ГЕНЕЗИС ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА
ШЕВЕЛЕВ Е.А.
Обеспечение качества подготовки специалиста является актуальной проблемой развития системы среднего профессионального образования. Это сложная многогранная проблема, решение которой зависит от значительного количества взаимодействующих факторов и включает в себя множество компонентов.
Педагогический коллектив является одним из факторов реализации системы управления качеством образования, а его становление - важная составляющая управления образовательного учреждения. В научно-педагогической литературе известно много работ затрагивающих данную проблему.
Одним из важных направлений управленческой деятельности в создании системы качества образования, принадлежит формированию в колледже коллективного педагогического субъекта (педагогического коллектива) - носителя личностноразвивающей педагогической деятельности. Хотя каждый преподаватель образовательного учреждения является неповторимым автором своей собственной концепции профессиональной подготовки будущего компетентного и конкурентоспособного специалиста, достичь желаемого результата можно только коллективными усилиями единомышленников. Педагогической деятельностью не эффективно заниматься в одиночку. Как бы хорош ни был педагог, он не может дать студенту полноценного образования. Это может сделать только коллектив преподавателей.
Слово «коллектив» происходит от латинского слова colligo, что в переводе на русский язык означает «объединяю». Таким образом, понятие «коллектив» указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений.
В современной педагогической литературе можно встретить различные определения педагогического коллектива. В.И. Ларин рассматривает педагогический коллектив как «группу педагогов, объединенных с целью выполнения функций обучения, воспитания, подготовки к жизни». Главными отличительными признаками его являются: наличие общей и общественно-значимой цели совместной
деятельности, одновременно личностно значимой для членов группы; наличие особой структуры отношений между членами группы, опосредованных содержанием совместной деятельности, ее ценностями, принципами, целями, задачами. Интересное определение дается в диссертационном исследовании В.С. Кузьмина «. мы определяем педагогический коллектив как самоуправляемую профессиональную общность педагогов образовательного учреждения, состоящую из взаимосвязанных полиролевых и полифункциональных групп и отдельных индивидов, осуществляющих свою деятельность по реализации совместно выработанной и принятой цели». Е.И. Сахарчук под коллективным субъектом понимает коллектив преподавателей, в личностном опыте которых проектируются единые целевые, содержательные и технологические компоненты профессионально-педагогической позиции. Коллективный субъект предполагает непосредственное взаимодействие коллег-преподавателей на личностном уровне (уровень смыслов и ценностей), направленное на решение задач профессиональной подготовки студентов.
Иными словами, педагогический коллектив - это группа совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей.
Основными предпосылками и условиями участия преподавателей в управлении колледжем является высокий уровень зрелости педагогического коллектива, наличие в нем ценностно-ориентационного единства, сплоченности и сработанности, которая появляется при наличии опыта демократического управления колледжем. Чем выше
уровень зрелости коллектива и чем больше опыт и демократические традиции управления имеются в колледже, тем более возможным становиться создание структур, основанных на демократических принципах. Поставивший перед собой цель становления педагогического коллектива как субъекта системы управлением качеством образования руководитель должен будет последовательно проводить политику личностно ориентированных педагогических инноваций. Эта стратегия управления будет проявляться в целях, содержании и технологиях обучения. По мнению В.В. Серикова необходимо «...растить в коллективе творческую команду, в которой бы преподаватель был востребован как личность; сделать управление колледжем открытым, гласным, ясно и четко изложить преподавателям критерии, по которым оценивается качество их труда, сделать их соучастниками педагогического анализа и контроля; обеспечить управленческую поддержку авторских педагогических систем преподавателей; добиться соразмерности и согласованности развития всех подсистем колледжа; адекватно оценивать его достижения на фоне ближайшего профессионального окружения и в общегосударственном масштабе; непрерывно осуществлять собственное профессиональное саморазвитие в направлении овладения теорией и практикой образования, ориентированного на развитие личности».
Известно, что не всякая группа людей, работающих совместно, может называться коллективом. В социальной психологии выделяют группы низкого и высокого уровня развития. К группам низкого уровня относят: группы диффузные, ассоциации, корпорации. Коллектив - это высший уровень развития группы. Каждый коллектив несет в себе, с одной стороны, признаки организации, а с другой - признаки психологической группы, что позволяет перенести на него закономерности группового функционирования. Это превращает коллектив из формального объединения в живой организм. Поскольку коллектив является высшей стадией развития группы, рассмотрим генезис его формирования в динамике на примере коллектива преподавателей астраханского технического колледжа.
1. Общение - групповой процесс, с которого начинается формирование коллектива. Общение - это взаимный обмен между членами группы информацией, действиями, состояниями, личностным содержанием и пр. Общение сложный процесс человеческих взаимоотношений. Процесс общения является предпосылкой готовности группы к совместной деятельности. Но не всякое общение может привести к сплочению группы. Задачей руководителя создать для этого необходимые условия.
Администрация колледжа направляет свои усилия на создание такой среды, которая способствует установлению диалогических отношений между участниками образовательного процесса. Этого можно достичь, если в содержании профессионального и межличностного общения преподавателей лежит духовнонравственное начало, направленность на интересы развития студента при обсуждении различных ситуаций жизни колледжа. Большинство преподавателей колледжа испытывают удовлетворение при взаимодействии с коллегами, содействуют успеху друг друга. Этому способствуют организационные формы профессионального взаимодействия, обмен достижениями, коллективная ответственность за результаты. Например, в колледже сложилась традиция обмена опытом между коллегами, обсуждение уроков, общеколледжских мероприятий.
Администрация умело использует различные формы работы с педагогами для установления диалогических взаимоотношений в коллективе: педсовет-диалог,
совместные с Астраханским госуниверситетом научно-практические конференции, творческие отчеты (мастерские) преподавателей, проведение семинаров Астраханским институтом повышения квалификации и переподготовки учителей, дискуссии с учеными. В колледже организован постоянно действующий семинар для повышения квалификации преподавателей.
Отношения между коллегами в колледже строятся на основе эмпатии, толерантности, на принятии друг друга и осознании ценности каждого. В коллективе сложилась атмосфера нравственности и открытости при решении производственных и межличностных проблем. Каждый преподаватель ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач. В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами.
В результате общения в группе преподавателей возникло состояние
подготовленности, которое характеризуется степенью подготовки и готовности членов группы к решению поставленной задачи и формируется на основе процесса общения.
2. Консолидация — это согласование членами группы в ходе совместной деятельности целей, норм, средств и способов деятельности. Процесс консолидации проходит несколько этапов:
1. Знакомство членов группы с поставленной перед ними задачей.
2. Осознание своих индивидуальных целей, интересов, возможностей, знаний при решении данной задачи.
3. Обмен членов группы между собой информацией, целями, интересами,
знаниями, опытом.
4. Анализ каждым членом группы полученной от других информации.
5. Выработка единых, для группы целей, норм, способов действий,
направленных на решение задачи.
6. Согласование общих для группы целей и норм деятельности.
7. Интериоризация каждым членом группы согласованных целей, ценностей,
норм, средств и способов деятельности. Процесс консолидации строится на основе процесса общения, способствует подготовленности группы к деятельности и в
итоге определяет направленность группы на решение задачи.
Группа преподавателей начинает консолидироваться при разработке единых целей и задач учебного заведения, а также в процессе совместной деятельности. Поэтому формирование педагогического коллектива лучше начинать с процесса создания программы развития образовательного учреждения. Очень важно привлечь к этой работе не только администрацию, но и всех преподавателей. Первыми шагами руководителя в этом направлении может быть введение методики планирования совместной работы преподавателей на основе технологий диагностической оценки состояния образовательной деятельности. В Астраханском техническом колледже программа развития образовательного учреждения создавалась на основе материалов российско-британского проекта. В ходе создания программы преподаватели совместными усилиями определили миссию, цель, ценности и главные задачи развития колледжа на период с 2006 по 2011 гг. Концепция колледжа выстраивается с учетом нового уровня понимания педагогических проблем и конкретных возможностей образовательного учреждения. На протяжении последних лет педколлектив теоретически исследует и практически использует идеи личностно ориентированного образования и сотрудничает с Центром проблем личностно ориентированного образования Волгоградского государственного педагогического университета.
Совместная работа преподавателей и администрации колледжа привела к консолидации в группе преподавателей, в результате чего возникло состояние -направленности. Направленность в группе характеризуется четким, согласованным и интериоризированным осознанием членами группы ее целей, интересов, норм, способов и средств деятельности, а также критериев оценки результатов. Направленность предполагает, что группа будет заниматься именно тем делом, которое не просто необходимо, например обществу или начальству, а стало потребностью каждого члена группы. Психологически направленность группы выражается в мотивации ее членов на совместную деятельность и достижение
конечного результата. В поведенческом плане направленность видна в
осуществлении совместных действий по выполнению задания.
3. Лидерство — это управление группой в ходе решения групповой задачи.
Эффективность работы образовательного учреждения во многом зависит от
личности руководителя: директор в образовательном учреждении является лидером, а не только администратором. Эффективность менеджмента колледжа проявляется в том, что руководитель:
• видит стратегическую цель, оптимально определяет миссию учреждения образования; рефлексирует потенциальные возможности колледжа в достижении поставленных целей; эффективно контролирует и оценивает исполнение решений; принимает на себя ответственность за управленческие решения; создает условия для реализации педагогами их профессиональных интересов, возможностей и личностного роста; для рациональной организации труда в колледже;
• делегирует полномочия на нижние этажи управления; способствует ситуации успеха в профессиональной деятельности преподавателя;
• уважает подчиненного, что выражается в выслушивании его мнения, привлекает к принятию управленческого решения, оказывает помощь в развитии его сильных профессиональных качеств и корректирует недостатки в личной и профессиональной сферах;
• создает условия для самовыражения и самореализации в образовательном процессе, мотивирует педагогический коллектив на результативный труд; разрабатывает структуру управления, соответствующую целям колледжа; рационально использует рабочее время; руководит инновационными процессами;
• успешно осуществляет базовые управленческие действия: планирование, организацию, руководство, контроль.
Большое влияние на формирование коллектива, его психологический климат оказывает личность руководителя. Руководитель учебного заведения с сильной волей способен повести за собой остальных. И если интеллект, эмоциональность, воля членов коллектива воплощены в педагогическую деятельность, успех ее обеспечен. Основными способами воздействия отдельного человека на коллектив и его социально психологический климат являются убеждение, внушение, личный пример.
В целом процесс лидерства представляет собой социально-психологический способ управления группой в ходе решения групповой задачи. Он приводит группу к такому состоянию, как организованность, которая характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе и соответственно наличием формальной и неформальной структуры. Организованность основывается на четком выполнении каждым членом группы своих обязанностей, которые заданы его статусом и ролью. Группа будет организованной, если каждый ясно осознает и понимает групповые ожидания и требования к своему ролевому поведению. Если ролевое поведение одного из членов группу нарушается, т. е. он начинает делать не то, что требуется в данной ситуации, и не так, как необходимо для решения задачи и было согласовано членами группы ранее в ходе процесса консолидации, то тогда возникает ролевой конфликт и организованность группы нарушается. Ролевой конфликт—это ситуация несогласованности ожиданий и требований, которые предъявляются к личности, играющей ту или иную роль. Степень организованности группы обусловливает скорость и эффективность решения групповых задач.
4. Конкуренция — это развитие взаимоотношений людей по поводу успехов в деятельности. Конкуренция характеризуется стремлением членов группы выразить себя, самореализоваться в деятельности и в то же время превзойти других. В процессе конкуренции проявляется или сотрудничество, или соперничество людей друг с другом. Если же члены группы стремятся наиболее полно проявить себя и
чем-то стать лучше, профессиональнее остальных, но при этом помогают друг другу, то в процессе конкуренции складываются отношения сотрудничества. Если же члены группы стремятся самовыразиться и самоутвердиться за счет других членов группы, то тогда складываются отношения соперничества.
Ориентирующая функция конкуренции состоит в том, что в процессе конкуренции его участники более четко видят цели и задачи своей деятельности, а главное — результаты своего труда и имеют возможность постоянно оценивать эти результаты, корректировать свои цели, нормы, совершенствовать средства и способы деятельности. Процесс конкуренции является источником индивидуальной и групповой активности. Она характеризуется способностью группы совершать общественно значимую деятельность и выражается в степени реализации физического и интеллектуального потенциала ее членов. В зависимости от цели деятельности можно выделить четыре типа групповой активности:
1) трудовая — показывает степень превышения работниками нормативных или средних показателей;
2) творческая — характеризует деятельность, направленную на решение нестереотипных, нестандартных задач;
3) личностно развивающая — связана с повышением образовательного уровня и квалификации, совершенствованием профессионализма и мастерства, освоением смежных и новых профессий;
4) общественная — направлена на формирование внутригрупповых (сплоченность, взаимопомощь, сотрудничество) и межгрупповых отношений.
Процесс конкуренции приводит группу к активности. Активность как определенное групповое состояние характеризует степень включенности членов группы в совместную деятельность и объем физических и интеллектуальных усилий, затрачиваемых группой на достижение результата. Для того чтобы групповая активность давала максимальные результаты необходимо в первую очередь направлять ее на проведение согласовательных процедур и только затем — на осуществление самой деятельности. Согласовательные процедуры предполагают достижение договоренности членов группы о целях и технологии деятельности, структуре группы и распределении ролей, режиме труда — времени, нормах и пр. Они позволяют минимизировать трудовые усилия, добиться высокой производительности труда и достигнуть поставленной цели.
5. Адаптация — это взаимное приспособление членов группы друг к другу и к социальной и производственной среде. Социальная адаптация — более сложное явление по сравнению с простым приспособлением. Ее следует рассматривать как определенную совокупность приспособительных реакций, как стабильный, хорошо организованный способ решения типичных ситуаций. Социальная адаптация отражает уровень освоения человеком технологии профессиональной деятельности.
Адаптированный человек не только четко представляет себе результат будущей деятельности, обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками, соблюдает очередность операций, но и затрачивает оптимальное количество физических и интеллектуальных усилий для решения поставленной задачи.
В социальной психологии выделяют два вида адаптации.
Профессиональная адаптация — это определенный уровень овладения профессиональными навыками и умениями, формирование профессионально необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного интереса и отношения к избранной специальности.
Социально-психологическая адаптация — это включение работника в систему взаимоотношений, характеризующих конкретную группу. Социально-психологическая и профессиональная адаптации неразрывно связаны между собой и влияют друг на друга. Исследования показывают, что скорость и качество усвоения
профессиональных знаний и навыков обусловлены особенностями социальнопсихологической адаптации в организации.
Результатом эффективного протекания процесса адаптации является формирование такого группового состояния, как сплоченность. Если же процесс адаптации затруднен, проходит сложно и болезненно, то группа отличается конфликтностью. Сплоченность — характеризуется устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы.
6. Принятие решения — это разработка технологии совместной деятельности с целью достижения конечного результата. Процесс принятия решения в группе может осуществляться двумя способами: единоличное принятие решения руководителем (лидером) группы и коллективное принятие решения.
Единоличное принятие решения руководителем имеет ряд достоинств и недостатков. Такой способ принятия решения целесообразен в стрессовых, экстремальных ситуациях. Он эффективен только тогда, когда основные параметры технологии деятельности продуманы и проработаны группой заранее. Единоличное принятие решения характеризует авторитарный стиль руководства. Недостатком его является то, что исполнители не принимают участия в выработке решения и поэтому не несут ответственности за результаты деятельности.
Коллективное принятие решения в большей степени влияет на последующее поведение людей, которые принимали участие в его выработке. Однако здесь требуется достаточно много времени, поскольку обсуждение в группе предполагает всестороннее рассмотрение проблемы и выбор лучших вариантов. Принятие коллективного решения зависит от характера решаемой задачи, особенностей межличностных отношений, заинтересованности участников обсуждения в решении этой задачи. Коллективное принятие решения приводит к интегративности и характеризуется согласованностью и упорядоченностью внутригрупповых процессов. По мнению Л. Фестингера, это результирующая всех сил, действующая на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней. Состояние интегративности проявляется в том, что члены группы осознают свои целостность и единство. У них появляется чувство «мы» — чувство социальной общности и единства мнений, оценок, целей, интересов, внутригрупповых норм и стереотипов поведения. Интегративность — это необходимая предпосылка стабильного функционирования и существования группы. Отсутствие интегративности неизбежно приводит к распаду социальной общности, ее создание возможно только путем коллективного принятия решений.
Интегративность — залог устойчивого и стабильного функционирования группы. Состояние интегративности тесно связано с другими групповыми состояниями. Если не достигнуты состояния организованности, сплоченности и пр., то невозможно прийти к состоянию интегративности, у членов группы не появится чувство целостности, единства группы.
Особенностью интегративности является то, что в обычных условиях, в повседневной деятельности группы она как бы скрыта, но обнаруживается при преодолении возникших трудностей, разрешении конфликтных ситуаций, решении новых, не известных группе задач и пр. Ее предназначение состоит в противодействии, внутренним и внешним факторам, угрожающим целостности группы, и в обеспечении стабильности ее деятельности.
7. Эмоциональная идентификация — отождествление себя со всей группой как целостным образованием. Процесс эмоциональной идентификации осуществляется на основе принятия и усвоения групповых ролей, норм и ценностей.
Групповая эмоциональная идентификация основывается на чувстве принадлежности к группе. Член группы отождествляет себя с той группой, к которой он, по его мнению, принадлежит. Процесс отождествления приводит к такому групповому
состоянию, как референтность и характеризуется тем, что членство в группе представляется для людей наиболее ценным и значимым.
Таким образом, формирование педагогического коллектива проходит через определенные групповые процессы: общение, консолидацию, лидерство,
конкуренцию, адаптацию, принятие решения, эмоциональную идентификацию.
Многочисленные социально-психологические исследования выделяют ряд характеристик коллектива, которые рассматривают как показатели уровня его развития:
Уровень развития педагогического коллектива. Уровень развития педагогического коллектива мы определяем как функцию трех характеристик: ценностно-
ориентационной зрелости; организованности; сплоченности.
Ценностно-ориентационная зрелость компонент направленности коллектива, отражающая социальную ценность принятых им целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций, норм. Главная ценность, объединяющая коллектив преподавателей колледжа - личность студента. Интегральная характеристика коллектива, уровня его зрелости, уровня развития определяется как «способность коллектива ставить актуальные и реалистические общие цели, формировать структуру индивидуальных целей, интегрированными с общими целями строить и гибко изменять структуру взаимодействий, обеспечивающую достижение поставленных целей с максимально возможной эффективностью» (В.С. Лазарев).
Наиболее развитый педагогический коллектив ставит перед собой цели трех типов: собственно образовательные цели; цели развития учебно-воспитательной деятельности; цели саморазвития коллектива. Такой коллектив не только эффективно использует имеющийся образовательный потенциал (определяемый используемыми педагогическими технологиями и условиями для их полноценной реализации), но и эффективно наращивает его как за счет внедрения новшеств, так и повышения профессионального уровня преподавателей, совершенствования своей структуры.
Постановка общих целей не гарантирует их успешного достижения. Многое зависит от организации взаимодействия между членами коллектива.
Организованность коллектива - выражается в его способности создавать и сохранять устойчивой свою структуру в ситуациях неопределенности, сочетая разнообразие мнений и форм инициативного поведения с единством действий его участников. Организованность коллектива зависит от сработанности его членов, их ответственности и включенности в управление образовательным учреждением.
Сплоченность коллектива - характеризуется устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности коллектива.
В основе сплоченности, по мнению К. Левина, лежит возможность коллектива удовлетворять потребности людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. Результатом сплоченности является жесткий групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, строгое соблюдение групповых норм, высокая степень принятия людьми групповых ценностей, устанавливается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, формируется чувство групповой принадлежности, что способствует стабильности и устойчивости взаимоотношений в коллективе в стрессовых ситуациях.
Сплоченность предполагает готовность членов коллектива поддерживать друг друга в совместной деятельности и стрессовых ситуациях.
Предпосылками сплоченности являются срабатываемость, которая основана на согласованности действий и процессе совместной трудовой деятельности, представляющая собой одновременно и процесс, и результат совместной работы, а также совместимость, которая возникает как итог достаточно продолжительного взаимодействия людей, характеризующегося удовлетворенностью их друг другом. Совместимость формируется на трех уровнях: психофизиологическом,
психологическом и социально-психологическом. Психофизиологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе схожести таких индивидных характеристик, как время реакции, скорость и интенсивность протекания психических процессов и пр. На этом уровне совместимость зависит в основном от темперамента взаимодействующих людей. Психологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, качеств личности, способностей, интеллектуального потенциала.
Социально-психологическая совместимость предполагает сходство ценностных ориентации и диспозиций, идеалов, принципов, уровня профессиональной подготовки и образования. Она важна в деятельности педагогического коллектива и служит основой его сплоченности.
Сплоченность коллектива преподавателей проявляется в создании единой социально-психологической общности педагогов и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят;
1) характер межличностных эмоциональных взаимоотношений членов коллектива (взаимные симпатии, общие интересы, эмоциональные переживания);
2) характер отношений между членами коллектива в процессе совместной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество);
3) характер ценностных ориентации, установок, целей, стереотипов поведения членов коллектива.
Важным аспектом становления педагогического коллектива является социальнопсихологический климат в коллективе. Результаты исследований многих авторов позволяют утверждать, что благоприятный психологический климат способствует продуктивной работе в интересах колледжа. Так, Н.П. Аникиева под психологическим климатом понимает «эмоционально - психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения его членов, определяемые их ценностными ориентациями и интересами».
В качестве основных характеристик психологического климата многие ученые выделяют следующие:
• удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессами труда, уровнем руководства;
• преобладающий психологический настрой в коллективе;
• взаимопонимание руководителей и подчиненных;
• участие членов коллектива в управлении и самоуправлении;
• сплоченность вокруг целей деятельности;
• сознательная дисциплина;
• продуктивность работы.
Таким образом, создать систему управления качеством образования можно лишь в хорошо организованном и здоровом в социальном и в психологическом отношениях коллективе.
Список литературы
1. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций: Учебное пособие -Ростов н/Д: Феникс, 2005.
2. Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом модели и методы. - М., 1995.
3. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования: Учеб. Пособие к спецкурсу. - Волгоград: Перемена, 2002. - 136 с.
4. Сериков В.В. Общая педагогика: Избр. лекции. - Волгоград: Перемена, 2004. - 278 с.
5. Сериков В.В., Хокер Д. и др. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ развития: Сб. метод материалов. - Волгоград: Перемена, 2003. - 152 с.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; Под ред. Сластенина В.А. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
7. Шамова Т.И., Довыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М., 2001.