УДК 159.922.77 ББК Ю941.5-72
ГСНТИ 14.07.03
Код ВАК 13.00.01
Петрова Лариса Витальевна,
аспирант, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; клинический психолог, руководитель «Психологического центра»; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ 0РИЕНТАЦИЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ УЧАЩИХСЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подросток; пол; тендер; образование; воспитание; различие полов; ценности; ценностные ориентации.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются особенности мальчиков и девочек, связанные с имеющимися у них ценностными ориентациями и жизнестойкостью. Изучены ценностные ориентации, притязания и жизнестойкость учащихся. Выделены значимые различия, доказывающие, что существует разница у мальчиков и девочек в ценностных ориентациях и в компонентах притязаний учащихся.
Petrova Larisa Vitalievna,
Post-graduate Student, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University; Clinical Psychologist, Director of "Psychological Center", Ekaterinburg, Russia.
GENDER CHARACTERISTICS OF VALUE ORIENTATIONS AND RESILIENCE OF STUDENTS
KEYWORDS: adolescent, sex; gender; education; parenting; sex distinctions; values; value orientations.
ABSTRACT. The article discusses the features of boys and girls associated with their value orientations and resilience. It examines the value orientations, aspirations and resilience of students. It also highlights the significant differences, proving that there is a difference in boys and girls in their value orientations and aspirations.
С
овременная система образования и воспитания учащихся четко ставит задачу формирования жизненно важных ориентиров и ценностей личности каждого учащегося. Осознавая то, что ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях, важно знать их содержание с учетом тендерной специфики. Успешное решение поставленной задачи возможно в случае опоры на специфику усвоения и принятия мальчиками и девочками ценностей и общественных норм. Таким образом, цель исследования, связанная с выявлением особенностей ценностных ориентаций и жизнестойкости у мальчиков и девочек старшего школьного возраста, является актуальной.
Анализ теоретических источников показал, что интерес к проблеме тендерных различий учащихся существовал давно. Как отмечает Е. П. Кораблина, «понимание жизни человеческого общества невозможно без дифференциации половых ролей и стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин» [5]. За очень долгий и относительно длительный период изучения и обсуждения рассматриваемой проблемы высказывались разные точки зрения. Так, В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман подчеркивают важность учета половых различий в воспитании детей: «...если не дано нам пожить в этом чужом мужском или женском мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим понять ребенка,
помочь, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, потерявших преимущества своего пола и не сумевших приобрести несвойственные им ценности чужого пола» [3, с. ю].
Многочисленными наблюдениями психологов за мальчиками и девочками установлено, что различия в поведении и понимании предлагаемой информации имеются уже на ранних этапах развития. В дальнейшем они становятся все более яркими и отчетливыми, постепенно выявляются различия в склонностях и объекте подражания, что происходит стадиально, в соответствии с возрастом: дошкольники, младшие школьники, возраст юности и период взрослости. Поэтому изучение вопросов, связанных с тендерными различиями, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Особенно остро задача взаимодействия с учащимися на основе тендерных особенностей возникает в подростковый период развития.
Подростковый возраст является критическим для развития личности, в том числе и процесса усвоения ценностей. Многое зависит от потребностей в знаниях, которых не хватает молодому поколению, и от образца поведения общества, к которому оно принадлежит. Итак, ценностные ориентации мальчиков и девочек имеют отличительные черты и особенности формирования, связанные с психофизиологическими новообразованиями подростка.
© Петрова Л. В., 2015
140 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Философский энциклопедический словарь дает следующее определение ценности: «ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, совершать, относиться с уважением, признанием, почтением [2, с. 207].
В. П. Тугаринов определяет «ценности» как предмет, явления и их свойства, которые нужны, необходимы и полезны членам определенного общества или класса или отдельной личности в виде удовлетворения потребностей, интересов, а также идей, норм, цели и идеалов [9, с. 261].
А. Г. Здравомыслов определяет понятие «ценностные ориентации личности» как важнейшие элементы самосознания, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний, обеспечивающие устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов через мотивацию и поступков личности [Там же].
Согласно В. Я. Ядову, ценностные ориентации - это высший уровень диспозиционной системы, который полностью зависит от ценностей социальной общности [9, с. 278].
Важный аспект ценностных ориента-ций в воспитании подростка определяется через его осознание, поведенческий компонент и деятельность, проявление интереса, мотивацию и поступки самой личности, с помощью которых он научится выстраивать структуру ценности по относительной важности, что поможет ему в достижении жизненно важных целей и средств их удовлетворения.
Наличие сформированных ценностных ориентаций позволяет создать условия для проявления жизнестойкости и активности. Жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.
В настоящее время исследования жизнестойкости проводятся под руководством Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой. Термин hardiness, введенный С. Магги, в переводе с английского обозначает «крепость, выносливость». Аспект жизнестойкости отображает успешность и противостояние личности жизненным ситуациям.
Д. А. Леонтьев и Е. И. Рассказова понимают жизнестойкость как систему убеждений человека о себе, о мире и отношении с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Компонент вовлеченности (commitment) определяется через «убеждение, дающее макси-
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
мальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности».
Компонент контроля (control) представляет собой убеждение и борьбу, которая может повлиять на результат происходящего, пусть даже это будет влияние с отрицательным результатом.
Компонент принятия риска (challenge) вследствие убежденности человека способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из собственного опыта, неважно, позитивного или негативного.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и в подростковом возрасте. Такое развитие зависит от взаимопонимания, поддержки, а также отношений родителей с подростком -все это даст возможность подростку накопить внутренние ресурсы, позволяющие противостоять стрессовым ситуациям. Оценка своих возможностей позволит справиться с жизненными трудностями и решить задачи возрастающей сложности, поможет определению приоритета ценностных ориентаций в жизни подростка, а это будет способствовать развитию самой личности [6, с. 63].
Нами было проведено исследование на базе МКОУ СОШ № 1 п. Пелым, МАОУ СОШ № 1 г. Ивдель; МОУ СОШ № 64 г. Екатеринбург в период с 2013 г. по 2014 г. В нем приняло участие 346 подростков из 9-11 классов, из них 211 девочек и 146 мальчиков. Методики исследования: «Ценностные ориентации» (автор - М. Рокич), опросник уровня притязаний личности (автор - В. К Гербачевский), тест жизнестойкости (автор - Д. А. Леонтьев).
Исследование по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича показало, что существуют тендерные различия терминальных ценностей. Девочки, в отличие от мальчиков, заинтересованы в активной деятельной жизни (88%). Они отзывчивы, коммуникабельны с окружающими как школьных, так и внешкольных групп общения. Предпочитают материально обеспеченную жизнь (92%). У девочек завышенные запросы, например, в желании приобрести ту или иную вещь; на первый план выступают одежда, украшения (94%). Ярко выражена непримиримость к контролю и опеки со стороны родителей, учителей, к установленным ими правилам и порядкам (78%). Девочкам свойственно здраво и логично мыслить и принимать обдуманные, рациональные решения, которые приведут к перемене жизненного пути (97%).
Для мальчиков приоритетной ценностью является развитие (93%)- Совершенствование, физическое и духовное, проявляется через любовь к силовым видам спорта. Они отдают приоритет счастливой семейной жизни (89%). Семья для юноши, подро-
стка является тем местом, где он чувствует себя наиболее спокойно и уверенно, где его понимают и принимают таким, какой он есть. Свои проблемы самоопределения мальчики решают с помощью родительского авторитета, строя отношения с родителями на взаимном уважении и доверии, более глубоком, чем со своими сверстниками. Для мальчиков очень важна уверенность в себе (94%)- Это особенно проявляется в однополых мальчишеских компаниях, имеющих свою субкультуру, состоящую из специфического набора ценностей и норм поведения: вкусов, формы одежды, языка и музыки и др. [2, с. 59].
Иерархия инструментальных ценностей выражена только у мальчиков. Мальчики отдают приоритет ценности в воспитании (74%). Присутствуют наилучшие взаимоотношения подростка с родителями, когда в ребенке ценится как послушание, так и независимость, родитель прислушивается к мнению ребенка, но и не исходит только из его желаний. Отмечается приоритет ценности в терпимости (88%). Поскольку основные структуры темперамента и свойства нервной системы формируются в этом возрасте, то такая интегральная связь дает возможность облегчить управление собственными реакциями, подростки становятся более сдержанны и уравновешенны. Мальчики выше всего ценят такое качество личности, как честность (89%), часто проявляющееся в общении, во взаимодействии с товарищами. Усвоение определенной системы нравственных норм
и принципов образует сложную гамму моральных чувств (78%), включающую чувство долга, товарищеской солидарности с окружающими людьми, готовность помочь в трудную минуту.
По методике уровня притязания личности В. К. Гербачевского установлены различия в сложности задания. У 70% девочек это выражается в четкости анализа, склонности к алгоритму и исполнительности. 13,8% девочек обладают мобилизацией усилий, так как усидчивы и исполнительны. Волевое усилие более выражено у мальчиков (44%). Данное качество они развивают с помощью спорта, связанного с большой физической нагрузкой и риском, стремясь заботиться о слабых и защищать их.
По тесту жизнестойкости Д. А. Леонтьева у исследуемых подростков не было выявлено значимых различий между мальчиками и девочками, что свидетельствует о не-сформированности данной стороны жизни и доказывает связь между ценностными ори-ентациями и жизнестойкостью личности.
Из этого следует, что ценностные ориентации девочек связаны с высоким уровнем их активной и продуктивной жизненной позиции, реализующейся через постановку конкретных ценностных ориентаций. У мальчиков наиболее выраженными ценностными ориентациями стали счастливая семейная жизнь, абстрактные ценности, связанные с проявлением уверенности в себе и самореализацией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному / пер. с англ. М.: АСТ, 2004.
2. Грнцанов А. А. Новейший философский словарь. Минск : Изд. В. М. Скакун, 1998.
3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. СПб.: Тускарора, 2003.
4. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М. : Политиздат, 1986.
5. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002.
6. Леонтьев Д. А., Рассказова Д. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006.
7. Подростки и его проблемы : пер. с англ. 2-е изд. СПб.: Христианское о-во «Библия для всех», 2003.
8. Хухлаева О. В. Психология подростка. М.: Академия, 2005.
9. Ядов В. Я. Динамика ценностных ориентаций в системе социального образа жизни // Межвуз. сб. науч. работ. Л., 1980.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.