УДК 37.013
Е. Шагардинова ГЕНЕЗИС ФЕНОМЕНА ДУХОВНОСТИ
В ФИЛОСОФСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье представлен анализ генезиса осмысления феномена духовности и обосновывается необходимость проведения генезиса ввиду того, что в современные условиях модернизаций и преобразований наблюдаются падение нравов, искажение нравственные ориентиров, потеря культурный, ценностей в общественном и личностном смыьслах. Автором дан анализ терминов «духовность», «душа», «дух», раскрышаются основныге качества духовной личности, которыш предполагают приобретение качеств, свойств и возможностей, формируемых путем волевые усилий и целенаправленной организации образа жизни самой личности. В статье представлены широкий анализ и интерпретация высказываний известных мыслителей прошлого и настоящего, их рассуждения о смыьсле духовности личности, позволяющие представить путь эволюции данного феномена. В заключении статьи автор делает акцент на необходимости формирования духовно-нравственных качеств личности молодого человека и реализации в его жизни духовно-нравственных практик, которые помогут ему раскрыть новые таланты и скрытыш возможности, познать законы1 окружающего мира. Целью воспитания духовности человека, по мнению автора, является возможность преображения внутренних способностей и качеств души человека, заложенные природой. Материалы1 статьи могут быть использованы для образовательно-воспитательной подготовки студентов в аксиологическом аспекте.
Ключевые слова: душа, дух, духовность, воспитание, нравственность, ценности, мировоззрение, духовная личность.
Eldez Shagardmova GENESIS OF SPIRITUALITY PHENOMENON
IN PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION
Annotation. The article presents an analysis of the genesis of understanding the phenomenon of spirituality and necessity of genesis due to the fact that in modern conditions of new upgrades and changes decline of morals, the distortion of moral guidelines, the loss of cultural values in the public and the personal sense are observed. The author analyzes the terms «spirituality», «soul», «spirit», reveals the basic quality of the spiritual personality, which involves the acquisition of qualities, properties and opportunities generated by willpower and focused organization of lifestyle of the individual himself. The paper presents an extensive analysis and interpretation of the sayings of famous thinkers of the past and present, their arguments about the meaning of spirituality of the person, allowing to present the path of evolution of this phenomenon. At the end of the article the author emphasizes the need to form a spiritual and moral qualities of the young person and the realization in his life of spiritual and moral practices that will help to reveal new talents and hidden features, to learn the laws of the world around him. The purpose of education of human spirituality, according to the author, is the possibility of transformation of internal capabilities of human's soul embodied nature. Article submissions may be used as the axiological aspect training of students.
Keywords: soul, spirit, spirituality, education, morals, values, word view, spiritual person.
Важность формирования духовных качеств определяется необходимостью воспитания современной молодежи, способной возродить культурные ценности. В современных условиях модернизаций и преобразований наблюдаются падение нравов, искажение нравственных ориентиров, потеря культурных ценностей в общественном и личностном смыслах. Объяснением этому может служить утрата людьми подлинной культуры, национальных корней, традиций, веры, что свидетельствует о необходимости формирования духовности личности как важного процесса в жизнедеятельности молодого человека.
© Шагардинова Е., 2014
Анализируя содержание понятия «духовность», можно прийти к выводу, что категория духовности представляет определенную сложность в связи с многозначностью, неопределенностью и разнонаправленностью. Без понимания сущностной структуры данного феномена невозможно оптимально осуществить духовное воспитание личности студента. Рассматривая данный термин с философской точки зрения, нужно обратить особое внимание на понимание самого корня духовности, попытаться проанализировать суть и содержание родственных ему понятий «дух» и «душа».
Категория духовности в философии Платона, полагающего, что душа - подлинная основа и причина человека, понятие или смысл, идея или жизнь тела, проявляется в виде качеств души человека в бытие. Душа, по мнению философа, - вечная, бессмертная составляющая, благодаря которой бессмертен сам человек, проходящий в своем становлении череду рождений и смертей. В процессе такой эволюции человек развивает в себе качества духовности: душу как часть Единого и Мировой души, как связующее звено бытия, как любовь и добродетель, а добродетель - основа нравственности и стержень духовности, свойства которой проявляются в рассудительности, мужестве, понятливости, щедрости, которая включает в себя также знание, разум, справедливость.
Духовность в работах Платона выступает как свойство космоса, дар богов человеку, процесс формирования и реализации нравственных качеств человека в цикле перевоплощений, заданных Единым и Мировой душой. По мнению Платона, ориентация души всегда выше любого развитого интеллекта, который накапливает свой опыт пребывания в материи. Если душа развита слабо, то человеку недоступны тонкие переживания чувства истины, любви, гармонии, красоты и всего того, что имеет божественное начало, даже если человек обладает блестящим интеллектом, сильным характером, выносливым физическим телом. Воздействие души на ум человека становится возможным только на высоких этапах ее развития. Несмотря на то что у каждого человека есть душа, лишь единицы осознают ее существование и непосредственное влияние. Базовыми характеристиками и качествами души являются безусловная любовь, самодостаточность, радость, счастье, свобода, ответственность, мудрость, интуиция, благодарность, благородство, верность, гармония, красота, простота, терпение, сострадание [1, с. 67].
Существует огромная разница между духом и душой. Дух не зависит от тела и смерти, разума, жизни и других проявлений природы, не подлежит рождению. Он контролирует земные рождения человека и управляет ими, оставаясь при этом вне плана земных воплощений, потому что не переходит в тело воплощенного, находясь всегда сверху над ним. Душа пребывает не сверху, а внутри человека, она расположена за физическим сердцем человека, ее сила «не в знании, а в духовном чувстве» [6, с. 6].
Русский философ И.А. Ильин рассматривал духовность как проявление человеческой нематериальной сущности - духа, святости. По мнению философа, духовность личности не ограничивается лишь умственной деятельностью личности. Она определяется внутренним миром, сферой мышления, мировоззрением, осознанием нравов, нравственностью [3, с. 342]. А С.Р. Аблеев раскрывает понятие «дух» как внутреннюю сущность мира, земли, человека или чего-либо вообще. У каждого человека дух индивидуален. Он сам создает себя через духовную работу, восприятие культуры, которую человек усваивает через воспитание. Дух выступает внутренним светилом, ядром души человека [1, с. 78]. То есть духовный человек - это человек, следующий основным нравственным заповедям.
Известный педагог, академик РАО Б.Т. Лихачев связывал духовность с духом и душой, описывая ее как совокупность физических, энергетических, сознательных, бессознательных и умственных сил человека. Под влиянием духа воля личности организует образ жизни человека в соответствии с требованиями духовности [4, с. 229].
Феномен духовности видится центральным в понимании сущности духовно-нравственного становления и развития человека в рамках учения «Живой этики», записанного философами-соотечественниками Е.И. Рерих и Н.К. Рерихом в 20-30-х гг. XX в. Духовность в учении «Живой этики» неразрывно связана с понятиями «человек» и «эволюция». Человек в работах философов представлен «неотъемлемой частью Вселенной и Космоса. Человек есть утверждение космических высот и отражение Вселенной» [5, с. 256].
Е.И. Рерих пишет, что человек является преобразователем мира, который своим поведением может совершать благие или вредоносные поступки, в зависимости от его нравственного воспитания. Истинное становление духовности может наступить лишь при расширении сознания и в понимании духовного начала как главенствующего в жизни. Расширение или эволюция сознания подразумевают пробуждение духовности, нравственности человека, который жизнь должен расценивать как высшее явление [5, с. 278].
Рассуждая о духовности, Е.И. Рерих характеризует этот феномен как «основу вечного Бытия и ярой любви ко всему прекрасному» [5, с. 145]. По ее мнению, духовность прежде всего есть сознание. В сознании человека духовность, как правило, или спит, или отсутствует, если человек в своей жизни не развивает высшие психические и нравственные способности, тем самым нарушая связь со своими духовными центрами, дающими человеку истинное бессмертие «богочеловека». Под богочеловеком Е.И. Рерих понимает личность, которая способна в процессе развития сознания, направить свои усилия на объединение разума с духовным сознанием. «При объединении разума с духовным сознанием можно применить термины - «яснознание», «ясновидение» и «яснослышание», которые характеризуются как психологические состояния, указывающие на безграничные возможности интеллекта и разума в процессе эволюции» [5, с. 237]. Обретают данные психические свойства лишь те, кто посредством сердечного устремления и путем целенаправленных тренировок стремятся к эволюции и поддержанию высшего уровня состояния сознания.
По мнению Е.И. Рерих, духовность неразрывно связана с развитым сердцем человека. Под развитым сердцем нужно понимать расширенное сознание. Именно сердце есть престол сознания, а не сентиментальность. Характерно, что люди, говоря о высших сокровенных думах, всегда кладут руку на сердце, ибо они помещают сознание в сердце... потому что личность, живущая сердцем, живет в полной гармонии и согласии со своим умом, психикой, высшим «Я» [5, с. 287]. В процессе очищения сердца в человеке раскрываются таланты и новые грани возможностей, рождается способность к осознанию, восприятию и обретению истинной духовности.
Другой ученый-гуманист, Ш.А. Амонашвили, рассматривая феномен духовности, пишет о том, что духовность - это целенаправленные усилия и устремления к совершенствованию духа и сущности [2, с. 22]. По мнению автора, необходимо поднимать уровень сознания, который дает понимание эволюции смысла жизни человечества на Земле и во Вселенной - таково главное предназначение человека, путь к которому лежит в ведении определенного образа жизни. Его составляющими являются: чистота помыслов, чистота сознания, утверждение общего блага.
Вместе с тем нужно понимать, что не каждый человек готов к перестройке своего образа жизни вследствие накопившихся за многие годы стереотипов и моделей поведения. Перестроить образ жизни, изменить стиль и манеру поведения подсилу молодому поколению, поскольку в юном возрасте психика человека находится на стадии становления, есть возможность и силы для выбора лучшего жизненного пути, следуя которому личность обретет истинную нравственность, духовность, минуя невежество и стереотипы, навязываемые современным обществом потребления. Из этого следует, что духовность и нравственность - это не просто слова, не просто практики, а те состояние сознания и настроение человека, которые находятся в его душе. Духовность берет свое начало от природного стремления человека к счастью. Отсюда тяга к знанию, совершенствованию,
самореализации. Духовность всегда внутри. Для того чтобы повышать духовность, нужно изменить себя и окружающих в лучшую сторону, что является важной духовно-нравственной проблемой современной теории и практики воспитания.
Нельзя не согласиться с Н.М. Романенко в том, что «актуальность воспитания духовности личности вызвана противоречивыми духовными процессами в жизни российского общества. С одной стороны, долгие годы доминировал атеизм, в результате чего церковная собственность превратилась в светскую (секуляризация), разрушился традиционный христианский менталитет. С другой -продолжалось влияние традиционных религий на сознание российских этносов. Тенденция последних лет отождествления духовности с религиозностью ... неправомерна. Духовная культура может быть как религиозной, так и светской, в которой воплощается стремление человека к постижению высших ценностей, достижению гармонии во взаимоотношениях с людьми, с природой, культурой, наукой, искусством ... Ограниченным выглядит рассмотрение духовности в контексте нравственного воспитания, характерное для большинства отечественных исследований, выполненных на протяжении последних десятилетий. Становится все более ясной необходимость целостного исследования феномена духовной культуры личности. Сущность воспитания духовности старшего школьника состоит в том, что, изучая любой учебный предмет как определенный фрагмент целостной картины мира, он одновременно обогащает свой духовный мир, обретает способность творить, любить, верить, надеяться, жить для других. Следовательно, педагогическая деятельность учителя имеет диалектически двойственный характер, и если учитель в процессе преподавания не развивает духовную сторону личности ученика, то его деятельность в этом случае не является по существу воспитательной деятельностью, способной подводить ребенка к пониманию смысла жизни. Процесс воспитания духовной культуры ребенка невозможен без духовной культуры учителя, без диалога культур» [6, с. 3-4].
Все негативные проявления в человеке и в обществе, отмечает Б.Т. Лихачев [4], обусловлены неразвитостью духовных качеств, что является причиной личных и социальных конфликтов. Духовность, которая формирует нравственные качества и сознание личности, облагораживает человека, делает его способным творить добро и гармонию в общении с другими людьми, преодолевать в себе и обществе агрессивное поведение. Обобщая слова Б.Т. Лихачева, можно говорить о том, что характер личности, которая руководствуется духовно-нравственными ценностями, заключается в проявлении доброты, великодушия, умиротворения, благотворительности, правдивости, спокойствия, сострадания ко всем живым существам. Вместе с тем «духовная жизнь личности многоаспектна и многогранна, включает в себя не только рациональные и эмоциональные составляющие, но и аксиологически-когнитивные и мотивационно-волевые моменты. При этом нужно помнить, что все стороны духовной жизни фиксируются не в мозаичном многообразии, а в строгом единстве, взаимообусловленности и целостности» [5, с. 126].
Стремление личности к духовности и нравственности будет способствовать раскрытию талантов, развивая новые психические способности, требующие определенных усилий и воли. Духовно-нравственные практики раскроют у человека новые таланты и скрытые возможности, помогут познать ему законы окружающего мира, что делает все более ясной проблему целостного исследования феномена духовности личности молодого человека.
Библиографический список
1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник / С.Р. Албеев. - М.: АСТ: Астрель, 2002. - 416 с. -(Высшая школа).
2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.
3. Ильин И.А. Наши задачи: статьи 1951-1954 гг. // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2, кн. 2. - М.: Русская книга, 1993. - 480 с.
4. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: спец. курс / Б.Т. Лихачев. - М.: Владос, 2010. - 335 с.
5. Рерих Е.И. Изучение свойств человека // У порога Нового Мира. - М.: Междунар. центр Рерихов, 2000. -С. 281-290.
6. Романенко Н.М. Воспитание духовной культуры старших школьников: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 337 с.