Pedagogy
УДК 373.24
О.С. Ермакова, О.Ф. Горбунова
Тендерные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Аннотация
В статье рассматривается необходимость сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Научный труд содержит обоснованные выводы, представляющие интерес для специалистов в области педагогики.
| Ключевые слова: тендер, тендерное воспитание, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст.
Gender features of education of children of the advanced preschool
age means of game activity
Abstract
In article need of a subject role-playing game for gender education of children of the advanced preschool age is considered. The paper includes conclusions, which are interesting for educational specialists.
| Keywords: gender, gender education, subject role-playing game, preschool age.
В настоящее время вопрос о гендерном воспитании приобретает все большую актуальность. Сегодня большое количество исследователей и педагогов изучают проблему гендерного воспитания. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, их биосоциокультурные характеристики. Поэтому гендерное воспитание детей с раннего детства является проблемой значимой и актуальной. Целью гендерного подхода является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Под «гендером» понимается социальная модель человека, которая определяет его положение в обществе [3]. Гендерное воспитание - процесс формирования у детей представлений о роли мужчины и женщины в семье и обществе в целом. В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, где общие цели одинаковы для мальчиков и девочек, но различны личностные качества.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, который «присваивается» еще до его рождения,
и изменить его невозможно, а тендерная роль меняется в процессе развития общества. Воспитание мальчиков и девочек - это взаимодействия природных задатков и совокупности социальных и культурных норм, а также индивидуальные особенности каждого ребенка. Психологи доказали, в период с 4 до 7 лет дети осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами.
Именно старший дошкольный возраст, является наиболее восприимчивым возрастом для тендерных взаимоотношений детей. В этом возрасте формируются задатки, способности и все важнейшие качества личности. Исходя из этого, главной задачей в воспитании мальчиков и девочек является изучение гендерных взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование мужественности и женственности, искренности, взаимопонимании, воспитании человеческого в мужчине и женщине, уважение к себе и другим, милосердие [1].
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что психические различия формируются под влиянием общественной среды и воспитания. В следствие этого вопросы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей рассматриваются как результат
Interactive science | 2 • 2016 45
Педагогика
сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Одним из средств тендерного воспитания дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именно в ней происходит усвоение детьми гендерного поведения. Здесь есть возможность реализации своих интересов, фантазий, желаний, обретения опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и с представителями обоего пола, самостоятельности, творчества и активности. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, получить положительные эмоции, впечатления и незабываемые радостные моменты. Однако, наблюдения за игровой деятельностью детей показывает, что у мальчиков иногда отсутствует маскулинность (такие черты характера, как надежность, решительность и уважение к девочкам), а у девочек - феминность (доброта, нежность, заботливость). Обусловлено это в первую очередь тем, что многие женщины в современном обществе занимают лидирующие положения среди мужчин, осваивают мужские профессии. А мужчины, в свою очередь, утрачивают понятия ответственности и мужественности. Детям, с еще не сформированным представлением о половой принадлежности, трудно разобраться в поведении людей разного пола, как в семье, так и обществе, нет понимания того, как должна вести себя женщина и какими качествами должен обладать мужчина.
Поэтому, гендерное воспитание через сюжетно -ролевую игру является важной задачей общего процесса воспитания. В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети подражают взаимоотношениям взрослых. В играх мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Играя, дети группируются по признаку пола. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо проводить игру с учетом особенностей детей и включать ребенка в игровую
деятельность, которая отражает его интересы и соответствует гендерным склонностям, с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.
Содержание и стиль игры у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны шумные и подвижные игры, отражающие мужские черты (интерес к машинам, оружию), для девочек -более тихие, отражающие женские интересы (мода, домашние дела, куклы, игра в дочки матери). Игры мальчиков более предметны, построены на зрительном восприятии, девочек более словесны, построены на основе слухового восприятия. Мальчики собирают конструктор, воюют на войне, водят машины, строят дома, играют в моряков и летчиков. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж [4]. Кроме того, по утверждению О.О. Нагель, в игре закладываются основы нравственности: смелость, решительность, ответственность, великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) - у мальчиков; доброта, верность, терпеливость и уважение к мальчикам (мужчинам) - у девочек [5].
Поэтому, при проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, необходимо обратить внимание на привлекательность игрового материала, на достаточность и полноту материала для игр, на наличие атрибутики для театрализованной деятельности [2]. Так же для полноценного развития ребенка, необходимо участие родителей в игре детей.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра детей способствует развитию интереса, мужского и женского поведения в семье и обществе, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, умений взаимодействовать с противоположным полом, строить длительные доброжелательные отношении, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.
Воспитывая настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать неустроенности, одиночества и быть успешными в современном обществе.
Литература
1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. - М.: Флинта, Наука, 2011. - 175 с.
2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
3. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Лидер, 2005. - 321 с.
4. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. Знание сила. - М.: Владос, 2001. - 289 с.
5. Нагель О. О гендерном образовании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - С. 33-38.
46 Интерактивная наука | 2 • 2016