реакции на «ключевые» половые раздражители, если по характеру деятельности подростку или юноше приходится постоянно иметь дело с полуобнаженным женским телом (например, при обучении в балетном училище). В пользу биологического происхождения гомосексуальности сторонники данной точки зрения приводят факты различий некоторых структур мозга: у гомосексуалов задняя область гипоталамуса, которая ответственна за половое поведение, уменьшена по сравнению с нормой. Однако при благоприятной половой идентичности и в этих случаях возможна коррекция полоролевого поведения. В то же время юноши с «нормальным» гипоталамусом под влиянием «популяризации» соответствующих пессп Бори Моисеева, балов трансвеститов, парадов сексуальных меньшинств и т.п. могут иметь неадекватное полоролевое поведение. Сложно доказать здесь приоритеты биологического и социального. Они существуют в одном и том же человеке. И побеждает всё же нормальное биологическое. Задача взрослых — помочь нашим подросткам найти адекватные половые идеалы, гармонично пройти все 4 стадии формирования половой идентичности снизу вверх. На рис. 4 обозначен по вертикали принцип уровневого соотнесения составляющих. Это означает последовательное усложнение развития, с опорой на «усвоенное» из предыдущего этапа. В то же время в структуре половой идентичности присутствует и принцип независимости составляющих, в частности, видимо, «сбои» при формировании половой идентичности и адекватных своему полу
черт характера, могут произойти на любом из составляющих структуру половой идентичности.
Данная концепция публикуется впервые и может быть полезной родителям, учителям, школьным психологам, социальным педагогам.
Библиографический список
1. Smelser N. Sociology / N. Smelser. - New Jersey Prentice Hall, 1988. -330p.
2. Erikson E. Identity youlh and crisis / E.Erikson. - N.Y., 1968. -342 p.
3. ГрошевИ.В. Психология половых различий/ И. В. Грошеп. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2001. - 683 с.
4. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. /B.C. Мухина. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 488 с.
5. ЦелуйкоВ.М. Психология неблагополучной семьи: книга дляпедагоговиихродителей/В.М.Целуйко. — М.: Изд-во ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2006. - 271 с.
6. ИльинЕ.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины/Е.П.Ильин, - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
ФИЛАТОВА Александра Федоровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии.
Поступила в редакцию 30.05.06. © Филатова А. Ф.
Ж. А. СТАРОВОЙТОВА
Омский государственный педагогический университет
ТЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ВЕДУЩЕЕ УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
В данной статье раскрывается представление о содержании и структуре педагогической культуры в контексте тендерного подхода. Содержательные характеристики тендерной культуры педагога определяют её ведущим и основополагающим условием организации процесса обучения на основе тендерного подхода. Учитывая цель тендерного подхода как создание условий в образовательном процессе, необходимых для развития личности с андрогинным набором характеристик, тендерная культура педагога выступает той средой, той обстановкой, в которой возникает, существует и развивается феномен психологической андрогинии субъектов обучения и воспитания.
В последние годы тендерные исследования в сис- логических факультетов, в частности Необходимо
теме российского образования приобретают все отметить,-гго анализ психолого-педагогической лите-
большее распространение. В настоящее время, как ратуры в контексте тендерного подхода привел к зак-
отмечает И. Клецина, «в большинстве вузов ген- лючению о проблеме неразработанности понятия и
дерные курсы имеют статус спецкурсов, а в некото- определения «гендерная культура педагога». В оте-
о рых университетах, страны они уже включены в обя- чественнойлитературе по тендерным исследованиям
3 ; зательныи стандарт ученого плана» [3]. Данная поли- в педагогике Штылева Л. В. затрагивает лишьвопрос
ё ; тика ооразования определяется целью формирова- о важности развития педагогом так называемой «ген-
ния тендерной культуры студенчества в целом, и ген- дерной чувствительности», под которой понимает
ЕДО V-DHr.fi культуры студентов педагогических и психо- «способноаьвоспрннимать, осознавай, и моделировать
Таблица 1
Содержание и уровни развития тендерной культуры педаго.
Уровень Компонент Характеристики
Функциональный Информационный (Знания) Обывательское, интуитивное понимание ключевых тендерных категорий и сущности тендерного подхода в образовании. Операциона1ьный (Умения) Выбор учителем организационных условий, методов, форм, средств педагогического управления процессом обучения на основе поло ролевого подхода. Аксиол( г1ческий (Системаценностей) Приоритет ценности раздельного по по\у обучения
Здоровье-сберегающий Информационный (Знания) Представления об особенностях обучения мальчиков и девочек в контексте полоролевого подхода. Операциональный (Умения) Использование методов, форм, способов, средств педагогического взаимодействия с учащимися в процессе обучения на основе полоролевого подхода. Аксиологический (Система ценностей) Не сформирована ценность тендерного подхода как здоровьесберегающего.
Докультурный Психологический Информационный (Знания) Незнание методов психолого-педагогической диагностики уровня развития андрогинии личности учащихся. Операциональный (Умения) Неумение осуществлять подбор методик психолого- педагогической диагностики уровня развития андрогинии личности учащихся. Аксиологический (Система ценностей) Нет приоритета значимости осуществления психолого-педагогической диагностики уровня развития андрогинии личности учащихся как механизма эффективности управления процессом обучения на основе тендерного подхода.
Личностмо-творческий Информационный (Знания) Общие, несистемные знания в области тендерных исследований (или их отсутствие). Операциональный (Умения) - Самообразование в области тендерных исследований не осуществлялось (не осуществляется); - Нет интег рации в профессиональную практику знаний в области тендерных исследований. Аксиологический (Система ценностей) Отсутствие ценности и значимости повышения уровня научной компетентности в области тендерных исследований.
Управленческая коммуникация Информационный (Знания) Незнание сущности принципа гендерного равенства в образовании. Операциональный (Умения) Использование методов, форм, средств различных стилей педагогического руководства учащимися без учёта урог« ш развития ацлрогинии личности учащихся. Аксиологический (Система ценностей) Нет представления о ценности тендерного равенства в обучении как фактора благоприятного психологического климата в классе.
Функциональный Информационный (Знания) - Ключевые тендерные категории; ведущие теории в области тендерных исследований в педагогике и психологии; цели, задач и принципы тендерного подхода в образовании; - Технология организации процесса обучения на основе тендерного подхода (условия, содержание функций педагогического управления, критерии и показатели эффективности организации процесса обучения на основе тендерного подхода). Операциональный (Умения) Реализация на практике технологии организации процесса обучения на основе тендерного подхода по заданному шаблону. Аксиологический (Система ценностей) Осознание важности знаний в области тендерных исследований в педагогике и психологии и умения реалнэовывать на практике технологии организации процесса обучения с учетом уровня развития андрогинии личности учащихся как факторы эффективного осуществления педагогического управления на основе тендерного подхода.
'5 а 5 3 о ¿- В 1 ^ С ео а и о < 9? ' Ю и Информационный (Знания) Оптимальные условия развития андрогинии личности учащихся в процессе обучения. Операциональный (Умения) Создание оптимальные условий развития андрогинии личности учащихся в процессе обучения. Аксиологический (Система ценностей) Осознанне значимости оптимальных условий развития андрогинии личности учащихся в процессе обучения как фактора сохранения их психофизиологического здоровья.
X * с г" С < 1 X ( 2 и : с Информационный (Знания) Методы психолого-педаготическон диагностики уровня развития андрогинии личности учащихся. Операциональный (Умения) Осуществление психолого-педагогической диагностики уровня развития андрогинии личности учащихся. Аксиологический (Система ценностей) Принятие ценности знания методов психолого-педагогической диагностики уровня развития андрогинии личности учащихся и осуществление её при организации процесса обучения на основе тендерного подхода.
Л 1 * С у 11 Информационный (Знания) Самообучение технологии организации процесса обучения на основе тендерного подхода. Операциональный (Умения) Повышенно квалификации в облает:: тендерных исследований и педагогике и психологии (методологический аспект); Аксиологический (Система ценностей) Принятие ценности самообразования и самообучения в области тендерных исследований в педагогике и 1 психологии
Продолжение таблицы 1
и 5
й) ю
Г X
X 5
Ш X
* г
■о I
& §
£ *
Информационный (Знания) Принцип гендерного равенства как фактор эффективности организации процесса обучения на основе тендерного подхода.
Операциональный (Умения) Реализация принципа гендерного равенства организации процесса обучения на основе гендерного подхода.
Аксиологический (Система ценностей) Принятие ценности принципа гендерного равенства как фактора благоприятного психологического климата в классе. _
Информационный (Знания) Поиск передовой информации в области гендерных исследований в педагогике и психологии.
Операциональный (Умения) Дополнение условий развития андрогинии личности учащихся в процессе обучения на основе учета развития научного знания в области тендерных исследований (творческий аспект) и индивидуального опыта организации процесса обучения в контексте гендерного подхода.
Аксиологический (Система ценностей) Осознание значимости поиска передовой информации в области тендерных исследований в педагогике и психологии; дополнения содержания технологии организации процесса обучения в контексте гендерного подхода на основе учета развития научного знания в области тендерных исследований (творческий аспект) и индивидуального опыта реализации условий развития андрогинии личности учащихся в процессе обучения._
и я
2 3
Я 2
о и а. (о
< а
го 115 ю
Информационный (Знания) Знание уровня развития андрогинии собственной личности как требование к профессионально-личностным качествам учителя в контексте гендерного подхода.
Операциональный (Умения) Изучение уровня развития андрогинии собственной личности и её развитие.
Аксиологический (Система ценностей) Осознание ценности изучения уровня развития андрогинии собственной личности и её развития как требование к профессионально-личностным качествам учителя в контексте гендерного подхода.__
к <
Информационный (Знания) На основе учета развития научного знания в области тендерных исследований выстраивание собственного индивидуального концептуального представления об организации процесса обучения на основе гендерного подхода.
Операциональный (Умения) Осуществление индивидуальной научно-исследовательской деятельности в процессе организации обучения на основе гендерного подхода.
Аксиологический (Система ценностей) Осознание значимости интеграции передовых научных знаний и собственного опыта научно-исследовательской деятельности для выработке новых условий организации процесса обучения на основе гендерного подхода_______
Информационный (Знания) Поиск передовой информации в области психолого-педагогической диагностики особенностей тендерной социализации учащихся при организации процесса обучения на основе гендерного подхода и собственно эффективности организации процесса обучения на основе гендерного подхода.
Операциональный (Умения) Разработка инструментария педагогической диагностики эффективности организации процесса обучения в контексте гендерного подхода на основе индивидуального опыта.
Аксиологический (Система ценностей) Осознание ценности поиска передовой информации в области психолого-педагогической диагностики особенностей тендерной социализации учащихся при организации процесса обучения на основе гендерного подхода, и разработка инструментария педагогической диагностики эффективности организации процесса обучения в контексте гендерного подхода на основе индивидуального опыта.
Информационный (Знания) Передовая информация о новых методах, способах, формах средствах педагогического общения в обучении с учащимися в зависимости от уровня развития андрогинии их личности.
Операциональный (Умения) Разработка новых методов, способов, форм, средств педагогического общения а обучении с учащимися в зависимости сгг уровня развития андрогинии их личности на основе учета развития научного знания в области гендерных исследований и собственного опыта научно-исследовательской деятельности в организации процесса обучения на основе гендерного подхода.
Аксиологический (Система ценностей) Осознание значимости обмена опытом собственной научно-исследовательской деятельности и коллег в процессе организации обучения на основе гендерного подхода.
воздействие вербальных, невербальных и предметных влияний социальной среды, методов и форм работы с детьми на формирование тендерной идентичности ребенка, способность улавливать и реагировать на любые проявления дискриминации по признаку пола» [3]. Однако данное понятие не раскрывает в полной мере многогранность педагогической культуры в контексте гендерного подхода. В связи с данной проблемой определяется тема настоящей статьи, и задача - раскрыть сущность понятия «гендерная культура педагога», выделив уровни её развития, обозначив структурные компоненты и их характеристики, что требует обращения к анализу таких педагогических категорий как «профессионалыю-педаго-гическая культура» и «культура управления» (или «управленческая культура»), так как педагог является, в первую очередь, менеджером процесса обучения.
На основании концептуальных идей о «культуре» И.Я. Лернераи М.Н. Скаткина; о модели управленческой культуры учителя М.А. Кононенко; о культуре управления Л. А. Шипилиной; о профессионально-педагогической культуре учителя В. А. Сластенина, Н.Е. Воробьева, В.К. Суханцевой, Т.В. Ивановой; об уровнях развития рефлексивной культуры учителя И. Майз-лера, М. Щербинина, И. Вайс; и цели гендерного подхода в образовании - создание условий для тендерной социализации школьников, способствующих воспитанию отношений между полами, свободных от жестких стереотипов маскулинности и фемининности в традиционном смысле, воспитания новой личности с высокими интенциями открытости и адаптивности во всех сферах жизни, неограниченными возможностями индивидуального жизненного выбора и самореализации личности учащихся с андрогинным набо-
ром характеристик; было разработано следующее определение: тендерная культура педагога - это индивидуально-личностная характеристика педагога, содержание которой представлено профессионально-ценностными ориентациями здоровьесберегающего, функционального, психологического, личностно-твор-ческого и коммуникативного характера, обеспечивающими способность осуществлять организацию процесса обучения на основе тендерного подхода.
Понимание М.А. Кононенко о модели управленческой культуры учителя позволило определить в структуре тендерной культуры педагога пять компонентов: здоровьесберегающий, функциональный, психологический, личностно-творческий и уиргп ленческаякоммуникация [4]. Представление И. Май-злера, М. Щербинина, И. Вайс о педагогической рефлексии, как механизме существования управленческой педагогической культуры в целом, обусловило определение в качестве уровней развития тендерной культуры педагога следующие: докультурный, нор-мативно-знаниевый и концептуально-проблемный [2]. При этом каждый уровень тендерной культуры педагога представлен, согласно универсальному подходу И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, в двух плоскостях: критерии (компоненты тендерной культуры управления учителя): функциональный, здоровьесберегающий, личностно-творческий, психологический, управленческая коммуникация; показатели: информационный (знания), операциональный (умения), аксиологический (ценности) [1,4]. Содержание и характеристики структурных компонентов тендерной культуры педагога системно представлены в таблице 1. Важно отметить, что представленные в таблице уровни развития тендерной культуры педагога указывают на то, что педагог, организующий процесс обучения в контексте тендерного подхода, должен обладать не только системой знаний в области тендерных исследований, в широком смысле, не только владеть умениями и навыками реализации технологии создания условий, необходимых для развития андрогинии личности обучающихся, но развивать в себе личностные характеристики андрогинии и проявлять их на профессиональном уровне. Проявление
педагогом характеристик андрогинного типа личности в педагогической деятельности, в частности при организации процесса обучения, является критерием высокой оценки профе :ск,к;ализ^. л и компетентности в применении тендерного подхода. Поэтому тендерная культура педагога выступает в качестве ведущего условия, представляющего ту среду, без которой смысл организации процесса обучения на основе тендерного подхода теряется, без которой невозможно развитие личности воспитанников с ан-дрогинным набором характеристик, дающего высокие интенции открытости и адаптивности во всех сферах жизни, неограниченные возможности индивидуального жизненного выбора и самореализации.
Библиографический список
1.ЛернерИ.Я. Проблемное обучение/И.Я. Лернер - М„ 1974г.
2. Майзлер И., Щербинин М., Вайс И. Типологический анализ управленческого профессионализма: теоретические подходы и практические результаты исследования // Управленческое консультирование, 1999г., №2.
3. Практикум по тендерной психологии/Под ред. И.С.Клёци-ной. - Спб.: Питер, 2003. - 480 с.
4. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Монография, 1998.
5. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. (Впомощьначинающемуисследователю). М.: Педагогика, 1986.-152 с.
6. ШипилинаЛА. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете. Монография — Омск: Издательство ОмГПУ, 1998. - 293 с.
СТАРОВОЙТОВА Жанна Александровна, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная шко-ла№ 117» с углублённым изучением отдельных предметов», аспирант кафедры профессиональной педагогики и психологии и педагогического управления ОмГПУ.
Поступила в редакцию 30.05.06. © Старовойтова Ж. А.
УДК 378 Е.В.БЕЛЯЕВА
Ульяновский государственный педагогический университет
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ_
В статье обосновывается актуальность исследования, выделены основные характеристики культуры профессионального мышления учителя: профессионально-ценностные ориентации, практичность мышления, творческий характер мышления, системность, логичность и конкретность мышления, опору в деятельности на современные научные представления, осознание явлений и процессов на основе научных знаний, образное мышление, социокультурные нормы, поликультурность мышления.
Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для нашей действительности, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических усло-
виях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Цель учебно-воспитательного процесса современной высшей школы заключается в формировании полноценной творческой личности, спо-