УДК 371.7
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ
Л.В. Петрова
Аннотация. Современная система образовательного процесса нацелена на формирование у учащегося ценности здорового образа жизни через методические и технологические инструментарии. В данной статье представлены результаты внедрения психо лого-педагогической программы формирования ценности здорового образа жизни у учащихся. Рассмотрены результаты представлений о здоровом образе жизни учащихся до и после внедрения программы. Выделены наиболее значимые аспекты программы, доказывающие эффективность проведенной работы среди подростков.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, осознание ценностей, формирование ценностей, учащиеся, образование.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROGRAM OF MODELING
THE HEALTHY LIVING VALUES AMONG STUDENTS
L. Petrova
Abstract. In this paper, the modern system of education process aimed to expand and focus on the formation of the student values of a healthy lifestyle, through methodological and technological tools. The results of the introduction of psychological and educational value of the program of formation of a healthy lifestyle among students. The results of representations about a healthy lifestyle of students before and after the implementation of the program. Most significant aspects of the program, demonstrating the efficiency of the work.
Keywords: health, healthy lifestyle, awareness of values, value formation, students, education.
Современная социальная ситуация системы образования, со свойственной ей личностной ориентацией, нацелена на разработку междисциплинарной концепции оптимального развития личности.
Складывающееся отношение к личности как базовой категории образования расширяет представление о направлениях обучения, уделяя внимание формированию у учащегося ценности здорового образа жизни. Благодаря целенаправленности данной деятельности, в рамках образовательного процесса происходит обновление методического и технологического инструментария. Очевидность и актуальность задачи ведения здорового образа жизни учащихся посредством осознания данной ценности предъявляет особые требования к программам работы с подростками [7, с. 8].
Анализ имеющихся психологопедагогических программ формирования ценностей у учащихся показал, что большинство из них слабо учитывали уровень готовности и психологический настрой участников, что заметно снижало их эффективность во времени.
Планируемая и реализуемая психологопедагогическая программа имеет
мишенеориентированную парадигму,
обусловленную назревшей потребностью
молодого поколения иметь внутри себя убеждение и настойчивость к ведению здорового образа жизни. Мотивацией к здоровому образу жизни является наличие ярких примеров гибели подростков с явно несформировавшимися ценностями и жизненными ориентирами от спайсов, «легких» наркотиков [8, с. 10].
Все вышеуказанное создает необходимые предпосылки для практической работы с подростками над формированием здорового образа жизни.
Таким образом, цель нашего исследования, связанная с формированием осознанного отношения к здоровому образу жизни у подростков посредством психологопедагогической программы, актуальна и имеет теоретическое и практическое обоснование.
Теоретической основой исследования явилось понимание особенностей
подросткового периода. С одной стороны, подросток имеет начальную стадию физической зрелости, с другой - завершение полового созревания, осознание своей физической силы, здоровья и
привлекательности [3, с. 304]. Развитие новой социальной ситуации вызывает противоречия, связанные с ощущаемой зависимостью от родителей и потребностью находиться под
82
воздействием сверстников, чьим мнением они особенно дорожат. Социализация для старшего школьника приобретает ведущее значение: стандарты, ценности, убеждения, характерные для данного общества. Возросшие когнитивные возможности и расширение его окружения часто приводят к ролевому конфликту, несущему статусную неопределенность, что накладывает явный отпечаток на формирование социального положения и осознание ценности здоровья [2, с. 266].
Для изучения ценности здоровья и здорового образа жизни нами было проведено поэтапное исследование.
На констатирующем этапе эксперимента были установлены ведущие ценности
подростков. Выборка состояла из 357 учащихся средних образовательных учреждений: 146 мальчиков и 211 девочек. Методики исследования: опросник
«Отношение к здоровью» (автор Р.А. Березовская), «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич), опросник «Уровень притязаний личности» (автор В.К Гербачевский). На констатирующем этапе эксперимента реализована программа
формирования ценности здорового образа жизни. Для оценки осведомленности о здоровье и здоровом образе жизни был применен опросник «Отношение к здоровью» (автор Р.А. Березовская, [1, с. 100], табл. 1).
Таблица 1.-Методика опросника «Отношение к здоровью» (автор Р.А. Березовская)
Девочки n = 211 Психологическое содержание Мальчики N=146
Семья - 69% 1. Выбор ценности в данный момент Друзья - 50%
Мат.благоп. - 52% 2. Достижение успеха в жизни Удача и везение - 65%
Нет силы воли - 69% 3. Забота о своем здоровье Важные дела - 70%
Следить за весом - 68% 4. Отношение к своему здоровью Нет времени - 69%
СМИ - 78% 5. Сведение о здоровье СМИ - 79%
В результате проведенного исследования установлено, что из исследуемых ценностей девочки выбрали семейное благополучие, что в большинстве случаев связано с биологической потребностью в материнстве, в создании семьи и реализации себя в межличностных отношениях [9, с. 29]. Мальчики отдали предпочтение ценности в выборе верных друзей, которая проявляется в общении со сверстниками школьных и внешкольных коллективов. Для достижения успеха в жизни девочки выбрали материальное благополучие, жизнь в достатке, а мальчики надежду на везение и удачу. У девочек не хватает силы воли для заботы о своем здоровье, а мальчики отдают предпочтение более важным делам. В отношении своего здоровья девочки предпочитают следить за
своим весом, это выражается через детализацию восприятия своего физического облика, своего тела, а мальчики боятся взять на себя обязательства и следовать социальным нормам и из-за отсутствия времени несерьезно относятся к своему здоровью [4, с. 770]. Сведения о здоровье, как девочки, так и мальчики получают из нескольких источников: Интернет,
телевидение, СМИ.
Здоровье для данного возраста учащихся не является приоритетом, на первом месте для них развитие устойчивого образа «Я» и составляющий физический образ своего тела.
Для изучения мотивации к здоровому образу жизни у мальчиков и девочек была использована методика «Уровень притязания личности» (автор В.К. Гербачевский, табл. 2) [10, с. 467].
Таблица 2.-Методика опросника «Уровень притязания личности» (автор В.К. Гербачевский)
Девочки Психологическое содержание Мальчики
n=211 n=146
70% Сложность задания 11%
45% Уровень мобилизации усилий 12,6%
12% Волевое усилие 23%
83
Мы определили, что девочки склонны к алгоритму и исполнительности. Они обладают мобилизацией усилий, так как более усидчивы и исполнительны. Однако волевое усилие больше выражено у мальчиков, такое качество они развивают с помощью спорта, связанного с большой физической нагрузкой и риском,
претендующим на заботу и защиту слабых [4, с. 778].
Изучение иерархии ценностных ориентаций здорового образа жизни у мальчиков и девочек мы использовали методику «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич, табл. 3) [10, с. 148].
Таблица 3.- Методика опросника «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич)
Психологическое содержание Д n=211 М n=146 Психологическое содержание Д n=211 М n=146
Активная деятельная жизнь 88% 64% Терпимость 68% 92%
Материальная обеспеченная жизнь 92% 57% Честность 64% 99%
Продуктивная жизнь 94% 55% Чуткость 67% 94%
Развитие 68% 93% Высокие затраты 98% 49%
Счастливая семейная жизнь 57% 100% Непримиримость 92% 58%
Уверенность в себе 67% 94% Рационализм 97% 51%
Воспитанность 66% 95%
Девочки в отличие от мальчиков заинтересованы в активной деятельной жизни. Они отзывчивы, коммуникабельны с окружающими как школьных, так и внешкольных групп общения. Предпочитают материально обеспеченную жизнь. У девочек завышенные запросы, например, в желании приобрести ту или иную вещь, на первый план выступают одежда, украшения. Ярко выражена непримиримость к контролю и опеке родителей, учителей от установленных ими правил и порядков. Девочкам свойственно здраво и логично мыслить и принимать обдуманные, рациональные решения, которые приведут к перемене жизненного пути [2, с. 235].
Мальчики выделили ценность в развитии, совершенствование физически и духовно проявляется через любовь к силовым видам спорта. Они отдают приоритет счастливой семейной жизни. Семья для юноши-подростка является тем местом, где он чувствует себя наиболее спокойно и уверенно, где его понимают и принимают таким, какой он есть. Проблемы самоопределения мальчики предпочитают решать не со сверстниками, а с помощью родительского авторитета, построенного на взаимном уважении и доверии. Для них очень важна уверенность в себе. Это особенно проявляется в однополых мальчишеских компаниях, имеющих свою субкультуру, состоящую из специфического набора ценностей и норм поведения: вкусов,
формы одежды, языка и музыки и др. [3, с. 359].
Более того, мальчики отдают приоритет ценности в воспитании. В жизни мальчиков присутствуют наилучшие взаимоотношения с родителями, где в ребенке ценится как послушание, так и независимость, в семье прислушиваются к мнению ребенка, но не идут на поводу его желаний. Мальчики выделяют терпимость, так как основные структуры темперамента и свойств нервной системы сформированы, то такая интегральная связь дает возможность облегчить управление собственными реакциями [5, с. 154].
Подростки становятся более сдержанными и уравновешенными, они выше всего ценят такое качество личности, как честность, часто проявляющуюся в общении, во взаимодействии с товарищами. Усвоение определенной системы нравственных норм и принципов образует сложную гамму моральных чувств, чувство долга, товарищеской солидарности с окружающими людьми, готовность помочь в трудную минуту [там же, с. 157].
Обобщение результатов исследования констатирующего этапа показало: у девочек на первом месте ценностью является семейное благополучие, высокий уровень активной деятельности и продуктивной жизненной позиции; у мальчиков приоритетом является общение с друзьями; мотивация к здоровому образу жизни у девочек реализуется через
84
постановку конкретных задач и исполнительности; у мальчиков наиболее выраженными ценностными ориентациями стали: счастливая семейная жизнь, проявление уверенности в себе и самореализация.
Таким образом, обобщая результаты констатирующего эксперимента можно заключить, что подростки имеют низкий уровень осознания ценности здорового образа жизни, что инициировало проведение нами формирующего эксперимента.
Принимая во внимание выявленный уровень базовых компонентов здорового образа жизни у учащихся, нами разработана и апробирована программа «Я и мое здоровье». Цель программы: Сформировать у подростка осознанное отношение к своему здоровью как к самой важной ценности. Задачи программы: информировать учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; сформировать у
подростка осознанное отношение к своему здоровью как к самой важной ценности; мотивировать подростков на принятие ответственности за свое здоровье, что
приведет к изменению социальнонормативного жизненного стиля и осознанию ценности здоровья; сознательно
противостоять социальному влиянию
никотиново-алкогольной и наркотической зависимости; повысить уровень
компетентности педагогов, выработать навыки к сохранению своего здоровья и здорового образа жизни; повысить культуру родителей в процессе воспитания здоровых привычек, которые в дальнейшем приведут к важности выбора ценности своего здоровья [6, с. 204].
В формирующем этапе эксперимента приняли участие 23 подростка: 8 мальчиков и 15 девочек. Данная работа проходила в объеме 72 часов в течение года (табл. 4, 5).
Таблица 4.-Результаты контрольного среза у мальчиков (n=8)
Методика «ценностных ориентаций» (автор) М. Рокич Методика уровня притязания личности (автора) В.К. Гербачевского
До после Психологическое содержание Психологическое содержание До после
15% 34% Инициативность Волевое усилие 23% 60%
34% 15% Познание Состязательный мотив 34% 66%
29% 64% Жизнерадостность Оценка уровня результата 44% 77%
15% 76% Независимость Закономерность 20% 50%
Таблица 5.-Результаты контрольного среза у девочек (n=15)
Методика «ценностных ориентаций» (автор) М. Рокич Методика уровня притязания личности (автор) В.К. Гербачевского
До после Психологическое содержание Психологическое содержание До после
83% 54% Чуткость Внутренний мотив 45% 66%
14% 35% Уровень развития Познавательный мотив 36% 60%
При проведении контрольного среза нами были установлены значимые изменения в сторону принятия ценности здоровья и соблюдения отдельных условий его обеспечивающих.
Наиболее значимые результаты получены по следующим методикам. Осведомленность о здоровье и здоровом образе жизни на 100% повысилась у мальчиков. Уровень осознания ценности своего здоровья через занятия физическими упражнениями и посещением спортивных секций также стал выше [1, с. 100].
Увеличилась инициативность, стремление быть более самостоятельным, выбор принимать решение и отвечать за свои поступки. Воплощение новых идей позволит
открыть новые возможности для личностного развития. Познание у мальчиков уменьшилось: хочу делать другое по интересу, чем приобретать знания, которые есть в настоящее время. Жизнерадостность дает понимание ценить здоровье и здоровый образ жизни, формирует веру в будущее. Независимость проявляется в способности не зависеть от внешних влияний и оценок, отвечать за свои поступки, а это значит не поддаваться влиянию со стороны сверстников, жить в гармонии с самим с собой, которая дает возможность личности ценить свое здоровье и вести здоровый образ жизни [5, с. 175].
Повысился уровень мотивации к волевому усилию за счет занятий силовыми видами спорта, например, сноуборд - прекрасная
85
возможность подышать свежим воздухом, потренировать практически все группы мышц, а также развить чувство равновесия и значительно улучшить координацию движений [там же, с. 176].
У мальчиков произошли изменения в сторону увеличения состязательного мотива и оценки уровня достигнутых результатов после формирующих воздействий. Они придают большое значение полученным в процессе занятий результатам, несущим изменения в облике, что ведет к осознанному отношению к своему здоровью и ценности и важности здорового образа жизни. Повышается вероятность принятий ответственных решений и растет способность дать им объяснение и обоснование [2, с. 230].
Наиболее значимые изменения у девочек получены по параметру чуткости, а именно после реализации программы произошли изменения в сторону снижения данной характеристики. Это можно отнести к требованиям и запросам современного времени, утверждению своих идеалов, желанию быть наравне с мальчиками [4, с.
Литература:
1. Березовская Р.А., Никифоров Г.С Отношение к здоровью // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб: 2003. - С. 100— 110.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах: - М.: ТЦ Сфера. - 2003. — 112 с.
3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.
— 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
4. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей /И.С. Кон // Соотношение биологического и социального в человеке. Материалы к симпозиуму. - М. - 1975. С 763—776.
5. Малкина — Пых И.Г. Гендерная терапия / И.Г. Малкина — Пых. — М: Эксмо. 2006 — 928 с. — (Справочник практического психолога).
6. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье пед.учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». - 2005. — C. 311.
7. Сапогова И.А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников. / И.А. Сапогова // Педагогика развития и перемены в Российском образовании: Материалы 2-й научно-практической конференции.
- Красноярск, 1995. - С.247-148.
8. Тубчинова В.С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков: автореф. дис. ... канд. соц. наук / В.С. Тубчинова. Улан-Удэ, 2005. — 18 с.
772]. Но с другой стороны у девочек увеличилась мотивация и интерес к собственному здоровью и здоровому образу жизни, который проявляется во внешнем облике. Познавательный мотив у девочек увеличился, полученная информации о здоровье дала возможность подросткам расширить свой кругозор и применить полученные знания на практике [3, с. 204].
Статистическая обработка полученных данных позволила установить значимые различия у мальчиков и девочек до и после программы по всем исследуемым параметрам, что дает основание утверждать, что разработанная и реализованная нами программа формирования здорового образа жизни эффективна.
Программа тренинга «Я и мое здоровье» по формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни учащихся может быть использована в работе практических психологов, педагогов в сфере образования, родительском воспитании и в индивидуальной работе с учащимися.
9. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. пособие. СПб: Речь, 2007. — 352 с.
10. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред М.К. Екимовой, К.М. Гуревича. — СПб.: Питер, 2008. — 652 с.
References:
1. Berezovskaja R.A., Nikiforov G.S. Otnoshenie k zdorov'ju // Psihologija zdorov'ja / Pod red. G.S. Nikiforova. SPb: 2003. — S. 100—110.
2. Volkov B.S., Volkova N.V. Zakonomernosti psihicheskogo razvitija detej v voprosah i otvetah: - M.: TC Sfera. - 2003. — 112 s.
3. Krajg G., Bokum D. Psihologija razvitija. — 9-e izd. — SPb.: Piter, 2005. — 940 s.
4. Kon I.S. Polovye razlichija i differenciacija social'nyh rolej /I.S. Kon //Sootnoshenie biologicheskogo i social'nogo v cheloveke. Materialy k simpoziumu. M., 1975. S 763—776.
5. Malkina — Pyh I.G. Gendernaja terapija /
I.G. Malkina — Pyh. — M: Jeksmo. 2006 — 928s. — (Spravochnik prakticheskogo psihologa).
6. Mitina L.M. Professional'naja dejatel'nost' i zdorov'e ped. ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademija». -2005. — S. 311.
7. Sapogova I.A. Osobennosti formirovanija cennostnyh orientacii u starsheklassnikov / I.A. Sapogova // Pedagogika razvitija i peremeny v Rossijskom obrazovanii: Materialy 2-j nauchno-prakticheskoj konferencii. - Krasnojarsk, 1995. - S. 247-148.
86
8. Tubchinova V.S. Problema formirovanija zdorovogo obraza zhizni sredi podrostkov: avtoref. dis. ... kand. soc. nauk / V.S. Tubchinova. Ulan-Udje, 2005. - 18 s.
9. Jejdemiller Je.G., Dobrjakov I.V., Nikol'skaja I.M. Semejnyj diagnoz i semejnaja
psihoterapija. Ucheb. posobie. SPb: Rech', 2007. - 352 s.
10. Psihologicheskaja diagnostika: Uchebnik dlja vuzov / Pod red M.K. Ekimovoj, K.M. Gurevicha. - SPb.: Piter, 2008. - 652 s.
Сведения об авторе:
Петрова Лариса Витальевна (г. Екатеринбург, Россия), аспирант, кафедра института психологии УрГПУ, клинический психолог, руководитель «Психологического центра», e-mail: petrova_loravita@mail .ru
Data about the author:
Petrova L. (Ekaterinburg, Russia), post-graduate student, Department of the Institute of Psychology USPU, a clinical psychologist, director of "Psychological Center", e-mail: [email protected]
87