Научная статья на тему 'Генезис теорий прямых иностранных инвестиций: эволюция, движущие силы, проблемы и перспективы'

Генезис теорий прямых иностранных инвестиций: эволюция, движущие силы, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данг Нгуен Фыонг Ву, Воронин Михаил Сергеевич

Охарактеризована эволюция теорий прямых иностранных инвестиций. Кроме того, представлены результаты исследования теоретического подхода, рассматривающего теории прямых иностранных инвестиций с позиции комплексного понимания их природы. Данный подход должен, в частности, основываться на таких теориях и моделях, как эклектическая парадигма Дж. Даннинга, теория интернализации, теория «летящих гусей» и теория конкурентного преимущества М. ПортераI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n given works the evolution of theories of foreign direct investment is described. In addition, the results of research about a theoretical approach that considers the theory of foreign direct investment (FDI) from the position of an integrated understanding of their nature. This approach should be based on such theories and models, as the eclectic paradigm of Dunning J., internalization theory, the theory of «flying geese» and the theory of competitive advantage Porter

Текст научной работы на тему «Генезис теорий прямых иностранных инвестиций: эволюция, движущие силы, проблемы и перспективы»

Мировая экономика

УДК 339

Данг Нгуен Фыонг Ву, М.С. Воронин

ГЕНЕЗИС ТЕОРИЙ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: ЭВОЛЮЦИЯ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Международное инвестирование капитала, использование иностранных финансовых и других ресурсов в национальном хозяйстве стало к концу XX - началу XXI в. неотъемлемой частью хозяйственной жизни практически всех стран мира. Сегодня в международных, российских и вьетнамских классификациях, как правило, выделяют три основные формы иностранного инвестирования: прямые иностранные инвестиции (ПИИ), портфельные иностранные инвестиции и пр. В отличие от портфельных инвестиций и международных кредитов и займов при привлечении ПИИ капиталоимпорти-рующая страна и фирмы-реципиенты получают не только финансовые ресурсы, но и капитал в товарной форме в виде, например, машин, оборудования, патентов, лицензий, технических, организационных, управленческих ноу-хау, знаний и опыта. Изучение процесса формирования и развития прямых иностранных инвестиций позволяет выработать новые теоретические подходы в экономической науке, а также определить стратегии осуществления иностранных инвестиций.

Следует заметить, что в течение своей почти 150-летней истории процесс ПИИ развивался неравномерно, испытывая спады и подъемы, однако тенденция к росту все же доминировала. Первые теории и концепции ПИИ появились в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Только в 1960-х гг. теории ПИИ начали принципиальным образом совершенствоваться. Необходимо отметить, что в то же время у истоков современного понимания прямых иностранных ин-

вестиций лежат два основных подхода к определению их природы. Во-первых, подход «почему и как» (по сути дела это подход «изнутри»), который обращается к характеристикам фирмы, дающим ей преимущества при осуществлении ПИИ. Во-вторых, подход «куда» (или подход «извне»), который обращается к характеристикам страны, влияющим на принятие фирмой решения о прямом иностранном инвестировании в ее экономику.

Первый подход, разрабатывавшийся в трудах С. Хаймера, Р. Кейвса, Р. Коуза, П. Бакли, М. Кэссона и др., объясняет осуществление международной компанией ПИИ в связи с наличием у нее нематериальных активов - технологий в неовеществленной форме, патентов, лицензий, торговых марок, репутации, опыта управления и маркетинговой деятельности. Для того чтобы успешно конкурировать на зарубежном рынке, где местные фирмы владеют информацией о рынке, предпочтениях потребителей и имеют опыт работы в данных условиях, международная компания должна обладать определенными монополистическими / олигополи-стическими преимуществами, к которым и относится наличие у нее вышеперечисленных нематериальных активов. Стремление же к эффективному их использованию подталкивает компании к интернализации своих международных операций через осуществление ПИИ, т. е. создание подконтрольных зарубежных филиалов [1].

Второй подход, заложенный в работе Ф. Саусэрда «Американская промышленность

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2011. Экономические науки

в Европе» и подобных ей дальнейших эмпирических исследованиях, акцентирует внимание на следующих причинах, мотивирующих компании к осуществлению ПИИ. К ним относятся: а) высокие таможенно-тарифные барьеры; б) транспортные расходы; в) низкая стоимость рабочей силы и доступ к сырьевым ресурсам; г) национальные стандарты и другие факторы, которые учитываются компанией при создании подконтрольных ей филиалов за рубежом [2].

Проведенное нами исследование дальнейшего развития теорий ПИИ позволяет констатировать, что с начала XXI в. нет ни одного исчерпывающего объяснения или единственной теории, полностью раскрывающей экономическую роль, причины и движущие силы ПИИ. Экономическая наука все еще не обладает точным аналитическим инструментарием, который позволил бы предвидеть поведение отдельных экономических субъектов и влиять на международные потоки капитала и технологий. По мнению многих известных экономистов (например, П. Фишера, Дж.Д. Дэниелса, Дж.Т. Велса, Дж.Д. Даннинга, К.Е. Мейера и др.), существует значительное количество теоретических положений и концепций ПИИ, которые могут служить научной основой при создании и реализации международной инвестиционной политики государств и формировании трансграничных инвестиционных стратегий компаний. Важное значение имело появление «эклектической парадигмы», связанной с именем Дж. Даннинга [3], в которой концептуально соединяются макро-и микроэкономические подходы. Согласно данному подходу [4] парадигма объясняет виды и модели деятельности компаний в области прямого зарубежного инвестирования. Она также акцентирует внимание на конкурентных преимуществах. Дж. Даннинг группирует их в три больших блока: 1) «О-преимущества» (ownership advantages), связанные с использованием внутренних потенций по владению собственностью иностранными инвесторами по сравнению с местными компаниями; 2) «Z-преимущества» (location advantages) предоставляет страна-реципиент; 3) «/-преимущества» (internalization advantages),

вызванные включением фирмы в процесс ин-тернализации, что позволяет ей полностью присваивать доход от использования всех своих конкурентных преимуществ и не делиться ими с зарубежными фирмами, передавая свой товар для экспорта или же прибегая к продаже лицензий. Каждый элемент ОЫ отвечает изменением своего состояния в момент I на стратегические изменения1 и изменения экзогенных, или нестратегических, переменных (снижение международных транспортных издержек, совершенствование обеспечения прав собственности и т. п.), а также зависит от предшествующей стратегии и конфигурации ОЫ (см. рис. 1).

Совокупность О£Т-преимуществ содержит объективные и субъективные составляющие, поскольку они зависят от вида деятельности, специфики компании, ожидаемых и реальных выгод, предоставляемых инвестору страной-реципиентом. Желание корпораций инвестировать за рубеж возрастает с наличием О-преимуществ, которые необходимо оценить в сравнении с преимуществами конкурентов, а также с ростом прибыли или выгод, определяемых ¿-преимуществами в стране-реципиенте (см. рис. 2).

Необходимо отметить, что одним из принципиальных недочетов теории Дж. Даннинга является недостаточное внимание, уделенное им национальной валютной системе страны-реципиента2 в качестве составного элемента ¿-преимущества. Мировые валютно-финансо-вые и финансово-экономические кризисы 19971998 гг. и второй половины 2008-2010 гг. наглядно доказали огромную важность этого составного элемента.

Теория Дж. Даннинга развивалась другими авторами, предпринимавшими попытки объяснить потоки ПИИ в различных аспектах. Например, на основе даннинговой О£Т-концепции

1 Стратегические изменения оцениваются как автономные (autonomous) и стимулированные (induced). Первые зависят от долгосрочной цели фирмы и рассматриваются при данной неизменной конфигурации OLI. Стимулированные стратегические изменения происходят под влиянием изменений OLI.

2 В частности, степень конвертируемости национальной валюты и ее устойчивость, структура золотовалютных резервов, валютная политика страны и т. д.

O(t) = / [OLI(t - 1), So(t - 1), S*o(t - 1 ^ t), Exn o(t - 1 ^ t)]

L(t) = / [OLI(t - 1), S(t - 1), Si(t - 1 ^ t), Exn l(t - 1 ^ t)]

I(t) = / [OLI(t - 1), Si(t - 1), S*i(t - 1 ^ t), Exn i(t - 1 ^ t)]

OLI(t) = / [OLI(t - 1), SOLI(t - 1), S*OLI(t - 1 ^ t), ExnOLI(t - 1 ^ t)]

Считывание долгосрочной цели фирмы

SZ

С

ПИИ = / [OLI(t), G(t)]

Рис. 1. Экономическо-математическая схема теории OLI Дж. Даннинга

О - преимущества собственности; L - преимущества принимающей страны; I - преимущества интернализации; S - стратегические переменные; S - изменения стратегических переменных в период времени между t - 1 и t; Exn - экзогенные переменные; G(t) - цель фирмы в данный момент времени

Индексы о, I, i уточняют изменения, указывая, что они происходят относительно соответственно O, L, I

ПИИ = f[OLI(t), G(t)]

O, L, I O, I

Развитие ПИИ предпочтительно по сравнению с экспортом или продажей лицензий иностранным фирмам

Фирме выгоднее

использовать товарный экспорт

O

Необходимо ориентироваться на трансграничное лицензирование как основную международную стратегию

Рис. 2. Преимущества OLI и выбор международной стратегии осуществления иностранных инвестиций

германский ученый Дж. Штейн (1989 г.) предпринял попытку стандартизовать типы внешнеэкономических стратегий (лицензия, товарный экспорт, прямые иностранные инвестиции) в соответствии с существующими преимуществами (О, Ь, I) (см. табл. 1).

Используя эклектический подход Дж. Даннинга, французский исследователь Ж. Л. Мюккь-елли разработал (на иностранном языке) «синтетический подход» к транснациональным корпорациям (ТНК). Французский автор соотнес стратегию интернационализации фирмы с ее

Таблица 1 OLZ-преимущества и интернационализация [5]

Преимущества Стратегия интернационализации

Трансграничная продажа лицензий Товарный экспорт Прямые иностранные инвестиции

О + + +

L - + +

I - - +

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2011. Экономические науки

сравнительными преимуществами. Ж.Л. Мюккь-елли пришел к выводу, что менеджмент ТНК принимает положительные решения относительно вывоза капитала в виде прямых иностранных инвестиций преимущественно тогда, когда наблюдается факторная или рыночная недостаточность на национальных рынках (см. табл. 2).

Наибольший интерес, по нашему мнению, представляет теоретический подход, рассматривающий теории прямых иностранных инвестиций с позиции комплексного понимания их природы. Данный подход должен, в частности, основываться на таких теориях и моделях, как эклектическая парадигма Дж. Даннинга, теория интернализации, теория «летящих гусей» и теория конкурентного преимущества М. Портера (см. рис. 3). Главным

Таблица 2

Конкурентное преимущество и интернационализация [6]

Сравнительные преимущества страны-донора Выбираемая стратегия интернационализации

Наличие предложения Наличие спроса (рынок)

+ + Производство и продажи внутри страны

- - Внешние прямые иностранные инвестиции

- + Внешние прямые иностранные инвестиции и реимпорт

+ - Экспорт

Международная компания О-преиму-щество ¿-преимущество /-преимущество Роль государства (правительств)

Фаза 1 Продукция поступает в экономику страны II через проведенный международной компанией страны I экспорт + - + ^ Государственная поддержка международного инвестиционного сотрудничества между компаниями стран I и II Формирование страной II благоприятного инвестиционного климата (в том числе для иностранных инвесторов)

Фаза 2 Удовлетворение растущего национального спроса страны II Товарная экспортная ориентация на рынок страны III Повышение конкурентоспособности международной компанией на рынке страны II Растущий местный рынок международной компании Рост специфических местных конкурентных преимуществ в международной компании Увеличение /-преимуществ

Фаза 3 Организация и реализация международной компанией страны I внешнеторговой стратегии выхода на рынок страны Ш через страну II Экспорт + - + ^ Государственная поддержка международного инвестиционного сотрудничества между компаниями стран I, II и III Формирование в странах II и III благоприятного инвестиционного климата (в том числе для иностранных инвесторов)

Продажа лицензий + - -

ПИИ + + +

>1

>2 4

>3

Рис. 3. Интегрированный подход, рассматривающий теории прямых иностранных инвестиций с позиции

комплексного понимания их природы

1 - теория «эклектическая парадигма» Дж. Даннинга и теория конкурентного преимущества М. Портера (роль правительства);

2 - теория конкурентного преимущества М. Портера и теория интернализации; 3 - теория «эклектическая парадигма» Дж. Даннинга и теория интернализации; 4 - теория «эклектическая парадигма» Дж. Даннинга, теория интернализации и теория «летящих гусей»; 5 - теория «эклектическая парадигма» Дж. Даннинга, теория интернализации, теория «летящих гусей» и теория конкурентного преимущества М. Портера (роль правительства)

преимуществом интегрированного подхода является возможность комплексного исследования внутренних и внешних условий, преимуществ, причин и мотивов осуществления прямых зарубежных инвестиций.

Итак, исследование развития теорий ПИИ позволяет: а) выделить три этапа в историческом процессе формирования и развития теоретиче-

ской базы ПИИ (конец 1950-х - начало 1960-х гг.; середина - конец 1960-х гг.; начало ХХ1 в.); б) обосновать мотивацию поведения международных компаний на внутренних рынках стран; в) разработать макроэкономическую политику привлечения иностранного капитала; г) проанализировать влияние ПИИ на экономику капиталоим-портирующих и капиталоэкспортирующих стран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Blomstrom, M. Regional Integration and Foreign Direct Investment: a Conceptual Framework and Three Cases [Text] / M. Blomstrom, A. Kokko. - Washington, DC: The World Bank, 1997. - P. 7-8.

2. Dunning, J.H. Explaining International Production [Text] / J.H. Dunning. - London: Unwin Hyman, 1988. - P. 16.

3. Dunning. J.H. Theories and Paradigms of International Business Activity [Text] / J.H. Dunning. - UK:

Edward Elgar, 2002.

4. Dunning, J.H. Foreign Direct Investment, Location and Competitiveness [Text] / J.H. Dunning, G. Phillippe. - European International Business Academy, 2008.

5. Stehn, J. Determinanten differenzierten Interna-tionalisierungsstrategien [Text] / J. Stehn. - Kiel, 1989. -S. 247.

6. Tersen, D. L'investissement International Armand Colin [Text] / D.Tersen, J.-L. Bricout. - Paris, 1996.

УДК 338.45:620.92(430)

М.С. Шклярук, Т.В. Малинина

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ НА РАЗВИТИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ)

Использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в мире - сегодня один из самых активно развивающихся секторов экономики. Однако внедрение их в энергетику любой страны по-прежнему возможно только при поддержке государства. Немецкий закон «О приоритете возобновляемой энергии» (сокращенно обозначаемый в Германии как ЕЕО) является общепризнанным удачным примером законодательного закрепления финансовых стимулов для расширения использования возобновляемых источников энергии при производстве электроэнергии. Общие положения этого закона широко известны: гарантирован-

ная государством многолетняя оплата произведенной электроэнергии на уровне, оправдывающем инвестиции в создание генерирующих мощностей.

В то же время финансовые механизмы компенсации затрат на его реализацию за пределами Германии не так известны, хотя эти механизмы являются обязательным элементом всей системы поддержки ВИЭ.

Необходимость создания механизмов компенсации связана с решением о поддержке развития возобновляемой энергетики, а выбор самого механизма - со способом поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.