♦
♦
минимум 58 новых идей, то в 2001 г. благодаря повышенному вниманию к генерированию возможных вариантов формирования товарно-рыночных комбинаций и увеличения доли общих расходов с 10% в 1958 г. до 21% в 2001 г. на поиск и отслеживание возникновения новых идей создания высоколиквидных товар но-рыночных комбинаций стало возможным сократить необходимое количество последних до семи.
В свете вышесказанного необходимо проводить сис -тематический и активный поиск привлекательных вариантов формирования высоколиквидных товарно-ры ночных комбинаций посредством применения научно обоснованных методов и процессов, которые в совокупности призваны сделать процесс генерирования стратегических альтернатив более совершенным и эффективным. Содержание рассматриваемого этапа заключается в формулировке перечня всех возможных способов формирования набора товарно-рыночных комбинаций, идентифицированных в ходе проведения предыдущих этапов разработки товарной стратегии промышленного предприятия. Каждый из таких возможных способов представляет собой самостоятельную товарно-рыночную альтернативу, а их совокупность - портфель стратегических альтернатив товарной стратегии.
1 См.: Хасси Д. Стратегия и планирование / Пер. с англ. под ред. Л .А. Трофимовой. СПб.: Питер, 2001. С. 149.
2 См.: Минцберг Г, Альстрэнд Б., Лэмпел Дж Школы стратегий / Пер.с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001 .
3 Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: ФАИР -ПРЕСС, 2002. С. 251.
4 Там же. С. 250.
5 См.: Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 55.
6 См.: Ансофф И. Стратегическое управление / Пер .с англ. СПб.: Питер Ком, 1989.
7 См.: Hamel G, Prahalad C.K. Competing for the Future. Harvard Business School Press. Boston (Mass.), 1994.
8 См.: Хасси Д. Стратегия и планирование / Пер. с англ. под ред. Л .А. Трофимовой. СПб.: Питер, 2001. С. 150 - 151.
9 См.: Фаэй Л., Рэнделл Р. Курс МБА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2002. С. 385.
10 См.: Друкер П. Указ. соч.
11 См.: Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на ры-нок / Пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2006; Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999; Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. СПб.: Специальная литература, 1999.
12 См.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. С. 205.
13 См.: Сильванович С.Ф. Методы поиска новых идей и решений // Современные технологии управления персоналом. 2003. №3. С. 37 - 43.
14 См.: Аванесов Ю.А. Исследование систем управления и процесса принятия решения: Учебное пособие. М., 2000. С. 67.
15 См.: Мескон МХ, Альберт М, Хедоури Ф. Указ. соч. С. 205.
16 См.:Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер.с англ. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 54.
17 См.: О'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер с англ. под ред. Д.О. Ямпольской. СПб.: Питер, 2001. С. 95.
18 См.: Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. М.: Наука, 1996; Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Пер. с англ. под ред. В .Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2006. С. 504 - 506.
УДК 338.45:621
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ СТАНОЧНОГО ПАРКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
М.М. Макарик,
аспирант кафедры маркетинга, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)
Рыночные условия требуют от машиностроительных предприятий не -прерывного роста эффективности и обновления действующего станочного парка, изменения его структуры и состава. Системы машин, которые были экономически эффективны 10 - 15 лет назад, в современной рыночной экономике устарели, нуждаются в совершенствовании с учетом изменяющихся условий производства и технического прогресса. В связи с этим необходимо, чтобы оптимизация станкопарка не ограничивалась стадией проектирования, а включала периодическую переналадку, что позволит на действующем машиностроительном предприятии поддерживать оптимальную сис тему маш ин.
Оптимизация станочного парка должна учитывать необходимость: уве -личения эффективности использования действующего станочного парка, внедрения нового оборудования в наиболее отстающие ячейки системы, совершенствования структуры парка оборудования, гармонизации, максимально возможного использования машин в соответствии с их техническими и паспортными данными.
Изучение станочного парка на предприятиях Саратовской области показало, что, несмотря на обеспечение производственной программы по
♦
♦
всему технологическому циклу необходимым оборудо -ванием, объем, структура и уровень использования станочного парка имеют ряд негативных моментов. Так, несмотря на средний по изучаемым объектам двухсмен -ный период работы оборудования, уровень его использования колебался в пределах 40 - 60% расчетного фонда времени. Это говорит о наличии излишнего оборудо -вания, устаревшего парка, диспропорциях и несопряженности отдельных звеньев на уровне цеха и межцеховом уровне. Исследованный станочный парк характеризует -ся большим количеством оборудования со сроком службы выше нормативного (26% в 2004 г. и 22°% в 2006 г.), неполной загрузкой нового оборудования из -за дисгар -монии производственного аппарата, падением фондо -отдачи. Практика требует проведения работ по оптими -зации структуры станочного парка.
Первый шаг в данном направлении - определение оптимальной потребности в оборудовании. Для этого введем следующие обозначения. На предприятиях выполняется п деталеопераций (измеряются в станкоча-сах), объем которых составляет А1, А2 ... Ап. Для выпол-нения каждой операции необходим тот или иной тип обо -рудования в количестве Х1, Х2 ... Хт. Каждую операцию можно выполнить на одном, двух или нескольких станках, т.е. с помощью нескольких технологических спосо -бов. Нормы производительности каждого типа оборудо -вания на каждой деталеоперации тогда зададим такой матр ицей:
а , а _......... а.
Здесь а}- производительность оборудования /-го типа на j-й операции. В том случае, когда операция данного вида не может быть выполнена с помощью конкретного оборудования, то производительность принимаем равной нулю.
Далее вводим в расчет стоимость единицы каждого типа оборудования. Если количество оборудования выражается в станкочасах, то под стоимостью единицы оборудования соответственно понимается стоимость станкочаса работы каждого типа оборудования - С1, C2...Cm. Стоимость станкочаса включает расходы по амортизации и эксплуатации оборудования, а также зар -плату станочника. Задача оптимизации на каждом конкретном предприятии тогда сводится к следующему: найти такие количества оборудования (Х1, Х2 ... Хт), которые достаточны для выполнения всего объема n ви -
дов деталеопераций An) при условии минимизации
всей работы.
Иными словами, необходимо решить следующую задачу:
СХ + СХ2 + ... + СХ СТреМИТСЯ» min, (1)
11z2 mm ^ ' v '
П
(2)
m,
«ц «I/
Данная задача в условиях отдельно взятого машиностроительного предприятия может быть решена достаточно легко, тем более с учетом того, что современные компьютеры при наличии грамотных программистов в организации все это ускоряют и дают возможность вводить дополнительные условия. При этом следует учесть разнородность парка, дефицит того или иного типа оборудования, разную степень загрузки машин и др.
Основные показатели, на которые распространяется метод оптимизации существующего оборудования -уровень использования, объем и структура станочного парка. Исходя из норматива плановых затрат на ремонт и модернизацию оборудования, составляющего при имеющемся двухсменном режиме работы, по экспертным оценкам, в среднем около 9% бюджета режимного времени, за нормативный коэффициент использования оборудования (К ) при проведении оптимизации можно принять значение, равное 1,82. В идеале этот показатель должен стремиться к 2. Также необходимо вводить промежуточные показатели - плановые коэффициенты использования оборудования (Ки п). Причем в каждый последующий год его величину следует повышать, что -бы он считался прогрессивным и вел к росту эффективности использования оборудования. Чтобы оценить достигнутый уровень использования станочного парка по отношению к нормативному, целесообразно ввести показатель достижения норматива (Кд):
К
_ _ Км
(3)
при условиях а/Х/> Д ,/ = 1, 2, 3 ... п, /'= 1, 2, 3 ..
где X- количество оборудования/-го типа на/-й операции.
Далее для каждого вида операций выбираем тип оборудования, обеспечивающий наименьшую себестоимость. Тогда необходимое количество оборудования этого типа равно:
Что касается оптимального объема парка станков, то здесь необходимо рассматривать оптимизацию в разрезе каждого конкретного года. Ведь каждый год отличается производственной программой, технологией про -изводства, что ведет к разной степени использования оборудования.
При проведении оптимизации за оптимальный по объему станочный парк принимается такой, который в условиях заданного уровня его использования обеспечивает выполнение производственной программы и включает в свой состав нормативно обоснованное количество оборудования. Все остальное оборудования можно считать излишним, подлежащим списанию и перепродаже. Доведение объема парка до оптимального состояния не может быть осуществлено без эксплуатации оборудования на нормативном уровне его использования. В общем виде оптимальный объем оборудования представляется таким образом:
Р = р + р + р + р , (4)
о т п.р у р ' \ '
где Рт - технологическое оборудование, необходимое для выполнения производственной программы в условиях планового уровня использования оборудования (К ); Рп - станки, находящиеся на ремонте и модернизации; Ру - учебное оборудование для подготовки специалистов; Рр - резервное оборудование в наиболее нагруженных узлах про изводственной линии.
После доведения объема станочного парка до заданного на машиностроительном предприятии нормативного показателя и сокращения в связи с этим большой части оборудования (в основном устаревшего) дальнейшее колебание объемов парка будет определяться структурой и величиной производственной программы, приня-
а21 а22........
а
a , a .......... a
m1 m2 mn
тым технологическим процессом производства и степенью его автоматизации.
Систематическое повышение технического уровня оборудования и улучшение возрастного состава являются важнейшими задачами оптимизации станочного парка. Совершенствование структуры достигается при проведении оптимальной загрузки оборудования, в процессе которой осуществляется преимущественное использование наиболее прогрессивной и производительной части парка, сопровождающееся сокращением излишней, физически изношенной и морально устаревшей техники со значительным сроком эксплуатации. Оптимизация структуры оборудования также предусматривает непрерывное обновление парка новым прогрессивным оборудованием.
Принципиальная план-схема оптимизации заключается в следующем.
1. Вначале составляется список всего оборудования машиностроительного предприятия и анализируется его состояние.
2. Осуществляется разбивка станочного парка на комплексные группы.
Суть деления оборудования предприятия на подгруппы заключается в следующем:
- 1 - 4-я группы представляют собой оборудование, разбитое по срокам эксплуатации (соответственно до 5 лет, 6 - 10 лет, 11-15 и свыше 16 лет),
- внутри групп выделены подгруппы (от 1 до 3) оборудования по остаточной стоимости (соответственно стоимостью до 100 тыс. руб., 100 - 300 тыс.руб., свыше 300 тыс.руб. на 1 станок), т е. фактически получаем такие подгруппы: 1(1), 1(2), 1(3), 2(1), 2(2), 2(3), 3(1), 3(2), 4(1).
3. Производится оптимизация загрузки станочно го парка. На данном этапе каждая из комплексных под групп тщательно анализируется на предмет максимизации загрузки оборудования (рис. 1).
К и н
, \
К 1(3) и
Ки1(22
Основной задачей на данном этапе является последовательное доведение коэффициента использования станочного парка вначале до плановых показателей (Кип), а затем до нормативного значения (Кин) в течение определенного планового периода. Причем наиболее прогрессивное оборудование должно использоваться на уровне выше планового по предприятию и стремиться к нормативному значению, а остальное - максимально приближаться к плановому коэффициенту.
4. Оптимизация объема станочного парка. На данном этапе выявляется оборудования, которое будет оставле -но в производстве и то, что будет сокращено (рис. 2).
Оборудова -ние, оставля -емое в основном про' изводст
/
на реали- списанное
зацию
направленное во вспомогательное производство
Рис. 2. План-схема оптимизации объемов оборудования
5. Оптимизация структуры станочного парка (рис. 3).
_
£
I11 |,2 1.3 2.1 2.2 | 23 |
1 " ■■ 1 м;
"г23! Г31"! Г32!
| -з[ || -з!-му
Рис. 3. Оптимизация структуры парка оборудования машиностроительного предприятия: М - новое (приобретаемое) оборудование, М1, М2, М3 - количество нового оборудования по комплексным группам, З - общее количество оборудования, снятое с производства в результате оптимизации загрузки, З2, З3, З4 - количество оборудования, снятого с соответствующих комплексных групп
Последним шагом является окончательное приведе -ние станочного парка в оптимальное состояние на данный конкретный момент времени по группам.
К и п
Ки
2(2)
Ки2(1) — ^
Ки3(2)
Ки3(1)
2
К
и
и
Рис. 1. Схема оптимальной загрузки станочного парка