УДК 159.9.072
DOЫ0.23888/humJ20m21-47 © Кулина Д.Г., Яковлева Н.В., 2017
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. В статье представлены результаты научных исследований о проблеме родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра. Подчёркнуто, что родительское отношение как объект психологических исследований включает в себя одновременно сочетание когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Описаны клинико-психологические особенности детей с РАС, которые обуславливают специфику родительского отношения.
Ключевые слова: родительское отношение, ребёнок, психическое, физическое и социальное развитие, расстройства аутисти-ческого спектра, семья, принятие, отвержение.
© Kulina D.G., Yakovleva N.V.,
2017
PARENTAL ATTITUDE TOWARD CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS
Abstract. The article presents the results of research about the problem of parental attitude toward children with autism spectrum disorders. It stressed that the parental attitude as an object of psychological research includes both a combination of cognitive, emotional and behavioral components. We describe the clinical and psychological characteristics of children with ASD that determine the specificity of the parental attitude.
Key words: parental attitude, child, mental, physical and social development, autism spectrum disorders, family, acceptance, rejection.
В медицинской литературе и научных статьях нередко можно встретить статистические данные об увеличении количества детей с расстройствами аутисти-ческого спектра. По материалам международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута» (г. Москва, 2-4 июня 2014 г.) в одном из 68 случаев ребёнок рождается аутичным.
Об увеличении, расширении программ государственной помощи детям с особыми потребностями, о введении инклюзивного образования для детей-аутистов говорят психологи, психиатры, дефектологи, логопеды и представители других смежных профессий. И первое, и второе предполагает не только непосредственную работу с ребёнком с нарушениями психического развития, но и включение его близкого окружения в процесс диагностики и лечения, реабилитации и адаптации. Родители становятся партнёром и для ребёнка, и для специалиста, осуществляющего профессиональную деятельность. Понимание микросоциального (в том числе психологического) контекста, в котором живут аутичные дети, способствует поиску наиболее благоприятного пути психического, физического и социального развития ребёнка.
Впервые значимость родительского отношения в жизни детей была показана в рамках психоаналитического подхода. Согласно классическому психоанализу, особенности личности зависят, главным образом, от детских переживаний и либидо. Мать, являясь первым источником сексуального влечения для ребёнка, уже с самого раннего его возраста испытывает к нему какие-то чувства, имеет некоторое представление о нём и ведёт себя определённым образом [26]. Всё это и составляет родительское отношение, однако, определение этому понятию в рамках психоанализа дано не было.
Исследователи психоаналитического направления указывают, что в целях благополучного социального и психического развития ребёнка необходимо его отдаление от родителей. Об этом позже пишут Э. Эриксон и современные исследователи родительского отношения (Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, 2005; И.А.
Аликин, Н.В. Лукьянченко, 2012 и др.) [4, 25]. В работах подтверждено, что родительское отношение изменчиво и зависит от возраста ребёнка.
Авторы выделяют не только динамику родительского отношения, но и различия между материнским и отцовским отношением к ребёнку. Э. Фромм описывает их как «привязанность к матери» и «привязанность к отцу». Привязанность вызвана родительской любовью. Материнская любовь, с точки зрения Э. Фромма, безусловна и не требует какой-либо «выплаты» в дальнейшем. Тогда как любовь и отношение отца нужно заслужить, они требуют от ребёнка оправданий надежд и исполнения желаний отца [27]. К настоящему времени существует немало работ о материнском отношении, и лишь в единичных случаях авторы исследуют отношение к ребёнку отца, что становится важным шагом на пути к более глубокому пониманию детско-родительских отношений.
Е.О. Смирнова и М.В. Соколова продолжают идею Э. Фромма. Они пишут: «Родительское отношение включает... безусловное принятие и объективную оценку ребёнка» [25]. Авторы находят двойственность родительского отношения и признают важными обе названные характеристики.
Если Э. Фромм пишет о безусловном принятии родителями ребёнка, то К.Н. Белогай и И.С. Морозова большее внимание уделяют оценочному компоненту родительского отношения. Они понимают родительскую оценку в широком смысле, не только как реакции и действия в отношении ребёнка, но и как понимание собственной воспитательной роли, переживание соответствия представлений о своих обязанностях и тем, каким образом они реализуются в действительности. Авторы определяют родительское отношение как «избирательную в эмоциональном и оценочном плане связь родителя с ребёнком, выражающуюся в действиях, реакциях и переживаниях» [5].
Более близкое к современным представлениям понимание родительского отношения можно обнаружить в работах основателя индивидуальной психологии А. Адлера. Специфику детско-родительских отношений определяют сотрудничество
родителей и ребёнка, в том числе принятие ответственности каждой из сторон взаимодействия. А. Адлер одним из первых обнаружил связь между типом родительского отношения и наличием нарушений психического развития у ребёнка
[9].
Р. Дрейкурс также указывает, что для обеспечения гармоничного развития ребёнка необходимо понимать его внутренний мир (переживания, мысли и специфику поведения), уважать его индивидуально-личностные особенности и стремиться к поддержанию оптимального способа взаимодействия [11]. Удовлетворяя потребности ребёнка, обеспечивая его защиту и безопасность, родители направляют его физическое, психическое и социальное развитие.
Плодотворной для раскрытия содержания понятия «отношение» является идея отечественного психолога В.Н. Мясищева о трёхкомпонентной его структуре. Он выделяет когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты отношения [20]. Эту же модель можно применить и для родительского отношения. Специфика восприятия ребёнка, представление о нём, его образ составляют когнитивный компонент родительского отношения. Эмоциональная составляющая проявляется в спектре разнообразных чувств и эмоциональных реакций по отношению к ребёнку. Тип воспитания, специфика общения с ребёнком, поведенческие стереотипы относятся к поведенческому компоненту [8, 9].
«Родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребёнком, особенностей восприятия и понимания характера ребёнка, его поступков,» - такое обобщённое определение искомому понятию приводит отечественный исследователь А.Я. Варга [9]. Она предлагает выделять три структурные единицы родительского отношения, каждая из которых включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющую: 1) интегральное принятие или отвержение; 2) межличностная дистанция, проявляющаяся в степени близости; 3) форма и направление контроля над поведением. Сравнивая родительское отноше-
ние в разных семьях, А.Я. Варга обнаружила, что преобладание того или иного компонента вызывает разные искажения родительского отношения. Всего она выделяет четыре типа таких искажений: принимающе-авторитарное; отвергающее с инфантилизацией и социальной инвалидизацией; симбиотическое и симбиотиче-ски-авторитарное отношение [9].
Для анализа родительского отношения необходимо изучить наиболее характерные для исследуемой личности стили воспитания ребёнка и построить соответствующий профиль родительского поведения. Только так, по определению Е.О. Смирновой и М.В. Соколовой, можно изучить разнообразие стилей воспитания и типов родительского отношения, в той или иной степени зависимых от внешних обстоятельств и условий социальной среды [25].
По результатам психологических исследований, ключевыми признаками родительского отношения является принятие или отвержение ребёнка и наличие гиперопеки или гипоопеки в семье [8]. При этом принятие-отвержение ребёнка, также как и родительское отношение в целом, рассматривается авторами как совокупность его когнитивных, эмоциональных и поведенческих проявлений. В работах было обнаружено, что принятие или отвержение ребёнка связано с разными личностными особенностями родителей. К таким особенностям относятся гибкость или прямолинейность, независимость или подчинённость родителя, его податливость или жестокость. Т.И. Бонкало указывает, что эмоциональное отвержение взаимосвязано также с образом ребёнка и характером взаимодействия с ним (например, требовательность родителей, доверие к ребёнку, разделение его мнения и интересов и др.) [8].
Значимость принятия ребёнка показана и в классификациях родительского отношения. В отечественной науке наиболее известной типологией родительского отношения является классификация Э.Г. Эйдемиллера. Он изучал влияние родительского отношения на развитие невроза, неврозоподобного состояния, психопатии, акцентуации характера у подростка и выявил шесть типов неблагополучного
воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение и безнадзорность [9].
А. Роу и М. Сайгельман отмечают, что эмоциональное отвержение наиболее отрицательно сказывается на психическом развитии ребёнка. Они выделяют шесть типов родительского отношения, два из которых благоприятно влияют на развитие ребёнка, а другие четыре - отрицательно. Эти типы следующие: устойчивость, активная любовь, отвержение, безразличие, гиперопека и сверхтребовательность. Б. Суран и Р. Риззо подчёркивают, что указанное авторами эмоциональное отвержение может способствовать гиперпротекции, возникающей чаще на основе чувства вины за неосознанное отвержение ребёнка [9].
Таким образом, в научных психологических исследованиях родительское отношение рассматривается как варианты взаимодействия родителя с ребёнком, эмоциональные реакции, чувства и переживания о ребёнке, характер представлений о нём или сочетание всего вышеперечисленного. Оно представляет собой результат одновременной взаимосвязи когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих и описывается как важный фактор психического, а также социального и физического развития ребёнка. Родительское отношение к ребёнку формирует его самосознание и специфику восприятия окружающего, в дальнейшем оказывает существенное влияние на характер взаимодействия с окружающими.
Оно многофакторное и определяется личностью родителя, семейными традициями и культурой, условиями раннего контакта с ребёнком, а также его индивидуально-психологическими особенностями. Наличие у ребёнка расстройства ау-тистического спектра является таким фактором и определяет особенности родительского отношения.
Согласно определению ВОЗ, расстройства аутистического спектра (РАС) -это группа заболеваний, «которые возникают в раннем детстве... характеризуют-
ся наличием нарушений развития в том, что касается социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченности круга деятельности и интересов, сопровождающихся или не сопровождающихся ограниченными интеллектуальными возможностями и речевыми затруднениями...» [2].
Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, расстройства аутистического спектра относятся к классу общих расстройств психологического развития. Характерной чертой для этой группы заболеваний называют два критерия. Первый из них - наличие качественных отклонений в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности. Второй критерий - ограниченные, стереотипные, повторяющиеся интересы и действия [1].
В зависимости от особенностей проявления названных признаков заболевания и их сочетания с другими симптомами можно говорить о таких расстройствах аутистического спектра, как детский аутизм (аутистическое расстройство по DSM-V), расстройство (синдром) Ретта, другое дезинтегративное расстройство детского возраста, расстройство (синдром) Аспергера и атипичный аутизм (по DSM-V этому классу расстройств больше всего соответствует первазивное расстройство развития неуточнённое).
Первым из описанных синдромов является дезинтегративное расстройство детского возраста. Т. Геллер обратил внимание на то, что в редких случаях без всяких на то причин ребёнок полностью утрачивает приобретённые ранее навыки, которые невозможно восстановить в полном объёме. В течение нескольких лет жизни ребёнок с дезинтегративным расстройством детского возраста развивается согласно возрастным нормативам. В 3-4 года начинается выраженная стойкая регрессия навыков [10, 34]. Отмечается отсутствие интереса к другим людям и стереотипии, что объединяет дезинтегративное расстройство детского возраста и аутизм в одну группу заболеваний.
Собственно аутизм был описан Л. Каннером в 1943 году. Главной особенностью исследуемых детей было то, что они не проявляли интереса к окружающим
людям, у них отмечались стремление к однообразию или «сопротивление переменам» и разнообразные нарушения речи (роботоподобная речь, эхолалии, первер-зия местоимений, буквальность в использовании слов и др.) [7, 24, 31]. Автор выделяет следующие клинические признаки детского аутизма: «крайнее артистическое одиночество»; непреодолимое навязчивое стремление к постоянству; хорошие когнитивные задатки и «прекрасная механическая память»; отсроченные эхолалии, речь не направлена на коммуникацию; гиперчувствительность к сенсорным воздействиям; ограниченность репертуара спонтанной активности; сверхсосредоточенность на определённых объектах и ловкие моторные действия с ними. Недостаточность в установлении эмоционального контакта с окружающими у ребёнка с аутистическим расстройством признаётся врождённой.
Более полно неспособность к установлению аффективного контакта описывают О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина и др. Они указывают на разные формы возникающих у ребёнка трудностей: недостаток сопереживания, непонимание чувств, намерений других людей и эмоционального подтекста ситуации, безразличие к людям («экстремальное одиночество»), гиперчувствительность, тормозимость в контактах, непереносимость взгляда, голоса и прикосновения [12].
Годом позже было описано другое расстройство - синдром Аспергера, названное так в честь студента, который в своей статье привёл анализ нескольких случаев выраженных социальных проблем у мальчиков [7, 10, 24, 31, 34]. Автор называет их «маленькими профессорами» и отмечает у них склонность к интеллектуализации. Они неуклюжи, неловки и обладают интенсивными обособленными интересами, препятствующими развитию навыков иных видов деятельности.
Синдром Ретта был определён в 1966 году [34]. Автор работы - А. Ретт -описывает несколько женщин с необычным типом развития. Родились они без патологии и нормально развивались первые месяцы жизни. После наблюдается за-
медление роста головы и утрата приобретённых навыков. С течением времени они теряют способность целенаправленно двигать руками, не проявляют интереса к другим людям. Для них характерны необычные симптомы в виде «мытья» и за-ламывания рук, задержки дыхания и глотания воздуха. Появляются припадки, проблемы с ходьбой и осанкой (сколиоз). Отмечается тяжёлая умственная неполноценность [7, 10].
Чаще всего встречаются ситуации, когда у ребёнка отмечаются отдельные признаки названных расстройств, но симптомы не соответствуют диагностическим критериям (поздний возраст начала заболевания, отсутствие всех необходимых и достаточных признаков). Речь идёт об атипичном аутизме (неуточнённом первазивном расстройстве развития). Как правило, у ребёнка одновременно можно диагностировать нарушения в социальной сфере и трудности в коммуникации, игре или нарушения поведения, характеризующиеся ограниченностью, монотонностью, наличием стереотипий и проявляющиеся после трехлетнего возраста [1, 10].
Таким образом, общим для заболеваний изучаемой группы расстройств является нарушение коммуникации и социального взаимодействия, что, по определению К.С. Лебединской, приводит к нарушениям психического развития ребёнка и адаптации в социальной среде [23]. Ребёнок не стремится к установлению межличностного контакта и не играет со сверстниками, он агрессивен и одновременно многого боится, не использует функциональное назначение предметов, его поведение стереотипно и однообразно [17, 23, 24, 22, 32]. Как правило, первое, на что обращают внимание родители, - речевые нарушения: ребёнок поздно начинает говорить, бессмысленно повторяет услышанное и не реагирует на собственное имя.
При взаимодействии с аутичным ребёнком может создаваться впечатление, что он живёт сам по себе, безразличен к окружающим и не замечает рядом с собой другого. Однако это не совсем так. Ребёнок с расстройством аутистического
спектра может реагировать тревогой, страхом и агрессией (иногда аутоагрессией) при попытках взрослого обратить на себя внимание и установить контакт. Наиболее остро реакция проявляется при попытке установить с ним телесный контакт. Аутичный ребёнок активно избегает взгляда в глаза, его взгляд испуганный и одновременно застывший, он смотрит словно «мимо» [22, 23, 29, 32].
Для детей с расстройством аутистического спектра общение с другими не представляет интереса, они увлекаются предметами и подолгу могут заниматься одной и той же деятельностью (например, бесцельно передвигать какой-либо предмет, завороженно наблюдать, как что-то падает, крутиться или льётся и т.д.) [22].
Отношение к близким, чаще всего безразлично для ребёнка, он не проявляет эмоциональной реакции на их присутствие или отсутствие. В раннем возрасте у таких детей отмечается задержка узнавания матери [23]. У них нет движения навстречу и позы готовности, когда их берут на руки, поздно появляется социальная улыбка. Встречается другой тип развития, когда даже кратковременное отсутствие матери вызывает сильное беспокойство, ребёнок не переносит разлуку. Н.В. Коробенко отмечает, что речь идёт не о разных типах реагирования, а о смене эмоционального безразличия сверхпривязанностью, «слитностью» с матерью или, в редких случаях, другим членом семьи.
Игра также не увлекает аутичного ребёнка. Он подолгу рассматривает игрушку, выполняет одни и те же элементарные действия с ней, не создавая при этом сюжета и смысла игры. Он может быть рядом с другими детьми, подолгу смотреть за их деятельностью и интересоваться при этом исключительно самими действиями [23]. Правила аутичный ребёнок не усваивает, что ещё больше изолирует его в среде сверстников.
Ослабление или отсутствие способности к целенаправленной деятельности, сужение круга интересов у детей с расстройствами аутистического спектра сопровождается наличием потребности в сохранении постоянства и неизменности ок-
ружающих предметов. Смена режима дня, выбор иного маршрута вызывают сильные негативные переживания у ребёнка. В крайних вариантах он выбирает пищу одного вида и одного и того же цвета. Ребёнок стремится к тому, чтобы всё было так, как он воспринял это впервые [22].
Аутичные дети имеют ритуалы, которые обязательны для исполнения. Их действия отличаются множеством стереотипий, особенно часто проявляющихся в стрессовых ситуациях (ряд авторов указывают, что речь идёт не о стереотипиях как таковых, а о способах аутостимуляции таких детей). Так, ребёнок может раскачиваться, стучать, свистеть, биться головой, бегать по кругу и др. [22, 29].
Наряду с описанными особенностями детей с расстройствами аутистического спектра можно говорить и о специфике их речевого развития. В первую очередь у ребёнка страдает коммуникативная функция речи. Мелодичность речи, модуляция голоса, как правило, отсутствуют. Говорит он очень быстро или медленно, по слогам, без использования сопроводительных жестов. Ребёнок долго не умеет говорить о себе в первом лице и не реагирует на своё имя. Он не задаёт прямых вопросов или несколько раз задаёт один и тот же вопрос, ответ на который знает сам. Часто повторяет услышанные ранее фразы и выражения, а также придумывает новые, несуществующие слова [17, 22, 23, 24].
Родителей беспокоит и другая особенность их детей. Ребёнок с расстройством аутистического спектра не способен правильно понимать эмоциональное состояние другого. Нередко негативно окрашенные эмоции близкого человека вызывают улыбку на лице аутичного ребёнка, что представляет собой неадекватный тип реакции и отражает снижение возможности к эмпатии и сопереживанию [24, 31].
Иногда неадекватным также является поведение детей с расстройствами ау-тистического спектра в общественных местах. Ребёнок может падать на землю, хватать чужие предметы и подолгу кричать. У него снижено чувство самосохранения - ребёнок выбегает на дорогу, заходит в воду на большую глубину, прыгает
с высоких предметов [23]. Подобное поведение вызывает эмоциональное напряжение, тревогу у родителей и впоследствии страх, что такие реакции повторятся снова.
Нарушения и неадекватность поведения понимают и осознают не только родители и специалисты, но и сами дети с расстройством аутистического спектра. С.С. Мнухин и В.И. Гарбузов указывают, что это приводит к появлению невротических симптомов у ребёнка [17]. Помимо длительной невротизации для аутич-ных детей характерны множественные страхи и фобии [22]. Они не боятся реальных опасностей и, вместе с тем, боятся одиночества, высоты, ярких предметов (контрастные цвета одежды, блестящие предметы) и приборов, издающих шум (пылесос, фен, например). В некоторых случаях страх приобретает неадекватный характер, ребёнок боится своей тени, предметов какой-либо формы (например, круглых), одежды определённого вида (например, брюк). При необычайно сильных переживаниях страха у аутичных детей могут быть реакции агрессии (в том числе генерализованной) и аутоагрессии, что негативно влияет на взаимоотношения ребёнка с окружающими [24, 29].
Таким образом, расстройства аутистического спектра - это группа заболеваний, характеризующихся наличием отклонений в социальных взаимодействиях, общении и поведении, ограниченных, стереотипных, повторяющихся интересах и отсутствием или снижением возможности к целенаправленной деятельности. Ребёнок не проявляет внимания и интереса к матери, другому близкому человеку, не поддерживает зрительный контакт, уходит от взаимодействия - всё это определяет то, каким станет и каким является отношение родителя к ребёнку.
Нередко аутичный ребёнок - единственный ребёнок в семье. Родители поздно замечают наличие отклонений в его развитии и особенно остро реагируют на постановку диагноза. В отличие от родителей, имеющих детей с другими заболеваниями, родителям аутичного ребёнка требуется больше времени на то, чтобы принять его диагноз. Для принятия родителем слабослышащего или слабовидя-
щего ребёнка требуется несколько месяцев, ребёнка с диагнозом ДЦП - около двух лет, тогда как для принятия аутичного ребёнка - три-пять лет (Т.В. Кондратьева) [16].
Согласно классификации В.В. Лебединского, расстройства аутистического спектра относятся к группе искаженного дизонтогенеза. Для данной группы нарушений характерна наиболее выраженная асинхрония развития [17]. Родители наблюдают одновременно и общее недоразвитие, задержанное развитие ребёнка, и ускоренное развитие отдельных психических функций. Они не всегда при высоких, например, способностях к запоминанию телефонных номеров могут принять неспособность ребёнка к самообслуживанию. Вероятно, им трудно создать адекватный образ ребёнка и представление об имеющемся расстройстве, полностью соответствующее действительности. Нередко они сталкиваются с неточностью и неопределённостью диагноза, противоречиями во мнениях специалиста об особенностях и прогнозах развития ребёнка [28]. Для родителей характерно состояние отчаяния, беспомощности и безысходности.
Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина пишут также, что у них часто можно обнаружить низкую самооценку и тревожные опасения за то, является ли заболевание наследственным. Родители чувствуют подавленность и растерянность. Они отказываются от собственных интересов и потребностей во имя ребёнка [18, 31].
Важно выделить и ещё один фактор, определяющий тип взаимоотношений в семье: как функционирует семья в социальной среде, находят ли родители поддержку и понимание со стороны других людей [32, 33]. Как правило, окружающие не знают о проблемах особых детей в целом и специфике расстройств аути-стического спектра в частности и осуждают родителей, когда поведение аутично-го ребёнка оказывается непредсказуемым. Это создаёт стрессовую ситуацию для родителей [30]. Кто-то из них защищается, пытаясь как-то объяснить поведение своего ребёнка, тогда как другие родители молчат или просто отходят в сторону, избегают вопросов других людей [14, 15, 22]. Некоторые родители стремятся ус-
корить развитие ребёнка, что предполагает стремление родителя к адаптации ребёнка в окружающей социальной среде [35].
Стоит заметить, что представленные данные соответствуют выделению когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих родительского отношения. В большинстве своём исследователи изучают эмоциональное родительское отношение к ребёнку с расстройствами аутистического спектра.
А.А. Нестерова и Н.А. Ковалевская в своём исследовании обнаружили, что у матерей аутичных детей достоверно чаще наблюдается отвержение и эмоциональное непринятие ребёнка. В таких семьях больше контролирующих форм взаимодействия, что может служить проявлением тревоги родителя за социальное положение ребёнка, желанием воспитать ребёнка с «социально-приемлемыми» формами поведения или же обратное - как способ выражения отвержения, непринятия и других негативных чувств к ребёнку [21].
Похожее определение межличностных взаимоотношений в семье аутичного ребёнка можно найти в работах Б. Беттельхейма. Он связывает аутизм с эмоциональным холодом, скрытой враждебностью матери и отсутствием, слабостью отца [6]. Авторы критикуют такой подход и признают мнение Б. Беттельхейма устаревшим (причиной критики является также его предложение изолировать ребёнка от родителей, не включать родителей в психотерапевтический процесс). Однако сам Б. Беттельхейм пишет, что зависимость и взаимосвязь между родительским отношением и расстройствами аутистического спектра не является прямолинейной. Аутизм возникает на основе эмоциональной реакции ребёнка на материнское и отцовское отношение [28]. Тем не менее, авторы едины в одном: в семье детей с расстройствами аутистического спектра достоверно чаще можно обнаружить эмоционально негативное отношение к ребёнку, его непринятие и сверхконтроль [28, 30, 36], что обусловлено и тем, какие представления о ребёнке с расстройствами аутистического спектра есть у родителя.
Одни родители концентрируются лишь на недостатках ребёнка, его негативных особенностях. Они не верят в его способности, приписывают ему личностную и социальную несостоятельность, недооценивают его реальные успехи и достижения. Такие родители могут быть вспыльчивы и, вместе с тем, подозрительны и осторожны. Они не замечают критику в свой адрес со стороны других людей [18, 19]. Помимо того, в семье аутичного ребёнка наблюдается исключительная односторонность коммуникативного процесса, родители не чувствуют взаимности в отношениях с ребёнком [31]. Они его стыдятся, избегают посещать с ребёнком общественные места, не ходят на детские праздники. У них, как правило, выявляется скрытое эмоциональное отвержение ребёнка, стремление дистанцироваться от процесса семейного воспитания.
Другие родители, наоборот, словно не замечают недостатки ребёнка и преувеличивают его возможности, они отрицают сам факт наличия заболевания [18]. Есть и третий вариант развития представлений о ребёнке с расстройствами аути-стического спектра, когда в представлении родителя ребёнок выглядит неловким, болезненным и неспособным справиться с жизненными трудностями [18, 19]. Родители не верят в возможности и способности своего ребёнка. Они находятся в симбиотических отношениях с ним, избегают конфликтов и ссор с ребёнком, и внешне может казаться, что уделяют повышенное внимание его развитию и воспитанию.
В.И. Морозова пишет, что каждый из таких трёх типов родительского отношения представляет собой искажение, нарушение родительского отношения [18,
19].
Таким образом, когнитивный компонент родительского отношения определяет поведение родителя, особенности его взаимодействия с ребёнком. До сих пор нет более полных данных, чем мы представили выше. Авторы нечасто исследуют и описывают специфику родительского отношения к детям с расстройствами ау-
тистического спектра и одновременно есть работы о факторах, его определяющих.
Л.С. Печникова описывает, что количество детей в семье и порядок их рождения оказывает влияние на наличие или отсутствие у родителей эмоционального отвержения [13]. Наличие второго ребёнка в семье достоверно чаще сопровождается эмоциональным отвержением аутичного ребёнка. Значимо реже отвержение наблюдается в семьях, где аутичный ребёнок старший и становится характерным для каждой семьи, где ребёнок с расстройствами аутистического спектра младший. Скорее всего, речь идёт о компенсаторных механизмах. После рождения второго здорового ребёнка повышается самооценка родителей, появляется уверенность в себе и снижается чувство вины, уменьшаются тревожные опасения за наследственность заболевания.
Авторы указывают, что формы родительского отношения к ребёнку различаются и в зависимости от его пола. К мальчикам предъявляются более жёсткие требования, более строгие наказания. Дочерей родители принимают чаще, чаще жалеют и не прибегают к наказанию [21, 37]. Однако, согласно медицинской статистике, расстройства аутистического спектра чаще встречаются у мальчиков. Скорее всего, нельзя однозначно утверждать о том, что пол ребёнка определяет специфику родительского отношения к нему, пока не проведены достаточные и необходимые научные исследования.
Отечественные [12, 22] и зарубежные исследователи [36, 37] отмечают, что не только индивидуально-психологические особенности аутичного ребёнка определяют родительское отношение, но и особенности самого родителя. Так, в исследованиях обнаружено, что мать и отец (в зависимости от исполняемой ими социальной роли в семье) по-разному относятся к ребёнку с расстройствами аути-стического спектра. В связи с аффективными нарушениями у аутичного ребёнка, отсутствием у него положительных эмоций в ответ на заботу и тёплое отношение, для родителя, кто уделяет больше внимания ребёнку (чаще всего для матери), ха-
рактерны проявления тревоги, раздражительности, депрессии и эмоционального истощения. Матери детей с расстройствами аутистического спектра достоверно чаще имеют низкую самооценку, они не удовлетворены своей семейной ролью [31, 33, 36].
Другой родитель, как правило отец, испытывает чувство вины и разочарование. Он обеспокоен загруженностью супруги/супруга и не удовлетворён её/его семейной ролью. Такой родитель либо уходит из семьи (аутичный ребёнок нередко развивается в неполной семье), либо обеспечивает материальный достаток семьи, уделяя меньше внимания процессу воспитания ребёнка [14, 15, 30, 36]. Большую часть времени он проводит на работе. Отечественные авторы предполагают, что таким способом родитель пытается избежать эмоциональной напряжённости, тревоги перед воспитанием ребёнка [11, 22]. Близкое объяснение такому поведению приводят и зарубежные исследователи. Они пишут о наличии у родителя чувства вины, которое парализует родителя, лишает его возможности непосредственного взаимодействия с ребёнком [31, 33].
Таким образом, родительское отношение - это способ или способы взаимодействия родителя с ребёнком, эмоциональные реакции, чувства, переживания о ребёнке и характер представлений о нём. Оно является важным фактором психического, социального и физического развития ребёнка и может способствовать как гармоничному развитию его личности, так и патологическому.
Наличие отклонений в социальных взаимодействиях, общении и поведении, ограниченных, стереотипных, повторяющихся интересов и отсутствие или снижение возможности к целенаправленной деятельности вызывают специфические изменения как в поведении родителя с ребёнком, так и в его эмоциональном отношении, формировании образа ребёнка и родительских установок по вопросу его воспитания.
Принятие или отвержение родителем диагноза ребёнка, количество и порядок рождения детей в семье также влияет на родительское отношение. И если од-
ни родители аутичных детей концентрируются на недостатках ребёнка, тех или иных симптомах расстройства, то другие словно не замечают отклонений развития и специфических потребностей ребёнка, преувеличивают его возможности, тогда как третьи концентрируются на недостатках ребёнка и в то же время находятся в симбиотических отношениях с ним.
Для того чтобы изучить специфику родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра, необходимо исследовать все три компонента родительского отношения одновременно (характер взамоотношений с аутич-ным ребёнком, составляющих поведенческий компонент родительского отношения; переживания и чувства - эмоциональный компонент; родительские установки, образ ребёнка - когнитивный компонент родительского отношения).
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр: в 3 т. / под ред. В.К. Овчарова, М.В. Максимовой; пер. с англ. М.В. Максимовой, С.К. Чемякиной, Л.Ю. Сафроновой. -Женева, 1995. - Т.1. - 697 с.
2. Шестьдесят седьмая сессия Всемирной Ассамблеи здравоохранения [Электронный ресурс]. - Женева, 2014. - 274 с. - Режим доступа: www.who.int/gb/ebwha/pdf й^^НА67-КЕС1/А67 2014 ЯБС1-ги^^иа^ (дата обращения: 10.09.2016).
3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М.: Класс, 2004. - 208 с.
4. Аликин И.А. Нормативная динамика родительского отношения в современном обществе: возрастной и гендерный аспекты / И.А. Аликин, Н.В. Лукьян-ченко // Вестник КГПУ им В.П. Астафьева. - 2012. - № 4 (22). - С. 228-234.
5. Белогай К.Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения / К.Н. Белогай, И.С. Морозова // Психологическая наука и образование. -2008. - № 4. - С. 12-23.
6. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Б. Бет-тедбхейм; пер. с англ. Б. Орлова. - 2-е изд. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2013. - 480 с.
7. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме / О.Б. Богдашина; под. ред. Е.А. Черенёвой. - Красноярск: Международный институт аутизма КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. - 200 с.
8. Бонкало Т.И. Механизмы формирования эмоционального отвержения ребёнка в функционально дееспособной семье / Т.И. Бонкало // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - № 4 (4). - С. 913-919.
9. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Я. Варга; РГБ. - М., 2002. - 206 с.
10. Волкмар Ф.Р. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 1 / Ф.Р. Волкмар, Л.А. Вайзнер; пер. с англ. Б. Зуева, А. Че-чина, И. Дергачева и др. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 224 с.
11. Высотина Т.Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Т.Н. Высотина. - СПб., 2013. - 22 с.
12. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская [и др.]. - М.: Теревинф, 2011. - 224 с.
13. Добряков И.В. Психология семьи и больной ребёнок: Хрестоматия / И.В. Добряков, О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2007. - 400 с.
14. Керре Н.О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом / Н.О. Керре // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 2 (33). - С. 18-21.
15. Керре Н.О. Особенности социального окружения детей с аутизмом / Н.О. Керре // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 4 (31). - С. 13-20.
16. Кондратьева Т.В. Особенности функциональности семейных систем, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра: Эмпирическое исследование / Т.В. Кондратьева. - Самара, 2012. - 29 с.
17. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. - 3-е изд., стер. - 2006. - С. 93-118.
18. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 408 с.
19. Морозова В.И. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра / В.И. Морозова // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 3. - С. 38-46.
20. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. - М., 2012. - 428 с.
21. Нестерова А.А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра / А.А. Нестерова, Н.А. Ковалевская // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2015. - № 3. - С. 38-46.
22. Никольская О.С. Аутичный ребёнок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг; под ред. А.Г. Яковлева. - М.: Теревинф, 2016. - 288 с.
23. Психология аномального развития ребёнка: Хрестоматия в 2 т. / под. ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. - 2-е изд. - М.: ЧеРо, 2006. - 744 с.
24. Ремшмидт Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение / Х. Ремшмидт; пер. с нем. Т.Н. Дмитриева. - М.: Медицина, 2003. - 120 с.
25. Смирнова Е.О. Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребёнка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 4. - С. 83-91.
26. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд; пер. с нем. А. Вяхирева. - СПб.: Азбука, 2014. - 224 с.
27. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: АСТ., 2010. - 256 с.
28. Цветков А.В. Нейропсихология аутизма и депрессии / А.В. Цветков. -М.: Спорт и культура-2000, 2015. - 96 с.
29. Atypical behaviors in children with autism and children with a history of language impairment / Dominick K. [and etc.] // Research in Developmental Disabilities. -2007. - № 28 (2). - P. 145-162.
30. Donelly L.J. Parent-child Interaction in Children with Autism Spectrum Disorder Who Vary in Symptom Severity and Level of Functioning: dis. ... Doctor of Philosophy / L.J. Donelly: Graduate School of Arts and Sciences. - Columbia university, 2015. - 246 p.
31. Golden T.X. Parents in relationships with their children with autism: a qualitative study: dis. ... Doctor of Philosophy / T.X. Golden: College of Social Work. - The University of Utah, 2012. - 192 p.
32. Haisley L.D. Parenting Stress in Parents of Young Children with Autism Spectrum Disorders: The Role of Child Characteristics and Social Support: dis. ... Candidate of Psychology / L.D. Haisley. - University of Connecticut Graduate School, 2014. - 83 p.
33. Meirsschaut M. Parenting in families with a child with autism spectrum disorder and a typically developing child: Mother's experiences and cognitions / M. Meirsschaut, H. Roeyers, P. Warreyn // Research in Autism Spectrum Disorder. - 2010. - Volume 4. - Issue 4. - P. 661-669.
34. Mercadante M.T. Non-autistic Pervasive Developmental Disorders: Rett's syndrome, childhood disintegrative disorder and pervasive developmental disorder not otherwise specified / M.T. Mercadante, R.J. Van der Gaag, J.S. Schwartzman // Rev Bras Psiquiatr. - 2006. - 28 Suppl 1. - P. 12-20.
35. Parenting behavior among parents of children with autism spectrum disorder / G. Lambrechts [and etc.] // Research in Autism Spectrum Disorders. - 2011. - № 5. - P. 1143-1152.
36. Sivberg B. Coping strategies and parental attitudes. A comparison of Parents with Children with Autistic Spectrum Disorders and Parents with non-autistic Children / B. Sivberg // International Journal of Circumpolar Health. - 2002. - 61 Suppl. 2. - P. 36-50.
37. Tehee E. Factors Contributing to Stress in Parents of Individuals with Autistic Spectrum Disorders / E. Tehee, R. Honan, D. Hevey // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. - 2009. - № 22. - P. 34-42.
38. Каращук Л.Н. Проблема аутизма в современном мире [Электронный ресурс] / Л.Н. Каращук, М.И. Разживина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 1 (4). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=65 (дата обращения: 10.09.2016).
REFERENCES:
1. Mezhdunarodnaja statisticheskaja klassifikacija boleznej i problem, svjazan-nyh so zdorovem [International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems. Tenth revision] Desjatyj peresmotr: v 3 t. / pod red. VK Ovcharova, MV Maksimovoj; per. s angl. MV Maksimovoj, SK Chemjakinoj, LJu Safronovoj. Zheneva; 1995. T.1. 697 p. (in Russian)
2. Shestdesjat sedmaja sessija Vsemirnoj Assamblei zdravoohranenija [Jelek-tronnyj resurs] Sixty-seventh World Health Assembly [Electronic resource]. Zheneva; 2014. 274 p. (in Russian). Available at: www.who.int/gb/ebwha/pdf files/WHA67-REC1/A67 2014 REC1-ru.pdf?ua=1 (data obrashhenija: 10.09.2016)
3. Aleshina JuE. Individualnoe i semejnoe psihologicheskoe konsultirova-nie [Individual and family counseling]. Moscow: Klass; 2004. 208 p. (in Russian)
4. Alikin IA, Lukjanchenko NV. Normativnaja dinamika roditelskogo otnoshenija v sovremennom obshhestve: vozrastnoj i gendernyj aspekty [Normative dynamics of the parental relation in modern society: age and gender aspects]. VestnikKGPUim V.P. As-tafeva [Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University]. 2012. № 4 (22): 228234. (in Russian)
5. Belogaj KN, Morozova IS. Jempiricheskoe issledovanie struktury roditelskogo otnoshenija [An empirical study of the structure of the parent relationship]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2008. № 4: 12-23. (in Russian)
6. Bettelhejm B. Pustaja krepost. Detskij autizm i rozhdenie Ja [The empty fortress. Children with autism and the birth I]. Per. s angl. B Orlova. 2-e izd. Moscow: Akademicheskij proekt; Fond «Mir»; 2013. 480 p. (in Russian)
7. Bogdashina OB. Sensorno-perceptivnye problemy pri autizme [Sensory-perceptual problems in autism]. Pod. red. EA Cherenjovoj. Krasnojarsk: Mezhdunarod-nyj institut autizma KGPU im. VP. Astafeva; 2014. 200 p. (in Russian)
8. Bonkalo TI. Mehanizmy formirovanija jemocionalnogo otverzhenija rebjonka v funkcionalno deesposobnoj seme [Mechanisms for the formation of emotional rejection of a child in a functionally capable environment]. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences]. 2009. № 4 (4): 913-919. (in Russian)
9. Varga AJa. Struktura i tipy roditelskogo otnoshenija [Structure and types of parental relationship]. Cand. Diss. (Psy. Sci). Moscow; 2002. (in Russian)
10. Volkmar FR, Vajzner LA. Autizm: Prakticheskoe rukovodstvo dlja roditelej, chlenov semi i uchitelej [Autism: A practical guide for parents, family members and teachers]. Kn. 1. Per. s angl. B Zueva, A Chechina, I. Dergacheva et al. Ekaterinburg: Rama Pablishing; 2014. 224 p. (in Russian)
11. Vysotina TN. Osobennosti roditelskogo otnoshenija k detjam s atipichnym au-tizmom [Features of parental relation to children with atypical autism]. Avtoref. Cand. Diss. (Psy. Sci). Saint-Petersburg; 2013. (in Russian)
12. Deti i podrostki s autizmom. Psihologicheskoe soprovozhdenie [Children and adolescents with autism. Psychological support] / OS. Nikolskaja [et al.]. Moscow: Te-revinf; 2011. 224 p. (in Russian)
13. Dobrjakov IV, Zashhirinskaja OV. Psihologija semi i bolnoj rebjonok [Psychology of family and sick child]: Hrestomatija. Saint-Petersburg: Rech; 2007. 400 p. (in Russian)
14. Kerre NO. O specifike semej, imejushhih detej s autizmom [On the specifics of families with children with autism]. Autizm i narushenija razvitija [Autism and developmental disorders]. 2011. № 2 (33): 18-21. (in Russian)
15. Kerre NO. Osobennosti socialnogo okruzhenija detej s autizmom [Features of the social environment of children with autism]. Autizm i narushenija razvitija [Autism and developmental disorders]. 2010. № 4 (31): 13-20. (in Russian)
16. Kondrateva TV. Osobennosti funkcionalnosti semejnyh sistem, vospityvajush-hih detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra: Jempiricheskoe issledovanie [Features functional family systems, raising children with autism spectrum disorders: An empirical study]. Samara; 2012. 29 p. (in Russian)
17. Lebedinskij VV. Narushenija psihicheskogo razvitija v detskom vozraste [Mental development in childhood]: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. 3-e izd., ster. 2006. P. 93-118. (in Russian)
18. Mastjukova EM, Moskovkina AG. Semejnoe vospitanie detej s otklonenijami v razvitii [Family education of children with developmental disabilities]. Pod red. VI Se-liverstova. Moscow: Gumanit. izd. Centr VLADOS; 2004. 408 p. (in Russian)
19. Morozova VI. Osobennosti detsko-roditelskih otnoshenij v semjah, vospityva-jushhih doshkolnikov s rasstrojstvami autisticheskogo spectra [Features of child-parent relations in families raising preschoolers with autism spectrum disord-
ers]. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik [International student scientific bulletin]. 2015. № 3: 38-46. (in Russian)
20. Mjasishhev VN. Lichnost i nevrozy [Personality and neuroses]. Moscow; 2012. 428 p. (in Russian)
21. Nesterova AA, Kovalevskaja NA. Zhiznesposobnost i strategii sovladanija ma-terej, vospityvajushhih detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [Viability and coping strategies for mothers raising children with autism spectrum disorders]. Vestnik MGOU. Serija: Psihologicheskie nauki [MGOU Gazette. Series: Psychological sciences]. 2015. № 3: 38-46. (in Russian)
22. Nikolskaja OS, Baenskaja ER, Libling MM. Autichnyj rebjonok. Puti pomosh-hi [Autistic child. Ways to help]. Pod red. AG. Jakovleva. Moscow: Terevinf; 2016. 288 p. (in Russian)
23. Psihologija anomalnogo razvitija rebjonka [Psychology of abnormal child development]: Hrestomatija v 2 t. Pod. red. VV Lebedinskogo, MK Bardyshevskoj. 2-e izd. Moscow: CheRo; 2006. 744 p. (in Russian)
24. Remshmidt H. Autizm. Klinicheskie projavlenija, prichiny i lechenie [Autism. Clinical manifestations, causes and treatment]. Per. s nem. TN Dmitrieva. Moscow: Medicina; 2003. 120 p. (in Russian)
25. Smirnova EO, Sokolova MV. Metodika diagnostiki struktury roditelskogo ot-noshenija i ego dinamiki v ontogeneze rebjonka [Method of diagnosing the structure of the parent relationship and its dynamics in the ontogeny of the child]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science in Education]. 2005. № 4: 83-91. (in Russian)
26. Frejd Z. Ocherki po psihologii seksualnosti [Essays on the psychology of sexuality]. Per. s nem. A Vjahireva. Saint-Petersburg: Azbuka; 2014. 224 p. (in Russian)
27. Fromm Je. Dusha cheloveka [The soul of man]. Moscow: AST; 2010. 256 p. (in Russian)
28. Cvetkov AV. Nejropsihologija autizma i depressii [Neuropsychology of autism and depression]. Moscow: Sport i kultura-2000; 2015. 96 p. (in Russian)
29. Atypical behaviors in children with autism and children with a history of language impairment. Dominick K. [et al.]. Research in Developmental Disabilities. 2007. № 28 (2): 145-162.
30. Donelly LJ. Parent-child Interaction in Children with Autism Spectrum Disorder Who Vary in Symptom Severity and Level of Functioning. Doc. Diss. (Phil. Sci). Columbia university; 2015.
31. Golden TX. Parents in relationships with their children with autism: a qualitative study. Doc. Diss. (Phil. Sci). The University of Utah; 2012.
32. Haisley LD. Parenting Stress in Parents of Young Children with Autism Spectrum Disorders: The Role of Child Characteristics and Social Support. Cand. Diss. (Psy. Sci). University of Connecticut Graduate School; 2014.
33. Meirsschaut M, Roeyers H, Warreyn P. Parenting in families with a child with autism spectrum disorder and a typically developing child: Mother's experiences and cognitions. Research in Autism Spectrum Disorder. 2010. Volume 4. Issue 4: 661-669.
34. Mercadante MT, Van der Gaag RJ, Schwartzman JS. Non-autistic Pervasive Developmental Disorders: Rett's syndrome, childhood disintegrative disorder and pervasive developmental disorder not otherwise specified. Rev Bras Psiquiatr. 2006. 28 Suppl 1. P. 12-20.
35. Parenting behavior among parents of children with autism spectrum disorder. G. Lambrechts [et al.]. Research in Autism Spectrum Disorders. 2011. № 5: 1143-1152.
36. Sivberg B. Coping strategies and parental attitudes. A comparison of Parents with Children with Autistic Spectrum Disorders and Parents with non-autistic Children. International Journal of Circumpolar Health. 2002. 61 Suppl. 2: 36-50.
37. Tehee E, Honan R, Hevey D. Factors Contributing to Stress in Parents of Individuals with Autistic Spectrum Disorders. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2009. № 22: 34-42.
38. Karashhuk LN, Razzhivina MI. Problema autizma v sovremennom mire [Jelek-tronnyj resurs] [The problem of autism in the modern world] [Electronic resource]. Lichnost v menjajushhemsja mire: zdorovye, adaptacija, razvitie: setevoj zhurn. 2014. № 1 (4). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=65 (data obrashhenija: 10.09.2016).(in Russian)