УДК 316
DOI: 10.21685/2072-3016-2016-2-14
Т. К. Ростовская, С. В. Тощенко
СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Аннотация.
Актуальность и цели. Присоединение Крыма и Севастополя к Российской Федерации - событие, без сомнения, историческое, знаменательное и неоднозначное. Отношение к нему различно как в мире, так и внутри воссоединившихся территорий. Одной из важнейших общественных категорий, которую не могло не затронуть данное событие и для которой кардинальным образом сменились перспективы, стала молодежь Крыма и Севастополя, а потому вопрос изучения интеграции крымской молодежи в структуру российского общества представляется актуальным. Обеспечиваться эта интеграция будет, в том числе, и при помощи и в процессе реализации государственной молодежной политики, которая, несомненно, играет одну из ключевых ролей в данном процессе. Эмпирическую основу исследования составляют результаты социологического исследования «Социально-психологическая характеристика современной молодежи Республики Крым и города Севастополя».
Результаты. Проведенный анализ социально-психологической характеристики современной молодежи Крымского федерального округа способствует формированию эффективной молодежной политики на окружном уровне с целью решения актуальных социальных проблем крымской молодежи.
Выводы. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы не только в научной работе, но и заинтересованными государственными структурами и иными организациями для принятия с их стороны эффективных мер по разработке государственной молодежной политики в Крымском федеральном округе.
Ключевые слова: крымская молодежь, государственная молодежная политика, интеграция крымской молодежи в структуру российского общества, социальные проблемы крымской молодежи.
T. K. Rostovskaya, S. V. Toshchenko
SOCIAL CHARACTERISTICS OF CONTEMPORARY YOUTH FROM CRIMEA FEDERAL DISTRICT
Abstract.
Background. Annexation of the Crimea and Sevastopol to the Russian Federation is without a doubt a historical, significant and ambiguous event. The attitude towards this event varies both in the world and the annexed territory itself. One the most important social groups, which could pass the considered event touched, and the prospect for which has changed cardinally, is the youth of the Crimea and Sevastopol, and, therefore, the problem of investigation of Crimean youth's integration into the structure of the Russian society appears to be topical. The said integration will ensured with the help and in the process of realization of the state youth policy, which undoubtedly is of greatest importance in the present process. Empirically the research is based on results of the sociological survey "Social and psychological characteristics of contemporary youth of the Crimea republic and the city of Sevastopol".
Results. The conducted analysis of social and psychological characteristics of contemporary youth from Crimea federal district promotes formation of an efficient youth policy at the district level aiming at solving urgent social problems of Crimean youth.
Conclusions. The data, obtained as a result of the research, may be used in scientific works, as well as by interested state structures and other organization for undertaking efficient measures in development of the state youth policy in Crimea federal district.
Key words: Crimean youth, state youth policy, integration of Crimean youth into the structure of the Russian society, social problems of Crimean youth.
Рассматривая эволюционное развитие молодежной политики в Российской Федерации необходимо в первую очередь отметить преемственность целей и задач реализации государственной молодежной политики. На это указывает, в частности, правовой механизм реализации государственной молодежной политики. В утвержденных Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (далее - Основы ГМП на период до 2025 г.) при определении государственной молодежной политики как приоритетного направления Российской Федерации делается акцент на систему мер, направленных в первую очередь на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, а также на расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене [1].
Вместе с тем, отметим, что в утвержденных Основах ГМП на период до 2025 г. ориентиром деятельности государственной молодежной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы являются обеспечение экономической, социокультурной конкурентоспособности молодежи, увеличение количества молодых людей, идентифицирующих себя со страной, имеющих сформированное целостное мировоззрение, которое включает гражданское участие, ценности патриотизма, семьи, нравственности, правосознания, здорового образа жизни, экологии и инноваций [2, с. 93-96].
При этом подчеркнем, что эффективность реализации ГМП в современной России зависит от совершенствования институциональной составляющей молодежной политики, основанной на трех важнейших элементах, составляющих «три кита управления государственной молодежной политики»:
- нормативно-правовое обеспечение реализации государственной молодежной политики;
- инфраструктура, обеспечивающая реализацию государственной молодежной политики;
- кадровое обеспечение сферы государственной молодежной политики [3, с. 3].
Необходимо отметить, что молодежная политика любого государства отражает уровень его социально-экономического, демографического, политического, духовно-культурного развития, является вкладом государства в будущее молодежи [4, с. 42-44]. В этой связи государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны.
Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач [5, с. 196-205].
Современное российское общество представляет собой полиэтническую, многоконфессиональную, разновозрастную общность граждан, внутри которой огромную роль играет одна из возрастных групп российского населения - молодежь. Молодежь является одним из основных субъектов общественного воспроизводства, поскольку именно в молодежных возрастных группах сконцентрирован репродуктивный и трудовой потенциал населения. Воспроизводство осуществляется в процессе смены поколений. За счет этого общество обновляется, совершенствует структуру, передает от старших поколений младшим общественные институты, опыт, культуру, систему норм, ценностей, частично их сохраняет, а частично изменяет. Тем самым молодежь закономерно является одним из главных факторов, движущих сил общественного развития [6, с. 66-75].
Рассматривая правовой статус российской молодежи, необходимо отметить, что в законодательных актах, действующих с 1993 г. на территории Российской Федерации, нет единого мнения по поводу определения термина «молодежь» [7, с. 91-96]. Статус молодого человека определяется его возрастными и общественно-демографическими особенностями, в этой связи к молодежи относятся граждане России в возрасте от 14 до 30 лет [8, с. 176-179].
В условиях современного федеративного устройства страны наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики со своей спецификой ее реализации: федеральный, региональный и муниципальный. И сегодня формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику и регионов, и органов местного самоуправления [9, с. 239-251]. В этой связи интересен опыт Крымского федерального округа по реализации молодежной политики на окружном уровне с целью решения актуальных социальных проблем крымской молодежи.
С целью выявления положения в российском обществе молодежи Крымского федерального округа, ее роли в общественно-политической жизни своих регионов, актуальных социально-экономических проблем в 2014-2015 гг. на кафедре социальных технологий и организации работы с молодежью Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова было проведено социологическое исследование на тему «Социально-психологическая характеристика современной молодежи Республики Крым и города Севастополя» (руководитель - профессор, доктор социологических наук Т. К. Ростовская).
Исследование проведено методом социологического опроса двумя этапами:
1. Социологический опрос участников I Международного молодежного форума «Таврида-2014», проходившего в г. Севастополе с 10 по 20 августа 2014 г. Форум был организован Федеральным агентством по делам молодежи и Всероссийским народным фронтом. Опрос проводился исключительно среди участников форума, представлявших следующие города Республики
Крым: Алупка, Алушта, Бахчисарай, Евпатория, Инкерман, Керчь, Саки, Севастополь, Симферополь, Феодосия, Ялта.
2. Социологический опрос методом случайной выборки молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет. Опрос проводился в трех городах Республики Крым: Севастополь, Симферополь, Керчь.
Отметим, что выборка целевая, на втором этапе - случайная. Общий объем выборки составил 450 респондентов, являющихся гражданами России, проживающими в Крымском федеральном округе, в возрасте от 16 до 30 лет. Такая выборка представляет собой основание для проведения объективного анализа и получения достоверных данных относительно точных суждений о положении молодых людей в новых субъектах Российской Федерации.
Участие в исследовании молодых людей из различных социальных групп позволило объективно оценивать сложившуюся ситуацию относительно молодежи двух новых регионов России, делать обоснованные выводы и предлагать рекомендации по решению выявленных проблем, а также осуществлять прогнозы на будущее.
В процессе проведения исследования были опрошены респонденты разных возрастов: от 16 до 30 лет включительно, что позволило выявить достаточно широкий спектр мнений в возрастном аспекте. Также необходимо отметить, что наиболее значительная часть молодых людей, ответивших на вопросы анкеты, находится в относительно зрелом возрасте, это свидетельствует о достаточно сформировавшихся мнениях, высказанных в ходе опроса. Далее перейдем к непосредственному изложению и анализу итогов исследования. Описывая половозрастной состав респондентов, необходимо отметить, что среди опрошенных было 54 % женщин и 46 % мужчин. Возрастной контингент респондентов представлен на рис. 1.
Распределение по возрасту
До 18 лет 19-21 год 22-25 лет 26-30 лет
Рис. 1. Распределение опрошенных по возрасту, %
Из анализа рис. 1 следует, что существенная часть молодых людей находится в возрасте от 22 до 30 лет (83 %) и совмещает обучение с работой.
Далее была исследована национальная принадлежность респондентов (рис. 2).
Представителем какой национальности Вы являетесь?
■ Русские
■ Украинцы Крымские татары
■ Татары
■ Белорусы Армяне
■ Азербайджанцы Евреи
Греки Другое
Рис. 2. Распределение опрошенных по национальности, %
Как видно из анализа анкет, в вопросе национальности большая часть опрошенных (47,33 %) считают себя русскими, 12,67 % - крымскими татарами, 6,67 % - белорусами, 6 % украинцами. При этом более 65 % респондентов нейтрально относятся к проявлению национализма в молодежной политике, и только 25,3 % респондентов осудили любые проявления национализма в субъекте. Несмотря на полиэтничность крымского населения, русский язык является языком общения в семье для представителей всех национальностей, лишь крымские татары общаются на родном языке, но даже среди них треть использует русский. Религиозное самоопределение крымской молодежи представлено следующим образом: 61,2 % считают себя верующими людьми, 25,7 % относят себя к атеистам, а 13,1 % затруднились с определением своих религиозных взглядов. Конфессиональная принадлежность молодых жителей полуострова чаще всего определяется двумя конфессиями -православные (около двух третей) и мусульмане (7,8 %). В большинстве случаев религиозность молодых людей является «верой для себя» и не имеет социальной выраженности.
Об этом свидетельствует редкое соблюдение религиозных обрядов: 41,9 % молодых крымчан соблюдают религиозные обряды только по большим праздникам. Самый высокий уровень религиозности наблюдается среди крымских татар: 90,1 % из них считают себя верующими людьми. Большая религиозность свойственна также женщинам, крымчанам в возрасте 24-35 лет, жителям сел.
В иерархии жизненных ценностей крымской молодежи семья (дети, родители) представляет самую важную ценность для 54,0 % опрошенных. При этом отметим, что более половины крымской молодежи (58,1 %) в течение ближайших трех лет не намереваются заводить ребенка. Лишь 9,0 % высказали намерение завести ребенка, и еще 15,5 % готовы к тому, чтобы в их семье появился ребенок. Готовность и желание в течение ближайших трех лет завести ребенка высказывают прежде всего молодые жители полуострова в возрасте 24-29 лет (37,5 %), молодые крымчане, у которых есть высшее образование (38,3 %), состоящие в браке (30,8 %), живущие отдельно от родителей (30,1 %) и отмечающие улучшение благосостояния своей семьи (36,3 %).
Молодежь Крыма ориентирована на достижение статуса в обществе, но не чувствует себя достаточно самостоятельной, нуждается во внешней под-
держке. Среди личностных ценностей, которые были предложены молодым жителям Крыма, наиболее важными для них оказались ценности достижения (ощущение себя современным человеком, желание достичь успеха в жизни, сделать карьеру) и патернализма (потребность в опеке, покровительстве, поддержке родителей).
Несмотря на то, что уровень локального патриотизма среди крымской молодежи выше, чем уровень государственного патриотизма, 45,3 % респондентов ответили, что считают себя патриотами России и готовы пожертвовать личными интересами ради интересов Российского государства (рис. 3, 4).
Можете ли Вы назвать себя патриотом России?
■ Да
Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да
■ Нет
Рис. 3. Можете ли Вы назвать себя патриотом России? (%)
Готовы ли вы пожертвовать личными интересами ради интересов России?
■ Да, готов
■ Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да
■ Нет
Рис. 4. Соотношение личных интересов и интересов государства, %
Более 70 % опрошенных молодых людей считают, что их права и свободы надежно защищены и они могут рассчитывать на государственную поддержку.
Исследование ценностей молодых крымчан показало, что в иерархии жизненных ценностей крымской молодежи первые три места занимают такие ценности, как семья, здоровье и отношения между людьми. В среднем семья (дети, родители) представляет самую важную ценность для 54,0 % опрошенных, здоровье и хорошая физическая форма - для 39,0 %, отношения между людьми (романтические, дружеские) - для 32,6 %. Далее следуют ценности статуса и достижений в обществе. В среднем они важны для 20,0 % молодых людей, при этом наиболее важными в данной группе ценностей являются карьера, успех (31,6 %) и стабильность (28,5 %). Ценности профессиональной реализации и самостоятельности в среднем важны для 11,6 % молодого насе-
ления. Самая важная из них - возможность реализовать себя (29,5 %). Досуг и свободное время важны для 15,3 % молодых крымчан, мораль и нравственность - для 13,0 %.
В целом сегодня совокупность всех вышеупомянутых нормативно-правовых актов органов государственной власти, институтов, молодежных организаций, программ рассматривается в качестве важного средства решения молодежных проблем на территории КФО. Комплексная работа и эффективное взаимодействие институтов различного уровня, а также правильное внедрение региональных программ будет способствовать реализации основных направлений молодежной политики субъектов КФО.
Крымская молодежь активно участвует в общественно-политической жизни своего региона, на что указывают данные анкетирования - более 62,6 % респондентов (рис. 5).
Рис. 5. Отношение респондентов к общественно-политической жизни своего региона, %
Активное участие крымской молодежи в общественно-политической жизни своего региона респонденты связывают с необходимостью решения актуальных проблем в молодежной среде, в первую очередь таких как:
- безработица (36 % респондентов признали, что трудно найти достойную работу, отвечающую потребностям);
- инфляция (41,3 % респондентов отметили неудовлетворенность своим материальным положением). Большинство молодых жителей Крыма собственное экономическое положение оценивают на уровне статуса «не богат, не беден». Наиболее оптимистичны в оценке своего экономического положения молодые жители полуострова в возрасте 18-23 лет, которые имеют незаконченное высшее образование. Обладатели среднего, среднего специального образования, а также жители сел чаще определяют свой статус как «скорее беден», «беден». Структура расходов семьи, по оценкам молодых жителей Крыма, представлена следующим образом: наибольшая доля средств тратится на продукты питания (45,6 %), весомую долю в структуре семейных расходов занимают оплата жилищно-коммунальных услуг (12,6 %) и затраты на товары повседневного спроса (средства гигиены, парфюмерию и косметику, галантерею, хозяйственные товары) (7,4 %). Наименьшая доля расходов приходится на книги, журналы, газеты, компакт-диски (1,6 %);
- жилищная проблема (из опрошенных только 20,7 % имеют собственное жилье);
- низкий уровень культуры и нравственности. Около трети молодого населения Крыма (31,2 %) отмечают недостаточное количество или отсутствие учреждений культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры), образования (образовательные организации, учреждения дополнительного образования), спорта (спортивных залов, стадионов), молодежной политики (учреждений органов по делам молодежи, подростково-молодежных клубов, центров поддержки молодой семьи).
Рассматривая отношение респондентов к молодежной политике, необходимо отметить, что наибольший интерес для них представляют такие направления, как спорт и здоровый образ жизни (20,7 %), предпринимательство (14 %), туризм (12,7 %) (рис. 6).
Какое из перечисленных направлений молодежной политики Вам более интересно?
■ Патриотизм
■ Инновации и техническое творчество
Предпринимательство
■ Туризм
■ Спорт и здоровый образ жизни Творчество
Рис. 6. Отношение респондентов к молодежной политике, %
Особое значение респонденты уделяют здоровому образу жизни. Несмотря на то, что 27,3 % опрошенных пробовали хоть раз наркотики, в целом молодежь поддерживает здоровый образ жизни, отказываясь от злоупотребления спиртных напитков (54 % отметили, что употребляют только в исключительных случаях, а 23 % вообще не употребляют) и табакокурения (51,3 % опрошенных бросили курить), что, безусловно, способствует формированию положительного отношения молодежи к здоровью (рис. 7).
Как показало исследование, среди опрошенных преобладают здоровые дееспособные молодые люди, сочетающие обучение и работу, с уважением относящиеся к собственному здоровью (что проявляется, в том числе, и в отказе от употребления наркотиков и спиртного, а также негативном отношении к курению). Из проблем, актуальных для молодежи, можно отметить сложности с перспективами материального положения и жилищными условиями.
Обращаясь к результатам исследования, описанным выше, необходимо отметить, что большинство из опрошенных положительно относятся к воссоединению Крыма и Севастополя с Россией. Такой результат опроса объясняет отношение крымской молодежи к своему историческому прошлому, активная гражданская позиция и ее большой интерес к участию в общественно-политической жизни. Мы можем видеть из результатов исследования, что боль-
шая часть молодых людей активно участвует в общественно-политических акциях и мероприятиях, а также является членами общественно-политических организаций.
О 5 10 15 20 25 Рис. 7. Оценка респондентами состояния своего здоровья
Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в обществе, характеризуемом прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы. Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей.
Духовные факторы не менее важны. В современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь, как переходная и нестабильная социальная группа, наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости.
На смену этим «потерянным» ценностям в нестабильной социально-экономической ситуации порой приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протест-ный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. Многие исследователи считают, что молодежь Крыма является наиболее уязвимой категорией и именно в молодежной среде традиционно вспыхивают противоречия.
Исследование показало, что молодежь Крыма и Севастополя, хотя и настроена по отношению к объединению Крыма и Российской Федерации в большей части позитивно, все же нуждается в поддержке в плане решения ряда проблем.
В связи с изложенным, можно сказать, что на федеральном уровне при реализации основных направлений Основ ГМП на период до 2025 г., необходимо использовать программно-целевой подход, который не только является механизмом решения приоритетных задач социально-экономического развития страны, но и способствует обеспечению адресности, последовательности и контроля инвестирования государственных средств в реализацию государственной молодежной политики страны. Эффективность программно-целевого подхода подтверждена в ходе многолетней практической деятельности, в частности при реализации федеральных целевых программ в сфере государственной молодежной политики с 1993 по 2005 г. Поэтому основным механизмом реализации Основ ГМП на период до 2025 г. должна стать государственная программа Российской Федерации по развитию молодежи, предусматривающая создание централизованных механизмов их решения на федеральном уровне и использование полученных результатов на региональном и муниципальном уровнях [10, с. 80-84].
На региональном уровне целесообразно скорректировать региональную молодежную политику с учетом требований населения. Для это считаем целесообразным внести изменения в утвержденную Государственную программу Республики Крым «Молодежь Крыма» на 2015-2017 гг. в части:
- обеспечения механизмов высокопроизводительной занятости крымской молодежи путем создания новых и модернизации существующих рабочих мест;
- развития трудовой и проектной активности молодежи путем совмещения учебной и трудовой деятельности;
- развития системы льгот и субсидий для молодежи и молодых семей при получении ипотечных кредитов и системы социального найма жилья для молодых семей, а также предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья, выделения земельных участков для индивидуального строительства на льготных условиях;
- создания условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам.
Список литературы
1. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р.
2. Ростовская, Т. К. Принятие Основ ГМП 2025 года: фактор эволюционного развития в современной России / Т. К. Ростовская // Государственный советник. -2014. - № 4.
3. Ростовская, Т. К. Три кита управления государственной молодежной политикой в современной России : в 3 т. Т. 1. Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики в современной России / Т. К. Ростовская. -М. : ЦОЗ, 2014. - 192 с.
4. Мерзлякова, И. С. История развития законодательства о правах молодежи / И. С. Мерзлякова // Юридический мир. - 2010. - № 10.
5. Ростовская, Т. К. К вопросу о законодательных основах государственной молодежной политики в современной России / Т. К. Ростовская // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2013. - Декабрь. - Т. 8.
6. Ростовская, Т. К. Социально-демографические характеристики российской молодежи / Т. К. Ростовская, С. В. Рязанцев // Государственный советник. - 2015. -№ 2.
7. Ростовская, Т. К. Социальное конструирование правового статуса молодежи и молодой семьи / Т. К. Ростовская // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014. - № 3 (35).
8. Ростовская, Т. К. Молодежь как стратегический социально-демографический ресурс России и Евросоюза / Т. К. Ростовская // Вопросы управления. - 2014. -№ 2 (8). - С. 176-179.
9. Ростовская, Т. К. Законодательные аспекты регулирования государственной молодежной политики на современном этапе / Т. К. Ростовская // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2014. - Т. 9.
10. Ростовская, Т. К. Регулирование политики в отношении молодежи в государствах - участниках Содружества Независимых Государств: действующие механизмы / Т. К. Ростовская // Международный академический вестник. - 2015. - № 1 (7).
References
1. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda : Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 № 2403-r [On approval of Foundations of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025: the directive of the RF Government from 29.11.2014 № 2403-r].
2. Rostovskaya T. K. Gosudarstvennyy sovetnik [The state adviser]. 2014, no. 4.
3. Rostovskaya T. K. Tri kita upravleniya gosudarstvennoy molodezhnoy politikoy v so-vremennoy Rossii: v 3 t. T. 1. Normativno-pravovoe obespechenie gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v sovremennoy Rossii [Three whales of state youth policy management in modern Russia: in 3 volumes. Vol. 1. Normative-legal support of state youth policy in modern Russia]. Moscow: TsOZ, 2014, 192 p.
4. Merzlyakova I. S. Yuridicheskiy mir [Juridical world]. 2010, no. 10.
5. Rostovskaya T. K. Ezhegodnik rossiyskogo obrazovatel'nogo zakonodatel'stva [Russian educational legislation yearbook]. 2013, December, vol. 8.
6. Rostovskaya T. K., Ryazantsev S. V. Gosudarstvennyy sovetnik [The state adviser]. 2015, no. 2.
7. Rostovskaya T. K. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki [Bulletin of Lobachevsky University of Nizhny Novgorod. Series: social sciences]. 2014, no. 3 (35).
8. Rostovskaya T. K. Voprosy upravleniya [Management problems]. 2014, no. 2 (8), pp. 176-179.
9. Rostovskaya T. K. Ezhegodnik rossiyskogo obrazovatel'nogo zakonodatel'stva [Russian educational legislation yearbook]. 2014, vol. 9.
10. Rostovskaya T. K. Mezhdunarodnyy akademicheskiy vestnik [International academic bulletin]. 2015, no. 1 (7).
Ростовская Тамара Керимовна доктор социологических наук, профессор, кафедра организации работы с молодежью, Российский государственный университет (Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24); кафедра социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1)
E-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru
Rostovskaya Tamara Kerimovna Doctor of sociological sciences, professor, sub-department of youth work organization, Russian State University (24 Losinoostrovskaya street, Moscow, Russia); sub-department of social pedagogy and psychology, Moscow State Pedagogical University
(building 1, 1 Malaya Pirogovskaya street, Moscow, Russia)
Тощенко Сергей Викторович
магистр, Российский государственный
университет
(Россия, г. Москва,
ул. Лосиноостровская, 24)
E-mail: tsv2506@gmail.com
УДК 316 Ростовская, Т. К.
Социальные характеристики современной молодежи Крымского федерального округа / Т. К. Ростовская, С. В. Тощенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. -№ 2 (38). - С. 123-134. БОТ: 10.21685/2072-3016-2016-2-14
Toshchenko Sergey Viktorovich Master degree student, Russian State University (24 Losinoostrovskaya street, Moscow, Russia)