ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПАХ У
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
Л.П. Окулова
В статье рассматриваются гендерные стереотипы юношей и девушек, занимающихся физической культурой и спортом. Предлагается включение в учебный процесс учебного курса «Основы гендерной теории физической культуры и спорта».
Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерная идентификация и дифференциация, маскулинность, фемининность.
The study of representations of gender stereotypes among today's youth. The article discusses the gender stereotypes of boys and girls engaged in physical culture and sports. It is proposed the inclusion in the learning process of the course "Fundamentals of Gender Theory of physical culture and sport."
Key words: gender stereotypes, gender identification and differentiation, masculinity, femininity.
Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Гендерные стереотипы - это мнения о личностных качествах и особенностях поведения мужчин и женщин [2]. Существует три группы гендерных стереотипов [6].
Первая группа - это стереотипы маскулинности/фемининности, они связаны с качествами личности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности, навязываются разные типы темпераментов и стилей поведения. Типично женскими качествами признаются пассивность, нерешительность, зависимость, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, эмоциональность. К мужским качествам относят активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию, достижению, низкую эмоциональность. Как институт социализации спорт воспитывает качества личности, стереотипно воспринимаемые как маскулинные.
Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин - по наличию семьи и детей. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения принято оценивать по профессиональным успехам, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений. Таким образом, спорт, в котором самоцелью являются достижения, не согласуется с образом женственности.
Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда, характере выполняемой работы (женская сфера - экспрессивная, мужская - инструментальная). Отсюда
возникает деление видов спорта на «мужские» и «женские». Благоприятными для занятий женщин признаются те, в которых необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм [9].
На современном этапе развития зрелищные экранные технологии изменили традиционные гендерные стереотипы в отношении мужчин и женщин. Вопросы гендерной идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время все больший круг исследователей, находят отражение в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направлений и содержание современной педагогики. Сегодня значительное внимание уделяется изменениям, происходящим в обществе и, как следствие, изменяющимся моделям маскулинности и фемининности.
Чаще всего на вопрос: «Какие черты характерны для девушки?» даются ответы -
эмоциональность, уязвимость и интуиция. Но для гармоничного развития личности, эти черты юноши тоже могли бы развивать в себе. При организации воспитательного пространства ВУЗа важно учитывать создание условий для реализации возможностей юношей и девушек. Стереотипное отношение к мужскому и женскому полу закладывает основы отношений со школы и продолжается этот процесс в ВУЗе. Д.Н. Исаев и В.Е. Каган отмечают: «Требования к маскулинности мальчиков в целом жестче, чем к феминности девочек, и мальчики в ходе половой социализации испытывают большее средовое давление» [8].
Воспитательное пространство ВУЗа, особенно с профилизацией на физическую подготовку, в целом строится на полоролевых стереотипах. Решение проблемы оптимизации полоролевого воспитания немыслимо вне контекста воспитания отношений между полами. Вопрос о влиянии образовательной среды на юношу или девушку, особенно актуален для становления их как будущих профессионалов. Преподавательский состав ВУЗа спортивной направленности предъявляет жесткость требований к маскулинности, создавая мощный эмоциональнокогнитивный диссонанс, способствующий либо полоролевой растерянности, либо утрированномаскулинным полоролевым ориентациям. В связи с этим требования к фемининности девушек прогрессирующе уменьшаются, а диапазон их полоролевых ориентаций все больше и больше включаются маскулинизированные стереотипы взрослых женщин. Это осложняется ещё тем, что роль студента по физической культуре и спорту по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. Быть «хорошей» студенткой института физической культуры и спорта и «настоящей» женщиной - сильно противоречат одно другому, а быть «хорошим» студентом института физической культуры и спорта и в тоже время чувствовать себя «настоящим» мужчиной - это вещи в определенном смысле очень согласуются друг с другом.
Культура здоровья - личностное качество каждого человека, которое может сформироваться только благодаря активной здравотворческой деятельности самого человека. Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Ведущим фактором риска нарушения здоровья и снижения качества жизни у студентов вуза является превышение норм учебной нагрузки за счет аудиторных и внеаудиторных часов. Выявлены гендерные различия в оценке качества жизни студентов: у юношей большую значимость имеют факторы социальной шкалы (социальный статус, семья, материальное
благосостояние) на протяжении всех лет обучения; у девушек на первых курсах превалируют факторы физической шкалы (здоровье, питание, режим труда и отдыха) на старших курсах значимость социальных факторов возрастает. Скоростные и качественные показатели умственной работоспособности, параметры кратковременной памяти и мышления у студентов имеют тенденцию к снижению на III курсе, а на старших курсах наблюдаются признаки их повышения независимо от половой принадлежности обследуемых.
В ходе анализа преподавания физической культуры с использование гендерного подхода были выявлены следующие противоречия:
- между системным и комплексным рассмотрением проблем теории физической культуры в гендерном аспекте и недостаточной разработанностью данного аспекта;
- между некомпетентностью преподавателей высшей школы в области гендерных исследований в целом и необходимостью формирования и развития гендерной культуры субъектов в процессе физического воспитания;
- между традиционной деятельностью преподавателя как субъекта внутривузовского управления на технологической основе и низким уровнем использования гендерных методик в организации процесса физического воспитания.
Кроме того, теоретический анализ научной и методической литературы по гендерному подходу в обучении выявил противоречия, которые возникли в современном обществе:
- между устоявшимися представлениями о маскулинных (традиционно считавшихся исключительно мужскими) видах спорта, которыми сегодня активно увлекаются женщины, и гендерной ролью женщины в обществе;
- между воздействием профессионализации в маскулинном виде спорта на организм женщины и состоянием её здоровья и репродуктивной функции в процессе и после окончания спортивной карьеры;
- между потребностью общества в квалифицированных специалистах по физической культуре, осознающих социальную значимость и специфику реализации гендерной теории в своей практической деятельности, и отсутствием основ гендерной теории как учебной дисциплины в программе их подготовки.
В программах подготовки будущих специалистов в области физической культуры на данном этапе отсутствует программно-методическое обеспечение в области основ гендерных знаний и гендерных компонентов теории физической культуры.
Включение гендерных исследований для студентов, а также для преподавателей, в существующую учебную программу по физической культуре будет способствовать формированию у них нового сознания - направленности к равноправным отношениям между полами во всех областях общественной, политической, семейной жизни, а также в системе образования. В свете новой социальной ситуации, сложившейся в нашей стране, в связи с ломкой социальных стереотипов необходимо отметить актуальность изучения особенностей профессионального становления личности с учетом социально-культурного понимания гендера. При этом в основе данной позиции
лежит понимание гендера как одной из базовых характеристик личности, которая оказывает влияние на другие ее характеристики, в том числе и на профессиональное становление личности, и на особенности процесса формирования самосознания.
Актуальность гендерного подхода в деятельностной сфере современной физической культуры и спорта не вызывает сомнений [4]. Формирование гендерного сознания является одной из важнейших проблем современной образовательно-воспитательной парадигмы. Сознание -важнейшая функция человеческого мозга, позволяющая ему перерабатывать информацию об окружающем мире. В разных областях знания о человеке существуют свои концепты о сознании. Исходя из общих параметров сознания, содержание которого составляет переживание возникающих у человека чувственных и умственных образов, можно сказать, что в гендерном сознании предметом такого переживания являются сложившиеся в социуме гендерные отношения. Таким образом, научная проблема заключается в теоретико-методологическом обосновании гендерного подхода, прежде всего, к образованию в сфере физической культуры и спорта, а через это - к формированию гендерной идентичности спортсменов, занимающихся маскулинными и фемининными видами спорта и физической культурой.
Необходимо включение в профессиональную подготовку студентов специального курса, целью которого является изучение гендерных компонентов теории физической культуры и спорта. Изучение материалов данного курса приводит к повышению уровня гендерной компетентности будущих специалистов в области физической культуры по следующим признакам:
- наличие определенного минимума знаний в области гендера и его влиянии на биологический пол;
- понимание интеграции основ гендерных составляющих с теорией физической культуры и спорта;
- усвоение содержания гендерных компонентов в теории физической культуры и спорта;
- желание использовать полученные знания в практической деятельности.
Важно сконцентрировать гендерные компоненты теории физической культуры и спорта в рамках специального учебного курса. Его рабочее название - «Основы гендерной теории физической культуры и спорта». Под этим понятием подразумевается обобщенное представление в теории физической культуры и спорта - гендерной составляющей, ее отдельных гендерных компонентов по всей данной научной дисциплине в комплексе.
В современной системе понятий теории физической культуры и спорта физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация, физическая адаптация представлены не своими обособленными друг от друга теориями, а как виды деятельности в области физической культуры, на основе которых формируются виды физической культуры: образовательная физическая культура, спортивная физическая культура (на базе как массового спорта, так и спорта высших достижений), рекреационная физическая культура, реабилитационная физическая культура, адаптивная физическая культура. В общей структуре теории физической культуры свое
место занимают и ее гендерные компоненты [7]. А.Л Воржбитовой в ходе исследования определено содержание гендерных компонентов в теории физической культуры.
Таблица 1
Содержание гендерных компонентов в теории физической культуры
Основные виды физической культуры Содержание частных гендерных компонентов теории физической культуры
Образовательная физическая культура Теоретические знания в области гендерного подхода к изучению физической культуры: интеграция принципов теории физической культуры и общей гендерологии, классификация гендерных компонентов теории физической культуры. Гендерные различия в процессе формирования и развития двигательных навыков людей. Практические навыки маскулинного и фемининного поведения: характер движений, особенности походки, спортивной одежды, речевого поведения (с учетом социальной и этнической принадлежности обучаемых).
Спортивная физическая культура Учет гендерной принадлежности спортсменов обоих биологических полов в связи с гендерной классификацией видов спорта. Воздействие маскулинных и фемининных видов спорта на личность спортсмена. Факторы соответствия телесного облика спортсмена его гендерной роли. Гендерные особенности проявления спортивной агрессии. Особенностей гендерной мотивации при выборе вида спорта (с учетом этнической ментальности спортсменов) и гендерные различия в уровнях притязаний спортсменов. Гендерные роли и здоровье спортсменов.
Рекреационная физическая культура Гендерная мотивация при выборе видов физической рекреации. Гендерные особенности преодоления последствий неблагоприятных условий окружающей среды и интенсивной двигательной активности. Связь рекреационной деятельности с другими видами активного отдыха и особенности гендерных предпочтений в этой области. Экскурсии и турпоходы как важнейшая сфера гендерных предпочтений в соответствии с маскулинным или фемининным характером физической культуры личности (спортивные занятия, игры на природе, собирательская деятельность и т.д.).
Систематизированное содержание гендерных компонентов в теории физической культуры дает возможность проектировать рабочие программы преподавателей с целью освоения студентами сути гендера как социально-психологического конструкта, меняющегося в зависимости от исторической эпохи, уровня развития культуры общества.
Гендерный подход в системе образования - один из инновационных подходов, обусловленный экономическими и социальными преобразованиями в обществе, актуализирующими новые требования в подготовке преподавателей., создать основу для овладения достижениями наук о человеке, закономерностях его развития, овладеть новыми технологиями обучения и воспитания, искусством общения, гендерной компетенцией в структуре общей профессиональной компетентности, способствующей повышению качества образования [1].
Необходимость исследования особенностей реализации гендерного подхода в обучении студентов обусловлена теми противоречиями, которые возникли между высокими требованиями общества к уровню владения различными компетенциями и традиционной системой обучения, не всегда учитывающей гендерные характеристики личности. Данные противоречия снижают эффективность образования в целом, так как признаки гендерной идентичности не всегда учитываются при составлении учебных планов и программ, при выборе учебно-методической литературы, а также при разработке технологий обучения [5].
Таким образом, недооценка гендерной составляющей вступает в противоречие с развивающей функцией современного образования, затрудняет формирование личности в высшей школе и может привести к значительным ошибкам.
Гендерный подход в обучении студентов - это педагогическая организация процесса обучения, учитывающая гендерную идентичность личности, что способствует более полной реализации потенциалов обучаемых, расширяет возможности студентов в различных ситуациях, связанных с гендерными отношениями в обществе. Преподаватели и студенты, владеющие гендерными знаниями, должны преодолевать гендерные стереотипы, препятствующие успешной мультикультурной коммуникации. Таким образом, необходимо разработать такую модель обучения студентов на основе гендерного подхода, которая бы способствовала системному изменению учебной среды с целью более полной реализации возможностей студентов. Для выполнения этой задачи преподавателю необходимо иметь способность моделировать воздействие факторов (вербальных и невербальных) учебной среды, методов и форм работы, а также предоставить субъектам учебно-воспитательного процесса самостоятельно выбрать стратегии обучения [5].
Определение индивидуальной стратегии обучения личности способствует большей эффективности процесса обучения, поскольку педагогическое воздействие предполагает диагностику типов личности обучаемых по принципу маскулинности / фемининности, построение на основе полученных данных модели деятельности студентов и выбор оптимальных технологий обучения иностранному языку в соответствии с гендерной идентичностью студентов [3]. Важно отметить, что гендерный дискурс на практических занятиях возможен без изменения содержания и тематики рабочих программ, так как гендер пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Сообщение обучаемым сведений о гендерных стереотипах в культуре способствует формированию толерантной личности. Поэтому целью нашего исследования является изучение представлений о гендерных стереотипах у современной молодёжи.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы для выявления сущности и условий формирования гендерных стереотипов.
2. Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей представлений о гендерных стереотипах у современных студентов.
Экспериментальное исследование проводилось со студентами 1 курса в количестве 50 человек (25 юношей и 25 девушек). Для анализа им предлагалась таблица с инструкцией, в которой предлагалось при согласии согласны с той или иной характеристикой поставить в графе напротив неё знак «+», при несогласии знак «-». Анкеты были анонимными, но набраны были разным шрифтом для юношей и девушек, что позволило провести их обработку в соответствии с половой принадлежностью респондента.
Таблица 2
Анкеты для выявления гендерных стереотипов
Юноши Девушки
Логика Эмоциональная устойчивость Прощает и забывает Внимание к объекту в целом, не замечает детали Склонность к абстракциям Ориентация в пространстве Техническая направленность Стремление к лидерству, уважение к иерархии Наблюдательность обостряется в стрессе Самооценка завышена Интуиция Эмоции, перепады настроения Прощает, но не забывает Внимание к деталям, может не замечать главного. Склонность к конкретике, на основе деталей Ловкость и чуткость рук Гуманитарная направленность Стремление к общению Наблюдательность в обычной жизни высока, а в состоянии стресса теряется. Самооценка занижена
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы.
Юноши в своём стереотипе отрицают склонность к абстракциям (60 %), прощает и забывает (30 %); восприятие в целом (по 20 %); по 10 % - ориентацию в пространстве, техническую направленность.
Девушки в юношах не видят: склонности к абстракциям (70 %), внимания к объекту в целом (80 %), технической направленности, стремления к лидерству (по 20 %). При этом девушки в оценке мужчин более категоричны. Вполне вероятно, данный факт объясняется возрастом респондентов (18-19 лет).
Девушки в своём стереотипе отрицают: что они прощают, но не забывают (80 %), внимание к деталям (60 %), наблюдательность теряют в состоянии стресса (40 %), гуманитарную направленность (30 %). Анализ, ловкость и чуткость рук, мотив отношения с окружающими, внимание к деталям отрицаются 10 % (по одному человеку), что можно считать случайностью. Юноши в девушках не замечают: интуиции (90 %), внимания к деталям (80 %), гуманитарной направленности (50 %), ловкость и чуткость рук (50 %). Стремление к общению, мотив отношения
с окружающими, умение подчиняться, гуманитарная направленность - по 20%. Девушки очень не хотят подчиняться, юноши не приписывают им умения анализировать. Данный факт можно трактовать как маскулинизацию женщин, однако для полноценных выводов недостаточно эмпирического материала, что позволяет надеяться на успешность дальнейшей разработки вопроса.
Отвечая на данные вопросы и сравнивая свои идеи, студенты замечали насколько разными являлись мнения представителей разных полов. Например, при ответе на вопрос «Что необходимо сделать, чтобы преуспеть в своей карьере?», девушки часто высказывали такие идеи как использование свой привлекательной внешности и прислушивание к более опытным коллегам, в то время как юноши высказывали необходимость быть энергичными и самим заниматься исследовательской деятельностью. Но представители обоих полов при ответе на вопрос о факторах, влияющих на получение работы, упоминали важность пола.
Было неоднократно проведено упражнение «Стереотипы», предоставляющее возможность каждому высказать свое мнение о стереотипах связанных с «женскими» и «мужскими» профессиями в области образования. Все участники высказываются поочередно. Наиболее часто выделяют такие стереотипы, как:
- у девушек меньше мотивации совершать какие-либо достижения,
- девушки более общительны, чем юноши,
- девушки более внушаемы, чем юноши,
- у юношей более развито аналитическое мышление, чем у девушек,
- юноши ориентируются на результат, а не на процесс,
- юноши адекватнее воспринимают критику.
Для максимальной самореализации и раскрытия способностей студентов обоих полов в процессе обучения хорошо использовать различные методы. Очень эффективными можно назвать тренинги, деловые игры, дискуссии, мини-исследования, проекты. Все эти методы предполагают постоянную рефлексию, поэтому бесспорно могут способствовать формированию у девушек и юношей гендерной чувствительности. Более того, эти методы способствуют формированию такой образовательной компетенции как межкультурная компетенция, которая является актуальным вопросом современной российской педагогической науки.
Таким образом, студентам была предоставлена возможность в ходе обсуждений и разделением мнений, увидеть какие существуют гендерные стереотипы. Выявленные гендерные стереотипы выступают барьерами на пути роста профессиональной деятельности современной молодежи.
Литература:
Анкер Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. редактор и составитель к.э.н. Е.Б. Мезенцева.- М, 2002. С.299-328.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.
Ворожбитова А.Л. Гендерные компоненты теории физической культуры. Автореф. дисс... канд.пед.наук. Майкоп. 2008. 28 с.
Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М.: Высшая школа. 2004.
Исаев Д.Н., Каган Б.Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988. 160с.
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пос. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 92 с.
Тупицына И.А. Гендерные стереотипы и жизненный путь человека// Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб., 2003. С.143-152.
Цикунова Н.С. Доминанты маскулинности и фемининности в сознании спортсменов: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 28с.
Gender and Health in Adolescence / Editors P.Kolip, B.Schmidth. - Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe, 1999. - 38 p.