УДК 371
Orlova E.A., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Moscow City Psychological and Pedagogical University (Moscow,
Russia), E-mail: [email protected]
Chemodanova D.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State Social University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
METHOD OF ANALYSIS OF VERBAL BEHAVIOR IN TEACHING AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH AUTISTIC SPECTER. The article describes theoretical principles, basic methodologies, and operational definitions of verbal behavior, diagnostic tools, procedures and techniques for teaching as well as the application of therapies for children with autism, who have problems in communication and language disorders. The researchers also consider the advantages of applying the method of verbal behavior for children with autism who have delays in the development of language and communication skills in comparison with other frequently used traditional approaches. The authors come to the conclusion that the main task of educators and psychologists is timely differential diagnosis; and well-organized teaching of these children will lead to the development of their skills of social interaction and to the development of their speech. This will help children with autistic spectrum disorders to learn how to organize their life that will contribute to more successful social adaptation and the functioning of the society.
Key words: autism spectrum disorders, statistics on autism, main core deficit areas of autism, applied behavior analysis, verbal behavior approach, diagnostic tools and teaching procedures used with children with autism for developing speech and communication skills, verbal behavior.
Е.А. Орлова, д-р психол. наук, проф., Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва,
E-mail: [email protected]
Д.И. Чемоданова, д-р пед. наук, проф., Российский государственный социальный университет, г. Москва,
E-mail: [email protected]
МЕТОД АНАЛИЗА ВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
В статье представлены основные теоретические и методологические принципы метода анализа вербального поведения; понятия, которыми оперирует данный метод; описывается диагностический инструментарий, а также стратегии и техники метода анализа вербального поведения для обучения и терапии детей с аутизмом с нарушениями коммуникации и речи. Авторы отмечают преимущества в использовании метода анализа вербального поведения с целью развития речи и навыков социальной интеракции у детей с аутизмом, по сравнению с традиционными методами. Авторы приходят к выводу, что основной задачей педагогов и психологов является своевременная дифференцированная диагностика и правильно организованное обучение таких детей навыкам социальной интеракции и развитие у них речи. В свою очередь, это поможет детям с нарушениями аутистического спектра в освоении навыков жизнедеятельности, что будет способствовать их более успешной социальной адаптации и полноценному функционированию в обществе.
Ключевые слова: нарушения аутистического спектра, статистика аутизма, основные сферы нарушений при аутизме, прикладной анализ поведения, метод анализа вербального поведения, диагностический инструментарий, обучение детей с аутизмом навыкам социального взаимодействия и речи, вербальное поведение, стратегии и техники метода анализа вербального поведения.
Проблема аутизма является одной из наиболее актуальных проблем мирового масштаба на сегодняшний день и привлекает к себе пристальное внимание специалистов: психологов, педагогов и психиатров из разных стран. Это объясняется как высокой частотой развития аутистических нарушений, так и определенными трудностями своевременной диагностики и во многих случаях, отсутствием детально разработанной системы специализированной помощи для детей, страдающих аутизмом. Авторы Л.В. Мардахаев и Е.А. Орлова в связи с этим отмечают, что «статистические данные о распространенности аутизма неоднозначны в силу следующих причин: 1 - недостаточная определённость диагностических критериев; 2 - различия в оценке возрастных границ синдрома (в России - не старше 15 лет, в странах Западной Европы, США и Японии - без возрастных ограничений); 3 - различия в понимании причин РДА, механизмов его развития, самой сущности аутизма. Чаще всего в отечественной и зарубежной литературе в последние годы называют 15-20 случаев на 10 тыс. новорожденных» [1, с. 180].
Поскольку аутизм представлен широким спектром и различным уровнем нарушений в развитии, весьма важным моментом для исследователей и практиков является проведение точной диагностики, разработка качественных и эффективных программ обучения и психотерапии для детей, страдающих аутизмом.
Всемирная Организация Здоровья (ВОЗ) и Американская Ассоциация Психиатров (ААП) классифицируют «аутистическое нарушение» как основной тип «первазивного расстройства развития» (от англ. pervasive - проникающий, распространяющийся повсюду), являющегося комбинацией качественных нарушений в области социальных взаимоотношений, вербального и невербального общения и воображения, а также чрезвычайно ограниченной сферы деятельности и интересов. Аутизм как первазив-
ное нарушение развития, охватывает практически все области психического развития и влияет на различные аспекты жизнедеятельности и функционирования индивидуума [2].
В мировой практике уже давно разработаны и широко применяются стандартизированные методы диагностики нарушений аутистического спектра для детей и взрослых. В качестве валидного и часто используемого диагностического инструментария следует отметить и поведенческие опросники и шкалы: Autism Behavior Checklist (ABC; Krug et al.) - Поведенческий Опросник для выявления аутистических нарушений [3]; Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT; Robbins et al.) -Модифицированная шкала для раннего распознавания аутизма; Autism Diagnostic Observation Schedule Generic (ADOS-G; Lord et al.) - Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений [4]; Childhood Autism Rating Scale (CARS; Schopler et al.) - Рейтинговая шкала детского аутизма [5]. В зарубежных и отечественных исследованиях разработаны и активно используются валидный диагностический инструментарий, разнообразные методы и программы обучения и психотерапии для детей с нарушениями аутистического спектра.
Причём, весьма эффективными для обучения и терапии детей с аутизмом считаются стратегии, методы и техники бихе-виорального плана. Перечислим некоторые из них: прикладной анализ поведения (B.F. Skinner; M.L.Sundberg & J.W.Partington; M.L.Barbera; С.С.Морозова) [6]; метод модификации поведения О.И.Ловааса (O.I. Lovaas); альтернативные формы коммуникации - PECS (A. Bondy, L. Frost ); ТЕАССН-программа - создание особых условий жизни детей и структурированное обучение (Э. Шоплер, М. Лазинд, Л. Ватерс) [7].
Американская наука и практика имеют достаточно длительный опыт в применении поведенческих технологий и программ.
Обоснованность и надежность бихевиоральных методов доказана многолетней практикой их применения для диагностики, обучения и терапии детей c нарушениями в развитии, в том числе и с нарушениями аутистического спектра. Программы, основанные на бихевиоральных принципах и стратегиях, успешно применяются для работы с аутистичными детьми не только в США, но и в странах Западной Европы и в России (T. Питерс; С.С. Морозова; С. Эстербрук, Р. Эстербрук).
Прикладной анализ поведения является на сегодняшний день одним из наиболее обоснованных и надёжных методов в рамках бихевиорального направления, широко используемых для диагностики, обучения и терапии детей с нарушениями ау-тистического спектра (J.O. Cooper, T.E. Heron, & W.L. Heward; O.I. Lovaas; С. Эстербрук, Р. Эстербрук) [8]. Ряд современных научных исследований подтверждает тот ф акт, что хорошо структурированные и функциональные программы прикладного анализа поведения более эффективны в работе с детьми аутистического спектра нарушений, по сравнению с другими программами и технологиями (Э. Шоплер, М. Лазинд, Л. Ватерс, J.T. Fovel).
Одна из причин успеха поведенческих программ заключается в том, что они используют функциональный подход при анализе поведения индивидуума. При этом любое поведение человека анализируется с точки зрения причин его возникновения и выявления функций, поддерживающих данное поведение. Затем, с помощью специально подобранной системы стиму-лов-подкрепителей, закрепляются положительные формы поведения и, соответственно, ослабляются негативные проявления поведения (B.F. Skinner; J.O. Cooper, T.E. Heron & W.L. Heward ). Поскольку аутизм идентифицируется посредством проявления определённого набора поведенческих характеристик, имеет смысл говорить об эффективном использовании методов и техник прикладного анализа поведения с целью замещения негативных (ассоциальных) форм поведения у детей с аутистическими нарушениями на позитивные (социально приемлемые) формы (O.I. Lovaas; W.D. Frea & G.L. Vittimberga).
Итак, всё вышесказанное в отношении стратегий и методов бихевиорального направления и возможностей их эффективного применения для работы с аутистичными детьми, в полной мере относится и к методу анализа вербального поведения.
На основе диагностики уровня развития речевых и коммуникативных умений у детей с аутизмом, для каждого ребёнка разрабатывается индивидуальная бихевиоральная программа с учётом поставленных задач. Для обучения детей с аутизмом
Библиографический список
речи и навыкам социального взаимодействия, метод анализа вербального поведения использует систему поведенческих стратегий и техник. К ним относятся: техника развития имитации; техника обучения тому, как выражать свою просьбу или требование; техника парирования стимулов-подкрепителей; техника подсказки; техника затухания; техника обратной цепочки; техника «безошибочного обучения»; техника обучения с помощью обмена картинками с целью выражения просьбы или требования; техника подбора по образцу (J.W. Partington & M.L. Sundberg; M.L. Barbera; A.Bondy & L.Frost; V.Carbone; J.E. Carr & A.M.Firth).
На сегодняшний день обучение детей с нарушениями аутистического спектра, в том числе, и с нарушениями в развитии коммуникации и речи, в контексте поведенческих принципов и подходов, в большей мере ориентировано на проведение диагностики и бихевиоральных интервенций в обычных и комфортных для ребенка условиях окружающей среды: дома, в детском саду или школе, на игровых площадках, в спортивных центрах, на природе, в привычных местах отдыха и семейных развлечений.
Метод анализа вербального поведения является научно обоснованным и практико-ориентированным бихевиоральным подходом, эффективно работающим с нарушениями в коммуникативной и речевой сферах у детей с аутизмом, что доказывается многолетней практикой его применения с данной категорией детей в США и странах Западной Европы. Ряд исследователей констатирует тот факт, что весьма часто традиционные методы, используемые при обучении детей с аутизмом коммуникативным и речевым навыкам, не приносят успеха.
Как отмечают авторы П.У. Драш и Р.М. Тюдор, чем раньше у детей будет проведена диагностика нарушений аутистического спектра и для них будут разработаны эффективные терапевтические и обучающие программы, тем больше шансов, что такие дети смогут лучше обучаться и в будущем быть более адаптированными к жизни в социуме (P.W. Drash and R.M. Tudor).
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что поскольку нарушения коммуникации и речи являются базовыми нарушениями в развитии для детей с аутизмом, следовательно, основной задачей педагогов и психологов является своевременная дифференцированная диагностика и правильно организованное обучение таких детей навыкам социальной интеракции и развитие у них речи. В свою очередь, это поможет детям с нарушениями аутистического спектра в освоении навыков жизнедеятельности, что будет способствовать их более успешной социальной адаптации и полноценному функционированию в обществе.
1. Специальная педагогика: учебник для бакалавров. Под редакцией Л.В. Мардахаева, Е.А. Орловой. Москва, 2012: 179 - 193.
2. World Health Organization. International classification of functioning, disability, and health. Geneva, Switzerland: Author, 2001 6 - 21.
3. Bondy A.S., & Frost L.A. The picture-exchange communication system. Focus on Autistic Behavior. 1994; 9: 1 - 19.
4. Carr J.E., &Firth A.M. The Verbal Behavior approach to early and intensive behavioral intervention for autism: A Call for Additional Empirical Support. Journal of Early and Intensive Behavioral Intervention. 2005; 2 (1): 18 - 26.
5. Cooper J.O., Heron T.E., & Heward W.L. Applied Behavior Analysis. (2nd ed.). Upper Saddle River. NJ: Prentice Hall, 2007.
6. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. Москва, 2007.
7. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH. Перевод с английского Т. Клочко. Минск, 1997.
8. Эстербрук С., Эстербрук Р. Эффективные методы диагностики, обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями. Развитие личности. 2013; 3: 152 - 163.
References
1. Special'naya pedagogika: uchebnik dlya bakalavrov. Pod redakciej L.V. Mardahaeva, E.A. Orlovoj. Moskva, 2012: 179 - 193.
2. World Health Organization. International classification of functioning, disability, and health. Geneva, Switzerland: Author, 2001 6 - 21.
3. Bondy A.S., & Frost L.A. The picture-exchange communication system. Focus on Autistic Behavior. 1994; 9: 1 - 19.
4. Carr J.E., &Firth A.M. The Verbal Behavior approach to early and intensive behavioral intervention for autism: A Call for Additional Empirical Support. Journal of Early and Intensive Behavioral Intervention. 2005; 2 (1): 18 - 26.
5. Cooper J.O., Heron T.E., & Heward W.L. Applied Behavior Analysis. (2nd ed.). Upper Saddle River. NJ: Prentice Hall, 2007.
6. Morozova S.S. Autizm: korrekcionnaya rabota pri tyazhelyh i oslozhnennyh formah: posobie dlya uchitelya-defektologa. Moskva, 2007.
7. Shopler 'E., Lanzind M., Vaters L. Podderzhka autichnyh iotstayuschih vrazvitiidetej(0-6 let): sbornik uprazhnenij dlya specialistov i roditelej po programme TEACCH. Perevod s anglijskogo T. Klochko. Minsk, 1997.
8. 'Esterbruk S., 'Esterbruk R. 'Effektivnye metody diagnostiki, obucheniya i psihoterapii detej s autisticheskimi narusheniyami. Razvitie lichnosti. 2013; 3: 152 - 163.
Статья поступила в редакцию 25.03.16
УДК 37.013
Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Russia), E-mail: [email protected]
THE GENESIS OF THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF A PERSON IN FOREIGN PSYCHOLOGICAL THEORIES AND CONCEPTS. The article deals with different approaches to the definition of psychological security of a person starting from the psychoanalytic theory by Z. Freud to humanistic theories of a person in the theory by A. Maslow. The author concludes