ГЕНДЕРНАЯ ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО СОЗНАНИЯ СПОРТСМЕНОВ
А.Л. Ворожбитова
GENDER THEORY OF PHYSICAL TRAINING AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF THE GENDER-CONSCIOUSNESS OF THE SPORTSMEN
Vorozhbitova A.L.
The article presents the results of the pedagogic experiment, revealing the proper content and significance of the course "Gender theory of physical training", forming the gender-consciousness of the students of the physical training department.
В статье представлены результаты педагогического эксперимента, раскрывающего оптимальное содержание и значимость курса «Гендерная теория физической культуры», формирующего гендерное сознание студентов ФФК.
УДК 378.1:796.011.1
Понятие «гендер» в его современном значении определяется как совокупность социальных и культурных норм, которые в обществе посредством власти и доминирования предписывается выполнять людям в зависимости от их пола. Однако не биологический пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счёте психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии мужчин и женщин. Проблема гендера состоит в изучении пола как социокультурного явления с его социально-психологическими особенностями, требующими идентификации и специальных педагогических технологий.
Общая гендерология как особая социально-философская научная дисциплина имеет важное значение для дальнейшего развития многих научных дисциплин, в том числе - теории физической культуры. Поле пересечения оказывается очень продуктивным. С гендерологией сопоставимы теоретические исследования в сфере женского спорта - Л.И. Лубышевой, З. Дроздовски,
B. Старосты. Непосредственно гендерной проблематике посвящены работы по гендер-ной асимметрии в Олимпийском движении -
C.Н. Мягковой. Начались разработки ген-дерного аспекта в области восточных единоборств - Н.С. Цикуновой и автора этих строк. Одновременно был поставлен вопрос об учёте проблем гендерологии в практике подготовки спортсменов (разработки С.Г. Гагонина, А.В. Иванова, С.А. Ольшан-
Ворожбитова А.Л.
«Гендерная теория физической культуры как основа формирования...»
ской, О. В. Рыженко, Е. Садовски, Т. С. Соболевой, Б.И. Тараканова и др.).
Интерес научной общественности направлен и на выявление общепедагогических основ гендерного образования. Так, Н.С. Цикуновой принадлежит статья «Постановочные проблемы гендерного образования в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту» в сборнике «Гендерное образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы» (Иваново, 2003). Уже названия статьи и сборника определяют суть и направленность педагогических аспектов гендерной проблематики.
Однако явно недостаточно отдельных отсылок к положениям общей гендерологии, которые имеют место в современных теориях спорта, физического воспитания, физической культуры (мы разделяем точку зрения Р. А. Пилояна (1) о разграничении этих разных по сути теорий, но последнюю считаем метатеорией). Речь должна идти о формировании специальной теории - гендерной теории физической культуры, так как общая гендерология не может непосредственно включаться в теорию физической культуры, она должна пройти определенную адаптацию к данной дисциплине. Исходя из общенаучного понятия «гендер», необходимо прийти к пониманию роли гендера в спорте, физическом воспитании, физической культуре в целом.
Между тем регулярно проводимое анкетирование показывает, что студенты знаниями в данной области не обладают. Они дают пояснения, в чём им видится разница в поведении мужчин и женщин, расширяя это понятие до особенностей восприятия и даже уровня интеллекта. Например, у спортсменов на вопрос «В чём выражена разница в поведении мужчин и женщин?» самыми частыми ответами стали: «в поведении», «в характере», «в интересах», «манере общения», «реакции на различные ситуации». У неспортсменов так же преобладали ответы, затрагивающие поведение, мышление, различные обязанности мужчин и женщин, манеру общения.
В ответах на вопрос, касающийся проявления отпечатка занятий спортом на поведение женщины, у неспортсменов преобладали мнения, что в женщине занятия спортом развивают силу воли, уверенность в себе, целеустремлённость, силу характера и терпимость, но некоторые виды спорта, например, тяжёлая атлетика, «иногда добавляет мужественности», что расценивается как негативный признак. Спортсмены считают, что у женщины благодаря занятию спортом меняется внешность, характер, она становится более общительной, уверенной в себе, по-иному формируется личность, вырабатываются волевые качества, меняются жизненные приоритеты.
Однако, как показали данные констатирующего эксперимента, на сегодняшний день студенты университетов различных специальностей к пониманию гендерных различий подходят только интуитивно. Мониторинг, проводимый нами в течение трёх лет, выявил некоторую динамику в осознании гендерных проблем студентами 1 курсов (вчерашними учащимися многих школ региона), но он же показал, что подавляющее большинство студентов (включая и старшекурсников) не знакомо даже с самим понятием «гендер». При этом различий в зависимости от профиля обучения практически не наблюдается.
Становится очевидным: необходимо разработать специальную гендерную теорию физической культуры, и первым шагом в этом направлении будет введение в научный оборот самого понятия «гендерная теория физической культуры». Необходимо сделать его общеупотребительным и значимым для вузовской практики. Именно об этом мы говорили в докладе «Гендерная теория в науке о физической культуре: к репрезентации понятия» на Первом Международном научном конгрессе «Термины и понятия в сфере физической культуры», проходившем в Санкт-Петербурге в декабре 2006 г. Гендерная теория физической культуры - научная и учебная дисциплина, рассматривающая все те проблемы теории физической культуры, которые могут быть изучены с учётом особенностей гендерной идентичности. Как учеб-
ный предмет гендерная теория физической культуры направлена на формирование у будущих специалистов гендерной педагогической компетенции, включающей знания о практической реализации гендерной теории в педагогической физкультурной деятельности, прививает им соответствующие умения и навыки.
Введение в научно-образовательную парадигму понятия «гендерная теория физической культуры» дало возможность разработать для студентов институтов и факультетов физической культуры учебный курс специализации, раскрывающий цель и задачи данной теории, оптимально структурировать его специфическое содержание, выделить его актуальные проблемы, к которым мы относим:
- роль стереотипных представлений маскулинности и фемининности в сфере спортивной деятельности;
- влияние занятий спортом на ген-дерные роли мужчин и женщин;
- гендерную мотивацию при выборе вида спорта и гендерные различия в уровнях притязаний спортсменов;
- динамику гендерной классификации видов спорта;
- воздействие маскулинных и фемининных видов спорта на личность спортсмена.
При рассмотрении последней проблемы особое значение приобретает вопрос о гендерном аспекте изучения агрессии в спорте.
Все указанные проблемы были рассмотрены в экспериментальном курсе «Ген-дерная теория физической культуры», прочитанном в академической группе II курса ФФК СГУ в 2006 г. (состав - 24 человека, мужчины).
При достаточном количестве часов на данный курс специализации в его рамках могут быть рассмотрены и такие проблемы, как влияние гендерных ролей на здоровье спортсмена, учёт этнического менталитета в решении гендерных проблем физической культуры. Особенного внимания заслуживает вопрос о гендерных аспектах возрастной социализации спортсменов. При недоста-
точном количестве часов данные вопросы могут быть включены в СКР, или быть рассмотрены в курсе по выбору в VIII семестре, или стать предметом НИРС, имеющей на IV курсе педагогическую направленность. Учащиеся средней школы и их будущие преподаватели физической культуры в доступной и воздействующей на их сознание форме должны быть информированы, например, о том, какие виды спортивной деятельности и в какой степени наносят вред здоровью спортсменок, входя в противоречие с их ролью будущей матери (а эта роль является не только биологической, но и ген-дерной, социальной). В своих любительских увлечениях спортом и при выборе спортивной карьеры молодые люди должны знать, на что идут. Это и есть подлинная свобода выбора.
Кроме того, будущий учитель физической культуры, будущий тренер, работая на Северном Кавказе, должен учитывать мен-тальность того или иного этноса, к которому принадлежат ученики и их семьи. Это не означает непреодолимости барьеров, накладываемых этническими стереотипами, но требует более гибкой методики и необходимости компромиссов.
При выборе женщиной профессии учителя физической культуры необходимо понимание возможностей её комфортной возрастной социализации и т.д.
В данной статье мы приводим некоторые обобщённые результаты письменных ответов студентов II курса ФФК на контрольные вопросы по ходу изучения курса «Гендерная теория физической культуры». Поскольку они совсем не располагали знаниями в области общей гендерологии, вводные занятия были посвящены именно этой теме и закончились контрольным срезом по вопросу «Что даёт знание общей гендерной теории в повседневной жизни?». Ответы показали понимание роли в жизни социума гендерологии, которая:
- отвечает «требованиям самой жизни»;
- помогает понимать различия между женщиной и мужчиной, в том числе и психологические;
Ворожбитова А.Л.
«Гендерная теория физической культуры как основа формирования.»
- определяет правила поведения, которые для мужчин и женщин «должны различаться»;
- ориентирует в повседневной жизни («Как должны вести себя мужчина и женщина, чем они должны заниматься дома, кем работать»);
- способствует общению между полами: помогает находить общий язык с коллегами, «правильно поступать в сложных отношениях с противоположным полом»;
- позволяет реально оценивать возможности человека в зависимости от пола;
- формирует представления о том, кто такие «настоящий мужчина» и «настоящая женщина».
Из 24 ответов только один оказался скептическим: «Если честно, то это знание даёт очень мало, точнее вообще ничего не даёт. Я этого не знал, и даже когда узнал, в моей жизни это не сыграло большой роли». Второй студент, написавший «Я думаю, что мы не умрём от незнания гендерной теории», тем не менее дал развёрнутый ответ о её необходимости для профессионального роста специалиста.
В отличие от эмпирического ассоциативного познания, формирующего сознание человека, можно сказать, стихийно, целенаправленный теоретический курс обеспечивает планомерное «присвоение» студентом фактов и выводов гендерной теории физической культуры, сопровождающееся формированием психологических новообразований (когнитивных, мотивационных и др.), что приводит к определённому сдвигу в сознании. Как заметил один из респондентов, «знание теории помогает осознать эти различия в поведении мужчин и женщин».
Из ряда вопросов непосредственно по гендерной теории спорта, особый интерес вызвала тема «Динамика гендерной классификации видов спорта». По результатам анкетирования, обоснованным условное разделение видов спорта на мужские и женские считает 21 человек из 24 (87,5%) опрошенных. Почти половина респондентов основанием для такого разделения видов спорта считает величину прилагаемых физических усилий (45,8%), а так же гармонию вида
спорта с врождёнными качествами мужчин и женщин (25%). О том, что такого «разделения быть не должно, главное - свобода выбора занимающегося» считает один мужчина, и подобный ответ смыкается с крайностями феминистской позиции в этом вопросе.
В развёрнутых ответах по гендерной классификации видов спорта, респонденты убедительно доказывают свою точку зрения. Необходимость разделения видов спорта на мужские и женские подчёркивается данными полового диморфизма. Утверждение, что «женский организм не предназначен для больших нагрузок, могущих привести к заболеваниям, которые нежелательно иметь женщинам», варьируются в большинстве положительных ответов. Но и противники разделения видов спорта по гендерному признаку (12,5%) представили свои доказательства. «Один и тот же вид спорта может смотреться и проявить себя по-разному, когда в нём участвуют мужчины или женщины. И каждый человек найдёт и выберет там что-то для себя».
Все респонденты безусловно мужскими видами спорта считают тяжёлую атлетику и хоккей. К этому показателю (95,8%) приближается бодибилдинг и мотогонки, а так же футбол, спортивные единоборства, которые исключительно мужским видом спорта считают 91,6% студентов. Далее идут прыжки с трамплина на лыжах (79,2%), скалолазание (75%), альпинизм (66,6%), бобслей (41,6%). Те, кто указанные виды спорта не считает только мужскими, причисляет их к общим - и мужским, и женским. Абсолютно лидируют в этом качестве лёгкая атлетика, прыжки в воду (100%), с небольшим отрывом идут фигурное катание (91,6%), спортивная акробатика и лыжные гонки (87,5%), велоспорт (75%). Показательно, что спортивные единоборства и футбол к общему виду спорта отнесли только 8,3% студентов, что явно расходится с мнением женщин, которые считают спортивные единоборства видом спорта как мужским, так и женским в равной мере (2).
В сознании спортсменов-мужчин количество только женских видов спорта явно занижено. К ним безоговорочно относится
только художественная гимнастика (91,6%), лишь 8,3% респондентов отметили её как и женский, и мужской вид спорта.
На дальнейших занятиях в гендерном аспекте были также рассмотрены проблемы мотивации при выборе вида спорта; в ответах отмечалось, что гендерная теория даёт понять, какова степень притязаний в спорте в зависимости от гендера. Разносторонне анализировался в этом плане вопрос об агрессии в спорте и др. В результате изучения данного курса специализации студенты стали не только обладателями знаний в области гендерной теории физической культуры, но и носителями индивидуального (субъективного) опыта, эмоциональных переживаний в процессе дискуссионных обсуждений всех тем на практических занятиях. При этом такой опыт не подводится под один знаменатель, он остаётся вариативным и динамичным.
Так, например, в контрольных ответах на вопрос «Может ли женщина заниматься мужским видом спорта?» по теме «Стереотипы маскулинности и фемининности в сознании спортсменов» утвердительный ответ дала ровно половина студентов (напомним, что это мужская группа и данный процент свидетельствует о достаточно высокой степени сформированности гендерного сознания): «Если человеку это интересно и у него огромное желание заниматься, то я не вижу разницу, мужчина он или женщина»; «Может, потому что это её собственное желание, она сама это выбрала и решилась на это». Приветствующие такое желание апеллировали и к женскому спорту высших достижений: они испытывают чувство гордости за россиянок - чемпионок мира, а так же ссылаются на меняющуюся социальную действительность: «Ведь многие виды спорта, например, хоккей, борьба, бокс и т.д. были только мужскими, а теперь ими занимаются и женщины».
Отрицательные ответы второй половины группы так же мотивированы. Фактически те, кто выступил за разделение видов спорта на женские и мужские, оказался и против того, чтобы женщина занималась мужским видом спорта (при этом не забу-
дем, что студенты-мужчины значительно расширили круг видов, относимых ими только к мужским видам спорта и сузили число видов, общих для обоих полов). Главный аргумент в споре - это забота о здоровье женщины, будущей матери. Порой, признавая, что абстрактная женщина может заниматься мужским видом спорта, респонденты не могут допустить этого в своей личной, семейной жизнью: «Я не хотел бы видеть свою дочь, сестру, вообще близких мне женщин в таком виде спорта».
В этом диалоге особую значимость приобретают суждения, которые можно оценить как требования перформативности, то есть учёта ситуативных моментов. Возражая тем, кто связывает занятия мужским видом спорта с утратой женственности, мягкости характера, доброты, студенты подчёркивают, что за рамками ринга женщина-борец может оставаться эталоном женственности, но это происходит в результате сознательной работы над собой. Называя имя своей наставницы в мужском виде спорта, один из респондентов писал: «Эта женщина для меня воплощение силы воли, целеустремлённости, доброты, отзывчивости. Поэтому считаю, что всё зависит от конкретного человека».
Таким образом, информационная составляющая курса «Гендерная теория физической культуры», формирующая определённый уровень знаний в области гендерной теории, становится основой гендерного сознания и самосознания будущих спортивных педагогов, что имеет важное практическое значение как для общей специализации выпускников, так и для их профессионального совершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пилоян Р.А. Повышение эффективности физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №12. - С. 48-51.
2. Цикунова Н.С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта. Дисс...канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2003. -181 с.
Об авторе
Ворожбитова Александра Леонидовна, аспирант кафедры гимнастики СГУ. Сфера научных интересов -теория физической культуры. Имеет ряд публикаций.