Методики раннего развития: за и против
Тараканова Валентина Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент АПКиППРО, г. Москва
J ^
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Л_____________________.___________________г
Аннотация. В статье рассматриваются гендерные особенности развития познавательных процессов у дошкольников, психические половые различия и полоролевая дифференциация, различия в воспитании, обучении, восприятии детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: гендер, познавательные процессы, полоролевая дифференциация, диагностика, восприятие детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Проблема гендерных особенностей, включает в себя вопросы психических половых различий и полоролевой дифференциации детей, которая является одной актуальных проблем психологии.
Изучение процесса гендерных особенностей в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Гендерные особенности включает в себя три аспекта: когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный -полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения [3, с.132].
Позиция ребенка как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Необходимо совершенствовать дифференциальный подход в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей [2, с.179].
Актуальность исследования заключается в необходимости накопления знаний о гендерных особен-
ностях развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, чтобы на их основе строить систему педагогической и психологической работы с детьми [3,5].
В настоящее время объективно существуют противоречия между:
• необходимостью гендерных особенностей начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста;
• требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Цель нашего исследования явилось изучение гендерных особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Понятие «гендер» это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Так как «пол» является биологической категорией, то социальные психологи часто ссылаются на биологически обусловленные половые различия при объяснении поведения, умственных способностей, личностных особенностей, анализе условий развития представителей разных полов [3, с.267].
Гендерные особенности в дошкольном возрасте во многом определяют специфику межличностного восприятия детей, оценивание сверстников с точки зрения наличия положительных и отрицательных качеств [1, с.163].
Рассмотрим общую характеристику познавательных процессов. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, память, мышление,
Эксперимент и инновации в школе 2013/6
41
Методики раннего развития: за и против
воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов познавательных процессов [4, с.78].
Для развития воображения, необходимо постоянное расширение и обогащение кругозора, опыта человека. В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) [2, с.168].
Мы считаем, что очень важно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении, восприятии детей дошкольного возраста.
Базой для исследования послужило муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Росинка» г. Егорьевск Московской области. Общее количество обследуемых -10 человек, 5 девочек и 5 мальчиков, в возрасте от 6-7 лет. Мы взяли экспериментальную и контрольную группу.
№ п.п. Контрольная группа Экспериментальная группа
i Дима К.- 6л. 9 м. Саша Д.- 6 л. 5 м.
2 Алеша В.- 6 л. 5 м. Катя Н.- 6 л. 7 м.
3 Вадим У.- 6 л. 6 м. Дарина Н - 6 л. 5 м.
4 Максим М.- 6 л. 8 м. Инесса Н.- 6 л. 8 м.
5 Саша В.- 6 л. 6 м. Настя Н.- 6 л. 5 м.
С экспериментальной группой по определённой методике, развивающей у детей мышление и внимание, на протяжении 6 месяцев будут проводиться занятия. Контрольная группа необходима для сравнения. С контрольной группой будут заниматься по обычной программе.
Цель первого этапа: диагностика исходного уровня развития познавательных процессов, таких как внимание и мышление.
Цель второго этапа: выявление изменений в уровне развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании использовали следующие методики:
1) Диагностика наглядно-образного мышления у детей;
2) Диагностика словесно-логического и абстрактного мышления у детей старшего дошкольного возраста;
3) Методика определения продуктивности и устойчивости внимания
Проведя исследование наглядно-образного мышления у мальчиков и девочек можно сделать вывод, что дети контрольной и экспериментальной группы имеют
примерно одинаковый уровень наглядно-образного мышления (рис.1 и рис.2).
%
100 -90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 - У
у
У
у
У
У
У 4
У 3
^^ 1 2 3 4 5
' 1 2 Г 5 Мальчики Дев0чки
Рис.1. Сравнение результатов диагностики уровня нагляднообразного мышления детей из экспериментальной группы
%
100 -| У
90 - У
80 - У
70 - У
60 - У
50 - У
40 - У
30 - У 4 3
20 - ^ 1 ^ 5 1 ^ 4 5
10 - H-J
Мальчики ДеВочКИ
Рис.2. Сравнение результатов диагностики уровня нагляднообразного мышления детей из контрольной группы
Общий групповой балл в экспериментальной группе на 8 единиц меньше, чем в контрольной. Это доказывает, что сделан правильный выбор групп для эксперимента.
Кроме диагностики наглядно-образного мышления, необходимо провести диагностику словесно-логического и абстрактного мышления по методике.
Уровень развития словесно-логического и абстрактного мышления у девочек также выше, чем у мальчиков. И в контрольной и в экспериментальной группах 30% детей относится к третьему критерию. Это дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак.
В экспериментальной группе 20% детей относятся ко второму критерию. К самому низкому критерию в экспериментальной группе относится 10% детей, а в контрольной - 20%. Это дети с неадекватными формами ориентировки.
Таким образом, словесно-логическое и абстрактное мышление, в обеих группах среднее.
Далее нами на протяжении шести месяцев проводились занятия, которые направлены на развитие мышления у детей. В эксперименте использовалась методика: «Игры, развивающие мышление у детей старшего дошкольного возраста». Например, игра
42
Эксперимент и инновации в школе 2013/6
Методики раннего развития: за и против
«Черный ящик», «Картинки-загадки», «Угадай игрушку», «Перечисли предметы», «Третий лишний» и т.д. Выбранная нами методика включала в себя элементы дидактических игр, которые направлены на развитие у старших дошкольников наглядно-образного, словесно-логического и абстрактного мышления.
Важность развития у старших дошкольников словесно-логического и абстрактного мышления обусловлена ещё и тем, что некоторые школьные методики уже в первом классе используют в обучении элементы логики, и ребёнку бывает сложно перестроиться и понять суть проводимых занятий и решаемых задач, у детей возникают трудности в процессе овладения учебным материалом. Предлагаемый в методике материал помогает не просто развивать абстрактнологическое мышление, но и по своему содержанию отвечает основным характеристикам данного типа мышления.
Занятия с детьми должны проводиться в игровой форме. Все занятия включают в себя элементы игр, а следовательно, их можно отнести к развивающим (дидактическим) играм.
Далее, мы сравнили данные полученные в начале эксперимента и после занятий. Общий групповой балл экспериментальной группы вырос на 29,1%, при этом по мальчикам прирост составил 23%, а по девочкам 34,8%. В результате доля девочек, имеющих более высокий уровень наглядно-образного мышления, выросла на 4,4%, а доля мальчиков снизилась на 4,8%.
Следует отметить, что положительные изменения также заметны в контрольной группе, но они менее проявлены.
Обобщая результаты, можно сделать вывод о том, что та группа детей, с которыми на протяжении 6 месяцев проводились занятия по определённой методике, получила более высокий уровень развития нагляднообразного, словесно-логического и абстрактного мышления.
В ходе проведенного эксперимента можно сделать выводы, о различии в мышлении девочек и мальчиков. Это связано с тем, что:
- девочки превосходят мальчиков в речевых заданиях;
- мальчики лучше ориентируются в пространственных заданиях;
- у мальчиков высокие способности к поиску нового нестандартного решения, к новаторству, они лучше выполняют поисковую деятельность, высокие задатки креативности;
- мальчики чаще задают вопросы ради получения конкретной информации, а девочки ради общения;
- девочки при ответе ждали эмоциональную поддержку, у мальчиков отмечается быстрота мышления, в то время как у девочек - гибкость мышления.
Необходимо отметить, что личностно-ориентированное направление изучение возрастных особенностей создает условия для индивидуального развития мальчиков и девочек с учетом их психофизиологии.
Далее нами была применена методика определения продуктивности и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста.
Мальчики и девочки дошкольного возраста различаются по уровню продуктивности и переключае-мости внимания. При этом уровень продуктивности внимания выше у девочек, а уровень переключаемо-сти внимания выше у мальчиков.
Объем внимания у мальчиков больше, чем у девочек.
Уровень активной концентрации внимания у дошкольников разного пола имеет значимые различия. Так, оказалось, что у девочек эта особенность внимания развита в большей степени, чем у мальчиков.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут служить дополнительной информацией для педагогов, для воспитателей детских садов, родителей, детских психологов. Необходимы дальнейшие разработки данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом направлении.
В результате исследования были сделаны следующие рекомендации:
для воспитателей необходимо проводить семинары по ознакомлению с гендерными характеристиками детей - дошкольников; для родителей создать памятку «Величие небольших различий».
Литература
1. Берн Ш. Гендерная психология.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.- 320 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000.-382с.
3. Ильин Е.П. Пол и гендер.- СПб.: Лидер, 2005.- 321с.
4. Тараканова В. В., Слабожанинова К. А. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.75-78.
5. Кувшинова С. Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 22-26.
Эксперимент и инновации в школе 2013/6
43