РАЗДЕЛ XI ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
УДК 378.145
Селюкова Екатерина Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ОСНОВНОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Seljukova Ekaterina Alekseevna
The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university, [email protected], Stavropol
PROFESSIONALISM AS THE BASIC QUALITY OF PEDAGOGICAL COLLECTIVE DEFINING EFFICIENCY AND QUALITY OF WORK OF EDUCATIONAL INSTITUTION
Интеллектуальные знания в современных условиях становятся главным капиталом человеческой личности, а возможность их приобретения, тем критерием, который характеризует ценность образовательного учреждения.
Педагогический коллектив, создавая образовательную среду в школе, обеспечивает благоприятные, комфортные или недостаточно благоприятные условия для самореализации учащихся в образовательной деятельности.
Любой процесс представляет собой движение, смену каких-то событий, состояний, изменений. Педагогический процесс предполагает взаимодействие педагогов и учащихся с целью образования, то есть обучения, воспитания и развития личности, итогом которых становится социализация: включение человека в жизнь и функционирование конкретного сообщества.
В педагогическом процессе главными составляющими являются педагогическая деятельность, реализующая заказ общества и организующая деятельность воспитанников; педагогическое взаимодействие, которое предполагает специально организованное, преднамеренное воздействие на личность воспитанника на основе специально организованного контакта, результатом которого становятся изменения в личности, как педагога, так и воспитанника; самоорганизующаяся деятельность самого воспитанника, которой, к сожалению, в педагогической науке до сих пор не уделялось должного внимания. Тем не менее, именно самостоятельная деятельность самого воспитанника является не только результатом педагогической де-
ятельности на основе педагогического взаимодействия, но и средством, механизмом, важной составляющей педагогического процесса [3; 8].
Педагог, воспитанник, их взаимодействие - три важнейших компонента, без которых педагогический процесс практически невозможен. И если на сегодняшний день достаточно глубоко разработаны первые две составляющие, то третья составляющая требует своего целенаправленного изучения и рассмотрения. Тем не менее, именно образовательное учреждение в состоянии решать эту задачу, поскольку образовательное учреждение представляет собой целостный организм, который существует по определенным законам как внешнего, так и внутреннего функционирования.
Любое образовательное учреждение: школа, гимназия, лицей, техникум, колледж, вуз подчиняется общегосударственным целям и задачам, выполняет требования Закона РФ «Об образовании», требования Конституции. В то же время имеет свою специфику, зависящую от контингента учащихся, от условий, в которых находится данное образовательное учреждение, от компетентности педагогов, от наличия или отсутствия целостного коллектива и единой образовательно-воспитательной системы.
В образовательных учреждениях, как правило, функционируют два самостоятельных и в то же время тесно взаимосвязанных коллектива. Это коллектив учащихся и коллектив педагогов, каждый из которых имеет свои задачи, свое содержание деятельности, свою систему взаимоотношений и свой функционал. Решающую роль в образовательном учреждении играет педагогический коллектив, как целостное объединение, призванное обеспечить успешное функционирование данного учреждения.
Педагогический коллектив, призванный обучать, воспитывать, развивать учащихся, будет добиваться наилучших результатов, если он будет представлять единое целое. Любой успешно функционирующий коллектив характеризуется следующими основными чертами:
- устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и времени;
- внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;
- структурированностью - определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;
- отчетливо выраженной однородностью состава, т. е. наличием признаков, присущих этому коллективу, отличающих его от других «чужих» групп;
- относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива, групповых ценностей, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы;
- организованностью, т. е. упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;
- открытостью, т. е. готовностью к принятию новых членов;
- закреплением традиций, символики [10, с. 91-93].
Основными составляющими, характеризующими целостность педагогического коллектива, являются: профессионализм и компетентность педагогов; наличие единых взглядов, смыслов, идей; деловой, психологический микроклимат в коллективе.
Профессионализм и компетентность педагогов представляют собой тот содержательный стержень, на котором держится вся образовательная система учреждения. Профессионализм предполагает хорошее владение профессиональными знаниями и умениями, владение своим предметом, умение им увлечь учащихся, найти те приемы и способы, которые помогут учащимся овладеть предлагаемыми знаниями. Профессионализм предполагает наличие профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность выполнения своих профессиональных функций.
Успешная реализация знаний и умений в значительной степени зависит от того, насколько присущи педагогу такие деловые качества, как: целеустремленность, организованность, реалистичность и последовательность; уверенность, умение формулировать и четко ставить цели, ясно и настойчиво стремиться к их достижению; способность и умение убеждать в правильности принятых решений; чувство нового, творческий подход к делу; аналитико-синтетические умения в проведении хода результатов работы и их оценки; потребность в постоянном расширении и углублении своих знаний в вопросах педагогики и психологии [5, с. 34-37].
Осознание и оценка своих профессиональных качеств, знаний, умений и навыков рассматривается как содержание профессиональной компетентности, которая дополняется характером самооценки профессиональных потребностей и мотивов деятельности. Критериями развития профессиональной компетентности могут быть: самооценка профессиональных качеств и притязаний; сформированность профессионального целеполагания; способность к выработке программы действий, ее реализации, анализу и коррекции.
Профессиональная компетентность отличается от профессионализма тем, что предполагает осознание «себя» в профессиональной деятельности, что означает осознание своих потребностей, интересов, стремлений, ценностных ориентаций, социальных ролей и мотивов; соотношение профессионально важных качеств с их нормативом - общественно значимыми требованиями профессии; выработку собственной линии поведения, своего индивидуального стиля занятости, на основе оценки себя как профессионала.
Профессиональная компетентность, определяется как процесс осознания «себя» в каждой из трех составляющих пространства профессионального труда в системе профессиональной деятельности; системе профессионального общения и системе развития собственной личности.
Уровень профессионализма и компетентности педагогов в конкретном определенном учреждении характеризует степень сформированности педа-
гогического коллектива. При низком уровне или разноуровневом профессионализме каждый педагог работает в своей логике и естественно, педагогический коллектив, как таковой, работает вразнобой. Только высокий уровень профессионализма, и профессиональной педагогической компетентности всех педагогов или, по крайней мере, большинства, обеспечат наиболее результативную деятельность педагогического коллектива.
При этом очень важно, чтобы педагогический коллектив объединял не только профессионализм специалистов, но и единство взглядов, смыслов, идей. Аксиологический /ценностный/ подход в педагогической деятельности строится на гуманистических основаниях. Ценности и смыслы (по
В. П. Тугаринову) возникают из взаимодействия объективного мира с потребностями человека, и становятся регуляторами определенных норм и поведения. Необходимо, чтобы все специалисты конкретного учреждения придерживались единой педагогической стратегии, построенной на определенных методологических позициях, отрабатывали единые, выработанные совместно всем коллективом, взгляды и работали на конкретных ценностях и смыслах [7, с. 89].
Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает ориентацию в первую очередь на личность, а потом уже на знания и умения. То есть при личностно-ориентированном подходе знания становятся не целью, а средством развития личности. В этой логике меняется цель работы учителя: главное - развить личность, а не передать знания, даваемые в школе, помочь развитию личности каждого ученика, раскрыть ее возможности, творческий потенциал. При этом направлении отрабатываются такие понятия и ценности: личность, индивид, развитие, творчество, успех, достижение. При таком подходе меняется и позиция учителя по отношению к ученику. Ведущим становится демократический стиль общения, педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка учащихся, творческое содружество и т.д. [1; 9].
Организационно-управленческий подход требует от коллектива освоение управленческих умений: умение диагностировать, ставить цели, четко планировать, проектировать и организовывать процесс познания и деятельности, контролировать, анализировать результаты и на этой основе намечать новый уровень деятельности. Ценностями, которые отрабатываются в таком коллективе, становятся: цель, организация, план, контроль, ответственность, анализ, результат и т.' д. При таком подходе, коллектив педагогов действует слаженно, единодушно. Наблюдается высокий уровень взаимозаменяемости, взаимоответственности. Отношения складываются деловые, взаимоуважительные [2, с. 44^5].
Педагогический коллектив, работающий над проблемой компетентности, характеризуется высоким уровнем профессиональных знаний и умений. Как правило, этот коллектив легко откликается на все инновации, с интересом отстаивает новые технологии, делится своими находками, опытом, достижениями. Главными ценностями и смыслами в этом коллективе
становятся такие понятия, как: профессионализм, знания, умения, опыт, инновации, достижения и т. д. Отношения в коллективе строятся на взаимопомощи, на обмене находками, идеями, достижениями.
Традиционный (знанъевый) подход предполагает культивирование знаний, которые могут передаваться как традиционно, так и в логике развивающего подхода. Педагогический коллектив, работающий в этом ключе, отрабатывает программно-содержательный блок. Формируются такие смысловые ценности, как знание, ум, интеллект, культура, любознательность, образование. Отношения в таком коллективе строятся на оценке профессиональных знаний и умений, а по отношению к учащимся ценится широта и глубина их интересов, познавательная активность.
Педагогические коллективы, овладевающие акмеологическим подходом в образовательной деятельности, характеризуются осмыслением субъектной позиции личности. Основная проблема: как познать и использовать личностный потенциал, как помочь личности простроить себя в оптимальном варианте и достичь наивысшего расцвета своих возможностей. Ценностями этих коллективов становятся: субъект, потенциал, возможности, расцвет, достижение, самопознание, самовоспитание, самоопределение, самореализация и т. д. Отношения в таком коллективе строятся на взаимопонимании, взаимопомощи, взаимоответственности.
Информационно-компыоторный подход, который становится смыслом деятельности педагогического коллектива, требует от педагогов овладения новыми профессиональными умениями и необходимость перестроить свои отношения как с учащимися (воздействие происходит не на прямую), так и со знаниями, которые передаются и осмысливаются принципиально в другой логике. Ценностями такого коллектива становятся: компьютер, интернет, информация, поиск, сайт, интердоска и т. д. [2; 4].
При наличии любой направленности деятельности чрезвычайно важно, чтобы жизнедеятельность педагогического коллектива сопровождалась благоприятным психологическим климатом. Психологический климат, как правило, характеризуется взаимопониманием, взаимоподдержкой, высоким уровнем эмпатийности, коллективистическими отношениями. Благоприятный педагогический коллектив строится на нравственных и коллективистических началах, на ответственности, открытости, контактности, организованности, эффективности и информированности.
Нравственность предполагает внутриколлективные отношения на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Коллективистические начала включают в себя постоянную заботу членов коллектива об его успехах, умение решать все проблемы сообща в соответствии с интересами коллектива, создание добрых традиций, стремление добиться желаемых результатов. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого ученика, за его знания и развитие. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива принимают определенные обязательства,
подтверждают свои слова делами, объективно оценивают свои успехи и неудачи, сознательно подчиняются дисциплине. Открытость предполагает способность устанавливать и поддерживать хорошие, построенные на доброжелательности, взаимоотношения с другими коллективами.
Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность, хорошие личные, эмоциональные, благоприятные, дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность позволяет оперативно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. Эффективность обеспечивает успешность решения тех задач, которые ставятся перед коллективом. Информированность предполагает четкое знание задач, стоящих перед коллективом, знание содержания и итогов работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга [1; 6, с. 123-124].
Во многом сплоченность коллектива зависит от стадий его развития.
Проблема стадий развития коллектива рассматривалась А. С. Макаренко, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, А. Н. Лутошкиным и другими исследователями коллектива. Наиболее устоявшейся стала следующая трактовка.
На первой стадии (притирка) люди приглядываются друг к другу, стараются показать свое «Я». На этой стадии отсутствует коллективное творчество, решающую роль в сплочении коллектива играет руководитель. Вторая стадия (конфликтная) характеризуется образованием группировок, открыто выраженным разногласием, борьбой за лидерство, приобретают значение личные взаимодействия, возникают противодействия между руководителями и отдельными подчиненными. На третьей стадии (экспериментирование) коллектив начинает работать рывками, возникает интерес работать лучше, другими средствами и методами. На четвертой стадии (творчество) появляется опыт успешного решения проблем, каждый член коллектива гордится своей принадлежностью к нему. На пятой стадии внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения в основном становятся неформальными.
Таким образом, уровень профессионализма, сплоченности, наличие единых взглядов, концептуальных подходов в педагогическом коллективе определяет эффективность и качество работы данного образовательного учреждения.
Библиографический список
1. Алексеев, Н. А. Личностно ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. [Текст]/ Н. А. Алексеев. - Тюмень, 1997.
2. Батышев, А. С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. [Текст]/ А. С. Батышев. - М., 2003.
3. Бусыгина, А. Л. Совершенствование педагогической компетентности преподавателей как фактор повышения эффективности учебного процесса ВУЗа.[Текст]/
A. Л. Бусыгина. - СПб., 1994.
4. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины, активная лексика. [Текст]/ С. М. Вишнякова. - М., 1999.
5. Гильманов, С. А. Творческая индивидуальность учителя. [Текст]/
С. А. Гильманов. - Тюмень, 1995.
6. Липман, О. Психология профессий. [Текст]/ О. Липман. - М., 1993.
7. Пенкрат, Л. В. Мотивы выбора профессии: Книга для учителя. [Текст]/ Л. В. Пенкрат, - Минск,1990.
8. Сергеева, В. В. Управление образовательными системами. [Текст]/
B. В Сергеева. - М., 2000.
9. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технология. [Текст]/ В. В Сергеева - Волгоград, 1994.
Ю.Хозяинов, Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. [Текст]/ Г. И. Хозяинов. - М., 1988.
УДК 371
Никитин Михаил Валентинович
Доктор педагогических наук, профессор, директор НИИ развития профессионального образования Департамента образования г. Москвы, [email protected], [email protected], Москва
АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО:
ЗАДАЧИ, МЕХАНИЗМЫ, ПОДХОДЫ
Nikitin Mihail Valentinovich
Doctor of pedagodical science, professor, director of the scientifically-research institute development vocational education of the Moscow Department Education, [email protected], [email protected], Moscow
AUTONOMOUS INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION (SPE): THE PURPOSES, MECHANISMS, APPROACHES
Сначала об основных понятиях.
Автономное учреждение СПО - одна из форм государственной образовательной некоммерческой организации (техникум, колледж) реализующей программы довузовского профессионального образования. Отличительный признак АУ СПО - преимущественно горизонтальная интеграция имеющихся ресурсов и проектирование многоотраслевых образовательно-социальных комплексов с участием базовых групп социальных партнеров.