Научная статья на тему 'Генерирование товарно-рыночных альтернатив при разработке товарной стратегии промышленного предприятия'

Генерирование товарно-рыночных альтернатив при разработке товарной стратегии промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова О. Ю.

Генерирование стратегических товарно-рыночных альтернатив становится необходимым компонентом формирования товарной стратегии промышленного предприятия, значительно повышающим его шансы добиться долгосрочного успеха на рынке. В результате проведенного исследования основных подходов к генерированию стратегических товарно-рыночных альтернатив представляется возможным утверждать, что необходимо проводить систематический и активный поиск привлекательных вариантов формирования высоколиквидных товарно-рыночных комбинаций посредством применения научно обоснованных методов и процессов, которые в совокупности призваны сделать процесс генерирования стратегических альтернатив более совершенным и эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATING COMMO DITY ALTERNATIVES OF MARKET STRATEGY OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

While creating a commodity market strategy of an industrial enterprise it is necessary and important to work out different commodity alternatives because they can provide long-time success and profit of an enterprise in a market competition. ♦ 185 ♦ The main methods towards creating strategb commodity market alternatives are presented in this article. In our research we came up to the conclusion that it is important to bok actively and systematically for suitable and profitable varieties of commodity combinations. A process of creating strategic commodity market alternatives can become more effective and perfect while using scientifb methods and approaches.

Текст научной работы на тему «Генерирование товарно-рыночных альтернатив при разработке товарной стратегии промышленного предприятия»

Итак, вопрос в том, каким образом помочь людям изменить их отношение к организации в ситуации, когда они знают и чувствуют, что организация своим поведением вынудила их относиться к себе отрицательно. Леон Фестингер дает нам чрезвычайно полезную и удобную для практического применения теорию изменения отно -шений. Его теория когнитивного диссонанса гласит: « Если людей заставили говорить или делать что-либо, противоречащее их личным отношениям (мыслям и чувствам), они стремятся изменить свои мысли и чувства (отношения) в соответствии со своим новым поведени -ем». При этом он добавляет: «Чем больше давление с целью изменить поведение (сверх минимально необхо -димого), тем меньше изменится поведение».

Итак, первый шаг в управлении изменениями на психологическом уровне — диагноз изменений в отношени -ях людей, особенно переход от положительного отно -шения к отрицательному. Иногда они очевидны, но иног -да люди скрывают свои истинные чувства от менеджеров, но не будут скрывать их во время частных разгово -ров с коллегами.

Вто рой шаг - попытаться понять причину изменения отношений, поскольку в этом заложен ключ к правильному подходу. Например, был ли диссонанс вызван из -менением чувств или он больше связан с появлением новых фактов. Цель здесь не в том, чтобы критиковать или защищать кого-то, а в том, чтобы понять.

Третий шаг - разработать план, как помочь людям сделать их отношение положительным. Первая проблема здесь в том, на какой из составляющих отношения нужно сконцентрироваться - на мыслях или на чувствах, или, может быть, наилучший вариант - совместить оба подхода. Главное - решить, как лучше помочь человеку нарушить баланс его отношения: иногда легче всего из-

менить «базу данных», иногда - поработать над чувствами людей.

Когда решение принято, остается только выбрать лучший способ воздействия. Способы будут меняться от ситуации к ситуации и могут включать в себя все что угодно - от совместного посещения бара до формального собрания с обсуждением причин реинжиниринга бизнес-процессов в данной организации.

Успешное внедрение реинжиниринговых проектов требует значительно больше, чем просто внедрение технических аспектов нового решения. Как можно увидеть, здесь есть множество моментов, имеющих решающее значение для успеха нового процесса, и их необходимо учесть на уровне организации в целом, рабочих групп и отдельных людей.

Реинжиниринг бизнес-процессов - перспективное направление менеджмента. Он дает возможность значительного скачка в результатах деятельности. Он подвержен таким же опасностям, как и другие методы, но в большинстве своем эти опасности известны и понятны. Тщательный выбор методов и умелое управление процессом осуществления подобных проектов позволяет любой организации использовать этот подход, его преимущества и обеспечить свое выживание и процветание в будущем.

Проблемы постоянного развития и постоянных изменений ор ганизации в Х1Х в. вышли на первый план. Эффективным средством решения этих задач стали технологии реинжиниринга, которые и легли в основу новых подходов к управлению. Можно сделать общий вывод: изменения, инициированные реинжинирингом бизнес-процессов, обязательно изменяют ключевые элементы системной структуры предприятия, поскольку все аспекты ее функционирования - люди, трудовые задания, менеджеры и их ценности - связаны друг с другом.

УДК 658

ГЕНЕРИРОВАНИЕ

ТОВАРНО-РЫНОЧНЫХ ААЬТЕРНАТИВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШАЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Достижение успеха любым промышленным предприятием в значительной степени зависит от его способности генерировать стратегические товарно-рыночные альтернативы, поскольку, во-первых, стратегические товарно-рыночные альтернативы определяют варианты, из которых при разработке товарной стратегии можно выбрать наиболее приемлемые для промышленного предприятия способы формирования набора товарно-рыночных комбинаций; во-вторых, после того как стратегические товарно-рыночные альтернативы определены и сформулированы в деталях, менеджеры могут заняться оцениванием рисков, уязвимости и выбирать компромиссные варианты; в-третьих, до тех пор, пока новые стратегические товарно-рыночные альтернативы не выявлены и не разработаны, вполне вероятно, что при реализации текущей товарной стратегии менеджеры будут отставать от плана, поскольку в условиях масштабных изменений (которые к тому же часто имеют характер разрывов) товарная стратегия, не позволяющая постоянно адаптироваться к изменяющейся внешней среде, в итоге приведет промышленное предприятие, которое ею руководствуется, к неудаче. Таким образом, генерирование стратегических товарно-

О.Ю. Козлова,

старший преподаватель кафедры национальной экономики и управления, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

рыночных альтернатив становится и необходимым, и важным компонентом формирования товарной стратегии промышленного предприятия. Заметим также, что, генерируя стратегические товарно-рыночные альтернативы, которые можно довести до жизнеспособных стратегических вариантов, руководство промышленного предприятия повышает шансы добиться долгосрочного успеха на рынке.

Анализ и обобщение различных точек зрения относительно формирования, оценки стратегических альтернатив и выбора оптимального варианта товарной стратегии промышленного предприятия, представленных в современной литературе, позволили утверждать, что можно выделить три основные школы экономической мысли. Точка зрения представителей первой экономической школы выражается в отказе от этапов генерирования и оценки стратегических товарно-рыночных альтернатив и выборе оппортунистической товарной стратегии. Это предполагает, как утверждает Д. Хасси1, что решения по модификации набора товарно-рыночных комбинаций порождаются сложившимися на данный момент возможностями. Г. Минцберг2, считая такой подход достаточно эффективным, утверждает, что выбор товарной стратегии зачастую определяется не в ходе анализа и тщательного размышления, а под влиянием некоторой стихийно сложившейся ситуации.

Весьма критически оценивая рекомендации принятия ключевых стратегических решений (именно к таким мы склонны относить стратегические решения по формированию товарно-рыночного набора) «наобум» или как «реакцию на какую-либо обычную мелочь»3, П. Друкер убедительно показывает, что такие решения неизбежно окажутся неправильными, поскольку «возможности все -гда бьют ключом, а средства для их осуществления ограничены »4.

Рассматривая предложенный учеными первой школы подход к формированию товарной стратегии как представляющий достаточно серьезную опасность формирования несбалансированного товарно-рыночного набора, не соответствующего имеющемуся внутреннему потенциалу промышленного предприятия, и, в конечном счете, способный поставить под угрозу выживание промышленного предприятия, считаем все же необходимым отметить его определенную ценность. Действительно, есть нема -лая доля здравого смысла в предложении по включению в процесс формирования товарной стратегии оппо ртуни-стического элемента, поскольку ни одно промышленное предприятие не сможет устоять против использования благоприятной возможности только потому, что она не была учтена в системе стратегических планов.

Вторая, наиболее многочисленная школа экономической мысли (И . Ансофф, П. Друкер , А .А. Томпсон, А.Д. Стрикленд, Д. Кэмпебел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон и др.), утверждает, что промышленное предприятие должно осуществлять активный систематический поиск всех доступных ему возможностей формирования высоколиквидного набора товарно-рыночных комбинаций, оценивать их на основе сформированной критериальной базы и затем осуществлять выбор оптимального набора товарно-рыночных комбинаций, обеспечи вающе-го промышленному предприятию долгосрочное пребы -вание на рынке. Более того, И. Ансофф, создавший, как нам представляется, логичный и систематический метод оценки и отбора вариантов товарно-рыночных аль-

тернатив, особо отмечает необходимость перманентного поиска привлекательных вариантов на всех стадиях формирования товарной стратегии, поскольку некоторые товарно-рыночные стратегические альтернативы остаются «витающими в воздухе»5. Важным аспектом предложенной американским исследователем6 системы оценки вариантов товарной стратеги и промышленного предприятия, как нам представляется, является принятие во внимание взаимосвязи между отдельными товарно-рыночными комбинациями, или эффекта синергии.

Представители третьей, самой малочисленной, школы утверждают, что промышленное предприятие должно развиваться, следуя четко определенному пути, и что возможности формирования и модификации портфеля товарно-рыночных комбинаций должны изыскиваться только в пределах этого пути. Эта научная школа приводит доводы в пользу того, что промышленное предприятие должно осуществлять поиск стратегических товарно-рыночных альтернатив, оставаясь в рамках того набора товарно-рыночных комбинаций, в поддержании которого у него есть специальные навыки и знания. Руководство промышленного предприятия, в соответствии с научными установками представителей данной экономической школы, может также предпринять не связанные, на первый взгляд, шаги, которые являются частью наиболее значимого намерения идентифицировать латентные потребности целевого рынка в целях совершенствования предлагаемых товаров, на этой основе изменить базисную составляющую рынка и сформировать в конечном счете уникальный высоколиквидный набор товарно-рыночных комбинаций. Г. Хэмел и К. Прахалад7, например, рассматривают такие шаги как один из способов добавления недостающих компонентов для стержневой компетенции. Как отмечает Д. Хасси8, даже в рамках более узких ограничений может быть широкое поле возможностей формирования высоколиквидного набора товарно-рыночных комбинаций.

Априорное сужение поля формирования стратегических альтернатив товарной стратегии может подойти лишь для таких узкоспециализированных промышленных предприятий, которыми желаемый рост и уровень прибыли могут быть достигнуты в определенной области. Это обстоятельство обнаруживает, как нам представляется, методологическую узость данного подхода и грозит при его последовательном использовании потерей гибкости промышленного предприятия в процессе формирования и поддержания набора товарно-рыночных комбинаций.

Заметим, что научные суждения данных экономических школ не представляются нам взаимоисключаю -щими. Подходы, нашедшие отражение в рамках первой и третьей школ, можно рассматривать, по нашему мнению, как дополняющие более проработанный и методологически ценный подход, предлагаемый представителями второй школы. Так, ориентация представителей третьей школы на будущие, формируемые самим про-мыш ленным предприятием рынки носит упреждающий характер, что способно придать более стратегический и углубленный характер поиску возможных вариантов товарно-рыночных комбинаций на выбранном целевом рынке, а способность отклоняться от запланированной товарной стратегии в случае возникновения непредвиденных избранным вариантом шансов и угроз, выделяемая как базовая в рамках первой экономической школы, может позволить реализоваться шансам и избежать

угроз при оценке и обосновании оппортунистической товарной стратегии.

Формирование портфеля возможных стратегических товарно-рыночных альтернатив должно осуществляться, полагаем, на систематической основе, исходя из идентифицированного внутреннего потенциала использования отличительных способностей и сильных сторон промышленного предприятия для осуществления деятельности на выбранных целевых рынках или сегментах и превращения слабых сторон в сильные, а также с учетом выявленных в ходе осуществления прогноз-оценки факторов его макро- и микроокружения. Кроме того, генерированием стратегических товарно-рыночных аль -тернатив (т.е. процессом идентификации и разработки различных товарно-рыночных комбинаций, при помощи которых можно добиться формирования сбалансированного высоколиквидного портфеля таких комбинаций) необходимо тщательно и системно управлять. Если про -мышленное предприятие не генерирует постоянного потока товарно-рыночных альтернатив, то выбор товар -ных стратегий, которыми оно может воспользоваться, существенно сужается. Когда такое происходит, возмо-жен, как верно отмечают Л. Фаэй и Р. Рэнделл9, только один результат - долгосрочное выживание промышленного предприятия оказывается под угрозой. Поэтому руководство промышленного предприятия должно очень внимательно относиться к мониторингу и оцениванию не только качества предложенных стратегических товарно -рыночных альтернатив, но и качества сопровождающих их аналитических и организационных процессов.

Таким образом, генерирование стратегических товарно-рыночных альтернатив должно стать постоянным ви -дом деятельности. Хотя это может показаться парадоксальным, сказанное особенно справедливо, когда руко -водство промышленного предприятия полагает, что необходимости в стратегических товарно-рыночных альтернативах у него нет. Необходимость в непрерывном генерировании альтернатив объясняется, по нашему мнению, двумя важными причинами:

1) промышленное предприятие должно постоянно искать способы для увеличения доходов от текущей то -варной стратегии. Настойчивый поиск стратегических товарно-рыночных альтернатив позволяет промышленному предприятию сосредоточиться на непрерывном мониторинге изменений в отрасли или в конкурентном контексте, а также в более широкой макросреде. Такой мониторинг необходим для поиска возможностей фор -мирования высоколиквидных товарно-рыночных, скры -тых в изменениях, происходящих в окружающей среде;

2) необходимость строить будущее, занимаясь настоящим, представляющая собой фундаментальную стратегическую проблему10, требует развития обеспечивающих прорыв стратегических товарно-рыночных альтер -натив, без которых промышленное предприятие не смо -жет обеспечить себе выживание на будущем рынке.

Процесс формирования портфеля возможных стратегических товарно-рыночных альтернатив, как нам пред -ставляется в результате изучения соответствующей данному вопросу экономической литературы11, должен осуществляться в четыре изолированных этапа: генериро -вание широкого перечня стратегических товарно-рыночных альтернатив; формирование критериальной базы предварительного отбора и оценки стратегических то -

варно-рыночных альтернатив; предварительный отбор стратегических товарно-рыночных альтернатив; оценка полученных в результате предварительного отбора стратегических товарно-рыночных альтернатив. Кроме того, необход имо :

- отслеживать изменения во внешней среде и осуществлять поиск привлекательных вариантов формирования товарно-рыночных комбинаций;

- оценивать род взаимодействия между товарно-рыночными комбинациями, включенными в их перспективный набор;

- предлагать распределение ресурсов промышленного предприятия между существующими товарно-рыночными комбинациями и теми, которые могут появиться в условиях неполноты информации;

- выделять товарно-рыночные комбинации, в поддер -жании которых промышленное предприятие обладает ключевыми компетенциями;

- обеспечивать сбалансированность перспекти вно-го набора товарно-рыночных комбинаций по фазам из жизненных циклов.

В идеале, замечают М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хе-доури12, желательно выявление всех возможных вариантов формирования высоколиквидного набора товарно -рыночных комбинаций. «Лучший способ отыскать хорошую идею, - отмечает дважды нобелевский лауреат Л. К. Полинг, - найти много идей»13. Однако на практике промышленному предприятию оказывается чрезвычайно сложно выявить и проанализировать все возможные варианты вследствие ограниченности материальных, трудовых, финансовых ресурсов14, а также недостаточности у руководства промышленного предприятия знаний и времени15, и рассматриваемый этап свдится к процедуре « просто поразмыслить»16 и выбору решения, позволяющего лишь снять остроту проблемы17. В этих условиях, особенно когда ситуация требует немедленного реагирования (например, упразднение Министерства ЖКХ в 1991 г. повлекло резкое сокращение заказов на производимую продукцию ОАО «ТролЗа»), руководство промышленного предприятия скорее пыталось найти решение, позволяющее избежать обвала продаж (а именно так и была определена проблема), а не стремиться к совершенствованию товарно-рыночного портфеля посредством расширенного поиска новых товарно-рыночных комбинаций, что, в свою очередь, явилось катализирующим фактором, приведшим промышленное предприятие-лидера к состоянию банкротства.

Подобная практическая реализация этапов генерирования и отбора альтернативных вариантов формирования товарной стратегии промышленного предприятия, по нашему мнению, не может рассматриваться как удовлетворительная даже в силу наличия ограниченности ресурсов, поскольку недостаточная концентрация внимания руководства и средств на данном этапе значительно увеличивает вероятность пустого их расходования на реализацию принятого неверного стратегического решения относительно формирования набора товарно-рыночных комбинаций. Такой вывод находит под -тверждение в результате проведенных зарубежными аналитиками практических исследований, нашедших отражение в известных работах Ж. Ж. Ламбена18. Так, если в 1968 г. для получения одной успешной товарно-рыночной комбинации необходимо было выявить как

минимум 58 новых идей, то в 2001 г. благодаря повышенному вниманию к генерированию возможных вариантов формирования товарно-рыночных комбинаций и увеличения доли общих расходов с 10% в 1958 г. до 21% в 2001 г. на поиск и отслеживание возникновения новых идей создания высоколиквидных товар но-рыночных комбинаций стало возможным сократить необходимое количество последних до семи.

В свете вышесказанного необходимо проводить систематический и активный поиск привлекательных вариантов формирования высоколиквидных товарно-ры ночных комбинаций посредством применения научно обоснованных методов и процессов, которые в совокупности призваны сделать процесс генерирования стратегических альтернатив более совершенным и эффективным. Содержание рассматриваемого этапа заключается в формулировке перечня всех возможных способов формирования набора товарно-рыночных комбинаций, идентифицированных в ходе проведения предыдущих этапов разработки товарной стратегии промышленного предприятия. Каждый из таких возможных способов представляет собой самостоятельную товарно-рыночную альтернативу, а их совокупность - портфель стратегических альтернатив товарной стратегии.

1 См.: Хасси Д. Стратегия и планирование / Пер. с англ. под ред. Л .А. Трофимовой. СПб.: Питер, 2001. С. 149.

2 См.: Минцберг Г, Альстрэнд Б., Лэмпел Дж Школы стратегий / Пер.с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001 .

3 Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: ФАИР -ПРЕСС, 2002. С. 251.

4 Там же. С. 250.

5 См.: Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 55.

6 См.: Ансофф И. Стратегическое управление / Пер .с англ. СПб.: Питер Ком, 1989.

7 См.: Hamel G, Prahalad C.K. Competing for the Future. Harvard Business School Press. Boston (Mass.), 1994.

8 См.: Хасси Д. Стратегия и планирование / Пер. с англ. под ред. Л .А. Трофимовой. СПб.: Питер, 2001. С. 150 - 151.

9 См.: Фаэй Л., Рэнделл Р. Курс МБА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2002. С. 385.

10 См.: Друкер П. Указ. соч.

11 См.: Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на ры-нок / Пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2006; Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999; Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. СПб.: Специальная литература, 1999.

12 См.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. С. 205.

13 См.: Сильванович С.Ф. Методы поиска новых идей и решений // Современные технологии управления персоналом. 2003. №3. С. 37 - 43.

14 См.: Аванесов Ю.А. Исследование систем управления и процесса принятия решения: Учебное пособие. М., 2000. С. 67.

15 См.: Мескон МХ, Альберт М, Хедоури Ф. Указ. соч. С. 205.

16 См.:Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер.с англ. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 54.

17 См.: О'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер с англ. под ред. Д.О. Ямпольской. СПб.: Питер, 2001. С. 95.

18 См.: Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. М.: Наука, 1996; Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Пер. с англ. под ред. В .Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2006. С. 504 - 506.

УДК 338.45:621

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ СТАНОЧНОГО ПАРКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

М.М. Макарик,

аспирант кафедры маркетинга, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

Рыночные условия требуют от машиностроительных предприятий не -прерывного роста эффективности и обновления действующего станочного парка, изменения его структуры и состава. Системы машин, которые были экономически эффективны 10 - 15 лет назад, в современной рыночной экономике устарели, нуждаются в совершенствовании с учетом изменяющихся условий производства и технического прогресса. В связи с этим необходимо, чтобы оптимизация станкопарка не ограничивалась стадией проектирования, а включала периодическую переналадку, что позволит на действующем машиностроительном предприятии поддерживать оптимальную сис тему маш ин.

Оптимизация станочного парка должна учитывать необходимость: уве -личения эффективности использования действующего станочного парка, внедрения нового оборудования в наиболее отстающие ячейки системы, совершенствования структуры парка оборудования, гармонизации, максимально возможного использования машин в соответствии с их техническими и паспортными данными.

Изучение станочного парка на предприятиях Саратовской области показало, что, несмотря на обеспечение производственной программы по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.