СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СПО КАК
ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
С.К. Карабахцян, аспирант
Армавирский государственный педагогический университет (Россия, г. Армавир)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10611
Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ выполненных исследований по проблеме социально-профессиональной мобильности студентов СПО. Автор объясняет роль мобильности современных специалистов в условиях быстрых социально-экономических изменений. Рассмотрены виды мобильности (профессиональная, социальная, академическая, международная). Раскрыта роль социально-профессиональной мобильности студентов в условиях модернизации среднего профессионального образования. Обозначены задачи дальнейшего исследования проблемы.
Ключевые слова: мобильность, социально-профессиональная мобильность, академическая мобильность, студент СПО.
В условиях динамичных социокультурных трансформаций от специалиста в любой сфере профессиональной деятельности требуется овладение новыми качествами и компетенциями. К числу важнейших, безусловно, можно отнести мобильность как интегративное личностное качество, обеспечивающее опережающую адаптацию к меняющимся условиям жизнедеятельности.
Понятие мобильности было впервые использовано в 1927 году П.А. Сорокиным с целью обозначения тех качеств личности, которые способствуют быстрой профессиональной и социальной адаптации к социуму.
Среди видов социальной мобильности П.А. Сорокин выделял вертикальную мобильность (перемещение индивида или группы в системе социальной иерархии, включая изменение социального статуса) и горизонтальную мобильность (перемещение индивида или группы в социальной структуре без изменения социального статуса (смена гражданства, религии, места жительства или работы, профессии).
В настоящее время в различных областях научного знания исследуется мобильность как целостное образование и ее отдельные виды [1].
Так, под профессиональной мобильностью чаще всего понимается такое интегральное личностное качество, которое
обеспечивает готовность к переключению между различными видами деятельности, готовность к смене профессий и специальностей и овладение новыми профессиональными и личностными компетенциями [2].
Социальная мобильность определяется исследователями как перемещение групп и индивидов из одной социальной позиции в другую [3].
С конца XX в., с усилением интеграционных процессов в образовании получили активное развитие термины «академическая» и «профессиональная мобильность».
Академическая мобильность трактуется И.М. Миковой как «форма (одна из форм) организации обучения студентов, связанная с перемещением в другой вуз на ограниченный во времени период, с возвращением в базовый вуз для завершения обучения» [4, с. 272].
Глубокий анализ зарубежных исследований позволяет И.О. Котляровой, Ю.В. Найдановой сформулировать вывод о том, что в результате мобильности не только активизируются другие процессы жизнедеятельности человека, но и повышается его профессиональная продуктивность, увеличивается скорость и эффективность социально-экономических явлений и процессов [1].
Предметом специальных исследований в современных условиях выступает меж-
дународная мобильность, изучение влияния мобильности на эффективное развитие компетенций студентов и укрепление конкурентных преимуществ российского образования на рынке международных образовательных услуг [5].
В фокусе исследовательского внимания находятся также познавательная, личностная, академическая и профессиональная мобильность студентов, что связано, прежде всего, с освоением новых социальных ролевых моделей, возрастанием ценности самореализации, поиска смысложизнен-ных и профессиональных ориентаций, развитием рефлексивных компетенций и навыков интеллектуально-личностного развития.
Ряд авторов не считают целесообразным выделять различные виды мобильности, считая мобильной личностью «открытую психологическую систему», ведущими характеристиками которой являются активность, пластичность, что позволяет личности изменяться в зависимости от складывающихся обстоятельств [6, с. 97].
Заслуживает внимания подход Л.Я. Хоронько и Е.С. Боярко, которые рассматривают профессиональную мобильность как интегративное качество личности, обеспечивающее профессиональное развитие специалиста и его профессиональную адаптацию [7].
В контексте нашего исследования возникает важный вопрос о соотношении профессиональной и социальной мобильности. Социально-экономические и социально-политические трансформации в различные исторические периоды определенным образом влияли и на трактовки понятия мобильности.
Так, в конце прошлого века понятия «социальная мобильность» и «профессиональная мобильность» были разделены.
И.В. Удалова и Е.Д. Гражданников предложили рассматривать профессиональную мобильность как вид социальной мобильности. Авторы ввели в оборот категории социально-профессиональной мобильности (смена профессии, сопровождаемая изменением социального статуса) и внутрипоколенной мобильности (социаль-
ные перемещения по вертикали между различными поколениями).
С наступлением XXI в. исследованием феномена мобильности активно занялись представители педагогической науки. Ю.К. Калиновский убедительно доказывает прямую зависимость между образованием и мобильностью [8]. С его точки зрения, чем образованнее человек, тем он мобильнее. Если в ситуациях стабильности социальная мобильность в определенном смысле противоречит компетентности, то в развивающемся обществе мобильность и образование находятся между собой в тесной взаимосвязи.
Рассматривая тенденции развития среднего профессионального образования в современных условиях, специалисты подчеркивают необходимость перехода от «монопрофессиональной к полипрофессиональной подготовке», что предполагает, прежде всего, формирование готовности к разрушению профессиональных стереотипов. Такая подготовка, по мнению А.Г. Кислова, обеспечит студентам вхождение в очень разные профессии и соответствующие социальные группы [9]. Приобретение такого опыта позволит еще на этапе профессиональной подготовки развивать способность к профессиональной деятельности в условиях социально-экономической трансформации.
Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что активность личности, ее гибкость, интерес к новому опыту, новым способам профессиональной деятельности, адаптивность являются условиями развития социально-профессиональной мобильности студентов в современных условиях.
В структуре социально-
профессиональной мобильности,
А.А. Ярцев выделяет три взаимосвязанных компонента:
- качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека;
- деятельность человека, детерминированная изменениями социальной среды, результатом которой выступает профессиональная и личностная самореализация человека;
- процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профес-
сиональной и жизненной среды [10, - взаимосвязь социально-
с. 107]. профессиональной мобильности и профес-
Требуют дальнейшего теоретико- сиональной компетентности студентов; методологического и научно- - выявление психолого-педагогических
методического обоснования следующие и организационно-управленческих усло-вопросы: вий формирования социально-
- выделение структуры и функций со- профессиональной мобильности студентов циально-профессиональной мобильности в образовательном пространстве организа-студентов СПО; ций СПО.
Библиографический список
1. Котлярова, О.И. Формирование мобильности личности в системе непрерывного образования / О.И. Котлярова, Ю.В. Найданова // Вестник ЮУрГУ. - Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9. № 2. - С. 6-26.
2. Зеер, Э.Ф. Социально-личностные компетенции и профессиональная мобильность как целевая ориентация образования / Э.Ф. Зеер, М.В. Кормильцева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №10. - С. 72-78.
3. Нурмухамедова, В.В. Социально-философское обоснование роли образования в обеспечении социальной мобильности человека в современном обществе / В.В. Нурмухамедова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - №76. - С. 269-272.
4. Микова, И.М. Понятие и сущность академической мобильности студентов / И.М. Микова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №10. - С. 266-273.
5. Южакова, Т.А., Международная студенческая мобильность - инструмент повышения конкурентоспособности страны на международном рынке образовательных услуг / Т.А. Южакова, И.В. Каракчиева // Наука, техника и образование. - 2015. - № 5 (11). - С. 14
6. Артюхова, Т.Ю. Психологические характеристики мобильной личности / Т.Ю. Артюхова // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. -№7. - С. 96-98.
7. Хоронько, Л.Я. Профессиональная мобильность как свойство личности специалиста / Л.Я. Хоронько, Е.С. Боярко // Вестник непрерывного образования. - 2010. - № 1. - С. 6063.
8. Калиновский, Ю.К. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых / Под ред. А.А. Макарени. - М.: Вита-Пресс, 2000. - 287 с.
9. Кислов, А.Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. №1. - С. 54-74.
10. Ярцев, А.А. Генезис развития социально-профессиональной мобильности будущего педагога // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. - С. 105-108.
SOCIAL AND PROFESSIONAL MOBILITY OF STUDENTS SPO AS A SCIENTIFIC
RESEARCH OBJECT
S.K. Karabakhtsyan, postgraduate Armavir state pedagogical university (Russia, Armavir)
Abstract. The article presents a comparative analysis of the research done on the problem of social and professional mobility of students of secondary vocational education. The author explains the role of mobility of modern specialists in the conditions of rapid socio-economic changes. Mobility types (professional, social, academic, international) are considered. The role of social and professional mobility of students in the context of modernization of secondary vocational education is revealed. The tasks of further research of the problem are indicated.
Keywords: mobility, social and professional mobility, academic mobility, student of ACT.