^ Образование в сфере культуры 171
ного воздействия на конкретного обучаемого, включая консультацию психологов и специалистов изучаемой специальности, подборку информационных материалов, размещенных на индивидуальной навигационной странице.
Таким образом, при переходе к непрерывному образованию актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основой целью учебного процесса
Примечания
1. Колин, К. К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» / К.К. Колин // ИНФО. - 2000. - № 10.
2. Мозолин, В. П. Теоретические основы создания учебной информационной среды телекоммуникационного обучения: автореф. дис. ... док. пед. наук / В.П. Мозолин. - М., 2000.
3. Ниматулаев, М. М. Подготовка учителей информатики в педвузе к использованию Web-технологий в профессиональной деятельности: дис. ... кан. пед. наук: 13.00.02 / М.М. Ниматулаев. - М., 2002.
4. Роберт, И. В. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования / И.В. Роберт, В.А. Поляков. - М., 2004.
5. Уваров, А. Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании / А.Ю. Уваров // Информатика и образование. - 1998. - № 4.
6. Урсул, А. Д. На пути модели образования XXI века / А.Д. Урсул. - М.: РАГС, 1999.
становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучаемых. Осуществление непрерывного образования невозможно без индивидуализации обучения, построения индивидуальных образовательных программ для каждого обучаемого. Это потребует новых подходов к разработке учебных планов, программ, принципов организации образовательного процесса.
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Ш. К. Шахов, А. С. Дамадаева
Дагестанский государственный университет
В статье представлен анализ результатов исследования влияния гендерных стереотипов на формирование взглядов на проблему маскулинизации женщин, занимающихся спортом. Степень изученности проблем гендерной дифференциации является довольно низкой, что подчеркивает высокую актуальность, научную и практическую значимость дальнейшего изучения данных феноменов.
Ключевые слова: спорт, гендер, идентичность, роль, стереотипы, маскулинность, феминность.
The articles deals with the analysis of the results of investigations of gender stereotypes influence in the formation of views on the problem of masculinization of women engaged in sports. The degree of analysis of the problems of gender differentiations is rather low. This fact underlines the high relevance, scientific and practical significance of the further study of these phenomenon.
Key words: sport, gender, identity, role, stereotypes, masculinity, femininity.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 171-175
08_Ta6agTaaiea.p65 171 1 16.05.2011, 13:43
172 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель
Часть гендерных стереотипов имеет отношение к убеждению, что спорт - это удел мужчин. В «чистом виде» такое мнение сейчас встречается довольно редко. К числу таковых относятся следующие утверждения: «спорт как зрелище является важнейшим фактором, который поддерживает традиционную концепцию мужского превосходства, в последнее время оспариваемую женщинами». И далее: «спорт - это важнейший профессиональный институт для выражения маскулинности. Именно здесь мужское доминирование над женщинами становится "естественным" и связывается с социальным распределением насилия. Спорт подавляет природное равенство полов, конструирует различия, а затем, в значительной степени при помощи СМИ, выстраивает вокруг них структуру символов и толкований, которые их обосновывают». «Спорт служит мужским интересам, помогая создать и легализовать их доминирующее положение в обществе и по отношению к женщинам», но в то же время: «мужчины, прилагая усилия в спорте, в большей степени борются за определенное положение среди других мужчин, чем доказывают свое превосходство над женщинами» (5, с. 228). Другие авторы также допускают не вполне корректные формулировки, например: «положительно оценивая растущую творческую активность женщин в спорте, нельзя не заметить их подражания мужчинам»; «преобладающее большинство известных нам до сих пор видов спорта создали мужчины для себя» (7, с. 58) и т.п.
С понятием гендерной дифференциации тесно связано другое важное понятие гендер-ной психологии - понятие психологического пола индивида. Психологический пол - это степень соответствия индивида психологическим особенностям мужского или женского пола. Выделяют четыре варианта психологического пола: маскулинный (мужественный), феминный (женственный), андрогинный и недифференцированный.
Одной из важных проблем, связанных с психологическим полом субъекта, является его роль в социальной адаптации личности.
К сожалению, эта проблема мало изучена. Существуют лишь отрывочные сведения, не позволяющие делать прогноза жизненной успешности индивида, исходя из его гендера.
Т. В. Артамонова (1) отмечает, что, несмотря на всю спорность приведенных выше утверждений, мнение о том, что традиционный для мужчин процесс социализации в большей степени, чем для женщин, предусматривает занятия спортом, поскольку воспитанные им качества стереотипно воспринимаются как маскулинные, довольно распространено. Особо отмечается, что спорт, в котором достижения являются самоцелью, во многом не согласуется с типичным образом женственности.
Связь маскулинности женщин со спортивными успехами, по мнению Е.П. Врублевского (2), на данный момент столь очевидна, что многие ученые считают необходимым определить морфологические и психологические признаки маскулинизации, являющиеся маркерами при их спортивном отборе.
В качестве таковых обычно рассматриваются особенности морфо(сомато-)типа, дер-матоглифические показатели, тазобедренный индекс (2). Соматотип является довольно надежным диагностическим критерием, об этом свидетельствует то обстоятельство, что в группе маскулинных спортсменок выявлено 85% спортсменок атлетического или субатлетического морфотипа, что свидетельствует о маскулинизации телосложения легкоатлеток (2). Установлено, что у высококвалифицированных спортсменок атлетический (мужской) соматотип, или фенотип, встречается значительно чаще, чем в популяции. Независимо от специализации он обнаружен у 75% спортсменок. Это объясняется тем, что спорт высших достижений требует проявления напористого, соревновательного поведения.
Однако, несмотря на это, женщины уже давно занимались, занимаются и будут заниматься спортом. Они освоили большинство считавшихся до сих пор «мужскими» видов спорта. Как считают сами спортсменки, этим они перестраивают традиционный стандарт
Образование в сфере культуры 173
женщины и создают новый.
Поэтому в настоящее время спор сосредоточился вокруг вопроса целесообразности разделения видов спорта на «женские» и «мужские» и последствий занятий женщинами последними.
Некоторые авторы полагают, что агрессивный физический контакт - это имидж мужского спорта, в то время как грация и элегантность - характеристики типичной спортсменки-женщины. В связи с этим определенные виды спорта характеризуются как наиболее «предпочтительные» для женщин и мужчин. Например, виды спорта, репрезентирующие образы, относящиеся к стереотипам маскулинности (мужественности, жесткости, силы, проявлений агрессивности во взаимодействии с противником), к ним относятся различные виды единоборств, и феминности, где необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм, например бальные танцы, фигурное катание (7).
В исследовании Ф.А. Иорданской (4) при сравнении мужчин и женщин, занимающихся одним видом спорта, установлено, что многие чисто физиологические параметры практически совпадают (пропорции тела, значений мышечной и жировой массы) или сильно сближаются (показатели морфологии сердца, физической работоспособности) при одинаковом уровне квалификации. Таким образом, половой диморфизм практически стирается.
В ряде случаев это приводит к невозможности визуального определения пола спортсменки. В связи с этим, согласно постановлению 1968 года медицинской комиссии Международного олимпийского комитета, а также большинства международных спортивных федераций, на олимпийских играх, чемпионатах мира и континентов в обязательном порядке проводится контроль женщин-спортсменок на половую принадлежность. Этот контроль определяется при помощи цитогенетических методов. Вызвано это тем, что в прежние годы рекордные достижения в женском спорте показывали лица с нарушениями половой диф-ференцировки, а именно гермафродиты (лож-
ный мужской гермафродитизм). По данным М.А. Налбандяна (6), полученным при обследовании 12 тысяч спортсменок разного возраста и спортивной квалификации, занимающихся различными видами спорта, частота нарушений половой дифференцировки составляет 1 случай на 700-800 спортсменок, в то время как в общей популяции - 1 случай на 20000 женщин. Однако вопрос о необходимости определения биологического пола в спорте является глубоко дискуссионным .
Ф.А. Иорданская (4) также отмечают, что специфика вида спорта определяет особенности морфофункциональных параметров женщин уже на самом начальном этапе подготовки - при спортивном отборе в вид спорта, при котором в волейбол, баскетбол, гандбол отбираются высокорослые девочки, в спортивную гимнастику и фигурное катание - маленькие, хрупкие, гибкие, с хорошей координацией, а в футбол - девушки среднего роста, выносливые, с хорошей нейромоторной реакцией.
С.В. Хрущев (8) пишет, что маскулинизация спортсменок, с одной стороны, является отклонением от нормы. Но, с другой стороны, с точки зрения развития спорта этот эффект имеет позитивные результаты.
Несмотря на то, что проанализированные проблемы имеют прямое отношение к физиологии, они имеют тесную связь с психологией. Во-первых, телесность не может рассматриваться в отрыве от психического. Во-вторых, как уже было показано выше, между физической и психической маскулинностью, вероятнее всего, существует взаимосвязь (3).
Проблема излишней маскулинности спортсменок имеет два аспекта - эстетический и социально-психологический.
В отношении первого аспекта можно лишь согласиться с тем, что наибольшая неопределенность и субъективизм в дебатах за или против неограниченного проникновения женщин в «мужские» виды спорта допускаются тогда, когда затрагиваются психосоциальные, этические и эстетические аспекты проблемы. Обсуждающие их стороны, как правило, не затрудняют себя достаточно основа-
08_ТабадТаа1ёа.р65 173 1 16.05.2011, 13:43
174 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель
тельной аргументацией и в данном случае скорее всего не удастся освободиться от господства субъективно-вкусовых суждений. Имеющиеся исследования говорят о скорее негативном социальном отношении к представительницам «мужских» видов спорта. Однако, возможно, это отношение становится все более толерантным в современном обществе. Некоторые авторы полагают, что такое разделение видов спорта на «мужские» и «женские » имеет не условный, а научно обоснованный характер. Так, например, В. Староста утверждает: «На основе анализа литературы, а также результатов собственных исследований необходимым является деление видов спорта на мужские и женские, то есть более соответствующие морфологическим, двигательным и психическим свойствам представителей одного и другого полов» (7, с. 58).
Исследования свидетельствуют, что в основном мужчины предпочитают те виды спорта, которые в большей степени характеризуются как «мужские», а женщины же склонны заниматься такими спортивными дисциплинами, которые в большей степени воспринимаются как «женские» .
Установлено, что, если женщина принимает участие в нетрадиционной физической активности, окружающие склонны воспринимают ее как «мужеподобную» или «неестественную» (10).
При этом стереотипные взгляды на роли мужчины и женщины, в том числе их спортивные возможности, появляются довольно рано. Исследования показывают, что дети дают особенно строгую оценку способностям девочек в спорте, считая их обладающими меньшим мастерством. Только лишь к юношескому возрасту снижается уровень подобных стереотипных представлений.
Опрос студентов вузов физической культуры показал, что большинство из них (независимо от пола) отрицательно относятся к занятиям женщинами «мужскими» видами спорта, причем с возрастом эта тенденция усиливается (7).
По мнению студентов физкультурных ву-
зов, положительное влияние на женщин оказывают такие виды спорта, как плавание (81,4%), гимнастика (60,0%), катание на коньках (47,3%), легкая атлетика (39,5%). Высокие и приближенные к ним места заняли танцы (38,2%), бег (36,5%), аэробика и волейбол (32,3%). Затем - художественная гимнастика (27,3%), лыжный слалом (23,2%), спортивные игры (22,3%), баскетбол (19,5%), теннис (18,2%) и др. И, наконец, синхронное плавание (10,9%) и художественная гимнастика, занявшие последние места. Результаты довольно парадоксальны, поскольку именно последние виды спорта являются сугубо «женскими». Из видов спорта, отрицательно влияющих на организм женщин, были выделены: тяжелая атлетика (47,7%), культуризм (45,4%) и футбол (38,2%). На последних местах оказались различные виды борьбы (12,3%), марафонский бег (11,8%) и гребля (11,8%). Среди видов спорта, опасных для женщин, на первом месте оказались бокс, тяжелая атлетика, прыжки на лыжах с трамплина, мотоспорт. На следующих местах были кикбоксинг, автомобильный спорт, каратэ, альпинизм, парашютный спорт (7). Однако, поскольку этот перечень видов спорта был создан на основе мнений, а не реальных исследований, его можно счесть подвергшимся влиянию гендерных стереотипов. Тем не менее, несмотря на то, что некоторые авторы призывают к созданию ориентировочной классификации видов спорта, делящей их на положительно и отрицательно влияющих на организм женщины, а также относящихся к разряду рискованных (7), следует признать, что такая классификация вряд ли когда будет создана.
Очень слабо изучены механизмы формирования спортивно-гендерных стереотипов. Отмечается довольно большая роль в этом процессе средств массовой информации. Обнаружено, что в репортажах о мужских видах спорта преобладают описания физической силы и доминирования. Когда же речь идет о женском спорте, описание часто разворачивается вокруг внешнего вида, привлекательности, грации, а о физической силе
^ Образование в сфере культуры 175
упоминается крайне редко.
Что касается степени стереотипности мышления спортсменов в гендерном аспекте, здесь можно сослаться на исследование, в котором получены следующие результаты.
В исследовании Н.С. Циркуновой (9) показано, что мужчины, занимающиеся восточными единоборствами, по сравнению со спортсменками той же специализации, склонны проявлять больше стереотипных взглядов на роли мужчин и женщин в обществе. Та же тенденция выявлена и у мужчин, занимающихся феминными видами спорта. Таким образом, можно утверждать, что мужчины-спортсмены мыслят более консервативно, имеют патриархальный склад сознания. Женщины же в большей степени «свободны» от влияния гендерных стереотипов.
Слабая изученность гендерной проблематики приводит к «пробелам» в подготовке специалистов соответствующего профиля. В учебных планах спортивных вузов проблемы спорта женщин излагаются лишь фрагментар-
Примечания
1. Артамонова, Т. В. Гендерная дифференциация личности высококвалифицированных спортсменов / Т.В. Артамонова, Т.А. Шевченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38).
- С. 9-13.
2. Врублевский, Е. П. Управление тренировочным процессом спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Е.П. Врублевский // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 6. - С. 2-5.
3. Дамадаева, А. С. Специфика гендерной дифференциации личности в спорте / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - Вып. 10 (68) - 2010. - С. 35-39.
4. Иорданская, Ф. А. Морфофункциональные возможности женщин в процессе долговременной адаптации к нагрузкам современного спорта / Ф.А. Иорданская // Теория и практика физической культуры. - № 6.
- 1999. - С. 43-45.
5. Месснер, М. Маскулинность и профессиональный спорт / М. Месснер // Антология гендерной теории.
- Минск: Изд-во Пропилеи, 2000. - С. 218-228.
6. Налбандян, М. А. Контроль на половую принадлежность в спорте: современные проблемы и перспективы / М.А. Налбандян // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 9. - С. 14-16.
7. Староста, В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские? / В. Староста // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №8. - С. 55-58.
8. Хрущев, С. В. Новый взгляд на старые проблемы женского спорта / С.В. Хрущев, Т.С. Соболева // Теория и практика физической культуры. - № 2. - 1996. - С. 56-57.
9. Цикунова, Н. С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.С. Цикунова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2003.
- 19 с.
10. Murphy, P.J. Sport and gender / P.J. Murphy // A sociological perspective of sport / ed. by W.M. Leonard.
- 5th ed. - Illinois State University. - 1998. - Р. 241-276.
но, в отдельных лекционных курсах.
В целом, можно отметить довольно заметное влияние гендерных стереотипов даже на умы ученых, следует отметить, что данная проблема в спорте изучена крайне слабо. Женский спорт имеет длительную историю борьбы с социальными установками и стереотипами, благодаря которой занимающиеся данным видом деятельности женщины имеют равные права с мужчинами. Тем не менее, многие аспекты гендерной проблематики в спорте продолжают оставаться дискуссионными. Не удалось встретить исследований, в которых можно было бы встретить образы спортсменов разного пола, занимающихся «полотипичными» и, что особенно интересно, «полонетипичными» видами спорта. Судя по актуальности, научной и практической значимости изучающихся вопросов, гендерная психология спорта, хотя и имеет междисциплинарный характер, может претендовать на статус самостоятельного научного направления в психологии.
08_îâôàçîâàièà.p65 175 1 16.05.2011, 13:43