Е. И. Касаткина
Гендерный подход в воспитании дошкольников (на материале изготовления игрушек из бросового материала)*
Касаткина Елена Ивановна - кандидат педагогических наук, зав. лабораторией дошкольного образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», заслуженный учитель РФ (г. Вологда, Россия)
Гендерное воспитание - это социально контролируемый процесс развития девочек и мальчиков в ходе их гендерной социализации - воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, овладение умениями и навыками соответствующего поведения. Вопрос гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста рассматривается автором в русле тесной связи с наиболее важным для этого возраста видом детской деятельности - игрой. Особое внимание уделено роли рукотворной игрушки в развитии игры ребенка и формировании гендерного сознания мальчиков и девочек. Даны рекомендации по организации совместной деятельности взрослых и детей по изготовлению игрушек, игрового оборудования для развития сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек.
Ключевые слова: гендер, гендерное воспитание, гендерная устойчивость, рукотворная игрушка.
Gender approach in the education of pre-school children (based on the manufacturing of toys from wasted material)
Kasatkina Elena, Ph.D., Head of the Laboratory of Preschool Education of Vologda Institute of Education Development (Vologda, Russia)
Gender education is a socially controlled process of development of girls and boys in the course of their gender socialization - educational foundations of culture of relationships and appropriate behavior. The question of gender in the education of children of preschool age is considered by the author in line with the close relationship with the analyzes of children's main activity - play. Particular attention is paid to the role of hand-made toys in the development of the child's play and the formation of gender awareness of boys and girls. Recommendations on the organization of joint activities of adults and children for the production of toys, play equipment for the development of play for boys and girls are introduced.
Keywords: gender, education, gender stability, handmade toy.
* Материалы III Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (Москва, 21-23 ноября 2013 г.).
Проблема полового воспитания подрастающего поколения - одна из самых сложных и противоречивых. От ее решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. В настоящее время особенно актуальным становится проведение тендерных исследований, что нашло свое отражение в проекте концепции Российской академии образования «Половое воспитание российских школьников» (1998 г.) и Гендерной стратегии Российской Федерации (2003 г.).
Дошкольное детство - это тот период, в котором педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ.
Гендер - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом. Вместе с тем, важно заметить, что психологические качества человека, устойчивые модели его поведения и предпочитаемые виды профессиональной деятельности определяются преимущественно не биологическим полом, а социокультурными нормами, принятыми в данном обществе. Таким образом, гендер трактуется как социальный пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врожденным признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека.
Гендерное воспитание - это социально контролируемый процесс развития девочек и мальчиков в ходе их гендерной социализации - воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, овладение умениями и навыками соответствующего поведения.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них
стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность выполнять правильную роль в браке, из «добытчиков» постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
В последние десятилетия тендерные аспекты детства привлекают самое пристальное внимание ученых (Ш. Берн, В.Е. Каган, И.С. Кон,
B.А. Крутецкий, Т.А. Репина, Т.В. Бендас,
C.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Л.Г. Таранникова, С.В. Шаповалова и др.). Они утверждают, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по их мнению, приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки - нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
В нашем стремлении к равенству полов необходимо помнить, что существуют биологические детерминанты, которые определяют социальные и психологические характеристики. Природа заложила не только половое различие между женщиной и мужчиной. Это два разных вида человека, которые психофизиологически отличаются друг от друга, требуют применения различных педагогических подходов в воспитании, как в детском саду, так и в семье. Отношение к ребенку как существу без пола порождает в дальнейшем эмоциональные, социальные, сексуальные патологии. Окружающая среда требует от девочек женских, а от мальчиков определенных мужских качеств. Чрезмерная фиксация на этом или попустительское отношение приводит к различным отклонениям, как в детском возрасте, так и во взрослом.
Общеизвестно, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу как девочкам, так и мальчикам и тем самым, в конечном итоге, способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами.
Решение этой задачи осложняется тем, что, начиная с рождения, отмечается более раннее созревание девочек. В настоящее время учеными накоплен ряд интересных факторов о половых различиях в анатомо-физиологическом плане (здоровье, моторике, развитии зрительной системы), речевых способностей детей, проявлении эмоций, интеллектуальном развитии, игровой деятельности, отношении к деятельности и оценке взрослого.
Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.
Для организации оптимального процесса обучения и воспитания девочек и мальчиков воспитателю необходимо четко представлять эти различия.
Девочки лучше выполняют типовые задания, тщательно прорабатывают детали, легче усваивают правила, быстро включаются в занятие, у них больше объем внимания.
У мальчиков развито пространственное мышление, они лучше выполняют поисковые задачи, выдвигают новые идеи, не любят однообразия, труднее выполняют многоэтапные задания, испытывают затруднения в решении нескольких задач одновременно, пик работоспособности приходится на конец занятия.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», которые наряду с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении являются основополагающим документом нормативно-правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, в образовательной области «Социализация» впервые поставлена задача формирования у детей гендерной принадлежности.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы в гендерном воспитании. Система дошкольного образования во всем мире по сей день преимущественно «бесполая», за редким исключением. Доказательством этого являются следующие факты:
• в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности, в результате чего содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых, различаются в фи-
зическом развитии и социальном поведении, в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений, в проявлении агрессии и во многом другом;
• в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в ДОУ (8-12 часов) находятся исключительно под женским вниманием, в результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин;
• в дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели-женщины поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные, активные игры мальчиков;
• стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек;
• единый режим дня не учитывает различную потребность в движении, чередовании активности / отдыха у мальчиков и девочек;
• гигиенические, спальные, игровые комнаты и раздевалки являются общими для всех детей;
• уравнительная педагогика, игнорирующая гендерную специфику, тормозит самоактуализацию личности и развитие индивидуальности ребенка.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, проблем практики ДОУ, профессиональной компетентности педагогов в вопросах гендерного подхода в воспитании, обучении, развитии детей дошкольного возраста можно сделать вывод, что основная проблема реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников заключается в поиске условий, обеспечивающих эффективность процесса гендерного воспитания детей:
1. Создание гендерно-сбалансированного воспитательного пространства:
• реализация парциальных программ ген-дерного воспитания;
• разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс методик гендерного воспитания;
• создание дополнительных пространств самореализации мальчиков / девочек;
• организация опыта сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности на равных правах;
• снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;
• создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки;
• создание условий для тренировки ген-дерной чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями).
2. Профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности.
3. Информационно-методическая поддержка педагогов и родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.
4. Взаимодействие с родителями того и другого пола в реализации проблемы гендер-ного воспитания детей.
Одним из основных условий педагогической поддержки гендерного воспитания дошкольников является построение дифференцированной предметно-пространственной и игровой среды и вовлечение детей в свободную игровую деятельность.
Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физическую, игровую, умственную и т.д.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендер-ных особенностей.
При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Не следует забывать, что мальчикам требуется больше пространства, чем девочкам.
Роль педагога состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Анализ состояния данной проблемы и практический опыт показывает, что особенно различия девочек и мальчиков дошкольного возраста заметны в игровой деятельности. Ученые и практики отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы в силу того, что воспитателям-женщинам ближе тихие игры девочек на се-мейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а следовательно, им не место в жизни группы, и они должны быть прекращены.
В результате мальчики лишены «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.
Принимая во внимание важность данной проблемы и недостаточную ее разработанность, особое внимание мы уделили роли самодеятельных игр и рукотворных игрушек в становлении гендерного сознания старших дошкольников.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек.
Ценность игрушки заключается в том, что дети видят в них такую же несомненную для себя действительность, какой для взрослых являются законы, машины, ежедневные заботы и предрассудки.
Функции игрушки:
• создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности;
• делает действия детей реальными, что связано с психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны;
• дает возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства;
• помогает воспитанию у детей интереса к труду, дает представление о людях разных профессий;
• является важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, обеспечивая для него возможность осуществления различных видов деятельности на все более высоком уровне, так как игрушка несет эмоциональную и смысловую нагрузку, знакомит с окружающим миром, облегчает понимание связи между разными явлениями жизни, служит опорой для творческого воображения, удовлетворяет потребность в активном общении;
• объединяет детей.
Рукотворная игрушка - это предмет для игры, созданный ребенком самостоятельно или в сотворчестве с другими детьми и взрослыми. Рукотворная игрушка реально и объективно отображает личный опыт ребенка, его интересы, потребности, вкусы, желания.
В самодельной игрушке и в игровой деятельности с ее участием ребенок максимально реализует свое «Я», включающее гендерные представления «я - мальчик», «я - девочка».
Но возникает вопрос - к чему мастерить игрушки из бросового материала, когда это такой недолговечный материал?
Ответ на вопрос раскрывается значением этих игрушек:
• сделанная своими руками игрушка несет детям радость (каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее душу), а взрослым удовлетворение от хорошо выполненной работы и экономии в бюджете;
• действия с покупными игрушками зачастую сводятся к монотонному повторению одних и тех же игровых действий, проигрыванию одних и тех же сюжетов. Игра в таких случаях быстро угасает, ведь хорошие и яркие покупные игрушки сделаны чужими дядями и тетями. А игрушки-самоделки длительное время побуждают детей к играм, т.к. дети не спешат расставаться с делом своих рук и рук тех, кто им дорог, и долго находятся под впечатлением созданного;
• условия проживания в разных регионах имеют специфику отражения трудовых действий взрослых, а требуемую игрушку не всегда можно найти в магазине;
• процесс изготовления объединяет между собой всех: детей, взрослых, помогает последним лучше понять малышей, их интересы, желания, возможности;
• всегда есть подручный материал для изготовления игрушек, они легко трансформируются для хранения, легко ремонтируются и доступны для игр как в помещении, так и на улице;
• рукотворная предметно-игровая среда позволяет моделировать пространство в соответствии с замыслами и накопленным социальным опытом;
• с игрушками из бросового материала дети не только создают воображаемые игровые образы, но и видят то, чем действуют;
• в ходе совместного с детьми создания игрушечных образов формируется духовный и эмоциональный мир через придание красоты и гармонии привычным вещам, повышается сенсомоторное развитие, которое в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, происходит расширение кругозора, т.к. игрушка облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни, рукоделие развивает дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности;
• позволяетудовлетворить интересы и потребности ребенка по мере их возникновения;
• сохраняются природные ресурсы и уже ненужные вещи и материалы получают новую жизнь.
Таким образом, игрушки оживляют детские представления, вызывают различные ассоциации, пробуждают настоящие чувства, активизируют деятельность.
Но для того чтобы ребенок мог перенести накопленный социальный опыт в игру, к игрушке предъявляются определенные требования. Она должна:
• отвечать как внутренним замыслам детей, так и идее о достоверном отражении окружающего мира;
• «обслуживать» разнообразные игры, включаться в разнообразное тематическое содержание;
• как можно больше походить на настоящую вещь для воссоздания разных событий из жизни;
• соответствовать объему личного и игрового опыта.
Главной задачей взрослого является умение заинтересовать детей игрушкой, сделанной из бросового материала, открыть с ее помощью сердца для восприятия окружающего мира, пробудить в каждом ребенке творческую активность, индивидуальность, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Несколько советов взрослым по изготовлению рукотворных игрушек вместе с детьми.
Используя бросовый материал для изготовления игрушек, в первую очередь, необходимо обратить внимание на заготовку сырья.
Сырье для игрушек-самоделок не купишь в специализированном магазине - его надо найти. Занятие это очень увлекательное - похоже и на охоту, и на игру. Если обычно, покупая в магазине товар, упаковку и тару выбрасывают, то для того, чтобы сделать атрибут для игры, их надо сохранить, внимательно рассмотреть и придумать, какую игрушку из них можно сделать.
Запастись сырьем можно, не выходя из дома - не выбрасывайте коробки, бутылочки, баночки, детали от игрушек, пришедших в негодность, - они потребуются, когда вы займетесь конструированием.
Бросовый материал, предоставляемый детям в самостоятельное пользование, дол-
жен быть безопасным (не токсичный, не вызывающий аллергию, без острых углов, не режущий руки, тщательно промытый и высушенный), доступен обработке (сгибаться, вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.), не вызывать чувство брезгливости, соответствовать моральным нормам - нельзя использовать пачки из-под сигарет, бутылки из-под пива и т.д.
Прежде чем приступить к работе, сырье или бросовый материал надо обработать. Пластик промойте в теплой воде с моющим средством и хорошо просушите. Картонные коробки обработайте тряпочкой, смоченной в растворе пищевой соды (таким образом вы их обезжирите и удалите грязь).
Отведите место для постоянного хранения бросового материала. Разложите его в картонные коробки по сортам: баночки, пробки, бутылки, трубочки, футляры от чупа-чупс и т.д. Обклейте коробки и нарисуйте на каждой эмблему того, что будет в них храниться. Это сделает тару забавной и полезной, так как не надо долго думать, что в какой коробке лежит.
Сформируйте у ребенка положительную мотивацию на изготовление игрушек из бросового материала. Для этого нужно чтобы:
• конечный результат был привлекателен для обыгрывания, а процесс изготовления посилен;
• соблюдался принцип «пошагового обучения»;
• неудачи не отпугивали, а самостоятельная работа над изделием укрепляла уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности;
• взрослый помогал, но не подменял в работе ребенка.
Обеспечьте доброжелательное взаимодействие взрослых и детей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво писал, рисовал, мастерил красивые вещи, займитесь рукоделием - возьмите бросовый материал, сядьте вместе с ребенком и попробуйте сделать игрушку. Вы не заметите, как сами втянетесь в это увлекательное занятие.
Не ругайте детей за испачканную одежду, стол (все это вполне устранимо), ведь полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанной игрушки стоят неизмеримо дороже.
Познакомьте ребенка с особенностями различных материалов, инструментами, способа-
ми действия с ними, покажите, как оформить и сохранить сделанные игрушки.
Все игрушки должны быть интересны и нужны ребенку для игры, связаны с жизнью, поэтому расскажите о прототипе игрушки, почитайте художественную литературу, сходите на экскурсию, если это возможно, дайте ребенку настоящий инструмент для рассматривания или даже действий с ним.
На первых порах сделайте игрушку сами, рассказывая и показывая способы действий. Затем привлекайте ребенка для изготовления несложных деталей. Если ваш ребенок освоил технику работы с материалом, дайте ему возможность самостоятельно сделать игрушку, проявив максимум творчества.
Интерес к работе поддерживайте, поощряя каждое действие ребенка и создавая ситуацию поиска, эксперимента (посоветоваться -«А как лучше?», попросить помощи - «Покажи, как сделать», создать проблемную ситуацию -«Я забыла...»).
Сделанную игрушку не оставляйте без внимания - обратите внимание на конечный результат, вспомните, кто что делал, покажите важность вклада каждого участника (особенно самых маленьких). Найдите в игрушке что-то интересное, неповторимое, отличающее ее от других и обратите на это внимание ребенка.
Организуйте настоящую семейную мастерскую, в которую войдут мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры, покажите детям, что трудиться вместе намного веселее - вся семья собирается за большим столом, раскладываются заранее приготовленные материалы и придумываются новые, необычные игрушки. Да и работа пойдет значительно быстрее - несколько пар рук сделают за один вечер то, что в одиночку пришлось бы мастерить целую неделю. Возникшие во время работы затруднения могут оказаться для ребенка непреодолимой преградой, тогда на помощь придут взрослые, которые окажут своевременную помощь.
Если вы видите, что у ребенка есть потребность сделать еще одну такую же игрушку, которую он только что смастерил, - пусть делает. Вы подарите ее друзьям, знакомым, родственникам. ■
Статья поступила в редакцию 22.08.2014 г.