение машины, работа в офисе, употребление фастфуда или алкоголя. В конце приложение подсчитывает общее количество потраченной воды и процент пользователя в общемировом плане. Другой пример - «You vs. John Paulson» [21]. Качественная инфогра-фика, с быстрым и эффективным использованием вводимых пользователем данных. Здесь

читателю предлагается ввести свой месячный заработок в долларах и узнать, за какое время эту сумму зарабатывает супер-трейдер Джон Паулсон (чаще всего этот отрезок не превышает 15 минут). После результата на инфогра-фике показывается суммарная информация об интенсивности заработка Джона, вроде данных о том, что за 2009 год он заработал 4,9 миллиардов долларов. Также присутствует счётчик, отсчитывающий, сколько Джон заработал за то время, пока пользователь читает инфографику, и сравнение общих капиталов читателя и Па-улсона на примере («ваша оплата за одно смс-сообщение в процентном соотношении равна потере 700000 долларов для Джона). Примечательны иные способы коммуникации инфогра-фики со зрителем, которые можно считать своеобразными «пасхальными яйцами». Например, если ввести запредельную сумму с множеством нолей, вместо результатов пользователь увидит следующий текст: «Привет, мистер Мёрдок. Мы большие фанаты вашей медиа-империи. Что, ищете, где заработать на стороне?».

Как мы уже отметили выше, интерактивность стала не просто показателем качественной ин-фографики - сейчас она, фактически, является критерием серьёзности проекта, и «обычной анимированностью» уже мало кого удивить. Мы не утверждаем, что анимированная инфогра-фика или вовсе статичная поголовно скучны и не заслуживают внимания - это не так, однако к такой пользователь уже привык и легко может про-листнуть её в своей новостной ленте - что всего год-два назад казалось крайне маловероятным.

В связи с чем, всё большую популярность приобретает интерактивность второго типа -близкая к кастомизации. Мы знаем, что способность медиапродукта подстраиваться под пользователя, трансформироваться в зависимости от его поведения в разы повышает его привлекательность и глубину. В качестве примера рассмотрим проект Spotlight, посвящён-ный результатами переписи населения, прошедшей в Австралии в 2011 году. Вместо традиционных для таких мероприятий скучных графиков агентство подготовило масштабный проект, в котором каждый Австралиец мог в прямом смысле найти самого себя и своих друзей, ответив на несколько вопросов. После ответа на каждый вопрос сервис демонстрирует «место» пользователя на демографической картине Австралии, причём делает это в довольно оригинальной манере. Например, после введения возраста он показывает, скольким

людям в Австралии столько же лет, и какое количество муки, сахара и прочих ингредиентов понадобится, чтобы приготовить праздничный торт на всех (URL:http://infogra.ru/infographics/ perepis-naseleniya-v-avstralii). Учитывая все вопросы, которые задаются человеку (пол, возраст, район проживания, почтовый индекс и прочее, можно с уверенностью заявить, что здесь речь идёт именно об интерактивности, дошедшей до кастомизации.

Инфографика и большие данные

Как мы уже отметили, инфографика в последнее время расширяет границы влияния и имеет склонность к сближению с другими сферами мультимедиа. И в этом случае наиболее перспективным является сближение инфогра-фики с другим молодым явлением - большими данными. Последние всегда отличались комплексностью и сложностью, и без подготовки с ними работать было довольно сложно. Визуализация же решит основные проблемы восприятия больших данных и сделает их доступными для широких масс. Поэтому тенденция к сближению инфографики и больших данных считается наиболее перспективной для обеих сфер.

Как известно, большими данными называются совокупности данных c возможным экспоненциальным ростом, которые слишком велики, слишком неформатированы или слишком неструктурированы для анализа традиционными методами. Они оформились как отдельное явление в сфере информационных технологий в конце 2000-х годов в результате интенсивного роста количества данных и последовавшем из этого устаревании и деактуализации традиционных систем управления базами данных. Для их анализа используются сложные методы, такие как data mining, нейронные сети, краудсор-синг, распознавание образов и тому подобные. Казалось бы, инфографика сама по себе является слишком неразвитой сферой для работы с огромными неструктурированными массивами данных. Ещё не так давно идея сближения ин-фографики и больших данных казалась прекрасной, но безумной. Однако, уже в 2015 году появляются первые тенденции по интеграции этих сфер. Данную тенденцию отмечает дизайнер инфографики Эрнесто Оливарес: «Что будет, если смешать феноменальную способность инфографики рассказывать увлекательную историю с глубоким аналитическим потенциалом больших данных? Звучит как самая дикая мечта медийного работника, но мы уже можем это наблюдать» [25].

В качестве примера можно привести знаковую инфографику, которая имеет мало отношения непосредственно к большим данным, однако прекрасно демонстрирует потенциал инфографики по работе с этой сферой. Речь идёт о специальном проекте The Washington Post «The Wizards' shooting stars» (http://www. washingtonpost.com/wp-srv/special/sports/ wizards-shooting-stars/), на котором изображены все броски баскетбольной команды «The Wizards» за сезон. Мы можем видеть из него следующее: позиция броска, траектория, имя игрока. Пользователь может отфильтровать данные по признаку отдельного игрока, успешности броска, зоне броска. Плюс ко всему, инфографика показывает процентное соотношение зон бросков, игроков и выводит общие данные о меткости «Волшебников». Конечно, количество информации не так велико - однако, гораздо больше, чем в традиционной инфо-графике. Важный элемент здесь - интерактивность, которая перешла границы привычной «анимированности» и приблизилась к стандартам кастомизации и индивидуального подхода. Именно это и является главным элементом, определяющим потенциал инфографики как «фильтра» для больших данных. Грубо говоря, если к данному проекту будет прикреплена не небольшая база данных, касающаяся только одной команды, а постоянно пополняющийся массив информации о всех совершаемых бросках в NBA, то мы получим идеальный сценарий конвергенции инфографики и больших данных. Конечно, это потребует больших производительных сил и работы над проектом.

Другой пример возможного сращивания рассматриваемых сфер лежит в неожиданной сфере - сервисах для создания инфографики. Нам известна неблаговидная роль сервисов во время второго кризиса и скептическое отношение экспертов к ним, однако тот, о котором пойдёт речь сейчас, в значительной мере оригинален. Это сервис Slemma (https://slemma.com/) (в прошлом - Capsidea).

От привычных соседей по цеху сервис отличает более серьёзная направленность - Slemma ориентирована на средний и малый бизнес, и может использоваться не только и не столько как сервис для создания инфографики, сколько как способ хранения динамичных данных в удобной визуальной форме. Вот как это работает. В основу работы положена таблица - без неё начать будет невозможно. Создав таблицу в Excel или Google Таблицах, мы загружаем её

в сервис. В итоге мы получаем массив данных, с которым нам и предстоит работать. Следовательно, при изменении данных в таблице в реальном времени изменяется и график. Создание графиков происходит следующим образом. Мы выбираем тип графика (их здесь 16 (вместе с вариациями) - от стандартных столбчатых и круговых диаграмм до карт и облаков слов), а потом - величину, которая будет визуализироваться (metrics) и критерий, по которому она будет измеряться (dimensions). Таким образом, мы выбираем данные для осей X и Y, и график создаётся автоматически. При этом на одном рабочем поле могут использоваться несколько различных графиков - таким образом, можно создать полностью динамичную интерактивную доску. К визуализируемым данным (metrics) могут относиться числа, цены, количества и прочие измеряемые величины. Критериями (dimensions) могут стать временные отрезки (день, месяц, квартал, год), регионы, категории продуктов и так далее. При этом, в некоторых типах графиков (например, сгруппированной столбчатой диаграмме) можно выбрать больше двух категорий. Еще одним нововведением является функция фильтрации данных. На панели Control вы можете выбрать те критерии (dimensions), по которым хотите фильтровать данные. Например, добавив панель «Регион» и выбрав там только США, мы увидим на добавленных графиках только данные, относящиеся к США. Таким же образом можно фильтровать по временным отрезкам или типам данных [2]. Slemma является простым примером того, как уже рядовые пользователи могут создавать что-то подобное «The Wizards' shooting stars». И всё ещё - любой проект, созданный с помощью Slemma, даже при интеграции с сервисами вроде Google BigQuery, остаётся далёк от полноценных больших данных. Потому, что как было уже сказано, сервис работает только с таблицами, поэтому ни о каких неструктурированных данных не может идти и речи.

Что необходимо инфографике и большим данным для полной конвергенции? Если идти по пути достаточной оптимизации, мы представим, что наш проект будет работать по принципам сервиса Slemma и для создания ин-фографики нам необходим набор инструментов, которые будут преобразовывать данные в таблицу. Работа над разработкой таких инструментов ведётся специалистами уже не первый год, и уже сейчас можно подобрать некоторые. Выбор инструментов зависит целиком от спец-

ифики создаваемой инфографики и материала. Вернёмся к предыдущему примеру с баскетбольной статистикой. Как мы помним, на ней отображались следующие показатели: имя и команда игрока, позиция броска, его траектория и результат. Следовательно, нам необходим инструмент, который способен определять эти показатели по фото- и видеоматериалам. Сейчас активно развивается такой метод анализа больших данных, как нейросети. Ещё недавно идея автоматического нахождения страницы случайного прохожего в социальных сетях по одной фотографии казалась чем-то из области шпионских приёмов, сейчас же это - общедоступный сервис. Поэтому если сейчас нейро-сеть, определяющая показатели позиции игрока и траектории полёта мяча невозможна, в ближайшем будущем мы будем ею располагать. При исправной работе такой нейросети, а также робота, ищущего видеотрансляцию матча и конвертирующего ПО возможна инфографика, рисующая статистику NBA в режиме реального времени. Другое беспокойство, касающееся технической составляющей вопроса - это надёжность программного обеспечения. Очевидно, что для работы такой массивной программы необходима большая производительная мощь программного обеспечения и серверов, а также техническая поддержка. Это может вылиться в серьёзные затраты на подобные проекты.

Сращивание сфер больших данных и инфо-графики стоит на грани актуальных трендов и перспектив развития. С одной стороны, для достижения конвергенции сделано уже достаточно много - в некоторых случаях подобные проекты вполне реальны или даже реализованы. С другой

- обе сферы ещё недостаточно стабильны для полноценной интеграции, а технологии, необходимые для неё слишком сырые или вовсе пока что неосуществимы. Также на пути конвергенции стоят дороговизна создаваемых проектов, трудоёмкость и потребность в технологической поддержке. Однако, для некоторых медиаэкспер-тов сращивание представляется неизбежным

- визуализация больших данных может стать ключевым фактором их распространения и популяризации, а для инфографики - это одно из наиболее перспективных направлений развития.

Подводя итог нашей работы, отметим, что инфографика плотно закрепилась в современной медиасреде и продолжает развиваться. Вектор её развития неоднороден, и даже после выхода из кризиса он не ограничивается интерактивностью и сближением с большими данными.

Однако это наиболее крупные тренды, определяющие судьбу направления как такового.

Список литературы

1. Горяйнова, А. В. Инфографика - современный подход к визуализации журналистских материалов [Текст] / А. В. Горяйнова, С. И. Симакова // Знак : проблемное поле медиаобразо-вания : науч. журн. - Челябинск, 2010. - № 2 (6). - С. 68-73.

2. Инфографика для аналитики и бизнеса [Электронный ресурс] // Infogra. - URL: http:// infogra.ru/infographics/capsidea-infografika-dlya-analitiki-i-biznesa.

3. Инфографика на службе новостей [Электронный ресурс] / Infogra - URL: http://infogra. ru/infographics/infografika-na-sluzhbe-novostej.

4. Как создать интерактивную инфографи-ку: 9 важных советов [Электронный ресурс] // Texterra. - URL: http://texterra.ru/blog/kak-sozdavat-interaktivnuyu-infografiku-9-vazhnykh-sovetov.html.

5. Маккарти Брэд [Электронный ресурс]. -URL: http://thenextweb.com/insider/2013/07/26/ infographics-separating-the-great-from-the-mediocre/.

6. Нэсса, Ш. Визуальная грамотность в эпоху данных [Электронный ресурс] / Ш. Нэсса // Infographer. - URL: http:// infographer.ru/vizualnaya-gramotnost-v-epoxu-dannyx/#more-6231.

7. Петроченко, А. Г. Инфографика как инновационный метод современной региональной прессы [Текст]/ А. Г. Петроченко // Международная журналистика-2013: глобализация и регионализация информационного пространства: сборник материалов II Межд. научно-практ. конференции, 20 фев. 2013 г., Минск / под общ.ред. Т. Н. Дасаевой; сост. Б. Л. Залесский. - Минск: Изд. центр БГУ, 2013. - С. 206-211.

8. Почему за интерактивной инфографи-кой - будущее [Электронный ресурс] / Infogra - URL: http://infogra.ru/infographics/pochemu-za-interaktivnoj-infografikoj-budushhee.

9. Почему инфографика - пустая трата денег [Электронный ресурс] // Texterra. - URL: http://texterra.ru/blog/pochemu-infografika-eto-pustaya-trata-deneg.html.

10. Сервисы для дизайна - зло! [Электронный ресурс] / Infogra. - URL: http://infogra.ru/ design/onlajn-servisy-dlya-dizajna-zlo.

11. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских

материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение - 2015. -№ 5 (360). - С. 163-169.

12. Симакова, С. И. Журналистика данных как объективное требование времени и её влияние на формирование визуальной журналистики [Текст] / С. И. Симакова // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - Челябинск, 2016. - № 1 (18). - С. 18-25.

13. Симакова, С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Волжского университета им. В. Н. Татищева - Тольятти, 2012. - № 3(10) - С. 219-227.

14. Смирнова, Е. А. Инфографика в системе журналистских жанров [Текст] / Е. А. Смирнова // Вестник ВолГУ. Серия 8. - Вып. 11. - 2012.

- С. 92-95.

15. Тарасенко, П. Н. Использование инфо-графики на сайтах испанских интернет-СМИ [Текст] / П. Н. Тарасенко // Журналист. Социальные коммуникации. - 2011. - № 2. - С. 97

16. Три тренда в инфографике в 2014 году [Электронный ресурс]. - URL: http:// infographer.ru/three-infographic-trends-2014/.

17. Tufte, Edward. The Visual Display of Quantitative Information - second edition [Text].

- Graphics Press, Cheshire, Connecticut, 2001.

18. Grafton, Anthony. Cartographies of Time: A History of the Timeline [Electronic resource] / A. Grafton. - URL: http://janicel.com/wp-content/uploads/2013/11/Cartographies-of-Time-Excerpts-Ch-1+7.pdf.

19. GOOD Infographics. Your daily dose of water [Electronic resource] // GOOD Infographics.

- URL: http://awesome.good.is.s3.amazonaws. com/transparency/web/1204/your-daily-dose-of-water/flash.html.

20. McCarty, B. Infographics: Separating the great from the mediocre [Electronic resource] / B. McCarty. - URL: http://thenextweb.com/ insider/2013/07/26/infographics-separating-the-great-from-the-mediocre/.

21. MahiFX. You VS John Paulson [Electronic resource] // MahiFX - URL: https://mahifx.com/ john-paulson/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Michael Steele, J. Darrell Huff and Fifty Years of How to Lie with Statistics [Electronic resource] / J. Michael Steele. - URL: http://www-stat.wharton.upenn.edu/~steele/Publications/PDF/ TN148.pdf.

23. Newsom, D. and Haynes, J. Public Relations Writing: Form & Style [Text]. - Cengage Learning, 2010. - 448 p.

24. Nigel Holmes [Electronic resource] / Nigel Holmes. - URL: http://nigelholmes.com/

25. Olivares, E. Graphic design predictions [Electronic resource] / E. Olivares. - URL: https:// ernestoolivares.com/2015/12/01/graphic-de-sign-predictions-2016/.

26. Robert Jacobson, ed. Information Design [Text]. - Cambridge: MIT Press, 2000.

27. Sabrina, Ilder. Popular Methods for Online Storytelling [Electronic resource] / S. Ilder. -URL: http://sixrevisions.com/user-experience-ux/ online-storytelling-methods/.

28. Velasco, Samuel. Reclaiming the word "Infographics", once again [Electronic resource]

// 5W Blog. - URL: http://5wvelascoblog. com/2015/02/26/reclaiming-the-word-infograph-ics-once-again/.

29. History of Infographics [Electronic resource] // Visual.ly. - URL: https://visual.ly/m/ history-of-infographics/.

30. What makes a good infographic [Electronic resource] // Visual.ly. - URL: http://visual.ly/ what-makes-good-infographic

31. Woo, E. The Evolution of Infographics [Electronic resource] / E. Woo // Venngage. -URL: https://venngage.com/blog/evolution-of-infographics/.

INFOGRAPHICS: PAST, PRESENT, FUTURE

Simakova S. I., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected] Fedotovskiy V. V., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

The history of the development of the infographic includes not only its development, but the stages of stagnation, the so-called crises of infographics. This paper analyzes the causes of the crisis, consider ways of overcoming them. Formulating the purpose of the study as the review and detailed analysis of the current state of infographics, the authors analyzed existing definitions of infographics and infod-izayn, with emphasis on the difference between these concepts; identified the stages in the development of infographics; analyzed the preconditions, causes and consequences of the second crisis infographic; made the forecast for the development of the MediaTrend.

Keywords: infographics, infodizayn, designer-infograf, visual content, visualization.

References

1. Goryaynova, A. V. and Simakova, S. I. (2010) Infografika - sovremennyiy podhod k vizualizatsii zhurnalistskih materialov [=Infographics - a modern approach to the visualization of journalistic materials], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Sign: the problem field of media education], Chelyabinsk, no. 2 (6), pp. 68-73. (In Russ.).

2. Infografika dlya analitiki i biznesa [=Infographics for analytics and business], in: Infogra [=In-fogra], available at: http://infogra.ru/infographics/capsidea-infografika-dlya-analitiki-i-biznesa, accessed 24.05.2016. (In Russ.).

3. Infografika na sluzhbe novostey [=Infographics on the news service], in: Infogra [=Infogra], available at: http://infogra.ru/infographics/infografika-na-sluzhbe-novostej, accessed 24.05.2016. (In Russ.).

4. Kak sozdat interaktivnuyu infografiku: 9 vazhnyih sovetov [=How to create interactive infographics: 9 important tips], in: Texterra [=Texterra], available at: http://texterra.ru/blog/kak-sozdavat-interak-tivnuyu-infografiku-9-vazhnykh-sovetov.html, accessed 24.05.2016. (In Russ.).

5. Makkarti Bred, available at: http://thenextweb.com/insider/2013/07/26/infographics-separat-ing-the-great-from-the-mediocre/, accessed 24.05.2016.

6. Nessa, Sh. Vizualnaya gramotnost v epohu dannyih [=Visual literacy in the era of data], in: In-fographer [=Infographer], available at: http://infographer.ru/vizualnaya-gramotnost-v-epoxu-dannyx /#more-6231, accessed 24.05.2016. (In Russ.).

7. Petrochenko, A. G. (2013) Infografika kak innovatsionnyi metod sovremennoi regionalno pressyi [=Infographics as an innovative method of modern regional press], in: Mezhdunarodnaya zhurnalisti-ka-2013: globalizatsiya i regionalizatsiya informatsionnogo prostranstva [=International Journalism 2013: globalization and regionalization of the information space], Minsk, Izd. tsentr BGU, pp. 206-211. (In Russ.).

8. Pochemu za interaktivnoy infografikoy - buduschee [=Why for interactive infographics - the future], in: Infogra [=Infogra], available at: http://infogra.ru/infographics/pochemu-za-interaktivnoj-in-fografikoj-budushhee, accessed 24.05.2016. (In Russ.).

9. Pochemu infografika - pustaya trata deneg [=Why infographics - a waste of money], in: Texterra [=Texterra], available at: http://texterra.ru/blog/pochemu-infografika-eto-pustaya-trata-deneg.html, accessed 24.05.2016. (In Russ.).

10.Servisyi dlya dizayna - zlo! [=Services for design - evil!], in: Infogra [=Infogra], available at: http://infogra.ru/design/onlajn-servisy-dlya-dizajna-zlo, accessed 24.05.2016. (In Russ.).

ll.Simakova, S. I. (2015) Vliyanie novyih tehnologiy na vizualnyiy kontent zhurnalistskih materi-alov [=The impact of new technologies on the visual content of journalistic materials], in: Vestnik Che-lyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filologiya. Iskusstvovedenie [=Herald of Chelyabinsk State University. Ser. Philology. Arts], no. 5 (360), pp. 163-169. (In Russ.).

12.Simakova, S. I. (2016) Zhurnalistika dannyih kak ob'ektivnoe trebovanie vremeni i eyo vliyanie na formirovanie vizualnoy zhurnalistiki [=Data journalism as an objective requirement of time and its influence on the formation of visual journalism], in: Znak:problemnoepole mediaobrazovaniya [=Sign: the problem field of media education], Chelyabinsk, no. 1 (18), pp. 18-25. (In Russ.).

13.Simakova, S. I. (2012) Infografika: vizualizatsiya tsifrovogo kontenta [=Infographics: visualization of digital content], in: Vestn. Volzhskogo universiteta im. V. N.Tatischeva [=Herald of Volzhsky University. by B. N. Tatischev], Tolyatti, no. 3(10), pp. 219-227. (In Russ.).

14.Smirnova, E. A. (2012) Infografika v sisteme zhurnalistskih zhanrov [=Infographics system of journalistic genres], in: Vestnik VolGU. Seriya 8 [= Bulletin ofthe Volga. 8. Series], Vyip. 11, pp. 92-95. (In Russ.).

15.Tarasenko, P. N. (2011) Ispolzovanie infografiki na saytah ispanskih internet-SMI [=Using infographics on the websites of Spanish Internet media], in: Zhurnalist. Sotsialnyie kommunikatsii ^Journalist. Social communications], no. 2, p. 97. (In Russ.).

16.Tri trenda v infografike v 2014 godu [=Three trends in infographics in 2014], available at: http:// infographer.ru/three-infographic-trends-2014/, accessed 24.05.2016. (In Russ.).

17.Edward, Tufte. (2001) The Visual Display of Quantitative Information - second edition. Graphics Press, Cheshire, Connecticut.

18.Grafton, Anthony. Cartographies of Time: A History of the Timeline, available at: http://janicel. com/wp-content/uploads/2013/11/Cartographies-of-Time-Excerpts-Ch-1 7.pdf, accessed 24.05.2016.

19.GOOD Infographics. Your daily dose of water, available at: http://awesome.good.is.s3.ama-zonaws.com/transparency/web/1204/your-daily-dose-of-water/flash.html, accessed 24.05.2016.

20.McCarty, B. Infographics: Separating the greatfrom the mediocre, available at: http://thenextweb. com/insider/2013/07/26/infographics-separating-the-great-from-the-mediocre/, accessed 24.05.2016.

21.MahiFX. You VS John Paulson, available at: https://mahifx.com/john-paulson/, accessed 24.05.2016.

22.Michael Steele J. Darrell Huff and Fifty Years of How to Lie with Statistics, available at: http:// www-stat.wharton.upenn.edu/~steele/Publications/PDF/TN148.pdf, accessed 24.05.2016.

23. Newsom, D. and Haynes, J. (2010) Public Relations Writing: Form & Style. Cengage Learning, 448 p.

24.NigelHolmes, available at: http://nigelholmes.com/, accessed 24.05.2016.

25.Olivares, E. Graphic design predictions, available at: https://ernestoolivares.com/2015/12/01/ graphic-design-predictions-2016/, accessed 24.05.2016.

26. Jacobson, Robert. (2000) Information Design, Cambridge, MIT Press.

27.Ilder, Sabrina. Popular Methods for Online Storytelling, available at: http://sixrevisions.com/us-er-experience-ux/online-storytelling-methods/, accessed 24.05.2016.

28.Velasco, Samuel. Reclaiming the word "Infographics" once again, available at: http://5wvelas-coblog.com/2015/02/26/reclaiming-the-word-infographics-once-again/, accessed 24.05.2016.

29.History of Infographics, available at: https://visual.ly/rn/history-of-infographics/, accessed 24.05.2016.

30. What makes a good infographic, available at: http://visual.ly/what-makes-good-infographic, accessed 24.05.2016.

31.Woo, E. The Evolution of Infographics, available at: https://venngage.com/blog/evolution-of-in-fographics/, accessed 24.05.2016.

Симакова Светлана Ивановна - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет. [email protected]

Федотовский Василий Васильевич - студент четвертого курса факультета журналистики, Челябинский государственный университет. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.