Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 4 (181)
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.032.2
00! 10.23951/1609-624Х-2017-4-22-27
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
О. И. Лапицкий
Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск
Рассматривается проблема формирования гуманитарной культуры руководителя школы. Цель - раскрыть сущностные составляющие этого феномена и показать проявления гуманитарной культуры через процессы становления духовности человека. Духовность раскрывается через полипарадигмальный подход в науке, определяется педагогическая сущность духовности и ее становление как некоторый процесс самостроительства и личностного роста. Показано, что гуманитарная культура руководителя является необходимым условием формирования духовного пространства школы. При этом личность руководителя рассматривается как способная к духовному обогащению и саморазвитию и является носителем особой духовности, особого педагогического менталитета - интеллигентности. Обосновано, что интеллигентность как качество личности можно развивать, если внутренними регуляторами руководителя становятся духовно-нравственные ценности, потребность в саморазвитии, высокая гуманитарная культура. Выявлено, что педагогическое сообщество предъявляет повышенные требования к духовно-нравственным личностным качествам руководителя, таким как порядочность, благородство, совестливость, справедливость, высокая духовность и культура.
На примерах двух инновационных школ Амурской области Тындинской гимназии № 1 и Архаринской СОШ № 1 показано, как формировалось духовное пространство школы под воздействием гуманитарной культуры их руководителей. По мнению автора, это пространство будет именно таким, если воспитание в нем базируется на основе духовно-нравственных ценностей, духовной общности коллектива взрослых и детей, профессиональной деятельности «духовных наставников», способных пробудить души воспитанников, и руководителя как человека культуры и интеллигентной личности.
Ключевые слова: гуманитарная культура руководителя, духовное пространство школы, духовность, интеллигентность личности, личность руководителя, духовно-нравственные ценности, полипарадигмальный подход.
Достоянием российского просвещения и культуры всегда была идея единства образования и духовности. Классики русской педагогики (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др.) рассматривали цель образования через вхождение человека в пространство духовных ценностей, духовных практик и непрерывной духовно ориентированной деятельности.
В современной педагогике Ш. А. Амонашвили по праву можно назвать духовным отцом образования. Его философско-педагогические идеи как чистый родник подпитывают и укрепляют духовное ядро педагогов, живущих сегодня чаяниями и надеждами современной школы. Они позволяют достучаться до сердца и прочувствовать все «обнаженные нервы» школы, которые дают о себе знать в разных местах. Это и усугубляющееся здоровье школьников и учителей, и оторванное от сущности человека содержание образования, его сциентизм и технократизм, и слабый культурный слой в пространстве взаимодействия взрослых, детей и соци-
альных партнеров школы, и рассогласование ценностей взрослых и детей и др.
«Обнаженность нерва» школы и чистые капли пробивающегося духовного родника должны быть прочувствованы разумом и сердцем тех, кто руководит школами и кто отвечает за них по большому счету на уровне города, региона, страны. Но силу школы направляет, как утверждает Ш. Амо-нашвили, сила собственного духа школы [1]. Школа должна заботиться не только о значимости ЗУНов, но и о формировании особой образовательной среды, пропитанной высокой культурой, гуманными отношениями, насыщенной духовной жизнью. «Образовательный мир должен быть пропитан верою и духовностью. Это и есть истина школы», - так пишет Ш. Амонашвили [1, с. 14].
Но дать импульс к возрождению духовной культуры школы может только тот руководитель, который, преодолев некоторый формальный статус интеллигента с дипломом («офисного интеллектуала»), наделенного властью, постоянно поднимает-
ся по духовной вертикали к гуманистическим ценностям, непрерывно усиливает свой вектор лич-ностно-профессионального саморазвития.
В последнее время широко используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении многогранной образовательной и общественно значимой деятельности руководителя школы. Синергийность профессиональных качеств с общекультурными и духовно-нравственными проявлениями создает условия для продуктивного роста личности руководителя. Единство всех этих проявлений, по мысли Т. Г. Браже, образует гуманитарную культуру педагога [2]. Жизнедеятельность выдающихся педагогов-руководителей (В. А. Караковского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, М. П. Щетинина) вписывается в феномен гуманитарной культуры, которая проявляется в их высокой интеллигентности, широте кругозора, преданности педагогическим и культурным ценностям, беззаветном служении детям.
По убеждению академика Д. С. Лихачёва, XXI в. должен стать веком гуманитарной культуры. Он подчеркивал, что гуманитарная культура человека в любом деле определяется не только его способностями разбираться в литературе, истории, искусстве, а должна рассматриваться в широком, мировоззренческом контексте [3].
Гуманитарная культура у представителя любой профессии формирует духовное ядро человечности, которое раскрывается через качества доброты и сердечности, взаимопонимания и толерантности в отношениях с разными людьми. Гуманитарность чужда высокомерию, технократизму и вульгарному прагматизму, она способствует становлению целостной личности и ее творческого потенциала.
К гуманитарной культуре руководителя образовательного учреждения отнесем совокупность личностных и профессиональных качеств, ценностно-смысловых установок, формирующих его духовное ядро как человека культуры. Гуманитарная культура сопряжена с диалоговостью, аналитической направленностью интеллекта, использованием понятия «культура» как наиболее общего, способностью к рефлексии на индивидуальном, групповом, коллективном уровнях, потребностью к самообразованию и самосовершенствованию, гуманистическим человеко-центрированным подходом к управлению людьми, пониманием личности как духовной индивидуальности человека.
Формирование гуманитарной культуры зависит от процессов становления духовности человека, это, казалось бы, - аксиома. Но чтобы ее принять для дальнейшего проектирования духовного пространства школы, выясним, что же есть духов-
ность, в чем духовная сущность педагогической деятельности?
Этот сложный феномен рассмотрим на основе полипарадигмального подхода, популярного в современной науке. Методолог В. В. Краевский подчеркивает возрастающую роль междисциплинарных исследований и усиление интегративной функции педагогики в системе наук о человеке. Интегративное гуманитарное знание можно получить, используя знания из других научных дисциплин, а полипарадигмальность позволит преодолеть некоторую раздробленность этих знаний (но она не будет равнозначна принципам аддитивности и эмерджентности) и позволит сосуществовать парадигмам порой противоположной направленности и вести поиск их гармоничной совместимости. Это даст направление для поиска метаоснований в проектировании духовного пространства образовательного учреждения и определения позиции в этом пространстве руководителя.
В советской педагогике духовность рассматривалась исключительно в теологическом смысле, как следование религиозным канонам, а сфера души была прерогативой только религии. Но в русской культуре педагогика традиционно была, по сути, православной, следование христианским заповедям было заложено в основу воспитания подрастающего поколения. Эта мысль подтверждается в работах русских педагогов С. И. Гессена, П. Ф. Каптерева, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.
Однако тема духовности уже давно стала достоянием современной отечественной культуры. Через эту базовую категорию определяется и полнота человеческого бытия, и целостность развития личности. Но здесь наметились разные подходы в трактовке.
Так, сторонники аксиологического подхода раскрывают сущность духовности через включение человека в мир культуры, свободу творческой деятельности, осознание потребности в восхождении к гармонии и самосовершенству, в воспитании души человека. В таких концепциях нравственные ценности постигаются через осмысление исторических корней, в которых есть место и религиозным учениям. Предлагаются пути и способы «о-духо-творения» образовательного пространства школы и «пробуждения души» воспитанников.
Представители гносеологического подхода развитие духовности не мыслят без высоких нравственных ориентиров, которые проявляются в процессе самопознания через силу духа человека и его стремления к самосовершенствованию.
С точки зрения деятельностного подхода сущность духовности связана с непрерывным трудом человека по творческому самопреобразованию, самоорганизации и самоуправлению.
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 4 (181)
Как считает Е. П. Белозерцев, такие подходы основываются на секуляризованном мышлении, то есть являются ограниченными, несамодостаточными, недоговоренными. «В то же время в педагогической среде, - пишет он, - в поисках выхода из духовного кризиса укрепляется мнение, что православное воспитание может послужить основой целостного образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни» [4, с. 262].
Несколько отличная позиция от предыдущих в православном подходе, который решение проблем образования и воспитания предлагает осуществлять «через духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке» [5].
Ряд авторитетных представителей психолого-педагогических школ России (Ш. А. Амонашвили, Е. П. Белозерцев, Е. И. Исаев, Н. Д. Никандров, В. А. Сластёнин, В. И. Слободчиков) подчеркивают потенциальные педагогические возможности православия в современном образовании и духовно-нравственном воспитании.
Исходя из представленных выше интерпретаций и в соответствии с полипарадигмальностью, можно сделать вывод, что в понимании духовности, несмотря на различные подходы, есть единство в том, что сердцевина духовности - общечеловеческие ценности, что становление духовности в человеке идет как непрерывный процесс самостроительства, самообогащения и личностного восхождения к самому себе лучшему по «духовной вертикали».
В подтверждение приведем несколько определений духовности, сформулированных современными российскими учеными. «Духовность есть сопричастность человека к святости, выполнение общечеловеческих норм, постоянное совершенствование себя» [6, с. 87]. «Духовность - это особое нравственно-эстетическое состояние человека, когда он искренне привержен таким ценностям, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость, когда он ведет бесконечный внутренний диалог о своем предназначении и смысле жизни» [4, с. 65].
Полипарадигмальный подход дает возможность понять, что современное человековедение должно строиться на новой антропологической концепции, в которой есть место таким понятиям, как душа, дух, духовность. И это важно в период особой «психозойской эры» (В. И. Вернадский), когда переоценивается миссия человека, ее направленность на культурно-духовное самостроительство, «возделывание человека в человеке», признание «диалектики души».
В понимании духовной сущности педагогического труда разделяем точку зрения А. А. Каку-рина, который рассматривает ее как триединый закон духовного развития личности: «С добром и верой - к цели жизни» [6]. Наполним это видение духовной сущности труда педагога гуманным мировоззрением и гуманитарной культурой, беззаветным служением делу воспитания детей, верою в ребенка, вниманием к богатству души и внутреннего мира человека, культурно-духовным саморазвитием и высокоразвитым чувством подвижничества.
Если духовность составляет ядро личности руководителя, можно говорить и о его высокой гуманитарной культуре. Он способен формировать особое духовное пространство школы, где культивируются такие свойства личности, как интеллигентность, благородство, достоинство, внутренняя культура.
Внутренняя культура руководителя - это его духовный опыт, закрепленный в отношениях, в каких-то способах их выражения (книги, целостное видение явлений и событий, мировоззренческие и нравственные установки, публичные выступления и разговорная речь и т. п.). При всем многообразии форм духовного опыта суть его проста: внимание к человеку. Академик Ю. М. Лотман образно называл культуру «экологией человеческой души» [7]. Внутренняя культура близка понятиям «духовность», «нравственность». В интеллигентном человеке они связаны воедино: внутренняя культура - это система духовных ценностей человека, а нравственность - это его обращенность к другим людям. Внешняя культура - проявления в поведении, манере держаться, говорить, одеваться и т. п.
Первое, что характеризует интеллигентного человека, - желание понять другого, войти в его положение. Как писал академик Н. Н. Моисеев, необходима «априорная доброжелательность», то есть изначально отношение к человеку как хорошему, к его просьбе - как обоснованной. Особенно это важно в отношении руководителя школы, тесно взаимодействующего с разными людьми: педагогами, учащимися, родителями, социальными партнерами, представителями органов власти.
Исследование, проведенное среди учителей школ города Благовещенска, показало, что педагоги хотят видеть в своем руководителе человека образованного, культурного и интеллигентного. При ответе на вопрос, какими качествами должен обладать руководитель школы, чтобы называться интеллигентным человеком, преобладающими качествами оказались нравственные: порядочность, благородство, совестливость, справедливость, дея-тельностное неравнодушие, высокая духовность и культура. Вторыми по значимости были названы
интеллектуальные свойства: эрудиция, способность выдвигать новые идеи, гибкость ума. Третье место разделили внешняя культура: тактичность, общительность, вежливость, умение слушать и художественная культура: начитанность, эстетическая чуткость. Полученные результаты говорят о высокой востребованности духовно-нравственных личностных качеств руководителя в педагогическом сообществе. Дефицит именно этих качеств способен нанести наибольший ущерб по имиджу руководителя и его образовательного учреждения.
Личность руководителя в значительной мере является результатом работы человека над собой, а также условий, в которых осуществляется его деятельность. Некоторые черты характера личности руководителя предопределяются природой (в свойствах праличности, по М. И. Лисиной, О. И. Мот-кову), но большая часть из них формируется в процессе социализации и образования. Получая профессиональное педагогическое образование в вузе, а затем социально-педагогический опыт и управленческие знания, директор школы становится носителем особой духовности, особого учительского менталитета - интеллигентности. Само по себе образование можно рассматривать как фундамент интеллигентности, но она не гарантируется с получением диплома, требуется духовная работа самого человека над собой, целеустремленное и многоаспектное саморазвитие. Как утверждал в своих работах философ А. Ф. Лосев, становление человека интеллигентным должно сопровождаться всю жизнь, это постоянное развитие интеллекта и ценностных качеств человеческого духа [8].
Академик Д. С. Лихачёв выделял необходимые качества человека быть терпимым в интеллектуальной сфере общения, постоянно работать по укреплению собственных духовных сил: «Многие думают, что приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать и читать с выбором: чтение главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное ее „топливо"» [3, с. 126].
В понимании сущности категории «интеллигентность» автор разделяет точку зрения ярких мыслителей XX в. А. Ф. Лосева, Д. С. Лихачёва в их работах «Дерзание духа» и «Русская культура» и представителя Казанской научной школы В. И. Андреева, который определял интеллигентность как интегральную характеристику высокогуманных и прогрессивных гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств личности в единстве с высокой общей культурой [9, с. 91].
Отсутствие ценностной основы в личностно-профессиональном становлении руководителей
отдельных образовательных учреждений приводит к тому, что вместо интеллигентной личности формируется образ человека с характеристиками зазнайства, высокомерия, равнодушия, эгоизма. Духовное же саморазвитие человека, согласно концептуальным положениям педагогики саморазвития личности, следует рассматривать через мир все новых индивидуальных смыслов в непрерывном процессе «выстраивания себя» как творческой, саморазвивающейся личности (Л. Н. Куликова, В. Г. Маралов, Л. А. Степашко).
В интеллигентной личности руководителя торжествует духовное начало, основанное на синер-гийности ценностей личностных и профессионально-педагогических. «Личности нет, если нет сверхличных ценностей, и личности нет, если она лишь средство сверхличных ценностей», - писал Н. А. Бердяев [10, с. 22]. Чтобы последнего не произошло, человек должен интериоризировать эти сверхличные ценности и творчески их конкретизировать.
В инновационных школах Амурской области: гуманитарной гимназии № 1 г. Тынды, Арха-ринской СОШ № 1 (директора: В. Ф. Самолюк, Т. Н. Зудова), работающих по программам творческого саморазвития личности в авторской лаборатории О. И. Лапицкого, апробировались идеи педагогического проектирования особого духовного пространства школы, нацеленного на укрепление индивидуальности каждого участника образовательного процесса, их саморазвития.
Педагогическое проектирование и участие в формировании новой концепции школы как школы творческого саморазвития личности, построении логико-смысловых моделей духовного пространства школы способствовали интериори-зации у руководителей и педагогов таких ценностей, как интеллигентность, творческое саморазвитие, и все это стало возможным в результате «взращивания», становления новой гуманитарной культуры руководителей этих образовательных учреждений [11].
Особое духовное пространство, согретое умными и неравнодушными сердцами педагогов, сформировалось в Благовещенской негосударственной школе «Наш дом», где директором более 20 лет работает С. Ю. Городович. Духовные теории и духовные практики этой школы формируются в особой каждодневной атмосфере искренних и доверительных взаимоотношений взрослых и детей. Школа не обособлялась, не оригинальничала введением ультрамодных новшеств, она выстрадала и выстроила свою концепцию сердечной, гуманной педагогики на основе идей Я. Корчака, Ш. Амонаш-вили и уже на протяжении 20 лет щедро делится своими наработками и проблемами с коллегами по
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 4 (181)
педагогическому сообществу. Свидетельством тому пятые по счету региональные педагогические чтения по проблемам становления гуманной педагогики, инициатор и организатор которых школа «Наш дом», являющаяся филиалом Международного центра гуманной педагогики, руководитель Центра - академик Российской академии образования Ш. А. Амонашвили.
Отметим, что в упомянутых образовательных учреждениях не только отрабатываются новые подходы в содержании обучения, но и кардинально меняются цели образования. Ими становятся: воспитание благородного, интеллигентного человека, способного к осознанному саморазвитию, творящего собственную жизнь; развитие личности, включенной в освоение отечественной духовной традиции и способной к ведению диалога с иными культурами; возрождение духовно-чувственного образа жизни на основе связи человека с природой и историей. Направления реализации этих целей разнообразны, ибо вариативное образование создает для этого педагогические условия. О такой школе в социуме формируется добрая слава и имидж, в ней с увлечением учатся и работают.
Взращивание духовности - задача школы. Это одна из самых трудных педагогических проблем. Она разрешима, если проектирование образова-
тельного пространства школы будут осуществлять педагоги, разделяющие ценности гуманитарной культуры, которая должна стать гносеологическим фундаментом духовности, выполнять миссию духовного единения всех участников образовательного процесса, «обеспечивать человека теми знаниями, - как утверждает М. С. Каган, - которые необходимы каждому не профессионально, а экзистенциально» [12].
Данное исследование показало, что вектор развития таких образовательных учреждений задают руководители, отличающиеся интеллигентностью, подвижничеством. Если руководитель образовательного учреждения - интеллигентная личность, то вокруг него группируются интеллигенты, создается нормальная творческая атмосфера, а духовное саморазвитие руководителя как интеллигентной личности выступает необходимым условием в проектировании духовного пространства школы. Это пространство формируется, если воспитание в нем базируется на основе духовно-нравственных ценностей, духовной общности коллектива взрослых и детей, если в этом пространстве есть аттракторы, которые способны «пробудить души» воспитанников (духовные наставники), а руководитель обладает высокой гуманитарной культурой и интеллигентностью.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Истина школы. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2006. 42 с.
2. Браже Т. Г. Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования. СПб.: Тускарора, 2006. 164 с.
3. Лихачёв Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 440 с.
4. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 704 с.
5. Шестун Е. В. (игумен Георгий) Православные традиции духовно-нравственного становления человека (историко-теоретический аспект): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2006. 41 с.
6. Какурин А. А. Духовность: история, теория, педагогика. СПб: Нестор-История, 2015. 301 с.
7. Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб: Искусство-СПБ, 2005. 624 с.
8. Лосев А. Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. 366 с.
9. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 223 с.
10. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 375 с.
11. Проектирование гуманитарной среды гимназии как среды саморазвития / под ред. О. И. Лапицкого. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 224 с.
12. Каган М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-традиция, 2007. 592 с.
Лапицкий Олег Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет (ул. Ленина, 104, Благовещенск, Россия, 675000). E-mail: loi-58@mail.ru
Материал поступил вредакцию17.01.2017.
О. И. Лапицкий. Гуманитарная культура руководителя как условие формирования... DOI 10.23951/1609-624X-2017-4-22-27
HUMANITARIAN CULTURE OF A HEADMASTER AS A FACTOR OF FORMATION OF SPIRITUAL ENVIRONMENT AT SCHOOL
0. I. Lapitsky
Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russian Federation
The article is devoted to the problem of the formation of a headmaster's humanitarian culture. The purpose of the article is to reveal the intrinsic components of this phenomenon and to show the manifestations of humanitarian culture through the formation processes of a person's spirituality. The author discloses spirituality through the poliparadigmatic approach in science, defines the pedagogical essence of spirituality, considers its formation as a process of self-building and personal growth. The article states that the humanitarian culture of a headmaster is a necessary factor for forming spiritual environment of school. At the same time the personality of headmaster is considered to be capable of spiritual enrichment and self-development and is a carrier of special spirituality and of pedagogical mentality - intelligence. Intelligence, as a quality of the personality, can be developed if spiritual and moral values need self-development, and high humanitarian culture become the inner regulators of a headmaster. The research shows that the pedagogical community imposes high requirements to spiritual and moral personal qualities of a head, such as decency, nobility, conscientiousness, justice, high spirituality and culture.
The examples of two innovative schools of the Amur Region (Gymnasium №1 in Tynda and Secondary school №1 in Arkhara) have shown how the humanitarian culture of a headmaster influences the spiritual environment of a school. According to the author, this environment will be as such if upbringing is based on spiritual and moral values, spiritual unity of a school, professional activity of the "spiritual mentors" which are capable to awake souls of their pupils and a headmaster as a well-educated person.
Key words: humanitarian culture of a headmaster, spiritual environment of school, spirituality, intelligence of the personality, personality of a headmaster, spiritually-moral values, poliparadigmatic approach.
References
1. Amonashvili Sh. A. Istina shkoly [Truth of school]. Moscow, ID Shalvy Amonashvili Publ., 2006. 42 p. (in Russia).
2. Brazhe T. G. Gumanitarnaya kul'tura vzroslykh: razvitiye vprotsesse nepreryvnogo obrazovaniya [Humanitarian culture of adults: development in the course of continuous education]. St. Petersburg, Tuskarora Publ., 2006. 164 p. (in Russia).
3. Likhachyov D. S. Russkaya kul'tura [Russian culture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 2000. 440 p. (in Russia).
4. Belozertsev E. P. Obrazovaniye: istoriko-kul'turnyyfenomen [Education: historical and cultural phenomenon]. St. Petersburg, Izd-vo R. Aslanova "Yuridicheskiy tsentr Press" Publ., 2004. 704 p. (in Russia).
5. Shestun E. V. (igumen Georgiy) Pravoslavnye traditsii dukhovno-nravstvennogo stanovleniya cheloveka (istoriko-teoreticheskiy aspekt). Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Orthodox traditions of spiritual and moral formation of the person (historical and theoretical aspect). Abstract of thesis doct. of ped. sci.]. Kazan, 2006. 41 p. (in Russia).
6. Kakurin A. A. Dukhovnost': istoriya, teoriya, pedagogika [Spirituality: history, theory, pedagogics]. St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2015 p. (in Russia).
7. Lotman Yu. M. Vospitaniye dushi[Education of soul]. St. Petersburg, Iskusstvo-SPB Publ., 2005. 624 p. (in Russia).
8. Losev A. F. Derzaniye dukha [Aspiration of spirit]. Moscow, Politizdat Publ., 1988. 366 p. (in Russia).
9. Andreev V. I. Evristika dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Heuristics for creative self-development ]. Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy Publ., 2008. 223 p. (in Russia).
10. Berdyaev N. A. O rabstve i svobode cheloveka. Opyt personalisticheskoy filosofii [About slavery and freedom of the person. Experience of personality's philosophy]. Tsarstvo dukha i tsarstvo Kesarya [Kingdom of spirit and Caesar's kingdom]. Moscow, Respublika Publ., 1995. p. (in Russia).
11. Proektirovaniye gumanitarnoy sredy gimnazii kak sredy samorazvitiya [Projection of the humanitarian environment of a gymnasium as self-development environments]. Under the editorship of O. I. Lapitsky. Moscow, NII shkol'nykh tekhnologiy Publ., 2009. 224 p. (in Russia).
12. Kagan M. S. Sistemno-sinergeticheskiy podkhod k postroeniyu sovremennoy pedagogicheskoy teorii [System and synergetic approach to creation of the modern pedagogical theory]. Sinergeticheskaya paradigma. Sinergetika obrazovaniya [Synergetic paradigm. Education synergetrics]. Moscow, Progress-traditsiya Publ., 2007. 592 p. (in Russia).
Lapitsky O. I., Blagoveshchensk State Pedagogical University (ul. Lenina, 104, Blagoveshchensk, Russian Federation, 675000). E-mail: loi-58@mail.ru