Научная статья на тему 'Инфографика в региональных печатных изданиях (на материале газеты "Крымские известия")'

Инфографика в региональных печатных изданиях (на материале газеты "Крымские известия") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
347
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / МЕДИАТЕКСТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Егорова Людмила Геннадьевна

В статье определяются особенности использования инфографики в печатном региональном издании. В региональных СМИ инфографика используется как вид иллюстрации и в большинстве случаев иллюстрирует темы, содержащие статистические данные. При создании инфографики журналистам региональных СМИ следует стремиться к соблюдению баланса между числовым и текстовым контентом, более тщательной проработки требуют визуальная и композиционная составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфографика в региональных печатных изданиях (на материале газеты "Крымские известия")»

УДК 070:316.77(292.471)

Л. Г. Егорова

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь

ИНФОГРАФИКА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ГАЗЕТЫ «КРЫМСКИЕ ИЗВЕСТИЯ.»)

В статье определяются особенности использования инфографики в печатном региональном издании. В региональных СМИ инфографика используется как вид иллюстрации и в большинстве случаев иллюстрирует темы, содержащие статистические данные. При создании инфографики журналистам региональных СМИ следует стремиться к соблюдению баланса между числовым и текстовым контентом, более тщательной проработки требуют визуальная и композиционная составляющие.

Ключевые слова: инфографика, визуализация, региональное периодическое издание, информация, медиатекст.

Стремление к максимальной визуализации используемой в медиатекстах информации является одним из приоритетных направлений дизайна современных печатных периодических изданий. В нашем динамичном мире сам по себе текст, который до определенного момента могли предложить читателю печатные издания, перестал казаться аудитории интересным способом получения информации, поэтому на помощь пришел визуальный способ передачи данных (т. е. инфографика), которому оказалось под силу максимально доступно для массового адресата представить большие массивы новых сведений. Использование инфографики современным печатным изданием является непременным условием его конкурентоспособности на информационном рынке: в эпоху «журналистики факта» удивить искушенного читателя и надолго удержать его внимание очень сложно, к тому же современный потребитель информации, уставший от ее передозировки, активно нуждается в корректной, но при этом не слишком упрощенной подаче массива данных. Представим ситуацию с использованием инфографики в региональном медиаполе на примере официального издания Государственного Совета Республики Крым «Крымские известия».

Изучению места инфографики в современных изданиях уделяли внимание такие отечественные и зарубежные исследователи, как, например, С. Э. Некляев [3], Г. А. Никулова [4], Н. А. Силанов [5], Э. Р. Тафти [12], В. В. Тулупов [10] и др. Инфографика - визуальное представление информации, данных и знаний в виде графиков, диаграмм, таблиц с использованием комплексной информации, необходимой для быстрого представления большого количества данных [11]. Она может существовать или как вид иллюстрации (поясняя, сопровождает аналитические материалы), или как отдельный жанр журналистики, как правило синтетический (визуализация событийного предмета в журналистском произведении).

По мнению Д. Сурнина, основными свойствами инфографики являются информативность, понятность, наглядность, ясная композиция и эстетическая привлекательность [7. С. 69]. Среди жанрообразующих факторов инфографики Е. А. Смирнова выделяет символизацию обозначаемого, единство изображения и текста, декодируемость элементов, игру [6]. В. В. Лаптев обращает внимание на особое значение процессов кодирования и декодировании информации: «сначала она (инфографика. - Л. Е.) зашифровывается дизайнером, представляется им в графическом виде, а затем разгадывается читателем. Декодирование визуальной информации является повседневной функцией восприятия, но в области информационной графики это приобретает особый оттенок графической загадки» [2. С. 183]. Инфографика представляет собой сообщение, визуализированное с помощью различных графических элементов, а также концептуализацию темы, поскольку подразумевает точный отбор графических образов для предоставления сообщения. Обращение СМИ к данному способу подачи информации связано с тем, что современная аудитория лучше усваивает сообщения, воплощенные в визуальных образах. Еще одним преимуществом инфографики является ее способность уменьшать информационный шум благодаря использованию достаточного, но не избыточного количества

сведений [9]. Для инфографики как журналистского произведения характерно наличие жанровых форм. Е. М. Тихонова выделяет следующие жанры: «таблица, диаграмма, график, карта, схема устройства, графическая история, «таймлайн» [8. С. 148]. В представленном исследовании под инфографикой мы будем понимать различные виды визуального представления и сопровождения текстовой информации.

Для характеристики особенностей использования инфографики в региональной прессе мы предприняли анализ всех видов визуального представления и сопровождения информации в материалах, представленных на страницах газеты «Крымские известия» за период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2016 года (всего анализу было подвергнуто 437 выпусков). «Крымские известия» - ежедневная общественно-политическая газета Государственного Совета Республики Крым. Издается с 18 октября 1991 года. Главный редактор - И. И. Иванченко. Тираж - 22349 экземпляров. Нами были выдвинуты следующие критерии анализа инфографических элементов: функция графического элемента: полезная информационная нагрузка, красочная презентация, упрощенное представление темы, а также информативность / неинформативность элемента инфографики в материале; точность / неточность формулировок, выражены только графиком / выражены и графиком, и словесно; соответствие текста и сопровождающих его графических элементов содержанию, теме; формат графических элементов; авторитетность и надежность источника; уровень качества визуализации (цветовая гамма, размер и др.); разнообразие видов инфографики в одном материале. Представим результаты анализа.

В 437 проанализированных выпусках издания было выявлено 49 инфографических элементов с преобладанием схем (35 % от общего числа информационной графики газеты). Показательным, на наш взгляд, является материал «Учимся «голосовать» квадратными метрами» («Крымские известия», № 26 (5692) от 14.02.2015), содержащий инфографику, которая иллюстрирует отношения между общим собранием жильцов многоквартирных домов, управляющей компанией и жилищным кооперативом или ТСН (см. рис. 1).

Управляющая ^^ компания

Общее — собрание собственников

^^^ Жилищный кооператив или ТСК

Рис. 1. Пример инфографики-схемы «Учимся «голосовать» квадратными метрами»

Данная инфографика несет полезную информационную нагрузку, ее задача - дополнить содержание текста и упрощенно представить тему, благодаря чему реализуется когнитивная функция (структурирование и систематизация информации). В представленной инфографике сочетаются текст и графический элемент. Схема выполнена в черно-белом цвете, небольшого формата, при этом текстовая часть без труда прочитывается. Следует отметить, что инфографика достаточно проста по форме и содержанию, поэтому вполне соответствует требованиям ясности композиции. Но визуальная привлекательность материала и его информативность невысока, что в совокупности с небольшим форматом ставит под сомнение его способность привлечь внимание читателя.

Второй по распространённости тип инфографики в издании - диаграмма, отмеченная в 39 материалах издания (ее доля составляет 27 % от общего числа информационной графики газеты). Примером может служить материал «Они улетели, но обещали вернуться» («Крымские известия», № 193 (5741) от 19.11.2015) с результатами опроса туристов о качестве отдыха на полуострове в виде круговой диаграммы (Рис. 2).

МИНИСИИСНО КУРСИВИ Н ТРКПУ»ЛИ*И КНЫМ

Повторный приезд

3 ближайшие пять лет

Рис. 2. Пример инфографики-схемы «Они улетели, но обещали вернуться»

На диаграмме отображены результаты проведенного Министерством курортов и туризма республики опроса о планах повторного приезда в Крым гостей полуострова. Инфографика выполняет полезную информационную нагрузку, сопровождается числовыми и словесными комментариями, небольшого формата, но удобочитаема. Следует отметить, что журналистская публикация полностью построена на официальных статистических данных о мотивах приезда туристов, продолжительности отдыха, уровне удовлетворенности и источниках информации о Крыме. В тексте данные о возможности повторного приезда в Крым отсутствуют, таким образом инфографика содержит дополнительную информацию и по сути определяет заголовок всего материала. По нашему мнению, более сложная инфографика с использованием других графических образов позволила бы сделать данный медиатекст более простым для понимания и интересным, поскольку текст с настолько плотным числовым контентом достаточно тяжело воспринимается аудиторией.

Третий по распространённости вид инфографики, используемый региональными печатными СМИ, - рисунок, зафиксированный в 32 материалах издания (его доля составляет 23 %). Примером может служить инфографика в материале «Не выбрасывайте ели на свалку» («Крымские известия», № 4 (5670) от 15.01.2015), наглядно демонстрирующая способы укрытия корнеплодных растений хвоей и ветвями елей (Рис. 3).

Рис. 3. Пример инфографики-рисунка «Не выбрасывайте ели на свалку»

Рисунок содержит числовые пояснения, имеет небольшой формат, что, однако, не мешает его пониманию. Примечательно, что в самом тексте речь идет об использовании хвои для удобрения растений и борьбы с вредителями, в то время как инфографика, по всей видимости, поясняет способ укрытия растений, а следовательно, содержит дополнительную информацию по теме публикации. Какие-либо текстовые комментарии к рисунку отсутствуют.

Активно используется в «Крымских известиях» и инфографика в виде таблиц - 15% от общего количества информационной графики в издании, отмечена в 21 публикации газеты. Например,

материал «О состоянии соблюдения прав и интересов ребенка в Республике Крым в 2014 году» («Крымские известия», № 75 (5741) от 29.04.2015) сопровождается инфографикой-таблицей. Таблица дает возможность кратко, наглядно, без дополнительных комментариев представить читателю сложный для восприятия материал [1]. Данная инфографика наглядно демонстрирует рост количества сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете по предоставлению жилья за период с 2012 по 2013 гг. (Рис. 4). Она упрощает представление темы, сопровождается числовыми и словесными комментариями, которые не противоречат содержанию материала. Таблица выполнена в черно-белом цвете, среднего формата, удобочитаемая. Данный тип инфографики достаточно доступен и прост по форме и исполнению, хотя с визуальной точки зрения и не слишком привлекателен.

2012 г. 2013 г. 2014 г.

1. Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, 606 659 953

состоящих на учете по

предоставлению жилья, всего:

2. в том 14—17 лет (вкл.) 142 168 142

3. числе 18—22 лет (вкл.) 356 458 544

4. в возрасте с 23 лет 108 134 267

5. Количество детей указанной

категории, чье право на 31 68 9

получение жилья реализовано,

всего:

Рис. 4. Пример инфографики-таблицы «О состоянии соблюдения прав и интересов ребенка

в Республике Крым в 2014 году»

Пятым по распространённости видом инфографики, используемым региональным изданием, является карта, 12,5% от общего количества информационной графики в газете, зафиксирована в 17 публикациях. Например, материал «Нам дороги эти позабыть нельзя» («Крымские известия», № 6 (5672) от 17.01.2015) иллюстрирован инфографикой-картой (Рис. 5). Инфографика выполняет полезную информационную нагрузку, красочно дополняет содержание текста. Карта содержит словесные комментарии - названия города-героев - и их символическое обозначение. Словесный текст и графический элемент не противоречат теме и содержанию. Карта выполнена в черно-белом цвете, небольшого формата. Источник информации не указан.

Рис. 5. Пример инфографики-карты «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Отметим, что материалы регионального издания в основном не имеют инфографического сопровождения, что может быть расценено как непонимание редакцией сложившейся на

информационном рынке ситуации, когда внимание аудитории, переключившись, может полностью сосредоточиться на визуализированных средствах массовой коммуникации. Конечно, в качестве аргумента можно было бы привести тот факт, что издание «Крымские известия» является официальным печатным органом Государственного Совета Республики Крым, сопровождая деятельность депутатского корпуса, освещая официальные мероприятия с участием крымских парламентариев, разъясняет действующее законодательство и публикует принимаемые нормативные правовые акты, а потому не обязано вступать в конкуренцию с другими печатными СМИ. В качестве показательного контраргумента приведем активное использование инфографических элементов «Российской газетой», ежедневным общественно-политическим изданием Правительства Российской Федерации. За обозначенный в исследовании период (январь 2015 - декабрь 2016 года) нами были выделены 1 208 инфографических элементов (против 49 в «Крымских известиях»), причем в одном выпуске в среднем размещается от одной до трех единиц инфографики различных видов. Весь отмеченный инфографический материал выполняет полезную информационную нагрузку: позволяет не только украсить текст, но и упростить его понимание, дополнить. Формулировки инфографики точны, её составные части - текст и графические элементы - не противоречат содержанию материала. Авторитетность и надежность источников не вызывает сомнений: они всегда указаны. Авторы инфографики подписаны. Частота обращения издания к различным видам инфографики выглядит следующим образом: диаграммы - 50 %, из них ленточные диаграммы - 22 %, столбчатые диаграммы

- 19 %, круговые диаграммы - 9 %; графики - 10 %; синтезированный вид - 9 %; рисунки - 9 %; карты - 9 %; таблицы - 8 %; инфографические миниатюры - 5 %. Качество исполнения инфографики находится на высоком уровне: авторы стараются разнообразить используемую цветовую палитру, применяют различные по технике прорисовки элементов и др. Рубрики, в которых используются инфографические миниатюры: экономика (65 %), в мире (20 %), общество (15 %). Сравнение явно не в пользу регионального издания, но есть образец, которому при желании вполне можно следовать, для того чтобы сделать крымскую газету более современной, увеличить информационную нагрузку и повысить ценность предлагаемых читательской аудитории материалов.

Выводы. В настоящее время инфографика - неотъемлемая часть современных печатных изданий, призванная привлечь внимание читателя, преподнести информацию в более простом и понятном виде. Насыщение издания инфографикой позволяет увеличить его информационную нагрузку и повысить эффективность и привлекательность публикуемых медиатекстов.

Проведенный анализ позволяет прийти к выводу, что в региональных печатных СМИ инфографика используется как вид иллюстрации, а не как самостоятельный жанр. В газете «Крымские известия» преобладает инфографика, которая выполняет полезную информационную нагрузку и дополняет данные, представленные в журналистском материале. Текст и графические элементы, и это немаловажно, не противоречат друг другу по контенту. Что касается сферы использования инфографики, то в большинстве случаев она иллюстрирует темы, содержащие статистические данные. По нашему мнению, при обработке данных для создания инфографики журналистам региональных печатных СМИ следует учитывать специфику восприятия такой информации аудиторией и стремиться к соблюдению баланса между числовым контентом, текстовым и визуальными образами. Более тщательной проработки требуют визуальная и композиционная составляющие, поскольку на данном этапе своего развития региональные издания задействуют в основном простую инфографику с минимальным количеством элементов.

Список литературы

1. Горяйнова, А. В. Инфографика - современный подход к визуализации журналистских материалов [Текст] / А. В. Горяйнова, С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования.

- 2010.- № 2.- С. 68-73.

2. Лаптев, В. В. Инфографика: основные понятия и определения [Текст] / В. В. Лаптев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - № 4 (184). - С. 180-187.

3. Некляев, С. Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики [Текст] / С. Э. Некляев // Современное журналистское образование: техника и особенности преподавания. - М.: Медиа-Мир, 2008. - С. 130-133.

4. Никулова, Г. А. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн [Текст] / Г. А. Никулова // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2008. - № 9 (15). - С. 369-387.

5. Силанов, Н. А. Информационная графика в современной визуальной культуре [Текст] /

H. А. Силанов // Вестник московского университета. - 2010. - № 3. - С. 23-31.

6. Смирнова, Е.А. Инфографика в системе журналистских жанров [Текст] / С. А. Смирнова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. - 2012. - Вып. 11. - С. 92-95.

7. Сурнин, Д. Газетный дизайн-2003 [Текст] / Д. Сурнин. - М.: Новая Евразия, 2004. - 315 с.

8. Тихонова, Е. М. Инфографика в арсенале журналиста современной российской региональной газеты [Текст] / Е. М. Тихонова // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2011 - № 2 (14). - С. 145-152.

9. Трушко, Е. Г. Инфографика как современный способ представления информации [Текст] / Е. Г. Трушко, Ю. Ф. Шпаковский // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. - 2017. - №

I. - С. 111-117.

10. Тулупов, В. В. Дизайн периодических изданий [Текст] / В. В. Тулупов. - СПб. : Издательство Михайлова В. А., 2008. - 224 с.

11. Newsom, D. Public Relations Writing: Form & Style [Text] / D. Newsom, J. Haynes. - Boston: Cengage Learning, 2010. - 448 p.

12. Tufte, E. Envisioning Information [Text] / E. Tufte. - Cheshire: Graphics Press, 1990. - 126 p.

THE INFOGRAPHICS IN THE REGIONAL PRINTED MEDIA (ON THE MATERIAL OF "KRYMSKIE IZVESTIJA" NEWSPAPER)

Egorova L. G., Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Simferopol,

[email protected]

The article is devoted to the infographics application features in regional printed media. The author points out that the infographics is capable not only of large massive of information organization but also of more convenient illustration of the objects and facts correspondence in time and space, and thus of facilitating information perception. This is an integral part ofmodern printed media that attracts readers' attention, presents information more simple and clear. Periodicals saturation with the infographics enables to increase their informational output and improve efficiency and attractiveness of the published media texts. The analysis enables to come to the conclusion that the infographics in regional printed media is used as a form of illustration and not as the independent genre. The inforgraphics that carries useful informational output and amplifies information presented in the journalists' texts prevails in "Krymskie Izvestija" newspaper. Text and graphical elements, and that is of significant importance, do not disagree with each other. As for the inforgraphics application sphere for the most part it is illustrating themes that comprise statistic data. In author's opinion while data processing for infographics constructing regional printed media journalists should take into consideration such kind of information audience perception specificity and strive after balance of numeral content, text one and visual images. Visual and compositional components need more thorough elaboration since at the present time regional media are using for the most part simple infographics with minimal amount of the graphical elements.

Keywords: infographics, visualization, regional periodical, information, media text.

References

1. Gorjajnova, A. V. and Simakova, S. I. (2010) Infografika - sovremennyj podhod k vizualizacii zhurnalistskih materialov [=Inforgraphics - a modern approach to the journalistic materials visualisation], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [=Sign: media education problem field], No. 2, pp. 6873. (In Russ.).

2. Laptev, V. V. (2013) Infografika: osnovnye ponjatija i opredelenija [=Infographics: basic concepts and definitions], in: Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo

politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshhestvennye nauki [=Scientific and technical bulletin of Saint-Petersburgh state polytechnic university. Humanities and social science], No. 4 (184), pp. 180-187. (In Russ.).

3. Nekljaev, S. Je. (2008) Infografika: principy vizual'noj zhurnalistiki [=Infogrphics: Principals of Visual Journalism], in: Sovremennoe zhurnalistskoe obrazovanie: tehnika i osobennosti prepodavanija [=Modern journalists education: technique and teaching features], Moscow, Media-Mir, pp. 130-133. (In Russ.).

4. Nikulova, G. A. (2008) Sredstva vizual'noj kommunikacii - infografika i metadizajn [=The means of visual communication - infographics and metadesign], in: Distancionnoe i virtual'noe obuchenie [=Distance and virtual education], No. 9 (15), pp. 369-387. (In Russ.).

5. Silanov, N. A. (2010) Informacionnaja grafika v sovremennoj vizual'noj kul'ture [=Informational graphics in modern visual culture], in: Vestnik moskovskih universitetov [=Moscow university bulletin], No. 3, pp. 23-31. (In Russ.).

6. Smirnova, E. A. (2012) Infografika v sisteme zhurnalistskih zhanrov [=The infographics in the system of journalistic genres], in: Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 8: Literaturovedenie. Zhurnalistika [=Volgograd state university bulletin. Series 8. Literature studies. Journalism], No. 11, pp. 92-95. (In Russ.).

7. Surnin, D. (2004) Gazetnyjdizajn-2003 [=The newspaper design-2003], Moscow, Novaja Evrazija, 315 p. (In Russ.).

8. Tihonova, E. M. (2011) Infografika v arsenale zhurnalista sovremennoj rossijskoj regional'noj gazety [=The infographics in an arsenal of modern Russian newspaper journalist], in: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologija [=Tomsk state university bulletin. Philology], No. 2 (14), pp. 145-152. (In Russ.).

9. Trushko, E. G. and Shpakovskij, Ju. F. (2017) Infografika kak sovremennyj sposob predstavlenija informacii [=Infographics as a modern way of presenting information], in: Trudy BGTU. Serija 4: Print-i mediatehnologii [=Works of BSTU. Series 4: Print- and media technologies], No. 1, pp. 111-117. (In Russ).

10. Tulupov, V. V. (2008) Dizajn periodicheskih izdanij [=Periodicals design], Saint-Petersburgh, Mihajlova V. A. Publishing, 224 p. (In Russ.).

11. Newsom, D. and Haynes, J. (2010) Public Relations Writing: Form & Style, Cengage Learning, 448 p.

12. Tufte, E. (1990) Envisioning Information, Cheshire, Graphics Press, 126 p.

Егорова Людмила Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики, Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», Симферополь.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.