Обоснованность и надежность бихевиоральных методов доказана многолетней практикой их применения для диагностики, обучения и терапии детей c нарушениями в развитии, в том числе и с нарушениями аутистического спектра. Программы, основанные на бихевиоральных принципах и стратегиях, успешно применяются для работы с аутистичными детьми не только в США, но и в странах Западной Европы и в России (T. Питерс; С.С. Морозова; С. Эстербрук, Р. Эстербрук).
Прикладной анализ поведения является на сегодняшний день одним из наиболее обоснованных и надёжных методов в рамках бихевиорального направления, широко используемых для диагностики, обучения и терапии детей с нарушениями ау-тистического спектра (J.O. Cooper, T.E. Heron, & W.L. Heward; O.I. Lovaas; С. Эстербрук, Р. Эстербрук) [8]. Ряд современных научных исследований подтверждает тот ф акт, что хорошо структурированные и функциональные программы прикладного анализа поведения более эффективны в работе с детьми аутистического спектра нарушений, по сравнению с другими программами и технологиями (Э. Шоплер, М. Лазинд, Л. Ватерс, J.T. Fovel).
Одна из причин успеха поведенческих программ заключается в том, что они используют функциональный подход при анализе поведения индивидуума. При этом любое поведение человека анализируется с точки зрения причин его возникновения и выявления функций, поддерживающих данное поведение. Затем, с помощью специально подобранной системы стиму-лов-подкрепителей, закрепляются положительные формы поведения и, соответственно, ослабляются негативные проявления поведения (B.F. Skinner; J.O. Cooper, T.E. Heron & W.L. Heward ). Поскольку аутизм идентифицируется посредством проявления определённого набора поведенческих характеристик, имеет смысл говорить об эффективном использовании методов и техник прикладного анализа поведения с целью замещения негативных (ассоциальных) форм поведения у детей с аутистическими нарушениями на позитивные (социально приемлемые) формы (O.I. Lovaas; W.D. Frea & G.L. Vittimberga).
Итак, всё вышесказанное в отношении стратегий и методов бихевиорального направления и возможностей их эффективного применения для работы с аутистичными детьми, в полной мере относится и к методу анализа вербального поведения.
На основе диагностики уровня развития речевых и коммуникативных умений у детей с аутизмом, для каждого ребёнка разрабатывается индивидуальная бихевиоральная программа с учётом поставленных задач. Для обучения детей с аутизмом
Библиографический список
речи и навыкам социального взаимодействия, метод анализа вербального поведения использует систему поведенческих стратегий и техник. К ним относятся: техника развития имитации; техника обучения тому, как выражать свою просьбу или требование; техника парирования стимулов-подкрепителей; техника подсказки; техника затухания; техника обратной цепочки; техника «безошибочного обучения»; техника обучения с помощью обмена картинками с целью выражения просьбы или требования; техника подбора по образцу (J.W. Partington & M.L. Sundberg; M.L. Barbera; A.Bondy & L.Frost; V.Carbone; J.E. Carr & A.M.Firth).
На сегодняшний день обучение детей с нарушениями аутистического спектра, в том числе, и с нарушениями в развитии коммуникации и речи, в контексте поведенческих принципов и подходов, в большей мере ориентировано на проведение диагностики и бихевиоральных интервенций в обычных и комфортных для ребенка условиях окружающей среды: дома, в детском саду или школе, на игровых площадках, в спортивных центрах, на природе, в привычных местах отдыха и семейных развлечений.
Метод анализа вербального поведения является научно обоснованным и практико-ориентированным бихевиоральным подходом, эффективно работающим с нарушениями в коммуникативной и речевой сферах у детей с аутизмом, что доказывается многолетней практикой его применения с данной категорией детей в США и странах Западной Европы. Ряд исследователей констатирует тот факт, что весьма часто традиционные методы, используемые при обучении детей с аутизмом коммуникативным и речевым навыкам, не приносят успеха.
Как отмечают авторы П.У. Драш и Р.М. Тюдор, чем раньше у детей будет проведена диагностика нарушений аутистического спектра и для них будут разработаны эффективные терапевтические и обучающие программы, тем больше шансов, что такие дети смогут лучше обучаться и в будущем быть более адаптированными к жизни в социуме (P.W. Drash and R.M. Tudor).
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что поскольку нарушения коммуникации и речи являются базовыми нарушениями в развитии для детей с аутизмом, следовательно, основной задачей педагогов и психологов является своевременная дифференцированная диагностика и правильно организованное обучение таких детей навыкам социальной интеракции и развитие у них речи. В свою очередь, это поможет детям с нарушениями аутистического спектра в освоении навыков жизнедеятельности, что будет способствовать их более успешной социальной адаптации и полноценному функционированию в обществе.
1. Специальная педагогика: учебник для бакалавров. Под редакцией Л.В. Мардахаева, Е.А. Орловой. Москва, 2012: 179 - 193.
2. World Health Organization. International classification of functioning, disability, and health. Geneva, Switzerland: Author, 2001 6 - 21.
3. Bondy A.S., & Frost L.A. The picture-exchange communication system. Focus on Autistic Behavior. 1994; 9: 1 - 19.
4. Carr J.E., &Firth A.M. The Verbal Behavior approach to early and intensive behavioral intervention for autism: A Call for Additional Empirical Support. Journal of Early and Intensive Behavioral Intervention. 2005; 2 (1): 18 - 26.
5. Cooper J.O., Heron T.E., & Heward W.L. Applied Behavior Analysis. (2nd ed.). Upper Saddle River. NJ: Prentice Hall, 2007.
6. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. Москва, 2007.
7. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH. Перевод с английского Т. Клочко. Минск, 1997.
8. Эстербрук С., Эстербрук Р. Эффективные методы диагностики, обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями. Развитие личности. 2013; 3: 152 - 163.
References
1. Special'naya pedagogika: uchebnik dlya bakalavrov. Pod redakciej L.V. Mardahaeva, E.A. Orlovoj. Moskva, 2012: 179 - 193.
2. World Health Organization. International classification of functioning, disability, and health. Geneva, Switzerland: Author, 2001 6 - 21.
3. Bondy A.S., & Frost L.A. The picture-exchange communication system. Focus on Autistic Behavior. 1994; 9: 1 - 19.
4. Carr J.E., &Firth A.M. The Verbal Behavior approach to early and intensive behavioral intervention for autism: A Call for Additional Empirical Support. Journal of Early and Intensive Behavioral Intervention. 2005; 2 (1): 18 - 26.
5. Cooper J.O., Heron T.E., & Heward W.L. Applied Behavior Analysis. (2nd ed.). Upper Saddle River. NJ: Prentice Hall, 2007.
6. Morozova S.S. Autizm: korrekcionnaya rabota pri tyazhelyh i oslozhnennyh formah: posobie dlya uchitelya-defektologa. Moskva, 2007.
7. Shopler 'E., Lanzind M., Vaters L. Podderzhka autichnyh iotstayuschih vrazvitiidetej(0-6 let): sbornik uprazhnenij dlya specialistov i roditelej po programme TEACCH. Perevod s anglijskogo T. Klochko. Minsk, 1997.
8. 'Esterbruk S., 'Esterbruk R. 'Effektivnye metody diagnostiki, obucheniya i psihoterapii detej s autisticheskimi narusheniyami. Razvitie lichnosti. 2013; 3: 152 - 163.
Статья поступила в редакцию 25.03.16
УДК 37.013
Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Russia), E-mail: [email protected]
THE GENESIS OF THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF A PERSON IN FOREIGN PSYCHOLOGICAL THEORIES AND CONCEPTS. The article deals with different approaches to the definition of psychological security of a person starting from the psychoanalytic theory by Z. Freud to humanistic theories of a person in the theory by A. Maslow. The author concludes
that the psychological security of a person is largely determined by the individual perception of the surrounding reality and stressful factors in it. The different subjects in the same environment can experience a different degree of security. Thus the task of modern psychologists is to teach people to identify the true security threat, to teach people how to avoid or resist it. And at the same time, it is necessary to improve techniques that allow a person, on the contrary, not to overestimate the current dangers and not to limit my life a great number of restrictions that do not allow disclosing personal potential.
Key words: psychological security of a person, freudianism, healthy personality, pathological personality development.
Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, E-mail: [email protected]
ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ И КОНЦЕПЦИЯХ
В статье рассматривают различные подходы к определению психологической безопасность личности, начиная с психоаналитической теории З. Фрейда до гуманистических теорий личности, в частности, теории А. Маслоу. Автор делает вывод о том, что психологическая безопасность личности во многом определена особенностями индивидуального восприятия окружающей действительности и психотравмирующих факторов в ней. При этом различные субъекты в одной и той же среде могут переживать различную степень безопасности. Тем самым задача современных психологов - научить граждан выявлять истинную угрозу безопасности, научить человека избегать или противостоять ей. И в то же время необходимо совершенствовать методики, позволяющие человеку, наоборот, не переоценивать существующие опасности и не ограничивать свою жизнь большим количеством ограничений, не позволяющих полнее раскрыть личностный потенциал.
Ключевые слова: психологическая безопасность личности; фрейдизм, здоровая личность, паталогическое развитие личности.
Создание системы безопасности страны невозможно без учёта её психологической составляющей, обеспечения психологической защищённости человека. В современной психологической науке сформировалось направление - психология безопасности, в рамках которого выполняются теоретические и практические исследования.
Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия [1; 2].
Вместе с тем, представляет интерес процесс развития идей психологической безопасности личности в наиболее известных зарубежных теориях. Следует отметить, что в той или иной степени, личностный аспект проблемы безопасности затрагивался практически всеми основными психологическими школами XX века. Рассмотрим некоторые из них
Зигмунд Фрейд не занимался собственно проблемами личностной безопасности, но предложил объяснение её отдельным аспектам. Как известно, в своём учении З. Фрейд разделил личность на три части - Ид, Эго и Супер-Эго. При этом он считал, что подструктурой, которая призвана обеспечивать безопасность, здоровье и нормальную психическую деятельность личности, является Эго. В этой связи тревога играет
роль сигнала, который предупреждает Эго о надвигающейся опасности. Когда угроза для тела или для психики слишком велика, тревога вызывается усилением напряжения или неудовольствия [3].
З. Фрейд выделял три основные разновидности тревоги: реалистическую, невротическую и моральную (табл. 2).
Социокультурная теория личности К. Хорни строится на признании того, что для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Согласно К. Хорни потребность в безопасности является самой основной потребностью ребёнка. При этом ведущий мотив ребёнка - быть желанным любимым и защищённым от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности безопасности ребёнок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют по отношении к нему любовь и тепло, то удовлетворяют его потребность в безопасности. Тем самым создаются предпосылки для формирования здоровой личности. Но когда поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, создаются условия для патологического развития личности. В этом случае, чтобы справиться с чувством недостаточной безопасности, ребёнок вынужден прибегать к разным защитным стратегиям - невротическим потребностям или тенденциям. Они делятся на три категории:
Таблица 3
Невротические тенденции, как защитные стратегии в ответ на нарушение личной психологической безопасности
(по К. Хорни)
Ориентация на людей Ориентация от людей Ориентация против людей
Ребёнок, а впоследствии и выросший из него взрослый, чувствует себя в безопасности, только когда находится в окружении людей, которые оказывают ему психологическую поддержку Ребёнок чувствует себя в безопасности, минимально контактируя с людьми, особенно с чужими. Ребёнок занимает враждебную позицию по отношению к людям. Не ждёт от них ничего хорошего и с раннего возраста учится доверять только себе и надеяться только на себя.
Таблица 2
Виды тревоги, возникающей в ответ на угрозу нарушения психологической безопасности личности (по З. Фрейду)
Реалистическая тревога - Невротическая тревога Моральная тревога
Эмоциональный ответ на угрозу со стороны опасностей внешнего мира. После исчезновения опасности -стихает. Рассматривается как эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными в результате неспособности Эго контролировать инстинктивные побуждения, особенно сексуальные или агрессивные. Тревога в данном случае проистекает из страха сделать что-то ужасное, что повлечёт за собой тяжёлые отрицательные последствия Связана с возникновением эмоционального ответа на угрозу наказания со стороны Супер-Эго, отражающего моральный кодекс индивидуума. Моральная тревога возникает тогда, когда Ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей и действий, а Супер-Эго отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения.
ориентация против людей, ориентация на людей, ориентация от людей и (табл. 3).
Согласно теории Э. Эриксона, начальный этап становления идентичности человека связан с формированием у него чувства безопасности в отношении к окружающему миру, которое проявляется в базовом доверии к нему. Э. Эриксон пришёл к выводу, что если у ребёнка сформировалось базовое недоверие, зависимость, то ему лучше оставаться в русле заданного пути развития от рождения. Развитие инициативы, активности может оказаться губительным для личности, разрушая её безопасность, в то время как неуверенность в своих силах поможет найти наиболее адекватный стиль поведения и жизни [4]. Большое внимание Э. Эриксон придавал сохранению внешней стабильности системы, в которой живёт человек, т. к. её изменение, согласно воззрениям учёного, влечёт потерю социальных ориентиров, норм и ценностей, тем самым нарушая ее безопасность.
А.Г. Маслоу, основоположник теории мотивации, внёсший наиболее значительный вклад в разработку основ психологической теории безопасности личности, к потребностям безопасности и защиты, занимающим, в его трактовке, второй уровень в структуре потребностей человека, относил потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях. Удовлетворение этих потребностей, по мнению автора, обязательно влечёт за собой улучшение состояния здоровья человека. Таким образом, можно отметить, что в целом, эти потребности отражают заинтересованность человека в долговременном выживании.
Маленькие дети, согласно теории А. Маслоу, наиболее эффективно функционируют в семье, где более или менее установлен режим дня и соблюдается дисциплина. Если этого в семье не будет, то ребёнок не будет чувствовать себя в безопасности. При этом он становится агрессивным, недоверчивым, тревожным.
Потребности безопасности и защиты также в большой мере влияют и на поведение людей, вышедших из детского возраста. Предпочтение надёжной работы с высоким заработком, в компании, предоставляющей своим работникам социальные гарантии,
Библиографический список
попытки откладывать деньги на «черный день», создание сберегательных счетов, приобретение страховки (например, медицинской или по безработице) можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные потребностью в безопасности. В какой-то мере система религиозных или философских убеждений позволяет человеку организовать свой мир и окружающих людей в единое целое, наполненное смыслом целое, таким образом, давая ему возможность чувствовать себя «в безопасности».
А. Маслоу указывал, что определённые типы невротических взрослых людей в основном мотивированы поиском безопасности. Невротик воспринимает мир как опасный, угрожающий, враждебный. Потребность в безопасности больного неврозом часто находит специфическое выражение в поиске защитника, сильной личности, «на которую он мог бы положиться, которой он мог бы полностью довериться или даже подчиниться» [5, с. 85].
Таким образом, независимо от различных психологических теорий, имеющих какие-то свои акценты и нюансы, в целом можно сказать, что все сходятся в том, что психологическая безопасность личности проявляется в её способности сохранять устойчивость в среде с определёнными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. При этом психологическая безопасность личности отражается в её переживаниях - защищённости или незащищённости в конкретной жизненной ситуации. Психологическая безопасность личности во многом определена особенностями индивидуального восприятия окружающей действительности и психотравмирующих факторов в ней. При этом различные субъекты в одной и той же среде могут переживать различную степень безопасности. Тем самым задача современных психологов - научить граждан выявлять истинную угрозу безопасности, научить человека избегать или противостоять ей. И в то же время необходимо совершенствовать методики, позволяющие человеку, наоборот, не переоценивать существующие опасности и не ограничивать свою жизнь большим количеством ограничений, не позволяющих полнее раскрыть личностный потенциал.
1. Психологическая безопасность личности в зарубежных теориях личности. Available at: http://1aya.ru/referat6/textbook-10660.php
2. Психологическая безопасность: учебное пособие. В.П. Соломин, Л.А. Михайлов, Т.В. Малинова, О.В. Шатров. Москва, 2010.
3. Фрейд З. Лекции по психоанализу. Москва, 1999.
4. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. Санкт-Петербург, 1998.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, 2007.
References
1. Psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti v zarubezhnyh teoriyah lichnosti. Available at: http://1aya.ru/referat6/textbook-10660.php
2. Psihologicheskaya bezopasnost': uchebnoe posobie. V.P. Solomin, L.A. Mihajlov, T.V. Malinova, O.V. Shatrov. Moskva, 2010.
3. Frejd Z. Lekciipo psihoanalizu. Moskva, 1999.
4. Shul'c D.P., Shul'c S.'E. Istoriya sovremennojpsihologii. Sankt-Peterburg, 1998.
5. H'ell L., Zigler D. Teoriilichnosti. Sankt-Peterburg, 2007.
Статья поступила в редакцию 04.04.16
УДК 88.4
Pilyugina E.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Stavropol State Teacher Training College (Zheleznovodsk,
Russia), E-mail: [email protected]
Taranenko O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Caucasian Federal University (Pyatigorsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Prozorova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), North Caucasian Federal University (Pyatigorsk, Russia),
E-mail: [email protected]
SPECIFICS OF THE DIAGNOSTIC TESTING OF THE SELF-ASSESSMENT AS MECHANISM OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE STUDENT-MIGRANT IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article reveals a system of experimental work, directed to formation of self-assessment as a factor of social and psychological adaptation of students-migrants, with the purpose to show the specifics of diagnostics of a mental state, level of social and psychological adaptedness of students during the change of a habitual social situation of activity. For this purpose the authors use psychological methods of poll, questioning, supervision and conversations. The analysis of the data obtained as a result of preliminary poll showed that one of psychological difficulties at students-migrants is existence of an inadequate self-assessment, formation of which can improve adaptation opportunities of first-year students. Proceeding from it, in article indicators of social and psychological adaptation and self-assessment of the identity of the student-migrant are allocated. For research of the allocated parameters a number of techniques which can be used at diagnostics of social and psychological adaptation are offered. The level characteristic of self-assessment and social and psychological adaptation are defined by means of comparative data of a total level of social and psychological adaptation of students-migrants of control and experimental groups at the stating experiment stage. The presented material allows drawing a conclusion that the complex diagnostics directed on studying of key parameters of social and psychological adaptation and self-assessment of students-migrants allows to define dynamics of formation of a self-assessment as