Научная статья на тему 'Гуманитарная культура руководителя как условие формирования духовного пространства школы'

Гуманитарная культура руководителя как условие формирования духовного пространства школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ / ДУХОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ / ДУХОВНОСТЬ / ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / HUMANITARIAN CULTURE OF A HEADMASTER / SPIRITUAL ENVIRONMENT OF SCHOOL / SPIRITUALITY / INTELLIGENCE OF THE PERSONALITY / PERSONALITY OF A HEADMASTER / SPIRITUALLY-MORAL VALUES / POLIPARADIGMATIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапицкий Олег Иванович

Рассматривается проблема формирования гуманитарной культуры руководителя школы. Цель – раскрыть сущностные составляющие этого феномена и показать проявления гуманитарной культуры через процессы становления духовности человека. Духовность раскрывается через полипарадигмальный подход в науке, определяется педагогическая сущность духовности и ее становление как некоторый процесс самостроительства и личностного роста. Показано, что гуманитарная культура руководителя является необходимым условием формирования духовного пространства школы. При этом личность руководителя рассматривается как способная к духовному обогащению и саморазвитию и является носителем особой духовности, особого педагогического менталитета – интеллигентности. Обосновано, что интеллигентность как качество личности можно развивать, если внутренними регуляторами руководителя становятся духовно-нравственные ценности, потребность в саморазвитии, высокая гуманитарная культура. Выявлено, что педагогическое сообщество предъявляет повышенные требования к духовно-нравственным личностным качествам руководителя, таким как порядочность, благородство, совестливость, справедливость, высокая духовность и культура. На примерах двух инновационных школ Амурской области Тындинской гимназии № 1 и Архаринской СОШ № 1 показано, как формировалось духовное пространство школы под воздействием гуманитарной культуры их руководителей. По мнению автора, это пространство будет именно таким, если воспитание в нем базируется на основе духовно-нравственных ценностей, духовной общности коллектива взрослых и детей, профессиональной деятельности «духовных наставников», способных пробудить души воспитанников, и руководителя как человека культуры и интеллигентной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN CULTURE OF A HEADMASTER AS A FACTOR OF FORMATION OF SPIRITUAL ENVIRONMENT AT SCHOOL

The article is devoted to the problem of the formation of a headmaster’s humanitarian culture. The purpose of the article is to reveal the intrinsic components of this phenomenon and to show the manifestations of humanitarian culture through the formation processes of a person’s spirituality. The author discloses spirituality through the poliparadigmatic approach in science, defines the pedagogical essence of spirituality, considers its formation as a process of self-building and personal growth. The article states that the humanitarian culture of a headmaster is a necessary factor for forming spiritual environment of school. At the same time the personality of headmaster is considered to be capable of spiritual enrichment and self-development and is a carrier of special spirituality and of pedagogical mentality intelligence. Intelligence, as a quality of the personality, can be developed if spiritual and moral values need self-development, and high humanitarian culture become the inner regulators of a headmaster. The research shows that the pedagogical community imposes high requirements to spiritual and moral personal qualities of a head, such as decency, nobility, conscientiousness, justice, high spirituality and culture. The examples of two innovative schools of the Amur Region (Gymnasium №1 in Tynda and Secondary school №1 in Arkhara) have shown how the humanitarian culture of a headmaster influences the spiritual environment of a school. According to the author, this environment will be as such if upbringing is based on spiritual and moral values, spiritual unity of a school, professional activity of the “spiritual mentors” which are capable to awake souls of their pupils and a headmaster as a well-educated person.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная культура руководителя как условие формирования духовного пространства школы»

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 4 (181)

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.032.2

00! 10.23951/1609-624Х-2017-4-22-27

ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

О. И. Лапицкий

Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск

Рассматривается проблема формирования гуманитарной культуры руководителя школы. Цель - раскрыть сущностные составляющие этого феномена и показать проявления гуманитарной культуры через процессы становления духовности человека. Духовность раскрывается через полипарадигмальный подход в науке, определяется педагогическая сущность духовности и ее становление как некоторый процесс самостроительства и личностного роста. Показано, что гуманитарная культура руководителя является необходимым условием формирования духовного пространства школы. При этом личность руководителя рассматривается как способная к духовному обогащению и саморазвитию и является носителем особой духовности, особого педагогического менталитета - интеллигентности. Обосновано, что интеллигентность как качество личности можно развивать, если внутренними регуляторами руководителя становятся духовно-нравственные ценности, потребность в саморазвитии, высокая гуманитарная культура. Выявлено, что педагогическое сообщество предъявляет повышенные требования к духовно-нравственным личностным качествам руководителя, таким как порядочность, благородство, совестливость, справедливость, высокая духовность и культура.

На примерах двух инновационных школ Амурской области Тындинской гимназии № 1 и Архаринской СОШ № 1 показано, как формировалось духовное пространство школы под воздействием гуманитарной культуры их руководителей. По мнению автора, это пространство будет именно таким, если воспитание в нем базируется на основе духовно-нравственных ценностей, духовной общности коллектива взрослых и детей, профессиональной деятельности «духовных наставников», способных пробудить души воспитанников, и руководителя как человека культуры и интеллигентной личности.

Ключевые слова: гуманитарная культура руководителя, духовное пространство школы, духовность, интеллигентность личности, личность руководителя, духовно-нравственные ценности, полипарадигмальный подход.

Достоянием российского просвещения и культуры всегда была идея единства образования и духовности. Классики русской педагогики (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др.) рассматривали цель образования через вхождение человека в пространство духовных ценностей, духовных практик и непрерывной духовно ориентированной деятельности.

В современной педагогике Ш. А. Амонашвили по праву можно назвать духовным отцом образования. Его философско-педагогические идеи как чистый родник подпитывают и укрепляют духовное ядро педагогов, живущих сегодня чаяниями и надеждами современной школы. Они позволяют достучаться до сердца и прочувствовать все «обнаженные нервы» школы, которые дают о себе знать в разных местах. Это и усугубляющееся здоровье школьников и учителей, и оторванное от сущности человека содержание образования, его сциентизм и технократизм, и слабый культурный слой в пространстве взаимодействия взрослых, детей и соци-

альных партнеров школы, и рассогласование ценностей взрослых и детей и др.

«Обнаженность нерва» школы и чистые капли пробивающегося духовного родника должны быть прочувствованы разумом и сердцем тех, кто руководит школами и кто отвечает за них по большому счету на уровне города, региона, страны. Но силу школы направляет, как утверждает Ш. Амо-нашвили, сила собственного духа школы [1]. Школа должна заботиться не только о значимости ЗУНов, но и о формировании особой образовательной среды, пропитанной высокой культурой, гуманными отношениями, насыщенной духовной жизнью. «Образовательный мир должен быть пропитан верою и духовностью. Это и есть истина школы», - так пишет Ш. Амонашвили [1, с. 14].

Но дать импульс к возрождению духовной культуры школы может только тот руководитель, который, преодолев некоторый формальный статус интеллигента с дипломом («офисного интеллектуала»), наделенного властью, постоянно поднимает-

ся по духовной вертикали к гуманистическим ценностям, непрерывно усиливает свой вектор лич-ностно-профессионального саморазвития.

В последнее время широко используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении многогранной образовательной и общественно значимой деятельности руководителя школы. Синергийность профессиональных качеств с общекультурными и духовно-нравственными проявлениями создает условия для продуктивного роста личности руководителя. Единство всех этих проявлений, по мысли Т. Г. Браже, образует гуманитарную культуру педагога [2]. Жизнедеятельность выдающихся педагогов-руководителей (В. А. Караковского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, М. П. Щетинина) вписывается в феномен гуманитарной культуры, которая проявляется в их высокой интеллигентности, широте кругозора, преданности педагогическим и культурным ценностям, беззаветном служении детям.

По убеждению академика Д. С. Лихачёва, XXI в. должен стать веком гуманитарной культуры. Он подчеркивал, что гуманитарная культура человека в любом деле определяется не только его способностями разбираться в литературе, истории, искусстве, а должна рассматриваться в широком, мировоззренческом контексте [3].

Гуманитарная культура у представителя любой профессии формирует духовное ядро человечности, которое раскрывается через качества доброты и сердечности, взаимопонимания и толерантности в отношениях с разными людьми. Гуманитарность чужда высокомерию, технократизму и вульгарному прагматизму, она способствует становлению целостной личности и ее творческого потенциала.

К гуманитарной культуре руководителя образовательного учреждения отнесем совокупность личностных и профессиональных качеств, ценностно-смысловых установок, формирующих его духовное ядро как человека культуры. Гуманитарная культура сопряжена с диалоговостью, аналитической направленностью интеллекта, использованием понятия «культура» как наиболее общего, способностью к рефлексии на индивидуальном, групповом, коллективном уровнях, потребностью к самообразованию и самосовершенствованию, гуманистическим человеко-центрированным подходом к управлению людьми, пониманием личности как духовной индивидуальности человека.

Формирование гуманитарной культуры зависит от процессов становления духовности человека, это, казалось бы, - аксиома. Но чтобы ее принять для дальнейшего проектирования духовного пространства школы, выясним, что же есть духов-

ность, в чем духовная сущность педагогической деятельности?

Этот сложный феномен рассмотрим на основе полипарадигмального подхода, популярного в современной науке. Методолог В. В. Краевский подчеркивает возрастающую роль междисциплинарных исследований и усиление интегративной функции педагогики в системе наук о человеке. Интегративное гуманитарное знание можно получить, используя знания из других научных дисциплин, а полипарадигмальность позволит преодолеть некоторую раздробленность этих знаний (но она не будет равнозначна принципам аддитивности и эмерджентности) и позволит сосуществовать парадигмам порой противоположной направленности и вести поиск их гармоничной совместимости. Это даст направление для поиска метаоснований в проектировании духовного пространства образовательного учреждения и определения позиции в этом пространстве руководителя.

В советской педагогике духовность рассматривалась исключительно в теологическом смысле, как следование религиозным канонам, а сфера души была прерогативой только религии. Но в русской культуре педагогика традиционно была, по сути, православной, следование христианским заповедям было заложено в основу воспитания подрастающего поколения. Эта мысль подтверждается в работах русских педагогов С. И. Гессена, П. Ф. Каптерева, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.

Однако тема духовности уже давно стала достоянием современной отечественной культуры. Через эту базовую категорию определяется и полнота человеческого бытия, и целостность развития личности. Но здесь наметились разные подходы в трактовке.

Так, сторонники аксиологического подхода раскрывают сущность духовности через включение человека в мир культуры, свободу творческой деятельности, осознание потребности в восхождении к гармонии и самосовершенству, в воспитании души человека. В таких концепциях нравственные ценности постигаются через осмысление исторических корней, в которых есть место и религиозным учениям. Предлагаются пути и способы «о-духо-творения» образовательного пространства школы и «пробуждения души» воспитанников.

Представители гносеологического подхода развитие духовности не мыслят без высоких нравственных ориентиров, которые проявляются в процессе самопознания через силу духа человека и его стремления к самосовершенствованию.

С точки зрения деятельностного подхода сущность духовности связана с непрерывным трудом человека по творческому самопреобразованию, самоорганизации и самоуправлению.

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 4 (181)

Как считает Е. П. Белозерцев, такие подходы основываются на секуляризованном мышлении, то есть являются ограниченными, несамодостаточными, недоговоренными. «В то же время в педагогической среде, - пишет он, - в поисках выхода из духовного кризиса укрепляется мнение, что православное воспитание может послужить основой целостного образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни» [4, с. 262].

Несколько отличная позиция от предыдущих в православном подходе, который решение проблем образования и воспитания предлагает осуществлять «через духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке» [5].

Ряд авторитетных представителей психолого-педагогических школ России (Ш. А. Амонашвили, Е. П. Белозерцев, Е. И. Исаев, Н. Д. Никандров, В. А. Сластёнин, В. И. Слободчиков) подчеркивают потенциальные педагогические возможности православия в современном образовании и духовно-нравственном воспитании.

Исходя из представленных выше интерпретаций и в соответствии с полипарадигмальностью, можно сделать вывод, что в понимании духовности, несмотря на различные подходы, есть единство в том, что сердцевина духовности - общечеловеческие ценности, что становление духовности в человеке идет как непрерывный процесс самостроительства, самообогащения и личностного восхождения к самому себе лучшему по «духовной вертикали».

В подтверждение приведем несколько определений духовности, сформулированных современными российскими учеными. «Духовность есть сопричастность человека к святости, выполнение общечеловеческих норм, постоянное совершенствование себя» [6, с. 87]. «Духовность - это особое нравственно-эстетическое состояние человека, когда он искренне привержен таким ценностям, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость, когда он ведет бесконечный внутренний диалог о своем предназначении и смысле жизни» [4, с. 65].

Полипарадигмальный подход дает возможность понять, что современное человековедение должно строиться на новой антропологической концепции, в которой есть место таким понятиям, как душа, дух, духовность. И это важно в период особой «психозойской эры» (В. И. Вернадский), когда переоценивается миссия человека, ее направленность на культурно-духовное самостроительство, «возделывание человека в человеке», признание «диалектики души».

В понимании духовной сущности педагогического труда разделяем точку зрения А. А. Каку-рина, который рассматривает ее как триединый закон духовного развития личности: «С добром и верой - к цели жизни» [6]. Наполним это видение духовной сущности труда педагога гуманным мировоззрением и гуманитарной культурой, беззаветным служением делу воспитания детей, верою в ребенка, вниманием к богатству души и внутреннего мира человека, культурно-духовным саморазвитием и высокоразвитым чувством подвижничества.

Если духовность составляет ядро личности руководителя, можно говорить и о его высокой гуманитарной культуре. Он способен формировать особое духовное пространство школы, где культивируются такие свойства личности, как интеллигентность, благородство, достоинство, внутренняя культура.

Внутренняя культура руководителя - это его духовный опыт, закрепленный в отношениях, в каких-то способах их выражения (книги, целостное видение явлений и событий, мировоззренческие и нравственные установки, публичные выступления и разговорная речь и т. п.). При всем многообразии форм духовного опыта суть его проста: внимание к человеку. Академик Ю. М. Лотман образно называл культуру «экологией человеческой души» [7]. Внутренняя культура близка понятиям «духовность», «нравственность». В интеллигентном человеке они связаны воедино: внутренняя культура - это система духовных ценностей человека, а нравственность - это его обращенность к другим людям. Внешняя культура - проявления в поведении, манере держаться, говорить, одеваться и т. п.

Первое, что характеризует интеллигентного человека, - желание понять другого, войти в его положение. Как писал академик Н. Н. Моисеев, необходима «априорная доброжелательность», то есть изначально отношение к человеку как хорошему, к его просьбе - как обоснованной. Особенно это важно в отношении руководителя школы, тесно взаимодействующего с разными людьми: педагогами, учащимися, родителями, социальными партнерами, представителями органов власти.

Исследование, проведенное среди учителей школ города Благовещенска, показало, что педагоги хотят видеть в своем руководителе человека образованного, культурного и интеллигентного. При ответе на вопрос, какими качествами должен обладать руководитель школы, чтобы называться интеллигентным человеком, преобладающими качествами оказались нравственные: порядочность, благородство, совестливость, справедливость, дея-тельностное неравнодушие, высокая духовность и культура. Вторыми по значимости были названы

интеллектуальные свойства: эрудиция, способность выдвигать новые идеи, гибкость ума. Третье место разделили внешняя культура: тактичность, общительность, вежливость, умение слушать и художественная культура: начитанность, эстетическая чуткость. Полученные результаты говорят о высокой востребованности духовно-нравственных личностных качеств руководителя в педагогическом сообществе. Дефицит именно этих качеств способен нанести наибольший ущерб по имиджу руководителя и его образовательного учреждения.

Личность руководителя в значительной мере является результатом работы человека над собой, а также условий, в которых осуществляется его деятельность. Некоторые черты характера личности руководителя предопределяются природой (в свойствах праличности, по М. И. Лисиной, О. И. Мот-кову), но большая часть из них формируется в процессе социализации и образования. Получая профессиональное педагогическое образование в вузе, а затем социально-педагогический опыт и управленческие знания, директор школы становится носителем особой духовности, особого учительского менталитета - интеллигентности. Само по себе образование можно рассматривать как фундамент интеллигентности, но она не гарантируется с получением диплома, требуется духовная работа самого человека над собой, целеустремленное и многоаспектное саморазвитие. Как утверждал в своих работах философ А. Ф. Лосев, становление человека интеллигентным должно сопровождаться всю жизнь, это постоянное развитие интеллекта и ценностных качеств человеческого духа [8].

Академик Д. С. Лихачёв выделял необходимые качества человека быть терпимым в интеллектуальной сфере общения, постоянно работать по укреплению собственных духовных сил: «Многие думают, что приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать и читать с выбором: чтение главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное ее „топливо"» [3, с. 126].

В понимании сущности категории «интеллигентность» автор разделяет точку зрения ярких мыслителей XX в. А. Ф. Лосева, Д. С. Лихачёва в их работах «Дерзание духа» и «Русская культура» и представителя Казанской научной школы В. И. Андреева, который определял интеллигентность как интегральную характеристику высокогуманных и прогрессивных гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств личности в единстве с высокой общей культурой [9, с. 91].

Отсутствие ценностной основы в личностно-профессиональном становлении руководителей

отдельных образовательных учреждений приводит к тому, что вместо интеллигентной личности формируется образ человека с характеристиками зазнайства, высокомерия, равнодушия, эгоизма. Духовное же саморазвитие человека, согласно концептуальным положениям педагогики саморазвития личности, следует рассматривать через мир все новых индивидуальных смыслов в непрерывном процессе «выстраивания себя» как творческой, саморазвивающейся личности (Л. Н. Куликова, В. Г. Маралов, Л. А. Степашко).

В интеллигентной личности руководителя торжествует духовное начало, основанное на синер-гийности ценностей личностных и профессионально-педагогических. «Личности нет, если нет сверхличных ценностей, и личности нет, если она лишь средство сверхличных ценностей», - писал Н. А. Бердяев [10, с. 22]. Чтобы последнего не произошло, человек должен интериоризировать эти сверхличные ценности и творчески их конкретизировать.

В инновационных школах Амурской области: гуманитарной гимназии № 1 г. Тынды, Арха-ринской СОШ № 1 (директора: В. Ф. Самолюк, Т. Н. Зудова), работающих по программам творческого саморазвития личности в авторской лаборатории О. И. Лапицкого, апробировались идеи педагогического проектирования особого духовного пространства школы, нацеленного на укрепление индивидуальности каждого участника образовательного процесса, их саморазвития.

Педагогическое проектирование и участие в формировании новой концепции школы как школы творческого саморазвития личности, построении логико-смысловых моделей духовного пространства школы способствовали интериори-зации у руководителей и педагогов таких ценностей, как интеллигентность, творческое саморазвитие, и все это стало возможным в результате «взращивания», становления новой гуманитарной культуры руководителей этих образовательных учреждений [11].

Особое духовное пространство, согретое умными и неравнодушными сердцами педагогов, сформировалось в Благовещенской негосударственной школе «Наш дом», где директором более 20 лет работает С. Ю. Городович. Духовные теории и духовные практики этой школы формируются в особой каждодневной атмосфере искренних и доверительных взаимоотношений взрослых и детей. Школа не обособлялась, не оригинальничала введением ультрамодных новшеств, она выстрадала и выстроила свою концепцию сердечной, гуманной педагогики на основе идей Я. Корчака, Ш. Амонаш-вили и уже на протяжении 20 лет щедро делится своими наработками и проблемами с коллегами по

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 4 (181)

педагогическому сообществу. Свидетельством тому пятые по счету региональные педагогические чтения по проблемам становления гуманной педагогики, инициатор и организатор которых школа «Наш дом», являющаяся филиалом Международного центра гуманной педагогики, руководитель Центра - академик Российской академии образования Ш. А. Амонашвили.

Отметим, что в упомянутых образовательных учреждениях не только отрабатываются новые подходы в содержании обучения, но и кардинально меняются цели образования. Ими становятся: воспитание благородного, интеллигентного человека, способного к осознанному саморазвитию, творящего собственную жизнь; развитие личности, включенной в освоение отечественной духовной традиции и способной к ведению диалога с иными культурами; возрождение духовно-чувственного образа жизни на основе связи человека с природой и историей. Направления реализации этих целей разнообразны, ибо вариативное образование создает для этого педагогические условия. О такой школе в социуме формируется добрая слава и имидж, в ней с увлечением учатся и работают.

Взращивание духовности - задача школы. Это одна из самых трудных педагогических проблем. Она разрешима, если проектирование образова-

тельного пространства школы будут осуществлять педагоги, разделяющие ценности гуманитарной культуры, которая должна стать гносеологическим фундаментом духовности, выполнять миссию духовного единения всех участников образовательного процесса, «обеспечивать человека теми знаниями, - как утверждает М. С. Каган, - которые необходимы каждому не профессионально, а экзистенциально» [12].

Данное исследование показало, что вектор развития таких образовательных учреждений задают руководители, отличающиеся интеллигентностью, подвижничеством. Если руководитель образовательного учреждения - интеллигентная личность, то вокруг него группируются интеллигенты, создается нормальная творческая атмосфера, а духовное саморазвитие руководителя как интеллигентной личности выступает необходимым условием в проектировании духовного пространства школы. Это пространство формируется, если воспитание в нем базируется на основе духовно-нравственных ценностей, духовной общности коллектива взрослых и детей, если в этом пространстве есть аттракторы, которые способны «пробудить души» воспитанников (духовные наставники), а руководитель обладает высокой гуманитарной культурой и интеллигентностью.

Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Истина школы. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2006. 42 с.

2. Браже Т. Г. Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования. СПб.: Тускарора, 2006. 164 с.

3. Лихачёв Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 440 с.

4. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 704 с.

5. Шестун Е. В. (игумен Георгий) Православные традиции духовно-нравственного становления человека (историко-теоретический аспект): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2006. 41 с.

6. Какурин А. А. Духовность: история, теория, педагогика. СПб: Нестор-История, 2015. 301 с.

7. Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб: Искусство-СПБ, 2005. 624 с.

8. Лосев А. Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. 366 с.

9. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 223 с.

10. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 375 с.

11. Проектирование гуманитарной среды гимназии как среды саморазвития / под ред. О. И. Лапицкого. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 224 с.

12. Каган М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-традиция, 2007. 592 с.

Лапицкий Олег Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет (ул. Ленина, 104, Благовещенск, Россия, 675000). E-mail: loi-58@mail.ru

Материал поступил вредакцию17.01.2017.

О. И. Лапицкий. Гуманитарная культура руководителя как условие формирования... DOI 10.23951/1609-624X-2017-4-22-27

HUMANITARIAN CULTURE OF A HEADMASTER AS A FACTOR OF FORMATION OF SPIRITUAL ENVIRONMENT AT SCHOOL

0. I. Lapitsky

Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russian Federation

The article is devoted to the problem of the formation of a headmaster's humanitarian culture. The purpose of the article is to reveal the intrinsic components of this phenomenon and to show the manifestations of humanitarian culture through the formation processes of a person's spirituality. The author discloses spirituality through the poliparadigmatic approach in science, defines the pedagogical essence of spirituality, considers its formation as a process of self-building and personal growth. The article states that the humanitarian culture of a headmaster is a necessary factor for forming spiritual environment of school. At the same time the personality of headmaster is considered to be capable of spiritual enrichment and self-development and is a carrier of special spirituality and of pedagogical mentality - intelligence. Intelligence, as a quality of the personality, can be developed if spiritual and moral values need self-development, and high humanitarian culture become the inner regulators of a headmaster. The research shows that the pedagogical community imposes high requirements to spiritual and moral personal qualities of a head, such as decency, nobility, conscientiousness, justice, high spirituality and culture.

The examples of two innovative schools of the Amur Region (Gymnasium №1 in Tynda and Secondary school №1 in Arkhara) have shown how the humanitarian culture of a headmaster influences the spiritual environment of a school. According to the author, this environment will be as such if upbringing is based on spiritual and moral values, spiritual unity of a school, professional activity of the "spiritual mentors" which are capable to awake souls of their pupils and a headmaster as a well-educated person.

Key words: humanitarian culture of a headmaster, spiritual environment of school, spirituality, intelligence of the personality, personality of a headmaster, spiritually-moral values, poliparadigmatic approach.

References

1. Amonashvili Sh. A. Istina shkoly [Truth of school]. Moscow, ID Shalvy Amonashvili Publ., 2006. 42 p. (in Russia).

2. Brazhe T. G. Gumanitarnaya kul'tura vzroslykh: razvitiye vprotsesse nepreryvnogo obrazovaniya [Humanitarian culture of adults: development in the course of continuous education]. St. Petersburg, Tuskarora Publ., 2006. 164 p. (in Russia).

3. Likhachyov D. S. Russkaya kul'tura [Russian culture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 2000. 440 p. (in Russia).

4. Belozertsev E. P. Obrazovaniye: istoriko-kul'turnyyfenomen [Education: historical and cultural phenomenon]. St. Petersburg, Izd-vo R. Aslanova "Yuridicheskiy tsentr Press" Publ., 2004. 704 p. (in Russia).

5. Shestun E. V. (igumen Georgiy) Pravoslavnye traditsii dukhovno-nravstvennogo stanovleniya cheloveka (istoriko-teoreticheskiy aspekt). Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Orthodox traditions of spiritual and moral formation of the person (historical and theoretical aspect). Abstract of thesis doct. of ped. sci.]. Kazan, 2006. 41 p. (in Russia).

6. Kakurin A. A. Dukhovnost': istoriya, teoriya, pedagogika [Spirituality: history, theory, pedagogics]. St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2015 p. (in Russia).

7. Lotman Yu. M. Vospitaniye dushi[Education of soul]. St. Petersburg, Iskusstvo-SPB Publ., 2005. 624 p. (in Russia).

8. Losev A. F. Derzaniye dukha [Aspiration of spirit]. Moscow, Politizdat Publ., 1988. 366 p. (in Russia).

9. Andreev V. I. Evristika dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Heuristics for creative self-development ]. Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy Publ., 2008. 223 p. (in Russia).

10. Berdyaev N. A. O rabstve i svobode cheloveka. Opyt personalisticheskoy filosofii [About slavery and freedom of the person. Experience of personality's philosophy]. Tsarstvo dukha i tsarstvo Kesarya [Kingdom of spirit and Caesar's kingdom]. Moscow, Respublika Publ., 1995. p. (in Russia).

11. Proektirovaniye gumanitarnoy sredy gimnazii kak sredy samorazvitiya [Projection of the humanitarian environment of a gymnasium as self-development environments]. Under the editorship of O. I. Lapitsky. Moscow, NII shkol'nykh tekhnologiy Publ., 2009. 224 p. (in Russia).

12. Kagan M. S. Sistemno-sinergeticheskiy podkhod k postroeniyu sovremennoy pedagogicheskoy teorii [System and synergetic approach to creation of the modern pedagogical theory]. Sinergeticheskaya paradigma. Sinergetika obrazovaniya [Synergetic paradigm. Education synergetrics]. Moscow, Progress-traditsiya Publ., 2007. 592 p. (in Russia).

Lapitsky O. I., Blagoveshchensk State Pedagogical University (ul. Lenina, 104, Blagoveshchensk, Russian Federation, 675000). E-mail: loi-58@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.